Усыновление ребенка в костанае

Хотим взять ребенка из детского дома…

Green25:
Что нужно чтобы усыновить/удочерить ребенка? Можете ли вы выложить список документов? Помогает ли государство в этом деле?
Слышал краем уха, что когда местные пытаются усыновить/удочерить ребенка, им вставляют палки в колеса. Какие требования к усыновителям? Какой должен быть возраст усыновителей? Уровень дохода? Площадь жилья? Можно ли усыновлять/удочерять детей, национальность которых разниться с национальностью усыновителей?

Есть ли среди участников сайта те, кто уже усыновлял ребенка? Поделитесь опытом.
У нас проблема. нет детей. Жена уговаривает на ЭКО…. Приблизительно оценивая уровень ПРОДУМАННОСТИ врачей в Самаре, которые практикуют двукратную процедуру ЭКО (типа с первого раза не получилось (150000 рублей врачу в карман), я предполагаю, что ребенок обойдется мне в 2000000 тенге при УДАЧНОМ РАСКЛАДЕ. Таких денег нет. Найти можно, продав авто, разменяв дом на жилье поменьше…, и гипотетически остаться с НОСОМ.

Вот и думай. То ли усыновить/удочерить и спасти имеющуюся жизнь… То ли рыть до конца и добиться своего ребенка. А ведь потратив деньги на ЭКО, надо еще обеспечить ребенка и супругу… При том что денег уже не будет!

Как можно усыновить ребенка?

Спросите у проекта «Опекун».

Этот проект работает с 20 мая. Зайти туда можно через сайт проекта «Жизнь на ладони». В рубрике «Справочная» можно найти ответы на любые вопросы по данной теме. В том числе и на этот.

Согласно информации, предоставленной ГУ «Отдел образования акимата города Костаная», сначала нужно обратиться к ним. Адрес отдела образования: г. Костанай, ул. Павших Борцов, д. 108, кабинет № 101, контактные телефоны: 54-52-28, 54-96-66, 39-08-50 (телефон доверия). Там вам дадут направление, расскажут, какие документы нужно собрать, и ответят на все вопросы.

Есть разные формы устройства в семью – опека, патронат, гостевая семья. При всех формах и видах устройства ребенка в семью предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, пожелавших принять ребенка. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых, а также нет судимости за преступления против жизни и здоровья граждан.

Напоминаем, что на сайте проекта «Опекун»,вы можете посмотреть список детей детских домов и интернатов области, которых можно взять под опеку, оформить патронат или усыновить.

Усыновление ребенка

В Казахстане дан старт проекту «Открытая база данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На сайте www.usynovite.kz размещаются производные данные о детках, находящихся в детских домах и домах ребенка, в виде небольших анкет. Любая крупица информации ценна для потенциальных усыновителей, опекунов, и, возможно, поможет детям встретить своих мам и пап.

  • письменное заявление о желании усыновить ребенка;
  • заявление о проведении обследования жилищно-бытовых условий;
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • письменное согласие близких родственников на усыновление ребенка;
  • не менее трех рекомендательных писем друзей или соседей;
  • справки о размере совокупного дохода;
  • справку о семейном положении;
  • справки о состоянии здоровья, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;
  • справка об отсутствии судимости;
  • документ, подтверждающий наличие жилья;
  • заключение о возможности быть усыновителем, выданное органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, по месту регистрации в качестве кандидата в усыновители.

Банк данных детей — сирот:

  • осуществление учета детей, подлежащих устройству в семью (усыновление, опека, патронатное воспитание);
  • обеспечение доступа к неконфиденциальной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей данной категории в целях устройства в семьи;
  • сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на попечении государства в организациях для детей данной категории посредством устройства в семьи казахстанских граждан через возможные устройства детей в семью (усыновление, опека, патронатное воспитание);
  • способствование повышению правовой грамотности граждан Республики Казахстан в вопросах защиты прав детей, устройства ребенка в семью;
  • пропаганда высоких семейных ценностей граждан Республики Казахстан, направленная на воспитание патриотизма граждан, высокого уровня социальной ответственности, норм морали и позитивно-активного морального общества.

Требования к усыновителями:

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей по заботе о содержании своих подопечных, об обеспечении ухода за ними и лечении, защите их прав и интересов;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, согласно перечню заболеваний, установленному Правительством Республики Казахстан;
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации;
  • лиц, имеющих непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на момент усыновления;
  • лиц без гражданства;
  • лиц мужского пола, не состоящих в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав;
  • лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный на соответствующий финансовый год Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете»;
  • лиц, состоящих на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;
  • лица, не состоящие между собой в браке (супружестве), не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Какие дети подлежат усыновлению

Усыновлению подлежат дети, единственный или оба родителя которых:

  • умерли;
  • отказались от ребенка;
  • лишены и не восстановлены в родительских правах;
  • дали согласие на усыновление ребенка;
  • признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
  • неизвестны.

Отдам ребенка в дар: В Казахстане раздают ненужных детей

В Казахстан пришел новый вид «детского» мошенничества – в интернете появились странные объявления, в которых беременные или уже родившие девушки предлагают отдать своего ребенка в дар другой семье, сообщает NUR.KZ.

Одно из таких объявлений появилось Вконтакте — в алматинской группе «Отдам даром». Сообщение от девушки с предложением отдать своего собственного ребенка в дар вызвало шок и шквал возмущения казахстанцев.

«Здравствуйте, семейные пары, кто хочет усыновить ребенка пишите в личку, помогу! Нужна семья малышке! Отдаю в хорошую семью в связи с тяжелым положением», — пишет некто Анастасия Киселева.

Журналисты NUR.KZ связались с девушкой, чтобы узнать, что толкнуло ее на такой чудовищный шаг и нуждается ли она в какой-либо помощи. Далее – рассказ одной из наших журналисток.

Скриншот: Вконтакте/Отдам даром-Обмен: Место под Солнцем Алматы

Полнейший шок и отказ мозга

Это объявление шокировало меня, как и многих. В комментариях под предложением было множество гневных комментариев – «это что, щенок тебе какой-то», «ты больна на всю голову», «надо было делать аборт».

Нашлись и те, кто считал иначе – «лучше так, чем в мусорку», «она хотя бы отдает, а не выкидывает». То, что человек в здравом уме не пойдет на такой шаг – очевидно. Первая мысль – у девушки крайне тяжелая ситуация, из которой она просто не видит другого выхода.

На сообщение Анастасия ответила сразу. Ребенка действительно отдает – сильно бедствует, практически голодает, пропало молоко, и мучить месячную дочку больше нет сил. Жить негде, выгоняют со съемного жилья, а помочь совершенно некому. Присылает свое фото.

Прошу номер, чтобы поговорить «вживую». Оказывается, номер девушки отключили из-за отрицательного баланса. Жалость блокирует мозг, и я предлагаю ей пополнить мобильный. Она с благодарностью соглашается и просит 350 рублей на МТС.

«Так вы не из Казахстана, почему же написали в алматинскую группу?» Девушка говорит, что, видимо, ошиблась, потому что много где писала.

Сайт МТС решительно не принимает платеж с казахстанской карточки, и Анастасия становится настойчивее – «Мне очень срочно надо, у меня тяжелое положение, может на карту? Я сама пополню. Или здесь Вконтакте скиньте».

Фраза действует отрезвляюще. Разум вернулся — у девушки нет еды и денег, зато прекрасный интернет и хорошее знание онлайн платежей. Параллельно читаю комментарии под ее объявлением, в глаза бросаются крупные буквы – «МОШЕННИЦА».

Однако обман ее оказался куда более жестоким, чем просто деньги на телефон.

Игры на чувствах бездетных

Сегодня в социальных сетях есть целые группы с названиями «Возьму ребенка в семью», где собираются бездетные желающие усыновить детей.

Туда же слетаются и желающие этих детей предоставить – якобы стать суррогатной матерью или просто отдать младенца из-за тяжелой ситуации. Эти аферисты с легкостью играют на чувствах усыновителей.

Одна из жертв «детского» мошенничества рассказала, как попалась на этот жестокий развод.

Так хотела помочь, что не могла соображать

Я ищу дочечку, готовлю документы, чтобы стать усыновителем. На просторах интернета встретила объявление – некая Наталья беременна и готова родить ребенка для семейной пары.

Я прекрасно понимала, что сделать все это она хочет незаконно и скорее всего из-за нужды. Я обеспечена, поэтому решила помочь. Оказалось, девушке фактически нечего есть и негде жить, о гинекологе и ведении беременности вообще молчу.

Она скинула мне фото всех своих документов, свои фотографии, мы много переписывались – живет она в небольшом городе рядом с Новосибирском. Я в Казахстане.

Когда она услышала о желании помочь, попросила денег на еду, гинеколога и обследования. Я, конечно, не отказала. Сначала отправила около 10 000 тенге, затем еще.

Она делилась, как идут дела, много благодарила. Поддерживала и меня – говорила, что я обязательно тоже стану мамой. Я наивно впервые поверила в дружбу на расстоянии.

Через несколько дней она пожаловалась на боли в животе, я очень испугалась и посоветовала ей срочно ехать в клинику. Не было денег на такси – я тут же перечислила. Долгое ожидание, звонок – анализы плохие, ребенок под угрозой. Врачи советуют срочно ехать в Новосибирск в областную больницу.

Я так хотела помочь, что в этот момент не могла соображать. Я сама очень хотела ребенка, и так понимала страдания Наташи, что, не думая, купила ей билет. Даже нашла знакомых в Новосибирске — попросила встретить ее и срочно отвезти к врачам.

Не было денег на еду в дорогу – дала без разговоров, на такси до вокзала – конечно. Кончились деньги на телефоне для поддержания связи – тут же пополнила. Я не помнила себя от переживаний, так сроднилась с этой девушкой и так боялась за ее дитя.

«Я выехала, я в поезде», а затем связь оборвалась. Логично, она же в дороге. Телефон выключен, но поезд приедет по расписанию, и ее уже ждут мои знакомые. Она будет в красной куртке, и подождет у вагона.

На вокзале ее прождали больше трех часов, искали везде, спрашивали у проводников. Телефон так и не включился, страница Вконтакте удалена. Зачем-то я забила ее номер телефона в гугл – совпадение.

Под другими именами и совсем с другими историями я нашла девушек, которые просили помочь им материально. Номера карты и телефона в точности, как у несчастной Натальи.

Поделитесь этой новостью в Whatsapp или в соцсетях

Все Вместе

Поиск ребенка для усыновления, опеки, патр.

Nicole 22.11.2009, 13:38

В этой теме:
Как и где найти своего ребенка, когда документы на усыновление уже собраны.
Направления, адреса, советы, вопросы.
Диагнозы малышей, обследование.
Вопросы, консультации, как подтвердить или снять диагноз.

тема сбор документов
Сообщение отредактировал Nicole: 08.05.2012, 12:25:24

TheBC 15.02.2012, 12:33

Сообщение отредактировал Elty: 10.11.2014, 10:16:07

Elty 11.12.2017, 12:26

Elty спасибо.можно адрес и время когда можно прийти?

Клубы проходят практически каждую субботу, в 17.00, по адресу: Коктем 3, дом 20, кв. 76

Можно принести что-нибудь к чаю, мы чаевничаем)

Сообщение отредактировал Elty: 11.12.2017, 12:27:04

Евгения Коломеец 20.02.2014, 10:57

Всем привет ! Девочки подскажите, пожалуйста. Мы с мужем хотели усыновить девочку в возрасте от 2 до 3 лет, казашку. Сдали все документы в Астане. Ходили в детдом, но там нет детишек такого возраста. Если кто знает в других городах может быть есть. Заранее благодарны.

Если верить базе данных усыновите.кз, в Жамбыльской области такие девочки есть; попробуйте в тамошний отдел опеки позвонить. А вообще, уже столкнулась с тем, что будут говорить: «детей нет никаких, или все со страшными диагнозами, звоните через полгода». Надо не бояться, стоять на своем, требовать показать анкеты тех, кто хотя бы есть в базе.

Здравствуйте. Можно попробовать требовать письменный отказ, а «на словах с них взятки гладки»

Евгения Коломеец 20.02.2014, 11:07

Выше в теме на 15 странице почитайте, там хорошие советы дают http://vse.kz/topic/. niia/?p=9034197

kommander 21.02.2014, 22:46

Казахстанским детям придумывают болезни и отдают иностранцам

Golf 22.02.2014, 08:21

Лисица14 22.02.2014, 14:36

Нам дали направление на другую девочку со статусом, на ту Карину которую я вам советывала и когда мы к ней пришли, в зал для встреч, воспитатели привели всех детей с группы и вот тогда мы увидили Валерочку и всё! Влюбились, наша вся.! Решили её добиваться, начали всё узнавать. И вот до этого дня всё добиваемся и жО

Ольга,здравствуйте. Давно не была тут. Как ваши дела? Как ваша доченька? Вы уже дома?

ОЛЬГА ЛИСТОВА 22.02.2014, 23:52

Армира 24.02.2014, 12:45

TheBC 24.02.2014, 20:27

Рано или поздно, и мы надеемся, уже в скором времени, в нашей стране будет создан банк данных детей-сирот на законодательном уровне, а также урегулированы процессы устройства детей-сирот в семьи.

(надеюсь, пост не слишком объемный)

Выступление Генерального Прокурора Асхата Даулбаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросам усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Астана, 21 февраля 2014г.):

Актуальность рассматриваемого сегодня вопроса обусловлена новым глобальным вызовом — демографическим дисбалансом и снижением рождаемости во многих странах мира. Эта проблема побуждает нас более бережно относиться к своему человеческому потенциалу, особенно к подрастающему поколению.

Поэтому Президентом Республики, в стратегии «Казахстан — 2050» уделено особое внимание защите детства, проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Первостепенной задачей определено воспитание таких детей в семьях, через институт усыновления.

Как показала проверка, работа уполномоченных органов в этом направлении ведется не на должном уровне и неэффективна. Об этом свидетельствует статистика.

Ежегодно из 34 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление в приемные семьи передается только одна десятая часть, или 3,5 тысячи детей. Еще 2 тысячи находятся на патронатном воспитании в домах семейного типа.

По этой причине 10 тысяч таких детей (32%) продолжают воспитываться в детских домах, и еще 22 тысячи или 62% находятся под опекой и попечительством.

В этой статистике также отражается неэффективность существующей системы усыновления и в первую очередь недостаточность мер материального стимулирования.

Простым примером является пособие, назначаемое опекунам и попечителям, которое в случае усыновления ими ребенка уже не выплачивается.

Несмотря на наличие необходимой законодательной базы, положение дел к лучшему не меняется, напротив, на протяжении последних двух лет имеет тенденцию к ухудшению.

Так, на фоне уменьшения количества усыновлений на 17% (с 3,5 тыс. до 2,9 тыс.), значительно с 2 до 25 увеличилось количество зарегистрированных фактов торговли несовершеннолетними. Шесть из них были связаны с покупкой новорожденных потенциальными усыновителями. На такой шаг их побудили сложность и бюрократизм процедуры законного усыновления, отсутствие единой базы данных детей, предлагаемых к усыновлению и открытого доступа к ней. В результате усыновители лишены возможности подобрать на усыновление ребенка по своему усмотрению (пол, национальность, возраст, состояние здоровья и т.д.).

В то же время, нарушения со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства при ведении централизованного учета привели к тому, что 1858 таких детей вообще были вычеркнуты из списка. Тем самым, они были лишены возможности быть усыновленными и обрести свою семью.

В результате, это приводит к тому, что усыновители сознательно идут на нарушения закона и преступления, предпочитая «купить» ребенка, нежели пройти официальную процедуру усыновления.

Нельзя не сказать и о социальной неустроенности матерей, идущих на продажу своих детей. В сложной жизненной ситуации, будучи в подавленном психологическом состоянии, они не находят адекватной реакции и поддержки со стороны работников медицинских учреждений, органов опеки и попечительства.

Более того, нередко последние сами выступают посредниками и соучастниками в продаже или легализации ребенка.

Несмотря на всю сложность процедуры усыновления, она не гарантирует обеспечение прав усыновлённого ребенка. Об этом свидетельствуют факты насилия и иная дискриминация детей в приемных семьях.

Всем известен пример осуждения двух граждан США, которые на протяжении длительного времени насиловали детей, усыновленных в Казахстане. Причем на стадии усыновления эта семейная пара соответствовала всем формальным критериям: была материально благополучной, не имела судимостей и психических отклонений.

Ввиду этого, актуальным является обеспечение контроля за условиями жизни, обучения, воспитания и состояния здоровья усыновленных в новых семьях.

За последние 15 лет в Казахстане усыновлено порядка 50 тыс. детей. При этом каждый пятый ребенок был усыновлен и вывезен за рубеж иностранцами. А это почти 9 тысяч наших детей. Между тем работа по контролю за условиями их жизни в приемных семьях практически провалена.

Ввиду несвоевременного предоставления усыновителями отчетов, отсутствует информация об условиях жизни и воспитания 3,5 тысяч усыновленных детей.

Причиной этого является недостаточная координация и межведомственное взаимодействие органов опеки и попечительства, Министерств образования, иностранных и внутренних дел, ведущих учет этих детей.

Аналогичным образом обстоят дела и с внутриведомственным контролем за состоянием этой работы в Министерстве иностранных дел.

В результате, на сегодняшний день мы не располагаем сведениями о местонахождении 673 казахстанских детей, переданных гражданам иностранных государств.

И это далеко не полный перечень выявленных нарушений законности, не позволяющих в полной мере обеспечить права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По всем по ним прокурорами приняты меры реагирования, защищены права более 800 несовершеннолетних детей, к различным видам ответственности привлечено более 150 должностных лиц, возбужденно 6 уголовных дел (находятся на стадии следствия).

С учетом высказанных сегодня предложений в качестве первоочередных мер предлагается выделить следующее:

Первое. Несмотря на то, что законом четко определены критерии, при которых ребенок подлежит усыновлению, на вынесение решения об этом местному исполнительному органу может понадобиться не один месяц или даже год.

Сам ребенок в этот период будет находиться в приюте, лишенный возможности стать усыновленным и обрести другую семью.

Поэтому необходимо разработать конкретный и исчерпывающий перечень критериев и установить кратчайшие сроки, в течение которых должен быть определен правовой статус ребенка и возможность его усыновления.

Это позволит в максимально быстро принять меры к его устройству в семью. Дисциплинирует недобросовестных родителей, считающих возможным оставить своего ребенка на попечение государства, рассчитывая забрать его через несколько лет, не приложив никаких усилий к его обеспечению и воспитанию.

Второе. Нужно пересмотреть положения законодательства по вопросам учета детей, подлежащих усыновлению.

Действующая система непрозрачна и создает предпосылки для различного рода преступных проявлений, связанных с коммерциализацией процесса усыновления и торговлей детьми.

Предлагается образовать рабочую группу по разработке нормативной базы, регламентирующей создание и ведение единого реестра (банка данных) детей, подлежащих усыновлению, упразднив их трехуровневый учет.

Третье: Необходимо обеспечить открытый доступ к этому банку в режиме он-лайн всех потенциальных усыновителей, разместив его на портале электронного правительства.

При этом не следует спекулировать на тему тайны усыновления, укрывая сведения о детях- сиротах от желающих их усыновить.

Ни для кого не является секретом отсутствие у ребенка родителей либо факт его проживания в доме-интернате, воспитания опекунами или патронатными родителями.

Тогда почему нельзя сделать так, чтобы об этом знало как можно больше людей, которые хотят взять в семью приемного ребенка?!

Четвёртое: Неотъемлемым и эффективным механизмом государственной политики в области реализации прав детей на воспитание в семье должна стать широкая пропаганда усыновления, в том числе посредством телевидения и других популярных средств массовой информации.

Положительный опыт есть в России, где в программе «Пока все дома» показывают детей, находящихся в домах малютки и ребенка.

Для этих целей создан специальный сайт «видеопаспорт.ру», где размещены данные о детях, нуждающихся в усыновлении.

Благодаря только этим двум информационным ресурсам по состоянию на ноябрь 2013 года в семьи устроено почти 2 тыс. детей, а это две трети от всех показанных.

Пятое: Требуется максимальное упрощение процесса усыновления, со смещением акцентов на установление целей и психического состояния кандидатов, исключив формализм при сборе документов.

Для этого следует проводить объективные психологические тесты и собеседования профессиональных терапевтов с усыновителями на предмет наличия различных отклонений.

Шестое. В рамках реализации Послания Президента нужно довести до конца работу по формированию стимулирующих мер к усыновлению.

На первом этапе для этого не понадобится дополнительных затрат из бюджета, достаточно лишь продолжать выплачивать пособия по опеке и попечительству тем, кто усыновляет подопечных детей.

Седьмое. С учетом национальных традиций, целесообразно ввести упрощенный режим усыновления детей близкими родственниками (родителями, братом, сестрой, и т.д.).

Это снимет массу проблем, особенно актуальных для тех регионов страны, где сильны традиционные устои.

Восьмое. Упрощение процедуры усыновления потребует одновременного усиления контроля за условиями жизни и воспитания детей в приемных семьях.

В этой связи, предлагается рассмотреть возможность введения ответственности усыновителей за неисполнение требований закона о предоставлении отчетов, вплоть до лишения родительских прав в отношении усыновленных.

Одновременно с этим надлежит установить единую форму отчетов, которые в настоящее время составляются в произвольной форме и зачастую формально.

Они должны быть проверяемыми и обеспечивать соблюдение тайны усыновления.

Девятое. Особую сложность вызывает контроль условий проживания усыновленных детей за рубежом.

В связи с этим, нужно наладить действенное взаимодействие между уполномоченными органами по обмену информацией о детях, переданных на усыновление иностранным гражданам.

Министерствам иностранных, внутренних дел, образования и науки необходимо проводить периодические сверки по усыновлённым и вывезенным детям.

По результатам сверок должен составляться единый реестр, на основании которого будет осуществляться контроль за жизнью и воспитанием детей за рубежом.

Как было отмечено Президентом в Стратегии «Казахстан — 2050», любой ребенок, который родился на нашей земле, — казахстанец. И государство должно заботиться о нем.

Поэтому уполномоченным органам нужно приложить максимум усилий, использовать все доступные средства на всех уровнях, чтобы обеспечить права наших детей. Своевременно реагировать на все подозрения в насилии и других проявлениях дискриминации. Сила государства в возможности защитить каждого своего гражданина, где бы он ни был, особенно, когда это касается прав несовершеннолетних за пределами страны.

Сообщение отредактировал TheBC: 24.02.2014, 20:28:56

Армира 25.02.2014, 11:51

Рано или поздно, и мы надеемся, уже в скором времени, в нашей стране будет создан банк данных детей-сирот на законодательном уровне, а также урегулированы процессы устройства детей-сирот в семьи.

(надеюсь, пост не слишком объемный)

Выступление Генерального Прокурора Асхата Даулбаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросам усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Астана, 21 февраля 2014г.):

Актуальность рассматриваемого сегодня вопроса обусловлена новым глобальным вызовом — демографическим дисбалансом и снижением рождаемости во многих странах мира. Эта проблема побуждает нас более бережно относиться к своему человеческому потенциалу, особенно к подрастающему поколению.

Поэтому Президентом Республики, в стратегии «Казахстан — 2050» уделено особое внимание защите детства, проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Первостепенной задачей определено воспитание таких детей в семьях, через институт усыновления.

Как показала проверка, работа уполномоченных органов в этом направлении ведется не на должном уровне и неэффективна. Об этом свидетельствует статистика.

Ежегодно из 34 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление в приемные семьи передается только одна десятая часть, или 3,5 тысячи детей. Еще 2 тысячи находятся на патронатном воспитании в домах семейного типа.

По этой причине 10 тысяч таких детей (32%) продолжают воспитываться в детских домах, и еще 22 тысячи или 62% находятся под опекой и попечительством.

В этой статистике также отражается неэффективность существующей системы усыновления и в первую очередь недостаточность мер материального стимулирования.

Простым примером является пособие, назначаемое опекунам и попечителям, которое в случае усыновления ими ребенка уже не выплачивается.

Несмотря на наличие необходимой законодательной базы, положение дел к лучшему не меняется, напротив, на протяжении последних двух лет имеет тенденцию к ухудшению.

Так, на фоне уменьшения количества усыновлений на 17% (с 3,5 тыс. до 2,9 тыс.), значительно с 2 до 25 увеличилось количество зарегистрированных фактов торговли несовершеннолетними. Шесть из них были связаны с покупкой новорожденных потенциальными усыновителями. На такой шаг их побудили сложность и бюрократизм процедуры законного усыновления, отсутствие единой базы данных детей, предлагаемых к усыновлению и открытого доступа к ней. В результате усыновители лишены возможности подобрать на усыновление ребенка по своему усмотрению (пол, национальность, возраст, состояние здоровья и т.д.).

В то же время, нарушения со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства при ведении централизованного учета привели к тому, что 1858 таких детей вообще были вычеркнуты из списка. Тем самым, они были лишены возможности быть усыновленными и обрести свою семью.

В результате, это приводит к тому, что усыновители сознательно идут на нарушения закона и преступления, предпочитая «купить» ребенка, нежели пройти официальную процедуру усыновления.

Нельзя не сказать и о социальной неустроенности матерей, идущих на продажу своих детей. В сложной жизненной ситуации, будучи в подавленном психологическом состоянии, они не находят адекватной реакции и поддержки со стороны работников медицинских учреждений, органов опеки и попечительства.

Более того, нередко последние сами выступают посредниками и соучастниками в продаже или легализации ребенка.

Несмотря на всю сложность процедуры усыновления, она не гарантирует обеспечение прав усыновлённого ребенка. Об этом свидетельствуют факты насилия и иная дискриминация детей в приемных семьях.

Всем известен пример осуждения двух граждан США, которые на протяжении длительного времени насиловали детей, усыновленных в Казахстане. Причем на стадии усыновления эта семейная пара соответствовала всем формальным критериям: была материально благополучной, не имела судимостей и психических отклонений.

Ввиду этого, актуальным является обеспечение контроля за условиями жизни, обучения, воспитания и состояния здоровья усыновленных в новых семьях.

За последние 15 лет в Казахстане усыновлено порядка 50 тыс. детей. При этом каждый пятый ребенок был усыновлен и вывезен за рубеж иностранцами. А это почти 9 тысяч наших детей. Между тем работа по контролю за условиями их жизни в приемных семьях практически провалена.

Ввиду несвоевременного предоставления усыновителями отчетов, отсутствует информация об условиях жизни и воспитания 3,5 тысяч усыновленных детей.

Причиной этого является недостаточная координация и межведомственное взаимодействие органов опеки и попечительства, Министерств образования, иностранных и внутренних дел, ведущих учет этих детей.

Аналогичным образом обстоят дела и с внутриведомственным контролем за состоянием этой работы в Министерстве иностранных дел.

В результате, на сегодняшний день мы не располагаем сведениями о местонахождении 673 казахстанских детей, переданных гражданам иностранных государств.

И это далеко не полный перечень выявленных нарушений законности, не позволяющих в полной мере обеспечить права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По всем по ним прокурорами приняты меры реагирования, защищены права более 800 несовершеннолетних детей, к различным видам ответственности привлечено более 150 должностных лиц, возбужденно 6 уголовных дел (находятся на стадии следствия).

С учетом высказанных сегодня предложений в качестве первоочередных мер предлагается выделить следующее:

Первое. Несмотря на то, что законом четко определены критерии, при которых ребенок подлежит усыновлению, на вынесение решения об этом местному исполнительному органу может понадобиться не один месяц или даже год.

Сам ребенок в этот период будет находиться в приюте, лишенный возможности стать усыновленным и обрести другую семью.

Поэтому необходимо разработать конкретный и исчерпывающий перечень критериев и установить кратчайшие сроки, в течение которых должен быть определен правовой статус ребенка и возможность его усыновления.

Это позволит в максимально быстро принять меры к его устройству в семью. Дисциплинирует недобросовестных родителей, считающих возможным оставить своего ребенка на попечение государства, рассчитывая забрать его через несколько лет, не приложив никаких усилий к его обеспечению и воспитанию.

Второе. Нужно пересмотреть положения законодательства по вопросам учета детей, подлежащих усыновлению.

Действующая система непрозрачна и создает предпосылки для различного рода преступных проявлений, связанных с коммерциализацией процесса усыновления и торговлей детьми.

Предлагается образовать рабочую группу по разработке нормативной базы, регламентирующей создание и ведение единого реестра (банка данных) детей, подлежащих усыновлению, упразднив их трехуровневый учет.

Третье: Необходимо обеспечить открытый доступ к этому банку в режиме он-лайн всех потенциальных усыновителей, разместив его на портале электронного правительства.

При этом не следует спекулировать на тему тайны усыновления, укрывая сведения о детях- сиротах от желающих их усыновить.

Ни для кого не является секретом отсутствие у ребенка родителей либо факт его проживания в доме-интернате, воспитания опекунами или патронатными родителями.

Тогда почему нельзя сделать так, чтобы об этом знало как можно больше людей, которые хотят взять в семью приемного ребенка?!

Четвёртое: Неотъемлемым и эффективным механизмом государственной политики в области реализации прав детей на воспитание в семье должна стать широкая пропаганда усыновления, в том числе посредством телевидения и других популярных средств массовой информации.

Положительный опыт есть в России, где в программе «Пока все дома» показывают детей, находящихся в домах малютки и ребенка.

Для этих целей создан специальный сайт «видеопаспорт.ру», где размещены данные о детях, нуждающихся в усыновлении.

Благодаря только этим двум информационным ресурсам по состоянию на ноябрь 2013 года в семьи устроено почти 2 тыс. детей, а это две трети от всех показанных.

Пятое: Требуется максимальное упрощение процесса усыновления, со смещением акцентов на установление целей и психического состояния кандидатов, исключив формализм при сборе документов.

Для этого следует проводить объективные психологические тесты и собеседования профессиональных терапевтов с усыновителями на предмет наличия различных отклонений.

Шестое. В рамках реализации Послания Президента нужно довести до конца работу по формированию стимулирующих мер к усыновлению.

На первом этапе для этого не понадобится дополнительных затрат из бюджета, достаточно лишь продолжать выплачивать пособия по опеке и попечительству тем, кто усыновляет подопечных детей.

Седьмое. С учетом национальных традиций, целесообразно ввести упрощенный режим усыновления детей близкими родственниками (родителями, братом, сестрой, и т.д.).

Это снимет массу проблем, особенно актуальных для тех регионов страны, где сильны традиционные устои.

Восьмое. Упрощение процедуры усыновления потребует одновременного усиления контроля за условиями жизни и воспитания детей в приемных семьях.

В этой связи, предлагается рассмотреть возможность введения ответственности усыновителей за неисполнение требований закона о предоставлении отчетов, вплоть до лишения родительских прав в отношении усыновленных.

Одновременно с этим надлежит установить единую форму отчетов, которые в настоящее время составляются в произвольной форме и зачастую формально.

Они должны быть проверяемыми и обеспечивать соблюдение тайны усыновления.

Девятое. Особую сложность вызывает контроль условий проживания усыновленных детей за рубежом.

В связи с этим, нужно наладить действенное взаимодействие между уполномоченными органами по обмену информацией о детях, переданных на усыновление иностранным гражданам.

Министерствам иностранных, внутренних дел, образования и науки необходимо проводить периодические сверки по усыновлённым и вывезенным детям.

По результатам сверок должен составляться единый реестр, на основании которого будет осуществляться контроль за жизнью и воспитанием детей за рубежом.

Как было отмечено Президентом в Стратегии «Казахстан — 2050», любой ребенок, который родился на нашей земле, — казахстанец. И государство должно заботиться о нем.

Поэтому уполномоченным органам нужно приложить максимум усилий, использовать все доступные средства на всех уровнях, чтобы обеспечить права наших детей. Своевременно реагировать на все подозрения в насилии и других проявлениях дискриминации. Сила государства в возможности защитить каждого своего гражданина, где бы он ни был, особенно, когда это касается прав несовершеннолетних за пределами страны.

Надеемся и верим что так и будет «Рано или поздно, и мы надеемся, уже в скором времени, в нашей стране будет создан банк данных детей-сирот на законодательном уровне, а также урегулированы процессы устройства детей-сирот в семьи». Сколько детей тогда обретут семью, а родители деток.

Армира 26.02.2014, 10:03

Добрый день уважаемые форумчане! Недавно нашла сайт, в котором сообщения от людей, которые хотят усыновить или начали сбор док-тов на усыновление, сайт карапуз.кз. Там молодые мамы предлагают своих малышей. И очень много желающих взять малышей минуя ДР. Не могу понять одного, как можно забрать ребенка у мамы с роддома сразу и минуя ДР усыновить? может есть законная процедура для такой передачи детей? Насколько я знаю, ребенок отказной с роддома попадает в ДР, а там очереди везде, не один десяток желающих усыновить.

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс рк 2018 года статьи Уголовный Кодекс РКСтатья 194. Вымогательство 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера […]
  • Займ денег у теле2 Займ денег у теле2 Одним из главных приоритетов Теле2 является предоставление бесперебойной связи и доступа в интернет при любых условиях, даже если на счёте абонента закончились деньги. […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Практика по ст 154 ук рф Статья 154. Незаконное усыновление (удочерение) СТ 154 УК РФ. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, […]
  • Мировой суд участок 408 Мировой суд участок 408 Фаюстова Мария Михайловна Телефон: 8(495) 408-23-95 Руководитель аппарата мирового судьи Захарчук Анна Александровна секретарь суда Пестова Ксения […]
  • Ст 265 кзот Кодекс законов о труде Украины Статья 265. Ответственность за нарушение законодательства о труде Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, […]