Закон о предпринимательской деятельности консультант

Закон о предпринимательской деятельности консультант

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон) регулирует организацию и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за предпринимательской деятельностью и устанавливает меры защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля. Действовавший до принятия Закона Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» признан утратившим силу.

Закон должен был вступить в силу, за исключением его отдельных положений, с 1 июля 2009 года. Федеральным законом от 28.04.2009 N 60-ФЗ срок вступления Закона в силу, за исключением отдельных положений, перенесен на 1 мая 2009 года.

Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (..)

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года; перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

С 1 января 2010 года вступят в силу положения Закона, регулирующие координацию органами прокуратуры мероприятий по составлению планов проверок и устанавливающие следующее.

В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Порядок направления планов проверок в органы прокуратуры, форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Генеральная прокуратура РФ размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (части 2, 6, 7, 9, 11 ст. 9, часть 2 ст. 27 Закона).

Внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (..)

Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Внеплановая проверка может также проводиться в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных федеральными, региональными или муниципальными правовыми актами (части 2, 3 ст. 10 Закона).

Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в форме документарной проверки и в форме выездной проверки (часть 11 ст. 9, часть 4 ст. 10 Закона).

Предметом документарной проверки, осуществляемой по месту нахождения органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений контрольных органов.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (о которых будет сказано ниже), акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю.

Органы контроля вправе направить в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. Указанные в запросе документы должны быть направлены в контрольный орган в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки или противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у контрольного органа, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки (части 1 — 5, 8, 11 ст. 11 Закона).

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие обязательным требованиям их работников, состояние используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю (части 1, 3 ст. 12 Закона).

Общие требования к порядку проведения проверок (..)

Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов в год для малого предприятия и пятнадцать часов в год для микропредприятия (предприятия с количеством работников не более пятнадцати человек). В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (части 1, 2, 3 ст. 13 Закона).

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

По результатам проверки должностными лицами органа контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме (часть 1 ст. 14, части 1, 3, 8 ст. 16 Закона).

Типовая форма распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки, типовая форма акта проверки, типовая форма журнала учета проверок устанавливаются органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (часть 1 ст. 14, части 1, 8 ст. 16 Закона).

Дополнительные условия для назначения проверок малых и средних предприятий (..)

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена на основании сообщений о возникновении угрозы причинения либо причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, сообщений об угрозе либо возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обязаны согласовать проведение проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки должно быть направлено в прокуратуру в день подписания распоряжения или приказа о проведении проверки. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов (части 5, 8, 10, 12 ст. 10 Закона).

Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности (..)

С 1 июля 2009 года вступят в силу нормы Закона, регулирующие уведомительный порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в сферах торговли, бытовых услуг и производства потребительских товаров. Перечень работ и услуг, в отношении которых должно представляться уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности, утверждается Правительством РФ. Законом установлены виды деятельности, в составе которых должны быть определены соответствующие работы и услуги. К таким видам деятельности отнесены, в частности, предоставление гостиничных услуг, бытовых услуг, услуг общественного питания, розничная торговля, отдельные транспортные услуги, производство текстильных материалов, швейных изделий, производство одежды, производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви, и т.д.

В соответствии с Законом юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять о начале осуществления указанных видов предпринимательской деятельности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уведомление направляется после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. В уведомлении сообщается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии обязательным требованиям их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, других подобных объектов и транспортных средств.

Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе указанных видов деятельности, не допускается (части 1 — 5 ст. 8, часть 1.1 ст. 27 Закона).

Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, можно скачать.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

По стопам Шерлока Холмса. Как украинские частные детективы превратились в консультантов

Частные детективы Украины переквалифицируются в консультантов. Фокус выяснил, почему сыщики вместо лоббирования закона, легализирующего их деятельность, нашли себе новую нишу

«Видите ли, у меня довольно редкая профессия. Пожалуй, я единственный в своем роде. Я сыщик-консультант, если только вы представляете себе, что это такое. В Лондоне множество сыщиков, и государственных и частных. Когда эти молодцы заходят в тупик, они бросаются ко мне, и мне удается направить их по верному следу», — объяснял Шерлок Холмс доктору Ватсону в 1881 году.

В Украине наших дней частные детективы, распрощавшись с идеей законодательно отрегулировать отрасль, также называют себя консультантами. Экспертами по решению «кризисной ситуации в семье», например.

Слежка за супругом, выведение детей-шалопаев из плохих компаний и проверка бизнес-партнеров — все это входит в базовый набор того, чем занимаются украинские детективы-консультанты. И если переименование может снять вопросы по поводу законности предоставляемых услуг, то из-за неурегулированности такой деятельности, все собранные «консультантами» доказательства все равно не могут рассматриваться в суде. Да и правоохранители вместо того, чтобы сотрудничать с сыщиками, чаще всего препятствуют их работе. Именно поэтому еще в 2012 году детективные агентства стали лоббировать принятие закона о частной сыскной деятельности.

И в прошлом году украинские парламентарии действительно проголосовали за профильный закон №3726. Но как только в СМИ разошлась новость о том, что деятельность частных детективов стала легальной, произошли два события. Во-первых, президент ветировал закон, отправив его на доработку в профильный комитет Верховной Рады. Во-вторых, Всеукраинская ассоциация частных детективов, до этого активно вносившая свои предложения, сказала, что умывает руки и больше не хочет иметь ничего общего с разрабатываемым документом.

Что не так с законом

Президент Международной ассоциации расследователей и экспертов по кризисным ситуациям (бывшая Всеукраинская ассоциация частных детективов) Игорь Цминский высказывается о законопроекте эмоционально и резко негативно.

— Об этом вообще нет смысла разговаривать! — в штыки встречает вопрос Цминский и продолжает, подыскивая красочные аналогии: — Я считаю это нецелесообразным, все равно что говорить о мистике или монстрах. Это просто не наша тема!

Такая реакция опытного частного детектива объясняется тем, что он с коллегами потратил много лет, чтобы сделать профильный документ действительно полезным и применимым на практике. Еще в 2012 году в ассоциации определились, что стране необходимо законодательно отрегулировать все нюансы в сфере частного сыска, прописали основополагающие пункты. Несколько лет понадобилось на то, чтобы донести предложения до законотворцев, но, пройдя через парламентские комитеты, документ утратил изначальный смысл. По словам частного детектива, в результате депутаты разработали документ, аналогичный российскому закону, который действует в РФ уже более 20 лет.

Одно из детективных агентств активно сотрудничало с правоохранителями. Получив заказ, «детективы» платили полицейским, а те уже по собственным базам собирали нужную информацию

— Законопроект, который сейчас находится в Верховной Раде, не только не нужен, но и вреден. Если его примут в том виде, в котором он существует, это де-факто уничтожит профессию. Частный сыск будет задушен и полностью окажется под контролем отдельных структур государства, — президент ассоциации все же соглашается обсудить документ.

Соблюдая нормы такого закона, украинские сыщики будут не в состоянии легально работать, уверен Цминский. Взять хотя бы пункт о том, кто сможет получить лицензию частного детектива. В соответствии с нынешней редакцией документа, сыщик должен иметь обязательное юридическое образование и пройти специальную подготовку. Такой диплом есть далеко не у всех нынешних детективов.

С коллегой согласен и Александр Повар, в прошлом году признанный Международным конгрессом частных детективов лучшим сыщиком Украины. Он акцентирует внимание на пункте о документах, необходимых для получения свидетельства частного детектива, сейчас они в законопроекте не прописаны.

— По итогу народные депутаты создали нишу для коррупционных действий, — комментирует Повар. — Выходит, кто занесет деньги, тот и получит лицензию!

В то же время принятие закона, даже в таком виде, все равно необходимо, уверены отдельные детективы. Ведь лучше вносить изменения в уже принятый документ, чем не иметь никакого. Дело в том, что сейчас вся информация, собранная детективным агентством, не может использоваться в суде в качестве улики. По сути, это просто сведения для личного пользования. Но если закон наделит сыщиков соответствующими полномочиями, их труд станет полезнее.

— Детектив может где-то найти свидетелей, пойти с видеокамерой и подтянуть какую-то информацию, но чтобы она стала реальным доказательством в судебном процессе, ее надо легализовать, — объясняет Александр Повар. — Сейчас это все фикция. Сыщик собрал информацию, заказчик может ее в голове «переварить». На этом все, весь результат.

Темная сторона рынка

На запрос «частный детектив» интернет-поисковик выдает десятки страниц с результатами, но общаться с журналистами сыщики не особо хотят. Когда спрашиваешь их почему, некоторые отвечают, что это, мол, незаконная деятельность.

Игоря Цминского такие отговорки откровенно веселят. «Послушайте, это все равно что вы придете к парикмахеру, а он вам скажет, что его деятельность незаконна, ведь закона о парикмахерских услугах тоже нет!» — смеется он.

Работа сыщиков в Украине полностью легальна, уверен частный детектив Александр Вербанский.

— В КВЭДах (классификация видов экономической деятельности. — Фокус), в категории «безопасность» есть пункт о проведении расследований, то есть мы законным образом оформляем себе частное предприятие и открываем соответствующий КВЭД. По сути, мы полностью действуем в рамках законодательства, — уточняет Вербанский.

Инфографика: Леонид Лукашенко

Впрочем, клиентам при выборе частного детектива все же стоит соблюдать осторожность. По словам адвоката и по совместительству сыщика Максима Бутманова, в Сети много аферистов. Они могут взять авансом плату за услуги, а потом исчезнуть, не выполнив условий договора. Найти их и вернуть деньги крайне затруднительно.

Бутманов вспоминает еще один пример злоупотреблений, когда одно из детективных агентств активно «сотрудничало» с правоохранительными органами. Получив заказ от человека, «детективы» платили полицейским, а те уже по собственным базам собирали нужную информацию.

— Вот это уже действительно незаконно, — объясняет Бутманов, — к тому же формирует в обществе крайне негативный образ частного детектива.

Большинство клиентов так и представляют себе сыщика — как того, кто будет шпионить, подслушивать, добывать информацию любыми способами. Во многом такая репутация у детективов сложилась за счет любимых многими сериалов, уверен Бутманов. Да и вообще, в обществе сформировался четкий образ сыщика как человека, который следит за неверными женами, хотя на практике детективы могут вообще сторониться таких заказов.

— Может, это и прибыльная практика, но мне лично неинтересно заниматься этим, — объясняет Максим Бутманов.

Зато поиск людей может оказаться увлекательным делом. В качестве примера детектив приводит заказ от трех семей из Казахстана, которые искали информацию о родственниках, пропавших без вести во время Второй мировой войны. Чтобы найти хоть какие-то зацепки, сыщики рисовали карты боевых действий, отслеживая передвижения солдат, сидели в архивах, искали данные в военкоматах.

— На этот поиск ушло около двух месяцев, зато мы смогли рассказать людям об их предках, они даже на 9 Мая сюда приехали, чтобы почтить их память, — рассказывает Бутманов.

Пока в стране не появится грамотный, работающий на практике нормативный документ, тысячи частных детективов будут находиться в подвешенном состоянии, ища лазейки в законах, чтобы выполнять заказы клиентов

Нередко к сыщикам обращаются люди, чьи дети оказались в дурных компаниях, стали принимать наркотики, вступили в религиозные секты либо заинтересовались потенциально опасными группами в соцсетях. Как правило, с этими заказами частные детективы не работают самостоятельно, привлекают психологов. Прежде всего они получают письменное разрешение родителей, позволяющее им следить за ребенком, после чего идет сбор необходимой информации: где он бывает, с кем общается, от кого его нужно оградить. После этого родителям и детям оказывается психологическая поддержка, без которой в таких случаях не обойтись, объясняет Бутманов.

Нередко сыщики специализируются на каком-то одном виде деятельности. Например, одессит Александр Вербанский, пенсионер правоохранительных органов, на протяжении последних лет занимался сопровождением уголовных дел. Он объясняет, что после реформы МВД полномочия полиции оказались урезанными, в итоге люди стали чаще обращаться к частникам.

— Допустим, совершено убийство или квартирная кража. После того как заказчик обратится в правоохранительные органы, я могу со своей стороны ускорить процесс расследования, добившись более быстрого и эффективного результата, — говорит Вербанский.

Впрочем, он тоже признает, что классическая детективная деятельность остается в прошлом, профессия приобретает новые формы.

Консалтинг вместо сыска

Распрощавшись с идеей законодательно отрегулировать отрасль украинского сыска, члены украинской ассоциации детективов решили пойти другим путем. Они официально отказались от детективной деятельности и теперь предоставляют, по их собственному определению, консалтинг-услуги, выступая экспертами в кризисных ситуациях.

Со стороны это выглядит так, словно ничего, кроме названия, не изменилось. Предприниматели по-прежнему нанимают такого консультанта для проверки, например, надежности компании, с которой намерены сотрудничать, а в понятие «кризисной ситуации в семье» вполне вписываются супружеские измены.

Однако президент ассоциации уверяет, что частный сыск просто не в состоянии осилить заказы, которые выполняют консалтинг-эксперты.

— Это означает решение любых проблем, влияющих на нормальное функционирование бизнеса, — рассуждает собеседник и сразу признается, что приоритетными клиентами считает именно предпринимателей. — Сейчас, например, мы ведем переговоры с серьезными бизнес-структурами по обеспечению их защиты по разным направлениям.

Законопроект, который находится в Верховной Раде, профессии детектива не только не нужен, но и вреден

По словам Цминского, этого можно добиться только за счет объединения специалистов широкого спектра. Для иллюстрации такой консалтинговой работы Цминский приводит пример с условной украинской компанией, которая ищет новые рынки сбыта и собирается заключить договор с арабскими предпринимателями. В первую очередь им нужно проверить надежность будущих партнеров, но кто им сможет предоставить эту информацию? У обычного частного детектива нет возможности собрать такие сведения, а бизнес-консультанты подключают иностранных партнеров, получая необходимые данные.

Тем не менее, как бы члены ассоциации себя ни назвали, для них остаются актуальными те же проблемы, что и для частного сыска. Если предприниматель ищет информацию, которая смогла бы обеспечить ему доказательства в суде, такие данные можно прикрепить к делу, лишь проявив недюжинную смекалку. Да и поле деятельности как частных детективов, так и экспертов в кризисных ситуациях в Украине по-прежнему сильно ограничено. Поэтому пока в стране не появится грамотный, работающий на практике нормативный документ, эта сфера деятельности и тысячи представителей профессии будут находиться в подвешенном состоянии, ища лазейки в законах, чтобы выполнять заказы клиентов.

Документы по продаже Консультант СПД 2008-11-15

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ЧАСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

“Консультант частного предпринимателя”

№ 20, от 30 октября 2008 г.

№ 21, от 15 ноября 2008 г.

консультант по налогообложению

Торговля в настоящее время — наиболее распространенный вид деятельности частного предпринимателя. Осуществляя ее, ФЛП должен знать, как грамотно документально оформить операцию продажи товаров.

Сегодня расскажем о том, какие документы должны оформлять (и что иметь при себе) частные предприниматели на общей системе налогообложения и те, которые уплачивают единый налог.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХК — Хозяйственный кодекс Украины.

ГК — Гражданский кодекс Украины.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных средств» от 12.06.95 г. № 436/95.

Закон о патентовании — Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о разрешительной системе — Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Закон № 771 — Закон Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-ІV.

Закон № 1023 — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 1699 — Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.

Закон № 1251 — Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Декрет № 56-93 — Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Постановление № 1755 — Постановление КМУ «О сроке действия лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу» от 29.11.2000 г. № 1755.

Порядок № 150 — Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Положение № 1077 — Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Правила № 104 — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Правила № 126 — Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций от 19.10.2004 г. № 126.

Правила № 185 — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Приказ № 247 — Приказ Министерства охраны здоровья Украины «Об утверждении Временного порядка проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы» от 09.10.2000 г. № 247.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Основным нормативным документом, определяющим общие условия занятия торговой деятельностью, требования к торговой сети и торговому обслуживанию граждан, является Порядок № 833.

Продажа товаров как предпринимателем на общей системе налогообложения, так и предпринимателем, уплачивающим единый налог в соответствии с п. 3 Порядка № 833 может осуществляться в сфере:

оптовой торговли (как правило, торговля товарами с последующей перепродажей или профессиональным использованием покупателем). При этом оптовая торговля осуществляется либо через магазин, либо со склада;

розничной торговли (как правило, торговля товарами и предоставление услуг покупателям для личного или бытового использования, не связанного с предпринимательской деятельностью). Розничная торговля, в свою очередь, может осуществляться в магазине (другой торговой точке капитальной застройки) или мелкорозничным способом за пределами основного торгового помещения: в пунктах некапитальной застройки (в киоске, ларьке, палатке и т. п.) или через средства передвижной сети (через автомагазины, авторазвозки, с тележек и т. п.).

Порядком № 833 предусмотрено, что при определении терминов «оптовая торговля» и «розничная торговля» следует руководствоваться ГСТУ 4303-2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий»:

розничная торговля — вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий покупку-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг;

оптовая торговля — вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий покупку-продажу товаров по договорам поставки партиями для последующей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг.

При этом партия товара — определенное количество товаров одного или нескольких наименований, закупленных, отгруженных или полученных одновременно по одному товаросопроводительному документу (термин приведен в ГСТУ 3993-2000 «Товароведение. Термины и определения»).

Осуществляя торговую деятельность, расчеты с покупателями в соответствии с п. 22 Порядка № 833 предприниматель может осуществлять как наличными средствами (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п., этот способ чаще всего присущ розничной торговле), так и безналичным способом (обычно применяется при оптовой торговле).

Вместе с товаром потребителю в обязательном порядке выдается расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции, удостоверяющий факт покупки товара и/или предоставления услуги (п. 22 Порядка № 833, п. 18 раздела I Правил № 104).

Документальное оформление продажи товаров будет зависеть от того, какой вид торговли и способ оплаты изберет частный предприниматель. Рассмотрим в газете «Консультант частного предпринимателя» подробнее различную торговлю и ее документальное оформление.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ ПРОДАЖУ ТОВАРОВ…

Организация деятельности объектов оптовой и розничной торговли, в том числе мелкорозничной, регламентируется основными нормативными документами, приведенными выше.

Торгуя товарами, предприниматель должен обеспечить:

продажу товаров согласно установленным правилам и нормам;

соответствие помещения (места) для проведения деятельности в сфере торговли необходимым санитарным нормам, а техническое состояние помещения (места), здания и оборудования — требованиям нормативных документов по хранению, производству и продаже соответствующих товаров, а также охране труда;

размещение торгового патента, лицензии согласно установленным законодательством требованиям;

наличие на видном и доступном месте уголка покупателя, в котором размещаются информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.

Таким образом, для того чтобы начать торговлю товарами, предпринимателю необходимо решить ряд организационных вопросов:

1) прежде всего нужно зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (п. 5 Порядка № 833). Порядок регистрации для физлица, намеревающегося стать предпринимателем, установлен ст. 42–45 Закона № 755. Если предприниматель зарегистрирован, то в разделе II «Основные виды деятельности физического — лица предпринимателя» Регистрационной карточки на проведение госрегистрации физлица-предпринимателя предусматривается торговый вид деятельности (например, при осуществлении розничной торговли в карточке указывается КВЭД 52.63.0);

2) в случае необходимости получить свидетельства, разрешения, лицензии, патенты и т. д.;

3) оборудовать соответствующим образом торговую точку.

В этом номере газеты «Консультант частного предпринимателя» мы не будем рассматривать моменты госрегистрации предпринимателя в качестве субъекта предпринимательской деятельности, госрегистрации права собственности на торговую точку (или заключения договора на ее аренду). Кратко рассмотрим, какие и в каком случае необходимо получать разрешения, а также как оборудовать торговую точку и какие документы для этого необходимы.

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Для полноправного функционирования торговой точки необходимо получить ряд документов разрешительного характера:

разрешение на размещение объекта торговли;

разрешение на размещение малой архитектурной формы (для малых архитектурных форм — киосков, палаток, павильонов и т. п.);

разрешение органа государственного пожарного надзора на начало работы и аренду помещений;

разрешение органов СЭС.

Внимание! За осуществление торговой деятельности без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом, налагается штраф от 20 до 40 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ННМДГ) (от 340 до 680 грн.) с возможной конфискацией продукции, орудий производства и сырья. Если указанное нарушение будет совершено повторно в течение одного года, то штраф составит от 30 до 60 ННМДГ (от 510 до 1 020 грн.). Также за предоставление предпринимателем разрешительному органу или администратору недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства предусмотрен штраф — от 40 до 100 ННМДГ (от 680 до 1 700 грн.).

Документом, регулирующим отношения между органами исполнительной власти и предпринимателем при оформлении документов разрешительного характера, является Закон о разрешительной системе.

Процедура выдачи разрешительных документов осуществляется в соответствии с принципом организационного единства. По принципу «единого окна» администратор местных органов власти сам передает документы необходимым органам, следит за своевременностью их рассмотрения и обеспечивает выдачу разрешительных документов. На процедуру выдачи разрешений местными разрешительными органами отводится 10 рабочих дней (при условии, отсутствия необходимость обследования объекта, на который выдается разрешение). Процедура получения разрешений через администратора описана в Законе о разрешительной системе.

Но возможен и другой путь — предприниматель может сам непосредственно обратиться в соответствующие местные разрешительные органы для получения необходимого разрешения.

Рассмотрим порядок получения некоторых разрешительных документов путем непосредственного обращения предпринимателя в необходимые инстанции.

1. Разрешение на размещение объекта торговли.

Выдается органом местного самоуправления (п. 16 Правил № 369). Таким органом сегодня является исполнительный комитет управления потребительского рынка Украины.

Получение разрешения платное. За его выдачу предприниматель, в зависимости от площади торгового места, его территориального размещения и вида продукции, уплачивает сбор (ст. 17 Декрета № 56-93). Сбор взимается с предпринимателей, реализующих продукцию (товары) в зависимости от площади торгового места, его территориального размещения и вида продукции. Его сумма не должна превышать 340 грн. (20 ННМДГ) при постоянной торговле в специально отведенных местах или 17 грн. (1 ННМДГ) — при разовой.

Предприниматели на общей системе, постоянно торгующие в стационарных объектах, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли уплачивают единоразово (ст. 17 Декрета № 56-93).

Плательщики единого налога согласно ст. 6 Указа № 727 освобождены от уплаты этого сбора, но получать разрешение на размещение объекта торговли они должны (бесплатно), поскольку Правилами № 369 для них не предусмотрено отдельных норм.

Но некоторые сомнения в необходимости получения данного разрешения вносят письма Госпредпринимательства (письма от 09.11.2006 г. № 8080, от 10.11.2006 г. № 8104 (далее — Письмо № 8104), от 17.10.2006 г. № 7507). Так, в Письме № 8104 указано, что «со вступлением в силу части первой ст. 4 Закона о разрешительной системе с 05.10.2006 г. правовых оснований для выдачи органами местного самоуправления разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг нет. ». В то же время Госпредпринимательства отмечает, что органы местного самоуправления имеют полномочия осуществлять выдачу разрешения на размещение зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения (п. 10 ст. 10 Закона о благоустройстве).

Госпредпринимательства считает, что органы местного самоуправления имеют полномочия выдавать разрешения на объекты торговли в соответствии с Законом о благоустройстве, но согласно Закону о разрешительной системе с 05.10.2006 г. местные органы этого права лишены. Таким образом, теперь, по мнению Госпредпринимательства, любые требования о получении разрешения на размещение объекта торговли, а значит и о взыскании платы за это, неправомерны.

Что касается ответственности за торговлю без разрешения, то «осторожным» предпринимателям напомним, что Заключительными положениями Закона о разрешительной системе (п. 3 ст. 11) внесены изменения в КоАП, а именно: на основании ч. 1 ст. 164 КоАП за осуществление хоздеятельности без разрешения на начало работы предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 40 ННМДГ (от 340 до 680 грн.) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, а при повторном совершении нарушения лицом, которое в течение года уже привлекалось к административной ответственности за это же нарушение, оно может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 60 ННМДГ (от 510 до 1 020 грн.).

Админпротоколы за нарушение хозсубъектами порядка ведения хоздеятельности составляют должностные лица органов госналогслужбы (ст. 255 КоАП).

«Смелым» предпринимателям рекомендуем воспользоваться прошлогодними письмами Госпредпринимательства от 19.04.2007 г. № 2891, от 14.08.2007 г. № 6048. Так, по мнению Госпредпринимательства, поскольку разрешение на торговлю не предусмотрено ни одним законодательным актом Украины, действия проверяющих органов и исполнительного комитета относительно требования ими получения разрешения от субъектов хозяйствования неправомерны. При этом субъект хозяйствования, законные права которого были нарушены, имеет право обратиться в суд с иском о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.

Госпредпринимательства предлагает законодателям внести соответствующие изменения в Закон № 1251 и Декрет № 56-93, вступающие в противоречие с Законом о разрешительной системе. ГНАУ с таким предложением согласна, но в последствии своим письмом все равно высказала мнение «за» необходимость получения такого разрешения (письмо ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717).

В любом случае, получать или не получать разрешение на размещение объекта торговли, решает сам предприниматель, основываясь на целесообразности и необходимости дальнейшего сотрудничества с местными органами самоуправления.

Относительно ответственности отметим, что на основании ч. 1 ст. 164 КоАП за осуществление хозяйственной деятельности без разрешения на начало работы предприниматели могут быть привлечены к админответственности в виде штрафа. Об этой статье КоАП мы уже говорили выше.

2. Разрешение на размещение малой архитектурной формы (МАФ)

Его получают предприниматели у органов градостроения и архитектуры при исполкоме местных советов (в гг. Киеве и Севастополе — в районных госадминистрациях), в случае если предприниматель собирается осуществлять мелкорозничную торговлю.

МАФ — это небольшое сооружение для осуществления предпринимательской деятельности торгово-бытового назначения с определенной местными органами всласти площадью, которое выполняется из облегченных конструкций и устанавливается временно без устройства углубленных в грунт фундаментов. МАФ бывают передвижными и стационарными.

Стационарная МАФ — сооружение, имеющее закрытое помещение для временного пребывания людей (например, киоски, павильоны и др.).

Передвижная МАФ — сооружение, не имеющее закрытого помещения для временного пребывания людей (например, торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат и др.).

Необходимость получения разрешительных документов для МАФ предусмотрена ст. 24 Закона № 1699. Органами, ответственными за выдачу разрешения, являются исполнительные органы соответствующих местных советов (орган градостроительства и архитектуры). Эти органы определяют порядок получения СПД разрешения на размещение временных сооружений.

Подготовив соответствующий пакет документов, предприниматель передает их на рассмотрение органов градостроения и архитектуры, которые в течение 10 дней выдают заявителю разрешение на размещение передвижной МАФ со схемой установки объекта на топографической схеме в масштабе 1:500, либо предоставляет аргументированный отказ (в 3-дневный срок). Причиной отказа может быть несоответствие МАФ местным правилам застройки, градостроительной документации, строительным нормам, отсутствие или неправильное оформление каких-либо документов и т. п.

Срок действия разрешения на размещения МАФ определяется сроком действия документов, подтверждающих право на земельный участок.

Что касается ответственности, то на основании ч. 1 ст. 164 КоАП за осуществление хоздеятельности без разрешения на начало работы предприниматели могут быть привлечены к админответственности в виде штрафа.

3. Разрешение органа государственного пожарного надзора

Предприниматель получает его в центральных, территориальных и местных органах государственного пожарного надзора (п. 2.8 Правил № 126).

Выдача разрешения осуществляется в соответствии с Порядком № 150. Оно выдается бесплатно (п. 2 Порядка № 150). Такое разрешение необходимо предпринимателю на начало работы созданного магазина; при аренде любых помещений; в случае ввода в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых и других объектов; при внедрении новых технологий; при передаче в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции.

Пункт 11 Порядка № 150 определяет ряд случаев, когда такое разрешение не оформляется. Так, оно не оформляется на арендованные торговые места, киоски и контейнеры, если они размещены на рынках в соответствии со схемой, согласованной в установленном порядке с органами государственного пожарного надзора; а также в случае приема в эксплуатацию объектов нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта госкомиссией.

Основанием для выдачи разрешения является заключение, которое оформляется по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния объекта или помещения, проводимой органом государственного пожарного надзора или другим юридическим (физическим) лицом, получившим лицензию на проведение такой оценки (экспертизы). Отметим, что за проведение экспертизы взимается плата (в зависимости от вида экспертизы она составляет минимум 17 грн. и максимум 32 грн.).

Для получения разрешения подают заявление и материалы экспертизы. Органы Госпожарнадзора должны рассмотреть документы в течение 5 рабочих дней и выдать разрешение при условии отсутствия замечаний к пожарной безопасности торговой точки.

На основании ч. 1 ст. 164 КоАП за осуществление хозяйственной деятельности без разрешения на начало работы предприниматели могут быть привлечены к админответственности в виде штрафа. Об этой статье КоАП мы уже говорили выше.

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению в соответствии со ст. 175 КоАП влечет за собой наложение штрафа на предпринимателя — гражданина от 0,5 до 7 ННМДГ (8,50–119 грн.). За невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора или создание препятствий для их деятельности в соответствии со ст. 1888 КоАП — штраф от 0,5 до 7 ННМДГ (8,50–119 грн.).

Приступить к торговой деятельности можно и без получения разрешения органа пожарного надзора на начало работ. Так, собственник (арендатор) может начать деятельность по декларативному принципу (ст. 1 Закона о разрешительной системе), предоставив декларацию соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности по форме согласно приложению 3 к Порядку № 150. Указанная декларация должна быть предоставлена в орган государственного пожарного надзора не позднее чем за 10 дней до начала хозяйственной деятельности.

При обнаружении работниками органа госпожнадзора во время плановых проверок фактов предоставления ФЛП, зарегистрированными по декларативному принципу, в заявлении и приложенных к нему документах недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности или фактов осуществления хоздеятельности без разрешения на начало работы, виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности.

На основании ч. 3 ст. 164 КоАП за предоставление органам госпожарнадзора недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 40 до 100 ННМДГ (от 680 до 1 700 грн.).

4. Разрешение органов санэпидемстанции

Такой документ необходимо получить предпринимателю в случае ввода в эксплуатацию объектов производственного, социально-культурного и прочего назначения.

Согласование с органами санитарно-эпидемиологического надзора требует ст. 15 Закона № 4004. Согласование с органами СЭС осуществляется в форме проведения санитарноэпидемиологической экспертизы и получения положительного заключения.

Без положительного заключения запрещаются использование и функционирование объектов.

Однако общий Порядок такого согласования законодательно не утвержден (предыдущий был отменен в феврале 2002 года и до сих пор не заменен новым нормативным документом), поэтому придется выполнить требования органов СЭС по предоставлению нужных им документов и уточнить у них же порядок получения согласования. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном Приказом № 247.

Заключение выдается в 3-х экземплярах: один — собственнику, второй — Госнадзорохрантруда, третий — остается в органах государственной санитарно-эпидемиологической службы. В случае отказа в выдаче заключения предпринимателю предоставляется обоснование.

При нарушении требований санитарного законодательства СЭС может аннулировать выданное заключение.

В соответствии со ст. 42 КоАП нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет за собой наложение штрафа на граждан-предпринимателей от 1 до 12 ННМДГ (17–204 грн.).

Невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы относительно устранения нарушений санитарного законодательства, непредоставление им необходимой информации или предоставление неправдивой информации, создание препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей влечет за собой наложение штрафа на граждан-предпринимателей от 1 до 20 ННМДГ (17–340 грн.) (ст. 18811 КоАП).

ТОРГОВАЯ ТОЧКА

Для проведения деятельности в сфере торговли предприниматели могут иметь (п. 7 Порядка № 833, п. 3 Правил № 185, п. 3 Правил № 369):

1) для осуществления розничной и оптовой торговли:

магазин — стационарный пункт розничной продажи товаров, занимающий отдельные помещения или строения и имеющий торговый зал для покупателей (он может быть: по товарной специализации — продовольственным, непродовольственным, смешанным; по товарному ассортименту — универсальным, специализированным, узкоспециализированным, комбинированным; по методу продажи товаров — с индивидуальным обслуживанием, самообслуживанием, торговлей по образцам или через торговые автоматы);

склад товарный (магазин-склад) — отдельные или специально приспособленные помещения для хранения и переработки товарных запасов;

2) для работы в мелкорозничной сети — павильон, киоск, палатку, ларек, лари, навес — они занимают отдельные помещения, но не имеют торгового зала для покупателей;

3) для работы в передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Требования к торговому объекту предпринимателя

Торговый объект должен быть:

оборудован согласно требованиям нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, здоровья и защиты окружающей природной среды, противопожарной безопасности, а также санитарных норм;

техническое состояние торговой точки и оборудования должно соответствовать требованиям нормативных документов по хранению, производству и продаже товаров.

Оставив за рамками данной статьи нюансы торговых точек для отдельных видов торговой деятельности (аптеки, ювелирные магазины, комиссионная торговля, нефтепродукты и
т. п.), рассмотрим основные требования, которые должен соблюдать предприниматель при оборудовании торговой точки, а также необходимые для этого документы.

Вывеска магазина*

До открытия торговой точки (магазина) предприниматель должен установить на его фасаде вывеску.

Состав информации, размещаемой на вывеске, определен Законом № 1023. Это полное зарегистрированное наименование ФЛП, включая гербы, эмблемы, знаки для товаров и услуг. Вывеска может изготавливаться любым способом и любого размера.

У входа в магазин (торговую точку) на видном месте размещается информация о режиме работы, который устанавливается предпринимателем самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством, по согласованию с органами местного самоуправления (п. 13 Порядка № 833). При закрытии торгового объекта для проведения санитарных мероприятий, ремонта, технического переоборудования и других работ субъект ведения хозяйства должен разместить рядом с информацией о режиме работы объявление о дате и периоде закрытия.

* Отметим, что вывеска на фасаде магазина не является внешней рекламой, поэтому разрешение на размещение рекламы не нужно. Подтверждением этому может служить мнение Госпредпринимательства (письмо от 28.12.2006 г.9522), который разъяснил, что вывеска на фасаде магазина, где реализуется товар, не является рекламой, поскольку она носит не рекламный характер, а информационный. При этом необходимо соблюдать следующее условие: вывеска не должна содержать ни одного призыва к приобретению товара (услуги), то есть на ней должно быть изображено только название магазина.

Рекламно-информационное оформление пункта мелкорозничной торговой точки**

Рекламно-информационное оформление пункта мелкорозничной торговой точки должно быть типовым для данного субъекта хозяйствования. На видном месте размещается свидетельство о госрегистрации, информация в виде адреса и номера телефона предпринимателя, которому принадлежит этот пункт, фамилия, имя и отчество продавца, а также режим работы (п. 21 Правил № 369).

** Попутно отметим, что в случае если предприниматель открывает новый магазин и проводит его презентацию (раздает бесплатные прайс-листы, подарки), которая является рекламным мероприятием, налог с рекламы уплачивать не надо (письмо ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г.693/10/15-508). При этом у предпринимателя не возникает дохода. В письме от 23.10.2000 г.5837/6/15-1116 ГНАУ разъяснила, что если бесплатное распространение товаров (работ, услуг) в рекламных целях можно четко идентифицировать как рекламу, то стоимость таких товаров не включается в состав валовых доходов.

Стационарные пункты мелкорозничной торговой сети, как правило, должны быть типовыми, соответствовать требованиям нормативных документов по санитарии, охране труда, технике безопасности, эстетичным требованиям, архитектурно вписываться в окружающую среду.

Если осуществляется выездная (выносная) торговля, а также продажа товаров с использованием других нестационарных средств, то на рабочем месте продавца-предпринимателя устанавливается табличка с указанием фамилии, имени и отчества продавца; сведения о ФЛП, который организовал торговлю: фамилия, имя и отчество, номер свидетельства о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего такую регистрацию. Все сведения оформляются в соответствии с законодательством о языках (п. 12 Порядка
№ 833).

На кузовах автомагазинов, автокафе, авторазвозок, автоприцепов, автоцистерн краской наносится четкая надпись, которая указывает наименование, адрес предпринимателя, номер точки передвижной торговой сети и номер телефона ФЛП. На автотранспорт, который перевозит продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт.

«Уголок потребителя»

«Уголок потребителя» оборудуется предпринимателем в обязательном порядке в торговой точке на видном месте в целях предоставления покупателям надлежащей информации (ч. 2
п. 10 Порядка № 833).
В соответствии с Порядком № 833 в «Уголке потребителя» должны размещаться: информация о наименовании собственника; книга отзывов и предложений
(о ней мы скажем ниже);
адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей; торговый патент; лицензия.

Обратите внимание: по требованию потребителя (т. е. покупателя) предприниматель должен предоставить ему Порядок № 833, Закон № 1023, санитарные нормы, ветеринарные документы, правила продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией предпринимателя.

Если субъект хозяйствования проигнорировал требования Порядка № 833 и не разместил в торговом зале указанную выше информацию или документ для покупателей, то за такое нарушение ему грозит административный штраф. Так, согласно ст. 155 КоАП за нарушение правил торговли и предоставления услуг на предпринимателя может налагаться штраф в размере от 1 до 10 ННМДГ (от 17 до 170 грн.). За повторные действия в течение года — от 5 до 27 ННМДГ (от 85 до 459 грн.). Штраф налагается органами, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей.

Книга отзывов и предложений

Книга отзывов и предложений предназначена для поддержания прямой связи с покупателем. Она позволяет вовремя отреагировать на претензию клиента.

Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения Книги, является Инструкция о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭСторга Украины от 24.06.96 г. № 349 (далее — Инструкция № 349).

Согласно п. 1 Инструкции № 349 Книгу ведут предприятия розничной торговли и заведения ресторанного хозяйства независимо от формы собственности. Несмотря на то что предприниматели здесь не указаны, на практике это требование распространяется и на них. Книга должна находиться в каждом отделе торговой точки и быть доступна покупателю (ее помещают в открытом футляре в «Уголке потребителя» согласно п. 10 Порядка № 833).

Книга должна быть пронумерована, прошнурована и удостоверена подписью предпринимателя, а также печатью (если такова имеется у ФЛП) (п. 17 Инструкции № 349). На титульном листе Книги приводится информация о названии субъекта хозяйственной деятельности, магазина, его регистрационный номер, адрес и дата выдачи Книги предпринимателю. Сведения о местных органах по защите прав потребителей и отделах по вопросам торговли, а также полный текст Инструкции № 349 приводятся на первом листе Книги. Дата выдачи Книги и название торговой точки, получившей ее, фиксируются в специальном журнале учета.

Продавец (наемный работник), действия которого вызвали недовольство, должен не позднее следующего дня сообщить об этом предпринимателю, а также написать объяснения по поводу его возникновения (п. 6 Инструкции № 349). Предприниматель должен в течение 7 дней рассмотреть внесенные замечания, предложения и жалобы, а также принять соответствующие меры по устранению выявленных недостатков. В случае если ликвидировать причину инцидента или выполнить предложения покупателя в недельный срок не получится, срок продлевается до 15 дней.

Заполненная Книга вместе с отчетом по жалобе и мерах по ликвидации ее причины остается у предпринимателя на хранение, о чем делается соответствующая запись в специальном журнале (приложение 2 к Инструкции № 349). Хранится она в течение 1 года. Если Книга не была заполнена на протяжении календарного года, ее можно использовать в следующем году. Если в Книге заполняется третий с конца бланк для заявлений, то в течение 5 дней ее необходимо заменить на новую (п. 16 Инструкции № 349).

Если Книга по каким-либо причинам отсутствует, предпринимателю грозит штраф в размере от 17 до 170 грн. (ст. 155 КоАП).

Техническое обеспечение торговой точки

Предприниматель самостоятельно решает вопросы обеспечения торговой точки оборудованием (холодильным, подъемно-транспортным, весоизмерительным и т. п.), регистраторами расчетных операций (РРО) в соответствии с законодательством и нормативными документами.

1. Средства измерительной техники, используемые в торговой деятельности, должны быть в исправном состоянии, иметь поверочное клеймо и проходить периодическую поверку в установленном законодательством порядке (п. 11 Порядка № 833).

2. Регистраторы расчетных операций (РРО). Согласно нормам ст. 1 Закона о РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие операции по расчетам в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, должны применять РРО.

Субъекты предпринимательской деятельности, которые могут осуществлять продажу товаров без применения РРО, определены в ст. 9 Закона о РРО. Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием расчетных книжек (РК) и книг учета расчетных операций (КУРО), утвержден постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Внимание! К регистрации принимаются РРО, модификации которых включены в
Государственный реестр РРО.

Заметим, что на практике встречаются случаи, когда предприниматели для удобства учета движения товаров (приход-расход) самостоятельно устанавливают и используют РРО (без выдачи чека покупателю и сдачи соответствующей отчетности в налоговые органы).

3. Платежные терминалы. Следует обратить внимание, что торговые точки предпринимателя на общей системе налогообложения, у которых годовой объем расчетных операций по продаже товаров превышает 5 млн грн., должны принимать оплату за проданные товары с применением специальных платежных средств (банковских платежных карточек). Это требование установлено п. 2 постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.03.2006 г. № 377. Если предприниматель имеет несколько торговых точек, то объем расчетных операций в 5 млн грн. определяется по каждому магазину.

Кроме того, если предприниматель имеет торговую точку с площадью торгового зала от 400 кв. м, то он также обязательно устанавливает платежный терминал.

Итак, платежный терминал применяется, если объем расчетных операций с начала года достигает 5 млн грн., а также при продаже товаров в торговом зале площадью от 400 кв. м.

Заметим, что на практике встречаются случаи, когда предприниматели, для удобства покупателей, несмотря на то что они не попадают под требования оборудования платежных терминалов (например, площадь зала меньше требуемого), устанавливают их самостоятельно.

Требования к торговой точке в случае продажи «табачки» и «алкоголки»

Для осуществления торговли алкогольными напитками необходимо обеспечить подходящими условиями помещения для розничной торговли алкогольными напитками согласно санитарно-техническим, санитарно-гигиеническим, технологическим, противопожарным и другим нормам.

Заметим, что для занятия деятельностью по торговле алкогольными напитками необходимо торговое помещение (здание) площадью не менее 20 кв. м, оборудованное соответствующим торгово-технологическим оснащением (витрины, прилавки и т. п.), сигнализацией, с достаточным освещением, отоплением и вентиляцией. А в случаях, предусмотренных законодательством, нужно обеспечить условия для применения РРО, хранения материальных ценностей.

Помещения, в которых хранятся алкогольные напитки, должны хорошо вентилироваться, не иметь постороннего запаха, быть непроницаемыми для прямых лучей света, а также оборудованы охранной сигнализацией. Алкогольные напитки размещаются в помещениях для хранения по группам, видам, маркам. Закупоренные бутылки с алкогольными напитками хранят в горизонтальном положении с целью предотвращения высыхания пробки, а бутылки с другой укупоркой — в вертикальном положении.

Температурный режим хранения алкогольных напитков установлен п. 18 Правил розничной торговли алкогольными напитками, утвержденных постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854.

Помещения для хранения табачных изделий должны быть отделены от торгового зала противопожарными перегородками, оснащены охранной и противопожарной сигнализацией; быть сухими, чистыми, хорошо вентилируемыми, затемненными, с относительной влажностью воздуха 60 ± 10%.

Ящики с табачными изделиями должны размещаться на поддонах, брусках или других конструкциях (устройствах) на высоте не менее 10 см от пола с промежутками для циркуляции воздуха в штабелях высотой, делающей невозможной деформацию нижнего ящика. Расстояние от штабеля до источника тепла и стен должно быть не менее 1 м.

Не допускается хранение табачных изделий в одном помещении вместе с продуктами, которые быстро портятся, и товарами, имеющими запах и свойство вбирать запах.

За нарушение правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями (а именно: торговля алкогольными напитками или табачными изделиями в неприспособленных для этого помещениях или в других запрещенных местах предусмотрен административный штраф в размере от 5 до 20 ННМДГ (от 85 до 340 грн.) (ч. 2 ст. 156 КоАП).

В соответствии со ст. 15 Закона № 481 хранение алкогольных напитков и табачных изделий осуществляется в местах хранения, внесенных в Единый реестр, независимо от того, кому принадлежит такое место хранения. Внесение мест хранения в Единый реестр осуществляется на основании следующих документов: заявления установленного образца; нотариально заверенной копии лицензии на соответствующий вид деятельности; документа, подтверждающего право пользования помещением. Эти документы необходимо предоставить в Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНАУ. Справка о внесении места хранения в Единый реестр выдается в течение 7 календарных дней со дня подачи заявления. Она должна находиться в месте хранения и предъявляться работникам контролирующих органов, которые уполномочены осуществлять проверки.

Единый реестр представляет собой перечень мест, используемых для хранения спирта, и помещений для хранения алкогольных напитков и табачных изделий.

В случае изменения сведений, занесенных в Единый реестр, предприниматель обязан подать соответствующее заявление. В течение 7 календарных дней с даты подачи заявления орган государственной службы вносит изменения в Единый реестр и выдает справку, оформленную с учетом изменений.

В соответствии с приказом ГНАУ от 28.05.2002 г. № 251 в Единый реестр вносятся: сведения о заявителе — идентификационный код (номер), наименование (фамилия, имя, отчество), местонахождение или место проживания, серия и номер лицензии, выданной заявителю на определенный вид деятельности; сведения о месте хранения — местонахождение, площадь места хранения, вид продукции, которая хранится; дата включения места хранения в Единый реестр; серия, номер и дата выдачи справки о внесении места хранения в Единый реестр.

В случае хранения алкогольных напитков и табачных изделий в местах, не внесенных в Единый реестр, к субъектам предпринимательской деятельности применяются штрафные санкции в размере 100% стоимости товара, который находился в таком месте, но не менее 1 700 грн.

Внимание! Помимо штрафных санкций за хранение, применяемых к предпринимателю, осуществляющему торговлю алкогольной и табачной продукцией, могут также применяться и административные санкции. Так, за хранение или транспортировку алкогольных напитков или табачных изделий, на которых нет надлежащим образом размещенных марок акцизного сбора, либо с поддельными или фальсифицированными марками акцизного сбора на продавцов этих товаров налагается штраф в размере от 20 до 100 ННМДГ (от 340 до 1 700 грн.) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий (ч. 1 ст. 1645 КоАП).

Еще по теме:

  • Банкротство организации и выплаты работникам Банкротство предприятия: выплаты работникам Актуально на: 18 июля 2017 г. При банкротстве предприятия сотрудников увольняют и выплачивают им не только зарплату за отработанное время и […]
  • Брачный контракт торрент Брачный контракт торрент Год выпуска : 2009 Страна : Россия Жанр : сериал, комедия, детектив, приключения Продолжительность : 16 серий Перевод : Оригинал Режиссер : Андрей Черных В ролях […]
  • Права инспектора дпс 2014 Должен ли инспектор ДПС ГИБДД помогать людям? Должен ли инспектор ДПС ГИБДД помогать людям? Скажу сразу: должен. Во-первых, он как «ДПСник» обязан помогать людям как участникам дорожного […]
  • Срок возврата долга установлен Можно ли вернуть деньги, если в расписке не указан срок возврата долга? У меня есть рукописная расписка от 2009года по которой так и не дождалась возврата денег. В расписке не указан срок […]
  • Налоговый кодекс рф статья 88 Статья 88. Камеральная налоговая проверка Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 88 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в […]
  • Протокол по ст 527 коап рф О применении ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ В 2009 году Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области по статье 20.25.ч.1 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок составлено 122 […]