Виды ответственность за земельные правонарушения

Виды ответственность за земельные правонарушения

§ 1. Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, зако­нодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев поло­жения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

В некоторых случаях отношения юридической ответственности за земельные правонарушения регулируются прямо земельным законодательством. К примеру, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за исполь­зованием и охраной земель при проведении земельной реформы» устанавливает меры административной ответственности за зе­мельные правонарушения. Однако эта практика не получила рас­пространения, и доминирует тенденция правового регулирования юридической ответственности за любые правонарушения, включая земельные, консолидированно в рамках специальных нормативных актов.

Юридическая ответственность — система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения право­нарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка зем- ^ лепользования, защиту субъективных прав на землю.

Одним из основных свойств юридической ответственности яв-? ляется ее государственный принудительный характер, выражаю­щийся в праве государства возлагать на соответствующего субъ­екта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблаго­приятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольне­ния, административные и уголовные штрафы, прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязаннос­ти компенсировать нанесенный ущерб и др.

Одновременно юридическая ответственность — это правоотно­шение, одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений яв­ляются граждане, должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений.

Таким образом, юридическая ответственность — государст­венное принуждение к исполнению требований права; правоотно­шение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Учитывая, что отношения юридической ответственности носят конфронтационный характер, в законодательстве большое внима­ние уделяется разработке гарантий равноправной защиты участ­вующих в данных отношениях сторон. Такими гарантиями служат детально разработанные процедуры привлечения к ответственнос­ти, нарушение которых со стороны государственных органов и должностных лиц является основанием для признания действий по привлечению к ответственности незаконными. Дополнительно в интересах защиты прав граждан и организаций активно развива­ются институт адвокатуры, механизмы обжалования решений о привлечении к ответственности в административном и судебном порядке.

Процессуальные отношения также регулируются консолидиро­вание и преимущественно находятся за пределами земельного права. Так, при привлечении к уголовной ответственности за зе­мельные преступления применяются нормы Уголовно-процессу-ального кодекса. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем. Однако имеются исключения. К примеру, порядок наложения административных штрафов установлен как административным законодательством — Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и земельным — Положением о порядке осуществления государственного контроля за использо­ванием и охраной земель в Российской Федерации, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответствен­ности за нарушение земельного законодательства .

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права. Соответственно выделяется уголов­ная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Прекращение прав собственности или пользова­ния земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридичес­ких лиц, допускающих правонарушения.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями.

наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие;

факт несоблюдения требований норм права, или правонаруше­ние, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; • наличие вины правонарушителя;

наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

Виды ответственности за совершение земельных правонарушений

Законодательством закреплены следующие формы ответственности за совершение земельных правонарушений.

Дисциплинарная ответственность за совершение земельных правонарушений предусмотрена в ст. 75 Земельного кодекса РФ. В ней речь идет о двух видах земельных правонарушений: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Субъектами дисциплинарного проступка выступают должностные лица и работники организаций. Согласно п. 2 ст. 75 Земельного кодекса РФ порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Субъектами земельных правонарушений, при совершении которых применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Виды земельных правонарушений, за совершение которых виновные привлекаются к административной ответственности, закреплены Кодексом об административных правонарушениях РФ 2001 г.

Уголовная ответственность к виновным применяется за совершение земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, или «земельного» преступления. В ст. 254 УК РФ предусмотрена ответственность за порчу земли, в ст. 170 — за регистрацию незаконных сделок с землей. Санкции уголовного и административного права применяются за земельные правонарушения на альтернативной основе, меры ответственности других отраслей права могут быть применены одновременно за одно и то же правонарушение. Поэтому согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Отношения, возникающие при причинении вреда земельными правонарушениями, регулируются ст. 76 Земельного кодекса РФ. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. В п. 2 ст. 75 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность лица, привлеченного к уголовной или административной ответственности за совершение земельного правонарушения, возместить причиненный нарушением вред.

ЗК РФ предусматривает основания прекращения прав на земельные участки — права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды (ст. 44-55 Земельного кодекса РФ). При этом принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды предусмотрено ЗК РФ как санкция за земельное правонарушение (специальная земельная ответственность.

  • Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства
  • Административная ответственность за нарушения земельного законодательства
  • Дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства
  • Прекращение права на земельный участок как специальная земельно-правовая ответственность

uristinfo.net

55. Ответственность за нарушения земельного законодательства: понятие и виды

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.
Юридическая (правовая) ответственность является одним из видов социальной ответственности и наступает только в случае совершения. конкретного правонарушения и состоит в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера.
Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.
Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:
— карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);
— правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);
— компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда). Юридическая ответственность, применяемая в отношении лиц, виновных в совершении того или иного земельного правонарушения, разделяется на виды:
1) административно-правовая ответственность. Этот вид ответственности наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования. Нормами КоАП РФ от 2001 г. предусмотрено множество составов административных правонарушений, совершенных в сфере охраны субъективных земельных прав и свобод, рационального использования и охраны земли, а также за нарушения правил обращения с земельными участками;
2) уголовно-правовая ответственность. Этот вид ответственности за нарушение требований земельного законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и представляют опасность для общества, государства или отдельных лиц;
3) гражданско-правовая ответственность применяется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правонарушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев. При этом она применяется независимо от привлечения виновных лиц к другим видам правовой ответственности. Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;
4) дисциплинарная ответственность за совершение земельного правонарушения регламентируется в ст. 75 ЗК РФ. Согласно этой статье должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей соответствующая организация понесла административную ответственность.
Эта ответственность применяется в результате совершения таких правонарушений, как: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, которые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Главная > Закон >Государство и право

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

2.1 Уголовная ответственность

2.2 Административная ответственность

2.3 Дисциплинарная ответственность

2.4 Гражданская ответственность

Список использованной литературы

Законодательством закреплены четыре основные формы юридической ответственности за земельные правонарушения:

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответствующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. При этом, гражданско-правовая ответственность, наступающая в случае причинения имущественного ущерба, может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дисциплинарной, административной ответственностью.

Дисциплинарная ответственность за совершение земельных правонарушений предусмотрена в ст.75 Земельного кодекса. В ней речь идет о двух видах земельных правонарушений: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Субъектами земельных правонарушений, за которые применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

В п.1 ст.74 Земельного кодекса, в отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991г., не содержится ни состав земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.

Административная ответственность за указанные правонарушения наступает, если они не впекут за собой уголовной ответственности. При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, или «земельного» преступления к виновным применяется уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом.

Отношения, возникающие при причинении вреда земельными правонарушениями, регулируются ст.76 Земельного кодекса РФ. В Земельном кодексе закреплена правовая формула, применяемая в гражданском законодательстве для регулирования отношений, возникающих из деликтов. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные пре­ступления применяется в соответствии с УК РФ.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответст­венности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению реше­ния суда предшествует проведение следствия правоохранитель­ными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Действующий УК предусматривает пять составов земельных преступлений. Согласно ст. 167 УК уголовная ответственность на­ступает за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Учитывая, что земля признается имуществом, данная статья распространяется на действия, направленные на уничтоже­ние или повреждение земель. Уничтожение означает приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния. Обязательным признаком данного правонарушения является наступление тяжких последствий: существенное ухудшение качест­ва и состояния земель, устранение которых требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат, уничтоже­ние отдельных природных объектов, деградация земель и иные негативные изменения, препятствующие их сохранению и право­мерному использованию .

Статья 168 УК предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторож­ности при наличии отягчающих обстоятельств. Отягчающими об­стоятельствами в данном случае является причинение в резуль­тате совершения правонарушения ущерба в крупном размере. Размер ущерба признается крупным, если он в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей за землю влечет применение мер уголовной ответственности по ст. 170 УК. Обязательным усло­вием, позволяющим квалифицировать такие действия как пре­ступление, является их совершение должностным лицом из ко­рыстной или личной заинтересованности с использованием своего служебного положения.

Статья 179 УК устанавливает уголовную ответственность за принуждение совершения сделки или отказ от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества. Данная статья распространяется на действия по совершению любых разрешенных гражданским и земельным за­конодательством сделок. Статья 254 УК устанавливает уголовную ответственность за отп­равление, загрязнение или иную порчу земли вредными продукта­ми хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста, ядохими­катами и иными опасными химическими или биологическими веще­ствами при их хранении, использовании и транспортировке, повлек­шие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Эти же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосто­рожности смерть человека, влекут более суровые меры наказания.

Порядок обращения с опасными продуктами и веществами установлен такими нормативными актами, как Федеральные зако­ны от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подзаконными актами, ведомственными инструкциями и правилами. Порча озна­чает частичное или полное уничтожение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий и выра­жается в потере физических и химических свойств почв и сниже­нии ценности земель.

Практика привлечения за земельные преступления известна мало. В целом существует скептическое отношение к экологичес­ким преступлениям, которые не считаются общественно опасными. Поэтому при обнаружении фактов загрязнения земель предпочте­ние отдается применению мер административной и гражданско-правовой ответственности. Выявление других земельных преступ­лений довольно сложно, что создает высокую латентность подобного рода незаконных действий.

В ст. 75 Земельного кодекса РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность, которой является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, свя­занных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относи­тельно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как админи­стративные правонарушения или преступления.

Как и другие формы ответственности, дисциплинарная наступает при наличии определенных условий и обстоятельств, широко применяется в земельных и иных природоресурсных отношениях.

Прежде всего, дисциплинарная ответственность за проступки может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г., вступившем в действие с 1 февраля 2002 г., уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в ор­ганизации.

В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — это относится к работникам ферм, цехов, установок, служб предприятий, учреждений, организаций, охотхозяйств.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров, норм экологического законодательства. В отличие от административной и уголовной ответственности законченного перечня дисциплинарных проступков не существует — их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Как правило, они должны быть отражены в инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке.

Дисциплинарная ответственность нередко оказывается более эффективной, чем другие виды ответственности. Это объясняется сравнитель­ной простотой процедуры выявления проступка (докладная, служебная записка) и наложения взыскания (после объяснения виновного издание приказа о замечании, выговоре или увольнении в соответствии со ст. 192 ТК РФ). Не должна смущать и относительная легкость наказания по сравнению с другими видами ответственности — главное не тяжесть, а неотвратимость наказания.

Ухудшение использования и охраны земель, всей экологической ситуации происходит в основном в сфере хозяйственной, производственной, учебной деятельности человека, где закла­дываются основы правосознания, осуществляется правовое воспитание и происходит становление правовой культуры граждан: состояние право­порядка на производстве оказывает решающее воздействие на порядок в обществе. Поэтому именно в сфере промышленного, сельскохозяйст­венного и иного производства следует искать основные причины право­нарушений в области обеспечения земельного и экологического правопо­рядка, качества окружающей среды.

Отсюда следует вывод — предупреждение дисциплинарных проступков, организация правопорядка на стадии производства является генеральным направлением профилактики дисциплинарных и иных правонарушений. Надо учитывать также и более широкий резонанс и воспитательное значе­ние наложения дисциплинарных взысканий, о которых, как правило, ши­роко оповещаются и хорошо информируются коллеги по работе.

Одним из видов дисциплинарного воздействия может служить депремирование, лишение иных средств поощрения: в современных условиях их набор достаточно широк и может служить хорошим рычагом воздей­ствия на работника.

Потенциал применения дисциплинарной ответственности использует­ся в настоящее время недостаточно. В общественном мнении существует стереотип о ее неэффективности — принято считать наиболее подходя­щей для злостных правонарушителей уголовную или в крайнем случае административную ответственность. Можно согласиться с тем, что для злостных правонарушителей наиболее подходящей действительно являет­ся уголовная ответственность, однако большинство субъектов правонару­шений не являются злостными и потому не могут считаться общественно вредными или опасными.

Виды ответственность за земельные правонарушения

Земельные правонарушения влекут за собой юридическую ответственность виновных субъектов. Согласно ч 1 ст 211. ЗК Украины граждане и юридические лица несут гражданскую, административную или уголовную соответствующих дальность соответствии с законодательством за совершенные земельные правонарушения. Возможность применения к лицам, виновным в совершении земельных правонарушений, дисциплинарной ответственности указанная статья пр ямо не предусматривает. Но из этого не следует, что привлечение нарушителей земельного законодательства к такой ответственности вообще исключаетсяється.

В основу классификации юридической ответственности за нарушение земельного законодательства положен характер санкций, которые применяются за совершение конкретного правонарушения. Согласно этому критерии ию ответственность в указанной сфере делится на: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарнуюу.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанности и противоправными действиями граждан и их объединений и юридических лиц. Государство возлагает юридическую ответственность на субъект объектов права независимо от их воли и желания. Поэтому эта ответственность имеет государственно-принудительный характер. Этим она отличается от социальной ответственности. Основная черта юридической ответственности — штрафной, карательное назначение. При этом кара — это не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с карательной — юридическая ответственность выполняет правовидновну функцию. Она способствует восстановлению субъективных прав лица или законных интересов государствдержави.

Правовые аспекты ответственности, связанной с земельным правом, требуют исследования — потому, что они имеют не узкоотраслевой, а комплексный характер. Эти аспекты являются предметом исследования различных отраслей зей права. Однако наука и отрасль земельного права консолидируют все научные разработки, превращая их в единую проблему со своей спецификой и особенностями предмета и метода земельно-правового регулированияня.

Земельное правонарушение — это общественно вредное виновное действие или бездействие, которое противоречит нормам земельного права. Земельные правонарушения представляют собой негативные социальные явления, поскольку посягают на а земельный строй и правопорядок, призван обеспечивать рациональное использование и охрану земель и защиту лиц, использующих земельные участки. Причинами правонарушений в области земельного права нередко есть недостатки правового регулирования земельных отношений, отсутствие надлежащего учета количества и качества земель, контроля за состоянием использования земельного фонда, недостаточная осведомленность нас елення относительно земельного законодательства тощщо.

Субъектами земельных нарушений могут быть как отдельные граждане и должностные лица, так и сотрудники предприятий, учреждений, организаций. Правонарушителями могут быть и государственные органы, незаконно распорных яджаються земельным фондом или допускают другие нарушения норм земельного права. Субъекты земельных правонарушений — физические и юридические лица — не обязательно являются землепользователями или субъектами земельных отношений. Земельные правонарушения могут совершать, например, проектные организации, разрабатывающие проекты землеустройства, строительства предприятий, застройки населенных пунктов тощощо.

Объектами земельных правонарушений могут быть нарушение права государственной, коллективной и частной собственности на землю, существующий порядок землепользования и охраны земель, права и интересы отдельных гром мадян, предприятий, учреждений и организаций. Таким образом, обобщенный объектом земельных правонарушений является земельный строй, установленный действующим законодательством.

Содержанием земельных правонарушений являются действия (или бездействие), которые противоречат требованиям норм земельного права. Они по своей природе являются общественно вредными и выступают в форме виновных действий или бездействия

В земельно-правовой литературе встречаются утверждения, согласно которым земельный правонарушение характеризуется четырьмя элементами (объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной) и ответственность за нарушение может наступать только при наличии всех этих элементов. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния правонарушителя, который посягает на земельные интерес и участников земельных отношений, например, уничтожение межевых знаков, самовольный захват участка и т.п.. Субъективная сторона земельного правонарушения представляет собой психическое отношение субъекта к вчиненог в противоправных деянияхня.

Земельное правонарушение является земельно-правовой ответственности, то есть применение предусмотренных нормами права санкций, которые получают выражение в таких способах воздействия на правонарушителей, которые могут бы быть применены только к субъектам земельных правоотношений. Они могут применяться к распорядителям земельного фонда, собственников земли и землепользователей. В этом заключается специфика земельно-правовой й ответственноститі.

Однако земельное право не содержит всего арсенала правовых санкций, рассчитанных на всестороннее воздействие на субъектов земельных правонарушений. Поэтому для борьбы с ними применяются санкции различных отраслей пр рава. Однако для этого необходимо, чтобы нарушение земельного законодательства было одновременно и нарушением правовых норм соответствующей отрасли права. В правовой литературе довольно распространенным является взгляд, согласно которого земельный правонарушении может быть основанием для применения мер уголовной, гражданско-правовой, административной или дисциплинарной ответственности, если оно одновременно является уголовным зло образом, гражданско-правовых нарушений, административного или дисциплинарного проступкаком.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения. Она направлена на исполнение правовых норм и существует наряду с дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовно-правовым принуждением. По сути, административная ответственность — это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы’. Административные правонарушения в сфере использования и охраны земель можно классифицировать по следующим группам:

а) правонарушения в сфере использования земельных участков. К числу таких правонарушений относятся невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ), использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и т.д.;

б) правонарушения, посягающие на земельный участок как природный объект, являющиеся и экологическими правонарушениями. В их числе нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6), нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) и т.д.;

в) правонарушения, посягающие на отношения собственности и иные права на земельный участок как объект недвижимого имущества. К ним относятся самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ), уничтожение межевых знаков (ст. 7.2), самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10);

г) правонарушения в сфере управления землями. К их числу относятся нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст. 19.21).

Составы земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, не объединены в одну главу КоАП РФ, а рассредоточены по нескольким главам. Единого органа, управомоченого рассматривать все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель, также не существует. Действует система таких органов. Например, согласно ст. 23.13 КоАП РФ органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный надзор за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.6-8.8 (ст. 23.21 КоАП РФ) и т.д.

Административная ответственность за земельные правонарушения может наступать в случае нарушения не только КоАП РФ, но и законов субъектов РФ, которые .могут предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф. Следует подчеркнуть, что в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены административные наказания только за нарушения земельно-правовых норм, закрепленных в законах соответствующего субъекта РФ. За нарушения норм федеральных законов административная ответственность устанавливается только КоАП РФ.

Существует достаточно примеров реализации субъектами РФ данного правомочия. Так, ст. 6.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11.06.2008 № 1693-ОД предусматривает административную ответственность за повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений па территориях общего пользования в населенных пунктах; ст. 7.1 — за нарушение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений; ст. 7.3 — за нарушение ограничений (обременении) пользования земельным участком и публичных сервитутов и т.д.

Еще по теме:

  • Геленджик воинская часть ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01256 ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01256 - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА Краткая справка Деятельность организации Реквизиты […]
  • Часть 4 гк рф 2012 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского […]
  • Поджог леса ук рф УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСОВ - экологическое преступление, предусмотренное ст. 261 УК РФ, представляет собой уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в […]
  • А серов жизнь после развода Александр Серов обвинил жену в изменах, алкоголизме и воровстве Также мужчина вспомнил про то, как откупился от отца с помощью крупной денежной суммы, лишь бы не общаться с родственником. […]
  • Статья 15 пункт 34 Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей […]
  • Отказ от прохождения медицинского освидетельствования 2014 гибдд Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения Отказ от медицинского освидетельствования Статья 12.26 КоАП Российской Федерации Порядок и правила оформления […]