Защита права ребенка доклад

Защита прав ребенка законодательство и правоприменительная практика

Главная > Реферат >Государство и право

Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика

А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу ак­туальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе­нии несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И труд­но сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь — государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государ­ства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписа­ниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормально­го духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвен­ция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, преду­смотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действитель­ность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способ­ностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Таково в самом общем виде объяснение важности правовых про­блем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Причем речь идет о широкой гамме правовых средств защиты ребенка, тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отрасле­вой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей.

Однако сама по себе тема защиты прав ребенка ассоциируется прежде всего с семейным правом, Семейным кодексом РФ, несмотря на то что его ст. 2, определяющая круг отношений, регулируемых се­мейным законодательством, специально не выделяет защиту прав ре­бенка. Она как бы растворена в регулировании личных (неимущест­венных) и имущественных отношений членов семьи, в состав которой, естественно, входят и несовершеннолетние дети. То же можно сказать о форме и порядке устройства в семью детей, оставшихся без попече­ния родителей.

Сложность защиты прав ребенка состоит не только в употребле­нии различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм, но и в комплексном характере самого семейного права. Его основу составляют и так называемые нормы материального права, и правила административно-правовые, и предписания сугубо гражданско-процессуального характера. С другой стороны, защищают права ре­бенка нормы, которые принято относить к частноправовым либо к публично-правовым. Чаще всего они взаимодействуют, дополняя друг друга, когда речь идет о конкретных способах защиты прав ребенка, в чем непосредственно заинтересовано государство в лице органов опе­ки и попечительства.

Особенно это заметно, если речь идет о защите прав несовершен­нолетнего, почему-либо попавшего в неблагоприятную семейную си­туацию или оставшегося вообще без семьи. Вместе с тем нетрудно за­метить, что все семейно-правовые нормы, посвященные несовершен­нолетним детям, пронизаны одной идеей — идеей приоритетной защи­ты интересов ребенка. Что же касается самих прав, то лидирующее место среди них занимает право ребенка жить и воспитываться в се­мье (п. 2 ст. 54 СК РФ). Это право служит как бы общим знаменателем при разрешении проблем, связанных с семейным воспитанием.

Налицо не простое отражение требований Конвенции ООН о пра­вах ребенка, а результат коренного пересмотра существовавших ранее идеологических установок, когда роль семьи не принималась во вни­мание, всячески обесценивалась, что сказалось на многих поколениях людей. Теперь же, когда семья стала объектом охраны на конституци­онном уровне (ст. 38 Конституции РФ), нелегко вернуться к прежним ценностям даже в области защиты прав ребенка. Вот почему так важно превратить семейное законодательство в действенный инструмент за щиты интересов несовершеннолетнего. Отсюда и необходимость кри­тического осмысления действующего Семейного кодекса. Его реали­зация уже позволяет обратить внимание на определенные изъяны, пробелы и недоработки, проявившиеся в правоприменительной прак­тике. А если учесть, что последние годы были непростыми для Рос­сийской Федерации из-за серьезных социально-экономических пере­мен в обществе, отразившихся и на представлении о семье, о роди­тельских правах и обязанностях, о детях, то становится ясно, как вели­ки требования именно к семейному законодательству.

Не случайно поэтому на различных конференциях, совещаниях, посвященных проблемам детей, все чаще звучат упреки в адрес се­мейного законодательства, которое якобы нуждается в коренной пере­делке в связи с его несовершенством, что служит причиной катастро­фического положения детей в современной России. При этом основ­ной акцент делается на недостаточно жесткой позиции Семейного ко­декса в отношении родителей, не обеспечивающих полноценную за­щиту прав ребенка в своей семье.

И здесь следует сразу же сказать, что проблема ужесточения за­кона для тех, кто его должным образом не исполняет, относится к чис­лу непростых и дискуссионных проблем. Причем ее сложность много­кратно возрастает, когда приходится иметь дело с родительскими пра­вами и обязанностями, правомерное исполнение которых, как правило, служит залогом успешной защиты прав ребенка, связанных с его се­мейным воспитанием. Вот почему сторонники усиления ответственно­сти родителей за своего ребенка, во-первых, затрагивают вопросы, имеющие прямое отношение к семейно-правовой ответственности за ненадлежащее семейное воспитание ребенка, и во-вторых, игнориру­ют специфику семейного права. Кроме того, они рассматривают про­блемы, относящиеся к материальному обеспечению родителями инте­ресов ребенка, вне связи с действительностью.

Каждая из перечисленных позиций нуждается в специальном рас­смотрении.

В качестве меры ответственности за ненадлежащее семейное вос­питание в Семейном кодексе предусмотрено лишение родительских прав, представляющее собой особую, предельно высокую меру семей­но-правовой ответственности, применение которой ведет к полному прекращению правовой связи ребенка с его родителями (сохраняется лишь обязанность родителей платить алименты). Отсюда следует не­обходимость изоляции ребенка от лица, утратившего свои родительские права по суду. Это порождает сложную жилищную ситуацию, одним из реальных способов решения которой является выселение та­кого лица с занимаемой им жилплощади без предоставления ему дру­гого жилого помещения. То есть бывшие родители утрачивают самое высокооцениваемое социальное благо — жилье. В результате лишение родительских прав становится еще более жесткой мерой ответствен­ности. Но нельзя забывать, что с лишением родительских прав граж­данин сохраняет свое конституционное право на жилище. К тому же в увеличении числа лиц без определенного места жительства государст­во никак не заинтересовано. Поэтому выходом из создавшегося поло­жения могло бы быть лишь выселение таких лиц с предоставлением им другой, худшей жилой площади.

Таким образом, количество семейно-правовых способов ужесто­чения ответственности в результате лишения родительских прав огра­ничено рамками ст. 71 СК РФ, предусматривающей последствия ли­шения родительских прав. Вводить же уголовную ответственность за нарушение права ребенка на надлежащее воспитание в семье вряд ли уместно с любой точки зрения. Поэтому не остается ничего другого, как активизировать профилактическую деятельность по «спасению» детей главным образом с помощью борьбы с алкоголизмом и нарко­манией — главными виновниками семейного неблагополучия, бедст­венного положения детей в семье.

Еще одно уязвимое место Семейного кодекса РФ некоторые авто­ры видят в несовершенстве правового регулирования алиментных обя­зательств родителей. Однако, как показывает практика, дело здесь в основном в процедуре исполнения решения суда в делах данной кате­гории, в незаинтересованности судебных приставов-исполнителей (деятельность которых семейным законодательством вообще не регу­лируется) в исполнении решения суда. Увеличение же доли взыски­ваемых алиментов свыше 50% заработка (дохода) лица, обязанного к выплате, чревато серьезными неблагоприятными последствиями. Во-первых, это вызвало бы рост числа лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, во-вторых, привело бы к полному отчуждению детей и ро­дителей друг от друга, что само по себе грозит возникновением более серьезных проблем, связанных с противостоянием между старшим и младшим поколениями. Вместе с тем в Семейном кодексе оказались забытыми интересы добросовестных родителей, готовых на основе поданного ими заявления добровольно заботиться о материальном обеспечении своих детей, что было предусмотрено ранее в ст. 89 Семейного кодекса РСФСР, устанавливавшей выплату алиментов лично лицом, обязанным платить алименты, либо через администра­цию по месту его работы или получения им пенсии, стипендии.

Предлагается еще один, казалось бы, возможный канал усиления семейно-правовой ответственности. Это возложение вины за все про­исходящие в семье события негативного плана на семью и ее членов. При этом не учитывается, что, во-первых, семья как таковая, не буду­чи субъектом права, не может нести ответственность и, во-вторых, се­мейное законодательство не всесильно и нельзя не учитывать его осо­бенностей и потенциальных возможностей, особенно когда приходит­ся иметь дело с правовым воздействием на личные отношения.

Таким образом, постановка вопроса о полной несостоятельности Семейного кодекса неосновательна.

Одним из существующих направлений усиления защиты прав и интересов ребенка, по нашему мнению, является принятие новых за­конодательных актов, затрагивающих наиболее важные сферы жизни несовершеннолетнего. Речь идет о следующих Федеральных законах: от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 2. Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка, что по идее не может вызывать возражений. Но всякий закон остается таковым, если он от­вечает определенным требованиям, чего нельзя сказать в данном слу­чае. Здесь скорее всего налицо декларации, изобилующие общими по­ложениями, похожими на лозунги, в которых «тонут» конкретные правовые предписания, предназначенные для защиты прав ребенка. К тому же далеко не все содержащиеся в этих законодательных актах предписания сопровождаются указанием на наступление конкретного вида ответственности за их неисполнение. Вот почему эти акты не­достаточно эффективны. Они создают лишь иллюзию благополучия в законодательной сфере, относящейся к защите прав несовершеннолет­него.

Конечно, со временем число законов, предназначенных для защи­ты прав ребенка, возрастет. Но дело не в их количестве. Важно, чтобы они были именно законами со своей присущей им спецификой. С другой стороны, их следует нацеливать на решение задач не только сего­дняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае но­вые семейно-правовые акты не должны быть тормозом в деле развития цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, что непо­средственно относится к качеству подрастающего поколения. Именно под таким углом зрения следует критически оценивать действующий СК РФ, который, естественно, безупречным в своих деталях быть не может, ибо только годы испытывают любую правовую норму на проч­ность, только со временем обнаруживаются ее отдельные недостатки. Вот почему рассматривать конкретные положения, связанные с защи­той прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правопри­менительной практикой. Причем замечания в адрес СК РФ и отдель­ных его предписаний полезно сгруппировать, особо выделив наиболее важные из них. Сюда можно отнести направления, которые связаны, во-первых, с существующими пробелами в регулировании отношений по защите прав ребенка Кодексом; во-вторых, с наличием норм, за­трудняющих защиту интересов ребенка в семейно-правовой сфере; в-третьих, с наличием в СК РФ неработающих правил.

Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов

1. Права и обязанности ребенка

2. Защита прав детей

Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. 20 ноября 1989 г. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (ратифицирована 13 июня 1990 г. Верховным Советом СССР). Российская Федерация, как правопреемник СССР, все эти годы на законодательном уровне предпринимала усилия по приведению законодательства в соответствие с международными стандартами по защите прав и свобод ребенка. Однако следует признать, что отсутствовало в течении длительного периода должное внимания со стороны государства к проблемам детей.

Бедственное положение несовершеннолетних в России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом (ст.ст.19, 33 и 34).

В этой связи все более актуальной становится проблема более деятельного участия органов внутренних дел в защите прав детей. Таким образом, тема контрольной работы имеет особую актуальность.

1. Права и обязанности ребенка

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие — нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ).1 Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.2

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.3

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 ГК РФ предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.

Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63).4

В первую очередь на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.

Следовательно, именно к родителям необходимо обращаться в случаях, нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов.

2. Защита прав детей

В ст.56 СК впервые вопрос о защите прав ребенка занял свое самостоятельное место. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.

Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены ст.54-58, 60 СК.5 Защита его прав как члена общества претворяется в жизнь с помощью других отраслей права (административного, гражданского, уголовного, трудового и проч.).

Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет и не может быть противоречий.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст.26, 28 ГК, ст.53-65, 150 СК. Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов (ст.66 СК). Но защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых они отобраны по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными. Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребенка в полном объеме выполняют лица, управомоченные в установленном законом порядке на его воспитание.6 При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя. Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства (п.2 ст.123 СК).7

Прокурор защищает права и законные интересы ребенка, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются прежде всего управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей (п.2 ст.70 СК).

Суд рассматривает споры, связанные с воспитанием детей. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Вступление в брак, оформленный в установленном законом порядке, до достижения совершеннолетия (п.2 ст.21 ГК), эмансипация несовершеннолетнего (ст.27 ГК) служат основанием для приобретения гражданской дееспособности в полном объеме. Поэтому признанный дееспособным ребенок вправе не только самостоятельно осуществить свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя сам.8

Особую опасность для ребенка представляют всякого рода злоупотребления со стороны родителей. Это основание для лишения родительских прав ( ст.69 СК). Не меньшую угрозу для детей, оставшихся без родителей, представляют злоупотребления в отношении ребенка со стороны тех, кто вызвался их заменить, принял на себя всю заботу о нем. При наличии такой угрозы есть все основания для прекращения существующих правоотношений путем отстранения опекуна (попечителя) в соответствии с п.3 ст.39 ГК, отмены усыновления (ст.141 СК), досрочного прекращения договора о передаче ребенка на воспитание в семью (п.2 ст.152 СК).9

Права и законные интересы ребенка могут нарушаться и в других случаях, в частности, при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию (см. комментарий к ст.63 СК). Уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе связанных с образованием детей, злоупотреблением родительскими правами служит основанием для лишения родительских прав ( ст.69 СК). Но п.2 ст.56 СК делает акцент на предоставлении ребенку в таких случаях права самостоятельно обратиться за защитой своих прав.

Это касается в первую очередь органов опеки и попечительства, которые обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Статья 56 СК предоставляет право несовершеннолетнему обращаться самостоятельно по достижении четырнадцати лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже несовершеннолетнему, достигшему четырнадцати лет, нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления, поскольку ст.142 СК допускает ее по просьбе усыновленного, достигшего возраста четырнадцати лет.10

По смыслу п.2 ст.56 СК несовершеннолетний, достигший четырнадцати лет, может обжаловать в суд действия и решения, нарушающие его права, в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.

Дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, часто не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть такие злоупотребления из страха перед родителями или из боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения. В связи с этим в п.3 ст.56 СК установлено, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства.11

Понятие должностного лица можно распространить на всех должностных лиц органов власти и учреждений (государственных и муниципальных учреждений, государственных и частных предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и т.п.).

Все сведения о детях, попавших в бедственное положение, следует адресовать в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения несовершеннолетнего. Это позволит без промедления принять в необходимых случаях меры по защите нарушенных прав ребенка ( ст.122 и 123 СК).

Нормы, посвященные правам несовершеннолетних детей, являются новыми для российского законодательства. В 1990 г. Российская Федерация стала участником Конвенции ООН «О правах ребенка», в связи, с чем приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствии с требованиями указанной Конвенции. Во исполнение этого в Конституции РФ и Семейном кодексе РФ появились нормы, посвященные личным и имущественным правам несовершеннолетних детей.

В СК РФ закреплены личные права ребенка, различные по своему содержанию. К ним относятся:

− право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ);

− право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

− право ребенка на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ);

− право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

− право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

− имущественные права ребенка (ст. 60 СК РФ)

Согласно п. 1 и 2 ст. 56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка может осуществляться несовершеннолетним самостоятельно или через представителей.

По общему правилу защита прав и интересов несовершеннолетних осуществляется родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями. Такими же полномочиями по защите прав детей в соответствии с СК РФ наделены органы опеки и попечительства, прокурор, суд.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, эмансипированный подросток или несовершеннолетний, вступивший в брак до достижения брачного возраста), вправе самостоятельно защищать свои права и интересы.

Несовершеннолетний также вправе самостоятельно защищать свои интересы при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами. В таком случае ребенок вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении им четырнадцатилетнего возраста — в суд.

Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания./Лозовский Л. Ш., Райсберг Б. А. – М.: инфра – М,2008

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая. – Издатеьство «Омега — Л»,2007

Семейный кодекс Российской Федерации. . – Издатеьство «Омега — Л»,2008

Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М: Юристъ, 2003г.

Антокольская М. В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации — М.: Издательство БЕК. 2006г.

Заряев А.В., Малков В.Д. Ювенальное право. — М.: Юстицинформ, 2005г.

Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу (постатейный) — Юридический Дом «Юстицинформ», 2003г.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации /Под общ ред д юн П. В. Крашенинникова и к ю н, Заслуженного юриста РФ П. И. Седугина. — 2-е изд, перераб и доп — М.: Издательство НОРМА, 2001г.

Муратова С.А., Тарсамаева Н.Ю. Семейное право: Учебное пособие.— М.: Новый Юрист, 2006.

Пчелинцева Л. М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами. — «Журнал российского права», 2001, N 6

1 Семейный кодекс Российской Федерации. . – Издатеьство «Омега — Л»,2008

2 Антокольская М. В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации — М.: Издательство БЕК. 2006г.

3 Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М: Юристъ, 2003г.

4 Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу (постатейный) — Юридический Дом «Юстицинформ», 2003г.

5 Семейный кодекс Российской Федерации. . – Издатеьство «Омега — Л»,2008

6 Заряев А.В., Малков В.Д. Ювенальное право. — М.: Юстицинформ, 2005г.

7 Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации /Под общ ред д юн П. В. Крашенинникова и к ю н, Заслуженного юриста РФ П. И. Седугина. — 2-е изд, перераб и доп — М.: Издательство НОРМА, 2001г.

8 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая. – Издатеьство «Омега — Л»,2007

9 Антокольская М. В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации — М.: Издательство БЕК. 2006г

10 Семейный кодекс Российской Федерации. . – Издатеьство «Омега — Л»,2008

11 Муратова С.А., Тарсамаева Н.Ю. Семейное право: Учебное пособие.— М.: Новый Юрист, 2006.

Защита прав ребенка в Российской Федерации

Права детей, не достигших совершеннолетия, в России обеспечиваются несколькими законодательными актами, основными из которых являются Семейный и Гражданский Кодексы, а также Федеральный закон № 124-ФЗ. Все эти законы призваны защищать права детей до достижения ими совершеннолетнего возраста.

Защита прав детей включает в себя целый комплекс мер законодательного и организационного характера, рассчитанных не только на реализацию права ребёнка на рождение и благополучное развитие, но и оговаривающих функционирование государственных институтов, обеспечивающих эту реализацию.

Вся законодательная база по обеспечению правовой защиты детей в РФ находится в полном соответствии с Конвенцией ООН.

Условно права ребёнка можно разделить на несколько групп.

Первая группа оговаривает права ребёнка на проживание совместно с родителями, получение необходимой заботы, защиту от ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей и так далее. В основном эти права оговорены в Семейном Кодексе, а ответственность за их несоблюдение – в Административном и Уголовном Кодексах.

При рождении ребёнка у его родителей появляются дополнительные обязанности по отношению к нему, и они должны эти обязанности выполнять. Кроме того, что это оговорено в законодательстве, родительские обязанности также должны отвечать нормам морали. Права ребёнка не должны ущемляться даже при прекращении отношений между супругами.

При расторжении брака родителей несовершеннолетние дети получают право на получение алиментных выплат для обеспечения условий для развития и получения образования. Ущемление прав детей недопустимо также, если оба родителя лишаются своих прав в отношении ребёнка. В этом случае государство берёт на себя ответственность за их развитие, воспитание и образование.

Ко второй группе относятся права детей на охрану здоровья и отдых. Все несовершеннолетние обеспечиваются бесплатной медицинской помощью, услугами по профилактике заболеваний. В случае необходимости им гарантируется соответствующее санаторное лечение.

Дети, имеющие хронические и трудноизлечимые заболевания, должны получать бесплатные лекарства по утверждённым спискам.

К этой же группе можно отнести права несовершеннолетних на охрану их труда. До достижения восемнадцати лет запрещается использовать труд ребёнка на многих производствах. Если по условиям труд всё же допускается, то устанавливается укороченный режим работы. Кроме этого несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое время года по желанию, совмещение работы с учёбой и так далее. Контроль над обеспечением прав возлагается на инспекторов по труду, органы опеки, органы исполнительной власти.

Третья группа оговаривает права детей на получение образования, как обычного среднего, так и дополнительного. Ребёнок вправе заниматься культурной деятельностью, искусством, принимать участие в деятельности любых кружков, спортивных секций. Наряду с этим законодательно закреплено право детей на отдых и проведение досуга по собственному усмотрению.

Четвёртая группа включает личные права ребёнка. С определённого возраста дети не только имеют право на своё собственное мнение, но могут его высказывать. Например, с десятилетнего возраста ребёнка родители должны учитывать его мнение при принятии некоторых решений, касающихся его самого.

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки в любых случаях, когда нарушаются их права. После того, как достигнут четырнадцатилетнего возраста, дети могут самостоятельно обращаться в судебные органы и прокуратуру по тем же вопросам. С этого же возраста у ребёнка появляется возможность отстаивать свои права в судебных заседаниях.

Пятая группа объединяет экономические права ребёнка. Никто не вправе лишить ребёнка его собственности до достижения им восемнадцатилетнего возраста. При разводе родителей и размене недвижимости обязательно должна выделяться доля, которая будет закреплена за несовершеннолетними.

Ребёнок также имеет право на самостоятельное распоряжение своими доходами (начиная с четырнадцатилетнего возраста), например, стипендией. Имущественные права детей соблюдаются особо строго. Именно поэтому большинство сделок для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, требует согласования в органах опеки.

Шестая группа прав помогает защитить несовершеннолетних детей от любых видов информации, способных навредить их развитию, как физическому, так и нравственному. Сюда относится запрет на рекламу алкоголя и сигарет, наркотиков, порнографии и так далее.

Для защиты прав детей используются возможности Административного и Уголовного Кодексов. Как правило, любые нарушения их прав, преследуются строже, чем в отношении других граждан Российской Федерации.

Защита прав ребенка в международном праве

Глава 1 Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка

§ 1 История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка

Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус индивида, присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции, в Англии в период феодализма (Великая Хартия вольностей 1215 года, акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года, Билль о правах 1689 года), в США ( Декларация независимости 1776 года, Конституция США 787 года, билль о правах 1789 года), во Франции в результате достижений Великой французской революции (Декларация прав человека и гражданина 1789 года). Сама же концепция прав человека и основных свобод как категории появилась в XIII веке в Европе. Она была сформулирована в трудах таких известных мыслителей, как Гуго Гроций, Джон Локк, Эдмонд Бурк, в XIII же веке, получила свое развитие в трудах Томаса Пейна.1

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Роль в этом сыграли и последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения, и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки. В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. Комитет занимался разработкой мер, которые необходимо было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговле детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1924 году по предложению Международного союза спасения детей в Женеве Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка. Декларация стала первым международно-правовым документом в области охраны прав и интересов ребенка и впервые сформулировавшая цели и принципы защиты прав ребенка. Но, к сожалению, декларация не смогла сплотить государства для международного сотрудничества в этой области, главным образом из-за отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм. Государства обращались к этой декларации лишь фрагментарно по отдельным вопросам в области охраны прав ребенка. Поэтому можно сделать вывод о том, что в то время «международная защита прав ребенка как система международно-правовых норм еще не сформировалась»2.

Как составная часть защиты прав человека система международной защиты прав ребенка сложилась только после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен в преамбуле Устава этой организации.

10 декабря 1948 года генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, в преамбуле к которой говорится, что признание человеческого достоинства, равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

В ходе дальнейшего развития прав человека произошло выделение в данной отрасли права отдельных институтов, одним из которых в современном международном праве является институт международно-правовой защиты прав ребенка. Развитие и становление данного аспекта прав человека в качестве самостоятельного правового института имеет достаточно длинную историю. Ребенок не рассматривался как представитель отдельной социальной категории достаточно долгое время. В правовом смысле ребенок не существовал вовсе , а в отдельных государствах, где в законодательных актах шла речь о ребенке, он воспринимался как собственность своего отца, и отношение к нему было таким же, как к другой собственности. В дальнейшем, уже в XIII веке, в эпоху Просвещения, дети стали рассматриваться как отдельная социальная группа. В начале XX века в ряде западных стран появились законы о защите детей и об обязательном образовании. Ребенок перестал восприниматься как собственность родителей и стал частью государства, а его задачей было готовиться к настоящей, взрослой жизни. Данное восприятие ребенка как категории макросоциальной нашло свое отражение и в уже упомянутой Женевской Декларации 1924 года. Уже Всеобщая декларация прав человека не дифференцирует права в зависимости от возраста человека: « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст.1).3

Выделению международно-правовой защиты прав ребенка способствовало дальнейшее провозглашение Декларации прав ребенка 1959 года, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Декларация стала специальным документом, впервые полностью посвященным правам детей. Ее преамбула гласит, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». В Декларации говорится о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам; о праве ребенка на нормальное развитие; о праве на получение образования. Согласно Декларации ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации; ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении . Последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка. Таким образом, Декларация прав ребенка 1959 года сформулировала принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка.

Но несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-ч гг. стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации прав ребенка были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав детей и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией № 44/25. Конвенция явилась плодом десятилетней работы многих специалистов. Первый проект Конвенции был представлен в Комиссию по правам человека ООН в 1978 году. В разработке документа принимали участие не только представители государств и межправительственных организаций структуры ООН, но и ученые, а также неправительственные организации, но только спустя десять лет, 20 ноября 1989 года Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию № 44/25, приняв тем самым Конвенцию о правах ребенка. В день открытия Конвенции к подписанию, 26 января 1990 года (ее подписала 61 страна), что явилось своего рода рекордом

Нельзя не отметить, что Конвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире договором по правам человека, который ратифицируют все страны мира.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей: ребенок впервые рассматриваются не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия . С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие ( ст.6), на сохранение индивидуальности (ст.8), на право свободно выражать свои взгляды ( ст.12), на неучастие в военных действиях ( ст.38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст.39). В Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников. Государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Идеи Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем. Ее называют «Великой хартией вольностей для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка».

Предполагается, что стандартами, установленными Конвенцией, станут пользоваться все те, кто заинтересован в решении проблем, связанных со здоровьем, развитием и защитой детей. Конвенция, в качестве всеми признанного и авторитетного документа, будет выступать в защиту детей во всем мире. Для России как международный договор, к которому она присоединилась, этот документ, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции российской Федерации имеет приоритетное значение.4

§ 2 Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка

Наиболее распространённым и значимым на сегодняшний день источником международного права являются многосторонние международные договоры. Среди них будет целесообразно выделить в первую очередь универсальные международные договоры, то есть договоры с неограниченным количеством участников. Важную роль в международно-правовой защите прав ребенка имеют акты общего характера, предоставляющие защиту прав человека в целом. Несмотря на то что подобные международные международно-правовые соглашения практически не предоставляют особую защиту ребенку как представителю отдельной социальной группы, все же их положения имеют значение и для защиты прав ребенка. Среди них можно выделить Международные пакты 1966 года об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и политических правах. 5

Таким образом, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что семье, которая рассматривается как естественная и основная ячейка общества, должна «предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, особенно при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10). 6 В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах указывается на то, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах также провозглашает, что особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации ( п. 3 ст. 10).7

Более конкретные положения, непосредственно касающиеся прав и интересов детей, были записаны в Пакте о гражданских и политических правах. Устанавливалось, что «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего, со стороны его семьи, общества, государства; каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после рождения и должен иметь имя; каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства».8

Несмотря на абстрактность и декларативный характер отдельных положений обоих Пактов, следует признать значимость данных документов с точки зрения обеспечения интересов документа. Признание ребенка субъектом, обладающим правами и правом на защиту со стороны семьи, общества и государства, подтверждает и признание интересов ребенка.

К международно-правовым актам универсального характера, гарантирующим защиту прав человека в общем, и ребенка в частности, относятся и все другие международно-правовые договоры о правах человека: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уничижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1956 года, а также Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, в особенности в той части, где речь идет о равных правах на получение образования, в том числе дошкольного и общего школьного образования.

Наряду с универсальными международными договорами следует отметить значение международных договоров регионального характера, гарантирующих защиту прав человека в целом. Среди них можно выделить договоры, заключенные в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Европейского Союза.

«Огромное значение для защиты прав человека имеет подписанная в рамках Совета Европы в 1950 году Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также обе Европейские социальные хартии – 1961 года и Пересмотренная европейская социальная хартия 1996 года. В рамках ОБСЕ необходимо упомянуть о Заключительном акте СБСЕ 1975 года, закрепляющем существование самостоятельного принципа международного права – принципа уважения прав человека, а также итоговый документ Венской встречи СБСЕ 1989 года, который уделил особое внимание решению проблем воссоединения несовершеннолетних детей с их родственниками, упрощая для них процедуры пересечения государственных границ, наложив при этом на государства – участников организации обязательство следовать при рассмотрении ходатайств о поездках за границу принципу недискриминации, в том числе по признаку возраста».9 Говоря о договорах Европейского союза, следует отметить подписание Амстердамского договора 1997 года, одной из основных целей которого было названо сосредоточение усилий Евросоюза на проблемах занятости и прав человека. При этом в данном договоре речь идет, в частности , о средствах борьбы с дискриминацией по возрастному признаку. Среди договоров, предоставляющих защиту прав человека в общем смысле, в рамках СНГ следует отметить Конвенцию о правах и основных свободах человека 1995 года, закрепившую, наряду с основными правами человека и гражданскими правами, право на охрану здоровья, социальное обеспечение со стороны государства и др.

Следующую ступень в классификации источников международного права, регулирующих институт защиты прав ребенка, образуют международные договоры, имеющие непосредственное отношение к детям. Их также подразделяют на договоры универсального и регионального характера.

Центральное место здесь, безусловно, занимает Конвенция ООН по правам ребенка 1989 года. Данная Конвенция является наиболее распространённым и широко признанным международно-правовым актом по правам человека. Ее ратифицировали и присоединились к ней 192 государства. Пятьдесят четыре стать Конвенции закрепляют гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, призванные удовлетворять особым нуждам ребенка, которым в соответствии со ст. 1 Конвенции является « каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раннее». Конвенция 1989 года объединила разнообразные права ребенка в тексте одного документа, преследуя три основные цели: 1) вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров по правам человека в целом; 2) закрепить некоторые права человека, предоставляя в связи с особым статусом ребенка особые гарантии их защиты (условия труда, лишения свободы); 3) закрепить специальные нормы, касающиеся защиты тех прав, которые относятся непосредственно к ребенку, как то: вопросы усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от насилия и отсутствия должной заботы в семье, а также вопросы о взыскании алиментов.10

Среди международных договоров регионального характера, предоставляющих гарантии прав ребенка, особого внимания заслуживает принятая в 1990 году в рамках Организации Африканского Единства Африканская Хартия о правах и благополучии ребенка, вступившая в силу в 1999 году. Данный документ содержит все основные права и свободы ребенка, подразделяя их на общие и специальные, то есть такие права, которые присущи отдельным категориям детей. При этом одним из важнейших достижений в рамках данного документа является безоговорочное определение ребенка как человека в возрасте до 18 лет.

Следующим пластом в классификации международно-правовых источников защиты прав ребенка являются международно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка. Среди них существуют как документы, гарантирующие права ребенка как части человечества, уделяющие лишь в отдельных положениях особое внимание ребенку, так и документы, имеющие непосредственное отношение к правам ребенка. В связи с тем, что все они предоставляют гарантии защиты специальных прав ребенка, то их не принято делить по данному признаку. Именно поэтому целесообразным будет объединить данные источники в одну категорию классификации лишь по признаку характеристики прав, которые они гарантируют.

К международно-правовым источникам универсального характера, предоставляющим особую защиту прав ребенка, следует отнести Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.

Особое внимание непосредственной защите уделяет IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года, содержащая ряд статей, имеющих отношение исключительно к детям. В данной сфере большое значение имеет также.

Второй дополнительный протокол 1977 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, так как в последнее время количество таких конфликтов сильно возросло и именно они характеризуются наибольшим количеством жертв среди гражданского населения, в особенности среди детей.11

«Среди иных актов, предоставляющих особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию о статусе беженцев 1951 года, а также Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, который отменил ограничение действия Конвенции во времени, вследствие чего она стала носить универсальный характер».12

К этой же группе источников относится Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, которая в своем тексте опирается на выработанные МОТ стандарты и принципы в области защиты прав соответствующей части населения.

Международно-правовым актом, принятым на уровне международной организации, значение которого также невозможно переоценить, является Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Данная конвенция обязывает государства предпринять незамедлительные и эффективные меры для того, чтобы обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда. Конвенция также запрещает работу, которая по свое природе или в силу условий, в которых она производится, способна нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности детей, однако оставляет государствам возможность самим определить, после консультаций с профсоюзами и нанимателями, какая работа должна подпадать под такой запрет. При этом понятие «ребенок» относится ко всем лицам до 18 лет. Вместе с тем в Конвенции предусмотрено, что в любом случае государства должны распространить ее на любое участие детей в военных действиях и военный призыв лиц, не достигших 18 лет.13

Отдельную категорию в классификации составляют многочисленные акты, которые можно отнести к разряду актов «мягкого» права, т.е., акты ненормативного содержания, носящие рекомендательный характер, но вместе с тем имеющие большое значение для института международно-правовой защиты прав ребенка. Среди актов «мягкого» права можно отметить прежде всего акты, принятые ООН по правам ребенка, включая резолюции и доклады Генеральной Ассамблеи, доклады Генерального Секретаря ООН, доклады Экономического и Социального Совета, резолюции Совета Безопасности.

Наиболее известной и обсуждаемой является Резолюция ГА от 26 июня 2000 года. Она приурочена к десятой годовщине встречи на высшем уровне в интересах детей и вступления в силу Конвенции о правах ребенка. В резолюцию включены тексты двух факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: касающегося участия детей в вооруженных конфликтах и касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Данные протоколы содержат ряд положений, предоставляющих особую защиту детям, столкнувшимся или затронутым соответствующими обстоятельствами. К сожалению, ни один из них не вступил пока в силу, однако их значение для прав ребенка достаточно велико, так как многие международные организации, занимающиеся защитой прав ребенка, в своей деятельности опираются на положения этих Протоколов и часто ссылаются на них в принимаемых внутри организаций актах.14

В отношении защиты прав ребенка особого внимания заслуживают также акты, принимаемые Комитетом ООН по правам ребенка. В особенности следует выделить так называемые Замечания общего порядка, которые содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектам защиты прав ребенка, а также выводы о ситуации в мире по отношению к конкретным правам или группам прав, определяют направления и цели дальнейшей работы Комитета. Примерами таких документов могут служить: Замечание общего № 6 (2005) «Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения», Замечание общего порядка № 7 (2005) «Осуществление прав ребенка в раннем детстве», Замечание общего порядка № 9 «Права детей-инвалидов». Кроме замечаний общего порядка, Комитет по правам ребенка, рассматривая доклады государств – участников Конвенции, отвечает на них итоговыми замечаниями и Рекомендациями, которые призваны направлять действия этих государств на улучшение положения детей в стране.15

«Исходя из того, что мы рассматриваем защиту прав ребенка в международном праве как отдельный институт международно-правовой защиты прав человека, к источникам можно причислить также отраслевые принципы защиты прав человека в международном праве. К ним относятся: принцип универсальности, недискриминации, а также принцип неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека. Все они имеют отражение в приведенных примерах источников анализируемого международно-правового института, отсылая к обязанности государств соблюдать все общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека в отношении любых лиц, находящихся под их юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации, предоставляя им гарантии осуществления присущих им гражданских, политических, экономических и социальных прав».16

Подводя итог следует привести еще раз классификацию источников, регламентирующих международно-правовой институт прав ребенка:

Принцип уважения прав человека в международном праве.

Универсальные и региональные международно-правовые договоры, предоставляющие защиту прав человека в общем смысле.

Универсальные и региональные международно-правовые договоры, гарантирующие защиту прав ребенка.

Международно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.

Акты рекомендательного характера.

Отраслевые принципы международно-правовой защиты прав человека.

Соответственно из предложенной классификации можно сделать вывод о том, что международно-правовая защита прав ребенка сформировалась как полноценный самостоятельный институт международного права.

Глава 2. Система и механизмы международного права по защите прав ребенка

§1. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка – универсальный договор, в котором закреплены международные стандарты прав ребенка и обязательства государств уважать и гарантировать эти права.

В 1970 году впервые обсуждался вопрос и возможности и необходимости создания в рамках ООН конвенции, посвященной правам ребенка. Мнения по этому вопросу были далеко неоднозначными. С одной стороны существовали Международные пакты о правах человека, предоставляющие права каждому, включая ребенка. В тот же период в рамках ООН, ЮНЕСКО, МОТ были приняты конвенции и декларации, посвященные отдельным правам ребенка.

Таким образом появилась острая необходимость в принятии особого международного договора, посвященного правам ребенка.

Во-первых, не все государства являлись участниками Международных пактов и других документов.

Во-вторых, не все права в том виде, в котором они сформулированы в международных пактах, применимы к ребенку с учетом его физического и психического развития. Одни права могут принадлежать только лицу, достигшему совершеннолетия ( право голосовать и быть избранным, на доступ к государственной службе, на свободу передвижения и выбора места жительства и т.д), другие – лицу, достигшему определенного возраста ( права на труд, на равенство перед законом, на свободное выражение своего мнения и т.д.)17 В ст. 3 обоих Пактов говорится об обязательствах государств обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами, т.е. сделан акцент на интересах взрослого населения без учета интересов детей.

В-третьих, положения международных договоров, касающиеся детей, формулируются по принципу «забота и защита», например: « Особые меры охраны и защиты должны приниматься в отношении всех детей и подростков…» ( п.3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) ; « Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя» ( п. 2 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах).

В-четвертых, существовал определенный вакуум в правовом положении ребенка, поскольку Международные пакты не учитывали его специфику как развивающейся личности. То есть, ребенок не имеет права вступать в брак и создавать семью, но ему необходимо право знать своих родителей и право на их заботу, на семейные связи. Также, ребенок не имеет права принимать участие в ведении государственных дел, но он должен иметь право выражать свое мнение при решении вопросов, касающихся его собственной жизни.

Из этого следует, что с одной стороны, ребенок в сути человек и ему непосредственно должны принадлежать права, а с другой стороны – он нуждается в поддержке родителей и лиц, их заменяющих, общества, государства, поскольку является социально уязвимым и не может обладать полной дееспособностью. Именно поэтому требовалось создание комплексного юридически обязательного международного документа, посвященного правам ребенка.18

На 34 сессии Комиссии по правам человека ООН польская делегация представила проект резолюции, которая содержала текст Конвенции о правах ребенка, основанный на положениях Декларации по правам ребенка 1959 года. Проект был рассмотрен, после чего в него были включены две дополнительные статьи. В таком виде его приняла Комиссия по правам человека 8 марта 1978 года. Генеральный секретарь обратился к государствам – членам ООН, специализированным учреждениям, региональным правительственным и неправительственным организациям с просьбой изложить свое мнение, замечания, предложения относительно проекта. Правительства некоторых стран сочли неприемлемым «язык» проекта. Например, правительство Дании обосновало свое возражение отсутствием в проекте точности и определенности, которые требуются при формулировании положений юридически обязательного документа. Другие, в большинстве своем правительства западных государств, видели недостатки, во-первых, в том, что в проекте закреплены преимущественно экономические и социальные права и мало внимания уделено гражданским и политическим правам; во-вторых, в отсутствии механизма имплементации.

Поскольку проект вызвал ряд существенных замечаний, Комиссия ООН по правам человека в 1979 году создала рабочую группу по вопросам Конвенции о правах ребенка.

Важно отметить ряд факторов, повлиявших на закрепление в Конвенции индивидуальных прав ребенка. Прежде всего, в отличие от Всеобщей декларации прав человека 1948 года и международных пактов по правам человека 1966 года, Конвенция не основывалась на глубоких «философско-гуманитарных традициях»19. На время ее создания существовали две теории относительно сущности прав ребенка, которые возникли во второй половине ХХ века – протекционизм и либерализм.20

Протекционизм ( патернализм) рассматривает детство как период полной зависимости и крайней беспомощности, либерализм же, наоборот, — как период самостоятельности ребенка. Протекционизм противопоставляет ребенка взрослому, подчеркивая зависимость первого от последнего как на физическом ( средства к существованию, защита от насилия), так и на психическом уровне ( процесс принятия решений, взаимоотношения с другими людьми), в то время как либерализм делает основной акцент на том, что и тот и другой по сути человек. Протекционизм настаивает на органической связи ребенка с семьей, либерализм предоставляет ребенку право выбора семейного окружения.

В результате создатели Конвенции, действующие без какой-либо правовой и философской основы, были вынуждены выработать собственную концепцию прав ребенка – либеральный патернализм. Данный подход не был абсолютно новым. Он представляет собой сочетание некоторых положений патернализма и либерализма, поскольку, несмотря на представленные антитезисы, обе теории имеют рациональное зерно.

Либеральный патернализм рассматривает детство как поэтапный процесс развития ребенка от сильной зависимости ( период младенчества) к самостоятельности ( период взросления). Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребенку постепенно обрести независимость в мыслях и поступках. Таким образом власть родителей и лиц, осуществляющих заботу о ребенке, имеет целевой характер, т.е. направлена на развитие у него самосознания и способности к самоопределению. В основе либерального патернализма лежит достижение согласия между детьми и взрослыми. Благодаря идеям этой концепции, воплотившимся в Конвенции, ребенок признается полноправным членом общества.21 Был положен конец господствующему на протяжении столетий тезису о том, что ребенок принадлежит родителям или другим лицам, которые о нем заботятся. В то же время в ней отражена специфика ребенка как такового.

«Другим фактором послужило то, что в рабочую группу входили представители различных министерств и ведомств: специалисты в области права, социальной защиты, внешней политики. В составе делегатов не наблюдалось постоянства: один и тот же представитель обычно присутствовал на двух или трех сессиях. Эти обстоятельства способствовали тому, что в качестве образца была взята модель предшествующих комплексных международных документов в области гуманитарного права, сфокусированных на индивидуальных правах человека.

Также нельзя не отметить активное участие в работе группы таких неправительственных организаций, как «Международная защита детей» и особенно ad hoc группа НПО по созданию Конвенции о правах ребенка, в которую вошли примерно тридцать НПО. Используя исследования своих членов, НПО имели возможность оказывать значительное влияние на процесс обсуждения документа, в частности на содержание окончательного текста. В начале 1983 года процесс создания Конвенции стал развиваться, и в к 1985 году число работающих над ней представителей государств и НПО увеличилось вдвое. 20 ноября 1989 года Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН.»22

Анализируя деятельность рабочей группы, следует отметить трудности, которые возникали в процессе достижения консенсуса.23

Фактически без споров были приняты статьи, защищающие ребенка от употребления наркотиков (ст.33), сексуального и иного вида эксплуатации (ст.34, 36), похищения и торговли детьми (ст.35). небольшую дискуссию вызвали нормы, касающиеся права ребенка на неприкосновенность частной жизни (ст.16), индивидуальность 9ст.8), отдых (ст.31), необходимый уровень жизни (ст.27), защиту от злоупотребления и пренебрежения ( ст.19).

Некоторые противоречия возникли, когда несколько делегатов предприняли последнюю попытку изменить содержание ст.1 и 6,

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс рк 2018 года статьи Уголовный Кодекс РКСтатья 194. Вымогательство 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера […]
  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Как подать иск в суд на военкомат Как я в суд на военкомат подавал Я не особо хотел судиться с военкоматом, но суд был неизбежен, если я хотел оставаться в рядах диванной армии. Итак, на руках у меня была заветная выписка […]
  • Займ денег у теле2 Займ денег у теле2 Одним из главных приоритетов Теле2 является предоставление бесперебойной связи и доступа в интернет при любых условиях, даже если на счёте абонента закончились деньги. […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Как вернуть отправленные деньги на qiwi Перевел деньги на карту мошенника — как вернуть? Всем известна пословица, гласящая, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Однако почему-то не все ее вспоминают, когда […]