Земельный участок как объект земельных правоотношений

Объекты земельных правоотношений — Земельное право (Меденцов А.С.)

Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельныхотношений.

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений. Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст. 133 ГК РФ неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.

Земельное Право

Вся земля в пределах государственной границы РФ – это земельный фонд России. На сегодняшний день земельный фонд России составляет 1708,9 млн. га (без территориального моря и внутренних вод). Земельный фонд (в зависимости от хозяйственных и экономических характеристик) по целевому назначению делится на категории земель.

Существует 7 категорий:

1. земли сельскохозяйственного назначения – земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства;

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяется фонд перераспределения, в который включаются выморочные земельные участки, земельные участки, изъятые из государственных или муниципальных нужд, либо земельные участки, от которых добровольно отказались.

2. земли населённых пунктов – это земли, используемые и предназначенные для застройки населённых пунктов;

Земли населенных пунктов всегда отделяются границами от других земель.

3. земли специального назначения – это земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для использования в соответствующих специальных целях, и права на которые возникли по основаниям, предусмотренным земельным законодательством;

4. земли особо охраняемых территорий – это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, эстетическое, оздоровительное и иное ценное назначение, которые изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен особый правовой режим;

5. земли лесного фонда – состоят из лесных земель (это покрытые лесной растительностью, либо предназначенные для её восстановления) и нелесных земель (предназначены для лесного хозяйства);

6. земли водного фонда – это земли, покрытые поверхностными водами и занятые гидротехническими либо иными сооружениями, расположенными на водных объектах;

7. земли запаса – это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные физическим и юридическим лицам (исключение составляют земли сельскохозяйственного назначения).

Перевод земель или земельных участков – это процедура изменения категории земель или земельных участков, урегулированная специальными нормативно-правовыми актами (ФЗ от 21.12.2004 г. “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, Земельный кодекс, иные федеральные законы и законы субъектов РФ). В основном переводятся земли сельхоз назначения и земли запаса.

Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы:

1. Правительство РФ – в отношении федеральных земель;

2. органы исполнительной власти субъектов РФ – в отношении региональных земель (земель субъектов РФ) и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной или муниципальной собственности;

3. органы местного самоуправления – в отношении иных земель (муниципальных земель и частных земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

1. в отношении земель населенных пунктов и при переводе в земли населенных пунктов решение принимается в порядке, определенном для установления границ населенных пунктов;

2. при переводе земель особо охраняемых территорий решение принимается путём установления или изменения границ туристско-рекреационной особой экономической зоны (одна из особых экономических зон).

Закон предусматривает случаи, когда сами органы местного самоуправления могут осуществлять перевод. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут ходатайствовать о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую без согласия их правообладателей, только в 2х случаях: если такой перевод связан с установлением или изменением границ населенного пункта, либо при создании особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателя. Во всех остальных случаях волеизъявление должно идти от собственника или правообладателя.

Перевод считается состоявшимся с момента внесения записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Изменение правоустанавливающих документов не требуется.

Земельный участок – это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Основными правовыми характеристиками земельного участка являются целевое назначение и разрешенное использование.

Границы земельного участка устанавливаются путём межевания. В результате межевания, которое проводится кадастровым инженером, составляется межевой план, который необходим для государственного кадастрового учета. В результате этого каждому земельному участку присваивается индивидуальный кадастрово-учетный номер, сведения о земельном участке вносятся в государственный кадастр недвижимости и такие сведения подтверждают существование земельного участка или прекращение существования земельного участка.

Основными юридическими характеристиками являются экономические, технические и юридические сведения.

К важнейшим правовым характеристикам относятся целевое назначение и разрешенное использование.

Целевое назначение – это установленный законодательством порядок и условия использования земельного участка для конкретных целей в соответствии с категорией земель.

Разрешенное использование – это порядок и условия использования земельных участков с учетом целевого назначения и установленных ограничений, обременений.

Пример: категории земель – земли населенных пунктов, целевое назначение – жилищное строительство, разрешенное использование – девятиэтажный двухподъездный дом.

Впервые нормативно разрешенное использование появилось в 1994 г. В теории права разрешенное использование как категория встречалась.

Земельное законодательство связывает разрешенное использование с зонированием территории.

Градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований с целью определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов для этих зон. Зоны устанавливаются в отношении земель поселений и городских округов и земель, на которых планируется застройка. Основным документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативно-правовым актом органа местного самоуправления.

Градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ территориальной зоны устанавливаемые виды разрешенного использования земельного участка всего того, что находится над и под поверхностью земельных участков, может использоваться для их застройки земельных участков или последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений; ограничение в использовании земельных участков, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства (высота, объем, плотность). Это также документ, который содержит информацию о разрешенном использовании земельных участков, всего того, что находиться над и под поверхностью земельных участков и может использоваться для последующего строительства; сведения о параметрах разрешенного строительства; информация о предельных размерах земельных участков; информация об ограничениях, обременениях прав.

Градостроительный регламент не распространяются на земельные участки, занятые некоторыми памятниками и ассамблеями памятников; земельные участки в границах территорий общего пользования; земельные участки, предназначенные для добычи полезных ископаемых; земельные участки, занятые линейными объектам. Градостроительный регламент не устанавливается для земельного лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водными объектами, земель в границах особых экономических зон, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), земли запаса, земли сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, Градостроительный регламент не распространяется на земли общего пользования, земли, занятые памятниками истории и культуры, занятые линейными объектами или предоставленные для добычи полезных ископаемых.

В соответствии с Градостроительным кодексом существуют следующие виды разрешенного использования:

1. основные виды разрешенного использования;

2. условные виды разрешенного использования – этот вид устанавливается по решению главы местной администрации (напр., малоэтажные строительства).

3. вспомогательные виды разрешенного использования (напр., кафе, гаражи, магазины применяется только как дополнительные к первым двум).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбираются правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений, за исключением государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и предприятий. Условно-разрешенный вид использования предоставляется по решению главы местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Разрешенное использование может быть изменено в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Порядок изменения целевого назначения федеральным законодательством не урегулирован; целевое назначение в рамках одной территории можно принимать на уровне субъекта РФ.

Если разрешенное использование земельного участка не соответствует градостроительному законодательству, то такой земельный участок может использоваться, если это не опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Возможна выдача разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, когда размер земельных участков меньше минимальных размеров, либо конфигурация или иные характеристики неблагоприятны для застройки. Такое разрешение выдает Глава местной Администрации с учётом публичных слушаний.

Градостроительный план – это документ, который составляется в виде самостоятельного документа или в составе межевания территорий и распространяется на земельные участки, подлежащие застройке. Существует форма градостроительного плана, которая утверждена 29.12.2005 г.

Градостроительный план земельного участка – это документ, который требуется при получении разрешения на строительство, либо разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Градостроительный план выдается на земельные участки, застроенные или подлежащие застройке. В градостроительном плане содержаться сведения о границах земельных участков, о зонах действия публичных сервитутов, информация о градостроительном регламенте, о существующих объектах капитального строительства, о технических условиях подключения к объектам инженерной инфраструктуры и другая информация, которая необходима для строительства.

Понятие делимой вещи определено в ст. 133 ГК, в соответствии с которой неделимой признается вещь, раздел которой невозможен без изменения целевого назначения. Неделимым земельный участок может быть признан законом.

Границы земельного участка в натуре устанавливаются путем межевания, которое является видом кадастровых работ. Межевание – подготовительный этап для постановки на кадастровый учет. В результате межевания составляется межевой план. Межевой план выдается при постановке земельного участка на учет, при разделе земельных участков, при учете изменений земельного участка или его частей. Межевой план состоит из графической и текстовой части. В графической части указываются:

1. сведения о кадастровом плане территории или кадастровые выписки земельного участка;

2. информация о доступе к земельному участку;

3. местоположение границ.

Любой земельный участок должен иметь проход/проезд.

В текстовой части содержаться сведения о земельных участках, их частях в объеме, установленном в федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости», а так же информация о согласовании границ земельного участка, когда это требуется законодательством (акт согласования границ).

Образование земельных участков происходит:

1. при объединении земельных участков;

2. при разделе земельных участков;

3. при перераспределении земельных участков;

4. при выделе из земельных участков или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевое назначение и целевое использование вновь образуемых земельных участков сохраняется.

Законодательно установлен запрет на объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения или безвозмездного срочного пользования за исключением случаев, когда земельные участки предоставлены одному лицу.

Требования, предъявляемые к образованию или изменению земельных участков:

  • Предельные максимальные и минимальных размеры земельных участков должны соответствовать требованиям градостроительных регламентов. Если на земельный участок градостроительный регламент не распространяется либо в отношении участка он не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с требованиями федеральных законов (см. ст. 33 Земельного кодекса). Если размеры земельного участка не соответствуют требованиям градостроительного регламента, то допускается использовать земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия;
  • границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и/или населенных пунктов;
  • при образовании земельных участков не должно приводить к вклиниванию, чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости (капитального строительства и других), препятствующих рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами;
  • не допускается такое образование земельных участков, в результате которых эксплуатация по разрешенному использованию невозможна.

Земельный участок как объект земельных отношений

Главная > Реферат >Государство и право

1.ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ОБЪЕКТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Земельный участок — это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов. Так, если общим правилом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 78 ЗК), то реализовать это правило можно, лишь выделив земельный участок конкретному гражданину на местности с установлением межевых знаков, обозначающих границы такого участка. Соответственно возникшие в этом случае права и обязанности конкретного субъекта распространяются на индивидуально обособленную часть земель — конкретный земельный участок.

Земельные участки обособляются не только физически, т.е. отграничиваются на местности, но и юридически, т.е. права конкретных субъектов на данный земельный участок закрепляются в документах, имеющих юридическую силу. Сегодня имеются два легальных определения земельного участка. В соответствии с ЗК (ст. 6) земельный участок — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Если земельный участок неделим, то действуют особые правила его приватизации и установления иных прав, если на таком участке расположены здания и сооружения, принадлежащие нескольким лицам (ст. 36 ЗК).

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» дает определение земельного участка как объекта государственного учета и регистрации: «Земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами». Соответственно государственному кадастровому учету подлежат не только площадь земель и характеристики почвенного слоя, но и произрастающий на нем лес, водные объекты, участки недр.

В отличие от земельного участка доля в праве общей собственности на земельный участок обособляется только юридически. По отношению к земельным долям действует особый режим владения, пользования, распоряжения. В частности, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены требования отчуждения земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения в случае, если ее размер превышает предельные нормы, особый порядок надела земельного участка в счет долей.

В-третьих, земля юридически является также недвижимым имуществом. При совершении действий с землей как недвижимым имуществом объектом отношений выступают уже не сам земельный участок либо доля в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения, а юридические права на них. Так, при совершении сделки купли-продажи собственник продает не земельный участок, а право собственности на него. Правда, объектом права собственности является земельный участок, поэтому при продаже права собственности покупателю переходит и сам физически обособленный земельный участок. Земельный участок, переданный другому лицу без регистрации права на этот участок и получения необходимых документов, не становится объектом собственности. Таким образом, без передачи права собственности от одного лица другому в установленном порядке купли-продажи земельный участок не становится объектом права частной собственности покупателя.

Следует иметь в виду, что, несмотря на такое довольно сложное понимание объекта земельных правоотношений, понятия «земля», «земельный участок», «права на земельный участок» всегда выступают во взаимосвязи и динамичном взаимодействии и нередко используются как синонимы, заменяющие друг друга в различных контекстах.

В зависимости от вида земельных правоотношений в каждом случае объектами земельных отношений могут выступать земли Российской Федерации в целом, земли в границах административно-территориальных образований, отдельные категории земель, земельные участки, закрепленные за гражданами и юридическими лицами в собственность, владение, пользование, аренду, а также части земельных участков и земельные доли. Так, объектами права собственности и права пользования всегда выступают отдельные земельные участки, переданные заинтересованным лицам в собственность, владение, пользование или аренду, части земельных участков, закрепляемых на праве ограниченного пользования (сервитут), либо земельные доли. В отличие от этого объекты правоотношений государственного управления включают все земли в пределах Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований независимо от форм собственности, а также земельные участки, закрепленные за физическими и юридическими лицами. Здесь выбор объекта зависит от уровня государственного управления и полномочий государственных органов, видов управленческой деятельности. Например, все земли РФ являются объектом земельных правоотношений в области контроля за состоянием земель, учета, мониторинга, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Компетенция органов государственного управления каждого субъекта РФ распространяется лишь на земли в пределах его границ, и правоотношения государственного управления таких органов могут возникать только на территории соответствующего субъекта РФ. Объектами правоотношений юридической ответственности выступают отдельные земельные участки, состояние и правовой режим которых были нарушены в результате противоправного действия.

Физическое обособление земельных участков производится в процессе землеустроительных мероприятий, установления границ и межевых знаков уполномоченными гражданами и организациями в установленном порядке. Юридически земельные участки обособляются путем издания различного рода документов — законов, иных нормативных правовых актов, свидетельств о регистрации права собственности на земельный участок либо земельную долю, лицензий, разрешений на право пользования, заключения договоров аренды, документов, удостоверяющих взаимное согласие на право субъектов РФ об изменении границ между ними, включение в кадастры данных о площадях и размещении категорий земель, предоставлении земельных участков, издания картографических материалов.

2.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это — отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений.

Для характеристики земельных правоотношений используется метод классификации, или распределения правоотношений по труппам в соответствии с выбранными критериями. Наиболее распространена классификация земельных правоотношений по основным институтам земельного права. В соответствии с этим критерием земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения собственности на землю, землепользования, государственного земельного управления, правоотношения в области охраны земель и правоотношения юридической ответственности.

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации — правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

Возникновению, изменению и прекращению земельных правоотношений предшествуют юридические факты — события или действия (бездействие), с которыми право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Они могут носить как правомерный, так и неправомерный характер. Не все события, действия или бездействие относятся к основаниям возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений, а только те из них, которые признаются законодательством таковыми.

Общим основанием возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственному волеизъявлению в соответствии с данной нормой. В отдельных случаях наличие закона служит достаточным и единственным основанием для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений. Это означает, что для их реализации не требуется дополнительных юридически значимых действий. Типичным примером является право общего землепользования граждан, которое осуществляется свободно, т.е. без дополнительных разрешений. Так, граждане имеют право совершать допускаемые законом действия на землях общего пользования в городах, на берегах водоемов общего пользования, землях лесного фонда, не закрепленных в пользование за отдельными гражданами и юридическими лицами, иных землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и общее пользование которыми не ограничено, без специальных разрешений, а лишь в силу соответствующих положений Земельного, Лесного и Водного кодексов, иных нормативных правовых актов. Правомерность такого основания в конкретных случаях определяется на месте в зависимости от того, допустимо ли общее землепользование в пределах данного земельного участка и не требуется ли при этом соблюдение каких-либо особых условий.

Земельный участок как объект земельных отношений

В соответствии со ст. 1 Кодекса о земле земельный участок — это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями).

Земельному участку, являющемуся объектом земельных правоотношений, присущи следующие признаки:

1) оборотоспособность, т. е. возможность отчуждения земельного участка путем совершения гражданско-правовых сделок либо переход участка от одного лица к другому в порядке наследования или правопреемства, если земельный участок не изъят из оборота или не ограничен в обороте;

2) плоды, продукция, доходы, которые получены в результате использования земельного участка, являются собственностью субъекта, использующего данный участок на законном основании;

3) земельный участок может быть признан делимым либо неделимым исходя из того, возможен ли его раздел или нет. Данный признак приобретает особую актуальность в случае, когда участок находится в общей собственности и возникает вопрос о разделе земельного участка.

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок, и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.

Законодательством допускается слияние смежных (имеющих общую границу) земельных участков при соблюдении следующих условий:

— данные земельные участки имеют одинаковое целевое назначение и предоставлены на одном вещном праве;

— не превышаются предельные размеры земельных участков, установленные законодательством;

— не нарушаются другие требования законодательства об охране и использовании земель;

4) в качестве объекта земельных правоотношений выступает ограниченный в пространстве земельный участок, границы и местоположение которого установлены в порядке землеустройства.

Граница земельного участка может быть:

— фиксированная — устанавливается (восстанавливается) на местности с закреплением ее поворотных точек межевыми знаками на основании решения об изъятии и предоставлении земельного участка;

— нефиксированная — устанавливается (восстанавливается) по планово-картографическим материалам с точностью, определяемой их масштабом, без закрепления на местности;

5) земельный участок относится к недвижимому имуществу;

6) земельный участок имеет кадастровый номер — не повторяющийся на территории Республики Беларусь номер земельного участка, сохраняемый в течение всего периода его существования;

7) все земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением, установленным при предоставлении земельного участка.

Целевое назначение земельного участка — это установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей.

Основное целевое назначение земель, земельного участка — это установленные законодательством об охране и использовании земель порядок, условия и ограничения использования земель, земельного участка для конкретных целей.

4.5. Объекты земельных правоотношений

Некоторые ученые выделяют два самостоятельных, но взаимосвязанных понятия — объект правового регулирования и объект правовой цели. Применительно к земельным правоотношениями объектом правового регулирования является сама земля, а объектом цели — ее рациональное, эффективное использование, охрана, создание условий для правильного формирования и развития земельного рынка, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, охрана прав субъектов земельных правоотношений. Однако в зависимости от их вида понятие земли как объекта может быть различным. Так, если объектом материальных земельных правоотношений служит земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим, то процессуальные земельные правоотношения, которых конечным объектом земля как объект первичного к

ним материального правоотношения, своим непосредственным объектом имеют результат, на достижение которого направлено процессуальное действие. Им могут быть данные кадастра о землях, сведения мониторинга земель, решение компетентного государственного органа о пре-доставлении земельного участка или об отказе в его предоставлении.

Объектом правоотношения по использованию земли всегда является индивидуально определенный земельный участок и земельная доля.

Земельный участок представляет собой часть земли, отделенную и обозначенную на местности при помощи границ.

Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются.

Под понятием «земля как объект правового регулирования, объект правоотношения» подразумеваются только те ее элементы, в отноше-нии которых установлен определенный правовой режим. В частности, в законе не учитываются такие свойства, как ее рельеф, пересеченность объектами, типы почв и т.п.

Статья 6 ЗК РФ определяет следующие объекты земельных отношений: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Все земли в Российской Федерации подразделяются на категории, содержащие определенные группы свойств; они в свою очередь подразделяются на виды, обладающие определенным свойством. Так, среди категорий земель выделены земли поселений, в этой категории — земли городских и сельских поселений.

Исходя из этой установленной законом классификации, особенности земель как объекта земельных правоотношений следует выделять по схеме: особенности, свойственные всем землям Российской Федерации; особенности, свойственные отдельным категориям земель, и особенности, свойственные отдельным видам категорий земель. Полученная таким способом классификация земельных особенностей, влияющих на содержание правоотношений, позволит получить систему сведений об объекте земельных правоотношений.

Особенности, свойственные всем землям Российской Федерации, выражаются в том, что земля является частью окружающей среды, а поэтому субъекты земельных правоотношений обязаны использовать ее не в противоречии с действием объективных законов природы. Например, собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам вменяется в обязанность применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки. Земля — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому землепользователи должны прежде всего учитывать интересы этих народов и рационально вести хозяйственную деятельность на принадлежащих им землях.

Второй особенностью земель является то обстоятельство, что земля представляет собой единственное место обитания человека и незаменима иным местом жизнеобитания. Поэтому при предоставлении, к примеру, земельных участков в местах проживания малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хо-зяйственной деятельностью, решение о согласовании места размещения будущего объекта принимается с учетом мнения местных жителей.

Третья особенность земель выражается в их ограниченности, что требует экономного и нормированного их использования. Так, получение земельных участков возможно в пределах установленных норм; нормирование земельных участков осуществляется при предоставлении их как для сельскохозяйственных целей, так и для строительства и предпринимательской деятельности.

Четвертая особенность земель— это их недвижимость, что порождает такие формы земельных отношений, как землеустройство, выражающееся в установлении на местности границ административно-территориальных образований, образование новых и упорядочение существующих землевладений и отвод участков в натуре на местности и т.п.

Особенности земель, свойственные отдельным их категориям, вытекают из их основного целевого назначения, т.е. того главного критерия, по которому тот или иной земельный массив отнесен к соответствующей категории. Так, земли сельскохозяйственного назначения отнесены к данной категории по пригодности их для использования в сельском хозяйстве.

Главный признак, по которому земли относятся к той или иной категории, не исключает наличия в этой категории земель с иными свойствами, не подходящими под эту категорию. Например, на территории земель лесного фонда могут находиться сельскохозяйственные угодья.

Кроме того, категория земель никогда не может являться объектом собственности, владения, пользования или аренды одного субъекта земельных правоотношений, поскольку на ней располагается множество землепользователей многообразного целевого назначения.

Особенности, свойственные земельным участкам, являющимся, как правило, непосредственными объектами земельных правоотношений, выражаются в их местонахождении и размерах на местности. Если местонахождение участка указывает на то, в какой категории земель он находится, а значит, и режим на него распространяется, то

размеры участка на местности указывают на то, с какими землеполь- зованиями он граничит, какие ограничения возникают из данного соседства. Так, в целях создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, на которых устанавливаются охранные зоны, не изымаются у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, но в границах этих зон вводится особый использования земель,

ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с Целями установления указанных зон.

В зависимости от целевого использования земельного участка юридическую значимость имеют и природные свойства земли: плодородие почв, эрозионные процессы, засоление и закисление и др. Например, при использовании земли под строительство сооружений данные свойства не имеют значения; при ведении же сельхозпроизводства на данных земельных участках эти свойства юридически значимы и влияют на земельные правоотношения: у землепользователей возникает дополнительная обязанность по повышению плодородия почв, по проведению известкования и др.

Как уже отмечалось выше, земля представляет собой часть природной среды, причем важнейшую часть: без земной коры невозможна растительность; без земной территории невозможна сеть водных бассейнов, рек, озер и т.п. В силу этого земля взаимосвязана с другими природными объектами, что влияет на режим земельных правоотношений. Например, субъекты правоотношений по использованию земель вблизи лесных массивов обязаны дополнительно к общим правилам соблюдать правила безопасности и сохранности этих массивов, дикой фауны, обитающей в них; близлежащие водоемы порождают обязанность землепользователей осуществлять мероприятия, предотвращающие загрязнение и ухудшение экологической обстановки этих водоемов.

С учетом изложенного земельные участки по правовому режиму можно подразделить на «чисто» земельные (не имеющие на себе каких-либо природных объектов, а значит, и находящиеся в сфере «чисто» земельно-правового режима) и на земельные участки, взаимосвязанные с другими природными объектами (а значит, имеющими «смешанный» правовой режим). Так, часть территории природного (национального) парка может располагаться на землях других категорий, не входящих в состав природно-заповедного фонда. И если эта часть приходится на используемый субъектами земельных правоотношений участок, то они обязаны соблюдать требования не только правового режима земельного участка, но и положения правового режима данного парка. —

Наконец, недвижимость земли предполагает возможность наличия на ней недвижимых объектов (строений, сооружений, мелиоративных устройств, вмонтированных в почву, и т.п.), в результате чего земельно-правовой режим таких участков переплетается с имущественно-правовым (гражданско-правовым). Таким образом, по своему правовому режиму земельные участки можно подразделить на свободные от недвижимого имущества и имеющие на себе имущественную недвижимость, которая влияет на правовой режим использования данных земельных участков. Например, переход права собственности на здание, сооружение к другим лицам допустим при условии одновременной передачи права на соответствующий земельный участок, а в случае перехода права собственности на здание к нескольким собственникам с разделом на доли права на земельный участок переходят в размере, пропорциональном долям собственности на это здание.

Кроме того, на земельных участках зачастую располагаются и природные объекты, и недвижимое имущество, в результате чего земельный участок приобретает смешанный земельно-имущественно-приро- доресурсовый режим. Так, земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений для сельскохозяйственных потребностей. В результате на земельном участке используются: водный объект, регулируемый водным законодательством; имущественный объект (сооружение), регулируемый гражданским законодательством; сам земельный участок, регулируемый земельным законодательством.

Необходимо отметить, что земля и другие природные ресурсы определяются в Конституции РФ весьма нейтрально: как естественная среда обитания народов, проживающих на соответствующих территориях, но отнюдь не как объекты собственности именно этих народов. Объектом правоотношений по использованию земли всегда является индивидуально определенный участок и земельная доля. Под земельным участком принято понимать часть земли, имеющую свои границы. Земельные доли, которые находятся в пределах земельных участков и являются объектом общей долевой собственности, представляют собой самостоятельный объект земельных прав. Однако помимо земельных правоотношений в области использования земли, существуют также правоотношения собственности на землю. В соответствии с Конституцией РФ земля, как и другие природные ресурсы, может находиться в частной, муниципальной и иных формах

собственности. При этом круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и муниципальной собственности на землю определяется законодательством. Так, объекты земельных правоотношений федеральной собственности на землю определены Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2144 «О федеральных природных ресурсах» (в настоящее время утратил силу). К ним относятся земельные участки, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки, занятые объектамй, Находящимися в федеральной собственности, а также участки особо охраняемых природных территорий федерального значения.

К объектам земельных правоотношений государственной собственности относятся земли, находящиеся в пределах их административно- территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов, за теми же исключениями. Кроме того, объектами земельных правоотношений собственности выступают земельные участки, предоставленные в собственность физическим и юридическим лицам.

В понятие земли как объекта правового регулирования включаются лишь наиболее важные ее свойства. Однако эти свойства настолько многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Именно этим и объясняется классификация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли и др.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующие основные выводы.

Объектом земельного правоотношения являются земельные участки и доли, относящиеся в Российской Федерации, к землям определенных категорий и видов.

Свойства и особенности земель как объекта правоотношения оказывают влияние на правовое содержание этого отноше-ния, внося специфику в правомочия субъектов. Однако это присуще не всем свойствам, и особенностям земель, а лишь тем, которые учтены в законе и предусмотрены правовыми нормами.

Свойства и особенности земель, влияющие на правоотношения, можно подразделить на присущие всем землям (природный

характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам. Такое подразделение позволяет не упустить и систематизировать обстоятельства, оказывающие воздействие на формирование земельных правоотношений.

4. Земельные участки можно подразделить на «чисто» земельные; имеющие на своей площади природные объекты; не имеющие на своей площади недвижимых имущественных объектов; имеющие на своей площади имущественные и природные объекты. Соответственно и земельные участки имеют «чисто» земельно-правовой режим; смешанный земельно-природоресурсный правовой режим; смешанный земельно-имущественный правовой режим; смешанный земельно-природоресурсно-имущественный правовойрежим. Каждый из них также влияет на содержание земельных правоотношений.

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс рк 2018 года статьи Уголовный Кодекс РКСтатья 194. Вымогательство 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера […]
  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Как подать иск в суд на военкомат Как я в суд на военкомат подавал Я не особо хотел судиться с военкоматом, но суд был неизбежен, если я хотел оставаться в рядах диванной армии. Итак, на руках у меня была заветная выписка […]
  • Займ денег у теле2 Займ денег у теле2 Одним из главных приоритетов Теле2 является предоставление бесперебойной связи и доступа в интернет при любых условиях, даже если на счёте абонента закончились деньги. […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Как вернуть отправленные деньги на qiwi Перевел деньги на карту мошенника — как вернуть? Всем известна пословица, гласящая, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Однако почему-то не все ее вспоминают, когда […]