Ук рф п2 ст 9

Статья 9 ГК РФ. Осуществление гражданских прав (действующая редакция)

1. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

2. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 9 ГК РФ

1. Особенность современного ГК РФ состоит в том, что он закрепляет основные начала — принципы гражданского законодательства, одним из которых является принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Осуществление гражданских прав — это реализация, превращение в действительность управомоченным лицом (его представителем) возможностей (правомочий), составляющих содержание конкретного права.

Успех осуществления гражданских прав обеспечивается наличием определенных гарантий, условий, которые подразделяются на объективные и субъективные. К объективным условиям осуществления гражданских прав относится система экономических, политических и правовых гарантий. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ предусматривает, что в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 17 Конституции РФ провозглашает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (п. 1 ст. 17). Правовые гарантии обеспечивает прежде всего ГК РФ.

Субъективный фактор, субъективные условия играют большую роль в осуществлении гражданских прав. Особенность осуществления гражданских прав обусловлена прежде всего спецификой предмета и метода гражданского права, определяющих правоспособность и дееспособность лица, его психическое отношение к своим действиям. Предмет и метод гражданского права предусматривают свободу выбора действий при осуществлении своих прав, что находит закрепление в ст. 1 ГК РФ: граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих закону условий договора».

Достаточно широкая самостоятельность предоставляется лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Закон предоставляет свободу инициативы в выборе поведения и обеспечения осуществления своих прав гражданами и юридическими лицами, которые по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК РФ).

Инициатива и свобода усмотрения управомоченных лиц выражается и в том, что они могут отказаться от осуществления своих прав, что не влечет за собой прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 9 ГК РФ).

Гражданские права осуществляются различными способами, которые подразделяются на фактические и юридические. Фактические способы не преследуют юридических целей (использование собственником дома для проживания, использование собственником земельного участка для выращивания плодов и овощей). Юридические способы преследуют определенные правовые последствия (требования, вытекающие из сделок, из других юридических действий — принятие оферты, отказ от договора, заключенного на неопределенный срок). Гражданские права осуществляются как лично управомоченными лицами, так и их представителями.

2. Действующее законодательство предусматривает ограничение осуществления гражданских прав. Ограничение прав рассматривается даже на международном уровне. Так, п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Пункт 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая указанные положения, ГК РФ устанавливает, что гражданские права могут быть ограничены только на основании ФЗ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, при осуществлении гражданских прав управомоченные лица не должны забывать об интересах других лиц, общества и государства.

Наряду с осуществлением гражданских прав, граждане и юридические лица должны надлежащим образом исполнять и свои обязанности. Исполнение обязанностей может носить как активный, так и пассивный характер. Примером активного исполнения является исполнение обязанности по сделке, договору. Скажем, арендодатель обязан передать вещь арендатору по договору аренды. Что касается исполнения пассивного характера, то оно может выразиться в воздержании от нарушения запретов. Например, автор произведения, заключивший договор с одним издателем на его издание, обязан воздерживаться от заключения договора на издание этого произведения с другим издателем. Активная обязанность может быть исполнена третьим лицом, когда исполнения обязанности не вытекает из необходимости исполнить ее лично обязанным лицом, что, например, предусмотрено ст. 313 ГК РФ.

ТОП-15: самые значимые нововведения мая

В мае вступают в силу 90 принятых к настоящему времени федеральных актов. Портал ГАРАНТ.РУ обобщил нововведения, важные как для представителей бизнеса, так и для всех россиян.

1. Перечень освобождаемых от НДФЛ доходов будет расширен (с 1 мая)

С указанной даты не будут подлежать налогообложению НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и иными федеральными законами, устанавливающими особенности привлечения добровольцев (волонтеров). К ним отнесены и доходы в виде выплат на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) в связи с осуществлением ими указанной деятельности.

Также в перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, включены доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных НКО за счет грантов Президента РФ; оплаты стоимости проезда к месту проведения указанных соревнований, конкурсов, мероприятий и обратно, питания и предоставления помещения во временное пользование в соответствии с условиями договоров о предоставлении грантов НКО.

2. ФСС России начнет списывать недоимки по взносам на случай временной нетрудоспособности по состоянию на 1 января 2017 года (с 1 мая)

Территориальные органы ФСС России начнут применять Правила признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, задолженности по соответствующим пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2017 года и порядок их списания. При этом задолженности списываются на основании ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ, которым полномочия по администрированию взносов были переданы ФНС России.

3. Начинает применяться новый ГОСТ по проверке систем противопожарной защиты (с 1 мая)

С этой даты вступит в силу ГОСТ Р 57974-2017, которым установлены требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях систем, установок противопожарной защиты и их элементов. В соответствии с новым ГОСТом проверку работоспособности противопожарных систем организует собственник здания (сооружения) или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании. Проверка проводится с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, или на договорной основе с привлечением экспертной организации. Предусмотрена периодичность проведения проверок. С учетом этой периодичности руководитель должен утвердить график проведения плановых проверок работоспособности противопожарных систем. Внеплановые проверки осуществляются по мере необходимости. В случае выявления в ходе проверки неисправностей систем противопожарной защиты либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих соответствующую деятельность.

4. В ряде регионов с туристов начинают взимать курортный сбор (с 1 мая)

Эксперимент по взиманию на территории отдельных субъектов РФ курортного сбора с физлиц, проживающих в объектах размещения более 24 часов, пройдет с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. Изначально ожидалось, что участвовать в эксперименте будут Республика Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. Однако введение курортного сбора в Республике Крым могут отложить на один год – депутаты Государственного Совета Республики Крым во втором чтении приняли соответствующий проект, которым предлагается изменить срок начала взимания курортного сбора на территории полуострова с 1 мая 2018 года на 1 мая 2019 года.

5. МРОТ сравняется с размером прожиточного минимума (с 1 мая)

При этом ранее планировалось уравнять эти показатели с 1 января 2019 года (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ). Так, с 1 января текущего года действующий размер МРОТ составляет 9489 руб. – 85% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения во II квартале 2017 года, а с 1 мая указанный размер возрастет до 11 163 руб.

6. Перечень предъявляемых к банкам требований для принятия их банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов будет расширен (с 3 мая)

Так, с этой даты банки смогут выдавать гарантии в указанных целях только при наличии кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале кредитными рейтинговыми агентствами АО «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство» или АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Одновременно в отношении банков прекращает применяться требование соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Аудиторов обяжут сообщать о признаках отмывания денег или финансирования терроризма их клиентами (с 4 мая)

Соответствующие поправки в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) и Федеральный закон от 30 декабря 2008 год № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) начнут действовать с указанной даты.

Так, ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ будет дополнена п. 2.1, предусматривающим обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг уведомлять Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Одновременно, новый подп. 3.2, устанавливающий аналогичную обязанность, появится в ч. 2 ст. 13 Закона № 307-ФЗ, в которой закреплены права и обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора. При этом в подп. 3.1 ч. 2 указанной статьи будет сделана оговорка о том, что аудитор не вправе ставить в известность учредителей клиентов о выявленных признаках отмывания денег.

8. Заказчики по государственным и муниципальным контрактам начнут списывать неустойки, начисленные поставщикам в 2015 и 2016 годах (с 4 мая)

С этой даты ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пополнится новой ч. 42.1, в соответствии с которой начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Отметим, что соответствующий порядок пока не утвержден.

9. Уголовное наказание за совершение ряда преступлений ужесточат (с 4 мая)

Так, ст. 159.3 Уголовного кодекса «Мошенничество с использованием платежных карт» получит новое наименование – «Мошенничество с использованием электронных средств платежа», при этом санкция, предусмотренная ч. 1 этой статьи, будет ужесточена – арест на срок до 4 месяцев, как вид наказания, будет заменен на лишение свободы на срок до 3 лет. А по ст. 159.3 УК РФ и 159.6 УК РФ «Мошенничество в сфере компьютерной информации» будет понижено пороговое значение крупного размера ущерба с 1,5 млн руб. до 250 тыс. руб., особо крупного – с 6 млн руб. до 1 млн руб.

Кроме того, в ч. 3 ст. 158 УК РФ «Кража» появится новый п. «г», предусматривающий ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно электронных денежных средств. Максимальное наказание за совершение этого преступления суды будут определять в виде лишения свободы сроком до 6 лет с назначением штрафа и ограничения свободы до 1,5 лет.

Одновременно вводится уголовная ответственность за преступления в сфере госзаказа. В частности, за провокацию подкупа в сфере госзакупок виновных будут приговаривать к лишению свободы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. А за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны работника контрактной службы либо иного представителя заказчика предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

10. Оформлять диагностические карты на транспортное средство после прохождения техосмотра специалисты будут по обновленным правилам (с 4 мая)

Так, операторы технического осмотра при выявлении несоответствия автомобиля хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств будут обязаны указать в диагностической карте это несоответствие и дать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, а не отказывать в выдаче карты, как это предусмотрено сейчас. Также региональные органы власти наделяются правом контролировать соблюдение установленного законом размера платы за выдачу дубликата карты. Соответствующие изменения будут внесены в ст. 9 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

11. Издержки по делам об административных правонарушениях с ИП будут взыскиваться в том же порядке, что и с юрлиц (с 4 мая)

К ИП будет применяться такой же подход по взысканию издержек, как и к юрлицам: издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику, будут относиться на счет ИП, совершивших административное правонарушение. При этом суммы, выплаченные переводчику относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта РФ, – на счет бюджета субъекта РФ.

В случае, когда производство по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя прекращено по реабилитирующим основаниям (предусмотренным подп. 1-3, подп. 5, подп. 7-8.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), издержки по делу будут относиться на счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

12. Правила нотариального делопроизводства будут скорректированы (с 4 мая)

В частности, будет уточнен порядок регистрации получаемых нотариусом документов. Из перечня таких документов исключаются образы электронных документов на бумажном носителе, отображения на бумажных носителях информации, полученной из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов и государственных регистров, находящейся в открытом доступе. При этом журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции будут вестись в электронной форме. Будут прописаны случаи, в которых производится замена печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ. Так, заменить печать нотариус обязан, если: изменился указанный на ней нотариальный округ нотариуса или его наименование; изменилось указанное на ней наименование государственной нотариальной конторы; изменились фамилия, имя, отчество нотариуса и т. д. При этом территориальный орган обязан выдать нотариусу гербовую печать в течение одного рабочего дня после ее получения из специализированного полиграфического или штемпельно-граверного предприятия – изготовителя.

Одновременно вносятся изменения в состав форм рабочих документов нотариусов. К примеру, исключается образец расписки в получении документов нотариусом (приложение № 3) и вносятся изменения в формы журналов регистрации входящей и исходящей корреспонденции (приложения № 4-5). Также вводятся формы описей наследственных дел, оконченных в соответствующем году, и дел, оконченных в соответствующем году, срок хранения которых не установлен.

13. Перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, станет шире (с 14 мая)

Так, банки будут отказывать в совершении валютных операций не только в случае непредставления или представления необходимых документов с нарушением установленных требований, как это сейчас предусмотрено абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», но и в случае несоблюдения правил осуществления валютных операций, в том числе между резидентами, порядка ведения счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ и нарушения иных требований валютного законодательства.

Кроме этого, будут уточнены нормы об административной ответственности за незаконные валютные операции. Так, за это правонарушение для должностных лиц предусматривается отдельная ответственность в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. А в случае повторного нарушения указанных лиц будут подвергать дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции будет распространяться и на ИП.

14. Охрана труда в организациях связи будет осуществляться по новым правилам (с 20 мая)

Новые Правила по охране труда в организациях связи устанавливают государственные нормативные требования охраны труда в приемных и передающих радиоцентрах, на радиостанциях, на телевизионных станциях и ретрансляторах, на станциях космической связи, на телефонных станциях, на станциях радиотелефонной связи, в организациях, обеспечивающих подвижную радиотелефонную связь, кабельное и спутниковое телевидение и т. д. Они обязательны для исполнения работодателями – ИП и юрлицами независимо от их организационно-правовых форм. При этом ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.

В документе перечислены основные вредные и опасные производственные факторы, которые могут оказывать воздействие на работников отрасли связи, среди них: повышенные уровни электромагнитного излучения и напряжения в электроцепях; попадание частиц оптоволокна на кожу работников; воздействия лазерного излучения и т. п. Устанавливается право работодателей определять дополнительные требования безопасности, улучшающие условия труда работников.

15. Авиаперевозчики начнут выдавать грузоотправителям электронные перевозочные документы (с 27 мая)

Кроме этого, электронные перевозочные документы будут оформляться на перевозку почты.

Также будут уточнены правила определения периода воздушной перевозки пассажира в целях применения норм об ответственности перевозчика за причинение вреда его жизни или здоровью. С учетом изменений, указанный период будет включать в себя нахождение пассажира на борту воздушного судна, а также периоды посадки и высадки. Отметим, что в настоящее время воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра и до момента, когда пассажир воздушного судна покинул аэродром. Порядок исчисления продолжительности периодов посадки и высадки определит Минтранс России.

Одновременно вводятся основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках. Ответственность авиакомпаний в указанных случаях будет определяться в соответствии с международными договорами РФ. При этом течение срока исковой давности в указанных случаях, а также в связи с просрочкой доставки перевозимых грузов начинается со дня, когда воздушное судно должно было прибыть в пункт назначения.

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

ч 1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

ч 2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Комментарий к ст. 10 УК РФ

1. В комментируемой статье сформулирован принцип, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК.

Содержание ч. 1 комментируемой статьи применительно к уголовно-правовым отношениям раскрывает и детализирует положения ст. 54 Конституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон.

Указанные нормы основаны на положениях п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., п. 1 ст. 35 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г..

Обратную силу наряду с уголовными законами, устраняющими преступность деяния или смягчающими наказание, имеют и другие законы, если они каким-либо образом улучшают положение лица, совершившего преступление. Нормы, ухудшающие положение лица, совершившего преступление, в любой стадии судопроизводства, обратной силы не имеют.

2. Конституционно-правовое истолкование положений комментируемой статьи содержится в ряде решений КС РФ, имеющих общеобязательный характер.

Принципы применения новых законов, устраняющих или смягчающих ответственность, сформулированы как императивные указания, адресованные прежде всего государству в лице соответствующих органов, в том числе судов, которые призваны обеспечивать реализацию закрепленной в ч. 1 ст. 45 Конституции гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.

Положение ч. 2 комментируемой статьи о сокращении наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, в системной связи с ч. 1 той же статьи означает, что при приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом — независимо от того, в какой процессуальной стадии решается данный вопрос, — подлежат применению все установленные УК в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, в соответствии с которыми вопрос о наказании разрешается при постановлении приговора, включая правила назначения наказания ниже низшего предела, при наличии смягчающих обстоятельств, а также при рецидиве преступлений. Тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом.

В противном случае, т.е. при истолковании ч. 2 комментируемой статьи как предполагающей использование при решении вопроса о наказании лишь одного правила — о снижении назначенного наказания до верхнего предела санкции соответствующей статьи Особенной части УК в редакции нового закона, лица, уже отбывающие наказание, были бы поставлены в неравное положение с теми лицами, в отношении которых приговор выносится после вступления нового уголовного закона в силу и решение вопроса о наказании осуществляется с учетом как верхнего, так и нижнего пределов санкции соответствующей статьи, а также указанных в Общей части УК обстоятельств.

В указанном постановлении проводится идея о том, что смягчение наказания за деяние, которое отбывается лицом, как и иные случаи реализации обратной силы закона, осуществляется на основе нового уголовного закона, причем взятого в его контексте, т.е. в его нормативных зависимостях от других правовых норм, и не может поэтому ограничиваться никакими нормами, не имеющими отношения к новому уголовному закону. С учетом изложенных положений далее раскрываются три предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи правила об обратной силе закона.

3. Научно-практическое толкование правового явления обратной силы уголовного закона позволяет выделить его сущностные характеристики:

  • обратная сила закона имеет конституционные и международно-правовые основы уровня гарантированных прав и свобод человека и гражданина, составляющие базис правового статуса личности, не подлежащего ограничению;
  • рассматриваемое явление связано со всеми принципами уголовного закона, уголовного права и процесса, в особенности справедливости и равенства всех перед законом, оно относится к Общей и Особенной частям УК, а также к переходным положениям, специально посвященным введению законов в действие. Проблема пронизывает практически все институты и нормы уголовного права:
  • от криминализации до депенализации, погашения и снятия судимости;
  • вопрос обратной силы материального закона подлежит применению в установленных законом уголовно-процессуальных формах на всех стадиях судопроизводства независимо от ходатайства, волеизъявления заявителя в соответствии с принципами правосудия. При этом правила действия во времени уголовного закона взаимодействуют с положениями о действии других отраслевых законов, в том числе с учетом бланкетности ряда норм УК, но отличаются от правил действия во времени уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов (см. ст. 4 УПК, ст. 6 УИК);
  • положения об обратной силе закона изменчивы исторически и политически, в том числе на уровне уголовной политики. В отечественной истории в разные годы данный вопрос решался по-разному. По-иному, чем сейчас, он регулировался в УК РСФСР и в Модельном Уголовном кодексе для государств — участников СНГ, а также в переходных положениях УК РФ 1996 г. В этой связи новые Федеральные законы от 29.02.2012 N 14-ФЗ и от 01.03.2012 N 18-ФЗ об усилении ответственности за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних и в сфере незаконного оборота наркотиков обратной силы иметь не могут. Это конституционный и международно-правовой императив. В судебной практике встречаются случаи, когда суды применяют не более мягкий уголовный закон времени совершения преступления, а более строгий закон времени отбывания наказания в части, например, условного осуждении, условно-досрочного освобождения, мотивируя свои решения тем, что они руководствуются не уголовным, а уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законами, которые обратной силы не имеют;
  • положения ст. 10 УК представляют исключения из общего правила применения уголовного закона, которые не должны становиться правилами. В этой связи социально-правовая практика применения поощрительных мер в части обратной силы уголовного закона, как и амнистии, не должна иметь массового и часто встречающегося характера. Эффективность и ценность уголовно-правового института определяются не только распространенностью его применения;
  • в целом применение положений ст. 10 УК относится к проблеме усмотрения, связанной с соотношением императивного и дискреционного в решении суда, с выделением факторов, которые сужают или, наоборот, расширяют сферу усмотрения. Только уголовно-правовую основу пределов правоприменительного усмотрения образуют не менее 100 ограничителей как в Общей, так и в Особенной частях УК (около 70 рекомендательных норм и около 30 — императивных).

Кроме того, имеются судоустройственные, судопроизводственные и иные нормативные ограничители. Усмотрение — необходимый институт и атрибут всякой судебной системы, это безальтернативная императивная функция суда, основанная на законах мышления, на обязательных и рекомендательных нормах международного и отечественного права.

С учетом изложенных положений далее раскрываются три предусмотренных ч. 1 ст. 10 правила об обратной силе закона.

4. Уголовный закон имеет обратную силу как исключающий преступность соответствующих деяний, если он:

  • полностью декриминализирует деяние, т.е. выводит его из числа преступных (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключил уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу (ст. 182 УК), причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ч. ч. 3 и 4 ст. 118 УК), оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК), Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ декриминализировал оскорбление (ст. 130 УК), переведя его в разряд административных правонарушений (ст. 5.61 КоАП), товарную контрабанду (ч. 1 ст. 188 УК), частично декриминализировал дискриминацию (ст. 136 УК), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК)). Декриминализация (полная или частичная) деяния может происходить и путем внесения изменений в Общую часть УК (например, введение новых обстоятельств, исключающих преступность деяния, сужение понятия соучастия в преступлении, ограничение ответственности за предварительную или неоконченную преступную деятельность). Декриминализация осуществляется не только внесением изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на этом основании административную или иную более мягкую ответственность;
  • повышает возраст ответственности или уменьшает перечень преступлений, за совершение которых уголовной ответственности подлежат лица, достигшие определенного возраста;
  • ограничивает число адресатов нормы, т.е. круг субъектов преступления, в том числе специальных;
  • шире трактует невменяемость (например, ч. 3 ст. 20 УК, предусматривающая состояние «возрастной невменяемости»);
  • сужает пространственные границы места совершения преступления;
  • уменьшает круг предметов посягательства (например, Федеральные законы от 08.12.2003 N 162-ФЗ и от 21.07.2004 N 73-ФЗ исключили из числа предметов посягательства, предусмотренных ст. 222 УК, гражданское гладкоствольное огнестрельное оружие, его основные части и боеприпасы к нему; ст. 135 УК (в первоначальной редакции 1996 г.) установила уголовную ответственность за развратные действия лишь в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста, а не вообще несовершеннолетнего, как было ранее. Напротив, та же статья в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ, расширившая круг предметов посягательства за счет повышения возраста потерпевшего от развратных действий до 16 лет, обратной силы не имеет);
  • ограничивает ответственность путем конкретизации способа совершения преступления, его мотивов, последствий. Например, в состав деяния, ранее признававшегося преступным независимо от мотивов его совершения, вводится при сохранении признаков объективной стороны мотив — из корыстной заинтересованности;
  • исключает одну из альтернативных форм преступной деятельности или один из способов совершения преступления (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ декриминализировал такие действия с газовым и холодным оружием, в том числе метательным, как их незаконное приобретение и ношение);
  • исключает из материальных составов какие-либо из входящих в альтернативу последствий (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключил причинение по неосторожности вреда здоровью средней тяжести из числа альтернативных последствий преступлений, предусмотренных ст. ст. 216, 219, 263, 264, 266 — 269 УК);
  • исключает из альтернативы одну из форм вины;
  • исключает один из альтернативных мотивов или одну из альтернативных целей преступления и др.;
  • вводит специальную норму, с увеличением размера предмета преступления (например, уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве в силу примеч. 1 к ст. 290 и ст. 291.1 УК (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ) наступает при условии, что сумма предмета взятки превышает 25 тыс. руб.).

5. Возможна частичная декриминализация деяния посредством уменьшения содержания признаков составов преступлений, предусмотренных как в Особенной, так и в Общей части УК. Кроме того, частичная декриминализация может иметь место и в случаях, когда бланкетная диспозиция статьи Особенной части УК осталась без изменения, но изменилось позитивное законодательство, нарушение которого преследовалось данным уголовным законом. Так, Пленум ВС РФ в Постановлении от 18.11.2004 N 23 (п. 17) указал, что если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 171 УК.

6. Исключение из УК статьи со специальной нормой само по себе не исключает ответственности лица за деяние, предусматривавшееся этой нормой, но по статье УК, содержащей норму общего характера и потому охватывающей данное деяние. Так, признание утратившей силу Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ ст. 200 не означало полной декриминализации обмана потребителей, поскольку такие действия, как правило, представляют собой хищение чужого имущества путем обмана, т.е. мошенничество, предусмотренное ст. 159 УК. Аналогичным образом отсутствие в действующих редакциях ст. ст. 228 и 228.1 УК упоминания об ответственности за приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств и психотропных веществ с целью сбыта не означает декриминализации этих деяний, поскольку они охватываются общей нормой об ответственности за приготовление к сбыту наркотических средств и психотропных веществ.

Еще одним случаем, требующим применения положений об обратной силе уголовного закона, является выделение новым законом специальных норм, устанавливающих уголовную ответственность за деяния, которые по старому закону квалифицировались не по специальной, а по общей норме. В подобных ситуациях происходит не криминализация деяния, а уточнение его правовой оценки, которая может влечь за собой как улучшение, так и ухудшение положения лица. Поэтому вопрос о применении обратной силы уголовного закона при таких обстоятельствах следует решать на основе сопоставления санкций общей и новой специальной норм и только в благоприятном для виновного случае.

7. Имеющим обратную силу как смягчающий наказание (депенализация) признается закон:

  • исключающий из системы наказаний какой-либо вид наказания (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключил конфискацию имущества из системы наказаний, а Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ исключил из ст. 88 УК о системе наказаний несовершеннолетних арест);
  • расширяющий перечень лиц, к которым не может быть применено пожизненное лишение свободы, либо сужающий основания для его применения;
  • вводящий в действие новые, более мягкие виды наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, отложенные до 2014 г. принудительные работы), уменьшающий карательный элемент соответствующих видов наказаний (например, вводит новую, более мягкую разновидность исправительных работ по месту прежней работы осужденного, уменьшает размеры удержания из заработной платы лиц, осужденных к исправительным работам, и т.п.);
  • снижающий минимальные или максимальные размеры наказаний, расширяющий перечень смягчающих наказание обстоятельств или сужающий круг отягчающих обстоятельств;
  • изменяющий правила назначения наказания в благоприятную для осуждаемого сторону. В частности, на этом основании имеет обратную силу ст. 68 УК (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) о назначении наказания при рецидиве преступлений, ч. 2 ст. 69 УК (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) о назначении наказания не только путем их сложения (полного или частичного), но и их поглощения;
  • исключающий квалифицирующие (особо квалифицирующие), т.е. повышающие ответственность, признаки составов конкретных преступлений;
  • сужающий содержание ранее существовавшего квалифицирующего признака (например, в ч. 3 ст. 290 УК предусмотрен квалифицированный вид получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления вместо более широкого понятия должностного лица, занимающего ответственное положение, по УК РСФСР);
  • переводящий квалифицированный состав в простой (например, в ст. ст. 136, 165 УК);
  • увеличивающий размер общественно опасных последствий в материальных составах преступлений (повышение крупного размера хищения, значительного и крупного размера взятки, крупного ущерба при нарушении авторских и смежных прав и т.д.).;
  • изменяющий в санкции один вид наказания на другой, более мягкий;
  • заменяющий аналогичным образом все или хотя бы один из входящих в альтернативную санкцию видов наказаний, при неизменности другого (других);
  • снижающий как максимальный, так и минимальный пределы наказания или хотя бы один из них при неизменности другого;
  • уменьшающий аналогичным образом пределы всех или хотя бы одного из входящих в альтернативную санкцию наказаний, при неизменности пределов другого (других);
  • снижающий максимальный размер наказания за преступление при одновременном повышении минимального предела наказания за это же преступление;
  • исключающий из альтернативы наиболее строгий вид (виды) наказаний при неизменности других наказаний;
  • устанавливающий альтернативно менее строгий вид (виды) наказания, сохраняя в неизменности другие виды;
  • исключающий одно или несколько дополнительных наказаний;
  • переводящий дополнительное наказание из числа обязательных в факультативное, не изменяя пределов основного (основных) наказания, и др.

8. Закон имеет обратную силу как иным образом улучшающий положение лица, если он:

  • смягчает режим отбывания лишения свободы. Так, имеют обратную силу положения подп. «б» и «в» ст. 58 УК (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ), согласно которым женщина при наличии любого рецидива не может быть направлена для отбывания лишения свободы в исправительную колонию строгого режима;
  • изменяет в благоприятную для виновного лица сторону основания рецидива преступлений, условного осуждения, отсрочки отбывания наказания и условия для их отмены (например, ст. 82.1 УК);
  • сокращает сроки давности привлечения к ответственности и исполнения обвинительного приговора;
  • расширяет основания для применения освобождения от ответственности и наказания, а также предусматривает новые виды такого освобождения. Так, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ допустил возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием у лиц, впервые совершивших преступление средней тяжести (ст. 75 УК);
  • изменяет в благоприятную сторону основания условно-досрочного освобождения от наказания или замены наказания более мягким;
  • сокращает сроки погашения судимости.

9. Сложнее оценивать смешанные случаи, когда однозначный ответ на вопрос о более мягком законе дать затруднительно. Например, когда новый закон уменьшает максимальный предел санкции и одновременно повышает низший. В приведенном случае более мягким должен быть признан закон, предусматривающий низший максимальный предел наказания, исходя из того, что в основу категоризации преступлений по их тяжести (ст. 15 УК) положен верхний предел санкции, а от отнесения преступления к определенной категории зависят, в свою очередь, многие уголовно-правовые последствия:

  • сроки давности уголовного преступления,
  • виды рецидива преступлений,
  • режим исправительной колонии,
  • сроки судимости
  • и т.д.

В ситуации, когда уменьшается нижний предел, например, обязательных работ, при одновременном увеличении их верхнего предела применению подлежит новый закон лишь в части улучшения положения субъекта.

В случае принятия системных законов одновременно меняются не только отдельные нормы и санкции Особенной части УК, но и принципы их применения, другие положения Общей части УК. При этом в любом случае должны приниматься во внимание положения как старого, так и нового законов, имеющие благоприятные для виновного последствия.

В этой связи суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций вправе переквалифицировать преступное деяние с одной статьи на несколько других статей или частей статей закона, предусматривающих ответственность за менее тяжкие преступления, если этим не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту. При этом наказание, назначенное по совокупности преступлений, не может быть более строгим, чем максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи УК, по которой было квалифицировано деяние (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2).

В то же время судебная практика исходит из того, что если санкции старого и нового закона являются одинаковыми, то преступление в силу требований ст. 9 УК подлежит квалификации по закону, действовавшему во время его совершения.

Положения об обратной силе уголовного закона не распространяются на случаи введения в действие ранее отложенных норм УК об уголовных наказаниях, например, в виде обязательных работ (с 2005 г.) и ограничения свободы (с 2010 г.), поскольку такая ситуация не подпадает ни под одно из указанных в комментируемой статье правил. В то же время судам следует иметь в виду, что эти наказания могут быть назначены и за преступления, совершенные соответственно до 10 января 2005 г. и до 2010 г. (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2).

Подобный вопрос возникает и тогда, когда осужденному было назначено наказание с применением правил, предусмотренных ст. 64 УК, а новым законом этот минимальный предел был понижен и наказание оказалось назначенным в пределах этой новой санкции; при исключении из приговоров обстоятельств, отягчающих наказание, указания на рецидив преступлений и на назначение наказания по правилам ч. 2 ст. 68 УК и т.д. Такие приговоры могут быть пересмотрены, а наказание снижено, но не в порядке, предусмотренном для решения вопросов, возникающих при исполнении приговора. С учетом того что в этих случаях необходимо применять новые правила наказания, а по существу, назначать новое наказание, такой пересмотр приговоров возможен в кассационном порядке или в порядке надзора.

10. С учетом принципа гуманизма, на котором основаны нормы об обратной силе закона, решается вопрос о возможности придания обратной силы так называемому промежуточному закону, не действовавшему в момент совершения преступления, но к моменту его расследования и назначения наказания утратившему силу, будучи замененным новым законом об ответственности за такое преступление. Поэтому применению подлежит лишь тот промежуточный закон, который соответствует правилам ст. 10 УК, т.е. устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица по сравнению как со старым, так и новым законами.

11. Если новый закон устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается на любой стадии, в том числе в ходе предварительного следствия. Если новый закон смягчает ответственность за преступление, то суд при определении наказания также должен руководствоваться им (это правило распространяется и на деятельность суда в кассационной и надзорной инстанциях). Применяя новый уголовный закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, изданный после вступления приговора в законную силу, суд надзорной инстанции должен освободить виновного от наказания, а не отменять состоявшиеся по делу судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием в деянии состава преступления.

12. Часть 1 комментируемой статьи специально оговаривает неприменение правила об обратной силе к закону, устанавливающему преступность деяния, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего соответствующее деяние. Устанавливающим наказуемость является закон, которым криминализируется деяние. Законом, усиливающим наказание, является тот, который увеличивает максимальный или минимальный предел наказания или оба этих предела. Таким же является и закон, который, не меняя пределы основного наказания, добавляет к нему дополнительное наказание либо устанавливает альтернативную санкцию, позволяющую назначить более строгое наказание. К ухудшающему положение лица также следует отнести закон, увеличивающий сроки наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения, увеличивающий сроки погашения и снятия судимости и т.д. Таким образом, законодательные нормы, связанные с криминализацией и пенализацией, означают введение либо усиление ответственности, поэтому обратной силы не имеют.

Еще по теме:

  • Развод с мужем материально Должен ли муж после развода содержать жену здравствуйте у нас такая ситуация .Живем с мужем 2 года , в браке 1 год, есть ребенок ему 9 месяцев,мне 17 лет, должен ли муж после развода […]
  • Картинка права гражданина рф Путешествие в страну «Правознайка». «Конституция Российской Федерации – основной закон государства» 6+ 2015. - презентация Презентация была опубликована 3 года назад пользователемВера […]
  • Ст 77 п7 тк рф компенсации Компенсация при увольнении по п. 7ст. 77 ТК РФ Меня уведомили об изменении условий труда 30-го ноября. Директор вечерней школы говорит. что не в курсе,что в случае моего письменного отказа […]
  • 263 статья нк рф Статья 263 НК РФ. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества СТ 263 НК РФ. 1. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы […]
  • Статья 192 тк рф пункт 2 Статья 192. Дисциплинарные взыскания За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых […]
  • Мировой суд г саров нижегородской области Мировой суд г саров нижегородской области Участок №3 607182, Нижегородская область, г. Саров, ул. Советская, д. 18 Потапова Татьяна Васильевна Границы участка Проспект Музрукова. Улицы: […]