Военные суды система и подсудность

§ 3. Подсудность дел военным судам

В соответствии с Законом о судебной системе военные суды создаются и действуют по территориальному признаку по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах

и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. В настоящее время подсудность уголовных дел военным судам определяется ч. 5-8 ст. 31 УПК и Федеральным законом «О военных судах Российской Федерации». Военные суды при определении подсудности руководствуются территориальным (место совершения преступления) и персональным (принадлежность субъекта преступления к военной службе) признаками. Из Закона «О военных судах Российской Федерации» следует, что военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются:

1) военнослужащие, которые по призыву или по контракту проходят в момент совершения преступления военную службу в Вооруженных Силах, а также в войсках Федеральной пограничной службы, внутренних войсках, железнодорожных войсках, войсках и органах Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также создаваемых в военное время специальных формированиях;

2) граждане, проходящие военные сборы;

3) граждане, уволенные с военной службы, и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены в период прохождения военной службы, военных сборов.

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 6 ст. 31 УПК в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Раздел III. Производство в суде

Уголовно-процессуальный закон определяет также подсудность уголовных дел о преступлениях военнослужащих и иных лиц, имеющих отношение к воинскому контингенту, который находится за границей России. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если: 1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации; 2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как и районный суд, военный суд соответствующего уровня принимают решения в ходе досудебного производства по уголовному делу, руководствуясь ч. 2 и 3 ст. 29 УПК.

Рассмотрение уголовных дел военными судами в отношении лиц, не являющихся военнослужащими, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5-8 ст. 31 УПК.

Дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах), рассматриваются окружными (флотскими) военными судами. Территориальный признак подсудности уголовных дел военным судам действует ограниченно. Подсудность определяется главным образом принадлежностью подсудимого к определенной военной части, гарнизону, соединению.

Военные суды система и подсудность

2.3.5 Военные суды / Правоохранительные органы Российской Федерации

Военные суды входят в единую судебную систему РФ, относятся к федеральным судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Это положение закреплено в ст. 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» [1] . Этим законом устанавливаются полномочия, порядок образования и деятельности военных судов.

Согласно ч.3. ст.4 ФКЗ «О судебной системе РФ», военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Количество военных судов и численность судей в них устанавливаются Верховным Судом РФ.

Статья 4 Закона о военных судах содержит перечень основных задач военных судов: ими является обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Военные суды независимы от военного командования и осуществляют правосудие самостоятельно, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства, руководствуясь общими для всех федеральных судов нормами материального и процессуального права. Судьи военных судов независимы в своей деятельности по осуществлению правосудия и никому не подотчетны [2] .

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст.8 Закона о военных судах).

ВОЕННЫЕ СУДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННЫЕ СУДЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 22 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» посвящена военным судам. Так, ч. 1 предусматривает: «Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба». Часть 2 дополняет, что военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора по новым или открывшимся обстоятельствам. Одновременно содержится отсылочная норма, что полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Таким нормативным актом является Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (далее — ФКЗ о военных судах), ч. 1 ст. 1 которого устанавливает: «Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами». Приведенные нормы указывают, что военные суды не исключены из судебной системы РФ. Определены следующие их видовые характеристики:

1) военные суды — федеральные суды 1 ;

2) военные суды — это суды общей юрисдикции, высшим звеном которой выступает Верховный Суд РФ;

3) военные суды осуществляют судебную власть (осуществляют правосудие от имени Российской Федерации [1] [2] ).

Военный суд руководствуется такими же процессуальными и материальными нормами, как и «гражданский» суд. Никакие специальные процессуальные кодексы, тем более секретные инструкции, в соответствии с которыми осуществляется судопроизводство, военными судами не используются. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах, не на территории закрытых воинских частей, что предполагает возможность их посещения правозащитниками, представителями общественности, адвокатами, любыми гражданами. К ним применим общий принцип создания и упразднения — только федеральным законом. Примером может служить Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 59-ФЗ «О создании и упразднении некоторых гарнизонных военных судов», в соответствии с которым создан Буденновский гарнизонный военный суд.

Статьей 4 ФКЗ о военных судах закреплены основные задачи военных судов, к которым относятся обеспечение и защита:

• нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

• нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

• нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Указанные задачи существенно приближают военные суды к общегражданским, ликвидируя их карательную сущность, которая нередко использовалась в истории Российского государства. Исходя из того, что военные суды решают те же задачи, что и общегражданские, в юридической литературе и практике высказывалось предложение об их ликвидации. Основные аргументы сводились к следующему:

а) военнослужащие такие же граждане России, значит, функционирование таких специализированных судов является отголоском прошлого и напоминает опыт создания сословных судов. Все это нарушает принцип равенства перед законом и судом;

б) отсутствие доверия самих военнослужащих к таким судам;

в) военные судьи, как лица, проходящие военную службу, не могут не руководствоваться принципами субординации к лицам старшим по званию. Это нарушает принцип независимости судей и подчинения только закону;

г) военные суды — скрытая форма чрезвычайных судов, что запрещено Конституцией РФ;

д) военные суды — наиболее закрытые суды, где минимизирован какой-либо общественный контроль.

Подобные аргументы привели к появлению законопроекта [3] , предлагавшего ликвидировать систему военной юстиции. Сторонники существования военных судов основываются также на ряде аргументов, главные из которых следующие:

• мировая практика существования аналогичных органов в других государствах;

• специфика военного законодательства.

Действительно, нельзя не отметить, что военные суды созданы во

многих странах. Например, в США военные суды органично входят в систему Министерства обороны, которому по многим вопросам и подчиняются. В 1992 г. комиссия Совета Европы не нашла нарушений общих принципов функционирования независимой судебной власти в вопросе создания военных судов.

Особый статус военных судов подчеркнут в постановлении Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П: «По смыслу указанных статей Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального конституционного закона “О военных судах Российской Федерации”, военные суды не являются чрезвычайными судами, — как и иные специализированные суды, они формируются в системе судов общей юрисдикции для рассмотрения определенной категории дел; принципы деятельности, объем полномочий и их реализация, порядок производства в этих судах, по существу, не отличаются от общего порядка и характеризуются лишь усилением специализации, целью которой является наиболее полное и квалифицированное рассмотрение той или иной категории дел, обладающих значительной спецификой, что присуще специализированным судам в современном демократическом правовом государстве».

Статья 7 ФКЗ о военных судах устанавливает подсудность дел военным судам. В первую группу входят гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» расшифровывает:

«К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Под воинскими должностными лицами понимаются должностные лица органов военного управления, командиры (начальники) воинских частей, начальники органов военной полиции, начальники гарнизонов, иные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выступающие от имени Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, принявшие оспариваемое решение, совершившие оспариваемые действия (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы заявителей, в том числе руководители управлений, департаментов, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Вторую группу составляют дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов. Статья 7 ФКЗ о военных судах разрешает вопрос о подсудности уголовного дела, в котором в качестве обвиняемого фигурируют как военнослужащие, так и гражданские лица: «Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом».

Третья группа дел, подсудных военному суду, — дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы. Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 г. № 5-ФКЗ 1 подсудность дел, рассматриваемых военными судами, расширена: «Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест».

Как видно, в основе подсудности военным судам лежит персональный признак, служебное положение участника процесса — статус военнослужащего. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:

• офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

• сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной.

В данном аспекте статус военнослужащих распространяется также и на граждан, призванных на военные сборы.

Можно выделить еще некоторые особенности подсудности дел военным судам. Так, военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

ФКЗ о военных судах также указывает, что подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами. Однако

Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5277.

Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31 -ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» не упоминают об особенностях функционирования военных судов в указанные периоды времени.

  • [1] Закон подчеркивает, что судопроизводство и делопроизводство в военных судах осуществляются только на русском языке.
  • [2] Военный суд — не товарищеский суд и не суд офицерской чести.
  • [3] Инициаторами выступили депутаты Государственной Думы РФ от фракции «Яблоко».

27. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система военных судов; их состав, структура, и компетенция.

ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ»

Эти суды являются Федеральными судами общей юрисдикции, осуществляющими суд.власть в вооруженных силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, а так же в федеральных органах исполнительной власти, которые предусмотрены федеральным законодательством о военной службе.

Военные суды образуются по месту дислокации военных частей и учреждений, и располагается в открытых для свободного доступа местах.

Общая подсудность дел.

Военные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы, а так же лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, если преступления были ими совершены в период прохождения службы или сборов.

Дела об административных правонарушениях, совершенные военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы.

Гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащими и лицам, проходящих военные сборы о нарушении их прав, свобод и законных интересов органов военного управления или воинскими должностными лицами.

Жалобы на действия, бездействия и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уг.делам, расследованиям в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

О заключении под стражу военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы и о продлении сроков содержания под стражей.

Об ограничении прав на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров и сообщений в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

Лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы вправе подать в военный суд иск или жалобу к организации военного управления или военным должностным лицам, если нарушение их прав произошло в период прохождения службы или сборов.

Система военных судов.

Их состав и компетенция.

1 Звеном явл. Гарнизонные военные суды.

По первой инстанции эти суды рассматривают все дела об административных правонарушениях, также гр., уг. и адм. дела относящиеся к подсудности военных судов, кроме тех которые отнесены к компетенции вышестоящих военных судов.

Приговоры и решения по этим делам могут быть обжалованы в кассационном и надзорном порядке в окружные (флотские) военные суды.

Кроме того гарнизонные военные суды рассматривают жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей, материалы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод и решает вопросы о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых.

Вторым звеном являются Окружные (флотские) военные суды.

Могут быть образованны суд. Коллегии и (или) судебные составы

Суд. Коллегии или суд. Составы в качестве 1-инстанции рассматривают гр. Дела, связанные с гос. Тайной, и уг.дела о преступлениях, подсудных обл. и соотв. Судам. Приговоры и решения по этим делам в кассационном и надзорном порядке могут быть обжалованы в Военную коллегию Верховного суда РФ.

В качестве суда 2 инстанции Судебные коллегии или судебные составы в кассационном порядке проверяют не вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

Президиум этих судов в надзорном порядке может проверять:

Кассационное определения, принятые окр (флотскими) военными судами.

Вступившие в силу приговоры военных судов

Вступившие в силу решения гарнизонных военных судов, только если они ранее обжаловались в кассационном порядке.

Постановление президиума может быть обжаловано в Военную коллегию Верховного суда в порядке надзора.

Военные суды Российской Федерации

Система военных судов была создана в эпоху правления Петра I. В соответствии с Кратким артикулом 1706 г. появились три вида военных судов: полковой, генеральный и скорорешительный.

Полковому суду были подсудны дела о преступлениях обер-офицеров и все дела о преступлениях, за которые полагалось лишение жизни, чести, чина и телесные наказания. Генеральному суду — дела о штаб-офицерах, о преступлениях, совершенных целыми воинскими частями, а также дела о преступлениях, связанных с интендантскими нарушениями, которые могли повлечь тяжелые последствия для войск. Скорорешительный суд действовал лишь в походах, а также в периоды осады крепости неприятелем1.

Дальнейшее развитие военных судов нашло отражение в Кратком изображении процессов или судебных тяжеб 1715 г.2 Данным актом была установлена система военных судов в России. Военные суды (кригерехты) подразделялись на генеральные и полковые суды.

Генеральному суду в первой инстанции были подсудны дела о государственных преступлениях, дела о преступления, совершенных целыми воинскими подразделениями или частями, а также гражданские и уголовные дела, касавшиеся генералов и штаб-офицеров. Полковому суду были подсудны все иные гражданские дела, а также дела о преступлениях, совершенных обер-офицерами и нижними чинами. Кроме того, военные суды рассматривали дела не только военнослужащих, но и других лиц, состоявших при армии.

Военно-судебный устав 1867 г. предусмотрел новую систему военных судов. В нее входили: полковые суды, военно-окружные суды, Главный военный суд (с двумя отделениями — в Сибири и на Кавказе). Данным документом была установлена новая система судов, действовавших в военно-морском ведомстве: экипажные, военно-морские суды в главных портах российского флота, а также Главный военно-морской суд. В 80-х гг. XIX в. были образованы суды пограничной стражи (по правилам, установленным для полковых судов).

Военно-судебный устав предусматривал учреждение временных военных судов, особых присутствий для рассмотрения протестов прокуроров и жалоб осужденных на приговоры военных судов по особо важным делам, особых военных судов и Верховного уголовного суда для рассмотрения дел о государственных преступлениях, совершенных военнослужащими, полевого военного суда и полевого Главного военного суда.

После Октябрьской революции 1917 г. слому подверглась и система военных судов. Принятый ВЦИК Декрет о суде № 1 от 24.11.1917 указал, что для разрешения уголовных дел на фронтах должны создаваться местные суды, избираемые полковыми Советами солдатских депутатов, а при их отсутствии — полковыми комитетами. С января 1918 г. все дела бывших военных судов передавались на рассмотрение местных народных судов и революционных трибуналов.

Приказом Народного комиссариата по военным делам от 28.07.1918 было утверждено Положение о фронтовых полковых (отрядных) местных судах. Указанные суды состояли из одного постоянного судьи и двух очередных заседателей. Судьи и заседатели избирались на трехмесячный срок всеобщим голосованием полка. Фронтовые местные суды рассматривали все уголовные дела, по которым обвиняемым грозило наказание до пяти лет лишения свободы. Дела, превышавшие подсудность фронтовых местных судов, должны были направляться в революционный трибунал или народные окружные суды.

В первый год гражданской войны по инициативе революционных военных советов стали организовываться военно-революционные трибуналы, также именовавшиеся военно-полевыми сессиями, чрезвычайными тройками. Для их руководства приказом Реввоенсовета от 19.10.1918 был учрежден революционный военный трибунал Республики. Данным органом была разработана Инструкция революционным военным трибуналам фронтов и армий, введенная в действие 8 января 1919 г.

Декретом ВЦИК от 20.11.1919 было принято Положение о революционных военных трибуналах1, в котором определялись общие начала деятельности данных органов, их структура, порядок образования, подсудность, порядок рассмотрения дел и разрешения уголовных дел.

При Военном совете войск внутренней охраны 11 января 1920 г. был создан революционный трибунал войск внутренней охраны, преобразованный в дальнейшем в Главный революционный военный трибунал войск внутренней охраны с подчинением ему всех революционных военных трибуналов войск внутренней охраны. В соответствии с декретом ВЦИК от 18.03.1920 «О революционных военных железнодорожных трибуналах»1 были созданы данные судебные органы. При Народном комиссариате путей сообщения был организован Главный военный железнодорожный трибунал, также были созданы трибуналы при управлениях железных дорог.

Декретом ВЦИК от 23.07.1921 «Об объединении всех революционных трибуналов Республики»2 был учрежден Единый верховный трибунал при ВЦИК, ставший кассационным органом и органом надзора для всех действовавших на территории страны трибуналов, а также судом первой инстанции по делам особой важности.

Постановлением ВЦИК от 11.11.1922 было введено в действие Положение о судоустройстве РСФСР3, в соответствии с которым устанавливалась единая система судебных учреждений (народный суд; губернский суд; Верховный суд). При этом для рассмотрения дел специальных категорий ввиду особой сложности, необходимости специальных знаний и навыков и по соображениям особой опасности отдельных категорий преступных деяний для военной мощи республики или ее хозяйственного преуспевания временно действовали специальные суды, среди которых были и военные трибуналы. Военно-судебные учреждения состояли из: военных трибуналов округов или фронтов — при реввоенсоветах военных округов или фронтов; военных трибуналов корпусов — при корпусах; дивизионных отделов окружных трибуналов — при дивизиях.

Судебный надзор за деятельностью военных трибуналов осуществлялся Военной коллегией Верховного Суда РСФСР (23 ноября 1923 г. она была преобразована в Военную коллегию Верховного Суда СССР).

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.08.1926 принято Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре. В соответствии с данным актом Военная коллегия Верховного Суда СССР согласовывала вопросы организации военно-судебных органов с Народным комиссариатом по военным и морским делам.

В годы Великой Отечественной войны подсудность дел военным трибуналам была существенно расширена. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. Одновременно Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий».

В военные трибуналы были реорганизованы линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Кроме того, 19 апреля 1943 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и их пособников». Рассмотрение таких дел возлагалось на военно-полевые суды, которые были созданы при дивизиях в составе председателя военного трибунала дивизии (председатель), начальника особого отдела дивизии и заместителя командира дивизии по политической части. Приговоры военно-полевых судов утверждались командирами дивизий.

Новое Положение о военных трибуналах было принято 25 декабря 1958 г. В соответствии с данным актом военные трибуналы действовали в округах, группах войск, флотах, армиях, флотилиях, воинских соединениях и гарнизонах. При необходимости могли быть созданы военные трибуналы видов вооруженных сил.

На переходном этапе по предложению Верховного Суда РСФСР с учетом суверенного права Российской Федерации на осуществление всей полноты власти на своей территории Президиум Верховного Совета РСФСР принял два постановления (от 28.12.1991 «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» и от 13.01.1992 «О военных трибуналах»), в соответствии с которыми Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР была включена в состав Верховного Суда РСФСР, а военные трибуналы, дислоцированные на территории РСФСР и в группах войск за рубежом, — в состав судебной системы РСФСР.

Согласно Закону РФ от 21.04.1992 № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» военные трибуналы были переименованы в военные суды и включены в судебную систему РФ.

В настоящее время военные суды, действующие в Российской Федерации, являются составной частью судов общей юрисдикции. Основанием их выделения в относительно обособленную подсистему явилась специфика рассматриваемых ими дел и привязка данных судебных органов к структуре Вооруженных Сил РФ. В остальном же военные суды действуют, как и остальные судебные органы, на основании федерального законодательства, а их должностные лица обладают общим статусом судей.

Некоторое время назад судьи военных судов обладали специальными воинскими званиями, однако от этого пришлось отказаться, поскольку данное положение негативно влияло на самостоятельность судей. Теперь судьи военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в том же порядке, что и остальные судьи, и на них распространяются все права и обязанности, присущие федеральному судье.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». В ст. 1 данного Закона указано, что военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ и федеральным законодательством. Осуществляя правосудие, военные суды рассматривают подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При рассмотрении и разрешении конкретных дел судьи используют материальное и процессуальное законодательство.

Основные задачи военных судов — обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» данным судам подсудны следующие категории дел:

— гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

— о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы или военных сборов, а также иные дела, отнесенные к компетенции военных судов в соответствии с УПК РФ;

— об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы;

— по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Граждане, уволенные с военной службы, а также граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы этих граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военные суды рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Если военные суды дислоцируются за пределами Российской Федерации, то им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, за исключением случаев, когда иной порядок закреплен в международном договоре РФ.

По уголовным делам, подсудным военным судам, эти суды правомочны принимать решения и в ходе досудебного производства (например, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога).

Систему военных судов составляют гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды. В составе Верховного Суда РФ действует Военная коллегия, которая является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к иным военным судам. Помимо этого, определенными полномочиями по отношению к военным судам обладают и иные структурные подразделения Верховного Суда РФ (например, Апелляционная коллегия).

Гарнизонный военный суд является судом первого звена подсистемы военных судов. Он создается и действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Гарнизонный военный суд возглавляет председатель. В составе суда есть заместители председателя и другие судьи.

Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» подсудность дел гарнизонному военному суду определена в качестве универсальной. В ст. 22 этого акта указано, что гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции все гражданские, административные и уголовные дела за исключением случаев, когда дела подсудны Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружному (флотскому) военному суду.

Кроме того, гарнизонный военный суд:

— рассматривает материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест;

— рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу;

— принимает решения в ходе досудебного производства по уголовным делам (о производстве ряда следственных действий, избрании ряда мер пресечения, которые ограничивают конституционные права и свободы лиц).

Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель гарнизонного суда является федеральным судьей и имеет все права и обязанности, входящие в статус судей. Помимо этого он обладает следующими полномочиями:

— участвует в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствует в судебных заседаниях;

— организует деятельность суда;

— распределяет обязанности между судьями;

— контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;

— представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Окружной <флотский) военный суд действует на территориях одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Данный судебный орган образуется и действует в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

В составе окружного (флотского) суда могут быть образованы судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также судебные составы. Данные коллегии реализуют основные функции по рассмотрению уголовных дел в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (последнее — если их решения, вступившие в законную силу, были впоследствии отменены по данным обстоятельствам вышестоящими судебными инстанциями).

Окружному (флотскому) военному суду подсудны следующие дела.

В первой инстанции данным судом рассматриваются гражданские дела, связанные с государственной тайной. В этом случае судопроизводство осуществляется по общим правилам, но в закрытом судебном заседании.

Уголовные дела окружным (флотским) военным судом рассматриваются в случаях, когда они по общему правилу подсудны суду субъекта РФ. К ним относятся уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, а также о некоторых преступлениях против правосудия, если подсудимыми являются военнослужащие или лица, которые были призваны на военные сборы.

В связи с тем что в окружном (флотском) военном суде имеется больше возможностей для обеспечения режима государственной тайны, к их подсудности относятся все уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

По ходатайству Генерального прокурора РФ или его заместителя уголовное дело о преступлениях террористической направленности, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц, по решению Верховного Суда РФ может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления.

Что касается иных полномочий, то окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права па исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

Действуя в качестве суда апелляционной инстанции, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Президиум окружного (флотского) военного суда образуется и действует в составе председателя, заместителя председателя (входят в состав президиума по должности), а также других судей данного судебного органа.

Президиум окружного (флотского) военного суда обладает рядом полномочий по пересмотру актов, принятых гарнизонным военным судом и вступивших в законную силу. Такие решения, приговоры, определения и постановления, а равно решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, могут быть пересмотрены в кассационном порядке.

Кроме того, президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Помимо процессуальных, президиум окружного (флотского) военного суда обладает рядом организационных полномочий:

— утверждает по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

— рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

— заслушивает отчеты председателей судебных коллегий окружных (флотских) военных судов о деятельности коллегий, рассматривает вопросы аппарата суда, утверждает по представлению председателя окружного (флотского) военного суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате военного суда;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель окружного (флотского) военного суда обладает следующими полномочиями:

— участвует в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствует в судебных заседаниях;

— организует деятельность суда;

— созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;

— распределяет обязанности между заместителями председателя суда;

— решает вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию либо судебный состав;

— контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;

— представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

В составе окружного (флотского) гарнизонного суда помимо должности председателя также выделяются должности заместителя председателя, заместителя председателя — председателя судебной коллегии или судебного состава, а также председателя судебного состава данного суда.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя — председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда обладает следующими полномочиями:

— участвует в рассмотрении дел соответствующими судебной коллегии или судебным составом и председательствует в судебных заседаниях;

— организует работу соответствующих судебной коллегии или судебного состава;

— контролирует работу аппаратов соответствующих судебной коллегии или судебного состава;

— осуществляет иные полномочия, установленные действующим законодательством, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда.

Если в структуре военного суда выделена должность председателя судебного состава, то он наделяется следующими полномочиями:

— участвует в рассмотрении дел судебным составом и председательствует в судебных заседаниях;

— организует работу судебного состава;

— контролирует работу аппарата судебного состава;

— осуществляет иные полномочия, установленные действующим законодательством, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда или председателем соответствующей судебной коллегии.

Военные суды гарнизонного и окружного уровня являются нижестоящими судебными инстанциями по отношению к Верховному Суду РФ. Решения нижестоящих военных судов в пределах своих полномочий проверяют Военная коллегия, Апелляционная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ.

Военная коллегия Верховного Суда РФ — непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам. Коллегия состоит из председателя, его заместителя и других судей.

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции:

— дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

— дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:

— на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;

— вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, а также на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

Кроме того, Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям па вступившие в законную силу решения и определения Военной коллегии и военных судов, если указанные судебные решения ранее были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном или кассационном порядке.

Еще по теме:

  • 1592 ук рф пленум Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. № 10 “О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации” В связи с вопросами, […]
  • Фсин статья 58 Выплаты при увольнении Положенные (не положенные) выплаты при увольнении сотрудника уголовно-исполнительной системы по ст. 58, пункт "п"? Ответы юристов (2) Подпункт «п» ст. 58 Положения […]
  • Учет договор цессии Договор цессии: бухгалтерские проводки у цессионария Актуально на: 20 февраля 2017 г. Цессия – это уступка требования кредитором другому лицу (п. 1 ст. 388 ГК РФ). Уступающий требование […]
  • Усыновление удочерение детей дипломная работа Дипломов.рф 8(800)775–28-83 Дипломов.рф - диссертации, дипломные работы, курсовые от профессионалов! Отправьте заявку авторам и узнайте стоимость Вашей работы. Свяжитесь с нами в один […]
  • Закон о ветеранах труда ст 22 и 23 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.95 N 5-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, […]
  • Работа начальник службы безопасности в воронеже Работа начальника службы безопасности в Воронеже По запросу работа начальником службы безопасности в Воронеже на сайте HotWork.ru собрано 4 вакансий. За эту неделю добавлено 11 свежих […]