Защита прав грудного ребенка

Защита прав грудного ребенка

Отчество легко и удобно распознается лишь в строении семьи легальной. Материнство ясно без всяких легальных презумций, по признакам естественной связи [1] .

Декларация прав ребенка в шестом принципе гласит, что «ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей».

В пп.18-19 Плана действия по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей особое внимание уделяется роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка, «Необходимо делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами или произведено в их собственных интересах, необходимо принять меры, обеспечивающие семейную заботу в рамках другой семьи или помещение ребенка в соответствующее учреждение, причем необходимо уделять соответствующее внимание тому, чтобы ребенок по возможности продолжал развиваться в условиях его культурной среды».

Так в общем можно охарактеризовать (представить) идеальную картину реализация интересов ребенка в семье. Рассмотрим, как дело обстоит в действительности.

Ребенок и мать – это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье – естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» [2] устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статья 3 называет виды пособий:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— ежемесячное пособие на ребенка.

Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие.

После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Установление материнства – процедура гораздо более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано с видимой (внешней) стороной рождения ребенка – избавление женщины от бремени вынашивания плода.

Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери – женщины, которой был имплантирован эмбрион в целях его вынашивания. В безусловном порядке матерью ребенка считается она (ст.51 СК РФ).

Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц в качестве родителей ребенка и хочет оставить ребенка у себя, она на основании справки медицинского учреждения, в котором произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка и записывается в книге записей рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, запись об отце производится в общем порядке. Если суррогатная мать не замужем, запись об отце ребенка производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка [3] .

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.

Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в СК РФ представлена следующими нормами:

— статья 62. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;

— статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

— статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;

— статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

— статья 68. Защита родительских прав;

— статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей;

— статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей;

В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка ни в загсе, ни в суде).

Статья 89 СК РФ дает право жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Это связано с тем, что в период беременности, вскармливания ребенка грудью и осуществления ухода за малолетним ребенком возникает потребность в многочисленных расходах, которые должны нести оба супруга. Те же права остаются за женщиной после расторжения брака (ст. 90 СК РФ).

Подчеркнем еще раз, что в отношении к ребенку права матери и отца равны, поэтому рассмотрение особенностей именно «материнства» по семейному законодательству не совсем уместно.

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ. Можно выделить пять основных личных прав ребенка :

— право ребенка жить и воспитываться в семье;

— право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

— право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;

— право ребенка выражать свое мнение;

— право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Большинство из них не только провозглашены в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав — задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержан специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что р ебенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь г лава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав – вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.ст.16, 19, 32-34, 37 Конвенции о правах ребенка). Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. [4] Здесь нужно уточнить, что «права» не подразумевают только права, означенные в семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между «правами» и «интересами» быть не должно.

Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав [5] . Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ — государственными органами или органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются прежде всего управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов — процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

В целях улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ [6] , в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «просемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи [7] .

Подведем итог по данному параграфу. Нашей задачей было рассмотреть основные механизмы реализации защиты прав матери и ребенка в семейном праве. Эта тема сама по себе очень широка, и в рамках работы, посвященной несколько другому вопросу мы можем затронуть ее только поверхностно. Тем не менее, основной вывод из вышеизложенного таков, что государство путем юридического закрепления гарантий защиты прав и интересов указанных уязвимых социальных групп стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики.

[1] Дювернуа Н.Л. Чтения по гражданскому праву. — С.-Петербург, Типография М.М. Стасюлевича, 1902 г.

[2] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» //Собрание законодательства Российской Федерации — 22 мая 1995 г., — № 21, — Ст. 1929.

[3] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И. М. — М., 2000г.

[4] Королев Ю. А . Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации — М.: Юридический Дом Юстицинформ, 2003.

[5] Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права — №6 — 2001 г.

[6] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации — 13 октября 1997 г., №41 — Ст. 4705.

[7] Мамонов В.В. Обеспечение демографической безопасности — приоритетная задача Российского государства // Журнал российского права — № 6 — 2002 г.

Защита прав грудного ребенка

Защита прав ребёнка

РОДИТЕЛИ, ВДУМАЙТЕСЬ В ЭТИ ЦИФРЫ:

Исходя из официальных данных, рост насилия над детьми поражает. Если в 2000 году было зарегистрировано свыше 40 тысяч преступлений против несовершеннолетних, то в 2006-м — более 80 тысяч. За 2008 год в России совершено 62 тысячи преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении детей и подростков, в том числе сексуального характера — свыше 9 тысяч. От преступных посягательств погибло более 2 тысяч несовершеннолетних, из них 388 детей в результате умышленных убийств! А в 2009 году было совершено уже более 100 тысяч преступлений, жертвами которых стали дети, 2 тысячи из них погибли. При этом, по оценкам экспертов, до 97 процентов случаев насилия над детьми просто не фиксируются и не попадают ни в какую статистику .

Жестокое обращение с ребёнком

Эту информацию должны знать взрослые и дети! На этой странице вы можете найти ответы на такие вопросы: что считать насилием по отношению к ребенку, что делать в случае, когда ребенка систематически обижают в школе, в детском саду, дома (травят, унижают, избивают) сверстники, куда обращаться, если ребенок подвергается насилию в семье.

Жестоким обращением с детьми считают (педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения:

физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков;

сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли;

психическое (эмоциональное) насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.);

пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.

В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств.
Мы согласны с такой трактовкой, а посему шлепки и другие виды телесных наказаний относим к жестокому обращению с ребенком.

Физические наказания помимо причинения боли унижают достоинство ребенка, запугивают его (особенно наказание совершенное родителем не в аффекте, а хорошо обдуманное и если ребенок был предупрежден заранее), показывают ему, что с помощью насилия можно управлять, подавляют его волю и желания. Многие считают шлепки и подзатыльники чем-то безобидным.

1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Только подумайте — имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).

5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить — это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика — добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным . Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их «ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи». Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать «тайм-ауты». Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка, прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

8. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

9. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы — взрослый человек.

10. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего малыша – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае — это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать? Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком, хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае, оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

11. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже — с одобрения чужих людей). Кроме того, вы, таким образом, даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах — анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.

Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

****************************************************************
К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль за поступками своего ребенка. Которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки. Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям.

Часто приходится слышать, что физически наказывают за серьезные проступки. Но на самом деле почти все серьезные проступки имеют за собой психологическую причину. И не физическое наказание в этом случае, а поиск и устранение причины могут помочь. В этой ситуации как никогда важны доверительные отношения, а унизительное наказание их подорвет.

Так же часто физически наказывают или угрожают наказать, если ребенок не делает чего-то, чего от него ожидают. Например, не ест или не делает уроки. Прием пищи, сопровожденный страхом и наказанием, может привести к серьезным психосоматическим проблемам. Уроки, сделанные под страхом наказания, не приводят к трудолюбию и познавательной деятельности, увы. Проблему отсутствия мотивации наказанием не решить.

Многие родители спрашивают, как, если не наказанием, воспитывать ребенка и вырастить из него хорошего человека? Как привить ему нормы общества, в котором он живет? Как добиться от него помощи? Мы рекомендуем обратиться к книгам Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» и И. Млодик «Книга для неидеальных родителей». В книге Млодик есть очень славная мысль на эту тему. Что воспитывать – бессмысленно. Потому что, если вы говорите ребенку об уважении старших, а при этом хамите сами, то ребенок никогда не будет старших уважать и ваши слова будут просто сотрясать воздух. А если вы сами уважительно относитесь к старшим, то и воспитывать не надо. Ребенок скопирует вас рано или поздно.

Эти книги не дают исчерпывающих ответов, их и не может быть, но они заставят задуматься о ребенке, его внутреннем мире и переживаниях, которые нельзя не брать в расчет.

Бывает, что ребенок достал. Действительно достал. А мама устала и сорвалась. Что же делать? Извиниться. Извиниться именно за такую собственную реакцию и спокойно объяснить, какие действия ребенка так расстроили маму. Если не в ребенке было дело, а он просто под руку попался, тем более извиниться и объяснить свое состояние.

Это важно помнить родителям!

•• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.

•• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.

•• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

•• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Права и обязанности детей: консультация юриста

В преддверии Дня защиты детей мы задали юристу самые волнующие многих мам вопросы. Консультирует ведущий юрист юридическо-консультационной фирмы «Вердиктъ», Юрий Викторович Румянцев.

UAUA.info: Какие права есть у новорожденного?

В соответствии с действующим законодательством Украины с момента рождения у физического лица возникает гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и обязанности (статья 25 ГК Украины).

Среди основных прав, которые возникают с рождения и закреплены в Конституции Украины, Гражданском кодексе Украины, Семейном Кодексе Украины, Законе Украины «Об охране детства» и т.д. важно выделить следующие:

  • право на жизнь и охрану здоровья,
  • право на свободу, личную неприкосновенность и защиту достоинства,
  • право на имя и гражданство,
  • право на жилье и образование,
  • право на уровень жизни, достаточный для физического, интеллектуального, морального, культурного, духовного и социального развития,
  • право на свободное выражение мнения и получения информации,
  • право на проживание в семье вместе с родителями или в семье одного из них и на заботу родителей,
  • право на надлежащее родительское воспитание, которое обеспечивается системой государственного контроля,
  • право противиться ненадлежащему выполнению родителями своих обязанностей относительно ребенка,
  • право обратиться за защитой своих прав и интересов.

Кроме того, государством гарантируется обеспечение надлежащих условий для здравоохранения, обучения, воспитания, физического, психического, социального, духовного и интеллектуального развития детей, их социально-психологической адаптации и активной жизнедеятельности, роста в семейном окружении в атмосфере мира, достоинства, взаимоуважения, свободы и равенства.

UAUA.info: Какие законы (нормативно-правовые акты) защищают ребенка?

Основными нормативно-правовыми актами по вопросам защиты прав ребенка в Украине являются:

  • Конституция Украины
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Европейская конвенция об осуществлении прав детей
  • Европейская конвенция о правовом статусе детей, рожденных вне брака
  • Семейный кодекс Украины
  • Гражданский кодекс Украины
  • Кодекс законов о труде Украины (глава ХІІ)
  • Закон Украины «Об охране детства»
  • Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки»
  • Закон Украины «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью»
  • Закон Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей»
  • Закон Украины «О предупреждении насилия в семье»
  • Порядок осуществления деятельности по усыновлению и осуществлению надзора за соблюдением прав усыновленных детей, утвержденный Постановлением КМУ №905 от 08.10.2008 года
  • Порядок осуществления органами опеки и попечительства деятельности, связанной с защитой прав ребенка, утвержденный Постановлением КМУ №866 от 24.09.2008 года и т.д.

UAUA.info: Какие права и обязанности детей в школе?

Права и обязанности школьников на законодательном уровне закреплены в статьях 51, 52 Закона Украины «Об образовании», Законе Украины «Об общем среднем образовании» и других нормативно — правовых актах действующего законодательства Украины.

В соответствии со статьей 51 Закона Украины «Об образовании» ученик имеет гарантированное государством право на:

  • Обучение для получения определенного образовательного и квалификационного уровней.
  • Выбор учебного заведения, формы обучения, образовательно-профессиональных и индивидуальных программ, внеклассных занятий.
  • Пользование учебной, научной, производственной, культурной, спортивной, бытовой, оздоровительной базой учебного заведения.
  • Доступ к информации во всех областях знаний.
  • Участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской и других видах научной деятельности, конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсах.
  • Участие в объединениях граждан (законодательством Украины предусмотрено создание молодежных и детских общественных организаций, в частности в соответствии с Законом Украины «О молодежных и детских общественных организациях», детские общественные организации — объединения граждан в возрасте от 6 до 18 лет, целью которых является осуществление деятельности, направленной на реализацию и защиту своих прав и свобод, творческих способностей, удовлетворения собственных интересов, которые не противоречат законодательству, и социальное становление как полноправных членов общества, молодежные общественные организации — объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление деятельности, направленной на удовлетворение и защиту своих законных социальных, экономических, творческих, духовных и других общих интересов).
  • Безопасные и безвредные условия учебы.
  • Пользование услугами учреждений здравоохранения, средствами лечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
  • Защита от любых форм эксплуатации, физического и психического насилия, от действий педагогических, других работников, нарушающих права или унижающих их честь и достоинство.
  • Для учащихся, проживающих в сельской местности на расстоянии более3 км от школы, обеспечивается бесплатный регулярный подвоз в школу и из школы рейсовым транспортом или транспортом предприятий, учреждений и организаций (ч. 3 ст. 53 ЗУ «Об образовании»).

Обязанностями учеников, в соответствии со статьей 52 Закона Украины «Об образовании» являются:

  • Соблюдение законодательства , нравственных, этических норм.
  • Систематическое и глубокое овладение знаниями, навыками, профессиональным мастерством, повышение общего культурного уровня.
  • Соблюдение устава, правил внутреннего распорядка учебного заведения.

Частью 3 статьи 52 Закона Украины «Об образовании» предусмотрено, что законодательством, положениями об учебных заведениях и их уставамимогут устанавливаться другие обязанности учеников.

UAUA.info: С какого возраста и в каких случаях дети несут ответственность за свои поступки?

  • Гражданско-правовая ответственность.

Ущерб, причиненный малолетним (не достигшим четырнадцати лет), возмещается его родителями (усыновителями), опекуном или другим физическим лицом, которыйна правовых основаниях осуществляет его воспитание, если они не докажут, что вред не является следствием недобросовестного осуществления или уклонения ими от осуществления воспитания и контроля.

Если малолетним причиненущерб во время пребывания под контролемучебного заведения, учреждения здравоохранения или другого заведения, который обязан осуществлять контрольза ним, а также под контролемлица, осуществляющего контрольза малолетним на основании договора, эти учреждения и лицо обязаны возместить вред, если они не докажут, что вред был причинен не по их вине.

Несовершеннолетний(в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет) отвечает за причиненный им ущербсамостоятельно на общих основаниях.

Однако в случае отсутствия у него имущества, достаточного для возмещения причиненного им ущерба, этот ущербвозмещается в доле, которой не хватает, или в полном объеме его родителями, если они не докажут, что ущерббыл причинен не по их вине.

  • Уголовная ответственность

В соответствии с частью 1 статьи 22 Уголовного кодекса Украины, уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет.

Лица, совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности только за отдельные виды преступлений, которые указаны в части 2 статьи 22 Уголовного кодекса Украины.

  • Административная ответственность

За совершение административного правонарушения в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях, административной ответственности подлежат лица, достигшие на момент осуществления административного правонарушения шестнадцати лет.

При этом в соответствии со статьей 13, 24-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, для лиц 16-18 лет, совершивших административные правонарушения, применяются следующие меры воздействия:

  • обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего;
  • предупреждение;
  • выговор или строгий выговор;
  • передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющих, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 44, 51, ​​121-127, частью первой, второй и третьей статьи 130, статьей 139, частью второй статьи 156, статьями 173, 174, 185, 190-195 Кодекса Украины об административных правонарушениях, несовершеннолетние подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Порядок применения труда детей определяется законодательством Украины о труде, в частности Кодексом законов о труде Украины. Возраст, с которого допускается прием ребенка на работу — 16 лет.

Дети, достигшие 15-летнего возраста, могут быть приняты на работу, которая не наносит ущерба их здоровью и обучению, с согласия одного из родителей или лица, заменяющего родителей (статья 188 КЗоТ Украины).

Для подготовки молодежи к продуктивному труду допускается принятие на работу учеников общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушает процесса обучения, в свободное от обучения время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Дети, достигшие 16-летнего возраста, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью.

Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (статья 191 КЗоТ Украины).

Несовершеннолетние, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными законодательством Украины статья 187 КЗоТ Украины).

Консультацию Юрия Викторовича Румянцева можно получить по тел. (044)587-84-00, (093)284-84-80 или e-mail [email protected]
Юридическо-консультационная фирма «Вердиктъ», основана в октябре 1994 года.

Больше новостей читай здесь

Еще по теме:

  • Тарифы на коммунальные услуги во владивостоке Жители Владивостока узнали, сколько придётся платить за коммунальные услуги с 1 июля Подорожала большая часть услуг. Информация о нормативах и тарифах на коммунальные услуги, размерах […]
  • Форма 61 при увольнении Унифицированная форма № Т-61 - бланк и образец Унифицированная форма Т-61 используется только в одном случае — при увольнении работника. В статье мы расскажем, для чего нужна эта форма, […]
  • Открытие ип в 2018 году заявление Заявление на регистрацию ИП в 2018 году Заявление подается в 1 экземпляре. Сшивать и скреплять листы не требуется. При подаче заявления в ФНС необходимо приложить оригинал квитанции об […]
  • Брачный контракт торрент Брачный контракт торрент Год выпуска : 2009 Страна : Россия Жанр : сериал, комедия, детектив, приключения Продолжительность : 16 серий Перевод : Оригинал Режиссер : Андрей Черных В ролях […]
  • 159 ст ч1 Что мне грозит по ст. 159 ч.1? Поскольку данное преступление согласно ст. 15 Уголовного кодекса РФ( 2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за […]
  • Код основного вида деятельности для ип 2018 Коды видов деятельности для ИП в 2018 году Коды видов деятельности для ИП в 2018 году — это специальные статистические сведения, которые определяют сферу деятельности предпринимателя при […]