Земельное право подотрасли

Земельное право подотрасли

Соотношение норм земельного права с другими отраслями права

Вопрос о месте земельного права в системе российского национального права остается дискуссионным. В настоящее время существуют несколько точек зрения, по этому вопросу. Распространена позиция, в соответствии с которой земельное право признается самостоятельной отраслью, стоящей в одном ряду с гражданским, административным, государственным трудовым, экологическим и другими отраслями. (К примеру, по мнению авторов учебника «Земельное право России» (под ред. В.В. Петрова. М., 1998. С. 8), земельное право составляет «отдельную отрасль национальной правовой системы». Авторы учебника «Земельное право» (под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998. С. 5) также считают, что «земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права». Профессор Б.В. Ерофеев (учебник «Земельное право». М., 1998. С. 36–43) отграничивает земельное право от других отраслей права, тем самым определяя его место как самостоятельное.

Согласно другой точке зрения, земельное право входит в систему экологического права. Так, авторы учебника «Экологическое право России» (М., 1997. С. 41) считают, что объектами экологических отношений выступают природные среды и ресурсы,. включая землю. Экологическое право определяется как комплексная отрасль составной частью которой является земельное право.

По мнению В.А. Дозорцева, земельное право как самостоятельная структурная единица не существует, а нормы, касающиеся земли, распределены между гражданским, административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими отраслями права. Он утверждает, что поскольку «земельные отношения распали на регулируемые гражданским и административным правом, то основания признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать теперь земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объектом экономического оборота»

Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках каждой из перечисленных точек зрения и сделать свой выбор, следует обратиться к таким понятиям, как «отрасль права», «предмет права» и «система права».

Система российского национального права слагается из структурных элементов, включающих отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей.

Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку) особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля.

Если остановиться на этом, то можно считать доказанным, что земельное право – независимая отрасль права, стоящая в одном ряду с другими отраслями права. Вместе с тем земля в правовом смысле категория не однородная. Она – часть единой окружающей природной среды, выступающей в единстве и взаимосвязи со всеми другими элементами природы, часть материальной среды, стоящей вне общества. Одновременно земля объявлена недвижимым имуществом наряду со зданиями и сооружениями, воздушными и морскими судами, другими объектами материального мира, вошедшими в структуру общества. Такая неоднородность земли позволяет разделить земельные отношения, по крайней мере, на две части – экологические и гражданские. Отсюда есть основания утверждать, что земельных отношений как самостоятельной группы отношений не существует, а все их многообразие можно поделить между экологическим и гражданским правом или же, еще более детально, закрепить за административным правом исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по поводу земли, за финансовым правом – все денежные аспекты земельных отношений и т.д.

Наконец, если более внимательно подойти к определению назначения и роли земли как объекта земельных отношений, ее новых и естественно-научных характеристик, то можно подвергнуть сомнению адекватность предыдущих позиций. Прежде всего, земля часть единого мира природы. Это явление объективно.

По своей предметной характеристике земельное право тем самым может быть отграничено от конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей права. Вместе с тем на этом вопрос о соотношении земельного права с другими отраслями права не исчерпан. В соответствии с общераспространенной теоретической точкой зрения границы между отраслями права достаточно относительны и динамичны. Развитие системы права характеризуется взаимодействием норм права одной отрасли с другими, в результате которого одни и те же нормы признаются элементами двух и более отраслей права. По такому пути формируются и развиваются комплексные отрасли права. Соответственно, признавая правовую многозначность земель, целесообразность использования различных методов правового воздействия на субъектов земельных отношений, земельное право развивается как комплексная отрасль, включающая в свою систему наряду с нормами, обладающими собственной спецификой, также нормы основных отраслей права – конституционного, административного, гражданского и др. Таким образом, нормы конституционного права, устанавливающие виды собственности на землю, или гражданского права, регулирующие имущественные отношения по поводу земли вместе с нормами, определяющими правовой режим категорий земель в соответствии с теорией комплексных отраслей права, образуют в своем единстве и взаимодействии систему земельного права, оставаясь одновременно в системе конституционного, гражданского и иных отраслей права.

Можно рассуждать и иным образом. Если исходить из понимания того, что основным критерием выделения отраслей права является наличие самостоятельного объекта общественных отношений, то все нормы права, регулирующие отношения по поводу земли, образуют отрасль только земельного права, и никакого иного, и поэтому имеют свои жесткие границы, не сливаясь с другими отраслями права. А само земельное право не является комплексной отраслью, а занимает независимое (в рамках экологического права), только ей принадлежащее место в системе права. Соответственно нормы права, регулирующие отношения по приобретению земельных участков и реализации прав собственности либо пользования, регистрации прав, равно как и отношения по охране земель, образуют систему земельного права. Эти нормы могут быть выражены консолидированно, в рамках, к «примеру, кодифицированных нормативных актов, таких, как Земельный кодекс РФ, либо могут быть рассредоточены по различным комплексным нормативным правовым актам – Гражданский кодекс, РФ, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» и т.д. Нормы земельного права, выраженные в таких комплексных нормативных актах, не входят в систему других отраслей права, так как одна и та же отрасль не может иметь одновременно несколько объектов регулируемых ею общественных отношений. Если же мы признаем это, то выделение любых отраслей права станет невозможным.

Исходя из изложенного, земельное право можно определить как подотрасль экологического права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных государством правовых норм, регулирующих земельные отношения. Земельное право развивается во взаимодействии с другими подотраслями экологического права – горным, лесным, водным, атмосферным, фаунистическим и флористическим, которые вместе образуют систему экологического права.

Земельное право как отрасль права: понятие, предмет метод земельного права

На современном этапе развития земельно-правовой науки единого подхода к пониманию земельного права и его предмета также не сложилось. Существует несколько концептуальных подходов к данному вопросу.

2) По мнению В.В. Петрова, Ю.Г. Жарикова природоресурсное право подразделяется на отдельные самостоятельные подотрасли, такие как земельное право, водное право, лесное право, горное право, .

3) По мнению С.А. Боголюбова и др., «земельное и иные отрасли природоресурсного права стали подотраслями экологического права, его составной частью».

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права, состоящая из совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что нормы земельного права регулируют две большие группы общественных отношений: по использованию земель, включающие предоставление земель на различных правовых титулах и изъятие земельных участков; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д. и по охране земель, включающие специальные экологические требования ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель.

По мнению Петрова земля выполняет 4 основные функции:

1. Экологическая (ст.3 Закона об охране окружающей среды), что одним из основных экологических принципов является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и

благоприятной окружающей среды, что имеет самое непосредственное отношение и к земле как части природы).

2. Политическая (гос. раница — гос. суверенитет);

3. Социальная (Конституция России провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9)

4. Экономическая (земля-средство производства и как пространственный базис для размещения объектов).

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный. Императивный метод применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение кадастра объектов недвижимости, мониторинга, земельного надзора и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д. Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на равноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землей, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Понятие земельного права. Предмет, система, структура. Метод правового регулирования

Земельное право можно определить как систему юридических норм, выраженных в нормативных правовых актах (законах, указах Президента РФ, постановлениях и иных нормативных правовых актах Правительства РФ, министерств и ведомств) и предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право – это сфера правового регулирования, нормы которой сегодня, по мнению автора, образуют подотрасль экологического права. Признание земельного права в качестве подотрасли экологического нрава связано с юридическим выделением земель в качестве компонента окружающей среды, определение правового режима которого требует использования особых подходов, методов и приемов, учитывающих уникальные характеристики земли как части природы и связанные с землей общественные интересы и потребности. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей, их справедливое распределение между субъектами с установлением соответствующих прав на земельные участки с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Выделение структурных образований в системе права, в данном случае земельного права как подотрасли экологического права, требует выявления, насколько определенная система норм – норм земельного права – соответствует общетеоретическим критериям объединения норм права в отрасли, подотрасли, институты. Вопрос о таких критериях поднимался в общей теории права еще в 30-х годах прошлого столетия и остается в значительной степени дискуссионным и поныне. Не вступая в эту дискуссию, а лишь пользуясь общепризнанными теоретическими взглядами, такими критериями можно признать наличие единства собственного предмета правового регулирования (материальный критерий) и методов правового регулирования выделенной группы общественных отношений (дополнительный критерий). В общей теории права имеется точка зрения, что помимо двух вышеуказанных критериев, или даже независимо от признания наличия этих критериев, выделение отраслей происходит по признаку накопившегося правового материала и их политической или общественной значимости [1] . Речь идет о таком критерии как наличие достаточного количества нормативных правовых актов, направленных на регулирование определенной группы общественных отношений, или наличие собственных источников права [2] .

Земельные отношенияпредмет земельного права. Они представляют собой юридически значимые связи, взаимозависимости между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны земель. Другими словами, везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, частей земельных участков, прав на земельные участки, независимо от того, какими нормативными правовыми актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений. Эти отношения являются самостоятельными, отвечают критериям обособления их в самостоятельную группу, т.е. являются устойчивыми, допускают возможность государственно-правового контроля над ними, и по отношению к ним существует объективная потребность в их урегулировании.

Содержание земельного права образуют правовые нормы или правила поведения субъектов права по отношению к земле, земельным участкам, частям земельных участков, выраженные в нормативных правовых актах. Для определения места земельного права в системе права и системе экологического права следует определить пространственные границы данной подотрасли, т.е. систему земельного нрава, а также способ внутренней организации входящих в эту систему норм – структуру земельного права.

Понятие системы земельного права относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений. Это правовое пространство, в границах которого находятся нормы земельного права. Таким образом, систему земельного права образуют правовые нормы, регулирующие земельные общественные отношения, т.е. отношения по поводу земель, земельных участков, частей земельных участков, прав на земельные участки.

Структура земельного права отражает вертикальное, внутреннее согласованное построение отрасли (подотрасли). Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе российского права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма – принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Группы правовых норм, которые формируются по признаку однородности регулируемых общественных отношений, образуют институты земельного права. Однородными, к примеру, являются отношения землепользования. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объекты права землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Выделение институтов земельного права – процесс динамичный. Изменения в земельной политике, появление новых видов юридических прав на землю, новых видов сделок с земельными участками, реформирование государственного земельного управления создают условия для появления новых институтов, исчезновения старых. Динамичность структуры земельного права можно наблюдать в новейшей истории развития земельного права, когда в начале 90-х годов XX в. исчез институт права исключительной собственности государства на землю и появился институт права частной собственности. Не так давно расширился институт сделок с земельными участками, когда в число традиционных видов сделок вошла, например, сделка перераспределения земельных участков.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части. Институты общей части содержат правовые нормы, имеющие общее для всей отрасли (подотрасли) значение. В земельном праве к таковым можно отнести институт права собственности на землю, институт права землепользования, институт государственного земельного управления, институт правовой охраны земель, институт юридической ответственности за земельные правонарушения. Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земель или земельных участков к той или иной категории. Соответственно особенную часть образуют институты земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса. Каждый из этих семи институтов объединяет правовые нормы, устанавливающие особенности правового режима каждой категории земель.

Несмотря на такую структурную определенность, институты земельного права не обладают полной автономией, границы между ними подвижны, а нередко и условны. Примером может служить соотношение между институтом правовой охраны земель, институтом права землепользования, институтом права собственности. Охрана земель обеспечивается не только мерами рекультивации, мелиорации, иными восстановительными и профилактическими мерами, предусмотренными нормами института охраны земель, но и недопущением загрязнения земель в процессе землепользования, в том числе путем нормирования применения удобрений, рациональной организации территории, реализации права собственности, которые предусмотрены нормами институтов права землепользования и собственности. Установить жесткую границу между институтами охраны земель, права землепользования и собственности фактически невозможно, а проводимая между институтами граница будет лишь условной.

Дополнительным критерием выделения отраслей (подотраслей) является наличие особого, соответствующего данным общественным отношениям метода правового регулирования. Общая теория права определяет метод правового регулирования как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов или регламентацию обособленных видов общественных отношений [3] . Среди общих методов называются дозволение, запрет, предписание, а также метод рекомендаций, поощрения, метод автономных решений. В зависимости от взаимного положения субъектов правоотношений эти методы объединяются в две группы – императивный (административно-правовой) метод, основанный на отношениях власти и подчинения субъектов, и диспозитивный (гражданско-правовой) метод, основанный на равенстве субъектов и допускающий возможность выбора вариантов поведения в пределах нормы права [4] . Выделение той или иной отрасли права не означает, что в правовом регулировании обособленной группы общественных отношений применяется лишь один из указанных методов. По мнению теоретиков права, наличие метода правового регулирования как критерий признания того или иного структурного образования отраслью права означает наличие особого, находящего в диалектической взаимосвязи, сочетания диспозитивного и императивного методов. Такое сочетание и является единым методом правового регулирования, характеризующим отрасль (подотрасль) как самостоятельное правовое образование [5] . При этом сочетание методов не является статичным, а может меняться в зависимости от изменения общественных целей, потребностей, интересов, что однако не будет свидетельствовать об исчезновении собственного единого метода и соответственно отрасли (подотрасли) права, при условии, что сохраняется основной критерий выделения отрасли (подотрасли) – предмет правового регулирования.

Учитывая, что земельное право является подотраслью экологического права, то основой его собственного метода является метод правового регулирования, применяемый в экологическом нраве. В экологическом нраве сочетание императивного и диспозитивного методов характеризуется доминирующим положением первого, хотя расширение предпринимательских отношений в области природопользования обеспечивает сильные позиции гражданско-правовому методу правового регулирования в данной области. Преимущественная роль административно-правового метода основана на признании окружающей среды и ее природных богатств публичным достоянием, которое обеспечивается государственной собственностью на природные объекты, а также приоритетом публичных прав по отношению к окружающей среде [6] . Такое же сочетание методов с приоритетным положением административно-правового метода присуще и земельному праву. С его помощью обеспечивается соблюдение основных конституционных и земельно-правовых принципов регулирования земельных отношений, таких как использование и охрана земель как основы жизни и деятельности народов, ограничение свободы владения, пользования и распоряжения земельными участками интересами охраны окружающей среды и третьих лиц, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли как недвижимого имущества (ст. 9, 36 Конституции РФ, ст. 1 ЗК РФ). Однако особенностью земельного права как подотрасли, занимающей относительно самостоятельное место в системе экологического права, является более широкое, чем в других подотраслях экологического права, применение диспозитивного метода правового регулирования. Это обусловлено, главным образом, введением права частной собственности на земельные участки и необходимостью соблюдения основных принципов гражданского права при регулировании имущественных отношений и, в частности, свободы владения, пользования и распоряжения собственным земельным участком. Но даже в этом случае свобода собственников не беспредельна, она ограничивается интересами охраны окружающей среды и третьих лиц, что обеспечивается применением императивного метода.

  • [1] Общая теория государства и права: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 2000. С. 214-215.
  • [2]Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2005. С. 461–472.
  • [3]Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2005. С. 467.
  • [4]Морозова Л. Λ. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2002. С. 231; Общая теория государства и права: учебник / под ред. В. В. Лазарева. С. 215.
  • [5]Радько Т. П. Указ. соч. С. 469.
  • [6] См.: ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Земельное право России

Статья посвящена описанию отрасли Земельного права и его регулированию в российском законодательстве

Земельное право является одной из самостоятельных отраслей российского права, регулирующее общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельное право представляет собой комплекс юридических норм, которые формируются в процессе использования и охраны земли, защиты прав и законных интересов субъектов земельно-правовых отношений.

Понятие «система земельного права»

Понятие «системы земельного права» относится к предметной характеристике земельного права и отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений, т.е. земельных отношений (касающихся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны земель).

Содержание «земельного права» образуют правовые нормы или правила поведения субъектов права по отношению к земле, земельным участкам, частям земельных участков, выраженные в нормативно-правовых актах. Предмет земельного права составляют юридически значимые связи, взаимосвязи между субъектами права по поводу земель и земельных участков. Статья 3 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) раскрывает содержание юридической дефиниции «земля», которая может рассматриваться как: «объект общественных правоотношений»; «природный ресурс» – основа хозяйствования; «недвижимость» – объект права собственности и хозяйственного оборота; «территория» – государства, регионов, отдельных населенных пунктов.

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей. Если рассматривать соотношение земельное права с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования. Структура земельного права отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Методы земельного права

Общая теория права определяет метод правового регулирования как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право. В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера. В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. Норма вводит запрет для иностранцев (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту, можно взять только в аренду. Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы земельного права

Основные принципы развития земельно-правовых отношений определены в ст.1 ЗК РФ. В соответствии с данными принципами, «земля» рассматривается в качестве главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве. Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита ценных и особо оберегаемых территорий. Кроме того, в нормативном акте оговорены: запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предмет, объект, субъекты земельного права

Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.

Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287).

Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.

Источники земельного права

К источникам земельного права России относятся – Конституция РФ, международно-правовые договоры (в случае их ратифицикации РФ). Основной же источник земельного права – Земельный кодекс РФ 2001 г. – нормативный акт, регулирующий правоотношения и устанавливающий правовой статус отдельных видов земель.

Кроме того, к источникам земельного права относятся специальные законы – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О недрах», ФЗ « О землеустройстве», ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д. В этом смысле, значение имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные документы. Судебная практика не относится к источникам отрасли, но позиции высших инстанций: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ принимаются во внимание при разрешении споров в нижестоящих судах.

Определяя место в земельного права в системе права, следует отметить, что земельное право связано с гражданским, градостроительным и административным законодательством. Гражданское право регулирует имущественные отношения по обороту участков в то время как земельное право устанавливает правила использования территорий, режим отдельных категорий участков. Место гражданских отношений в земельном праве ограничено частноправовым, прежде всего, коммерческим интересом хозяйствующих субъектов.

В отличие от административного права, в котором первостепенное значение уделяется субординации между государственными органами и гражданами (организациями), в системе земельного законодательства преобладают источники, устанавливающие правила регулирования отношений землепользования и землеустройства.

Связь земельного и градостроительного законодательства прослеживается при территориальном планировании городских территорий, зонировании и проведении мероприятий по охране отдельных категорий земель в рамках городских округов и поселений.

1. Земельное право как отрасль российского права.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России. Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок – поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

ЗП – комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются земельные отношения, регулируемые комплексным правовым методом. Основа ЗП – нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права. ЗП – самостоятельная отрасль системы российского законодательства.

собственный предмет правового регулирования;

собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет ЗП – это:

отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.3 ЗК).

Земельное законодательство регулирует не только собственно земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов, в свою очередь, земельные отношения могут регулироваться специальным законодательством об охране окружающей природной среды (например, ЛК РФ).

общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению, отчуждению земельных участков, которые регулируются так же гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ.

Метод правового регулирования ЗП носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные начала, при первенстве последних. Это связано с тем, что в центр внимания законодателя при регулировании использования и охраны земель ставятся интересы населения, гарантом которых выступает публичный субъект – государство.

Методы правового регулирования:

свойственны только государству в лице его органов;

касаются только юридических норм;

обеспечиваются государственным принуждением.

ЗП как комплексная отрасль права и законодательства Конституцией РФ отнесено к предметам совместного ведения РФ и S РФ.

ЗП – научная и учебная дисциплина, отраслевая юридическая наука, то есть научная система взглядов, мнений, концепций, научных учений, основанных на толковании норм земельного права, их взаимозависимости.

Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качестве

отрасли права (отрасли законодательства);

Система земельного права как отрасли права

Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Структурные элементы системы отрасли земельного права:

норма права (материальная или процессуальная);

Предметом отрасли законодательства являются общественные отношения, регулируемые этим законодательством.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы. Правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и

особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть — специальными (осо­бенными).

Отрасли, подотрасли и институты права.

Структурными элементами системы права являются:

Норма права – это элемент системы права, его «кирпичик», «атом», более неделимый, хотя и он имеет свою сложную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция).

Норма права – формально-определённое правило поведения в обществе, обеспеченное государством.

Нормы права не существуют обособлено (самостоятельно). В зависимости от своего предметного назначения они объединяются в более общие образования – институты права.

Институт права — это основной элемент системы права, совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

Институт права объединяет специализированные нормы права, характеризующие юридические понятия, категории, принципы.

Например, институт государственной службы включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования системы государственных органов; устанавливающие объем полномочий государственных служащих, гарантии и процедуры их реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также определяющие меры ответственности за правонарушения в сфере служебной деятельности.

Также правовыми институтами, например, конституционного права являются — институт гражданства, институт избирательного права.

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые.

В рамках от­раслевого института объединяются нормы, имеющие юридическое значе­ние применительно к одной отрасли (институт соучастия в преступлении, институт экологических преступлений в уголовном праве; институт даре­ния в гражданском праве; институт обжалования и опротестования судеб­ных приговоров, определения и постановлений, не вступивших в законную силу, в уголовно-процессуальном праве).

Межотраслевой институт вклю­чает в себя правовые нормы, используемые в различных отраслях права (ин­ститут собственности (используется в гражданском праве, уголовном праве, конституционном праве…) институт гражданства (в конституционном, административном и др. праве), институт обжалования судеб­ного решения и др.).

Некоторые правовые институты состоят из субинститутов, т. е. являются сложными. Субинституты представляют собой группы норм права в рамках одного правового института, выражающих некоторые особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений (например, субинститутами являются: розничная купля-продажа в институте купли-прода­жи в гражданском праве, назначение наказания несовершеннолетним в ин­ституте назначения наказаний в уголовном праве, охрана труда женщин в институте охраны труда в трудовом праве и др.).

Правовые институты находясь в тесной взаимосвязи, образуют качественно новый элемент системы права – отрасль права.

Отрасль права – это наиболее крупная, обособленная совокупность юри­дических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений.

Виды отраслей права: государственное (конституцион­ное) право, гражданское право, административное право, уголовное право, граж­данско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, земельное право, трудовое право, семейное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право и др.

Среди названных отраслей российского права можно выделить основные и производные отрасли.

К основным относятся те отрасли, предмет регулиро­вания которых четко определен и отграничивается по существенным при­знакам от иных сфер жизнедеятельности общества (конституционное право, гражданское право, уголовное право и административное право).

К производным же относятся те отрасли, предмет регулирования которых «вычленяется» из предмета регулирования основной отрасли и вне этой сферы общественных отношений существовать не может. Производными от гражданского права, таким образом, являются коммерче­ское и предпринимательское право; производным от гражданского процессу­ального права — арбитражное процессуальное право; от уголовно-процессу­ального права — уголовно-исполнительное право и т. п.

В рамках наиболее крупных отраслей выделяют обособленные группы норм, образующих правовые подотрасли.

Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юриди­ческих норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок общественных отношений, объединяемых по признаку видового сходства. Это объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права.

Например, в гражданском праве в качестве подотраслей выступают автор­ское, жилищное, наследственное право; в конституционном праве — избира­тельное право, право прав человека и т. п. При определенных обстоятельствах подотрасль может быть преобразована в самостоятельную отрасль права. Так из отрасли конституционного (государственного) права выделились в качестве самостоятельных отраслей муниципальное право и право социального обеспе­чения.

В отличие от правового института подотрасль обязательным компонентом каждой отрасли права не является. В небольших отраслях права, в частности процессуальных, земельном и семейном праве, подотрслей нет вообще.

При определенных обстоятельствах подотрасль может быть преобразована в самостоятельную отрасль права. Так, из отрасли гражданского процессуального права выделяется в качестве самостоятельной отрасли арбитражное процессуальное право.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав

Еще по теме:

  • Фотографии для юристов День юриста Украины День юриста появился в календаре Украины по Указу Президента № 1022/97 от 16 сентября 1997 года. Это праздник, который объединяет юристов разных сфер деятельности, […]
  • Ликвидация ооо комиссия Ликвидация ооо комиссия К сожалению, во время финансового кризиса все большее количество предприятий вынуждено закрываться. Ликвидация – достаточно хлопотная процедура, сопровождаемая […]
  • Юрист марина борисовна Уманская Марина Борисовна Юрист , 4 000 грн Возраст: 41 год Город: Харьков Контактная информация Соискатель указал телефон, адрес и эл. почту. Чтобы открыть контакты, войдите как […]
  • Выписка из егрп по россии адреса Контакты Росреестра Москвы Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15 Центральный административный округ: г. […]
  • Гпк рф тождественный иск Гпк рф тождественный иск Соблюдение надлежащей формы искового заявления - важное условие осуществления права на предъявление иска. Исковое заявление подается обязательно в письменной форме […]
  • Воинская часть мвд сыктывкар Войсковая часть 5134 ВВ МВД РФ Коммутатор Медпункт Новые комментарии Что там случилось, дайте 3 месяца 4 дня назад Кого вы дурите, всё где-то 3 […]