Закон о защите прав потребителей информация о продавце

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 8 ЗоЗПП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает право потребителя предоставить ему информацию как о самом продавце товара (чаще всего потребитель имеет дело с ним, а не с изготовителем товара, хотя в Законе исполнитель упомянут первым) или исполнителе, так и о том, какие товары или услуги, а также в какое время потребитель может у него приобрести.

Зачастую продавец или исполнитель сообщает тем или иным образом информацию о названии магазина, мастерской, используемом товарном знаке, в том числе словесном, но при этом не указывает наименование организации, осуществляющей деятельность в данном магазине или мастерской или использующей определенный товарный знак, а также далеко не всегда указывается организационно-правовая форма этой организации. Такая информация не может считаться недостоверной, но при этом не является необходимой для установления того, кто является продавцом, исполнителем и т.д.

Для того чтобы обязанность по предоставлению информации о продавце, исполнителе или изготовителе была исполнена надлежащим образом, этим лицам необходимо указать свое название и организационно-правовую форму. Кроме того, следует учитывать, что действующее законодательство в принципе не исключает ситуации, когда будут зарегистрированы два или более юридических лица, имеющие одну и ту же организационно-правовую форму и название. Поэтому во избежание двусмысленных ситуаций стоит указать также и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), присвоенный организации при создании, и/или индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Индивидуальным предпринимателям следует указывать свой статус, а также номер свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и/или ИНН. Также индивидуальным предпринимателям не стоит забывать, что аббревиатура ПБОЮЛ не имеет ничего общего с действующим законодательством и использоваться при указании сведений об индивидуальных предпринимателях не может.

Также продавцы и исполнители обязаны указывать режим своей работы. К этим сведениям относится указание на то, какие дни недели являются рабочими, а какие — выходными, указание на время суток, когда организация начинает работу и когда заканчивает. Если режим работы предприятия имеет какие-то особенности, это также должно указываться. Изготовитель обязан указывать режим своей работы, если сам реализует товары потребителям или если данная информация связана с приемом претензий потребителей в отношении товара.

2. Указание информации о режиме работы заведения продавца или исполнителя чаще всего размещается при входе в эти заведения, поскольку ее размещение в других местах имеет мало смысла в ситуациях, когда заведение закрыто. Информация о самом продавце, исполнителе или изготовителе в течение долгого времени размещалась почти всегда на вывеске, размещаемой возле входа в заведение, что нашло отражение в статье 9 Закона. Однако в последнее время на таких вывесках в основном размещается реклама заведения, которая редко содержит информацию о названии организации, владеющей заведением, и ее организационно-правовой форме. Последняя же информация чаще всего помещается на специальных стендах, на которых размещаются копии свидетельств о внесении в государственный реестр записи о создании юридического лица, о постановке на налоговый учет, копии лицензий на осуществление деятельности, требующей лицензирования, и так далее. Указанные стенды должны находиться в местах заключения договоров с потребителями, чтобы последние имели возможность в любой момент ознакомиться с их содержимым.

Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

Новая редакция СТ 9 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Комментарий к Статье 9 ЗоЗПП РФ

1. В соответствии со ст. 23 и 54 ГК, Закон предусматривает различный состав информации о юридических лицах и гражданах-индивидуальных предпринимателях.

Для изготовителей, исполнителей, продавцов — юридических лиц (в отличие от старой редакции) Закон установил единые требования к составу информации о них. Эта информация должна предоставляться независимо от места торговли и оказания услуг, а также от формы торговли (услуг). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Индивидуальный предприниматель с учетом специфики его деятельности обязан предоставить о себе другую информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.

2. Закон впервые предусмотрел необходимость предоставления информации о наличии лицензии (разрешения) на осуществление соответствующей деятельности: торговлю определенными товарами, оказание определенных услуг и т.п. Согласно ст. 49 ГК, перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом. До принятия закона вопросы лицензирования регулируются постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года N 1418 » О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другими постановлениями по отдельным видам деятельности.

Так, например, при сертификации товаров применяются «Правила выдачи лицензии на проведение работ по обязательной сертификации и применению знака соответствия», утвержденные Постановлением Госстандарта от 26 мая 1994 года N 12.

3. Помимо ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию, установленной ст. 12 Закона, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146/5) установлена административная ответственность работников за продажу товаров на предприятиях торговли, независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или индивидуальным предпринимателям, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Право на информацию – одно из основных прав потребителей. В Законе данному праву посвящено пять статей. Информация, право на получение которой имеет потребитель, включает в себя сведения об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы, о товарах (работах, услугах). Подробные требования к информации об изготовителе (исполнителе, продавце) определены в ст. 9 Закона, о товарах (работах, услугах) – в ст. 10 Закона, о режиме работы продавца (исполнителя) – в ст. 11 Закона. П. 3 ст. 7 Закона возлагает обязанность на изготовителя (исполнителя) информировать потребителей о правилах хранения, транспортировки и утилизации товара (работы, услуги) в целях безопасного использования.

В Законе подробно оговариваются состав, качество предоставляемой информации, момент ее доведения до потребителя, язык, а также лица, обязанные предоставлять соответствующую информацию. Существенные требования выдвигаются Законом к характеру предоставляемой информации: необходимость и достоверность.

Под необходимой информацией следует понимать полные и исчерпывающие сведения, позволяющие потребителю составить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для правильного выбора товаров (работ, услуг).

Само наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации подразумевает обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но она безусловно должна быть доведена до потребителя в наглядной и доступной форме. Сама специфика доведения информации определяется в правилах торговли отдельными видами товаров и правилах оказания различных услуг.

Комментарий к закону о защите прав потребителей. Актуальность текста на 1 октября 2007 года. Авторы: Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Издательство: «ГроссМедиа» 2007г.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Абзац второй утратил силу.

Комментарий к Ст. 10 ЗоЗПП РФ

1. Закон не содержит критериев необходимости в отношении объема информации, подлежащей предоставлению потребителю. В отношении отдельных категорий товаров существуют определенные требования. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872 при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.

Однако даже тогда, когда перечень предоставляемой информации определен в соответствии с Законом, такой перечень не является закрытым, сообщив информацию, указанную в перечне, продавец не может считать себя выполнившим установленную комментируемой статьи 10 ЗоЗПП РФ обязанность, если для правильного выбора необходимо предоставление дополнительной информации. В разных ситуациях одна и та же информация может оказаться необходимой или несущественной.

Очень часто вопросы предоставления информации, необходимой для выбора товара или работы, пересекаются с вопросами соответствия этих товаров или работ требованиям качества. Дело в том, что бывает так, что потребитель, приобретая тот или иной товар, либо заказывая его изготовление, рассчитывает на то, что данный товар будет выполнять определенные функции, либо работать в определенном режиме, либо будет совместим с другими товарами, но после приобретения этого товара выясняется, что ожидания потребителя не оправдались. При этом вовсе не обязательно, чтобы приобретенный товар был товаром ненадлежащего качества, обычно в таких случаях речь идет именно о непредставлении потребителю информации, необходимой для правильного выбора товара.

В качестве примера можно привести ситуацию, связанную с приобретением телевизора: многие модели предполагают наличие функции «картинка в картинке», т.е. передачу на экран одновременно двух программ, при этом одна из программ выводится в виде небольшого изображения в углу экрана. Обычно для поддержания данной функции в корпус телевизора встраивается второй телевизионный тюнер, который и принимает с внешней антенны сигнал второй программы. Однако некоторые производители в целях экономии не устанавливают второй тюнер, но при этом заявляют о поддержании их телевизорами функции «картинка в картинке». В таких случаях требуемый эффект достигается только при наличии дополнительного источника сигнала: отдельного тюнера, проигрывателя компакт-дисков или компьютера. Для многих потребителей такая разница не является существенной, но для существенного количества других — это фактор, влияющий на принятие решения о приобретении конкретной модели телевизора.

Поэтому в подобных случаях можно говорить не о недостатке товара, а о непредставлении необходимой информации. Соответственно, и отношения, возникающие между потребителем и продавцом (исполнителем), будут регулироваться не статьями 18 — 20 Закона, а статьей 12 Закона «О защите прав потребителей».

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.

2. Как уже сказано в комментарии к статье 7 Закона в настоящее время действуют: Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013; Перечень видов драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих сертификации в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372; Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766. Соответственно, информация о подтверждении соответствия товаров российского производства, указанных в данных перечнях, должна в обязательном порядке предоставляться потребителям.

Сведения о составе продуктов питания в последнее время приобретают для многих потребителей существенное значение. Данная информация очень важна в случаях соблюдения диеты при хронических или иных заболеваниях, для корректировки веса, при интенсивных спортивных нагрузках, да и просто для ведения здорового образа жизни, здорового питания. Дело в том, что в последние десятилетия процессы производства продуктов питания претерпели глубокие и многочисленные изменения: многие натуральные компоненты были заменены на полученные искусственным путем, при выращивании многих растений стали применяться яды для борьбы с вредителями, для сохранения определенных качеств товара в течение длительного времени стали применяться химические препараты — консерванты и, наконец, широкое распространение получило применение генно-модифицированных организмов (ГМО). Последствия употребления в пищу ГМО наукой не изучены, никто точно не знает, принесет ли их использование при производстве продуктов питания вред, а если принесет, то какой. Поэтому предоставление информации об использовании ГМО для многих людей является очень важным.

Степень значимости этой проблемы отразилась и на процессе изменения Закона, первоначально в тексте комментируемой статьи содержалось требование о предоставлении информации об использовании ГМО без указания на то, какой процент содержания этих веществ является необходимым для того, чтобы указание информации об этом было обязательным. Такая ситуация приводила к различным толкованиям комментируемой статьи 10, в результате чего появился законопроект о ее изменении в части определения предельной концентрации ГМО, сообщать о котором не обязательно. У этого законопроекта была сложная судьба, но в результате он был принят и в части указания объема ГМО, содержащихся в том или ином продукте, Закон приобрел определенность.

Требование указывать цену в рублях родилось после повального в середине 90-х годов 20-го столетия увлечения продавцами ценами, указанными в долларах США, иных иностранных валютах или в условных единицах. Это позволяло манипулировать курсами валют, формулами и способами конвертации или пересчета цен. В настоящее время все эти вольности под запретом и в этой части Закон обычно соблюдается.

Требование об указании размера кредита, суммы, подлежащей выплате, и графика погашения кредита появилось после начала бума потребительского кредитования, но законодатель при этом не учел, что в большинстве случаев сам продавец не продает товар в кредит, а всего лишь принимает деньги, предоставляемые потребителю банком на основании кредитного договора, в котором продавец никак не участвует. А между тем раскрытие указанной информации важно именно в случае получения кредита в банке, поскольку именно банковские кредитные договоры отличаются повышенным применением специфических терминов, сложных формул и расчетов.

В то же время в связи с возросшим количеством споров, связанных с недостаточным информированием заемщиков при заключении кредитных договоров, совсем недавно был принят Федеральный закон от 8 апреля 2008 N 46-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которым установлено следующее:

«Кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику — физическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику — физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица.

В случае если полная стоимость кредита не может быть определена до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом и до изменения условий кредитного договора, влекущего изменение полной стоимости кредита, поскольку кредитный договор предполагает различные размеры платежей указанного заемщика по кредиту в зависимости от его решения, то кредитная организация обязана довести до заемщика — физического лица информацию о полной стоимости кредита, определенной исходя из максимально возможных суммы кредита и срока кредитования.

В расчет полной стоимости кредита не включаются платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора.

Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика — физического лица в порядке, установленном Банком России».

При этом следует помнить, что на деятельность кредитных организаций, оказывающих услуги физическим лицам, не осуществляющим предпринимательской деятельности, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Сообщение потребителю сведений о гарантийных обязательствах, принятых на себя изготовителем товара или продавцом, является одной из важных обязанностей продавца в части информирования потребителя. К сожалению, нередки случаи, когда продавец произвольно толкует понятие гарантийного срока, позволяет себе скрывать тот факт, что на товар установлен гарантийный срок, устанавливает свои гарантийные сроки, начинающиеся с момента передачи товара, притом что в это время действует гарантийный срок, установленный изготовителем, и т.д.

Это связано с низким уровнем правовой культуры российских предпринимателей, ведущих свою деятельность в области розничного бизнеса. В том числе с тем, что многие из них не понимают, что установление или изменение гарантийного срока товара, установленного изготовителем, не входит в сферу их прав, хотя они и являются в течение определенного периода времени собственниками продаваемых ими товаров.

Кроме того, им не следует забывать о том, что все проблемы, связанные с противоречиями в гражданском законодательстве, регулирующем процесс установления гарантийного срока, ложатся на их плечи. Так, если изготовитель товара установит гарантийный срок в единицах измерения, отличающихся от указанных в статье 190 ГК РФ (например, в километрах пробега), то в соответствии с российским законодательством гарантийный срок на данный товар установлен не будет (см. комментарий к ст. 5 Закона России «О защите прав потребителей»). У изготовителя будет иметься определенное обязательство перед потребителем, но юридически это обязательство гарантийным сроком назвать будет нельзя, то есть потребитель не сможет воспользоваться правами, предоставляемыми законодательством о защите прав потребителей для покупателей товаров, на которые установлен гарантийный срок.

Если продавец не предоставит потребителю информацию о данных фактах в момент продажи, то его обязанность по предоставлению достоверной и необходимой информации о товаре выполнена не будет и продавец может быть привлечен за неисполнение этой обязанности к ответственности в соответствии со статьей 12 Закона О защите прав потребителей.

Законодатель установил для изготовителей, продавцов и исполнителей обязанность сообщать информацию не только о том, какими свойствами обладает сам объект потребления, но и о том, как само это потребление должно происходить с учетом интересов потребителя (эффективность и безопасность). Для товаров обычным является размещение такой информации на самом товаре (его упаковке) либо в прилагающейся к нему документации (инструкции, паспорте, гарантийном талоне и т.д.). Потребителям работ и услуг такая информация может сообщаться по-разному: в месте заключения договора, в месте оказания услуг или выполнения работ, на интернет-сайте и т.д.

Здесь следует отметить, что законодатель намеренно разделил понятия эффективного и безопасного использования объекта потребления. Требования безопасности, а также информация о них все-таки не очень часто являются объектами нарушений со стороны лиц, реализующих товары, услуги и работы, это относится скорее к грубым нарушениям, что сказывается на их количестве. Другое дело — сообщение информации о том, как можно наиболее эффективно воспользоваться объектом потребления, далеко не всегда продавец или исполнитель заинтересованы в том, чтобы раскрывать всю информацию о том, что они продают.

Дело в том, что понятие «эффективное использование» является оценочным, и в каждом конкретном случае его применение к той или иной информации основывается на субъективной оценке лица, оперирующего данным понятием. С другой стороны, эффективное использование товара, услуги или работы по идее предполагает возможность минимизации расходов потребителя, которые он должен произвести для приобретения этих объектов потребления в будущем. А это уже идет вразрез с интересами продавцов этих объектов, что иногда вызывает у них желание умолчать о том, как лучше воспользоваться товаром, услугой или работой. Особенно это относится к услугам, поскольку отношения, возникающие в связи с их оказанием потребителям, носят более или менее длительный характер и их объем во многом зависит от действий потребителей.

В этой связи можно привести пример с оказанием услуг мобильной связи: большинство операторов сообщают потребителям о том, какой тариф является наиболее выгодным для конкретного потребителя, относящегося к той или иной категории населения, но некоторые операторы скрывают информацию о том, что в определенных случаях (нахождение в зоне роуминга, длительное отключение от связи, заключение договора на оказание услуг связи в интересах несовершеннолетнего и т.п.) для потребителя выгоднее приобрести дополнительную sim-карту, отказаться от оказания определенных услуг или совершить иные действия, приводящие к минимизации расходов потребителя.

При исполнении требований, установленных комментируемой статьёй 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», необходимо помнить, что, несмотря на то что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения), данная норма не подлежит применению, так как противоречит статье 190 ГК РФ (см. комментарий к пункту 3 статьи 5 Закона). В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Поэтому в тех случаях, когда изготовителем установлен срок службы с использованием единиц измерения, отличающихся от указанных в статье 190 ГК, потребителю должна быть сообщена информация о том, что на данный товар срок службы не установлен или что срок службы установлен только в части, не противоречащей нормам статьи 190 ГК РФ (в том случае, если при определении срока используются как единицы времени, так и иные единицы).

В соответствии с российским законодательством под местом нахождения изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера понимается не место нахождения магазина, мастерской или иного обособленного подразделения организации, а место государственной регистрации указанных лиц. Данная информация не должна расходиться с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для российских организаций и индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 4 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Фирменное наименование по своему содержанию может отличаться от наименования юридического лица, но сведения о нем также должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц.

В том случае, если изготовитель товара является юридическим лицом, зарегистрированным на территории других государств, должна указываться информация о месте нахождения в соответствии с теми правилами, которые установлены для юридических лиц в той стране, в которой зарегистрировано юридическое лицо.

Информация о подтверждении соответствия товаров, работ или услуг должна сообщаться потребителям в тех случаях, когда такое подтверждение является обязательным в соответствии с нормами Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Правила продажи товаров дистанционным способом утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612. Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569. Правила продажи товаров по образцам утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.

В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

В соответствии со статьей 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Информация о том лице, которое обязано будет выполнить работы или оказать услуги, имеет принципиальное значение в тех случаях, когда их выполнение требует определенной квалификации исполнителя. Кроме того, определенные виды деятельности подлежат лицензированию, а в отношении лиц, оказывающих определенные услуги, законодательством установлены определенные требования. Поэтому невыполнение обязанности указать непосредственного исполнителя может повлечь за собой привлечение нарушителя к ответственности в соответствии со статьей 12 Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1304 ГК РФ под фонограммами понимаются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Гражданский кодекс не дает расшифровки понятия «исполнение», но содержит определение понятия «публичное исполнение». В соответствии с пунктом 2 статьи 1270 ГК РФ публичное исполнение произведения — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Как видно, закон предполагает два способа исполнения музыкального произведения: живое исполнение, то есть исполнение непосредственно человеком, и исполнение с помощью технических средств. При этом не следует путать технические средства, используемые для создания звука (музыкальные инструменты), и технические средства, используемые для воспроизведения записанного звука. В первом случае использование технических средств будет частью живого исполнения, а во втором — использованием фонограммы. Правда, стоит отметить, что в последнее время с развитием компьютерных технологий и музыкальных инструментов участились случаи, когда музыкальный инструмент или компьютер используются одновременно как для создания какого-то звука, так и для воспроизведения фонограммы. Кроме того, нередко записанный звук модифицируется в той или иной мере и на его основе создается исполнение самостоятельного произведения.

В таких случаях к каждому конкретному произведению следует подходить индивидуально, если заимствования из других произведений составляют основу произведения, то можно вести речь об использовании фонограммы. Если же эти заимствования фрагментарны и не определяют сущность произведения, то можно говорить о живом исполнении.

Музыкальное произведение может исполняться разными способами, в том числе в виде игры на музыкальном инструменте, в виде пения, а также в виде пения под аккомпанемент. В последнем случае фонограмма может быть использована как для воспроизведения голоса певца, так и для воспроизведения аккомпанемента. Чаще всего при сообщении потребителям о живом исполнении произведения учитывается только то, что певец при исполнении песни не пользуется фонограммой. Вместе с тем информация об использовании фонограммы аккомпанемента также должна сообщаться потребителям.

Использование товара в соответствии с его основным назначением в течение существенного периода времени является фактом, о котором потребитель должен быть уведомлен в обязательном порядке. Существенность периода использования товара можно определить по степени изменения качества товаров, подобных продаваемому в условиях их эксплуатации в течение аналогичных периодов времени. Например, если продавец помещает телевизор в витрину, где использует его для демонстрации его возможностей (качество изображения, звука, наличие дополнительных функций) в течение нескольких месяцев, то при продаже данного телевизора продавец обязан сообщить покупателю о том, что данный товар был в употреблении. Он обязан это сделать потому, что товар использовался по основному для него назначению: демонстрация изображения и звука. Обычно гарантийные сроки на такие товары устанавливаются в пределах одного-трех лет, и использование телевизора в течение нескольких месяцев влияет на его качество.

Если же аналогичный телевизор хранился в заводской упаковке и несколько раз доставался и включался для проверки качества, то речь о его использовании идти не может, поскольку в обычных условиях такие действия практически не влияют на качество телевизора.

В тех случаях, когда определить, являются ли те или иные действия использованием товара (например, если приведенное выше использование телевизора длилось не несколько месяцев, а несколько дней), представляется затруднительным, к разрешению спора следует привлекать специалиста.

Устранение недостатков товара следует отличать от его предпродажной подготовки. Например, если с металлической поверхности товара удаляется смазка или грязь, это является предпродажной подготовкой. А если с лакированной поверхности путем шлифования удаляются царапины, речь идет об устранении недостатков.

Также нередки ситуации, когда продавец отделяет от общей массы товары, бывшие в эксплуатации или, в которых устранялись недостатки, и продает их по сниженной цене. При этом продавец не всегда должным образом информирует покупателя о том, что низкая цена товара является следствием указанных выше факторов. Покупатель же выявив то, что товар использовался ранее или что он ремонтировался, может предъявить претензии, основываясь на комментируемой норме статьи 10 ЗоЗПП. Поэтому продавцам в подобных случаях следует не только сообщать требуемую информацию, но и фиксировать как минимум то, что товар продается со скидкой, и как максимум — причины, по которым это сделано.

Чаще всего информация о том, был ли товар в употреблении и особенно о том, устранялись ли в нем недостатки, является существенной при выборе товара, поэтому непредставление данной информации может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 12 Закона.

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

3. Способы сообщения информации о товарах, работах или услугах могут быть самыми различными, но при этом следует учитывать, что для определенных групп товаров или услуг (работ) существуют свои неписаные правила (обычаи делового оборота). Так, например, информация о технически сложных товарах доводится в технической документации. Правда, в последнее время при продаже компьютерной техники большое распространение получило применение электронных документов, записанных на оптические носители информации (CD- или DVD-диски). В то же время, например, в области предоставления услуг доступа к сети Интернет принято сообщать подробную информацию об услугах на сайтах провайдеров.

Закон о защите прав потребителей информация о продавце

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Защита прав потребителей. Издание 2. ›
  • Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

Как известно, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Законодательством о защите прав потребителей установлен объем прав граждан, являющихся потребителями товаров (работ, услуг). В частности, к таковым относятся право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и право на информацию о товаре (работе, услуге). О данных правах потребителя мы и поговорим далее более подробно.

В течение своей хозяйственной деятельности организациям или коммерсантам, занятым в торговле, в сфере оказания услуг или выполнения работ, довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда потребитель недоволен покупкой, качеством оказанной услуги или выполненной работы. В этих случаях потребитель заявляет о нарушении своих прав и обращается с претензией к хозяйствующему субъекту, а то и сразу в судебную инстанцию для защиты своих прав. Чтобы свести к минимуму такие факты организации, а также индивидуальные предприниматели, вступающие в договорные отношения с гражданами в части продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны хорошо знать нормы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1).

Как уже было отмечено, потребителю товаров (работ, услуг) предоставляется определенный объем прав, которые подлежат правовой защите. В частности, потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). На основании данной информации потребитель может выбрать товар (работу, услугу), обладающий ему необходимыми качествами.

Право потребителя на предоставление информации еще до заключения договора закреплено в статье 8 Закона РФ № 2300-1. Согласно указанной норме потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Причем указанная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителя при заключении соответствующих договоров, способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных пунктах 1–3 статьи 12 Закона РФ № 2300-1.

При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Имейте в виду, что нарушение права потребителя на получение необходимой информации способно привести организацию или коммерсанта к мерам административной ответственности, установленной статьей 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно указанной статье КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

– на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей;

– на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Из примечания к статье 2.4 КоАП РФ следует, что индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

О том, какая конкретно информация доводится до сведения потребителя в части изготовителя (исполнителя, продавца), а также в части товара (работы, услуги) говорят статьи 9 и 10 Закона РФ № 2300-1 соответственно.

1. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

В соответствии со статьей 9 Закона РФ № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя следующую информацию:

фирменное наименование (наименование) организации;

На основании статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наименование организации обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью).

Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Указанную информацию продавец (исполнитель) должен разместить на вывеске при входе в магазин, мастерскую и так далее.

место нахождения (адрес) организации;

В соответствии с пунктом 5 статьи 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.

режим работы организации;

Продавец (изготовитель, исполнитель) самостоятельно устанавливает режим работы своего предприятия (исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия). Режим работы государственных (муниципальных) организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 11 Закона РФ № 2300-1).

Организация обязана соблюдать ею же установленный режим работы.

Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей должен включать: время начала и окончания работы и перерыва, если он предусмотрен; указание на выходные, а также на неполные (сокращенные) рабочие дни, если они предусмотрены.

В случае если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена следующая информация:

– вид деятельности изготовителя (исполнителя, продавца);

– номер лицензии и (или) номер свидетельства о государственной аккредитации;

– сроки действия указанной лицензии и (или) свидетельства;

– информация об органе, выдавшем указанную лицензию и (или) свидетельство.

Причем доводить до потребителя информацию о себе продавец (исполнитель, изготовитель) обязан даже в том случае, если он временно размещается в определенном месте. Пунктом 3 статьи 9 Закона РФ № 2300-1 установлено, что такая информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

2. Информация о товаре (услугах)

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона РФ № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) потребителю, чтобы обеспечить ему возможность правильного выбора.

Следует отметить, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В частности, это касается товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности. Перечень и способы доведения такой информации до потребителей установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

На основании пункта 2 статьи 10 Закона РФ № 2300-1 информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.

Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 года № 481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях».

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом РФ № 2300-1, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 Закона РФ № 2300-1;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Согласно Закону РФ № 2300-1 продавец обязан предоставить сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания – сведения о составе, о весе и объеме, о калорийности продуктов питания, противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.

Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Еще по теме:

  • Конкурсы по правам ребёнка Светлана ЮрьевнаАГАПИТОВА Нужна помощь Андрей учится в пятом классе, 20 ноября ему исполнилось 11 лет. Он так мечтал встретить его с семьей и друзьями дома. [Подробнее] ИТОГИ конкурса […]
  • Бесплатно задать вопрос юристу адвокату Бесплатно задать вопрос юристу адвокату Единый телефонный номер системы безоплатной правовой помощи в Украине Консультации адвоката онлайн – самый простой способ получить помощь Реалии […]
  • Коллективный договор гуп ГУП «Мосгортранс» В каждом филиале ГУП «Мосгортранс» созданы первичные профсоюзные организации для защиты прав и трудовых интересов работников филиала. Гарантией соблюдения прав и […]
  • Ук рф ст 105 ч2 пп НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ УБИЙСТВ, СОПРЯЖЕННЫХ С РАЗБОЕМ Пунктом «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ предусмотрена ответственность за убийство, сопряженное с разбоем. Убийство — это умышленное […]
  • Закон рк о профилактике правонарушений и предупреждении детской безнадзорности О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорностиСтатья 19-1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности […]
  • Вред здоровью средней тяжести при дтп исковое заявление Вред здоровью средней тяжести при дтп исковое заявление В Октябрьский районный суд г. Омска Истец: Н., г. Омск, ул. . д. кв. . Ответчик: Ш., г. Омск, ул. . д. . кв. . Цена иска: 15 401,05 […]