Законодательство о регистрации прав на недвижимость и сделки

Оглавление:

Раздел 2. Рынок недвижимости в системе рынков

Глава 5. Государственное регулирование рынка недвижимости

5.3. Процедура государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней

Закон о государственной регистрации детально регламентирует и устанавливает порядок регистрации, последовательно определяя ее стадии (рис. 5.2).

Отношения по регистрации прав на объекты недвижимости регулируются только актами федерального законодательства.

Государственную регистрацию прав на объекты недвижимости осуществляет ГУ ФРС[84] по месту нахождения объекта недвижимости.

Поскольку право собственности возникает не с момента заключения соглашения, а с момента государственной регистрации сделок, то проверяться должен именно переход права на объект недвижимости.

Рис. 5.2. Стадии регистрации объектов недвижимости

Регистрационная процедура начинается с приема регистратором от заявителя пакета документов и после уплаты государственной пошлины. Помимо этого, к каждому типу сделки необходимо приложить свой комплект документов, соответствующий сделке, и опись, заверенную подписью заявителя.

При поступлении в ФРС заявлений и документов на государственную регистрацию перехода права на один из объектов недвижимости, находящийся в другом регистрационном округе, ФРС направляет сообщение об этом в учреждение юстиции по регистрации прав, на территории регистрационного округа которого расположен объект сделки, и запрашивает у поименованного выше учреждения юстиции сведения о зарегистрированном праве на соответствующий объект недвижимости, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, а также о наличии правопритязаний на данный объект недвижимости. Срок ответа на запрос составляет 5 дней.

Сроки рассмотрения, приостановки и прекращения заявки по закону – 30 дней.

Приказом по Министерству юстиции предусматривается возможность ускоренной регистрации – путем трехступенчатой системы ходатайств: сокращения срока до 10 календарных дней, до недели и менее недели. На величине пошлины сокращение срока не сказывается. Но при этом необходимо документальное подтверждение необходимости ускорить рассмотрение. Например, если ускоренная регистрация прав на жилье необходима для того, чтобы прописать детей до начала учебного года, или в том случае, если человек куда-то уезжает.

Если при проведении юридической экспертизы возникают замечания, которые можно и нужно устранить, заявителю предоставляется право в месячный срок (по письменному заявлению – в срок до 3 месяцев) привести комплект документов в соответствие с требованиями. При этом государственная регистрация прав приостанавливается на месяц, например при недостатке документов. Если в течение месяца документы не будут представлены, регистрация останавливается. В дальнейшем всю процедуру придется начинать сначала (в том числе и уплату пошлины). Регистрация приостанавливается и на основании заявления правообладателя, но не более чем на три месяца. Подача такого заявления прерывает течение срока, указанного выше. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый срок.

Не являются основанием для отказа в государственной регистрации отсутствие или незаконченность работ по кадастровому учету земельного участка или наличие судебного спора о границах участка. Не допускается при регистрации незаконченность работ по учету зданий, сооружений и их отдельных частей.

При отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней по окончании срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа, а копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов. Отказ в регистрации прав может быть обжалован в суде.

Если при регистрации прав допущена техническая ошибка, ее исправляют только при отсутствии оснований полагать, что исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи. В противном случае исправление ошибки производится по решению суда.

Технические ошибки в записях исправляют в трехдневный срок по решению регистратора прав после их обнаружения или получения от любого лица в письменной форме заявления об ошибке. Участники отношений при регистрации в такой же срок в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки.

После признания поданных документов соответствующими установленным требованиям регистратор вносит необходимые записи в ЕГРП. С этого момента право (обременение права) – возникновение, переход или прекращение такового – и/или сделка считаются зарегистрированными.

В установленный законом срок при соблюдении всех условий регистрации заявителю возвращают документы, отправленные на регистрацию (за исключением экземпляров, оставленных в архиве ФРС) и выдают свидетельство о государственной регистрации объекта недвижимости.

Оформление и выдачу повторного свидетельства производят только при наличии по объекту недвижимости соответствующей записи о зарегистрированном праве. В повторное свидетельство вносят сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав, имеющиеся в деле правоустанавливающих документов на дату выдачи повторного свидетельства (дату заполнения свидетельства и его подписания регистратором прав).

В случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимости записи о вновь образованных объектах вносят в новые разделы ЕГРП и открывают новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах ЕГРП и новых делах правоустанавливающих документов делают ссылки на разделы и дела, относящиеся к ранее существовавшим объектам недвижимости.

[84] Регистрацией недвижимого имущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области занимается Главное управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ГУ ФРС).

Новый закон о регистрации: пять причин успеть оформить недвижимость до нового года

Юрисконсульт отдела правового обеспечения сделок с недвижимостью
ООО «Интерцессия»

специально для ГАРАНТ.РУ

В июле 2015 года на смену действующему Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был принят новый закон, который с 1 января 2017 года (за некоторыми исключениями) будет регулировать все процедуры регистрации недвижимости. Оправдают ли новые правила ожидания правообладателей, пока непонятно. Рассмотрим основные нововведения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

Один за двоих

В рамках нововведений будет создан единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит в себе все сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и в едином государственном реестре прав (ЕГРП) (ст. 7 Закона № 218-ФЗ).

Необходимость создания единой базы данных назревала давно. Слишком уж часто сведения, содержащиеся в ГКН и ЕГРП, имеют расхождения (к примеру, в отношении кадастрового номера, адреса объекта, площади, сведениях о границах земельного участка). Такие несоответствия могут повлечь весьма неприятные последствия для правообладателей, например, в результате недобросовестных и ошибочных действий по внесению записи в ЕГРП о правах третьих лиц на объект недвижимости. Чтобы после вступления в силу новых правил регистрации не возникло проблем с точностью данных в ЕГРН, лучше уже сейчас предпринять меры по выявлению и устранению расхождений в реестрах.

Росреестр заменит кадастровую палату

Полномочия по регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровый учет с нового года будет осуществлять Росреестр вместо подведомственной ему кадастровой палаты. Как следствие – на первых порах велика вероятность увеличения сроков регистрационных действий, поэтому будущим собственникам лучше осуществить регистрационные действия до нового года, а нынешним правообладателям – внести все необходимые изменения в реестр (например, регистрация ранее возникшего права) (ст. 3 Закона № 218-ФЗ).

Без учредительных документов

Отменен обязательный порядок предоставления учредительных документов юридическим лицом, обратившимся за осуществлением кадастрового учета и регистрацией права на объект недвижимости (ст. 18 Закона № 218-ФЗ). Возможные последствия для новых собственников – технические ошибки в данных юридического лица при регистрации прав на недвижимое имущество и как следствие, потеря времени в связи с подачей заявления об исправлении технической ошибки в данных юридического лица либо в случае, если правообладатель не обратит внимание на допущенные ошибки, они могут быть выявлены при последующей сделке.

Со штампом, но без свидетельства

С введением нового закона перестанут выдавать привычные бумажные свидетельства о государственной регистрации права собственности (ст. 28 Закона № 218-ФЗ). Заменой станет документ, выражающий содержание сделки, со штампом и регистрационной удостоверительной надписью Росреестра. Подтвердить право собственности можно будет и выпиской из ЕГРП, но для ее получения необходимо будет дополнительное время, а следовательно, тем собственникам, которые хотят иметь на руках бумажный документ, подтверждающий их права, лучше поторопиться с его получением.

Разграничение государственной собственности на земельные участки

Новым законом предусмотрено автоматическое внесение в ЕГРН записи о том, что земельный участок образован из государственных земель (ст. 41 Закона № 218-ФЗ). Ранее это было возможно лишь при подаче заявления в ГКН о кадастровом учете и последующей регистрации прав на этот участок в Росреестре. Но это скорее минус, чем плюс для правообладателей. Автоматическое внесение может привести к злоупотреблению при совершении сделок с новыми образованными земельными участками и нанести ущерб их законным владельцам, так как существует временной пробел, не урегулированный законодательством, между постановкой на кадастровый учет и последующей регистрацией права на него.

В качестве рекомендации – проводить юридическую проверку полномочий и компетенции того публичного органа, который распоряжается соответствующими земельными участками.

Основные проблемы практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним :По материалам Южного федерального округа тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.03, кандидат юридических наук Галунов, Петр Борисович

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Галунов, Петр Борисович

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

§ 1 История развития системы регистрации прав на недвижимое имущество в России

§2.Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок, принципы и цели ее осуществления.

§3 Правой институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

§4. Статус и функции органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

ГЛАВА 2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И СДЕЛОК С ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

§1. Государственная регистрация прав и сделок с земельными участками

§2. Особенности государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом нежилого назначения

§3. государственная регистрация прав и сделок с жилыми помещениями

§4. Особенности государственной регистрации прав и сделок с предприятиями, как имущественными комплексами

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Основные проблемы практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним :По материалам Южного федерального округа»

Актуальность темы исследования, раскрывающей проблематику правоприменительной практики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на примере деятельности органов государственной регистрации, осуществляющих свою деятельность на территории отдельно взятого региона, обусловлена следующим.

События последнего десятилетия затронули фундаментальные, базовые пласты организации российского общества и государства. Болезненный процесс смены экономической формации сопровождался появлением новых форм собственности на средства производства и новых производственных отношений. Следствием развития экономического и социального прогресса стала экономическая свобода , которую невозможно было уложить в устаревшие правовые рамки. Предметами товарно-денежного оборота стали выступать не только товары личного потребления, но и средства производства, недвижимость, предприятия, а также природные ресурсы1.

В связи с этим на первый план вышла проблема нарушения баланса между государственным регулированием и рыночными методами хозяйствования. Опыт перехода к рыночной экономике показал, что он повсюду сопровождался активизацией теневой экономики, формируя дополнительные проблемы для российской государственности. Государство было неоправданно отодвинуто на задний план и целостная система эффективного управления социально-экономическими процессами, включающими как рынок,

1 Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики) / Академия социальных наук. 2000. С. 3. так и государственное регулирование не получила своего развития2.

Период экономической нестабильности развития нашего общества свидетельствовал о потребности более активного вмешательства государства в деятельность участников рынка недвижимости, определения адекватных форм и методов регулирования отношений. Суть усиления роли государства на данном этапе сводилась к нахождению баланса государственного регулирования и рыночных методов хозяйствования.

Рынок недвижимости в годы советской власти существовал в редуцированном виде и в настоящее время только формируется. Это влечет за собой новые отношения и, соответственно, новые проблемы. Потребность кардинальных изменений в регулировании отношений по поводу недвижимости обозначила перед законодателем и юридической наукой задачу решения ранее не актуальных проблем, среди которых — проблема введения, правовой регламентации и правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день эта проблема частично решена в плане введения института государственной регистрации и его правовой регламентации. Так, 31 января 1998 года во исполнение ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»3, который послужил правовой основой для дальнейшей разработки соответствующих нормативно-правовых актов. Этот закон можно считать важной

Колесов Ю.И., Галунов П.Б. Органы и учреждения юстиции РФ./ Серия « Учебники, учебные пособия ». — Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. С.253.

Российская газета. 1997. 30 июля.№ 145. вехой на пути формирования в России цивилизованного рынка недвижимости, поскольку именно названный нормативный акт послужил основой для реформирования рынка недвижимого имущества, сделав его более прозрачным и во многом недоступным для мошенничества в сфере оборота недвижимого имущества .

Правовое пространство в рассматриваемой области было достаточно расширено постановлениями Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним », «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об утверждении Примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»4, «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» и другие правовые акты.

Однако анализ существующего законодательства по регистрации показывает, что данный правовой институт не свободен от недостатков: целый ряд принципиальных вопросов на сегодня требует своевременного урегулирования. Многие положения законодательства о регистрации вызывают дискуссии и споры в теоретическом аспекте, а также неоднозначно оцениваются судебной практикой.

Все, сказанное выше, позволяет сделать вывод об актуальности исследования практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что и предопределило выбор автором названной темы исследования.

4 Российская газета. 1998.18 марта. № 52.

Ограничение поля исследования рамками отдельного региона, также не случайно, поскольку автор настоящей работы является Председателем Совета главных государственных регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним Южного федерального округа и на практике знаком с проблемами правоприменительной практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в учреждениях юстиции, осуществляющих свою деятельность на территории округа.

Степень научной разработанности темы. Исследование и анализ проблем правоприменительной практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в последнее время все в большей степени привлекает внимание ученых.

В разработку теоретического и практического исследования проблем государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации существенный вклад внесли Т.Е.Абова, М.И.Брагинский, В.В.Витрянский,

A.Л.Маковский, М.Г.Масевич, К.И.Скловский, В.Ф.Яковлев и другие.

Целый ряд работ, посвященных анализу проблем построения модели и функционирования системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в России посвятили такие ученые, как О.М. Козырь , JI.A. Новоселова, Т.Н. Нешатаева,

B.JI. Слесарев, Ю.Г. Жариков , М.Г. Пискунова, В.В. Огородников.

Вопросы правового обеспечения регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним разрабатывались такими авторами, как П.В. Крашенинников , А. Бегичев, И.Т. Балабанов, В.А. Горемыкин , Э.Р. Бугулов, С.П. Гришаев, Н.А. Сыроедов , A.M. Эрделевский, И.А. Южанов, В.М. Хисанов , В.П. Ярошенко.

Однако, никогда ранее, в литературе, посвященной данной проблематики, не делалось попыток анализа правоприменительной практики государственной регистрации на примере деятельности органов, призванных такую регистрацию осуществлять. Поэтому автором и была предпринята попытка осуществить комплексное, фундаментальное исследование по данной проблеме.

Целью исследования, в контексте вышесказанного, является обобщенный анализ практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, основанный на опыте деятельности учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Южного федерального округа.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

• рассмотреть историко-правовой аспект становления и развития системы регистрации прав на недвижимое имущество в России;

• проанализировать порядок, принципы и цели осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на современном этапе;

• определить статус и функции органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

• исследовать понятийный аппарат, который используется в действующем законодательстве в целях урегулирования регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

• рассмотреть особенности правового регулирования государственной регистрации прав и сделок с отдельными видами недвижимого имущества;

• выявить и рассмотреть проблемы правоприменительной практики в сфере государственной регистрации прав и сделок с отдельными видами недвижимого имущества;

• проанализировать федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие оборот недвижимого имущества, а также порядок государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом;

• определить потенциальные возможности и основные направления совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Объектом исследования являются правоотношения , возникающие в ходе правового регулированием государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В качестве предмета исследования выступает анализ практики реализации норм права, регулирующих проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Методологическую основу исследования составил диалектический подход к исследованию правовых процессов и явлений, конкретизированный в рамках отечественной науки в принципах системности, детерминизма, развития и деятельности.

В диссертации применен ряд общенаучных, частнонаучных и специальных методов познания — системный, комплексный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системно-правовой, нормативно-логический, метод восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Работа строится на анализе теоретического и эмпирического материала с последующим обобщением в области правоприменительной практики.

Теоретической базой диссертационного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области истории государства, философии права, теории права и государства, конституционного , гражданского, административного, международного права.

Среди зарубежных исследователей, чьи труды были использованы автором в процессе исследования, отдельно следует назвать работу Джека Харви « Характеристика рынка недвижимости »5.

Источниковедческой базой диссертационного исследования выступают: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, региональные нормативно — правовые акты, обзоры судебной практики, материалы конференций и семинаров.

Научная новизна диссертации обусловливается самой постановкой темы исследования, а также комплексным подходом к её раскрытию. Комплексный подход к анализу действующего законодательства о регистрации включает в себя обобщение судебно-арбитражной практики в отношении сделок с отдельными видами недвижимого имущества, опыта проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также — формулирование выводов о тенденциях дальнейшего развития правого регулирования отношений в данной сфере.

Практическая значимость проведенного исследования

5 J. Harvey «Urban land economics», -L. -1996, -chap. 186. состоит в том, что особенности правового регулирования государственной регистрации раскрыты в настоящей работе с использованием многолетнего опыта деятельности учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Южного федерального округа.

В связи с изложенным, основные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации рассмотрены через призму практической деятельности органов, призванных эту регистрацию осуществлять.

При рассмотрении коллизионной проблематики государственной регистрации в работе широко используется судебная практика, накопленная в ходе деятельности Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ростовской области.

Помимо правовых аспектов деятельности Учреждения юстиции в исследовании делается попытка осмыслить статус органов государственной регистрации, определить их место в системе органов Министерства юстиции РФ, затрагиваются вопросы независимости, а также социальной защищенности государственных регистраторов и иных работников Учреждений юстиции.6

Положения, выносимы на защиту.

Автор настоящей работы сформулировал и выносит на защиту следующие положения:

1. На основании анализа правоприменительной практики органов государственной регистрации прав на

6 Колесов Ю.И., Галунов П.Б. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. — Ростов-н/Д.: Экспертное бюро, 2001.С.4-14. недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляющих свою деятельность на территории Южного федерального округа, сделан аргументированный вывод об отсутствии единообразия государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С целью исправления обозначенной ситуации автором предложена законодательная схема, направленная на обеспечение единообразия государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в РФ.

2. Сделан вывод о необходимости отнесения к числу объектов недвижимого имущества наряду с традиционными также и самовольно возведенных строений и сооружений, соответствующих по своим характеристикам основным свойствам недвижимости. Отсутствие такого отнесения делает нелогичным предписание законодателя о сносе самовольных построек — ведь если самовольная постройка не является недвижимостью, то что подлежит сносу — ведь движимые вещи не сносят. Более того, в п. 3 ст. 222 ГК РФ7 речь идет о возможности признания права собственности на самовольную постройку, то разве имеется в виду движимое имущество? Конечно, речь идет о признании права собственности на самовольно возведенное строение, являющееся недвижимым имуществом , но выведенное законодателем в силу не легитимности создания за рамки гражданского оборота.

3. Уточнено определение такого объекта недвижимого имущества, как здание. Выделены основные признаки зданий, позволяющие отличить их от иных объектов недвижимого имущества. К ним относятся:

• невозможность перемещения без несоразмерного ущерба; у

Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. -№ 32. -Ст. 3301.

• законченность с точки зрения возможности использования по целевому назначению;

4. Аргументирован вывод о неопределенности статуса органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проанализировано двойственное положение учреждений юстиции, которые, с одной стороны уполномочены от имени государства осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в этой связи должны обладать определенной независимостью, а с другой стороны на практике подчинены органу власти субъекта РФ в части целого ряда организационных, имущественных , а также кадровых вопросов. Помимо обозначенного вывода автором также разработана законодательная схема, направленная на устранение обозначенной неопределенности статуса органов государственной регистрации.

5. Сделан вывод об отсутствии обязательности государственной регистрации сделки купли-продажи земельного участка. Вывод сделан на основе анализа содержания ст. 131 и 164 ГК и отдельных статей ч. II ГК РФ, а также подтвержден судебной практикой. Статья 131 ГК, на которую делается ссылка в ст. 164, не предусматривает случаи регистрации сделок с недвижимым имуществом, а определяет лишь права, подлежащие государственной регистрации. Закон о регистрации прав также не устанавливает, в каких случаях сделки подлежат регистрации. Во второй части ГК четко определено, какие договоры необходимо регистрировать. Это означает, что государственная регистрация требуется только для тех сделок с недвижимостью, для которых она прямо предусмотрена законом.

6. Обоснована необходимость обязательной государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, заключенных на неопределенный срок, а также на срок менее года, и в последующем продленных также на срок менее года (с общим сроком не менее года).

Такой вывод сделан на основании того, что срок действия договора аренды, заключенного на неопределенный срок, может превышать один год, в связи с чем, к таким договорам должны предъявляться те же требования, что и к договорам, заключенным на срок не менее года. Необходимость государственной регистрации договоров аренды зданий, сооружений, заключенных на срок менее года, и в последующем продленных также на срок менее года обоснована тем, что продление таких договоров представляет собой лишь изменение одного из их условий (срока) и, если после продления, срок таких договоров составляет не менее года, то они подлежат государственной регистрации, поскольку соглашение о продлении срока действия договора не может рассматриваться как самостоятельный договор.

7. Аргументирована необходимость законодательного закрепления обязательной государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве. При этом доказано, что вступление инвестиционных договоров в силу с момента государственной регистрации в учреждении юстиции позволит не только исключить саму возможность « двойного » финансирования строительства, но и упорядочить расчеты по договорам, так как незаконные схемы финансирования и купля-продажа задним числом будут полностью исключены.

Заключение диссертации по теме «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», Галунов, Петр Борисович

Одним из важнейших условий эффективного управления недвижимостью, не только как физическим объектом владения и пользования, но и как правом на него является принятая в стране система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -это один из существенных элементов реализации особенностей правового режима недвижимости. Она является не самоцелью, а средством, позволяющим ввести оборот недвижимости в цивилизованные рамки, осуществлять его на принципах гласности и публичности. Вместе с тем, она позволяет осуществлять государственное признание прав на недвижимое имущество и служит средством обеспечения государственной охраны этих прав.

В 2003 году исполняется шесть лет закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В настоящий момент можно с уверенностью констатировать тот факт, что система органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации полностью сформирована и функционирует. При этом органы государственной регистрации осуществляют свою деятельность во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Чеченской Республике.

Вместе с тем нельзя не признать тот факт, что правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в нашей стране еще не отлажено должным образом. Проведенный в ходе исследования анализ деятельности учреждений юстиции Южного федерального округа, позволяет сделать вывод об отсутствии единообразия правоприменительной практики проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации.

Подвергнув критическому анализу нормативно-правовую базу государственной регистрации, а также основные принципы формирования системы органов государственной регистрации автор настоящей работы пришел к следующим выводам:

1). Реальный статус Учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не в полной мере соответствует закрепленному в законе и требует корректировки.

Поступательное развитие системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации, по мнению автора, связано с централизацией механизма управления процессами развития названной системы.

2). Правовое положение регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также иных работников учреждений юстиции, не являющихся государственными регистраторами (программистов, работников юридических отделов, архивных служб и т.д.), на сегодняшний день не имеет достаточной нормативной регламентации .

Исправление сложившейся ситуации требует принятия мер не только правового, но и социально-экономического характера.

3). Принцип единства системы и процедуры регистрации, закрепленный в законе « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » в настоящий время не реализован в полной мере. Для решения данной проблемы автор предлагается комплекс мер, направленный на установление единообразия процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на все территории Российской Федерации.

4). Правовой контроль и методическое руководство деятельностью учреждений юстиции, осуществляемый Министерством юстиции Российской Федерации, по мнению автора настоящей работы не достаточно эффективен.

Состояние системы органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на современном этапе требует значительно более действенного методического руководства и правового контроля, осуществление которого, по мнению автора, также должно осуществляться централизовано.

В ходе рассмотрения особенностей правового регулирования государственной регистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества автором настоящей работы была предпринята попытка проведения обобщения практики регистрации. Исследование обозначенной проблематики привело автора к выводам, изложенным в работе, и касающихся следующих вопросов:

• государственная регистрация сделок купли-продажи земельных участков;

• государственная регистрация земельных долей, образованных в результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий;

• государственная регистрация сервитутов ;

• государственная регистрация договоров аренды нежилых помещений;

• государственная регистрация домовладений;

• государственная регистрация квартир, комнат (в коммунальных квартирах);

• государственная регистрация предприятия, как имущественного комплекса.

В ходе исследования перечисленных вопросов автор работы обосновывает необходимости внесения целого комплекса поправок в действующее законодательство, регулирующее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что законодательство о государственной регистрации нельзя рассматривать только как совокупность норм и правил — это мощный инструмент регулирования общественных отношений. Введение института государственной регистрации прав на недвижимое имущество означает серьёзный шаг на пути создания действенных правовых гарантий гражданских прав участников рынка недвижимого имущества . Вместе с тем, отмеченные в исследовании недостатки российского законодательства, активно проявляют себя на практике. Поэтому автор надеется, что эти недостатки будут устранены законодателем в самое ближайшее время.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Галунов, Петр Борисович, 2003 год

1. Учебная, монографическая и справочная литература, материалы конгрессов, конференций и семинаров

2. Абрамов В.А. Сделки и договоры. Комментарии . Разъяснения. -М.:Ось-89, 1999. — 128 с.

3. Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И.Брагинского; исследовательский центр частного права.

4. Российская школа частного права. М.: « Статут », — 1999,- 464с.

5. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, — 1994. — 224 с.

6. Арефа Н.И. Законы гражданские (Свод Законов Т.Х, 4.1), по офиц. изд. 1900 г.

7. Багатых Е.А. Гражданское и торговое право. 4.1. М.:Инфра-М.,- 1996.- 191 с.

8. Балабанов И.Т. Операции с недвижимостью в России. М.: Финансы и статистика, — 1966. — 189 с.

9. Брагинский М.И. Комментарий к ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». -М., 1998.-С.21.

10. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М.:1. Статут, 2000,- 682 с.

11. Брауде И.Л. Право на строение и сделки по строениям по советскому праву. 2-е изд-е. М.: Госюриздат , — 1954. — 144 с.

12. Витрянский В.В. Договор аренды и его отдельные виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. -М.: Статут, -1999. -299 с.11 . Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, — 1999. — 284 с.

13. Вишневский А.А. Залоговое право. Учебное и практическое пособие. -М.: Изд-во БЕК, -1995. -192 с.

14. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. -Ростов-н/Д., -1995. -680 с.

15. Выбор пути: дискуссии на полях Земельного кодекса России /Под. ред. И.Ф. Суслова (рук.), В.В. Бакушева , М.А. Коробейникова, И.Д. Мацкуляка. -М.: Флинта: Наука, -1998. -344с.

16. Германское право. Ч. I. /Под ред. проф. В.В. Залесского. -М., -1996. -342 с.

17. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Недвижимость: регистрация прав и сделок , ипотечное кредитование. В схемах. Издание 2. -М.: Информационно-издательский дом « Филинъ », -1999. -144 с.

18. Городская собственность /авт. колл. под ред. Бобрышева Д.Н., Росляка Ю.В., Мэрия Москвы и др. -М., -1998. -96 с.

19. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова/Огв. ред. A.JI. Маковский; Исследовательский центр частного права. -М: Международный центр финансово-экономического развития, -1998. -480 с.

20. Гражданское право /Отв.ред.Суханов В.А. М.:БЕК,1999.

21. Гражданское право России. Часть II: курс лекций / Под ред. Брагинского М.И., Клейна Н.И. М.: БЕК, 1997.

22. Гражданское право. Часть 1. Учебник /Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева . -М.: ТЕИС, -1996. -552 с.Ф

23. Гражданское право. Часть 2. Учебник /Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева . -М.: ПРОСПЕКТ, -1997. -784 с.

24. Гражданское уложение . Книга третья. Вотчинное право (проект). -СПб.,-1902.-104 с.

25. Гражданское уложение: проект высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения . С-Пб., 1905. С.7.

26. Гребенников В.В. Правовые основы и перспективы существования % частной собственности в России. -М., -1995. -262 с.

27. Дождев Д.В. Римское частное право. -М.: Норма-Инфра-М, -1996. -432с.

28. Доклад о введении ипотеки (Вотчинный устав): Заседание 10 января 1911 г.-СПб.,-1911.-232 с.

29. Жариков Ю.Г., Масевич М.Г. Недвижимое имущество : правовое регулирование: Научно-практическое пособие /Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. -М.: БЕК,-1997.-252 с.

30. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Норма-Инфра-М, -1999. -672 с.

31. Жилищные права граждан : Закон « Об основах федеральной жилищной политики ». Постатейный комментарий /Е.С Гетман, Б.М. Гонгало , С.М Корнев и др.; Общая редакция П.В. Крашенинникова . -М.: Международный центр финансово-экономического развития, -1997.-255с.

32. ЗЗ.Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному Закону Российской Федерации «Об ипотеке ». -М.: Изд-во Приор, -1998. -418с.

33. Законодательство о недвижимости /Составитель Скворцов О.Ю. -М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», -1998. -472 с.

34. Иоффе О.С. Правоотношение по гражданскому праву. -JL: Изд-во Ленинградского университета им. А. А. Жданова , -1949. -144 с.

35. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т. 1. -Л., -1958. -180 с.

36. Калачева С.А. Операции с недвижимостью. -М.: Приор, -1997. -176с.

37. Козлова Е.Б. Переход прав на объекты недвижимости. Учебное пособие. -Владивосток: Изд-во ДВГУ , -1998. -53 с.

38. Козырь О М. Аренда (комментарии ко второй части ГК РФ). -М.: Международный центр финансово-экономического развития, -1996. -576 с.

39. Колесов Ю.И., Галунов П.Б. Органы и учреждения юстиции РФ./ Серия « Учебники, учебные пособия ». Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. -608 с.

40. Колесов Ю.И., Галунов П.Б. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ростов-н/Д.: Экспертное бюро, 2001.-224 с.

41. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Рук-ль авт. колл. и отв. Ред. д-р юрид . наук, проф. О.Н. Садиков. -М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, изд-я группа ИНФРА-М-НОРМА, -1996. -800 с.

42. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть 1. Отв. ред. О.Н. Садиков . -М: ЮРИНФОРМЦЕНТР, -1995. -448с.

43. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате . -М.: Спарк, -1996. -390 с.

44. Комментарий к Федеральному закону « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » / Буров B.C., Грачев И. Д., Емельянов М.В. и др. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, -1999. -523с.

45. Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 1. / Отв. Ред. В.Ф. Яковлев. -М.: Юрид. лит., -1994. -187 с.

46. Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 2. /Отв. Ред. В.Ф. Яковлев. -М.: Юрид. лит., -1995. -262 с.

47. Крашенинников П.В. Российское жилищное законодательство. Учебное и практическое пособие. С приложением основных законодательных актов. -М.: НОРМА, -1996. -273 с.

48. Крашенинников П.В. Сделки с жилыми помещениями (комментарий гражданского и жилищного законодательства и практика его применения). -М.: Статут, -1998. -169 с.

49. Маслов Н.В. Жилая недвижимость: вопросы и ответы. -М. -1998. -144с.

50. Матгеи , Уго, Суханов Е.А. Основные положения о собственности. /Московский общественно-научный фонд. -М.: Юристъ , -1999. -383с.

51. Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2-х ч.: По исправленному и дополненному 8-му изд. 1902 г. -М., -1997. -342 с.

52. Морандьер Л.Ж. Гражданское право Франции: Книга 1. -М., -1961. -315с.

53. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР . Под ред. Е.А Флейшиц. -М.: Юрид. Лит., -1966. -640 с.

54. Нетревожко Т.А. Квартира: покупка, продажа, обмен.: Руководство по операциям с недвижимостью: 200 практических советов. -М.: Книжный мир, -1998. -319 с.

55. Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под ред. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., Стереотип. -М. -1983. -816с.

56. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1997.

57. Оптимизация арендных отношений в системе управления недвижимостью: нижегородская модель / Антюганов С.А., Аратский Д.Б., Козерадский А.А., Мальцев В.А. Волго-Вятская академия государственной службы и др. Н-. Новгород: Издательство ВВАГС, -1997.-94 с.

58. Особенности приватизации и управления собственностью в Москве /Комитет по управлению имуществом Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации. -М.: Интеграф Сервис,-1997.-159 с.

59. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. -М.: Статут,-1998.-353 с.

60. Полениа С.В. Законотворчество в Российской Федерации. -М.: Институт государства и права РАН , -1996. -146 с.

61. Развитие русского права во второй половине XIX начале XX века. -М.: Наука,-1997.-368с.

62. Скворцов О. Ю. Защита права собственности и судебно-арбтиражная практика. -М.: «Юридический бюллетень предпринимателя». -1997. -172 с.

63. Скворцов О. Ю. Регистрация сделок с недвижимостью: правовое регулирование и судебно-арбитражная практика. -М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», -1998. -206 с.

64. Смирнов В.В., Лукина З.П. Аренда недвижимости (зданий, сооружений, нежилых помещений). -М.: Изд. Ось-89, -1998. 304 с. с включением статей по продолжениям 1906 и 1908 гг., а также позднейшими узаконениями — С-Пб., 1910. — 1632 с.

65. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание третье, дополненное и переработанное. -М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР , -1995. -365 с.

66. Толстой B.C. Исполнение обязательств. -М., « Юридическая литература »,-1979.-207 с.

67. Трубников П.Я. Судебное разбирательство гражданских дел отдельных категорий. Пособие. -М: Былина, -1996. -240 с.

68. Французско-Российский конгресс юридических профессий по теме: право недвижимости: Заметки и документация: Репр.: Перевод с французского /Париж. Университет Сен-Мор. Юридический факультет. -Париж, -1998. -262 с.

69. Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. -М.: Юрайт , -1999. -143 с.

70. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. проф. В.Г Стрекозова . -М.: Дабахов, Ткачев, Димов, -1995. -384 с.

71. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). -М., Спарк, 1995. -556 с.

72. Щенникова JI.B. Вещные права в гражданском праве России. -М.: БЕК, -1996.-200 с.

73. Эрделевский А.М. Комментарий к Федеральному закону « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ». -М.: БЕК, -1999. -211с.

74. Эрделевский A.M. Финансовые услуги, вексель, недвижимость: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. -М.: Изд-во БЕК, 1999.-312с.

75. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). -М: РИД ИСПИ РАН, -2000. -224 с.

76. Материалы XIV международного конгресса регистраторов прав в городе Москве. Издательство Московской областной регистрационной палаты. М. 2003 г. 31 с.1. Зарубежные источники

77. Baur F. Lehrbuch des Sachenrechts, Muenchen, -1992, -s. 139.

78. Interpretation Act 1978 The Public General Acts and Church.

79. Assembly Measures of 1978. L., -1979, -chap. 30.

80. J. Harvey «Urban land economics», -L. -1996, -chap. 186.1. Статьи

81. Александров А. А. Особенности правового режима недвижимости в гражданском праве России //Вестник московского университета. Сер. Право. -1996. -№ 6. -С. 98-105.

82. Багров С.Е. Актуальные вопросы развития рынка недвижимости и приватизации в России //Правовое регулирование рынка недвижимости.-1999.-№ 1.-С. 12-13.

83. Бегичев А. Обеспечение правомерности и законности сделок снедвижимостью.//Российская юстиция. -1999. -№ 4. -С. 31-32.

84. Бех О.В. Отдельные вопросы применения закона РФ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » с судебной практике /ЛОрист. -1999. -№ 8. -С.36-38.

85. Битенбаев М. О правовом значении государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом //Правовой консультант. -1998. -№ 2. -С. 27-29.

86. Болтанова Е.С. Понятие и правовой режим недвижимости //Журнал российского права. -1999. -№ 5/6. -С. 81-88.

87. Брагинский М.И. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним //Право и экономика. -1997. -№ 19-20. -С.37^7.

88. Булеков М. Договор аренды зданий и сооружений. // Финансовая Россия. 1997. — №18.

89. Бюллетень Верховного Суда РФ. М., 2000. — №8.

90. Валя вина Е.Ю. Деприватизация жилищного фонда: Юридическая практика// Информационный бюллетень Центра права Специального юридического факультета СПбГУ №1(8) 1997. -СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета. -1997. -С. 72-83.

91. Весник ВАС РФ. М., 1996. №9.

92. Витрянский В.В. Договор продажи недвижимости //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. -1999. -№ 7. -С. 60-70; -№ 8. -С. 104-115; -№9. -С. 76-83; -№ И. -С. 85-95.

93. Галунов П.Б. Особенности государственной регистрации прав и сделок с предприятиями как имущественными комплексами // Законодательство. -2003. № 3. С.16-19.

94. Гришаев С.П. Правовое регулирование недвижимости //Государство и право. -1999. -№ 3. -С. 38-43.

95. Гумаров И. Некоторые особенности правового положения объекта незавершенного строительства //Хозяйство и право. -1998. -№ 10. -С. 32-39.

96. Добролюбов С. Оценка риска признания сделки с недвижимостью недейств ительной//Риэлтер. -1996. -№ 4. -С. 15-22.

97. Завьялов А., Коновалов В. Государственная регистрация прав на недвижимость //Российская юстиция . -1998. -№ 6. -С. 15-17.

98. Исрафилов И. Форма сделок по приватизации //Российская юстиция,-1995.-№ И.-С. 30-37.

99. Киндеева Е.А. Сделки с недвижимостью оформление без нотариуса : государственная регистрация, образцы документов. -М.: Юрайт, 2000. — С. 14.

100. Кичихин А., Щербакова Н. Частное жилье собственность и сделки //Закон. -1996. -№ 8. -С. 38-49.

101. Карамышева О.В., Герасимова E.JI. Некоторые правовые аспекты создания и ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации в условиях рынка //Государство и право. -1998. -№ З.-С. 28-37.

102. Качановский Ю. Римское право в XXI веке // Юрист . -1999. -№11.-С. 62-70

103. Киидеева Е. Прохождение регистрации зависит от полноты и качества документов //Риэлтер. -1998. -№ 3. -С. 9; -№ 4. -С. 24-29.

104. Козырь О.М. Актуальные вопросы регистрации недвижимости в Российской Федерации //Юридический мир. -1997. -№ 9. -С.46-49. Там же. -№ 10.-С.53-65.

105. Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России /Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, -1998. -С. 271-296.

106. Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года № 1177 //Российская газета. -1996. -16 октября.

107. Крашенинников П.В. Нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью //Дело и право. -1996. -№ 5. -С. 47-48.

108. Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ». М.:Спарк, 2001. — С.43-51.

109. Крылов С. Регистрация прав на недвижимость: понятие и проблемы//Российская юстиция. -1997. -№ 10. -С.31-33.

110. Кузнецов А.В. Немецкий опыт регистрации прав на земельные участки и возможность его использования в России //Государство и право. -1996. -№ 12. -С. 117-126.

111. Кузнецов А.В. Сравнительно-правовой анализ российской и германской системы государственной регистрации прав на недвижимость //Юридический мир. -2000. -№ 1. -С.42-50.

112. Кузнецов А.В. Федеральный закон « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним »: за и против //Государство и право. -1998. -№ 2. -С. 59-65.

113. Курбатов А. Государственная регистрация как обязательное условие действительности сделок залога недвижимости (ипотеки) //Экономика и жизнь «Акди». -1999. -№12. -С. 48-52.

114. Макаров Г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в жилищной сфере //Хозяйство и право. -1998. -№ 3. -С. 109-118.

115. Макаров Г. Правовые способы защиты граждан от посягательств на их права при совершении жилищных сделок //Хозяйство и право. -1997. -№4. -С. 152-162; Там же. -№ 5. -С. 136-155.

116. Матерев JI. Кондоминиум : максимум проблем, минимум внимания /Юридический вестник. -1997. -№ 25. -С. 48-52.

117. Мищенко Г. Федеральный закон « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » и гражданское законодательство //Хозяйство и право. -1999. -№ 10. -С. 37-40.

118. Немчинов Н.К. Частная собственность на квартиры. // Законность . 1994. №4.

119. Никонов П.Н. Кадастр и мировые системы регистрации прав не недвижимое имущество //Проблемы недвижимости. -2000. -№ 4. -С. 40-41.

120. Новоселова JI.A. Сделка уступки права требования и основания ее совершения .// Хозяйство и право № 7.2003.

121. Огородников В.В. Практические аспекты регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним //Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации. -1999. -№ 8. -С.94-96.

122. Основные служебные документы Министерства культуры СССР за П кв.1986. С.32

123. Павлов П. Основные принципы регистрации прав на недвижимое имущество //Российская юстиция. -1995. -№ 5. -С.26-28.

124. Пискунова М.Г. Купля-продажа недвижимости: государственная регистрация//Риэлтер. -1998. -№ 4-5.

125. Пискунова М.Г. Особенности возникновения прав на недвижимость и проблемы государственной регистрации /Правовое регулирование рынка недвижимости. -1999. -№ 1. -С.40-49.

126. Римское частное право / Под ред. Новицкого И.Б., Перетерского И.С.-М., 1996. -С.148-149.

127. Романов О. Государственная регистрация прав не недвижимость и сделок с недвижимым имуществом: некоторые проблемы правоприменения //Хозяйство и право. -1998. -№ 7. -С. 68-73; -№ 8. -С. 46-52.

128. Рукас Н. Понятие недвижимости и особенности правового режима недвижимости в законодательстве Российской Федерации //Правовое регулирование рынка недвижимости. -1999. -№1. -С. 310.

129. Сарьян Е.Р. Особенности государственной регистрации сделок с земельными долями: Бюллетень Министерства юстиции РФ. М., 2000,-№9.- С.43-46.

130. Сауль С. Как приватизировать коммунальную квартиру .//Российская юстиция. 1996. №1.

131. Сидоренко А.Ю. Порядок государственной регистрации договора купли-продажи недвижимого имущества в Московской области //Юрист. -1999. 1. -С. 11-15.

132. Степашин С. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество //Российская юстиция. -1998. -№ 3. -С. 5-6.

133. Степашин С.В. Доклад на Всероссийском совещании-семинаре. //Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сборник № 2. Ответственный редактор Огородников В.В. Минюст РФ. -1998. -С. 90-94.

134. Сусликов В.Н. Правовой статус государственного регистратора прав. / Регистрация прав на недвижимость. Российская академия правосудия . -М., 2001,- С.283-288.

135. Сучкова Н.В. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. //Право и экономика. -1998. -№ 3. -С.21-25.

136. Сыроедов Н.А. регистрация прав на землю и другое недвижимое имущество //Государство и право. -1998. -№ 8. -С. 90-97.

137. Толстой Ю.К. Заметки по жилищному праву. Обмен жилых помещений. // Правоведение . -1994.№4.

138. Ушаков Е. Недвижимость в системе налогообложения //Российский экономический журнал. -1999. -№ 2. -С. 42-49.

139. Федорченко А.В. Рынок недвижимости не должен развиваться стихийно //Юридический мир. -1997. -№ 9. -С. 40-42.

140. Цыбуленко 3. Сделки с недвижимостью и их регистрация //Хозяйство и право. -1998. .-№ 2. -С. 52-62.

141. Чешев А.С., Фесенко И.П. Земельный кадастр. М.Экспертное бюро, 2000. — С.79-82.

142. Шаталин Е.Н. Опыт работы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Нижегородской области //Правовое регулирование рынка недвижимости. -1999. -№1.

143. Эрделевский А. Предприятие как недвижимость: регистрация прав //Законность. -1998. -№ 5. -С. 16-20.

144. Эрделевский А. Регистрация прав на недвижимость //Законность. -1997.-№ 11.-С.20-24.

145. Яковлев В.Ф. Новое в договорном праве. В сб.: Международная научно-практическая конференция «Гражданское законодательство Российской Федерации. М., -1994. -С. 40-43.

146. Яковлева В. Гражданский кодекс Российской Федерации о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. //Кодекс-info, -1997.-№ 14.-С. 23.

147. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики).// Академия социальных наук. 2000. 74с.

148. Диссертационные исследования

149. Дорожинская Е.А. « Правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом ». Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. Кафедра правового обеспечения рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

150. Петров Е.Ю. «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в гражданском обороте недвижимости». Диссертация на соискание ученой степени

151. Ф к.ю.н. Кафедра гражданского права Уральской государственнойюридической академии.

152. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

153. Законы Российской Федерации

154. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голо сованием 12 декабря 1993 года. //Российская газета. -1993. -25 декабря. № 237.

155. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утверждены Верховным Советом Российской Федерации 2 февраля 1993 года № 4462-1 //Российская газета. -1993. -13 м арта. -№ 49.

156. Водный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18 октября 1995 года № 167-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. -№ 47. -Ст. 4471.

157. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. -№ 32. -Ст. 3301.

158. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№ 5. -Ст. 410.

159. Жилищный кодекс РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, (в ред. от 28.03.98г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1983. -№ 26. -Ст. 883.

160. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.

161. Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 22 января 1997 года. //Собрание законодательства Российской Феде-рации.-1997.-№ 5.-Ст. 610.

162. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 21 июля 1998 года № 146-ФЗ //Российская газета. -1998. -6 августа. -№ 148-149.

163. Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» //Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. -1991. -№ 27. -Ст. 927.

164. Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 (в ред. от 01.05.99г.) « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации » //Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. -1991. -№ 28. -Ст. 959.

165. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 21181 (в ред. Федерального закона от 10.02.99г. № 32-Ф3) « Обосновах налоговой системы в Российской Федерации » //Российская газета. -1999.-9 марта.-№45.

166. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 42181 (в ред. 10.02.99г.) « Об основах федеральной жилищной политики » //Российская газета. -1999. -9 марта. -№ 45.

167. Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» //Российская газета. -1994. -15 июня. -№111.

168. Федеральный закон от 11 августа 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации » //Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. -№16. -Ст. 1864.

169. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 15-ФЗ « О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации » //Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№5.-Ст. 411.

170. Федеральный закон от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ « Об основах государственной службы Российской Федерации » // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. -№31.-Ст.2990.

171. Федеральный закон от 26 января 1996 года № 52-ФЗ « О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации » //Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№5.-Ст. 3302.

172. Федеральный закон от 24 мая 1996 года № 72-ФЗ « О товариществах собственников жилья » //Российская газета. -1996. -26 июня. -№119.

173. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество исделок с ним » //Российская газета. -1997. -30 июля. -№ 145.

174. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» //Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. -№ 30. -Ст. 3591.

175. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-Ф3 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. -№ 30. -Ст. 3595.

176. Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ^ ипотеке (залоге недвижимости)» //Российская газета. -1998. -22июля. -№137.

177. Федеральный закон от 21 апреля 1997 года № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации « Об основах федеральной жилищной политики » //Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. -№ 17. -Ст. 1913.

178. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ « О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации » //Российская газета. -1998. -6 августа. -№ 148-149.

179. Федеральный закон от 2 января 2000 года № 28-ФЗ « О государственном земельном кадастре » //Российская газета. -2000. -10 января. -№5

180. Подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации

181. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 « О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России » //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. -1993. -№52. -Ст. 5085.

182. Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. -1993. -№ 50. -Ст. 4868.

183. Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года №1114 «О продаже государственных предприятий-должников»; //Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. -№ 6. -Ст. 592.

184. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 293 « О дополнительный мерах по развитию ипотечного кредитования » //Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№ 10. -Ст. 880. (утратил силу).

185. Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года № 1177 //Российская газета. -1996. -16 октября.

186. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301. «Об утверждении положения « О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации » //Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. -№ 42.-Ст. 4787.

187. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1378 «О мерах по реализации Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » //Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. -№ 45.-Ст. 5195.

188. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» //Российская газета. -1998. -4 марта. -№ 42.

189. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации

190. Закон Волгоградской области от 17.07.2003 г. № 855-ОД « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области ».// Законодательство Волгоградской области. 2003. № 9.

191. Закон Республики Калмыкия от 28.02.2003 г. № 286-II-3 «О земле»//Собрание законодательства Республики Калмыкия. 2003. № 3.

192. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 26.09.2002 г. № 36-P3 «О реестре государственных должностей Карачаево-Черкесской Республики».// Собрание законодательства КЧР . 2002. №11.

193. Закон Республики Калмыкия от 25.04.2003 г. № 319-II-3 « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения ».// Собрание законодательства Республики Калмыкия. 2003. № 4.

194. Указ Президента Республики Адыгея от 16.12.2002 г. № 262 «О реестре государственных должностей Республики Адыгея и государственных должностей государственной службы Республики Адыгея» // Собрание законодательства Республики Адыгея. -2003. -№1.

195. Указ Президента Республики Адыгея от 01.10.1999 г. № 165 «О мерах по переходу к единой системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Республики Адыгея. -1999. -№10.

196. Регистрационной палате Ставропольского края» // Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Ставропольском крае. -1999. Ст. 8.

197. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 02.07.2003 г. № 178 « О порядке оформления прав граждан на земельные доли ».// Собрание законодательства Республики Калмыкия. 2003. № 9.

198. Распоряжение Кабинета министров Республики Адыгея от 10.12.1999 г. № 465-р «О плане поэтапного формирования системы государственной регистрации прав на недвижимое

199. Ф имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства

Еще по теме:

  • Общие положения о наследовании законодательство Глава 84 - Общие положения о наследовании Наследственное право Глава 84 - Общие положения о наследовании Статья 1216. Понятие наследования 1. Наследованием является переход прав и […]
  • Организация юристов название Общественные организации в г. Киев Справочная и контактная информация об известных профессиональных юридических компаниях - общественные организации в г. Киев: адреса, номера телефонов, […]
  • Что за статья 1918 коап рф Статья 15.18 КоАП РФ. Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами Новая редакция Ст. 15.18 КоАП РФ Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг операций, связанных с […]
  • Административное задержание беларусь Процессуально-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь Об Административных ПравонарушенияхСтатья 8.3. Должностные лица, уполномоченные осуществлять административное задержание физического […]
  • Выписка из егрп по россии адреса Контакты Росреестра Москвы Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15 Центральный административный округ: г. […]
  • Исковое заявление на действия адвоката Частная практика Возмещение расходов, связанных с оплатой правовой помощи адвоката или другого специалиста в отрасли права, в гражданском процессе Гражданское процессуальное […]