Земельный надзор изменения

Земельный надзор изменения

Ни для кого не секрет, что земля и ее ресурсы являются главным богатством природы, основой жизнедеятельности и условием существования каждого из нас. История развития человечества неразрывно связана с борьбой за обладание землей. Земля имеет особую социальную ценность и значимость, прежде всего, как природный ресурс, как территория и как недвижимость, непрерывно воспроизводящая материальные блага и выполняющая ряд других жизненно важных функций. Она является необходимым материальным условием существования человека и всякого процесса производства.

Рациональное использование земельных участков, охрана земельных ресурсов, соблюдение установленных законом требований являются насущной проблемой нашей страны, подход к решению которой должен носить неоднозначный комплексный характер.

Материал и методы исследования

В настоящее время большое внимание уделяется государственному земельному надзору, что свидетельствует об актуальности данной темы.

Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В современных условиях государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше.

Полномочия по организации и осуществлению государственного земельного контроля возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. Должностные лица и специалисты Росреестра и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле».

При проведении мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора государственные земельные инспектора Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (далее Управлении) не редко сталкиваются с рядом проблем и вопросов.

Наиболее важным встает вопрос: «почему количество выявленных правонарушений с каждым годом увеличивается»? Одной из причин является то, что зачастую граждане не знают законов и плохо осведомлены об оформлении земельных участков. А также несовершенство земельного законодательства, которое в схожих ситуациях трактуется, как субъектами правонарушения, так и должностными лицами, уполномоченные на проведении проверки по контролю за соблюдением земельного законодательства, не однозначно (по-разному).

Следующая проблема состоит во взаимоотношении между «проверяющим» и «проверяемым». При осуществлении выездной проверки многие граждане проявляют излишнее недоверие к инспекторам, даже когда убедятся в подлинности предъявляемых им документов. Часто бывает, что при проверке «проверяемые» не дают «проверяющему» провести замер их земельного участка или отказываются предъявить документы на землю и тому подобное. Такие действия граждан и представителей организаций уже незаконны и могут квалифицироваться как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).

Часто «проверяемые» после выявления правонарушения не согласны с вменяемым им нарушением, так как они утверждают, что данный земельный участок уже был приобретен с нарушением, за которое они отвечать не должны. Нежелание лиц, привлекаемых к административной ответственности оплачивать налагаемый на них штраф, ведет часто к обжалованию действий Управления в суде.

Самое распространенное объяснение «проверяемого» о самовольном захвате земельного участка заключается в том, что «проверяемый» считал ничейным земельный участок, который он занял и не предполагал, что нарушает, чьи-то права. В этих ситуациях очень трудно донести до граждан то, что незнание закона не освобождает их от ответственности.

Важной задачей, стоящей перед органами государственной власти, является повышение эффективности мер государственного регулирования. Для решения данной задачи часто требуется применение новых форм и методов работы, а также модернизация уже имеющихся.

Для анализа и оценки эффективности государственного земельного надзора используются следующие показатели, в том числе в динамике (по полугодиям): выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок).

Анализируя статические показатели государственного земельного надзора, стоит отметить ежегодное увеличение проведенных проверок соблюдения земельного законодательства и количества выявленных нарушений. Показатели осуществления государственного земельного надзора представлены в таблице 1. [8]

Таблица 1 Показатели осуществления государственного земельного надзора по г. Пенза

Статья 71. Государственный земельный надзор

СТ 71 ЗК РФ

1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также — органы государственного земельного надзора).

3. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

4. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее — должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:

1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;

4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;

10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

6. Должностным лицам, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, выдаются служебные удостоверения.

7. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

10. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления предложения органа государственного земельного надзора о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства данные органы в течение тридцати дней со дня получения такого предложения должны рассмотреть его и принять меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, способствующих совершению, а также проинформировать в этот срок орган государственного земельного надзора, направивший такое предложение, о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

11. Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 71 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья раскрывает понятие государственного земельного надзора, которое было изменено с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Следует отметить, что правовое регулирование государственного земельного надзора (контроля) и деятельности органов, осуществляющих данный вид государственного контроля, с начала земельной реформы претерпевало достаточно большое количество изменений, что зачастую не сказывалось положительным образом на повышении эффективности их деятельности. В частности, О.В. Калугина отмечает, что восемь раз подвергался преобразованию один из основных специально уполномоченных органов государственного земельного контроля — Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а ныне — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии . При этом очевидно, что такое количество и периодичность вносимых в законодательство в этой части изменений свидетельствуют о том, что такой инструмент, как государственный земельный надзор, не в полной мере обеспечивает выполнение возлагаемых на него государством задач, что подтверждается и увеличением количества правонарушений в сфере земельных отношений, отсутствием должных мер по их устранению . В числе прочего о необходимости изменения подходов к осуществлению государственного земельного надзора свидетельствует поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 9 октября 2012 г. о представлении Правительством Российской Федерации предложений по совершенствованию государственного земельного надзора, включая возможность его осуществления субъектами Российской Федерации .
———————————
Калугина О.В. Административно-правовое регулирование государственного земельного контроля // Административное и муниципальное право. 2011. N 3.

См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 510495-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части оптимизации административной ответственности за нарушение земельного законодательства) // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: duma.gov.ru.

Подпункт «д» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 9 октября 2012 г. // Официальный сайт Президента России: kremlin.ru.

Представляется, что положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призваны изменить ситуацию в сфере применения такого инструмента, как государственный земельный надзор.

В числе прочего комментируемой статьей дается определение государственного земельного надзора, которое соответствует общему определению государственного надзора, данному в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Однако следует обратить внимание на некоторые особенности.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6249.

Так, в частности, деятельность органов, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора, может быть направлена на предупреждение, выявление и пресечение только тех нарушений, за совершение которых законом предусмотрена ответственность, что исключает возможность принятия указанными органами каких-либо решений по нарушениям, состав которых не описан в законодательстве и за которые не предусматривается какой-либо ответственности. Например, КоАП предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность (ст. 7.34), порчу земель (ст. 8.6), невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7), использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8). Кроме того, согласно п. 3 комментируемой статьи предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора могут являться не только земельные участки, но и другие объекты земельных отношений, к числу которых также относятся земля и части земельных участков .
———————————
Судебная практика указывает, что в случае, если нарушение допущено в отношении части земельного участка, оно расценивается как нарушение в отношении всего земельного участка (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. N 71/13).

Пункт 5 комментируемой статьи наделяет должностных лиц органов государственного земельного надзора широкими полномочиями при осуществлении их деятельности. Такие должностные лица имеют право беспрепятственно получать доступ на земельные участки и осматривать их, что в значительной степени должно обеспечивать принятие объективных решений по конкретным правонарушениям.

Как усматривается из положений комментируемой статьи, применяемых в совокупности с нормами ст. ст. 45 — 47 ЗК РФ, а также ст. ст. 284, 285 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», выдача предписания об устранении выявленных правонарушений для правообладателей земельных участков может иметь серьезные последствия. В частности, следствием неустранения допущенных правонарушений может являться прекращение прав на земельный участок. Таким образом, мероприятия по государственному земельному надзору являются еще и механизмом инициирования процедуры прекращения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, либо процедуры изъятия находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием.

Положение о государственном земельном надзоре утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1. В частности, данным Положением разграничены полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Земельный надзор. От самовольного занятия земельного участка до изменения целевого назначения земельного участка

Как известно, среди собственников земельных участков встречаются разные нарушители: одни не соблюдают установленные границы, другие – используют землю не по назначению.

Для пресечения подобных нарушений в Росреестре Татарстана действует специальное подразделение – земельный надзор.

О том, какая работа проводится в данном направлении, наше интервью с начальником отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Татарстан Ильнуром Галеевым.

— Ильнур Наилович, с какими нарушениями чаще всего Вам приходится сталкиваться?

— Самое распространенное нарушение – самовольное занятие земельного участка. Неважно, занят ли участок в несколько гектаров или забор поставлен на несколько метров дальше положенного. Такие действия одинаково незаконны.

— Что грозит таким нарушителям?

— Нарушителям начисляется штраф, исходя из кадастровой стоимости незаконно занятого участка. Допустим, нарушитель занял 10 соток, кадастровая стоимость которых 500 тысяч рублей, с гражданина взимается штраф от 1 до 1,5%. Штраф для должностных лиц составит минимум 20 тысяч рублей, юр лица и ИП заплатят минимум 100 тысяч рублей.

Помимо штрафа устанавливается срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. По истечении этого срока инспекторами проводится дополнительная проверка. Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно, причем он может быть увеличен. Если собственник и после этого не устраняет нарушение, его могут заставить освободить незаконно занятый участок принудительно по решению суда.

— Если гражданин считает, что границы его участка нарушены, что он должен сделать?

— Обратиться к нам с заявлением. Если обнаружится основание для внеплановой проверки, то мы ее проведем. В свою очередь, чтобы быть уверенным в том, что ты сам не нарушаешь закон, необходимо проверить границы своего участка. В случае сомнения обратиться к кадастровому инженеру.

— С какими еще нарушениями Вы имеете дело?

— Это использование земли не по назначению. Как известно, каждому участку предписывается целевое назначение и разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, ИЖС, для производственной деятельности и другие. За использование земли не по назначению предполагается штраф исходя из кадастровой стоимости участка, на котором допущено правонарушение. Для граждан сумма штрафа составит от 10 тысяч рублей, для ИП – от 20 тысяч рублей, для юр. лиц – от 100 тысяч рублей.

— А можно ли изменить целевое назначение своего участка?

— Разумеется, правообладатель имеет право изменить целевое назначение своего участка. Для этого необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. Узнать текущее назначение своего участка можно из кадастровой выписки о земельном участке или правоустанавливающих документах на него.

Еще одна категория нарушений – это неиспользование земельного участка. Инспекторы Росреестра Татарстана выявляют неиспользование земельных участков для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства. Нарушителям также начисляется штраф, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

— Какие методы применяются при обследовании земельных участков?

— Осуществляя земельный надзор, Росреестр Татарстана применяет самые современные методы. Обследование участков проводится дистанционно – без участия собственника. Для этого используются данные с космических спутников, летательных аппаратов или непосредственно осмотра земельных участков.

Если в результате обследования выявляются признаки нарушения, это является основанием для проведения внеплановой проверки. Собственник или правообладатель земельного участка заблаговременно уведомляется об этом и уже в его присутствии проводятся все необходимые действия на участке. Отказ собственника в участии при проведении проверки является основанием для привлечения его к административной ответственности в виде штрафа. Важно отметить, что в случае неустранения нарушения собственник может потерять свой участок. Таким образом, я хочу подчеркнуть, что у каждого собственника земельного участка есть не только права, но и обязанности.

— Ильнур Наилович, каковы результаты вашей деятельности за 2016 год: сколько было проведено проверок, штрафов и т.д.?

За итоговый период 2016 года государственными инспекторами Управления всего проведено около 10 тыс. проверок, в ходе которых выявлено 7900 нарушений. 6000 нарушителям выданы предписания об устранении нарушений.

Наложено штрафов на общую сумму около 65 млн рублей.

— Всем известно, что в прошлом году одной из задач госземнадзора было выявление земельных правонарушений в прибрежных зонах. Каковы задачи на 2017 год перед инспекторским составом?

Приоритетная задача на 2017 год для госземнадзора была определена Президентом Республики Татарстан на итоговой коллегии Управления. Это установление земельных участков, которые в свою очередь были переведены из земель сельхозназначения в земли, предназначенные для жилищного строительства. Административным законодательством установлена ответственность за неиспользование указанных участков в течение трех и более лет по целевому назначению.

Меры воздействия не будут ограничиваться только наложением штрафов и выдачей предписаний. Гражданским и земельным законодательством предусмотрены процедуры принудительного прекращения и изъятия указанных земельных участков у нерадивых землепользователей посредством обращения органов государственной власти или местного самоуправления в суд с соответствующими исковыми заявлениями.

Ильнур Наилович, в рамках госземнадзора налажена ли совместная работа с муниципальными земельными инспекторами?

Как известно, органы местного самоуправления по земельному законодательству наделены полномочиями на осуществление муниципального земельного контроля. В Казани такими полномочиями наделены инспектора Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома.

В рамках нашего взаимодействия муниципальные инспектора в наш адрес направляют акты проверок для принятия решения о составлении административного протокола.

В случае самовольного занятия муниципальных земель администрации районов обращаются в суды для освобождения указанных участков от самовольных построек, ограждений.

Куда необходимо обращаться при возникновении «земельных вопросов»?

Обращаться можно с письменным заявлением к нам в Управление (ул.Авангардная, д.74) или в наши территориальные отделы по месту нахождения земельного участка. Справочная информация об отделах размещена на официальном интернет-сайте Управления.

К нам можно написать и через наш интернет-сайт, размещенный по адресу: www.rosreestr.ru

Подготовлено пресс-службой Управления Росреестра по Республике Татарстан

«Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль: проблемы реализации»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль: проблемы реализации», участники «круглого стола» отмечают.
Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный земельный контроль был преобразован в земельный надзор.
С 2015 года вступили в силу новая редакция главы XII Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и Положение о государственном земельном надзоре от 2 января 2015 года № 1 (далее – Положение о надзоре), которыми урегулирована большая часть правовых проблем в сфере государственного земельного надзора. В настоящее время государственный земельный надзор осуществляется Росреестром, Россельхознадзором и Росприроднадзором в соответствии с Положением о надзоре.
Осуществление государственного земельного надзора федеральными органами исполнительной власти позволяет реализовать единые принципы правоприменения законодательства Российской Федерации, а за счет исполнения иных функций — оперативно внедрять новые формы осуществления надзорных полномочий, тем самым повышая эффективность контроля и надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2017 года № 943 внесены изменения в Положение о надзоре, предусматривающие применение с 2018 года риск-ориентированного подхода при организации и проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства, а также определены критерии отнесения земельных участков к определенной категории риска.
В 2017 году несколькими территориальными органами Росреестра реализуется «пилотный» проект по использованию беспилотных летательных аппаратов при осуществлении государственного земельного надзора. Аэрофотоснимки, получаемые с беспилотных летательных аппаратов, используются инспекторами для дистанционного выявления нарушений требований законодательства, что позволяет до минимума уменьшить число проводимых проверок, в ходе которых не выявляются нарушения, тем самым снизить административную нагрузку на граждан и организации, не нарушающие требований законодательства при использовании земельных участков.
Вместе с тем, как показывает практика, проблемы в надзорно-контрольной сфере остаются, в том числе наблюдается некоторая рассогласованность решений органов государственного земельного надзора.
Так, установление порядка осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с Земельным кодексом отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 10.1 Земельного кодекса, статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены законами субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, органами местного самоуправления предоставленные полномочия по муниципальному земельному контролю реализуются не на должном уровне. По информации Росреестра, в 17 субъектах Российской Федерации органами муниципального земельного контроля в территориальные органы Росреестра за первое полугодие 2017 года было направлено менее 30 материалов проверок, в ходе которых выявлены нарушения. Общее число выявленных в первом полугодии органами местного самоуправления нарушений составило 7,3 тыс. нарушений, в то же время должностными лицами Росреестра выявлено более 47 тыс. нарушений земельного законодательства. При этом более половины всех выявленных нарушений органами муниципального земельного контроля выявлено в 7 субъектах Российской Федерации. Наибольшее число нарушений органами местного самоуправления выявлено в Самарской области — 1039 нарушений, Московской области – 511 и Республике Башкортостан — 446, в то же время на территории Москвы — 5 нарушений, Санкт-Петербурга — 9 нарушений.
В соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были разработаны и приняты два особо значимых федеральных закона в сфере земельного надзора: от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию» и от 8 марта 2015 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которыми установлен новый порядок государственного земельного надзора и государственного мониторинга земель, введен новый механизм надзора — процедура административного обследования, упрощены процедуры проведения проверок. Указанными законами был изменен порядок организации муниципального земельного контроля, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации наделены полномочием устанавливать порядок осуществления муниципального земельного контроля.
Статьей 72 Земельного кодекса определено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Однако в большинстве регионов не разработаны и не утверждены законы о муниципальном земельном контроле. Более того, в развитие регионального законодательства на уровне муниципалитетов должны быть разработаны соответствующие порядки и правила проведения муниципального земельного контроля. По данным Россельхознадзора, в настоящее время из общего количества городских и сельских поселений в стране (20185) соответствующие документы имеются только у 8,5% (или у 1 703).
При этом анализ практики организации муниципального земельного контроля показывает различные подходы к нормативно-правовому регулированию осуществления муниципального земельного контроля.
В этой связи целесообразно законодательно закрепить полномочие федерального органа исполнительной власти разработать типовые правила разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля. Такие правила позволят определить основные положения, которые должны содержать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На практике вызывает проблемы и отсутствие четкой предметной сферы контрольной деятельности. Так, статья 72 Земельного кодекса содержит общие формулировки, относя к предмету контроля любые нарушения на земельном участке, в отношении которых предусмотрена административная и иная ответственность и, как следствие, в органы муниципального контроля поступает огромное количество жалоб, не связанных с нарушением требований земельного законодательства (санитарный, эпидемиологический контроль). Необходима детализация соответствующих статей Земельного кодекса о порядке осуществления муниципального земельного контроля в части установления четкого перечня видов муниципального контроля.
Проблемой для осуществления муниципального земельного контроля, как и других видов муниципального контроля, является, во‑первых, отсутствие четко установленных федеральными законами полномочий должностных лиц муниципального контроля, установленных в соответствующем законодательстве. Во‑вторых, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по привлечению нарушителей к административной ответственности и должны обращаться в уполномоченные федеральные органы государственной власти.
При этом с принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон о защите прав) на муниципальный контроль распространяются ограничения сроков и периодичности проверок. Порядок проведения и оформления результатов проверок также регламентирован указанным Федеральным законом.
Полагаем необходимым во избежание нарушения прав предпринимателей и граждан на законодательном уровне предусмотреть порядок действий органов муниципального земельного контроля по выдаче предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, контролю за их исполнением и отмене в случае необоснованной выдачи.
Несовершенна и система внеплановых проверок.
Основанием для проведения проверок по муниципальному земельному контролю могут выступать исключительно случаи, указанные в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона о защите прав, связанные с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан либо с причинением такого вреда. Орган муниципального контроля не вправе осуществлять внеплановые проверки по специальным основаниям, указанным в пункте 6.1 статьи 71.1 Земельного кодекса, что фактически исключает возможность проведения внеплановых проверок.
Существует необходимость совершенствования взаимодействия органов, осуществляющих государственный земельный надзор с правоохранительными органами Российской Федерации и органами прокуратуры, что обусловлено проблемой установления лиц, допустивших нарушения требований земельного законодательства. Вследствие отсутствия у государственных инспекторов по использованию и охране земель достаточных данных о лице, допустившем нарушение требований земельного законодательства, затруднено принятие своевременных мер, направленных на устранение нарушений.
Например, имеются проблемы в части организации взаимодействия с органами внутренних дел при установлении места жительства (регистрации) субъектов правонарушений в целях составления необходимых документов в ходе проверочных мероприятий по выявленным нарушениям.
Отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые вправе запросить территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора от органа муниципального контроля, в случае направления последним акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» не содержит исчерпывающий перечень таких документов.
Отсутствие полномочий должностных лиц органов муниципального контроля по составлению протоколов об административном правонарушении увеличивает длительность процедуры от момента выявления нарушений земельного законодательства органом муниципального контроля до момента привлечения ответственного лица, свершившего нарушение, органом государственного земельного надзора.
Участники «круглого стола» отметили и проблемы, связанные с излишней длительностью сроков доставки почтовых отправлений органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, содержащих предписания об устранении земельных правонарушений. В данном вопросе необходима оптимизация.
Целый комплекс проблем вызывает осуществление государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.
Требуют уточнения некоторые вопросы, связанные с принудительным изъятием земельных участков сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием.
Так, действующая редакция части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон об обороте земель) предусматривает возможность принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Следует внести изменения, предусматривающие возможность применения к процедуре изъятия земельного участка в случае его неиспользования или использования с нарушением законодательства в течение трех лет по материалам контрольных мероприятий, муниципального земельного контроля, что упростит сбор материалов, необходимых для начала процедуры изъятия участков.
По данным Россельхознадзора, привлечение нарушителей к административной ответственности за нарушения, связанные с неиспользованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, сократилось более чем на 30%.
Некоторые субъекты Российской Федерации (Республика Чувашия, Курская, Рязанская, Тамбовская области и др.) представили информацию о проблемах реализации законодательства об изъятии неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
Так, регионы отмечают длительный срок для начала процедуры изъятия земель сельскохозяйствен­ного назначения, проблемы, связанные с подготовкой органами муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора документов для изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Отмечается также, что на сегодняшний день реализация статьи 6 Федерального об обороте земель в части определения фактора снижения плодородия либо размеров причиненного вреда при порче почв сельскохозяйственного назначения Россельхознадзором и его территориальными органами не представляется возможной, в том числе и в отсутствие полноценного подзаконного нормативного правового акта, конкретизирующего признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации.
Необходимо нормативно-правовое закрепление критериев добросовестности землепользователей: использование сельскохозяйственных угодий по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием; ведение агрономической документации, характеризующей уровень использования пашни; наличие системы внутрихозяйственного земледелия; соблюдение системы севооборотов в соответствии с внутрихозяйственной специализацией; осуществление посева семенами высоких репродукций; соблюдение научно обоснованных сроков сортосмены и сортообновления семян; проведение агрохимического обследования почвы согласно установленным циклам, но не менее 1 раза в 5 лет; проведение защитных мероприятий по результатам фитосанитарного обследования; использование минеральных и органических удобрений в рекомендуемых дозах; использование пестицидов и агрохимикатов, не превышающих предельно допустимых концентраций в соответствии с установленным регламентом; сохранение уровня почвенного плодородия; проведение мероприятий по охране почв от эрозии и других деградационных процессов.
Необходимо обеспечить организацию ведения агрохимического мониторинга сельскохозяйственных угодий.
Считаем возможным предусмотреть обязательство органов, осуществляющих земельный контроль и надзор, осуществить проверку целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, не реже одного раза в два года, а также разработать порядок безвозмездной передачи земельных участков сельскохозяйственного назначения в муниципальную собственность в случае его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в течение двух и более лет.
Статьей 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками. Учитывая, что в указанной статье отсутствуют требования к субъекту правонарушения, на практике имеют место случаи, когда при выявлении на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, очагов произрастания карантинных растений органы государственного земельного надзора привлекают к административной ответственности землевладельца или землепользователя либо исполнительный орган власти, уполномоченный на распоряжение земельным участком, если такой участок свободен от прав третьих лиц. Необходимо конкретизировать данную норму по аналогии со статьей 10.5 КоАП, определив субъектами ответственности землевладельцев и землепользователей.
В рамках совершенствования механизма контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения считаем также необходимым распространить действие статьи 19.5 КоАП на отношения, возникающие при неисполнении предписаний органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» предлагают:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить принятие распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающего утверждение плана мероприятий по реализации Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы, которым предусмотрены мероприятия по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, а также по утверждению типовых правил разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О признаках неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации», разработанного Минсельхозом России;
рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль», предусматривающих исчерпывающий перечень документов (сведений), представляемых в территориальный орган государственного земельного надзора органом муниципального земельного контроля вместе с актом проверки;
рассмотреть вопрос о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного земельного надзора, и региональных органов и организаций, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере землепользования в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о необходимости разработки проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в:
в Земельный кодекс в части отнесения к полномочиям Российской Федерации утверждения типовых правил разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля;
в Земельный кодекс в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по выдаче предписаний об устранений выявленных нарушений земельного законодательства;
в статью 6 Федерального закона об обороте земель в части применения к процедуре изъятия земельного участка материалов, полученных в рамках муниципального земельного контроля;
в статью 10 Федерального закона о защите прав в части расширения перечня оснований для проведения внеплановых проверок;
в статью 10.1 КоАП, определив субъектами ответственности землевладельцев и землепользователей;
в части 25 и 26 статьи 19.5 КоАП в части распространения сферы их действия на отношения, возникающие при неисполнении предписаний органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль;
в статью 28.3 КоАП в части наделения должностных лиц органов муниципального земельного контроля полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях;
рассмотреть целесообразность внесения в федеральное законодательство изменений, направленных на упрощение порядка согласования внеплановых проверок органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
рассмотреть возможность и целесообразность принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, устанавливающего сроки выдаваемых органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля предписаний на устранение выявленных земельных правонарушений;
рассмотреть необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части наделения полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль;
в целом положительно оценивая внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора, продолжить работу по совершенствованию и уточнению критериев отнесения земельных участков к определенной категории риска;
отметить результаты Росреестра по совершенствованию осуществления государственного земельного надзора, внедрению дистанционных форм осуществления государственного земельного надзора, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов.
2. Рекомендовать Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минприроды России совместно с Минфином России разработать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части зачисления штрафов за нарушения земельного законодательства в бюджет муниципального образования, на территории которого совершено правонарушение.
3. Рекомендовать Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минприроды России:
рассмотреть возможность подготовки новых Единых методических рекомендации по вопросам осуществления муниципального земельного контроля, обеспечивающих единообразное осуществление муниципального земельного контроля на всей территории Российской Федерации;
ускорить разработку индикаторов риска нарушения обязательных требований для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении Росреестром и его территориальными органами государственного земельного надзора и методики оценки результативности и эффективности осуществления государственного земельного надзора.
4. Рекомендовать Минсельхозу России в целях сохранения и воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения рассмотреть возможность разработки проектов федеральных законов по вопросам:
внесения изменений в статью 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в части закрепления обязанности собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков по проведению почвенного, агрохимического обследования земельных участков сельскохозяйственного назначения;
введения обязательной процедуры паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, отражающей фактическое состояние земельного участка, его идентификационные характеристики, а также состояние почвенного плодородия;
закрепления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению перечня особо ценных земель сельскохозяйственного назначения;
внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395–1 «О недрах» в части запрета добычи общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения;
разработать проект постановления Правительства Российской Федерации, регулирующий организацию и порядок ведения агрохимического мониторинга сельскохозяйственных угодий.
5. Рекомендовать Росреестру, Россельхознадзору и Росприроднадзору:
обеспечить согласованность в принятии решений по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
рассмотреть возможность подготовки для органов местного самоуправления методических рекомендаций по вопросам проведения муници­пального земельного контроля и правильности составления актов проверок с приложением образцов, а также ежеквартально проводить обучающие семинары со специалистами органов муниципального земельного контроля по проблемным вопросам.
6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации ускорить принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля.
7. Рекомендовать ФГУП «Почта России» ускорить сроки доставки почтовых отправлений органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля об устранении выявленных земельных правонарушений.
8. Направить рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и ФГУП «Почта России».

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс рк 2018 года статьи Уголовный Кодекс РКСтатья 194. Вымогательство 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера […]
  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Как подать иск в суд на военкомат Как я в суд на военкомат подавал Я не особо хотел судиться с военкоматом, но суд был неизбежен, если я хотел оставаться в рядах диванной армии. Итак, на руках у меня была заветная выписка […]
  • Займ денег у теле2 Займ денег у теле2 Одним из главных приоритетов Теле2 является предоставление бесперебойной связи и доступа в интернет при любых условиях, даже если на счёте абонента закончились деньги. […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Как вернуть отправленные деньги на qiwi Перевел деньги на карту мошенника — как вернуть? Всем известна пословица, гласящая, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Однако почему-то не все ее вспоминают, когда […]