Ук рф земельные правонарушения

Земельное Право

При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, или «земельного» преступления к виновным применяется уголовная ответственность, предусмотренная УК РФ.

Согласно статье 254 УК РФ «Порча земли» отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Статья 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей», согласно которой регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

Кроме рассмотренных двух статей, объектом которых выступают непосредственно земельные отношения, в УК РФ содержатся ряд составов, где объектами наряду с другими общественными отношениями могут быть в определенной степени и отношения по поводу земли. Например, «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» – статья 246 УК РФ. При проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов лицами ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло причинение вреда здоровью человека и иные тяжкие последствия.

Кроме того, следует назвать такие составы, как «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» – статья 167 ГК РФ, предметом которого может быть и земельный участок, которому в результате данного деяния причиняется значительный ущерб; «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» – статья 168 УК РФ; «Принуждение к совершению сделки или к отказу его совершения» – статья 179 УК РФ и похожее с ним «Вымогательство» – статье 163 УК РФ.

Санкции уголовного и административного права применяются на альтернативной основе, меры ответственности других отраслей права могут быть применены одновременно за одно и то же правонарушение.

При применении мер уголовной или административной ответственности правонарушитель не освобождается от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный нарушением вред.

Устранение допущенного земельного правонарушения – это восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок. В частности приведение земельных участков в пригодное для пользования состояние при захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, что может выразиться, например, в восстановлении плодородия почв и т.д.

Обязанности устранить допущенные земельные правонарушения выполняются виновными лицами добровольно либо в принудительном порядке на основании решения суда.

Ук рф земельные правонарушения

Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства.

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление – виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с УК РФ.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы – граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Действующий УК предусматривает пять составов земельных преступлений. Согласно ст. 167 УК уголовная ответственность наступает за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Учитывая, что земля признается имуществом, данная статья распространяется на действия, направленные на уничтожение или повреждение земель. Уничтожение означает приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния. Обязательным признаком данного правонарушения является наступление тяжких последствий: существенное ухудшение качества и состояния земель, устранение которых требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных природных объектов, деградация земель и иные негативные изменения, препятствующие их сохранению и правомерному использованию.

Статья 168 УК предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности при наличии отягчающих обстоятельств. Отягчающими обстоятельствами в данном случае является причинение в результате совершения правонарушения ущерба в крупном размере. Размер ущерба признается крупным, если он в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей за землю влечет применение мер уголовной ответственности по ст. 170 УК. Обязательным условием, позволяющим квалифицировать такие действия как преступление, является их совершение должностным лицом из корыстной или личной заинтересованности с использованием своего служебного положения.

Статья 179 УК устанавливает уголовную ответственность за принуждение совершения сделки или отказ от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества. Данная статья распространяется на действия по совершению любых разрешенных гражданским и земельным законодательством сделок. Статья 254 УК устанавливает уголовную ответственность за отправление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Эти же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут более суровые меры наказания.

Порядок обращения с опасными продуктами и веществами установлен такими нормативными актами, как Федеральные законы от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подзаконными актами, ведомственными инструкциями и правилами. Порча означает частичное или полное уничтожение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий и выражается в потере физических и химических свойств почв и снижении ценности земель.

Практика привлечения за земельные преступления известна мало. В целом существует скептическое отношение к экологическим преступлениям, которые не считаются общественно опасными. Поэтому при обнаружении фактов загрязнения земель предпочтение отдается применению мер административной и гражданско-правовой ответственности. Выявление других земельных преступлений довольно сложно, что создает высокую латентность подобного рода незаконных действий.

Прекращение прав на землю за ненадлежащее использование

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок.

Ненадлежащее использование включает:

использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, установленным для соответствующих категорий земель (нецелевое использование);

использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки (нерациональное использование);

не использование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет или более длительного срока, если это предусмотрено федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий либо иных обстоятельств, исключающих такое использование;

не устранение совершенных умышленно следующих правонарушений:

нарушение режима использования земель особо охраняемых территорий и других ценных земель;

систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране от деградации;

систематическая неуплата земельного налога.

Принудительное прекращение прав на земельные участки предусмотрено в качестве специальной меры воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Принудительное прекращение прав на земельные участки применяется в качестве дополнительной санкции после либо одновременно с применением мер административной или уголовной ответственности. К примеру, решение об изъятии земельного участка у владельца или пользователя за ненадлежащее использование земельного участка может быть принято только после наложения административного взыскания в виде штрафа в соответствии со ст. 8.8 КоАП. В случае порчи земли, если это деяние квалифицируется как преступление, суд при рассмотрении уголовного дела может одновременно вынести решение об изъятии земельного участка.

В принудительном порядке может быть прекращено право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования, хотя основания и порядок прекращения в каждом случае различаются.

Право частной собственности может быть прекращено в качестве санкции за совершенное преступление либо грубое нарушение земельного законодательства, выражающееся в ненадлежащем использовании земельного участка, в порядке уголовного судопроизводства либо после наложения административного взыскания в порядке, предусмотренном ЗК. В порядке уголовного судопроизводства право частной собственности прекращается путем конфискации земельного участка, т.е. безвозмездно. Конфискация производится только по решению суда по искам государственных либо муниципальных органов, наделенных полномочиями изымать земельные участки.

После наложения административного штрафа земельный участок изымается у собственника по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельного участка, если собственник известил соответствующие органы о своем согласии на изъятие в письменном виде. В случае его несогласия государственные либо муниципальные органы имеют право требовать изъятия земельного участка в суде. В этих случаях земельный участок подлежит продаже, т.е. выкупается, а полученная от продажи стоимость компенсируется собственнику.

Право изъятия земельных участков принадлежит органам, предоставившим такие участки, хотя до конца процедура, которая бы позволила проследить судьбу изымаемого земельного участка, неизвестна. К примеру, в чью собственность – РФ, субъектов РФ либо местных органов самоуправления перейдут земельные участки, если учесть, что в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г. земельные участки в большинстве своем предоставлялись по решению органов местного самоуправления независимо от формы собственности, Да и сама государственная собственность в значительной степени вообще не была разграничена. Однако по смыслу ЗК 2002 г. принудительно изъятый земельный участок должен вернуться к первоначальному собственнику, а решения об изъятии, равно как и о Предоставлении участка по каждой форме собственности (федеральной, субъектной, муниципальной), могут приниматься только соответствующим собственником.

В соответствии со ст. 214 ГК земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, являются государственной собственностью. Однако как таковая она юридически не существует, и по отношению к государственной собственности действует режим разграничения собственности, установленный Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Возможным решением этой проблемы может быть формула, по которой земельный участок независимо от органа, который принял решение о его предоставлении, после изъятия переходит в государственную собственность, а затем уже в соответствии с процедурой разграничения признается федеральной, субъектной либо муниципальной собственностью. Такая же проблема может возникнуть и с принудительным изъятием земель у владельцев и пользователей за ненадлежащее использование.

Недостаточно ясна также легитимность административных решений о принудительном изъятии, даже при добровольном согласии на это собственника. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ граждане и организации не могут быть лишены своего имущества, к которому относится земельный участок, иначе как по решению суда.

Особые условия действуют для принудительного прекращения прав собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Так, заявление в суд в этом случае направляется органом государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления. Изъятый земельный участок поступает соответственно в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. При этом принудительное изъятие возможно, если ненадлежащее использование земельного участка повлекло причинение экологического вреда, в том числе земле как природному объекту.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования за ненадлежащее использование производится во всех случаях без компенсации стоимости земельного участка и преимущественно в административном порядке. Судебные процедуры применяются только в случае не устранения земельных правонарушений после вынесения предупреждения о возможном изъятии. Применительно к безвозмездному срочному пользованию в случае, если земельный участок был предоставлен на один год, его не использование в течение трех лет не может быть основанием изъятия.

В соответствии с установленным ЗК административным порядком привлечения к ответственности при выявлении правонарушения органы государственного земельного контроля налагают административный штраф и одновременно выносят предупреждение об устранении допущенных правонарушений в установленный для этого срок. Предупреждение также содержит указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае не устранения правонарушения. Если правонарушение в установленный срок не было устранено, то органы госземконтроля направляют материалы в органы, уполномоченные выносить решения о принудительном изъятии земельного участка, которые на основании полученных материалов направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Право аренды, в отличие от иных прав на землю, прекращается по тем же основаниям, но только по инициативе арендодателя. Примечательно, что для изъятия земельного участка у арендатора достаточно в качестве основания только закона (ст. 46 ЗК), и арендодатель может прекратить право аренды за ненадлежащее использование, даже если такие условия пользования не были предусмотрены договором аренды. Земельное законодательство устанавливает ограничения на прекращение права аренды, которое не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных федеральными законами случаях.

Прекращение права на земельный участок подлежит государственной регистрации и может быть обжаловано в суд. При прекращении прав на земельный участок его основное целевое назначение сохраняется. При изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения земельный участок передается в фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК). Принудительное изъятие земельного участка не освобождает правонарушителя от возмещения причиненного вреда.

Ук рф земельные правонарушения

59. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Лица, виновные в совершении преступлений, т. е. общественно опасных деяний, запрещенных УК РФ под угрозой наказания, несут уголовную ответственность.

Уголовным кодексом РФ предусматриваются преступления, связанные с земельными отношениями. Например, в ст. 254 УК РФ «Порча земли» предусмотрена ответственность за отравление, загрязнение земли вредными продуктами вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

В УК предусматриваются преступления, связанные с земельными и иными экологическими отношениями:

1) нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;

2) нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, загрязнение морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;

3) незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.

Преступлениями, связанными с земельными отношениями, являются следующие деяния.

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Производство запрещенных видов опасных отходов, их хранение, захоронение или иное обращение веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия.

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями и иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

§ 3. Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. .. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно 1 опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под | угрозой наказания.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы,

§ 3, Уголовная ответственность за земельные правонарушения 175

ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от Аобязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

1 Действующий УК предусматривает пять составов земельных преступлений. Согласно ст. 167 У К уголовная ответственность наступает за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Учитывая, что земля признается имуществом, данная статья распространяется на действия, направленные на уничтожение или повреждение земель. Уничтожение означает приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния. Обязательным признаком данного правонарушения является наступление тяжких последствий: существенное ухудшение качества и состояния земель, устранение которых требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных природных объектов, деградация земель и иные негативные изменения, препятствующие их сохранению и правомерному использованию1.

Статья 168 УК предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности при наличии отягчающих обстоятельств. Отягчающими обстоятельствами в данном случае является причинение в результате совершения правонарушения ущерба в крупном размере.

Размер ущерба признается крупным, если он в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей за землю влечет применение мер уголовной ответственности по ст.

Статья 179 УК устанавливает уголовную ответственность за принуждение совершения сделки или отказ от ее совершения под

1 См. постановление № 14 Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». 176

Глава 11. Ответственность за земельные правонарушения

угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чу- , жого имущества. Данная статья распространяется на действия по/ совершению любых разрешенных гражданским и земельным законодательством сделок. / Статья 254 УК устанавливает уголовную ответственность за отправление, загрязнение или иную порчу земли вредными продукта/ми хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Эти же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут более суровые меры наказания.

Порядок обращения с опасными продуктами и веществами установлен такими нормативными актами, как Федеральные законы от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»1, а также подзаконными актами, ведомственными инструкциями и правилами. Порча означает частичное или полное уничтожение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий и выражается в потере физических и химических свойств почв и снижении ценности земель. Практика привлечения за земельные преступления известна мало. В целом существует скептическое отношение к экологическим преступлениям, которые не считаются общественно опасными. Поэтому при обнаружении фактов загрязнения земель предпочтение отдается применению мер административной и гражданско-правовой ответственности. Выявление других земельных преступлений довольно сложно, что создает высокую латентность подоб- ‘ ного рода незаконных действий. ,;

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

В настоящее время УК РФ содержит одну статью об уголовной ответственности за земельные правонарушения преступления. Но статья эта довольно емкая, обширная, она предусматривает, по существу, несколько составов преступлений под общим наименованием «Порча земли» (ст. 254).

Приведем ее полный текст:

«Статья 254. Порча земли.

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет».

Как видно, под порчей земли понимается отравление, загрязнение или иная порча земли.

Здесь, по существу, можно сразу выделять три самостоятельных состава преступления, т.к. объективная сторона преступлений разная, самостоятельная.

Отравление и загрязнение земли деяния понятные. Розлив цистерн с нефтью, или разрыв нефтепровода загрязняют землю на больших территориях. Земля может быть отравлена ядохимикатами, отравляющими веществами.

А что означают слова «иная порча земли», не совсем ясно. Судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела. Например, можно ли говорить о физической порче земли. Это может случиться при самовольных разработках карьеров для добычи песка, глины, гравия; самовольных раскопках земли; самовольном рытье траншей, каналов, дорог и т.д. Эти деяния могут приводить к большим отрицательным последствиям, например, к гибели на больших площадях плодородного слоя почвы, эрозии почв, возникновению больших убытков (включая упущенную выгоду) и потерь сельскохозяйственного производства и др. Ликвидация таких вредных физических воздействий на землю, полное восстановление плодородия земли может растянуться на многие годы и потребует огромных затрат и право земле-обладателей, да, возможно, и государства. Этот вопрос требует обсуждения и толкования.

В ст. 254 УК РФ установлено, что порча земли может произойти в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности. Это тоже характеристика объективной стороны и составов рассматриваемого преступления. Причем подчеркивается, что вредные продукты хозяйственной и иной деятельности, возникающие вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами. Правила обращения с этими веществами могут нарушаться при их хранении, использовании и транспортировке. Как следствие (последствие) указанных нарушений называется причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Отсюда видно, что ст. 254 УК РФ содержит сложный состав преступления (может быть, охватывающий несколько составов преступления).

В п. 2 ст. 254 речь идет о тех же деяниях, но совершенных в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. При этих условиях преступление становится более серьезным и опасным, и мера уголовного наказания значительно строже.

В п. 3 ст. 254 говорится о вышеназванных деяниях (в п. 1 и 2), повлекших за собой по неосторожности смерть человека.

Меры уголовного наказания

Что касается мер уголовного наказания за указанные преступления, то они также разнообразны по характеру и содержанию.

а) штраф (уголовный, а не административный) в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда;
б) в размере зарплаты или иного дохода за период от двух до пяти месяцев;
в) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
г) исправительные работы на срок до двух лет. Как видно, «набор» наказаний широк, и судьям необходимо очень тщательно разбираться в конкретных обстоятельствах дела и выбирать конкретную меру наказания.

По п. 2 ст. 254 в качестве меры наказания предусмотрены: ограничение свободы на тот же срок. Лишение свободы отбывается в местах лишения свободы, а ограничение свободы это как бы «домашний арест» с ограничением выезда в другую местность, либо с выездом, но с определенными ограничениями.

По п. 3 ст. 254 УК РФ уголовное наказание предусмотрено в виде лишения свободы от двух до пяти лет.

Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства

Основания возмещения убытков пользователям земли. Понятие и содержание убытков. Порядок возмещения убытков. Возмещение упущенной выгоды.

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства.

Основания возмещения убытков пользователям земли

Различаются убытки правомерно и неправомерно причиненные. Наиболее распространенный случай, когда пользователю земли убытки причиняются правомерно. Это изъятие у него участка по законному решению компетентных государственных органов для государственных, муниципальных или общественных нужд (развития промышленности, строительства жилья и т.д.). Убытки возмещаются ему независимо от того, на каком титуле (праве) он пользуется земельным участком (праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, аренды). Убытки не возмещаются, если пользователь участка занял его самовольно.

Второй случай причинение убытков правонарушением, то есть незаконными действиями причинителя вреда. Они могут происходить не только от посторонних граждан, например, соседей, но и от организаций, их должностных лиц и от органов власти.

Различать правомерное и неправомерное причинение убытков необходимо потому, что в зависимости от характера возникших убытков применяются разные нормативные акты, определяющие порядок их возмещения. В первом случае применяется Постановление Правительства РФ № 77, которым утверждено Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства с дополнениями и изменениями, принятыми постановлением Правительства РФ № 1176.

Во втором случае необходимо руководствоваться общими нормами ГК РФ, которые в отличие от названного Положения не определяют подробно порядок возмещения убытков. Он зависит в каждом конкретном случае от характера правонарушения.

Пострадавший самостоятельно (то есть без «подсказки» закона) определяет объем причиненных ему убытков, указывает способ возмещения ему вреда деньгами или в натуре восстановить разрушенное ограждение и установить прежнюю границу участка, отремонтировать поврежденное или возвести новое строение, благоустроить нарушенный земельный участок и т.д. Он вначале обращается с такой претензией к самому правонарушителю, но обычно это не дает каких-либо результатов. Затем он уже письменно обращается в органы местной администрации, а не удовлетворенный ответом в народный суд (при иске к гражданам) или в арбитражный суд (при споре между организациями, предприятиями).

Часты случаи самовольного захвата земель, устройства свалок, самовольного строительства гаражей и т.д. Поэтому в законодательстве определен порядок возмещения вреда при подобных правонарушениях. Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении или самовольном занятии, снос строений при самовольном занятии или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков производится организациями и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.

Понятие и содержание убытков

Под убытками закон понимает расходы, которые потерпевший, чье право нарушено, произвел или должен был произвести для восстановления нарушенного права. Это общее определение убытков. Оно дано в ст. 15 ГК РФ и применимо при регулировании земельных отношений, поскольку земельное законодательство не дает специального определения.

Убытки могут быть, как указано в ст. 15 ГК РФ, в виде реального (прямого) ущерба и в виде упущенной выгоды, то есть не полученного дохода, который лицо получило бы при обычных условиях хозяйственной деятельности, если бы его право не было нарушено. Например, пользователю земли при ее изъятии для государственных или общественных нужд возмещается стоимость сносимых строений (реальный ущерб) и стоимость неполученного урожая (упущенная выгода). Нельзя считать упущенной выгодой тот доход, который получит в будущем новый пользователь земельного участка вследствие более интенсивного его использования. Тогда бы это было неосновательное обогащение за чужой счет, что, безусловно, несправедливо. Да и закон запрещает это (ст. 1102 ГК РФ). Данный пример возмещения убытков, в т.ч. упущенной выгоды, касается правомерного причинения убытков. Если в этом случае закон ориентирует на полное возмещение убытков, то тем более их возмещение должно быть полным, т.е. не ограниченным какими-либо условиями, установленными законом, когда речь идет о неправомерном причинении убытков (вреда) вследствие совершенного правонарушения. Нельзя ведь приравнивать правомерного причинителя убытков, т.е. действующего на законном основании, к правонарушителю и таким образом поощрять его.

Поэтому закон не смешивает две принципиально разные ситуации. Устанавливаются повышенные гарантии возмещения вреда от незаконных действий правонарушителя. Примером может быть ст. 16 ГК РФ, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, решения этих органов, подлежат возмещению Правительством РФ, администрацией соответствующего субъекта РФ или органом муниципального образования.

Что касается порядка правомерно причиненных убытков, то он изложен подробно в специальном нормативном акте Правительства РФ, который определяет поведение сторон в конфликте.

Порядок возмещения убытков

Согласно названному Положению убытки, причиненные пользователям земли изъятием или временным занятием их земельных участков для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав пользователей земли подлежат возмещению в полном объеме (кроме случаев установления охранных зон или округов санитарной охраны вокруг земель природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения). При ухудшении качества их земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, убытки возмещаются также в полном объеме. В состав убытков включается и упущенная выгода в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

При выкупе или продаже земельных участков убытки собственников земли, включая упущенную выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого или продаваемого участка.

Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены земельные участки, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества их земель.

— стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затраты по их переносу на новое место;
— стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производства;
— убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования, убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель;
— убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователя земли, упущенная выгода.

Оценка жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружении, расположенных на изымаемом или временно занимаемом земельном участке, а также находящихся за пределами этого участка, если дальнейшее их использование окажется невозможным, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади, вместимости, емкости и уровню механизации (по типовым проектам).

Предприятия, учреждения и организации, которым отведены изымаемые земельные участки, по согласованию с заинтересованными пользователями земли вместо возмещения стоимости расположенных на этих участках зданий, объектов и сооружений могут осуществлять своими силами и средствами (а также силами привлекаемых организаций) перенос их на новое место либо строительство новых зданий и сооружений. Если при строительстве новых зданий, объектов и сооружений предусматривается их модернизация или расширение, то дополнительные затраты на это оплачиваются пользователем земли, для которого ведется строительство.

Стоимость мелиоративных объектов, построенных за счет бюджетных средств до начала земельной реформы и не переданных в собственность юридических лиц, на землях которых они расположены, при изъятии или временном занятии земельных участков возмещается новыми пользователями земли местным администрациям, на территории которых расположены эти объекты, по действующим на момент изъятия земель расценкам на мелиоративное строительство. Стоимость указанных объектов, построенных после названного срока за счет бюджетных средств, возмещается соответствующей местной администрации, за счет средств которой они были построены.

В случае, если пользователи земли в процессе эксплуатации мелиоративных объектов несли затраты на их реконструкцию или расширение, то при изъятии или временном занятии земельных участков указанные затраты подлежат возмещению понесшим убытки пользователям земли.

При изъятии или временном занятии земельных участков, в результате которого частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, противоэрозионных и противоселевых объектов и сооружений (систем), убытки определяются исходя из сметной стоимости работ на строительство новых или реконструкцию существующих объектов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскательских работ, по нормам, расценкам и ценам, действующим на момент изъятия земель.

Оценка водных источников (колодцев, прудов, скважин и т.п.) производится по сметной стоимости работ на строительство новых водных источников равного дебита и качества воды, включая стоимость проектно-изыскательских работ.

Оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также защитных и других многолетних насаждений производится по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель).

Незавершенное строительство и неплодоносящие плодово-ягодные насаждения оцениваются по фактически произведенным пользователем земли объемам работ и затратам в ценах, действующих на момент изъятия земель.

Убытки (затраты), вызванные возникшими неудобствами в использовании земли (образование островов при наполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и т.п.), определяются суммой единовременных затрат на строительство дамб, мостов, дорог, подъездов, других сооружений, а также на приобретение лодок, катеров, паромов и иных транспортных средств.

Убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель, и определяются проектной документацией.

Убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователей земли, включают затраты на выполнение строительных, мелиоративных и иных работ, приобретение материалов и оборудования, необходимых для восстановления сокращающихся объемов производства.

Возмещение упущенной выгоды

Упущенная выгода является частью убытков пользователей земли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. Убытки в виде упущенной выгоды вызываются прекращением получения ежегодного дохода пользователями земли с изымаемых земель в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

Возмещение упущенной выгоды производится организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления нарушенного производства.

Ежегодный доход исчисляется по фактическим объемам производства в натуральном выражении в среднем за 5 лет и ценам, действующим на момент изъятия земель. Размер ежегодного дохода рассчитывается с привлечением данных налоговых инспекций и в необходимых случаях корректируется в расчете на предстоящий период в соответствии со сложившимися темпами инфляции.

Упущенная выгода исчисляется умножением величины ежегодного дохода на коэффициент, соответствующий периоду восстановления нарушенного производства.

Период восстановления нарушаемого производства устанавливается землеустроительным проектом по отдельным видам нарушаемого и восстанавливаемого производства.

Приведенный выше порядок расчета упущенной выгоды используется также и для ее исчисления в случаях ограничения права пользователей земли или ухудшения качества их земель, если данные ограничения права или ухудшение качества приводят к снижению ежегодного дохода за период, после которого права пользователей и качество земель восстанавливаются.

В случаях, когда изымаются земли, занятые плодоносящими плодово-ягодными насаждениями, упущенная выгода возмещается за весь срок, включая год изъятия земель и год получения урожая плодово-ягодных насаждений на новых землях, равный достигнутому на изымаемых землях.

Упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами в использовании земель (образование островов при наполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и т.п.), исчисляется как десятикратная разница ежегодных затрат на эксплуатацию транспортных средств после изъятия земель, создающего неудобства, и до изъятия земель.

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства

Потери это убытки. Если убытки возмещаются пользователям земли, то потери не являются их убытками. Они возмещаются в другом порядке.

Потери возмещаются организациями, которым предоставляются сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества сельскохозяйственных угодий, а также организациями, вокруг объектов, которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (кроме случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).

Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).

При определении затрат на эти цели под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение, культурно-технические и другие мероприятия).

Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для не сельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества.

Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, установленные постановлением Правительства РФ № 77, значительно увеличены постановлением Правительства РФ № 1176. Сколько же стоит один гектар освоения новых земель? Для сравнения приведем такой пример. Ранее, то есть по постановлению № 77, один гектар пашни в Архангельской области «стоил» немного более 1 млн. руб., а сенокоса 800 тыс. руб. C момента введения в действие нормативов, установленных постановлением № 1176, тот же усредненный показатель возрос до 127 млн. руб. за один га. Естественно, соответствующим образом изменились нормативы и в других регионах РФ, территория которой по разным нормативам разделена на 13 хозяйственно-климатических зон в зависимости от типа (плодородия) почв.

Как известно, потери сельскохозяйственного производства могут произойти и часто происходят от соседства вредных производств и других отрицательных влияний на деятельность сельскохозяйственных пользователей угодий. Поэтому постановление № 1176 (п. 30) предусматривает, что потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений, организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель) в случаях, не связанных с переводом одних видов сельскохозяйственных угодий в другие.

Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.

Размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрицательного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются:

— при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;
— при предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово выростных хозяйств и рыбоводных предприятий;
— при отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;
— при изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
— при консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

Потери возмещаются в полном объеме при предоставлении сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья.

Потери возмещаются в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.

Потери сельскохозяйственного производства подлежат зачислению на счет в банке соответствующей местной администрации.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения это важная, но не главная и не единственная форма воздействия на нарушителей земельного законодательства. Главное не принуждение, а убеждение, профилактика, предупреждение нарушений.

Законодательством установлены четыре традиционных правовых формы ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая (имущественная) и регулируются они трудовым, административным, уголовным и гражданским законодательством. В дополнение к ним предусмотрена как важная дополнительная форма земельно-правовая ответственность, регулируемая земельным законодательством.

При решении вопроса о привлечении лица к ответственности соответствующим органам и администрации предприятий (контрольным инспекциям, прокурорам, судам, арбитражным судам), необходимо проверить и соблюсти установленные законодательством основания и условия привлечения к ответственности.

К основаниям относится наличие правовой нормы, предусматривающей ответственность. Ее надо изучить, правильно понять и применить.

Условия ответственности следующие: совершение противоправного деяния (действия, бездействия); наличие последствий (вреда и т.д.); прямая причинная связь между деяниями и последствиями; вина привлекаемого к ответственности. Отсутствие хотя бы одного из этих условий вообще снимает вопрос об ответственности. Необходимо тщательно изучить, уяснить указанные условия и правильно применить в каждом конкретном случае.

Только при наличии этих условий может быть решен вопрос о привлечении или непривлечении к конкретной ответственности нарушителя. При решении этих вопросов соответствующие органы (администрации предприятий, инспекции, прокуроры, суды, арбитражные суды) должны действовать строго в рамках своих полномочий.

С другой стороны, граждане, юридические лица, привлекаемые или привлеченные к ответственности, должны смелее пользоваться своим правом на судебную защиту. Обвиняемый по уголовному делу не обязан доказывать свою невиновность. Но каждый привлекаемый к любой ответственности вправе опровергать обвинения, представляться доказательства, подавать заявления, жалобы, требовать пересмотра дела и отмены решения, освобождения от ответственности.

Привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности не освобождает виновного от возмещения убытков лицу, потерпевшему вследствие правонарушения. И далее, если лицо освобождено по каким-либо причинам от дисциплинарной, уголовной или административной ответственности, их этого не следует обязательное освобождение его от гражданско-правовой (имущественной) ответственности. Он обязан будет возместить убытки.

Гражданин или юридическое лицо во всех случаях, если им причинены убытки, независимо от того, кем они причинены государственными органами, их должностными лицами, предприятиями, организациями, учреждениями, отдельными гражданами, их объединениями, имеет по закону право требовать возмещения всех убытков, включая упущенную выгоду.

При этом надо руководствоваться нормами гражданского и земельного законодательства, о которых говорилось выше.

Кто подсчитывает убытки? Безусловно, сам потерпевший. Но он не может это делать произвольно, т.е. искусственно завышать свои имущественные (денежные) потери. Если убытки причинены в связи с изъятием земель для государственных нужд, то надо руководствоваться названным выше Положением 1993 г. Им же определен порядок подсчета упущенной выгоды. При подсчете своих убытков и упущенной выгоды потерпевший должен применять методику их определения, указанную в Положении. Если он этого не сделает, то суд (если спор дойдет до судебного разбирательства) внесет необходимые изменения в исковые требования.

Несколько по-другому будут складываться поведение потерпевшего, которому причинены убытки по чьему-то злому умыслу или просто в нарушение закона даже и без умысла. В этих случаях владелец земельного участка не связан указаниями. Он применяет свой способ подсчета убытков, в том числе упущенной выгоды. Но при всех обстоятельствах необходимо соблюдение правила, установленного ст. 15 ГК РФ, а именно: потерпевший вправе требовать возмещения неполученного дохода, который он получил бы при обычных условиях хозяйственной деятельности, если бы его право не было нарушено. Именно исходя из его нарушенной деятельности, а не соседа, у которого организовано сверх рентабельное ведение хозяйства (например, создан розарий, цветник, дающий огромный по районным рамкам доход).

Как быть, если истец и ответчик не могут договориться о суммах действительных убытков? Суд не может встать на защиту какой-то одной стороны. Он привлекает к участию специалиста-эксперта, который объективно с учетом материалов дела и полученных в земельных органах районной администрации дает свое заключение по вопросам, поставленным судом в делах правильного разрешения спора.

Города эпохи
Города эпохи 2
Города эпохи 3
Городские программы
Доходный подход к оценке недвижимости
Жилищно-коммунальное хозяйство

Назад | | Вверх

Еще по теме:

  • Образец обжалования определения суда первой инстанции Частная жалоба на определение суда Отменить или изменить судебные акты стороне дела поможет частная жалоба на определение суда. Но такой способ применяется только к определениям. Решение […]
  • Отзыв на исковое в мировой суд Отзыв на исковое заявление Способом защиты ответчика от предъявленных к нему требований в суде нередко выступает отзыв на исковое заявление. Причем обязанность предоставить отзыв может […]
  • Ст 171 нк рф 2018 год Статья 171 НК РФ. Налоговые вычеты Новая редакция Ст. 171 НК РФ 1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, […]
  • Как расторгнуть туристический договор Как вернуть всю сумму тура при расторжении договора с туристическим агентством? Здравствуйте, возникла такого рода проблема: родители заключили договор с турагенством, но сам тур (билеты, […]
  • Окна конфискация Большие штрафы и конфискация авто: в Украине придумали новый способ борьбы с нелегальными такси В Украине придумали новый способ борьбы с нелегальными перевозчиками. Если водитель […]
  • Гск луч подольск купить гараж 3 уровневый гараж в ГСК "Луч", мкр-н Красная Горка, г. Подольск, 650 000 руб. Объект недвижимости снят с реализации Общая площадь, м² 18.0 Смотровая яма Погреб […]