Законодательство о здравоохранении включает в себя

Законодательство о здравоохранении и медицине

Отношения, связанные со здравоохранением и медициной регулируются многими нормативными правовыми актами. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» (с посл. изм.) выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению, —140.010.000.

Это дает основания говорить о наличии самостоятельной отрасли законодательства — законодательства о здравоохранении. В качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как:

  • управление в сфере здравоохранения;
  • медицинское страхование;
  • медицинские учреждения;
  • медицинская экспертиза и др.

До недавнего времени структура базового юридического образования предусматривала изложение вопросов нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности для будущих юристов в рамках государственного, гражданского, уголовного права. Будущие же врачи знакомились с проблемами медицинского права на кафедрах судебной медицины, социальной гигиены и организации здравоохранения, истории медицины, общественных наук.

Характерной чертой современного этапа становления российской правовой системы является увеличение (расширение) законодательства о здравоохранении и медицине. В то же время законодательство об охране здоровья граждан имеет выраженный комплексный характер, который опосредуется проявлением регулятивных норм различных отраслей права при регламентации сложных правоотношений в сфере здравоохранения. В силу особого отношения государства к охране здоровья населения, возведения отношений по охране здоровья в конституционный ранг (ст. 41 Конституции Российской Федерации), в данных отношениях наблюдается ярко выраженная публичность регулирующего эти отношения законодательства с преобладанием административно-регулятивной функции, несмотря на общий комплексный характер законодательства о здравоохранении.

Структура законодательства о здравоохранении как комплексное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации и целый ряд нормативных правовых актов, конкретизирующих ее положения.

В ст. 2, 7, 20, 41 Конституции Российской Федерации одной из основных задач Российского государства определена задача охраны здоровья людей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закреплены права граждан России на жизнь и здоровье.

Конкретизирована данная обязанность государства по охране здоровья населения в целом комплексе федеральных законов, среди которых особо (по своей значимости) следует выделить следующие:

  • Федеральный закон (далее ФЗ) от 21.11.2011 г. № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  • ФЗ от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обращении лекарственных средств»;
  • ФЗ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ (с поел. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • ФЗ от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»;
  • ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  • ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 (с посл. изм. и доп.) «О ветеринарии»;
  • Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. №3185-1 (с посл. изм. и доп.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказаний»;
  • ФЗ от 29.11.2010 г. №326-Ф3 (с посл. изм. и доп.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 20.05.2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»;
  • ФЗ от 10.01.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

В соответствии с положениями ст. 72 Конституции Российской Федерации (п. «ж»), координация вопросов о здравоохранении отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому к законодательству о здравоохранении относятся также законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы регулирования отношений в рассматриваемой сфере.

Анализ приведенного выше перечня основных законов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения, показывает, насколько разнятся эти законы по характеру регулируемых отношений. Законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об обращении лекарственных средств» по степени широты охватываемых ими отношений несоизмеримы по сравнению, например, с Законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» или даже с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», несмотря на всю его значимость с точки зрения защиты прав человека. Очевидно, что установившаяся структура законодательства о здравоохранении в настоящее время чрезвычайно неоднородна по своему составу, это обусловлено, в первую очередь, спецификой регулируемых этим законодательством общественных отношений, во-вторых, уровнем законодательной разработанности этой области.

Тем не менее, имея свои цели и задачи указанные нормативные документы, взятые в отдельности, выполняют очень значимую роль в достижении общей социальной задачи — обеспечение правовой базой деятельность по охране здоровья граждан.

Необходимость объединения названных нормативных актов в области охраны здоровья граждан в единый законодательный комплекс вытекает из того, что любой из этих нормативных актов не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу изолированно от других.

Раскрывая механизм правового регулирования отношений в области здравоохранения в России следует отметить Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», сыгравший значительную роль в становлении и развитии нынешней системы законодательства о здравоохранении и медицине. Данный закон был принят 22.07.1993 г. и вступили в силу 18.08.1993 г.

Государство в Основах объявляло, что обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национального языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Основы декларировали также, что государство гарантирует защиту от дискриминации, связанной с наличием у гражданина заболевания. В действительности граждане в Российской Федерации не могли добиться равенства со здоровыми в праве на труд, если в связи с заболеванием или травмой они имеют дефект функции или только внешний дефект.

Впервые в Основах была определена компетенция субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают на своих территориях выполнение федерального законодательства и обладают законодательной инициативой в области охраны здоровья граждан, а также осуществляют контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи. В ст. 3 Основ оговаривались полномочия высших органов государственной власти и управления в области охраны здоровья граждан. Президент Российской Федерации помимо издания соответствующих указов не реже одного раза в год должен выступать в законодательном органе власти с докладом о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состояния здоровья населения.

В настоящее время данный закон утратил свою силу, поскольку принят и вступил в действие новый Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Новый Федеральный закон более полно, четко и комплексно регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. В нем законодательно определены, в частности, понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «профилактика», «лечение», «пациент», «медицинский работник», «фармацевтический работник», «лечащий врач», «заболевание», «качество медицинской помощи», «медицинский осмотр», «диспансеризация» и др.

Федеральным законом установлены:

  • основные принципы охраны здоровья, к которым в том числе отнесены соблюдение прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи;
  • права отдельных категорий граждан на охрану здоровья (работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, военнослужащие);
  • права семьи в сфере охраны здоровья, права беременных женщин и матерей, несовершеннолетних;
  • особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям больных, в том числе страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.

В названном Федеральном законе; определено, как обеспечивается право граждан на охрану здоровья, как реализуется право на медицинскую помощь, установлены порядок предоставления медицинской помощи в гарантированном объеме без взимания платы и порядок получения платных услуг, перечислены права пациента, раскрыто понятие и описана процедура дачи информированного согласия пациента на медицинское вмешательство (отказа от него), установлены порядок получения пациентом информации о состоянии его здоровья и о факторах, влияющих на здоровье, а также порядок выбора гражданином врача и медицинской организации.

Новым Федеральным законом установлена государственная система здравоохранения, а также муниципальная и частная системы здравоохранения, определен порядок их функционирования. Определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, перечень видов медицинской помощи и перечень медицинских услуг, не подлежащих оплате за счет личных средств граждан, состав программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок ее утверждения, а также состав территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок их утверждения. Разграничены полномочия в сфере охраны здоровья между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В указанном Федеральном законе определены виды медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, паллиативная), ее формы (экстренная, неотложная, плановая) и условия ее оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре), установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и на основе стандартов медицинской помощи.

В законе урегулированы также вопросы, связанные с рождением ребенка, применением вспомогательных репродуктивных технологий, донорством органов и тканей человека и их трансплантацией (пересадкой).

Принятый закон гарантирует право всем жителям России на бесплатную медицинскую помощь, в том числе паллиативную, вводит единые стандарты для ее оказания, уточняет порядок оказания платных медицинских услуг. Закон также закрепляет право профессиональных медицинских сообществ участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Кроме того, впервые на законодательном уровне описывает правовые основы трансплантологии и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями. В нем предусматривается запрет на клонирование человека и эвтаназию.

В Федеральном законе определены:

  • цели проведения и процедуры проведения медицинских экспертиз (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы, экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией, экспертиза качества медицинской помощи), а также медицинского освидетельствования;
  • намечены медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека, процедура проведения патолого-анатомических вскрытий и порядок использования тела, органов и тканей умершего человека.

Федеральным законом урегулированы отношения, связанные с осуществлением медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе:

  • определены права и обязанности медицинских организаций;
  • определены права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, установлены ограничения, налагаемые на этих работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • прописаны особенности функционирования профессиональных организаций, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками на основе принадлежности к указанным категориям работников, либо принадлежности к профессии (врачи, медицинские сестры, фельдшеры, провизоры, фармацевты), либо принадлежности к одной врачебной специальности.

В законе урегулированы вопросы, связанные с осуществлением контроля качества и безопасности медицинской деятельности, определены формы и способы его осуществления, а также порядок осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий. Установлена ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи.

Некоторые важные отношения в системе здравоохранения регламентируются подзаконными нормативными актами. В частности, Указами Президента РФ регулируются отдельные вопросы охраны здоровья. Например, есть Указ Президента России от 17.02.1995 г. № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы». Одним из важных юридических документов последнего времени является Указ Президента России от 7.12.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий разрабатывает и принимает важные правовые акты по вопросам здравоохранения и оказания медицинской помощи, в частности, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения, координирует деятельность органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области охраны здоровья граждан. Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», Постановление Правительства Российской Федерации № 350 от 25.03.1996 г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» и др.

Еще одной особенностью регулирования медицинской деятельности в России является огромное количество административных актов, т.е. приказов Министерства здравоохранения (и социального развития) РФ. Назовем для примера Приказ Министерства Минздрава России от 26.11.2012 г. «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра». Такого рода правовых документов еще в 1988 г. насчитывалось до 5 тысяч. Безусловно, такие акты принимаются с целью всестороннего и детального правового регулирования рассматриваемых отношений. Необходимо, однако, разумно расставлять акценты в таком регулировании. Так, если речь идет о регулировании чисто «технологических» лечебных вопросов (порядке осуществления той или иной терапевтической процедуры, метода лечения, профилактики), то применение административных актов вполне оправданно. Однако в случае, если профессиональная деятельность работника здравоохранения затрагивает права граждан, то соответствующие отношения должны регулироваться исключительно законом. К сожалению, большинство ведомственных нормативных актов в области здравоохранения не публиковалось в открытой печати и поэтому основная часть граждан не могла ознакомиться с ними, и, следовательно, сами пациенты лишены понимания процесса оказания им медицинских услуг, а медицинские работники в своей деятельности только и прислушиваются к ведомственным актам, напрочь забывая о законах, имеющих, как известно, высшую юридическую силу.

Вместе с тем, в области здравоохранения выявился ряд проблем, порожденных практикой правотворчества и отрицательно сказывающихся на качестве законодательных актов.

Например, работа над проектами Основ законодательства об охране здоровья граждан и Закона о психиатрической помощи велась в Верховном Совете Российской Федерации одновременно. При этом законодательный акт более общего действия (Основы) должен был предшествовать специальному (медико-отраслевому). Однако реальный законотворческий процесс сложился иначе. Проект специального психиатрического закона оказался готовым значительно раньше. В результате, он был принят в июле 1992 г. и вступил в действие с 01.01.1993 г., тогда как Основы удалось принять лишь в июле 1993 г. Они вступили в действие 18.08.1993 г. Таким образом, логическая последовательность законотворчества, когда нормы специального закона должны опираться на положения более общего и уже существующего, была нарушена, что отрицательно сказалось на содержании обоих законодательных документов. В них имеются повторы, противоречия, некоторые иные технико-юридические погрешности.

В 1995 г. был подготовлен проект федерального закона, посвященный правам пациентов, — «О правах и безопасности пациентов в сфере здравоохранения». В концептуальном плане законопроект сосредоточен на решении следующих задач:

  • установить взаимосвязь между политическими, экономическими, гражданскими, социальными и культурными правами человека и правами пациентов, составляющими особую категорию этих прав;
  • определить сферу ограничения прав пациентов в случаях, когда их осуществление может угрожать общественному здоровью;
  • установить механизмы защиты прав пациентов и контроля за их соблюдением, в том числе через создание комитетов по правам пациентов, действующих на уровне Российской Федерации, субъектов Федерации.

Введение законопроекта в силу могло способствовать обеспечению безопасности в сфере здравоохранения, росту правовой культуры и правосознания народа, укреплению правопорядка в стране. Однако проект данного закона, к сожалению, так и остался проектом, не воплотившись в действующий законодательный акт.

Детальный анализ законодательства о здравоохранении показывает, что перечисленные выше законы имеют множество недостатков содержательного и технико-юридического характера. Практически все они были приняты до вступления в силу нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Связи между разными «медицинскими» законами порой схематичны, а в некоторых случаях вообще прослеживаются слабо. Кроме того, законы, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, практически не ссылаются и не опираются друг на друга. Например, Закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» никак не связан с Законом «О лекарственных средствах», несмотря на то, что для профилактики и ранней диагностики этого заболевания используются именно лекарственные средства.

В то же время наблюдается дублирование предписаний законодательства, устанавливаемых этими законами. Так, Закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» дополнительно требует обеспечение государственного контроля над производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью, полностью игнорируя то обстоятельство, что абсолютно идентичные требования установлены Законом «О лекарственных средствах» в отношении всех без исключения лекарственных средств, в том числе и лекарств для предупреждения и лечения туберкулеза.

В целом, многие законы, принятые в начале и середине 90-х гг. XX века, давно нуждаются в соответствующих изменениях и дополнениях с учетом современных реалий.

Таким образом, на сегодняшний день всю совокупность актов законодательства о здравоохранении с некоторой натяжкой можно отнести все же к комплексной отрасли законодательства, нежели к нормативному массиву (комплексу), находящемуся в стадии активного превращения и формирования в комплексную отрасль российского законодательства.

Медицинское право. Правовое регулирование здравоохранения в РФ

Понятие медицинского права

Еще в начале прошлого века было высказано мнение о том, что врачебное право — отрасль законодательства, которая состоит из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача. В настоящее время медицинское (врачебное, здравоохранительное) право или право об охране здоровья граждан представляет собой самостоятельную комплексную отрасль права, систему нормативных актов или норм, регулирующих организационные, имущественные, личные отношения, возникающие в связи с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам.

Медицинское право формируется как комплексная отрасль законодательства, включающая нормы многих отраслей российского права, регулирующих отношения в различных сферах медицинской деятельности — от управления здравоохранением до конкретных отношений между лечебными учреждениями и гражданами.

Медицинская деятельность тесно связана с нормами различных отраслей права:

  • гражданское законодательство (регулирует имущественные и личные неимущественные отношения);
  • трудовое законодательство (регулирует общественные отношения, связанные с трудовой деятельностью граждан);
  • законодательство о браке и семье (определяет юридические основы семейно-брачных отношений);
  • природоохранительное законодательство (закрепляет нормы природопользования и экологической безопасности);
  • административное законодательство (регулирует отношения в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и управления);
  • уголовное законодательство (регулирует отношения по защите граждан от преступных посягательств на их права).

Правовое обеспечение охраны здоровья граждан в России

Отечественное законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих столетий. Еще в XI в. в Уставе великого князя Владимира Святославовича было определено и узаконено правовое положение врачей. В дальнейшем (XII в.) Русская Правда Ярослава Мудрого закрепила право медицинской практики на территории Киевской Руси.

Первое упоминание о нормативной регламентации медицинской помощи в Русском государстве относится к XVI в., когда при царе Иване Грозном был разработан законодательный сборник «Стоглав», большой раздел которого касался правил содержания больниц.

Важным юридическим актом своего времени был изданный в 1735 г. специальный Генеральный регламент о госпиталях. В 1833 г. был обнародован Свод законов Российской империи, один из томов которого был посвящен Врачебному уставу.

Отдельный сборник юридических актов под названием «Врачебно-санитарное законодательство в России» был издан в 1913 г. в Санкт-Петербурге. Несмотря на то что эти документы отражали в основном различные вопросы санитарно-полицейского характера, они сыграли значительную роль в развитии основ отечественного медицинского права.

В советский период истории страны вопросы здравоохранения полностью регламентировались государством через различные нормативные акты (декреты, постановления, законы, указы и т.д.).

Правовыми основами Российского законодательства о здравоохранении в настоящее время являются:

  • соответствующие положения Конституции Российской Федерации и конституций республик в составе Российской Федерации;
  • Закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и другие законы Российской Федерации;
  • указы и другие нормативные акты Президента России;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • приказы, инструкции и положения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • правовые акты субъектов Российской Федерации.

В Конституции РФ (1993 г.) отдельная статья 41 посвящена праву граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены и в других статьях Конституции РФ (ст. ст. 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 и др.).

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 году, также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

Значительным событием в области охраны здоровья населения России стало принятие 22 июля 1993 г. «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», которые были разработаны институтом социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н.Е. Семашко.

При подготовке данного Закона были использованы международные правовые акты (Декларация прав человека, Европейская стратегия по достижению здоровья для всех (ВОЗ, 1980 г.), Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья (1989 г.)), отечественный опыт, предложения по совершенствованию и повышению качества медицинского обслуживания.

Одной из важнейших статей Основ является статья 2, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:

1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья.

3. Доступность медико-социальной помощи.

4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

5. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В настоящее время в РФ действует целый ряд законов, детально регламентирующих отдельные направления практической медицинской деятельности:

  • Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  • Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах»;
  • Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.

Кроме вышеперечисленных Законов ожидается принятие следующих нормативных актов:

  • о здравоохранении в Российской Федерации;
  • о государственном регулировании частной медицинской деятельности;
  • о правах пациентов;
  • о страховании профессиональной ответственности медицинских работников;
  • о медицинских изделиях;
  • о рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств.

Законодательство о здравоохранении включает в себя

В последние годы мы все чаще и чаще говорим о том, что рядом с нами право – модель адекватного поведения в обществе, государстве, между собой. И если не говорить о проблемах правоприменения, то это действительно так. Попадая в мир, где человек полностью во власти чужого опыта, знания или незнания, собственного горя и растерянности совершенно забываем о том, что рядом с нами право. Почему, покупая безделицу, мы уверены, что на нашей стороне закон, а когда обращаемся за медицинской помощью или оказываем ее, забываем, что на нашей стороне около трех тысяч законов, готовых принять на себя удары недоразумений и ошибок. Врач сопровождает человека всю его жизнь: от рождения до смерти, и это совершенно не зависит от того, насколько человек болен или здоров. Цивилизации не знают времени, в котором не было врача, и всегда отношения врача и пациента складывались иначе, нежели другие человеческие отношения. Ведь на алтаре подобного общения лежат бесценные здоровье и жизнь.

Конституция РФ провозгласила Россию правовым, социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство гарантирует охрану и защиту основных прав, определяет некоторые рамки социального благополучия населения. Одним из важнейших прав граждан России признано право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое зафиксировано в ст. 41 Конституции РФ. Оно рассматривается как неотъемлемое, принадлежащее каждому человеку от рождения, и его реализация приобретает особое значение в условиях современных социально-экономических реалий Российской Федерации.

Законодательство, обеспечивающее реализацию указанного социального права граждан, именуют законодательством о здравоохранении. Буквально слово «здравоохранение» трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, поддержание общественной гигиены и санитарии». Еще в первой половине прошлого века видный ученый, профессор Н. И. Гуревич писал: «Врачебные контингенты, не инструктированные в юридических нормах своей профессии во время прохождения академического курса, когда становятся лицом к лицу с многообразием и сложностью практической деятельности врача, не могут не испытывать серьезных затруднений и нередко тягостных переживаний»[1]. Действительно, принимаемые в практической деятельности врача решения, далеко не всегда правомерны и могут привести к трагическим последствиям не только для пациента, но и для самого врача. Однако, начиная разговор о законодательстве о здравоохранении, стоит сразу оговориться, что оно носит ярко выраженный межотраслевой характер. Видится довольно ясная картина его деления на многие категории, из анализа которых, мы можем уяснить многоотраслевой характер норм здравоохранительного законодательства. Так, Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов»[2], в части Классификатора «140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм» выделяет множество разделов здравоохранительного законодательства, наглядно иллюстрирующих суждение еще дореволюционных авторов, верное и сегодня, о «комплексном врачебном праве, как отрасли законодательства, состоящей из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача».

История здравоохранительного законодательства в России насчитывает не одну сотню лет. Ученые едины во мнении, что регулирование медицинской деятельности в России можно разделить на пять этапов: регламентация врачевания (X–XVII вв.), законодательное регулирование медицины при Петре I, правовая регламентация медицинской помощи с середины XVIII века до 1917 года, законодательная база здравоохранения советского времени и современный период.

Начальный период, несомненно, связан с появлением первого писаного свода русского права – Русской Правды, и заканчивается он приходом к власти Петра I, правление которого характеризуется значительными изменениями в российском праве вообще и в медицинском деле в частности («– и в области медицины, в области охранения народного здоровья двинул Россию по пути прогресса»[3]). Самыми древние книги на Руси, из которых мы можем получить знания об аспектах медицины того времени, были «Остромирово евангелие», «Архангельское евангелие», «Изборник великого князя Святослава Ярославовича», древнейшими памятниками медицинской письменности являются лечебники и травники. Лекари-профессионалы появились в основном из волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов. В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв», «врач», «лечец», «зелейник», «чародей». Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, им древнерусская литература присваивала эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофов». Для этого периода были характерны три разновидности оказания медицинской помощи: народная медицина, монастырская медицина, светская (городская) медицина. И если народная медицина регулировалась лишь морально-этическими нормами, то врачевание в монастырях было урегулировано в большей степени государственными предписаниями, в частности «Церковным Уставом» князя Владимира Святославовича. А к первой половине XIII века было известно о семидесяти монастырях, которым предписывалось обяза­тельное учреждение лечебниц и приютов для слепых, калек и стариков. Светская (городская) медицина отличалась от первых двух тем, что строилась на профессиональной основе и лечении больных на дому. Чаще всего лекарями были иностранные специалисты или люди, получившие образование за границей. Существенной разницей между видами медицинского обслуживания того времени были уровень профессионализма и возмездность медицинских услуг. Целители от народной медицины – знахари, волхвы, зелейники брали оплату самыми разнообразными способами, монахи-лекари не брали вознаграждения вообще, светские врачи получали только деньги. По уровню профессионализма иерархия была такой: наиболее качественной была, конечно же, светская медицина, едва ли ей уступали монахи-лекари, и затем шла народная медицина.

В период татаро-монгольского ига, законодательная база в области медицины изменилась только появлением запрета на бесплатную медицинскую помощь в монастырях. А вот в годы правления Ивана Грозного появился центральный ведомственный орган – Аптекарский Приказ (Верхняя («царская») аптека), который был призван организовать централизованное медицинское обеспечение, обеспечение лекарственными средствами, выдачу разрешений на право медицинской деятельности, врачебное освидетельствование и др. В XV веке была составлена старинная врачебная рукопись «Лечебник Строгановых лекарств», в XVI – «Книга, глаголемая Травник». Рукописные лечебники не только описывали болезни, способы лечения, но и нормы правил поведения лекаря по отношению к больному. Так, например в «Ветрограде» (1534 г.) указано: «Пришедшему лекарю к больному человеку сести подле него прилично, не торопясь, и разговаривать бы речи к развеселению больного человека». Однако хранить книги-лечебники в доме было небезопасно – в таких рукописях часто усматривались «дела бесовские». История располагает примерами наказаний за приобщение к медицинскому искусству Григория Отрепьева, семьи Романовых, Марины Мнишек.

Первые свидетельства своеобразной «сертификации» медиков русскими властями описан Н. М. Карамзиным, в 1601 г. английский посол Ричард Ли обратился к русскому царю с просьбой выдать докторский диплом прибывшему в Москву венгерскому медику. Однако это первое и на тот момент единственное свидетельство работы профессиональных, квалифицированных медиков в нашей стране, т.к. не было в государстве того периода системы медицинского образования даже в примитивном смысле этого слова. Первое официальное медицинское (лечебное) заведение было открыто в Новгороде в 1667 г.

В непростом положении вещей страна досталась Петру I. В то время не было достаточного количества больниц, госпиталей, отсутствовало нормальное законодательство, не было медицинских кадров, государственного управления медициной. Большой личный опыт Петра I в вопросах медицины и определил основные направления его политики в области медицины: подготовка отечественных медицинских кадров, появление нормативно-правовых актов, создание разветвленной системы медицинских учреждений, госпиталей, организация медицинских школ, аптек. Большое развитие Аптекарский Приказ получает при Петре I, особенно в вопросах правовой регламентации военно-медицинской службы. Для этого периода характерно появление Устава «Об аптекарском деле» (1701 г.), Указа «Об организации московского гошпиталя» (1706 г.), «Устава Воинского» (1716 г.), «Устава Морского» (1720 г.), Указа «Об открытии Петербуржской академии наук» (1725 г.) и ряда других актов, которые были призваны усилить роль права и государства в регулировании медицинской деятельности. Указ «Об открытии медицинской канцелярии» положил начало системе государственного управления здравоохранением в России. В функции медицинской канцелярии входил надзор за деятельностью аптек, регламентация деятельности докторов, аптекарей, лекарей, организация и контроль за проведением противоэпидемиологических мероприятий, выдача разрешений на право заниматься медицинской деятельностью. При Петре I была полностью реорганизована система государственного управления медицинским делом, заложены основы для развития государственной медицины, организована система подготовки медицинских кадров, открыты госпитали, медицинские школы и аптеки.

Третий период формирования законодательства о здравоохранении в России ознаменован не только формированием первых научных медицинских школ (анатомическая (П. А. Загорский), хирургическая (И. Ф. Буш, Е. О. Мухин), терапевтическая (М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский)), но и появлением Общества охранения народного здравия (с 1878 г.), участковой системы оказания медицинской помощи, организацией санитарного дела, инфекционных стационаров (с 1882 г.), первых научных гигиенических школ, появлением «Врачебного Устава», развитием системы медицинского страхования населения (Законы 1861 г., 1912 г.). Большое развитие должна была получить система земской медицины, но, к сожалению, в целом прогрессивная земская реформа не нашла достойной реализации в области формирования медицины на местах.

Советский период характеризовался значительными изменениями социально-экономи­ческого плана, в том числе изменилась и правовая формация. Происходящие изменения имели и прямое отношение к вопросам регламентации здоровья граждан. Законодательство советского периода характеризовалось наличием определенных гарантий для каждой конкретной личности в области предоставления медицинской помощи, созданием разветвленной сети доступных лечебно-профилактических учреждений и созданием большого числа законодательных актов, регулирующих здравоохранительные и тесно связанные с ними отношения. В 1918 г. было создано единое государственное здравоохранение, объединившее все ранее существовавшие системы и формы российской медицины. Так, именно в этот период в мире появилось первое министерство здравоохранения – Наркомздрав (учрежден Положением о Народном комиссариате здравоохранения[4]), который был преобразован в Минздрав СССР в марте 1946 года (учрежден Постановлением Совета Министров СССР[5]). Министерство здравоохранения СССР выполняло законотворческую функцию, которая выражалась в представлении на утверждение вышестоящих органов проектов нормативных актов по вопросам здравоохранения. Минздрав издавал приказы, инструкции, обязательные для исполнения министерствами здравоохранения союзных и автономных республик, местными органами здравоохранения, учреждениями, организациями и предприятиями системы здравоохранения и проверял их исполнение. Характеризуя правовую регламентацию здравоохранения в советский период, стоит остановиться на нормативных актах, которые послужили основой законодательного обеспечения здравоохранения. К ним, в первую очередь относятся: Конституции СССР, РСФСР и союзных республик, Декрет «О страховании на случай болезни» (22.12.1918 г.), Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1924 года «О профессиональной работе и правах медицинских работников», Постановление СНК СССР от 15 сентября 1937 года «О порядке проведения медицинских операций», Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении 1969 года, а также ряд актов, принятых Наркомздравом и Минздравом СССР[6]. По данным на 1988 год общее число ведомственных нормативных актов в сфере здравоохранения СССР достигло пяти тысяч. В конце 80-х годов в нашей стране начался процесс отмены большого количества ведомственных нормативных актов, связанных с охраной здоровья. В ходе реформы здравоохранения с 1990 по 1995 годы было принято 12 Федеральных законов, которые позволяли в определенной мере решать неотложные проблемы здравоохранения. В числе базовых законов действуют «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»[7] (далее Основы законодательства), закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[8], закон «О лекарственных средствах»[9], закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»[10], «О наркотических средствах и психотропных веществах»[11], «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»[12], «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[13], принятый в первом чтении проект Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации».

Начиная с 1990 г. в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть и здравоохранение. Либерализация государственного устройства, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную ставят на более высокую ступень необходимость четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения. «В ходе реформы здравоохранения, кроме Основ законодательства, приняты несколько законов, и среди них такие, как Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.), ФЗ РФ «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г., ФЗ РФ «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. Но формирование законодательной базы здравоохранения не завершено. По мнению некоторых авторов, оптимальным явилось бы издание Медицинского кодекса, в комплексе регулирующего вопросы охраны здоровья населения. Надо принимать законы и более узкой предметной направленности. Таков, например, Закон РФ «О правах пациентов», призванный конкретизировать и развивать общие положения Основ о правах граждан-пациентов»[14]. В Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь введено в ранг конституционных и закреплено в статье 41 Конституции РФ, однако стоит заметить, что крайне важно принятие законов прямого действия «Об общенациональной системе здравоохранения», «О правах пациентов», «О социально-правовой защите медицинских работников и страховании их профессиональной ответственности», в перспективе – и всеобъемлющего Медицинского кодекса Российской Федерации.

Основные направления реформирования охраны здоровья населения, механизм и этапы их реализации изложены в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, одобренной постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г[15]. В Концепции отмечается, что в последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения и рост смертности. Кризис деятельности медицинских учреждений приблизился к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения. Концепция нацелена на сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. Основными задачами Концепции являются: увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения, повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Концепция предусматривает основные принципы развития здравоохранения, место и роль медицинского страхования граждан в решении проблем охраны здоровья населения.

Актуальным вопросам здравоохранения посвящена Концепция охраны здоровья населения на период до 2005 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г[16]. Здесь учтено, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением человека к собственному здоровью и здоровью окружающих. Из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, Концепция отдает приоритет тем, которые способствуют формированию у населения здорового образа жизни, повышению уровня санитарно-гигиенической культуры. Это не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект. Формирование законодательной базы здравоохранения не завершено. По мнению некоторых авторов, оптимальным явилось бы издание Медицинского кодекса, в комплексе регулирующего вопросы охраны здоровья населения.

В настоящий момент идет планомерная системная работа по формированию Кодекса законов об охране здоровья населения, разработкой которого занимался Комитет по охране здоровья Государственной Думы РФ. Предполагается, что Кодекс будет включать в себя следующие блоки законов:

— законы надзорного характера, направленные на обеспечение безопасных условий жизни и среды обитания человека (это, к примеру, законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране атмосферного воздуха», «О питьевой воде», «О радиационной безопасности населения» и проч.),

— законы профилактической направленности («Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О предупреждении распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О предупреждении в Российской Федерации туберкулеза», «Об ограничении курения табака», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и проч.),

— законы, защищающие права граждан в сфере охраны здоровья («О правах пациентов», «О защите прав потребителей», «О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств», «О незаконном прекращении подачи электроэнергии учреждениям здравоохранения» и проч.),

— законы, определяющие права и ответственность медицинских работников, а также ответственность юридических и физических лиц за нарушения в сфере охраны здоровья (речь идет о соответствующих статьях Уголовного кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях, закон о страховании профессиональной ответственности медицинских работников, закон о профессиональной медицинской этике, законы о пенсиях за выслугу лет для всех медицинских работников),

— законы, регламентирующие деятельность национальной системы здравоохранения (Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ, Закон «О здравоохранении в Российской Федерации», «О регулировании частной медицинской деятельности», «О лекарственных средствах», «О медицинских изделиях»),

— законы, регулирующие финансирование системы здравоохранения (обновленное законодательство о медицинском страховании граждан, законы о бюджете, о тарифах и бюджетах фондов ОМС, соответствующие статьи Налогового кодекса РФ),

— законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности («О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О донорстве крови и ее компонентов», «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и др.),

Окончательное формирование Медицинского кодекса можно ожидать в ближайшие 5–10 лет, когда будут завершены подготовка и принятие основных нормативных актов, составляющих структуру этого документа. Но, несмотря на то, что до принятия кодекса еще весьма далеко, стоит отметить, что за последние шесть лет Государственной Думой РФ принято и вступило в силу 34 федеральных закона, а программу законопроектной работы Думы включены более 50 законопроектов.

В целом все здравоохранительное законодательство в РФ можно разделить на несколько блоков.

Во-первых, это законы, закрепляющие правовые основы жизни граждан. К ним мы относим Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных нарушениях, Трудовой кодекс, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.

Затем следует выделить законы, регламентирующие правовые основы охраны здоровья граждан. И в числе первых из них – Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, закон «Об охране окружающей природной среды» и все те законы, которые мы отнесли к группе надзорных актов будущего Медицинского кодекса. Немаловажную роль играют государственные гарантии в области здравоохранения, которые находят свое воплощение в Постановлениях Правительства РФ «О государственных гарантиях обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью», «О государственной поддержке развития медицинской промышленности», «Об определении групп граждан, имеющих социальные льготы при медицинском обслуживании». Нельзя оставить без внимания блок нормативных актов, касающихся вопросов возмещения вреда здоровью и морального вреда: Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья», Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» и ряд других.

Значительную часть здравоохранительного законодательства составляют законы и подзаконные акты, касающиеся уставов, лицензирования и аккредитации лечебно-профилактических учреждений, требований по их материально-техническому оснащению, финансированию, регламентации трудовых отношений и охране труда, допуску к медицинской и фармацевтической деятельности, организации лекарственной помощи в ЛПУ санитарно-противоэпидемического режима, делопроизводства и многие другие нормативные акты, регламентирующие организацию здравоохранения.

Следует обратить внимание на важнейший блок законодательства о медицинском страховании, защите прав пациентов и медицинских работников.

Одним словом, то, что мы называем здравоохранительным законодательством – это весьма большой массив законов и подзаконных актов, которые находят свое применение (увы, не всегда верное) в ежедневной практике обращения и оказания медицинской помощи, профилактике заболеваний и организации системы здравоохранения. Даже беглый взгляд на проблемы законотворчества и правоприменения в сфере здравоохранения позволяет сделать вывод о том, что и юридическая и медицинская практика убедительно свидетельствуют, что чем выше правовая культура врачей и пациентов, тем безупречнее выполняются профессиональные обязанности медицинского персонала, тем выше качество и эффективность лечебно-диагностической помощи населению, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы и пациентов, и медицинских работников в сфере охраны здоровья. Ведь закон это не столько запрет или ограничение, сколько действенное средство, позволяющее эффективно пользоваться своими правами, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод других граждан.

Практика работы медицинских работников, особенно в последние годы, показывает, что участившиеся конфликты между медиками и их пациентами связаны не только с объективными трудностями и недостатками в работе, снижением сдвинутого на второй план морального уровня, но все с большим незнанием или недооценкой прав граждан в области охраны здоровья, юридических аспектов деятельности врача. Это касается не только молодых врачей, но в еще большей степени врачей со стажем, окончивших вуз в те годы, когда законодательство о здравоохранении было весьма скудным, когда профессия медицинского работника не была объектом повседневного юридического контроля, когда защита прав пациента не имела законодательной основы и иски по возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда к врачам были единичными.

Характеризуя общую картину историко-правового исследования регламентации медицинской деятельности в России можно отметить достаточно сильную роль государства в вопросах регламентации медицины и, что самое главное, развитие правового обеспечения оказания медицинской помощи. Обобщая исторические данные, мы видим полную и объективную картину устойчивого развития и нарастания тенденций централизованного государственного управления в области здравоохранения от первых шагов – создания Аптекарского приказа в XVI веке и расцвета российской государственности времен Петра I до наших дней. Также нельзя забывать и об основных этапах правового обеспечения системы здравоохранения: от Русской Правды, Воинского и Морского Уставов, до профильных нормативных актов типа Врачебного Устава к многотысячной системе законов и подзаконных актов современной России – таков путь развития российского здравоохранительного законодательства.

[1] Сергеев Ю. Д., Ерофеев С. В. Неблагоприятный исход оказания медицинской помощи. М., 2001. С. 10

[2] Собр. законодательства РФ. 2000. 20 марта. № 12. Ст. 1260.

[3] Разумовский В. Н. Медицинское дело в царствование первых Государей Дома Романовых. Саратов, 1913.
С. 15.

[4] Положение о Народном комиссариате здравоохранения от 18 июля 1918 г.// Собр. узаконений и распоряжений РКП. 1918. № 52. Ст. 590.

[5] Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения СССР: Постановление Совета Министров СССР от 17 июля 1968 г. № 548// СП СССР. 1968. № 14. Ст. 91

[6] Сальников В. П., Стеценко С. Г. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период// Журнал рос. права. 2002. №1. С. 153

[7] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

[8] Собр. законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

[9] Собр. законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3006.

[10] Собр. законодательства РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.

[11] Собр. законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

[12] Собр. законодательства РФ. 1995. № 14. Ст.1212.

[13] Собр. законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 150.

[14] Парягина О. А. Некоторые тенденции и проблемы развития российского законодательства о здравоохранении// Сибирский юридический вестник. 2000. № 3.
С. 44

[15] Медицинская газета. 1997. № 90.

[16] Собр. законодательства РФ. 2000. № 37. Ст. 3734.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Еще по теме:

  • Статья 151 135 фз Статья 151 135 фз Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • Земельный участок в белгороде купить Купить земельный участок в Белгороде Вчера 15:30 | Купить земельный участок большой площади в Белгороде переулок Томаровский 1-й, дом 20 Продаётся участок ИЖС в м-не Юго-Западный. Все […]
  • Как учитываются материалы в пути Бухгалтерский учет товаров в пути Если партнеры (продавец, покупатель) расположены далеко друг от друга (разные города, страны), на транспортировку уходит несколько дней. Но продавец […]
  • Уголовный кодекс фбр самп samp-RP-vodniki Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » samp-RP-vodniki » Новый форум » [FBI] - Уголовный кодекс штата San Andreas [FBI] - Уголовный […]
  • Судебный пристав никольск пензенской области Никольский районный отдел судебных приставов Контактная информация данного отдела ФССП: Старший судебный пристав: Демина Наталья Николаевна Телефон: 8 (84165) 4-12-83 Адрес: 442683, […]
  • Статьи ук рф подпадающие под амнистию Амнистия в 2015 году: кто выйдет на свободу раньше срока Амнистия к 70-летию Победы: какие статьи попадают в 2015 году размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта […]