Высшие органы судебной власти россии

Высшие органы судебной власти РФ

Главная » Все дисциплины » Политология » Высшие органы судебной власти РФ

Судебная власть описана в статье 118 Конституции РФ. И согласно этой статье федеральный уровень судебной системы представляет Верховный суд РФ. Каждый судья назначается верховным советом РФ. Лишить полномочий судьи может только квалифицированные коллегии судей. На уровне регионов тоже действуют верховные судьи.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный суд. Особое место в системе судебной власти РФ занимает Конституционный суд, дающий заключения о соответствии законов, решений, договоров, высшему закону страны — Конституции.

Неотъемлемым элементом судебной системы РФ является прокуратура, отвечающая за точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами страны.

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИИ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — демократическое федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

В соответствии с Конституцией (ст. 1)

Его демократизм находит выражение, прежде всего в:

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами. Его важнейшим принципом является верховенство права.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация провозглашается социальным государством (ст. 7). Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Конституции указывается, что Российская Федерация является светским государством (ст. 14). Это значит, что в ней религиозные объединения отделены от государства, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

— Президент Российской Федерации,

— Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА является ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ. Полномочия Президента РФ подразделяются на:

полномочия в области государственного управления

в сфере законодательной деятельности

Судебные органы Российской Федерации

Судом называется орган государственной власти, реализующий функцию правосудия в виде рассмотрения всех категорий дел, предусмотренных законом конкретного государства.

После того как в 1996 году в России был принят конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», сформировалась единая система судебных органов.

Она в нашей стране представлена органами двух уровней:

1) федеральные суды — условно говоря, органы общероссийского масштаба. К ним относят Конституционный суд Российской Федерации, Дисциплинарное судебное присутствие, Суд по интеллектуальным правам. Кроме того, федеральными являются суды общей юрисдикции и арбитражи;

2) суды субъектов РФ — конституционные и мировые суды, подчиняющиеся федеральным.

В судебной системе Российской Федерации органы сгруппированы в соответствии со своей инстанцией:

1) первой инстанции — низший уровень представлен городскими и районными судами, военными судами гарнизонов и арбитражными судами субъектов РФ;

2) второй инстанции — суды субъектов РФ, в том числе федеральные арбитражные и арбитражные апелляционные суды;

3) суды высшей инстанции — Конституционный , Высший арбитражный и Верховный .

Конституционный суд в нашей стране в первый раз был выбран Съездом народных депутатов в 1991 году и состоял из 13 членов, один из которых был председателем. А с 1995 года по решению президента Ельцина в его состав входит 19 судей, при этом у председателя появились два заместителя. Конституционный суд исследует нормативные правовые акты на предмет соответствия Конституции. По указу президента с 2008 он переехал из Москвы в Санкт-Петербург и занял здание Сената.

Верховый суд РФ в свою очередь отвечает за дела судов общей юрисдикции, а также за военные трибуналы. Также он исследует и суммирует судебную практику, разбирает данные статистики и поясняет различные вопросы судебной практики.

Высший Арбитражный суд разрешает экономические споры граждан, принимает апелляции в арбитраж в последней инстанции и является первостепенным органом арбитражной системы.

Соответственно описанной схеме в подчинении каждого из органов высшей инстанции находятся суды низших инстанций. Рассмотрим структуру подчинения на примере арбитражной системы.

На следующем после Высшего Арбитражного суда уровне располагаются 10 федеральных арбитражей округов. Они являются кассационной инстанцией, то есть занимаются ревизией обоснованности и легитимности постановлений нижестоящего арбитража, обладающих законной силой и ещё не принятых.

Далее идут арбитражные апелляционные суды — органы апелляционной инстанции. В Российской Федерации действуют по 2 таких органа на каждый из 10 судебных округов. В такие ведомства подаётся апелляция в арбитраж, то есть заявление с целью оспаривания не вступивших в силу решений .

На низшем уровне находятся арбитражи субъектов Российской Федерации. Например, в Санкт-Петербурге – это Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кстати этот орган судебной системы Российской Федерации является одним из наиболее крупных подразделений не только в своём округе, но и в целом по стране.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного Округа осуществляет контроль решений, принимаемых в арбитражах субъектов округа. Также в компетенции Федерального арбитражного суда Северо-Западного Округа — проверка и координация производства судебных актов в своём федеральном округе.

В арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области осуществляется рассмотрение дел в первой инстанции, а кроме того вторичное рассмотрение актов в случае появления новых обстоятельств.

20. Судебная власть: структура и функции

В Конституции РФ сказано, что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Конституция РФ определяет структуру судебных органов власти, которая состоит из:

1)Конституционный суд РФ (состоит из 19 судей), рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры. Конституционный суд РФ по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, судов и др. органов власти разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов, конституций субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

2) Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3)Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4) Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Функции судебной власти:

А)Конституционный контроль — контроль за изданием нормативных актов и действиями государственных органов и высших должностных лиц в целях соответствия их требованиям, содержащимся в Конституции РФ.

Б) Правосудие — это деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при обязательном соблюдении закона, обеспечение законности, обоснованности и справедливости судебных решений.

В)Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц (контроль за законностью решений и действий правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений и осуществление оперативно-розыскных действий)

Г) Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений.

Д) Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом

Судьи несменяемы.Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Судьи неприкосновенны.Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

21.Конституционный суд РФ: структура, полномочия и компетенция

Конституцио́нный Cуд Росси́йской Федера́ции (в текстах Конституции РФ и российских нормативных актов второе слово пишется с прописной буквы — Конституционный Суд; написание суд со строчной буквы является нормативным) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента.

Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.

По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

6. Судебная власть в Российской Федерации

В последующем его назначение и полномочия достаточно широко фиксируются. В частности, в последнем варианте отражено то, что КС есть высший орган судебной власти по защите конституционного строя РФ. В отношении компетенции КС проект воспроизводит уже действовавшие правовые нормы.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами (статья 11 Конституции РФ). Особое положение судов в государственном механизме предопределяется стоящими перед ними задачами, ответственными обязанностями, наконец характером деятельности, в ходе которой могут существенно затрагиваться права и свободы граждан, права и законные интересы различных органов, учреждений и организаций.

В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения конституции, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов — Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается конституцией и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

Судебную власть уполномочены осуществлять только суды, входящие в судебную систему России. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).

Единство судебной системы находит свое выражение:

? в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей;

? в единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов;

? в единстве правового статуса судей;

? в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов;

? в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

Судебная власть осуществляется различными правовыми способами в следующих формах:

1) Путем конституционного производства, т. е. разрешения дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и других актов (статья 3 Закона о Конституционном Суде).

2) Путем осуществления правосудия судами общей юрисдикции, т. е. рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях — в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

3) Путем арбитражного разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления, т. е. арбитражного судопроизводства.

Принципами правосудия в Российской Федерации являются: 1) осуществление правосудия только судом; 2) осуществление правосудия в точном соответствии с законом; 3) положение о порядке назначения судей; 4) право граждан на судебную защиту; 5) равенство граждан перед судом и законом; 6) независимость судей и подчинение их только закону; 7) коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия; 8) участие в осуществлении правосудия представителей народа; 9) открытое разбирательство дел во всех судах; 10) национальный язык судопроизводства; 11) равенство сторон и состязательность процесса; 12) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; 13) презумпция невиновности; 14) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела; 15) судебный надзор.

Суды в Российской Федерации (ФКЗ «О судебной системе РФ» (Статья 4).

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:

? Конституционный Суд Российской Федерации;

? Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

? Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе» (ст. 4) в Российской Федерации действуют следующие суды:

? Конституционный Суд РФ;

? система судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ.

? система федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ;

? конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционным суде Российской Федерации». Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Организационные формы конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.

Полномочия КС РФ. 1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

6. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (Статья 125 Конституции РФ).

Основные вопросы, поставленные гражданами, их объединениями и государственными органами в своих обращениях в Конституционный Суд РФ (с 1 января 1995 г. по 31 декабря 2006 г.)

Перечень основных вопросов,

содержащихся в обращениях Количество обращений,

поступивших в КС РФ Защита конституционных прав

и свобод граждан 37733 Равенство прав и свобод 659 Охрана трудовых прав 3818 Охрана жилищных прав 5993 Здравоохранение 427 Образование 179 Социальная защита 22663 Гражданство, въезд в РФ и выезд из РФ 890 Иные вопросы по защите конституционных

прав и свобод граждан 3104 Источник: официальный сайт Конституционного Суда РФ.

Система арбитражных судов в Российской Федерации возглавляется Высшим арбитражным судом Российской Федерации, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами и, соответственно, выступает вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (Статья 127 Конституции РФ).

Помимо осуществления правосудия на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации возложена реализация следующих функций: 1) осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью арбитражных судов.

2) разъяснения по вопросам судебной практики.

Федеральный арбитражный суд округа (в соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации функционирует 10 таких судов — по числу округов). В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Арбитражный апелляционный суд (в настоящее время действует 20 апелляционных судов в системе арбитражных судов) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практик (Статья 126 Конституции РФ).

Судебные инстанции. Суды делятся на судебные инстанции в соответствии с выполняемыми ими функциями (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений). В гражданском и уголовном процессе различают: суды первой, кассационной и надзорной инстанций.

Суд первой инстанции — это суд, уполномоченный принимать решение по существу вопросов, основных для данного дела. Это именно тот суд, в который обычно обращаются граждане. Решения или приговоры этих судов — до вступления их в законную силу — могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции. При рассмотрении гражданского дела суд первой инстанции обязан заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства. В качестве суда первой инстанции может выступить любой суд, в том числе высшие суды.

Суд второй (кассационной) инстанции. Суд второй (кассационной) инстанции — суд, рассматривающий дело по кассационной жалобе или протесту на решения и приговоры суда первой инстанции, не вступившие в законную силу. Это именно тот суд, в который граждане обращаются с кассационной жалобой. После рассмотрения дела судом кассационной инстанции решение суда первой инстанции либо вступает в законную силу, либо отменяется и передается на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В качестве суда кассационной инстанции может выступить любой суд, кроме судов основного звена. Исключение. Кассационной инстанцией для мирового суда является суд основного звена.

Надзорная инстанция — суды, обладающие правом проверять законность и обоснованность решений и приговоров суда, уже вступивших в законную силу. Пересмотр решений или приговоров суда, вступивших в законную силу, возможно только в порядке судебного надзора в случае принесения протеста на судебные решения или приговоры прокурором или председателем суда субъекта Федерации, Генеральным прокурором, Председателем Верховного Суда РФ или их заместителями.

Вышестоящей судебной инстанцией называют суды, занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду. Так, например, кассационная инстанция является вышестоящей для судов первой инстанции. Высшей судебной инстанцией называют Верховный Суд РФ, а также Высший арбитражный суд РФ.

Институт мировых судей. Мировые суды впервые были созданы в Англии (в XIV веке), во Франции (в XVIII веке), в России — в 1864 году. Однако уже в 1889 году мировые суды в России были упразднены, а их восстановление началось в 1912 году. Мировые судьи избирались земским собранием или городской думой. В 1917 году восстановление еще не было полностью закончено, а существование мировых судов вновь прекратилось в результате революции. В 1996 году было предусмотрено восстановление мировых судов.

Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов власти и лиц. То есть для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Категории дел, рассматриваемые мировым судьей: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; 5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом; 9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Институт присяжных заседателей. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее — суды).

Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Уставный Суд (на примере субъекта РФ города федерального значения Санкт-Петербурга). П. 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга определил: «Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют: высший и единственный законодательный орган государственной власти — Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; Правительство Санкт-Петербурга — высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт-Петербурга — Губернатором Санкт-Петербурга, и возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, составляющие систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга — Администрацию Санкт-Петербурга; судебные органы государственной власти — Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи».

С учреждением в Санкт-Петербурге Уставного суда был в полной мере реализован конституционный принцип разделения властей и сформированы все ветви власти Субъекта Федерации.

Пункт 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга определил круг полномочий Уставного суда СПб: «Уставный суд Санкт-Петербурга создается для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга, а также для официального толкования Устава Санкт-Петербурга».

В п. 1 статьи 1 Закона СПб «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» написано, что «Уставный суд Санкт-Петербурга — судебный орган, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть». В него могут обратиться губернатор, Законодательное Собрание, группа депутатов Законодательного Собрания (не менее пяти человек), органы местного самоуправления муниципальных образований, а также в ряде случаев, предусмотренных в Законе Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга», отдельные граждане. Основанием к рассмотрению дела служит неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Санкт-Петербурга какой-либо региональный закон или нормативный правовой акт или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава Санкт-Петербурга. Обращение в суд возможно в двух формах — запрос или жалоба. Постановление Уставного суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения

Судебная власть Российской Федерации

Судебной власти Российской Федерации посвящена гл. 7 Конституции РФ. Судебная власть – это ветвь государственной власти в Российской Федерации (наряду с законодательной и исполнительной), основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе осуществлять правосудие. Правосудие – это деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства юридических вопросов (дел) и применению на основе закона государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

Главное предназначение судебной власти – обеспечение права граждан на судебную защиту. Известный английский правовой принцип: «право есть там, где есть защита», – отображает самое существо деятельности судов и их место в системе государственной власти любой страны.

В Конституции РФ закреплен ряд принципов функционирования судебной власти, которые призваны создать необходимую правовую основу для реализации этого высокого предназначения судебной власти:

1) осуществление правосудия только судом (ст. 118);

2) независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120);

3) законность в деятельности судов. Это значит, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120);

4) обязательность судебных постановлений;

5) состязательность процесса и равноправие сторон в судебном процессе (ч. 3 ст. 123);

6) равенство всех перед законом и судом;

7) участие граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32);

8) гласность судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123);

9) презумпция невиновности (ст. 49);

10) недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50);

11) принцип национального языка судопроизводства и некоторые другие.

В соответствии со ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, а создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118).

В Российской Федерации существует единая судебная система, которая включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ. В свою очередь федеральные суды сами по себе являются весьма сложной системой, которая объединяет:

1) Конституционный Суд РФ;

2) трехзвенную систему федеральных судов общей юрисдикции:

Верховный Суд РФ;

верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

Кроме того, к федеральным судам общей юрисдикции относятся военные и специализированные суды, а также Военная коллегия в составе Верховного Суда РФ;

3) самостоятельную подсистему арбитражных судов, к которой относятся:

Высший Арбитражный Суд РФ;

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Рассматривая судебную систему России, представляется особенно важным выделить полномочия Конституционного Суда РФ и дать общую характеристику правового положения высших судов РФ.

Конституционный Суд РФ – высший орган судебной власти, осуществляющий ее посредством конституционною судопроизводства самостоятельно и независимо. Конституционный Суд РФ – это орган конституционного контроля, он расположен в Санкт-Петербурге.

Наряду с Конституционным Судом РФ конституционный контроль в нашей стране осуществляют в пределах собственных полномочий Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, органы прокуратуры. В отличие от них Конституционный Суд РФ осуществляет судебный конституционный контроль, поскольку решает именно задачи судебного органа.

В соответствии со своими полномочиями, закрепленными в Конституции РФ, Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

б) договоров между органами государственной власти федерального уровня и органами государственной власти регионального уровня, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

в) не вступивших в силу международных договоров РФ [1] ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими органами государственной власти субъектов РФ.

3) проверяет конституционность законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ);

4) дает толкование Конституции РФ по запросам лиц, определенных в ч. 5 ст. 125 Конституции РФ;

5) дает заключение по вопросу о соблюдении существующего порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ в процессе отрешения его от должности;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам, отнесенным к его ведению, осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему конституционным законодательством РФ.

В частности к иным полномочиям относятся:

• принятие регламента Конституционного Суда РФ, посланий Конституционного Суда РФ;

• дача заключений по запросам Президента РФ о соответствии Конституции РФ выдвижения инициативы по проведению референдума РФ или международного договора о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта.

Важной особенностью деятельности Конституционного Суда РФ является то, что он решает исключительно вопросы права. Это означает, что при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Он не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям.

Все решения Конституционного Суда РФ носят окончательный характер, не нуждаются в утверждении какого-либо иного органа, не могут быть отменены и являются обязательными к исполнению.

Существуют три вида решений Конституционного Суда РФ: постановления, заключения, определения.

Постановлениями именуются итоговые решения по существу вопроса в делах о проверке соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, по спорам о компетенции, о толковании Конституции РФ. Выносятся постановления именем Российской Федерации.

Заключениями являются итоговые решения Конституционного Суда РФ по делам о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, о соответствии Конституции РФ инициативы по проведению референдума РФ, соответствии Конституции РФ международного договора о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта.

Определения – это все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.

Конституция РФ не характеризует Конституционный Суд РФ в качестве высшего судебного органа, так как он не имеет нижестоящих по отношению к нему судов. Создаваемые в субъектах РФ конституционные (уставные) суды не являются нижестоящими по отношению к нему судами. Принимаемые ими решения носят окончательный характер и не могут быть предметом рассмотрения со стороны Конституционного Суда РФ.

Конституционные суды субъектов РФ (уставные суды) рассматривают:

• дела о соответствии конституциям (уставам) субъекта Федерации законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, а также органов местного самоуправления субъектов РФ;

• вопросы толкования конституций (уставов) субъектов РФ.

Практика создания конституционных (уставных) судов субъектов

Федерации не получила широкого распространения в России.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, а также дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой (единичные основания), второй инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным

арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

  • [1] Это единственное полномочие Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю. В отношении остальных нормативных правовых актов он осуществляет только последующий контроль (т.е. после вступления их в силу).

Еще по теме:

  • Жалоба на бездействие приставов по взысканию алиментов Обжалование действий и бездействия судебного пристава-исполнителя по алиментам И должник, и взыскатель, а также иные лица алиментных правоотношений (например, уполномоченные представители […]
  • Гражданский процесс основные правила Тема 15. Основные правила и принципы гражданского процесса Система принципов гражданского процессуального права Принцип законности Как в любой цивилизованной правовой стране, в […]
  • Дополнительные услуги страхования Что делать, если вам навязывают дополнительную страховку Автовладельцы продолжают обвинять страховые компании в навязывании дополнительных услуг при покупке ОСАГО и сетовать на трудности с […]
  • Как можно потратить материнский капитал до 3-х лет Можно ли использовать материнский капитал до 3 лет Материнский капитал — разновидность государственной социальной помощи для семей с двумя и более детьми, в которых второй или следующие […]
  • Сколько стоит тест днк на отцовство воронеж НАШИ УСЛУГИ НОВЫЕ СТАТЬИ // ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ // Установление отцовства теперь и по суду Установление отцовства, Любые ДНК анализы, Воронеж В Воронеже ДНК тест на установление отцовства […]
  • Как вернуть товар розетка Возврат товара в магазин Розетка Довелось недавно возвращать монитор 23 дюйма ASUS (возврат товара надлежащего качества) в интернет магазин Розетка в Киеве. расположение глаз после […]