Защита прав собственности как функция государства

Экономические функции государства

Функции государства

Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан, функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:

  • экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная, выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, государственного устройства в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Функции государства и финансы

Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности природных ресурсов, внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

Организационная функция государства

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства. Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Социальная функция государства

Второй важнейшей функцией государства является социальная. Согласно статьи 7 действующей Конституции РФ наше государство является социальным. Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства — экономическая. Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. СССР достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:

  • Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности
  • Поддержание конкуренции на рынках
  • Перераспределение доходов
  • Перераспределение ресурсов
  • Стабилизация экономики страны

Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.

В ходе макроэкономического регулирования государство выполняет следующие экономические функции:

  • Разрабатывает и утверждает правовые основы экономики
  • Определяет приоритеты макроэкономического развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития.
  • Обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику.
  • Осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики
  • Дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность.
  • Решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.

Роль государства в экономике

Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, а также административный контроль над ценами.

Роль рынка в такой системе второстепенно, т.к. главным ориентиром в деятельности предприятия становится 5 летний план, в котором центр задаёт все параметры хозяйственной деятельности включая цены. Таким образом государство сверху жёстко контролирует предприятия, лишая их какой-либо хозяйственной самостоятельности.

В условиях рынка всю информацию о направлениях хозяйственной деятельности производитель получает через жизнеспособную систему цен на ресурсы, товары и услуги.

Рынок регулирует деятельность предпринимателей и фирм, а государство функционирование рынка, исходя из его собственных законов.

Это означает минимальное вмешательство государства в деятельность предприятий и рынка и то лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т.д.)

Государство является одним из участников хозяйственной жизни, но последствия его действий для экономики несравнимы с воздействием фирм или домохозяйств. Как правило, действия государства сконцентрированы вне рыночного сектора и имеют свои особенности. Чтобы эффективно действовать, государство должно располагать необходимыми средствами, получаемыми преимущественно в виде налогов, и использовать их для реализации заявленных целей.

Действия государства как отдельного экономического субъекта уже рассматривались в курсе микроэкономики, но для полноты картины будет уместно вспомнить о них. Традиционно существует два подхода к пониманию роли государства. Первый из них описывает стратегию невмешательства — государство должно делать только то, с чем рынок не в состоянии справиться сам. Так, Милтон Фридмен, основатель современного монетаризма считает, что государство должно, во-первых, поддерживать законность функционирования хозяйственной системы, во-вторых, выполнять роль третейского судьи в различных спорах, и в-третьих, обеспечить функционирование денежной системы. На этом роль государства заканчивается, остальное сделает рынок и механизм конкуренции.

Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:

  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под провалами рынка понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая провалы рынка и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

3.2.ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

Права собственности реализуются как поведенческие нормы, регулирующие отношения между людьми по поводу редких благ. Это своего рода «правила игры», согласно которым протекает экономическая деятельность в обществе.

В рамках правовой науки развились два основных направления, изучающих права собственности, — континентальное и англосаксонское.

Континентальная традиция абсолютизирует концентрацию прав собственности на объекты присвоения у одного владельца. Ее классическим воплощением является Кодекс Наполеона. В рамках этой традиции частная собственность провозглашалась не только «священной и неприкосновенной», но и «единой и неделимой». Рассредоточение прав собственности на одни и те же объекты среди нескольких лиц в рамках этой традиции рассматривается как феодальный пережиток и как эрозия частной собственности. Такое понимание прав собственности вполне соответствовало эпохе мелкотоварного и раннекапиталистического производства. Однако оно препятствовало развитию более сложных организационно-экономических форм хозяйствования — акционерных обществ, транснациональных компаний и т.п.

Своеобразной реакцией на эту потребность явилось возникновение англосаксонской традиции в описании прав собственности. Расщепление собственности на полномочия нескольких лиц в англосаксонской традиции рассматривалось не как эрозия частной собственности, а как нормальное функционирование экономики, преследующей цель извлечения максимальной выгоды из благ и ресурсов. В рамках этой концепции убедительно доказывалось стремление всех экономических решений к абсолютной частной собственности и сосредоточению в одном лице максимума прав собственности. Аренда земли часто выгоднее ее покупки, лизинг может быть выгоднее приобретения оборудования, прокат автомобилей и аренда жилья иногда выгоднее приобретения на них абсолютных прав и т.д.

Англосаксонская правовая концепция оказала влияние на экономическую науку и послужила основой формирования теории прав собственности. У истоков этой теории стояли два известных американских экономиста — Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии 1991 г., почетный профессор Чикагского университета, и А. Алчян, профессор ЛосАнджелесского университета. В дальнейшем в разработке и практическом использовании этой теории принимали активное участие Й. Барцель, Г. Демсен, Д. Норт, Р. Познер и др.

Особенность подхода авторов этой, по их словам, «универсальной метатеории» к трактовке собственности и ее использованию в качестве методологической и общетеоретической основы экономического анализа состоит в том, что в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас термином «собственность», а термином «право собственности». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок, или доля прав на использование ресурса — вот что составляет собственность»[3]. Чем шире «пучок правомочий», определенным данным ресурсом, тем выше его ценность. Существуют различные варианты классификации прав собственности, в т.ч. очень обширные и дробные. В литературе чаще всего приводится классификация А. Оноре[4]:

– права на капитальную ценность вещи, т.е. абсолютное право на определение дальнейшей судьбы вещи (отчуждение, потребление, изменение, уничтожение);

– права на безопасность, т.е. права на защиту от экспроприации благ и от вреда, причиненного внешней средой;

– права на передачу благ в наследство;

– права на бессрочность обладания благом;

– запрет на использование благ способом, наносящим вред внешней среде;

– права на ответственность в виде взыскания, т.е.

– права на остаточный характер, т.е. права на использование правил и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

Чем более рассредоточены права собственности, тем шире возможности осуществления сделок по их передаче. Рынок немыслим ни при полном отсутствии прав собственности, ни при абсолютной их концентрации в руках отдельного субъекта, например государства.

Таким образом, авторы экономической теории прав собственности раскрыли сам механизм рождения рынков: рынок заработает, как только будут разграничены права собственности и появится возможность для заключения сделок по обмену ими по взаимоприемлемым ценам. С точки зрения авторов данной теории, распределять права собственности на ресурсы, а значит, отчуждать других от свободного доступа к ним означает специфицировать права собственности.

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

«Если права на совершение определенных действий могут быть куплены или проданы, — пишет Р. Коуз, — их, в конце концов, приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или распределения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность»[5].

Следовательно, основная задача спецификации, т.е. четкого определения прав собственности, заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения. В то же время собственность есть не только присвоение прав на данный ресурс как на объект собственности, но и выполнение обязательств и ответственности по обслуживанию этих прав.

Передача прав собственности связана с отчуждением их у одного лица и передачей другому. Таким образом, можно сказать, что собственность — это отношение между людьми по поводу отчуждения и приобретения прав собственности на ограниченный ресурс.

Различают субъекты и объекты собственности (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Субъекты и объекты собственности

Субъекты собственности представляют лица, которые вступают в отношения собственности. Это физические и юридические лица, государства. Объекты собственности объединяет то, по поводу чего возникают отношения собственности.

Опыт многих стран показал, что для создания эффективной рыночной системы, основанной на конкуренции, необходимо законодательное закрепление трех типов объектов собственности, а именно: недвижимого имущества (недвижимости), движимого имущества (движимости), интеллектуальной собственности.

К недвижимому имуществу относятся: производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры. Одним из важнейших объектов недвижимости является земля. Частная собственность на землю — основа большинства личных состояний в рыночной экономике.

Движимость включает имущество, допускающее его свободное перемещение: машины, станки, оборудование, инструменты, мебель и т.д.

Интеллектуальная собственность выступает в виде изобретений, программного обеспечения электронной техники, рукописей, достижений в искусстве и других продуктов интеллектуального труда.

В настоящее время в России объекты собственности могут иметь различный правовой статус. Это может быть имущество в собственности, в полном хозяйственном ведении, в оперативном управлении, в доверительном управлении, арендованное и т.п. (рис. 3.2)[6].

Рис. 3.2. Правовой статус имущества в Российской Федерации

При анализе объектов собственности используется также такой критерий, как место пребывания имущества. В России имущество с учетом этого критерия подразделяется на следующие виды:

Вопрос. Государство как организация. Функции государства.

Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка). Государство – это политический институт.

Понятие «политический институт» обозначает:

1) определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции;

2) созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций;

3) совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции;

4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

В научной литературе существует несколько концепций происхождения государства. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением.

Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности.

Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л. Гумплович. Он считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными. Марксизм объясняет возникновение государства, развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и политически. Переходной формой к государству признается выделение прослойки вождей.

Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определенной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения международного права.

Термином «государство» обозначается особый тип социальных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношениями власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Основными элементами государства являются: территория, население, власть.

По определению Д. Норта «государство – организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностями облагать налогом подданных» (Структура и изменение в экономической истории).

Государство, также как и фирма, является еще одним видом организации. В основе такого подхода лежит факт делегирования гражданами части своих прав государству – именно на этой основе государство осуществляет свою деятельность. Природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Обычно распределение прав между государством и его гражданами фиксируется в конституции, играющей роль социального контракта.

Государство – особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности в сферах спецификации и защиты прав собственности, создания каналов обмена информацией, разработки стандартов мер и весов, создания каналов физического обмена товаров и услуг, правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, то есть на основе социального контракта, принуждения и насилия.

Почему граждане добровольно отказываются от части своих «естественных» прав и передают их государству? Как и в любом другом случае властных отношений, гражданами движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий. Набор этих функций определен «провалами» рынка, то есть задачами, решение которых невозможно на базе классического и неоклассического контрактов.

1. Спецификация и защита прав собственности. В условиях не нулевых ТАИ распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов.

2. Создание каналов обмена информацией. Равновесная цена формируется на базе развитой информационной структуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и минимальными искажениями.

3. Разработка стандартов мер и весов. Деятельность государства в этом направлении позволяет сократить издержки измерения качества обмениваемых товаров и услуг. В более широком смысле к разработке универсальных мер относится и организация государственного денежного обращения, ведь именно деньги в одной из своих функций являются наиболее универсальной мерой обмена.

4. Создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг. Инфраструктура рынка включает в себя не только каналы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг: транспортную сеть, организованные площадки для проведения торгов и т.д.

5. Правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах. Возникновение при выполнении контрактов непредвиденных обстоятельств требует вмешательства «третьей» стороны (суда) для создания гарантий против оппортунистического поведения участников контракта.

6. Производство общественных благ. Одной из отличительных черт общественных благ является невозможность исключения кого-либо из их потребления, поэтому рыночные механизмы не способны обеспечить их производство. Производство общественных благ сталкивается с проблемой безбилетника.

Проблема безбилетника – затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. Это с одной стороны. С другой стороны, общество заинтересовано в производстве общественных благ, важнейшим из которых является спецификация и защита прав собственности. Более того, наличие общественных благ – ключевое условие существования экономики. Государство может производить общественные блага самостоятельно (например, оборона от внешней агрессии или установление единых государственных стандартов), а также финансировать их производство частными структурами (например, строительство дорог или утилизация отходов производства).

В современной политологии настойчиво подчеркивается институциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство – это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основными сферами общественной жизни.

К таким учреждениям и организациям относятся: 1) представительные учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны общественного порядка; 4) вооруженные силы.

Наиболее общими признаками государства являются:

1) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории;

2) политически самоопределяющаяся нация как субстанциональный элемент государственности;

3) организация политической публичной власти, означающая ее отделение от общества, наличие у нее особого аппарата принуждения (армии, служб охраны порядка и безопасности);

4) суверенитет как политико-правовое свойство, выражающееся в независимости государственной власти от всякой другой, внутристраны и в международном общении;

5) право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов и норм, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер;

6) налоги, взимаемые с населения для покрытия расходов государства при осуществлении своих функций.

Государство выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Принято выделять внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся:

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса или социальной группы, обеспечением политической стабильности, установлением отношении с политическими партиями, общественными институтами, а также выработкой программных целей и задач развития общества, регулированием национальных отношений.

Правовая функция всецело принадлежит государству, которое осуществляет нормотворчество, устанавливая правовые нормы и принимая законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская функция государства состоит в использовании организационных рычагов для осуществления властных полномочии, реализации выработанной политики: исполнения решений формирования и использования кадрового корпуса управленцев, осуществления контроля исполнения решений, предписаний, информационного обеспечения политики, осуществления мер координации деятельности, различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования, программирования и др.

Социальная функция государства включает: удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности.

Образовательная функция государства. Многие государства стоят перед задачей: осуществление кардинальной реформы в сфере образования, выработки политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до университетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, качественную подготовку молодежи к активной жизни.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условия для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Тем не менее государственное финансирование, налоговое обложение, официальная государственная идеология — механизмы государственного воздействия, продуктивно влияющие на духовную жизнь общества, сферу культуры.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны, вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах и др.

Функции государства

Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения под воздействием внутренних и внешних факторов.

Функции государства – это основные направления его деятельности по реализации стоящих перед ним задач, определенная работа, круг государственной деятельности, очерченный установленными законами нормами.

Функции государства следует отличать от функций его отдельных органов. В деятельности по осуществлению функций государства участвуют все его органы, в той или иной степени. Функции же определенного государственного органа не может подменять никакой иной государственный орган. В свою очередь составные части государственного органа (управления, департаменты, отделы и т.п.) через свои непосредственные обязанности обеспечивают общие функциональные задачи органа.

В целях предметного рассмотрения функций государства, их следует классифицировать, подразделять на виды. В свое время А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» назвал три функции государства:

– определение меры свободы каждого посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества;

– организация учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые им необходимы (полиция, почта и др.).

В современной политико-правовой литературе имеют место различные варианты деления функций государства на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей всего общества) и классовые (обусловленные интересами определенного класса, слоя людей); постоянные (на всех этапах развития государства) и временные (осуществляемые при решении задач временного или чрезвычайного характера); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства).

На наш взгляд, целесообразно весь объем функций государства делить на две большие группы: внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся следующие:

1. Функция защиты существующей экономической, политической и социальной системы. Только государство способно реализовать данную функцию.

2. Обеспечение национальной безопасности государства, общества и личности. Данную функцию также способно осуществить лишь государство, обладающее для этого необходимыми возможностями и соответствующими структурами (Совет безопасности РФ, ФСБ России и др.).

3. Функция охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, провозглашается обязанность государства признавать, защищать и соблюдать их.

4. Экономическая функция. Данная функция направлена на создание максимально благоприятных экономических условий для развития и роста страны. Государство при осуществлении данной функции выполняет управляющую и регулятивную социальную роль, устанавливает правовые основы экономической деятельности, осуществляет хозяйственно-организаторскую деятельность, регулирование рынка, планово-программное воздействие на экономику, управляет предприятиями государственной формы собственности, борется с монополизмом и недобросовестной конкуренцией, обеспечивает учет меры труда и меры потребления, защищает права потребителей и т.п.

5. Функция охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями. В целях выполнения данной функции государство устанавливает меры юридической ответственности за совершение правонарушений и применяет их к правонарушителям. Для обеспечения выполнения этой важной для жизнедеятельности общества функции привлекаются государственные органы – МВД России, прокуратура и др.

6. Функция налогообложения и финансового контроля. Для формирования и пополнения государственной казны, прежде всего, государственного бюджета, государство осуществляет сбор налогов – главного источника финансирования всей государственной деятельности, – а также осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств.

7. Социальная функция. Осуществляя данную функцию, государство решает вопросы поддержания уровня и качества жизни, здравоохранения, определяет правовые основы охраны труда (см. параграф 15.6), поддержки семьи, материнства и детства, выплачивает пенсии и социальные пособия, регулирует социальные отношения (межнациональные, межклассовые, межпрофессиональные).

8. Образовательная и культурно-воспитательная функция.

9. Функция охраны внешней среды или экологическая функция. Государство, защищая права и свободы человека, в том числе, защищает права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закрепленные в ст. 42 Конституции РФ.

К основным внешним функциям государства относятся:

1. Функция обороны страны. Для обеспечения выполнения этой жизненно важной для общества функции привлекаются государственные органы (прежде всего, Министерство обороны России, а также СВР России, ФСБ России и др., составляющие согласно Военной доктрине Российской Федерации военную организацию РФ).

2. Функция сотрудничества с другими государствами и защиты интересов данного государства на международной арене.

3. Функция интеграции в мировую экономику и защиты национальных экономических интересов.

4. Функция поддержания мира и мирного сосуществования, а также участия в урегулировании международных конфликтов. Осуществление данной функции проводится под эгидой ООН на основе международно-правовых договоров.

5. Функция участия в международных организациях.

6. Глобальная функция государства или функция участия в решении глобальных проблем человечества. Данная функция включает в себя защиту прав и свобод человека в международном пространстве, борьбу с голодом на планете, глобальными экологическими проблемами, участие в предотвращении экологических катастроф и ликвидации их последствий, в решении демографических, сырьевых и энергетических проблем, сотрудничество в области освоения космоса, объединение усилий в создании общепланетарного информационного пространства, борьбу с международной преступностью (терроризмом, распространением наркотиков, торговлей людьми, торговлей оружием) и др.

Государство осуществляет свое предназначение посредством механизма государства, основой которого является система специализированных государственных органов, создаваемых специально для выполнения функций государства. Такая специальная структурная организация формируется в любом государстве с целью обеспечения выполнения своих функций. В свою очередь государственные органы функционируют посредством исполнения профессиональных служебных обязанностей специально подготовленными кадрами – государственными служащими, обладающими необходимыми квалификационными профессиональными и нравственными качествами и использующими формы и методы государственно-правового регулирования.

Еще по теме:

  • Гк рф к 4 части от 2008 Гк рф к 4 части от 2008 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]
  • Исковое заявление по 31 жк рф Исковое заявление по 31 жк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]
  • Что платят за второго ребенка в 2016 Пособия на детей в 2016 году Внимание, эта статья устарела! Обо всех основных изменениях в порядке выплат, видах и размерах детских пособий в России в 2017 году читайте в новом материале […]
  • Исковое заявление на алименты на содержание родителя Исковое заявление на алименты на содержание родителя Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Дмитрий евгеньевич адвокат АДВОКАТ Терехов Дмитрий Евгеньевич Иностранные языки: Английский (Великобритания) - English (UK) Адвокат участвует в делах по назначению. Специализация: Семейное право Защита прав […]
  • Требуется судебный эксперт Требуется судебный эксперт 117 Работа Судебный Эксперт Некоторые ценные факты о вакансиях Судебный эксперт Вам будет приятно узнать, что приблизительно 10% пользователей в секторе Другое […]