Жилье военнослужащим инвалидам

Оглавление:

Как инвалиду получить квартиру

Квартиры в Украине, особенно в крупных городах, не говоря уже о Киеве, стоят очень дорого. Купить себе жилье, пусть даже в кредит, может позволить себе далеко не каждый. Что уже говорить о лицах с ограниченной трудоспособностью, основной доход которых составляет пособие.

Сегодня будем разбираться, кто имеет право претендовать на бесплатное жилье от государства, каков порядок получения жилья и насколько это реально в современных условиях.

Кому положено

Согласно статье 11 Закона Украины «Про жилищный фонд социального назначения» рассчитывать на внеочередное получение жилья среди инвалидов могут:

— инвалиды Великой Отечественной войны, причем, на протяжении двух лет со времени включения их во внеочередной список. При этом инвалиды первой группы, которые являются участниками боевых действий на территории других государств, — на протяжении года, учитывая преимущественное право инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц на получение жилья перед остальными категориями внеочередников;

— бывшие малолетние заключенные, возрастом до 14 лет в момент заключения их в концентрационные лагеря, гетто и другие места принудительного содержания, признанные инвалидами общего заболевания или трудового увечья;

— супруги умерших жертв нацистского преследования, ставшие инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья или по иным причинам;

— пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы 1, 2 категории;

— совершеннолетние дети-инвалиды, не имеющие родителей или те, чьи родители лишены родительских прав, и проживающие в государственных или других социальных учреждениях, но только при условии, что они способны к самообслуживанию и могут вести самостоятельный образ жизни – это решает медико-социальная экспертиза.

В статье 12 этого же закона определены те, кто имеет первоочередное право на получение социального жилья:

— инвалиды труда и инвалиды из числа военнослужащих I, II группы;

— семьи с детьми-инвалидами до 18 лет I, II группы.

Кроме инвалидов, на получение социального жилья могут рассчитывать другие лица льготных категорий. В очередь могут стать и люди, которым необходимо улучшение жилищных условий, например, семьи, где на одного человека приходится меньше 7 кв. метров (норма для Киева).

Куда обращаться

Если вы относитесь к данным льготным категориям, то для того, чтобы стать на учет, необходимо обратиться в местный отдел учета и распределения жилой площади с заявлением. Письменное заявление должен написать сам заявитель или же его представитель, у которого есть документ о представительстве, опекун, попечитель или орган опеки. К заявлению нужно приложить целый ряд документов.

В случае если вы хотите прояснить ситуацию с вашими правами, решения относительно взятия на учет вас не устраивают, вы очень долго находитесь в очереди, а результата никакого, стоит обратиться за юридической помощью . Кроме платных услуг от частных юристов, которые могут быть не по карману, можно поискать ответы на свои вопросы или пообщаться с теми, кто уже находился в аналогичных ситуациях, на различных форумах в интернете, в частности раздел юридической помощи в сфере недвижимости есть и на сайте Domik.net . Здесь же, на специализированных форумах и сайтах правозащитников, есть юристы, которые оказывают помощь онлайн на бесплатной основе.

В нашей стране также действует специализированная структура — Всеукраинская организация инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», представительства которой есть в каждой области. Среди различных видов помощи и услуг инвалидам предоставляют и юридическую помощь. Так, раздел Днепропетровской областной организации сообщает, что в судах выиграны три дела в пользу инвалидов.

Правда, юристы говорят, что в подобных организациях действенную помощь вероятнее всего получить при помощи родственных связей или денег.

Необходимые документы:

  • документ, подтверждающий право взятия на учет;
  • документ, подтверждающий право на льготы;
  • справка о составе семьи;
  • копии документов, удостоверяющие личности членов семьи;
  • копии идентификационных номеров членов семьи;
  • справки о доходах за прошедший год льготника и его семьи;
  • сведения о стоимости имущества, которым владеет льготник.

В ответ вам должны выдать список принятых документов, подписанный тем, кто их принял. Дальше в течение тридцати рабочих дней, а значит, возможно, почти полутора месяцев, должны принять решение о постановке на учет или об отказе.

Не забывайте, что если у вас нет другого жилья, то вас должны поселить в социальное общежитие.

О своем решении отдел по учету и распределению жилой площади обязан вас известить в письменной форме не позднее, чем через семь дней после принятия такового. Уведомление должно содержать информацию о дате, когда вас взяли на учет, номере в очереди или причинах, по которым отказано во взятии на учет. Также вас должны внести в единый государственный автоматизированный реестр лиц, которые имеют льготы.

Контролировать порядок и правила распределения социального жилья положено наблюдательному совету.

На деле

«В каждом городе должен существовать фонд такого жилья. Или же горсовет должен купить жилье для этих категорий граждан. Но, как правило, даже среди тех, кто относится к категории вне очереди, есть очередь между ними самими. И стоят они в ней годами», — комментирует сложившуюся ситуацию Зореслав Замойский.

Юрист также припоминает реальный случай в своей практике, когда в предоставление жилья инвалиду отказали по причине «отсутствия единицы жилищного фонда».

Да и недавний скандал с бронзовым чемпионом Паралимпийских игр Денисом Соболем из Полтавы показал, как на практике тяжело получить у государства квартиру даже льготнику. На каждого из десяти членов семьи Соболя приходится по 2 кв. метра, сам он является не просто инвалидом второй группы по зрению, а чемпионом последних игр в Лондоне. По сведениям горсовета, его номер в списке общей очереди — 3 678, а в льготном — 74. Если бы не освещение истории паралимпийца в СМИ, ожидать квартиру можно было бы десятилетиями. После выхода сюжетов и публикаций местные чиновники зашевелились, и, в итоге, мэр Полтавы поздравил чемпиона с получением новой квартиры.

В реальности 1-комнатная квартира оказалась частью незавершенной новостройки , которую, правда обещают сдать к концу года. Ордера на квартиру соответственно еще нет, но власти обещают, что все будет законно и никакого подвоха не будет. Только вот для того, чтобы поселиться в новой квартире, спортсмену придется еще найти деньги на ремонт.

Конечно, даже сам процесс сбора и подачи документов отнимет у инвалида, имеющего законное право на получение квартиры, немало сил и времени. Опять же, определение места в очереди не гарантирует скорое новоселье. Но отстаивать свои права нужно. Возможно, может понадобиться юридическая помощь для того, чтобы одолеть бюрократию. Оплата труда юристов будет оправдана в случае высокой вероятности получения жилья. В крайнем случае, можно обратиться в СМИ, хотя бы местные, потому что нередко огласка таких ситуаций может помочь решить вопрос. Возможно, выдаче квартиры поспособствует горсовет или же выделит деньги очередной претендент на депутатское кресло, спонсорство которого послужит ему рекламой.

Как инвалиду получить квартиру в Украине?

Всем известно, сколько стоит сегодня недвижимость в Украине, особенно в крупных мегаполисах и столице. Далеко не каждый решается оформить ипотечное кредитование, а купить квартиру за собственные средства вообще могут единицы. Особенно это касается инвалидов — людей с ограниченной трудоспособностью, ведь все они вынуждены жить на сравнительно небольшое пособие, которого едва ли хватает на продукты питания, лекарства и оплату коммунальных услуг.

Давайте попробуем разобраться, кто сегодня по закону имеет право претендовать на получение бесплатного жилья, каков порядок получения в собственность квадратных метров, а также насколько это реально в современных условиях.

Кто может претендовать на получение квартиры?

Первоочередное право на получение социального жилья, согласно ст.12 ЗУ «Про жилищный фонд социального назначения», имеют только две категории граждан:

  1. Семьи с детьми-инвалидами 1 и 2 группы до 18 лет.
  2. Инвалиды труда и инвалиды из числа военнослужащих (1 и 2 группы).

Ст.11 ЗУ «Про жилищный фонд социального назначения» гласит, что рассчитывать на получение бесплатного жилья среди инвалидов могут:

  1. Инвалиды ВОВ. Данная категория граждан по закону имеет право получить квартиру в течение двух лет с момента включения их во внеочередной список. При этом, участники боевых действий, получившие 1 группу инвалидности, могут рассчитывать на получение собственного жилья в течение года с момента включения в список.
  2. Бывшие несовершеннолетние узники концентрационных лагерей, гетто и любых других мест принудительного содержания. При этом, данная категория лиц должна иметь инвалидность, связанную с общим заболеванием или трудовым увечьем.
  3. Супруги тех, кто в свое время был подвергнут нацистскому преследованию. При этом, данная категория лиц также должна иметь инвалидность, связанную с трудовыми увечьями, общим заболеванием и любыми другими причинами.
  4. Инвалиды 1, 2 группы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС.
  5. Совершеннолетние инвалиды, не имеющие родителей или чьи родители лишены родительских прав по закону, проживающие в государственных социальных учреждениях. При этом, медико-социальная экспертиза должна решить, может ли такой инвалид проживать самостоятельно и способен ли он к самообслуживанию. Это основной критерий отбора очередников среди данной категории граждан.

Помимо инвалидов, государство предоставляет право на получение бесплатного социального жилья и другим категориям граждан. В очередь могут стать все нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Где вам могут помочь?

Для постановки в очередь льготнику необходимо с соответствующим заявлением обратиться в местный отдел учета и распределения жилой площади. Заявление должно быть написано самим заявителем или его представителем, имеющим соответствующую доверенность (опекун, органы опеки, попечитель).

Заявление должно быть подкреплено рядом документов, подтверждающих право гражданина на получение социального жилья:

  • подтверждение права постановки на учет;
  • подтверждение прав на получение льгот;
  • справка о составе семьи;
  • копии паспортов членов семьи (документов, подтверждающих личность), копии их идентификационных кодов;
  • справка о доходах льготника (за прошедший год), справки о доходах членов его семьи;
  • документ, подтверждающий стоимость имущества, которым владеет льготник.

После того, как в местном отделе учета и распределения жилой площади у вас приняли необходимые документы, вам должны выдать соответствующий список, подписанный ответственным лицом, принявшим бумаги. Решение о постановке на учет или об отказе в этом принимается в течение 30 рабочих дней (в районе полутора месяцев). При этом, лицо, претендующее на постановку в очередь, на время вынесения решения обязаны поселить в социальное общежитие (если у него нет никакого другого жилья).

Ответ из отдела по учету и распределению жилой площади приходит в письменной форме в течение семи дней с момента принятия решения. В письме-уведомлении должна быть следующая информация:

  • дата постановки на учет;
  • номер в очереди;
  • извещение о внесении в Единый государственный автоматизированный реестр лиц, которые имеющих льготы;
  • причины, в связи с которыми отказано в постановке на учет.

Смело отправляйтесь за консультационной помощью юриста, если вы хотите прояснить ситуацию с собственными правами на получение социального жилья, слишком долго стоите в очереди или вас не хотят ставить на учет. Ввиду того, что деньги на частных специалистов найдутся далеко не у всех, стоит обратиться за помощью в специализированную структуру, представительства которой находятся в каждой области Украины. Речь идет о Всеукраинской организации инвалидов — «Союзе организаций инвалидов Украины». Помимо юридической консультации, каждому инвалиду здесь окажут множество других видов помощи. Практика не раз доказывала, насколько эффективной является помощь Союза при разбирательствах в судах.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 06.06.2013

Льготы военнослужащим на жилье

Определенные категории граждан согласно действующему законодательству, имеют право на жилищные льготы, к которым относятся привилегии по предоставлению жилых помещений, оплате коммунальных и иных услуг, получению кредитных средств на покупку и строительство недвижимости, скидки при вступлении в жилищные кооперативы и другое. Важно помнить, что некоторые льготы предоставляются исключительно в рамках государственных помещений, а также на получение служебной квартиры военнослужащим. Компенсации на оплату жилья действуют в рамках существующих нормативов.

Предоставление жилой недвижимости

Жилищные льготы предоставляются работникам социальной сферы (врачам, учителям, полицейским), малоимущим и многодетным семьям, а также военнослужащим гражданам.

Положение об обеспечении жильем военнослужащих предусматривает, что военные, проходящие службу по контракту, имеют следующие льготы:

  • в течение трех месяцев со дня начала службы на предоставление муниципального жилья.
  • первые пять лет контракта военные сохранять свое право на ранее занимаемую жилплощадь.
  • числятся в очереди на получение квадратных метров по прописке до начала службы.
  • получают в собственность квартиры в желаемом месте жительства.
  • обладают первоочередным правом на вступление в жилищные кооперативы и получение земельных участков под постройку.
  • оплата найма жилья военнослужащим.
  • могут приватизировать занимаемые квартиры.

Участники контртеррористических операций, проходящие службу по контракту, имеют право на получение недвижимости по возвращении на прежнее место службы.

Ветераны и инвалиды боевых действий:

  • нуждающиеся в дополнительных квадратных метрах, обеспечиваются квартирами за счет средств Федерального бюджета.
  • имеют первоочередное право на установку домашнего телефона.
  • обладают преимуществами при вступлении в некоммерческие объединения граждан.
  • получают 50% компенсацию за оплату жилплощади и коммунальных услуг.

Обеспечению квадратными метрами подлежат следующие категории военнослужащих:

  1. Лица и члены семей военных, уволенные из рядов ВС РФ из-за возраста, здоровья или в связи со штатной реорганизацией, общий срок выслуги военнослужащего для получения квартиры которых равен 10 годам и более.
  2. Семьи погибших на службе солдат, а также умерших после увольнения по состоянию здоровья, выслуге (более 10 лет) или сокращенных бойцов, приобретших право на получение недвижимости до смерти.
  3. Обеспечение жильем членов семьи погибших военнослужащих.
  4. Граждане, уволенные из ОВД РФ, противопожарной части Министерства РФ и уголовно-исполнительных учреждений по аналогичным причинам.
  5. вышедшие на пенсию военные, обладающие правом на получение жилья в соответствии с законом об обеспечение военнослужащих жильем в СССР.

Стоит отметить, что обеспечение жильем увольняемых военнослужащих это не льгота, а обязанность Государства по отношению к гражданам, выполнившим свой воинский долг.

Помимо всего, действует Ташкентское соглашение 1992, вопросы жилищного обеспечения военнослужащих по которому, для вышедших на пенсию и проживающих на территории стран СНГ, должны решаться по нормам, не ниже действовавших в СССР.

Квартплата и коммунальные услуги

Большое число граждан имеют право на уступки в оплате коммунальных услуг, к числу которых относятся водоснабжение, канализация, газ, электричество, отопление или покупка топлива. Правом на освобождение от оплаты коммунальных услуг обладают Герои СССР, РФ, полные кавалеры ордена Славы и проживающие с ними члены семей.

Жилищные льготы включают субсидии, то есть бюджетные выплаты гражданам с целью оплаты ими предоставляемых услуг, и компенсации — правительственные ассигнования, направленные на компенсацию лицам ранее понесенных ими расходов. Компенсации рассчитаны на уволенных со службы военных, пенсионеров ВС РФ и другие категории граждан.

На основании Постановления Правительства РФ производится доплата на жилье военнослужащим-инвалидам, как одна из форм льготных компенсаций. Компенсация на жилье по военной травме начисляется по установленным положениям и нормативам.

В Жилищном кодексе РФ предусмотрены льготы при получении жилья многодетным военным. Кроме того, существуют льготы по оплате на жилье для многодетных военнослужащих. Список компенсаций для армейских семей, имеющих трех и более детей, аналогичен привилегиям гражданских жителей:

  • Скидка до 30% за пользование коммунальными услугами. Для домов без центрального отопления считается нормативный расход топлива для обогрева помещения.
  • Включение в очередь для предоставления жилой недвижимости нуждающимся гражданам.
  • Льготные кредиты для постройки и покупки недвижимости.
  • Приобретение садового участка.
  • Льготная ипотека.

Субсидии для пенсионеров

Льготы ветеранам военной службы по оплате жилья:

  1. оплата 50% общей или жилой площади квартир;
  2. 50%-ый расчет за пользование коммунальными услугами;
  3. покупка топлива с 50% скидкой в рамках установленных норм.

Предоставление льгот военным пенсионерам по оплате жилья зависит как от срока службы, так и от причин увольнения.

Так, пенсионеры, отслужившие 20 и более лет, имеют право на возмещение уплаты налога на имущество физических лиц, в частности, на земельные участки. Служащие с 10-летним стажем могут:

  • получить недвижимость в желаемом месте жительства;
  • стать собственниками земельных участков для будущего строительства и членами жилищных кооперативов;
  • сохранить очередь на квартиры военным пенсионерам и ждать получения жилплощади даже после увольнения из рядов ВС;
  • получать льготы на строительство или приобретение квадратных метров при смене места жительства;
  • оставаться в числе сотрудников ВС РФ до момента исполнения своих жилищных прав.

Обеспечение жильём военных пенсионеров наиболее острая тема для Государства, т.к. долги по жилью тянутся ещё со времён Советского Союза.

Военная ипотека

Льготы для военнослужащих на строительство жилья включают предоставление специального ипотечного кредита для приобретения квартир или домов на этапе строительства. Покупка недвижимости осуществляется за счет заключения договора долевого участия.

Основным преимуществом данной программы является низкая стоимость недвижимости по сравнению с готовыми квартирами, однако не исключены риски недостроя и некачественного выполнения работ застройщиком.

Стать дольщиками имеют право участники накопительно-ипотечной системы (НИС), среди которых:

  • офицеры, поступившие на службу после 2005 года;
  • выпускники ВУЗов, заключившие служебные контракты до появления программы;
  • офицеры запаса, решившие присоединиться к рядам ВС РФ после вступления в силу закона о военной ипотеке;
  • мичманы и прапорщики, служащие не менее трех лет, начиная с января 2005 года, или вступившие в должность до указанной даты;
  • рядовые и сержанты, начавшие служить повторно до возникновения НИС.

Для участника накопительно-ипотечной системы открывается именной накопительный счет, на который ежемесячно перечисляются бюджетные ассигнования, а также средства от инвестирования имеющихся финансов. По истечении периода моратория, деньги можно использовать для оплаты первого взноса по военной ипотеке.

Ипотека военным пенсионерам может быть предоставлена в любом банке, по выбору последних, так как к моменту выхода на пенсию участник НИС получает все накопленные на именном счете средства. Таким образом, военнослужащий — пенсионер может выбрать недвижимость, вложить в первый взнос накопления НИС, а оставшуюся сумме оформить в ипотеку.

Каждый военнослужащий может самостоятельно выбрать кредитную организацию для сотрудничества, а также приобретаемую недвижимость.

Важно помнить, что объекты должны быть аккредитованы Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, а финансовое учреждение иметь разрешение на реализацию ипотечной программы для военнослужащих.

Для тех военнослужащих, кто дополнительно к НИС использовал собственные средства, предусмотрена льгота — возмещение НДФЛ при военной ипотеке.

Монетизация льгот

С марта начнется выплата единовременных денежных пособий (ЕДВ) вместо предоставления готовых квартир. Размер ЕДВ зависит от норматива площади приобретаемой квартиры, расчетной стоимости одного квадратного метра недвижимости, а также дополнительных коэффициентов. Площадь квартиры должна соответствовать рамкам — не более 18 кв. м на одного члена семьи (за исключением отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительное пространство). Стоимость недвижимости определяется в соответствии с государственными приказами.

Введение новой формы реализации имущественных прав военных призвано решить существующую жилищную проблему и сократить имеющуюся очередь. Минобороны прекращает строительство жилищного фонда, теперь будут возводиться лишь служебные квартиры.

Неоспоримым преимуществом монетизации льгот является возможность выбора помещения для приобретения. Однако защитники Отечества обеспокоены размером будущей субсидии, которого может быть не достаточно для приобретения жилья надлежащего качества. Выходом может стать добавление личных финансов или покупка строящихся домов.

Правительство нацелено на положительный результат в решении данного вопроса в течение ближайших лет.

Кому положена компенсация на покупку жилья: видео

13 февраля 2017 г.

фото: Валерий Кручина

— Здравствуйте, Яна Александровна. Меня зовут Ольга. Скажите, как участникам АТО можно получить деньги на покупку жилья?

— Наш департамент занимается предоставлением компенсации средств на покупку жилья инвалидам I и II групп из числа военнослужащих и членам семей погибших.

Кабинетом министров Украины 19 октября 2016 принято Постановление № 719 «Вопросы обеспечения жильем семей погибших военнослужащих, которые принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, а также инвалидов I–II групп из числа военнослужащих, которые участвовали в данной операции и нуждаются в улучшении жилищных условий». Документом утвержден Порядок выплаты денежной компенсации для приобретения жилого помещения.

Право на получение денежной компенсации имеют члены семей погибших военнослужащих, смерть которых связана с непосредственным участием в антитеррористической операции и инвалиды войны I и II групп из числа военнослужащих, которые принимали участие в данной операции, но при условии, что они состоят на квартирном учете.

Если раньше, согласно Государственной программе, предоставлялась субвенция и жилье для этих людей покупали, то с декабря прошлого года они получают компенсацию и сами могут выбрать себе квартиру: хоть в Лозовой, хоть в Киеве — на сумму, которая им положена. Если денег не хватает, можно добавить собственные средства.

У нас создана городская комиссия, которая рассчитывает сумму компенсации. Она зависит от норматива стоимости квадратного метра в нашем регионе, от коэффициента для города-миллионника, количества членов семьи льготника и т. д. В декабре прошлого года у нас было заседание первой городской комиссии на эту тему, рассматривали четыре заявления от семей погибших. Им была выделена сумма 3 млн 417 тыс. 498 гривен — от 760 тысяч до 1 млн 200 тысяч на семью. Деньги люди должны использовать до декабря 2017 года. То есть жилье должно быть приобретено в течение года с момента принятия решения комиссией. Люди сами выбирают жилье, заключают договор купли-продажи, продавцу перечисляются деньги со счета, открытого заявителем в «Ощадбанке».

В такой ситуации есть определенный риск при покупке жилья в доме, строительство которого еще не завершено. Если по каким-то причинам дом не будет сдан в эксплуатацию до декабря 2017-го — деньги придется вернуть. Поэтому, мне кажется, лучше не рисковать и выбрать такой вариант жилья, чтобы можно было сразу заключить сделку.

— А куда по этому поводу обращаться и какие документы необходимо предоставить?

— Нужно подать заявление в управление труда и соцзащиты, а также копии паспорта, идентификационного кода, в зависимости от статуса льготника — свидетельства о браке, свидетельств о рождении детей и справку о пребывании на квартирном учете.

Новые сотрудники проходят спецпроверку

— Добрый день. Меня зовут Николай Павлович. Яна Александровна, а что входит в сферу деятельности управлений труда и социальной защиты?

— Честно говоря, легче, наверное, сказать, что не входит в сферу нашей деятельности. А в связи с напряженной политический и экономической ситуацией в стране все больше людей нуждаются в помощи со стороны государства, местной власти и социальных служб. За последние два года у нас очень выросло количество людей, которые обращаются в управления соцзащиты. Не говоря уж о переселенцах, которых сейчас в Харькове более 10% от всего населения города. В этом сезоне в 10–15 раз (по сравнению с 2013 годом) увеличилось количество семей, оформляющих субсидию. Такая же динамика наблюдается по всем категориям граждан, которые обращаются в управления соцзащиты. То есть работы нам прибавилось.

— Увеличивается ли в связи с этим штат сотрудников управлений, дабы разгрузить очереди?

— С 1 января этого года решением городского совета выделены дополнительные сто штатных единиц для управлений труда и соцзащиты. Но пока идет процесс приема на работу. Наши будущие сотрудники должны пройти спецпроверку, люстрационную проверку и т. д. Надеемся, что в ближайшее время они приступят к своим обязанностям.

Какая семья считается малообеспеченной?

— Яна Александровна, здравствуйте. Меня зовут Алла Семеновна. Подскажите, кто может претендовать на помощь по малообеспеченности и каков ее размер?

— Помощь назначается и выплачивается в денежной форме малообеспеченным семьям, которые имеют среднемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума для семьи. При этом трудоспособные члены семьи обязательно должны быть трудоустроены . Исключение — один из родителей находится в отпуске по уходу за ребенком или за инвалидом либо состоит на учете в Центре занятости.

Размер социальной помощи определяется с учетом уровня обеспечения прожиточного минимума, то есть гарантированного минимума для назначения помощи в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям». Эта величина в процентном соотношении к прожиточному минимуму для основных социальных и демографических групп населения составляет: для трудоспособных лиц — 21%, для детей — 85%, для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов — 100% соответствующего прожиточного минимума.

Социальная помощь рассчитывается как разница между уровнем обеспечения прожиточного минимума для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом. Но при этом она не может быть больше, чем 75% прожиточного минимума для семьи.

Например, совокупный среднемесячный доход семьи из двух трудоспособных родителей и двоих детей — двух и семи лет — составляет 3000 гривен; уровень обеспечения взрослых — 336+336; уровень обеспечения ребенка до 6 лет — 1266,93; уровень обеспечения ребенка до 18 лет — 1579,22.

Теперь рассчитаем уровень обеспечения прожиточного минимума семьи:

336 x 2 + 1266,93 + 1579,22 = 3518,15 гривен.

В этом случае размер помощи составит: 3518,15 — 3000 = 518,15 грн.

При этом размер социальной помощи увеличивается на каждого ребенка в возрасте до 13 лет на 250 грн, а в возрасте от 13 до 18 лет — на 500 грн.

Таким образом, размер социальной помощи для семьи в нашем примере составляет 1018,15 гривен.

— А куда обращаться за назначением помощи и какие документы предоставить?

— Обращаться нужно в управление труда и социальной защиты по месту регистрации. Необходимо заполнить заявление-декларацию на основании справок о составе семьи и о доходах. Кстати, если ребенок учится в вузе, нужна справка из учебного заведения, что он не получает стипендию либо получает в таком-то размере. Помощь по малообеспеченности назначается на полгода, после чего нужно снова подтверждать право на назначение помощи.

Кого могут оставить без субсидии?

— Здравствуйте, Виктория беспокоит. Яна Александровна, выросло ли в Харькове количество претендентов на субсидию?

— Значительно! С ростом тарифов на коммунальные услуги огромное количество харьковчан обращается за назначением субсидии. Каждый день только в одно управление труда и социальной защиты приходит до ста человек. На сегодняшний день за назначением этой государственной помощи обратились 260 тысяч семей, а получают субсидию 226 тысяч семей.

— Скажите, а можно отправить документы на субсидию по электронной почте?

— Это законом не предусмотрено. Документы можно подать, лично явившись в управление труда и социальной защиты, либо отправить по почте, либо же заполнить электронное заявление на сайте Минсоцполитики. Последний вариант возможен в том случае, если есть электронная подпись. В случае ее отсутствия все равно придется в месячный срок наведаться в управление, чтобы расписаться в своих документах.

— Были случаи, когда кого-то лишали субсидии?

— Конечно. Например, если человек умолчал о покупке на сумму более 50 тысяч гривен, которая была сделана в предыдущем перед назначением субсидии году, выплата субсидии прекращается. При этом человек должен будет вернуть всю незаконно полученную сумму. Также излишне начисленная часть субсидии должна быть возвращена получателем, если он подал неправдивые сведения при ее оформлении.

Кроме того, существует риск, что субсидия будет прекращена, если в районное управление труда и социальной защиты обратились коммунальные службы с жалобой на неуплату жильцом обязательной части по оплате коммунальных платежей. Если семья не платит — субсидия приостанавливается. После погашения задолженности по обязательным платежам нужно снова обращаться в управление труда и соцзащиты, писать заявление и предъявлять оплаченные квитанции — автоматически субсидия не восстанавливается.

Придется ли вернуть субсидию при продаже квартиры?

— Добрый день. Антон Сергеевич беспокоит. Яна Александровна, правда ли, что если получатель субсидии решил продать свою квартиру — ему придется вернуть выплаты государству?

— Нет, это миф. Программа субсидий в нашей стране реализуется уже больше 20 лет и за это время ни разу таких случаев не было. Возможно, подобные слухи возникают в связи с такой ситуацией. Субсидия была оформлена на бабушку, она умерла, а внук, которому ее квартира досталась по наследству, продолжает пользоваться бабушкиной субсидией. Конечно, в таком случае ему придется вернуть выплаты с момента смерти бабушки. Если внук хочет воспользоваться этой государственной программой — ему необходимо подать свое заявление на назначение субсидии с указанием своих доходов и т. д.

— Какие еще существуют мифы по поводу субсидии?

— Ну, например, что в случае задолженности по коммунальным платежам субсидию не оформят. Это неправда — задолженность не влияет на назначение субсидии. Еще один миф — нельзя претендовать на субсидию, если в собственности есть две квартиры или машина. Такие ограничения были до 2013 года. Сейчас имущественное положение семьи на назначение субсидии не влияет.

Удваивается ли льгота для детей войны?

— Здравствуйте, Яна Александровна. Меня зовут Зинаида Григорьевна. Подскажите, что выгоднее льгота или субсидия?

— С 1 мая 2016 года действует норма, согласно которой семья имеет право выбора: пользоваться субсидией или льготой. Если субсидия небольшая, и целесообразнее платить за коммунальные услуги с учетом льготы, то необходимо подать заявление в орган социальной защиты о прекращении предоставления субсидии. И наоборот: если в отопительный период семье выгоднее пользоваться субсидией, нужно подать заявление для назначения субсидии. Если льготник подал заявление на субсидию, но на неотапливаемый период она равна нулю, то в дальнейшем поставщики услуг будут автоматически учитывать льготу.

— А если в семье два ребенка войны, 25-процентная льгота на оплату коммунальных услуг удваивается?

— Нет. Объясню на примере. Если, допустим, тариф составляет 10 гривен. Два человека — не льготники — должны оплатить 20 гривен. Если это два ребенка войны, то каждый платит по 25% — то есть 7,50 гривен. На двоих выходит 15 гривен. Это никак не 50 процентов. Кстати, всем детям войны значительно выгоднее пользоваться субсидией, нежели 25-процентной льготой. Грубо говоря, если по льготе доплата государства будет составлять 250–300 гривен, то по субсидии — 1500 гривен.

— Здравствуйте. Яна Александровна, могут ли переселенцы претендовать на субсидию? Меня зовут Алина.

— Если семья переселенцев живет на съемной квартире, она может претендовать на так называемую субсидию по аренде. Но только лишь в том случае, если хозяева жилья откроют на них временные лицевые счета. Переселенцы, которые живут в модульном городке, в субсидии не нуждаются. Для них установлены достаточно низкие коммунальные тарифы.

Кому соцработник поможет бесплатно?

— Яна Александровна, добрый день. Какие услуги терцентры предоставляют бесплатно и кто может на них рассчитывать?

— Терцентры оказывают очень широкий спектр социальных услуг — от социально-бытовых до адаптации и организации досуга. Например, в каждом территориальном центре работают клубы активного долголетия. Включены в этот перечень и новые услуги, например сопровождение незрячих. Претендовать на получение бесплатных услуг терцентра могут лишь одинокие престарелые или больные граждане. Если же есть родственники, которые их обязаны содержать по закону, — граждане могут получать услуги терцентра, но только на платной основе.

— А если, допустим, дети есть, но проживают в другом городе либо ведут асоциальный образ жизни и престарелым родителям не помогают?

— Только на платной основе.

— А какова стоимость услуг?

— В каждом терцентре она разная и зависит от самой услуги, ее себестоимости, штатной численности соцработников, затрат на коммунальные услуги, электричество и т. д. В среднем же стоимость одной услуги колеблется от 15 до 80 гривен.

Кабмин занялся вопросом обеспечения жильем участников боевых действий

Минсоцполитики реализует принцип «деньги идут за человеком», выделяя семьям военнослужащих средства на покупку жилья

В 2015 году за счет бюджетных средств начала свою работу программа по покупке жилья для лиц, которые принимали непосредственное участие в АТО, и в 2018 году правительство выделяет более 350 млн гривен на программу обеспечения жильем участников боевых действий.Об этом на заседании Кабмина рассказал министр соцполитики Андрей Рева.

Также эта программа касалась семей погибших военных и тех военных, которые стали инвалидами первой и второй группы, принимая участие в боевых действиях, напомнил Рева.

«В 2015-2016 годах всего ОГА были закуплены 739 квартир на общую сумму 416 миллионов гривен – то есть до апреля 2016 года», – рассказал министр.

Рева напомнил, что до апреля 2016 года деньги из госбюджета направлялись в местные бюджеты и на местах уже решался вопрос покупки на эти средства жилья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как показала практика, не всегда покупалось жилье надлежащего качества, отметили на заседании правительства. Поэтому было принято решение перечислять средства из госбюджета в местные бюджеты, которые направляли средства на покупку жилья непосредственно адресатам.

«Нужно им предоставить средства. Они сами купят себе жилье и сами будут знать каком городе и в каком доме, и на каком этаже», – отметил Гройсман.

Как напомнил Рева, Минсоцполитики в мае 2016 года получила поручение премьер-министра по изменению порядка финансирования этой программы и реализации принципа «деньги ходят за человеком».

«Теперь распределение бюджетных средств между областными бюджетами и городским бюджетом проводится главным распорядителем Минсоцполитики с последующей передачей этих средств непосредственно на счета членов семей погибших и самих ветеранов АТО», – объяснил министр.

Глава Минсоцполитики отметил, что в результате по новому порядку в 2016-2017 году была куплена 1071 квартира на общую сумму 909, 5 млн гривен. В 2018 году планируется купить 356 квартир на общую сумму 354,8 млн гривен, в том числе 29 квартир на сумму 25 миллионов гривен для участников АТО из числа внутренне перемещенных лиц.

«Распоряжение, которое мы сегодня рассматриваем, предусматривает передачу почти 300 млн гривен из этой суммы, которая предусмотрена бюджетом на покупку 327 квартир для этой категории граждан», – сообщил Рева.

Он также отметил, что в этом году расширена программа обеспечения жильем для некоторых категорий участников боевых действий.

«В соответствии с утвержденным бюджетом почти 200 млн гривен направлены на новую программу обеспечения жильем участников боевых действий на территории других государств, что позволит нам практически наполовину сократить очередь тех людей, которые больше 30 лет находятся в очереди на получение жилья после завершения боевых действий на территории, например, Афганистана». – рассказал министр.

Согласно подсчетам Минсоцполитики, в 2019 году нужно около 300 млн гривен на то, чтобы полностью завершить эту программу и «поставить точку в многолетней проблеме обеспечения жильем этой категории граждан».

Напомним, в Украине возобновили государственную программу, позволяющую переселенцам приобрести квартиру, оплатив только 50 процентов ее стоимости.

На 2018 год из госбюджета на жилье для внутренне перемещенных лиц государство выделило 100 миллионов гривен. Это в три раза больше чем в 2017 году. Льготными условиями могут воспользоваться не только переселенцы, но и участники АТО.

Жилье военнослужащим инвалидам

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

О социальной и правовой защите военнослужащих
и членов их семей

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Законодательство о социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей

Законодательство о социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей состоит из настоящего Закона, иных актов законодательства Украины, а также воинских уставов Вооруженных Сил Украины.

Статья 2. Запрещение ограничений прав военнослужащих

Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, определенных законодательством Украины.

Статья 3. Лица, принадлежащие к военнослужащим

К военнослужащим относятся: лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие срочной и сверхсрочной службы и военной службы по контракту Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Пограничных войск Украины, Службы национальной безопасности Украины, войск гражданской обороны, а также других воинских формирований, создаваемых Верховным Советом Украины, стратегических сил сдерживания, дислоцируемых на территории Украины, военнослужащие-женщины, курсанты военных учебных заведений.

Статья 4. Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

военнослужащих, проходящих службу на территории Украины, и военнослужащих — граждан Украины, исполняющих воинский долг за пределами Украины;

членов семей военнослужащих, погибших, умерших, пропавших без вести или ставших инвалидами при прохождении военной службы; военнообязанных, призванных на сборы, и членов их семей.

Раздел II. Права военнослужащих

Статья 5. Обеспечение гражданских прав и свобод военнослужащих

Военнослужащие — граждане Украины, проходящие службу на территории Украины, принимают участие во всеукраинском и местных референдумах, избирают и могут быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы согласно Конституции Украины. На них распространяются положения Закона Украины «О выборах Президента Украинской ССР».

Военнослужащим, баллотирующимся кандидатами в народные депутаты, их командиры (начальники) должны создавать надлежащие условия для осуществления этого права.

Военнослужащие, избранные в Советы народных депутатов или назначенные в сформированные этими Советами органы, остаются на военной службе, и за ними сохраняется статус военнослужащих. Военнослужащие, являющиеся народными депутатами и освобожденные от исполнения служебных обязанностей в связи с избранием в состав органов соответствующих Советов народных депутатов и при этом не изъявившие желания увольняться в запас, прикомандировываются к этим Советам с оставлением на военной службе в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины. Срок работы в Советах или их органах засчитывается в общий и непрерывный стаж военной службы. По истечении срока полномочий в Совете народных депутатов и его органах военнослужащий направляется в распоряжение воинского формирования, где он проходил службу до избрания, для дальнейшего прохождения службы на должности не ниже той, которую он занимал до избрания на выборную должность в Совете народных депутатов.

Военнослужащие имеют право создавать свои общественные объединения в соответствии с законодательством Украины. Военнослужащие не могут быть членами каких бы то ни было политических партий или организаций либо движений. Организация военнослужащими забастовок и участие в их проведении не допускается.

Военнослужащие вправе обжаловать в суд незаконные действия военных должностных лиц и органов военного управления.

Военнослужащие имеют равное со всеми гражданами Украины право выезда за границу.

Статья 6. Свобода совести

Военнослужащие вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, отправлять религиозные обряды, открыто высказывать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения.

Никто не имеет права препятствовать удовлетворению военнослужащими своих религиозных потребностей.

Лицам, религиозные убеждения которых препятствуют прохождению срочной военной службы, предоставляется право на альтернативную службу согласно Закону Украины «Об альтернативной (невоенной) службе».

Статья 7. Неприкосновенность военнослужащего

Военнослужащему гарантируется неприкосновенность личности. Он не может быть арестован иначе как на основании судебного решения либо с санкции прокурора или приказа командира, вынесенного в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Украины.

Статья 8. Основные права военнослужащих,
связанные с прохождением службы

1. Использование военнослужащих для выполнения задач, не связанных с военной службой, не допускается. Военнослужащие могут привлекаться к участию в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и в других отдельных случаях только по решению Верховного Совета Украины.

Время нахождения граждан Украины на военной службе засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

Военнослужащим гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества.

Военнослужащие не могут заниматься предпринимательской деятельностью.

В случае временного замещения военнослужащим вышестоящей командной должности оплата производится в установленном порядке согласно замещаемой должности.

2. Военнослужащие, за исключением проходящих срочную службу, не могут быть уволены с военной службы до получения права на пенсию за выслугу лет, кроме случаев, когда их служба прекращается по собственному желанию, в связи с состоянием здоровья, окончанием срока или невыполнением условий контракта, систематическим невыполнением требований воинских уставов, сокращением численности или штата военнослужащих, а также в случае лишения свободы по приговору суда.

3. За военнослужащими срочной службы, работавшими до призыва на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и хозяйствования, сохраняется при увольнении с военной службы право на трудоустройство их в трехмесячный срок на то же предприятие, в учреждение или организацию либо их правопреемники на должность, не ниже той, которую они занимали до призыва на военную службу. Им оказывается материальная помощь в размере месячной заработной платы за счет средств государственного бюджета. Они пользуются при иных равных условиях преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда в течение двух лет со дня увольнения с военной службы.

Военнослужащие срочной службы, семьи которых потеряли кормильца и не имеют других трудоспособных членов и членов семьи с самостоятельным заработком, увольняются с военной службы досрочно.

4. Обеспечение занятости лиц, уволенных с военной службы без права на пенсию, производится в соответствии с законодательством Украины о занятости населения.

5. Государство обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию военнослужащих, увольняемых в связи с сокращением численности или штата военнослужащих, по состоянию здоровья, а также военнослужащих срочной службы, не успевших до призыва на службу трудоустроиться.

Статья 9. Материальное обеспечение военнослужащих

Государство гарантирует военнослужащим материальное и иное обеспечение в размерах, стимулирующих заинтересованность граждан Украины в военной службе.

Военнослужащие получают за счет государства денежное довольствие, а также вещевое имущество и продовольственные пайки или по желанию военнослужащего денежную компенсацию вместо них.

Денежное довольствие определяется в зависимости от должности, воинского звания, квалификации, научной степени и ученого звания, продолжительности и условий военной службы.

Порядок и размеры денежного довольствия и материального обеспечения военнослужащих и компенсации вместо вещевого имущества и продовольственных пайков устанавливаются Кабинетом Министров Украины с учетом коэффициента индексации денежных доходов.

Военнослужащие и члены их семей, пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, пользуются всеми льготами, предусмотренными Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».

За офицерами, прикомандированными для работы в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и высших учебных заведениях, сохраняются все виды материального обеспечения, гарантии и льготы за счет бюджета Министерства обороны Украины, Национальной гвардии Украины, Пограничных войск

Украины и других воинских формирований. Перечень должностей, которые могут занимать офицеры, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 10. Служебное время и время отдыха военнослужащих.

1. Для военнослужащих устанавливается 41-часовая рабочая неделя. Продолжительность и распределение служебного времени и времени отдыха военнослужащих определяется в соответствии с воинскими уставами и наставлениями Вооруженных Сил Украины.

2. Войсковые учения, походы кораблей, боевые стрельбы, боевое дежурство проводятся в любые дни недели без ограничения общей продолжительности служебного времени.

3. Офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, военнослужащим-женщинам, привлекаемым в связи со служебной необходимостью к исполнению обязанностей военной службы в выходные, праздничные и нерабочие дни, предоставляется другой день отдыха. Военнослужащим срочной службы при исполнении обязанностей военной службы в указанные дни время отдыха устанавливается соответствующим командиром (начальником).

Наряды и дежурства военнослужащих проводятся в соответствии с воинскими уставами и наставлениями Вооруженных Сил Украины.

4. Военнослужащим, кроме военнослужащих срочной службы, предоставляются очередные ежегодные отпуска с сохранением материального обеспечения. Продолжительность такого отпуска для военнослужащих, имеющих выслугу до 10 календарных лет,-30 суток, от 10 до 20 лет — 35, от 20 до 25 лет — 40, 25 и более календарных лет — 45 суток без учета времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Военнослужащим за особый характер службы, а также занятым на работах с вредными условиями труда предоставляются ежегодные дополнительные отпуска с сохранением материального обеспечения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Военнослужащим могут предоставляться по решению командира (начальника) дополнительные отпуска с сохранением материального обеспечения по семейным обстоятельствам, в связи с учебой в учебных заведениях и по другим уважительным причинам.

Военнослужащим срочной службы за весь период военной службы предоставляются отпуска продолжительностью: солдатам и матросам — 20 суток, сержантам и старшинам — 25 суток без учета времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Военнослужащим-инвалидам, а также участникам боевых действий и приравненным к ним лицам ежегодные отпуска предоставляются без учета выслуги лет сроком на 45 суток в удобное для них время.

Статья 11. Охрана здоровья

1. Военнослужащим создаются необходимые санитарно-гигиенические и бытовые условия с учетом специфики службы и экологической обстановки. Они обеспечиваются бесплатной квалифицированной медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту службы военно-медицинских учреждений, а также в неотложных случаях медицинская помощь военнослужащим оказывается в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения Украины за счет Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины, Службы национальной безопасности Украины, Пограничных войск Украины и других воинских формирований.

Военнослужащим, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством Украины.

2. Медицинская помощь членам семей военнослужащих оказывается на общих основаниях. В случае невозможности оказания помощи в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения Украины медицинская помощь им оказывается в соответствующих военно-медицинских учреждениях.

3. Офицеры, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение и отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах и на туристических базах Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины, Службы национальной безопасности Украины, Пограничных войск Украины и других воинских формирований.

Военнослужащим, занятым на работах с вредными условиями труда, а также при особом характере их службы, военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие боевых действий, участникам боевых действий и приравненным к ним лицам путевки для санаторно-курортного лечения предоставляются в первую очередь.

Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие боевых действий, а также участники боевых действий приравниваются в правах к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

4. Военнослужащие срочной службы, курсанты военных учебных заведений, военнослужащие-женщины при наличии медицинских показаний обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением.

5. Военнослужащие-женщины пользуются всеми льготами, предусмотренными законодательными актами Украины по вопросам социальной защиты женщин, охраны материнства и детства. Эти льготы распространяются на родителей из числа военнослужащих, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, на время нахождения в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнской заботы о детях).

Статья 12. Обеспечение военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями

1. Военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями государством.

Военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы) и членам их семей, проживающим совместно с ними, предоставляется жилое помещение, что должно отвечать требованиям статьи 50 Жилищного кодекса Украины.

До получения постоянного жилого помещения военнослужащим, указанным в этом пункте, предоставляются служебные жилые помещения. В случае отсутствия такого жилья воинская часть обязана временно арендовать жилье для обеспечения им военнослужащего и его семьи или с согласия военнослужащего выплачивать денежную компенсацию за поднаем (наем) им жилого помещения на условиях, установленных Кабинетом Министров Украины.

Офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы при увольнении с военной службы в запас или в отставку за выслугой лет, а также в связи с сокращением численности или штата военнослужащих обеспечиваются жилой площадью в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

2. Прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту, если они не обеспечены жилой площадью по месту службы, на первые 5 лет службы предоставляются служебные помещения или жилая площадь в общежитии. В течение этого времени за ними сохраняется право на жилую площадь, которую они занимали до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков граждан, взятых на квартирный учет. При продолжении военной службы свыше 5 лет обеспечение указанных военнослужащих жилыми помещениями по месту службы производится на общих основаниях.

3. Курсантам высших военных учебных заведений, имеющим семью, предоставляется жилая площадь в семейных общежитиях. При отсутствии общежития им выплачивается по месту службы денежная компенсация за временный поднаем (наем) жилого помещения в размерах, определенных Кабинетом Министров Украины.

4. Военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при прохождении военной службы, жилые помещения по месту жительства, избранному с учетом установленного порядка, предоставляются в первую очередь.

В первоочередном порядке, в случае необходимости улучшения жилищных условий, предоставляются жилые помещения также семьям военнослужащих, погибших или умерших либо пропавших без вести во время прохождения службы.

5. За военнослужащими, кроме военнослужащих срочной службы, имеющими выслугу не менее 20 лет, при направлении их для прохождения военной службы за пределы Украины либо при переводе на службу в местность, подвергшуюся интенсивному радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, жилая площадь, занимаемая ими и членами их семей, бронируется на все время пребывания их за пределами Украины либо в. указанной местности.

6. Военнослужащие, проходящие службу на территории Украины, родители и члены семей военнослужащих, погибших, умерших, пропавших без вести либо ставших инвалидами при прохождении военной службы, оплачивают жилую площадь и коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и иные услуги) в домах государственного жилищного фонда в размере 50 процентов от установленных ставок.

7. Лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, прослужившие не менее 17 лет и не обеспеченные жилой площадью, имеют право на первоочередное вступление в жилищно-строительный (жилищный) кооператив или получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах, избранных ими для проживания с учетом установленного порядка.

Местные Советы народных депутатов обязаны выделять земельные участки и оказывать помощь в строительстве и приобретении строительных материалов лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и родителям военнослужащих, погибших или умерших либо пропавших без вести, а также военнослужащим, ставшим инвалидами во время прохождения службы, если они изъявили желание построить индивидуальные жилые дома.

8. Военнослужащие, не имеющие жилого помещения для постоянного проживания, имеют право на получение кредитов на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство или приобретение индивидуального жилого дома на срок до 20 лет с погашением за счет средств воинских формирований: для тех, кто прослужил более 15 лет,- 50 процентов, более 20 лет 75 процентов, более 25 лет — 100 процентов предоставленной учреждениями банков ссуды.

9. Офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, имеющие выслугу не менее 20 лет, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья, по возрасту, в связи с сокращением численности или штата военнослужащих, а также военнослужащие, ставшие инвалидами I или II группы, члены семей военнослужащих, погибших или умерших либо пропавших без вести во время прохождения службы, имеют право на бесплатное получение в личную собственность жилого помещения, которое они занимают в домах государственного жилищного фонда.

Офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы имеют право на первоочередное получение жилых помещений на основаниях, установленных Жилищным кодексом Украины.

10. Военнослужащие срочной службы размещаются в казармах (на кораблях) согласно воинским уставам Вооруженных Сил Украины. За ними сохраняются жилые помещения, которые они занимали до призыва на службу. Они не могут быть исключены из списков граждан, взятых на квартирный учет.

Статья 13. Обеспечение права на образование

Военнослужащие могут учиться в военных учебных заведениях. Им, кроме военнослужащих срочной службы, разрешается учиться в других высших учебных заведениях без отрыва от службы для углубления профессиональных знаний и общекультурной подготовки.

Военнослужащие срочной службы могут вступать в военные учебные заведения.

Лица, призванные на срочную военную службу в период учебы, при увольнении с военной службы зачисляются для продолжения учебы в те же учебное заведение, где они учились до призыва на службу.

Статья 14. Льготы военнослужащим и членам их семей по проезду,
перевозке багажа, почтовым отправлениям, а также обложению налогом

1. Военнослужащим и членам их семей обеспечивается бесплатный проезд в отпуск, а также бесплатный проезд и перевозка багажа железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом при переезде на новое место службы и выплачивается денежное пособие в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

При исполнении служебных обязанностей, связанных с командировкой в другие населенные пункты, военнослужащим оплачиваются расходы по командировке в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

2. Военнослужащие срочной службы пользуются правом бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов.

Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие боевых действий, участники боевых действии и приравненные к ним лица, а также родители военнослужащих, погибших или умерших либо пропавших без вести во время прохождения службы, пользуются правом на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) в пределах административного района по месту жительства, железнодорожного и водного транспорта пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов. Они имеют право на 50-процентную скидку при пользовании междугородным железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом.

3. Военнослужащие, а также родители военнослужащих, погибших или умерших либо пропавших без вести вовремя прохождения службы, освобождаются от уплаты подоходного налога со всех получаемых ими доходов.

4. Военнослужащие срочной службы имеют право бесплатно отправлять и получать письма. Бесплатными почтовыми посылками отправляется личная одежда граждан, призванных на срочную военную службу.

Статья 15. Пенсионное обеспечение и помощь

Пенсионное обеспечение военнослужащих после увольнения их с военной службы производится в соответствии с Законом Украины о пенсионном обеспечении военнослужащих и работников органов внутренних дел Украины.

Военнослужащим, кроме военнослужащих срочной службы, при увольнений с военной службы выплачивается денежное пособие в размере 5-месячного денежного довольствия. Военнослужащим выплачивается денежное пособие на лечение, при рождении ребенка, выплачивается также денежное пособие на детей военнослужащих срочной службы, малообеспеченным семьям военнослужащих в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Украины.

Воинские формирования, военнослужащие которых погибли, умерли во время прохождения военной службы, оказывают их семьям и родителям помощь в проведении похорон и компенсируют материальные расходы на ритуальные услуги и на сооружение памятников в размерах, установленных Кабинетом Министров Украины.

Родителям и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших или умерших либо пропавших без вести во время прохождения службы, государством выплачивается единовременная денежная компенсация в размере суммы государственного страхования военнослужащих с учетом коэффициента индексации денежных доходов.

Статья 16. Государственное обязательное личное страхование

Военнослужащие, а также военнообязанные, призванные на сборы, подлежат государственному обязательному личному страхованию на случай гибели или смерти в размере 100-кратного минимального прожиточного уровня населения Украины на время гибели или смерти, а также в случае ранения (контузии, травмы или увечья), заболевания, полученных во время прохождения службы (сборов), в размере, зависящем от степени потери трудоспособности, что определяется в процентном отношении от общей суммы страхования на случай гибели или смерти.

Условия страхования и порядок выплат страховых сумм военнослужащим и военнообязанным, призванным на сборы, и членам их семей устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 17. Возмещение причиненного ущерба

Возмещение военнослужащим причиненного морального и материального ущерба производится в установленном законодательством порядке.

Статья 18. Социальные гарантии прав членов семей военнослужащих

1. Члены семей военнослужащих срочной службы имеют преимущественное право при приеме на работу и на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства и на выплату на период учебы средней заработной платы.

2. Женам (мужьям) военнослужащих, кроме военнослужащих срочной службы, выплачивается по месту работы денежное пособие в размере среднего месячного заработка при расторжении ими трудового договора в связи с переводом мужа (жены) на службу в другую местность. При временной потере трудоспособности больничные листы оплачиваются женам (мужьям) военнослужащих в размере 100 процентов должностного оклада независимо от стажа работы.

3. Женам (мужьям) военнослужащих, кроме военнослужащих срочной службы, в общий стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту, засчитывается период проживания вместе с мужем (женой) в местностях, где не было возможности трудоустройства по специальности, но не более 10 лет.

4. Женам (мужьям) военнослужащих по их желанию ежегодный отпуск предоставляется одновременно с отпуском мужа (жены).

5. Местные Советы народных депутатов:

трудоустраивают в первоочередном порядке жен военнослужащих срочной службы в случае их увольнения при сокращении численности или штата работников, при ликвидации, реорганизации или перепрофилировании предприятия, учреждения, организации;

предоставляют вне очереди места детям военнослужащих и детям военнослужащих, погибших или умерших либо пропавших без вести во время прохождения службы, в детских учреждениях по месту жительства;

обеспечивают отселение из закрытых и отдаленных от населенных пунктов военных гарнизонов военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.

6. Вдова (вдовец) погибшего или умершего военнослужащего, а также жена (муж) военнослужащего, пропавшего без вести во время прохождения службы, в случае, если она (он) не вступила (не вступил) в повторный брак, и ее (его) несовершеннолетние дети имеют право на льготы, предусмотренные настоящим Законом.

7. Кабинетом Министров Украины, местными Советами народных депутатов, предприятиями, учреждениями, организациями могут устанавливаться и иные льготы и гарантии социальной защиты семей военнослужащих.

Раздел III. Ответственность должностных лиц за нарушение
настоящего закона

Статья 19. Ответственность должностных лиц

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей, несут ответственность согласно законодательству Украины.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 20 декабря 1991 года
N 2011- XII

Еще по теме:

  • Какой закон об инвентаризации Инвентаризация основных средств: оформление Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассказали как правильно отражать основные средства в инвентаризационных ведомостях по форме № […]
  • Увольнение по инициативе работодателя статья 81 пункт 11 Увольнение по инициативе работодателя (3) УВОЛЬНЕНИЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ Расторжение трудового договора по инициативе работодателя является одним из наиболее распространенных […]
  • Федеральный закон 261-фз статья 16 261 Федеральный Закон с изменениями В Российской Федерации одной из проблем остается энергосбережение. Главной задачей для нашей страны является уменьшение потребления энергоресурсов и […]
  • Проводки по удержанию из заработной платы при увольнении Проводки по удержанию из заработной платы при увольнении Вопрос: При увольнении сотрудника из заработной платы за июль была удержана сумма за 14 дней отпуска, которые были предоставлены […]
  • План счетов 2 раздел Раздел II плана счетов. Производственные запасы: Производственные запасы Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных […]
  • Зубово-полянский мировой суд республики мордовия Судебный участок мирового судьи № 1 - Зубова Поляна д. Ачадовка д. Киселевка д. Красовка д. Крюковка д. Чуфаровка ИК-1 ИК-11 ИК-13 ИК-14 ИК-19 ИК-22 ИК-5 ИК-7 п. Выселки п. Дубитель п. […]