Учебник техническая эксплуатация и безопасность движения

Техническая эксплуатация дорог и безопасность движения

На основе положений Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации изложены требования к общим обязанностям работников железнодорожного транспорта, классификация и анализ нарушений безопасности движения по сети дорог; требования к сооружениям и устройствам путевого хозяйства; рассмотрены условия взаимодействия пути и подвижного состава с учетом особенностей их устройства и технических параметров; проанализированы причины нарушений безопасности движения, зависящие от железнодорожного пути. Приведено техническое и организационное обеспечение безопасности движения поездов.
Учебник предназначен для студентов вузов железнодорожного транспорта специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», а также может быть полезен широкому кругу инженерно-технических работников.
Содержание
Введение,

1. Правила технической эксплуатации и безопасность движения на железных дорогах России,
1.1. Структура ПТЭ и общие обязанности работников железнодорожного транспорта
1.2. Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах России
1.3. Требования ПТЭ к сооружениям и устройствам путевого хозяйства
1.4. Раздельные пункты, их назначение. Безопасность движения, маневровой работы и ремонтов
1.5. Сооружения и устройства сигнализации
1.6. Организация движения поездов
1.7. Восстановительные и пожарные поезда
1.8. Особенности содержания пути на электрифицированных линиях с автоблокировкой и электрической централизацией стрелок

2. Техническое обеспечение безопасности движения
2.1. Условия взаимодействия подвижного состава и пути
2.2. Взаимодействие колеса и рельса
2.3. Силы, действующие от колеса на рельс
2.4. Основные причины сходов подвижного состава с рельсов в путевом комплексе
2.5. Отказы рельсов и безопасность движения
2.6. Надежность земляного полотна
2.7. Обеспечение безопасности движения на скоростных магистралях
2.8. Обеспечение безопасности движения при высоких осевых нагрузках
2.9. Безопасность движения на искусственных сооружениях

3. Организационное обеспечение безопасности движения поездов
3.1. Общие положения
3.2. Организация профилактической работы по безопасности движения поездов
3.3. Проведение осмотров пути и сооружений на перегонах и станциях
3.4. Организация и проведение комплексных проверок (ревизий) околотков и цехов руководителями дистанций, отделов пути отделений и служб пути железных дорог
3.5. Организация служебного расследования случаев нарушения безопасности движения поездов
3.6. Обеспечение безопасности движения поездов при производстве путевых работ
ПРИЛОЖЕНИЕ. Формы заявок на выдачу предупреждений
Рекомендуемая литература

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Транскрипт

1 Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Управление эксплуатационной работой» Н. Н. Улижева ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Екатеринбург УрГУПС 2017

2 Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Управление эксплуатационной работой» Н. Н. Улижева ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальностей «Эксплуатация железных дорог», «Технология транспортных процессов» всех форм обучения Екатеринбург УрГУПС 2017

3 УДК У48 Улижева, Н. Н. У48 Техническая эксплуатация и безопасность движения на железнодорожном транспорте: методические указания / Н. Н. Улижева. Екатеринбург : УрГУПС, , [1] с. Приведена рекомендуемая тематика по видам самостоятельной и индивидуальной работы студентов всех форм обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация и безопасность движения на железнодорожном транспорте», даны контрольные вопросы для самоподготовки и рекомендуемая учебно-методическая литература. Предназначены для студентов специальностей «Эксплуатация железных дорог», «Технология транспортных процессов» всех форм обучения. УДК Опубликовано по решению редакционно-издательского совета университета Автор: Н. Н. Улижева, старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой, УрГУПС Рецензент: Э. Б. Вальт профессор кафедры «Станции, узлы и грузовая работа», канд. техн. наук, УрГУПС Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2017

4 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Основные положения о самостоятельной работе студентов Цели, задачи и условия реализации самостоятельной работы студентов Структура и этапы самостоятельной работы студентов Формы самостоятельной работы студентов Мотивация самостоятельной работы студентов Особенности организации самостоятельной работы студентов Руководство и контроль самостоятельной работы студентов Тематика по видам самостоятельной и индивидуальной работы студентов Тематика практических занятий Тематика лабораторных занятий Обобщенные вопросы к экзамену, зачету Библиографический список

5 ВВЕДЕНИЕ Одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении. Цель пособия конкретизировать, углубить и закрепить знания, способствовать приобретению студентами навыков в профессиональной деятельности в соответствии с компетенциями ПК-11 готовность к использованию алгоритмов деятельности, связанных с организацией, управлением и обеспечением безопасности движения; ПК-15 способность к разработке и внедрению технологических процессов, ТРА (техническо-распорядительный акт) и иной технической документации железнодорожной станции; способность осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы; ПК-19 устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования. Самостоятельная работа представляет собой независимое, инициативное приобретение студентом знаний и умений, в процессе которого студент может создавать свои методы познания, интуитивно подбирать, комбинировать известные и апробированные способы усвоения материала. Источники самостоятельной работы: учебники, монографии и сборники, периодическая печать, фильмы, телевизионные передачи, общение с людьми, практика, занятия в кружках и т. п. Самостоятельная работа может продолжаться на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, лабораторных), когда студент обращается к самостоятельному познанию и осмыслению материала (наблюдает, слушает, размышляет, анализирует, синтезирует, обобщает и т. п.). Самостоятельная работа студента является способом реализации потребностей железнодорожного транспорта в высококвалифицированных специалистах. 4

6 В результате самостоятельной работы развивается система внутренней самоорганизации студента по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие, формирование и осознание студентом себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. Методики и направления самостоятельной работы студента обусловлены требованиями потребителя специалистов и корректируются им. 5

7 1. Основные положения о самостоятельной работе студентов 1.1. Цели, задачи и условия реализации самостоятельной работы студентов Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности. Таким образом, речь идет о подготовке специалистов завтрашнего дня, конкурентоспособных в мировом масштабе, умеющих творчески, оперативно решать нестандартные производственные, научные, учебные задачи с максимально значимым эффектом как для себя, так и в целом для общества. В ходе самостоятельной работы студентов решаются следующие задачи: углубление и расширение профессиональных знаний; формирование интереса к учебно-познавательной деятельности; обучение студентов приемам процесса познания; развитие самостоятельности, активности, ответственности; развитие познавательных способностей будущих специалистов. В ходе постановки целей и задач необходимо учитывать, что их выполнение направлено не только на формирование общих учебных умений и навыков, но и определяется рамками данной предметной области. Основной принцип организации самостоятельной работы студентов это индивидуальная работа с переходом от формального пассивного выполнения определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Таким образом, в результате самостоятельной работы студент научится осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с 6

8 научной информацией, использовать основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы развивать в дальнейшем умение непрерывно повышать свою квалификацию Структура и этапы самостоятельной работы студентов Обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы студентов (СРС), является соблюдение этапности в ее организации и проведении. Этапы управляемой самостоятельной работы студентов: Первый этап подготовительный. Он включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для СРС; сквозное планирование СРС на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов. Второй этап организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы самостоятельной работы студентов и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов. Третий этап мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе обеспечивает положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью. Четвертый этап контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, макетов, отчетов. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи промежуточных зачетов. 7

9 1.3. Формы самостоятельной работы студентов При изучении дисциплины организация СРС представляет единство трех взаимосвязанных форм: 1) внеаудиторная самостоятельная работа; 2) аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; 3) творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Формы внеаудиторной СРС: подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям; реферирование статей; изучение учебных пособий; изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции, лабораторные и практические занятия; выполнение контрольных работ; написание тематических докладов, рефератов на проблемные темы; участие студентов в составлении тестов; выполнение исследовательских и творческих заданий; создание наглядных пособий по изучаемым темам. Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, а также во время чтения лекций. На практических занятиях не менее 1 часа из двух (50 % времени) отводится на самостоятельную работу студентов. При организации практического занятия используется следующий алгоритм: 1. Вступительное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены). 2. Фронтальный опрос, позволяющий выявить готовность студентов к занятию. 3. Выполнение 1 2 заданий у доски (возможно коллективное обсуждение). 8

10 4. Самостоятельное выполнение заданий. 5. Обсуждение выполненных заданий (в конце текущего занятия или в начале следующего). Для проведения практических занятий используются методические указания. По материалам раздела студентам выдается домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подводятся итоги его изучения (контрольная работа в целом по разделу). При проведении лабораторных и практических занятий студенты выполняют СРС как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой группой по круговой системе Мотивация самостоятельной работы студентов Основные стимулы, способствующие активизации самостоятельной работы: 1) полезность выполняемой работы (результаты работы студента могут быть использованы в лекционном курсе и в методическом пособии); 2) участие студентов в творческой деятельности (участие в научноисследовательской и методической работе, проводимой на кафедре); 3) мотивирующий фактор контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры); 4) поощрение студентов за успехи в учебе (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. 9

11 1.5. Особенности организации самостоятельной работы студентов В ходе самостоятельной работы студент должен: освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.); закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки); использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (научно-исследовательской работы) Руководство и контроль самостоятельной работы студентов Формы руководства самостоятельной работой студентов, в зависимости от вида самостоятельной работы, приведены в таблице 1.1. Формы руководства самостоятельной работой студентов Таблица 1.1 Виды СРС Руководство преподавателя 1. Конспектирование Выборочная проверка 2. Реферирование литературы Разработка тем и проверка 3. Аннотирование книг, статей Образцы аннотаций и проверка 4. Выполнение заданий поисковоисследовательского Разработка заданий характера 5. Углубленный анализ научнометодической литературы Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы 6. Выполнение заданий Рекомендация литературы, проверка заданий 7. Практические занятия (в соответствии Разработка заданий, составление с методическими указаниями) 8. Контрольная работа письменное выполнение методических указаний Разработка контрольных заданий, проверка 10

12 Контроль самостоятельной работы: индивидуальные беседы и консультации с преподавателем; проверка письменных отчетов; тестирование; проверка знаний на промежуточном этапе; проведение письменных контрольных работ с их проверкой; проверка конспектов источников; выборочная проверка конспектов лекций. 11

13 2. Тематика по видам самостоятельной и индивидуальной работы студентов Тема: Техническое оснащение железных дорог и состояние безопасности движения на железнодорожном транспорте. Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности движения. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Каково современное техническое состояние безопасности движения на железнодорожном транспорте? 2. Какие показатели характеризуют состояние безопасности движения поездов и маневровой работы? 3. Дайте анализ состояния безопасности по хозяйствам железнодорожного транспорта, периодам года, дням недели, периодам суток, профессии, возрасту. 4. Какие основные положения в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта указаны в Федеральном законе (транспортное законодательство)? 5. Какие вы знаете новые научно-транспортные разработки, направленные на повышение безопасности? 6. Какие основные направления есть в ревизорской работе? Тема: Причины нарушения безопасности движения поездов и маневровой работы. Классификация нарушений безопасности движения. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Какие причины нарушения безопасности относятся к технологическим, техническим, организационным? 2. Какие нарушения безопасности движения относятся к транспортным происшествиям, событиям? 12

14 Тема: Правила технической эксплуатации сооружений, устройств и подвижного состава железнодорожного транспорта. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Какова роль ПТЭ в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте? 2. Как влияет человеческий фактор на обеспечение безопасности движения? 3. При каких неисправностях стрелочных переводов не допускается их эксплуатация? 4. Какие основные размеры верхнего строения пути? 5. Какие могут быть марки крестовин у стрелочных переводов? 6. Как определяется износ рельса? Тема: Порядок служебного расследования и учета транспортных нарушений, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий и профилактические меры. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Кто возглавляет служебное расследование транспортных происшествий, событий? 2. Какой документ составляется по результатам служебного расследования транспортных происшествий? 3. Какие документы должны быть в деле с материалами служебного расследования транспортных происшествий, событий? 4. В какие сроки с момента происшествия производят разбор его обстоятельств и кто его производит? 13

15 5. Куда направляются материалы служебного расследования происшествий и событий? 6. Какой существует порядок передачи первоначального сообщения в нарушении безопасности движения в соответствующие структурные подразделения? 7. Какие профилактические меры по безопасности движения используются в поездной и маневровой работе? Тема: Обеспечение безопасности движения на железнодорожных станциях. Организация восстановительных работ. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Какие установлены нормы закрепления вагонов на станции? 2. Какими документами определяется порядок закрепления вагонов? 3. Как расставляются в поездах вагоны, требующие особой осторожности и специального подвижного состава? 4. Какие допускаются скорости при маневровой работе? 5. Какие обязанности у составителей поездов при производстве маневровой работы? 6. Какой регламент действия работников (ДНЦ, ДСП) в аварийных и нестандартных ситуациях? 7. Откуда берется информация о перевозимом грузе? 8. Какие требования предъявляются ИДП и ПТЭ к поездному диспетчеру (дежурному по станции) при перевозке опасных грузов? 9. Почему необходимо соблюдение норм и правил погрузки грузов? 10. Какие требования предъявляются к включению вагонов с опасными грузами в поезда? 11. В каких случаях назначаются восстановительные, пожарные поезда и как они следуют на участок? 14

16 Тема: Основы безопасности движения поездов. Соотношение между надежностью железнодорожной транспортной системы и безопасностью движения поездов. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Какие факторы влияют на безопасность движения? 2. Что понимается под отказом технических средств? 3. Что понимается под надежностью системы? 4. Термины теории безопасности движения 5. Система контроля технологической дисциплины. 6. Соотношение между надежностью железнодорожной транспортной системы и безопасностью движения поездов. 7. Какие объекты входят в структурную схему перевозочного процесса? 2.1. Тематика практических занятий Занятие 1, 2, 3 Причины нарушения безопасности движения поездов и маневровой работы. Классификация нарушений безопасности движения. Контрольные вопросы 1. Какие нарушения безопасности движения относятся к «транспортным происшествиям»? 2. Какие нарушения безопасности движения относятся к «событиям»? Занятие 4 Правила технической эксплуатации сооружений, устройств и подвижного состава железнодорожного транспорта. 15

17 Контрольные вопросы 1. Требования ПТЭ (правил технической эксплуатации) к основным устройствам, расположенным на станциях. 2. На каких уклонах допускается располагать железнодорожные станции, разъезды и обгонные пункты? 3. Какой тупик называется предохранительным, улавливающим? Занятие 5, 6 Порядок служебного расследования и учета транспортных происшествий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Контрольные вопросы 1. Какая существует схема прохождения информации о транспортных происшествиях и иных, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? Занятие 7 Обеспечение безопасности движения на железнодорожных станциях. Организация восстановительных работ. Контрольные вопросы 1. Как должен следовать вспомогательный локомотив на перегон по неправильному пути? 2. Как должен следовать вспомогательный локомотив на перегон по правильному пути? 16

18 2.2. Тематика лабораторных занятий Занятие 1 Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства. Контрольные вопросы 1. Какие нормы содержания стрелочных переводов по ширине колеи? 2. Какие марки стрелочного перевода применяются в грузовом движении? 3. Какие разновидности стрелочных переводов применяются в пассажирском движении? Занятие 2 Пропуск по участку длинносоставных поездов, а также поездов с негабаритными и разрядными грузами. Контрольные вопросы 1. Какие поезда называются длинносоставными? 2. Какие поезда называются поездами повышенной длины? 3. Какие существуют степени негабаритности грузов? Занятие 3 Выдача предупреждений на поезда. Контрольные вопросы 1. В каких случаях выдаются предупреждения? 2. Какие виды предупреждений выдаются? 3. Какой порядок ведения книги записей предупреждений? 17

19 Занятие 4 Организация движения хозяйственных поездов и самоходного подвижного состава при производстве работ на железнодорожных путях и искусственных сооружениях. Контрольные вопросы 1. Какой поезд называется хозяйственным? 2. С какой скоростью следуют хозяйственные поезда к месту назначения? 3. Какой формы бланк выдается машинисту хозяйственного поезда? Занятие 5 Организация движения поездов при телефонных средствах связи. Контрольные вопросы 1. Что служит разрешением на закрытие перегона поездом при телефонных средствах связи? 2. Сколько должно быть журналов поездных телефонограмм на станции? 3. Какая форма путевой записки? Занятие 6 Отправление восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов. Контрольные вопросы 1. Какой локомотив называется вспомогательным? 2. Какой локомотив называется подталкивающим? 3. Что можно использовать для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду при автоблокировке? 18

20 Занятие 7 Прием и отправление поездов при неисправности входного и выходного сигналов. Контрольные вопросы 1. Как производится прием поездов на станцию при запрещающем показании входного светофора? 2. В каких случаях допускается прием поездов на станцию при запрещающем показании выходного светофора? 3. Какая форма приказа ДСП по радиосвязи о приеме поезда при запрещающем показании светофора? 2.3. Обобщенные вопросы к экзамену, зачету 1. Движение поездов в нестандартных и аварийных ситуациях. 2. Классификация нарушений безопасности в поездной и маневровой работе. 3. Порядок служебного расследования нарушений безопасности. 4. Учёт и отчётность нарушений безопасности. 6. Влияние надёжности технических средств на безопасность движения. 7. Обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов. 8. Обеспечение безопасности при перевозке негабаритных грузов. 9. Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности движения. 10. Руководство маневровой работой. Допустимые скорости. 11. Закрепление вагонов. 12. Выдача предупреждений. 13. Движение восстановительных поездов (дрезин, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов). 19

21 14. Современное техническое оснащение и состояние безопасности движения на железнодорожном транспорте. 15. Показатели, характеризующие состояние безопасности движения поездов и маневровой работы. 16. Регламент действия работников (ДСП, ДНЦ) в аварийных ситуациях. 17. Оценка состояния безопасности движения поездов на железных дорогах России и за рубежом, а также сопоставление с другими видами транспорта. 18. Расстановка в поездах вагонов с грузами, требующими особой осторожности и специального подвижного состава. 19. Функции и структура железнодорожной транспортной системы. 20. Факторы, влияющие на безопасность движения. 21. Пропуск поездов при производстве ремонтных и строительных работ. 22. Обеспечение безопасности движения пассажирских поездов. 23. Неисправности стрелочного перевода. 24. Нормы содержания стрелочных переводов. Движение поездов в нестандартных и аварийных ситуациях. 25. Особенности пропуска скоростных пассажирских поездов для скоростей движения км/ч, а также со скоростями от 140 до 250 км/ч. 26. Действия работников по обеспечению безопасности движения в период устранения неисправности устройств СЦБ. 27. Назначение и содержание ПТЭ его роль в безопасности движения. 28. Сооружения и устройства железных дорог. Основные размеры. 20

22 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утв. 04 июня 2012 г М. : ТРАНСИНФО ЛТД, с. 2. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утв. 04 июня 2012 г М. : ТРАНСИНФО ЛТД, с. 3. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. 21 декабря 2010 г М. : ТРАНСИНФО ЛТД, с. 4. Улижева Н. Н. Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения / Н. Н. Улижева. Екатеринбург, Улижева Н. Н. Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения. Ч.1 / Н. Н. Улижева. Екатеринбург, Хохлов А. А. Технические средства обеспечения безопасности движения на железных дорогах / А. А. Хохлов, В. И. Жуков. М. : Издательский дом «Транспортная книга», с. Электронные ресурсы 1. Федеральное агенство железнодорожного транспорта partner.ru Деловой журнал «РЖД-партнер» Министерство транспорта РФ официальный сайт ОАО «РЖД» magazine.ru Журнал «Железнодорожный транспорт». 21

23 Учебное издание Улижева Нина Николаевна ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Методические указания по самостоятельной работе для студентов специальностей «Эксплуатация железных дорог», «Технология транспортных процессов» всех форм обучения Редактор Н.А. Попова Подписано в печать Формат 60х84/16. Усл. печ. л. 1,3. Электронная версия. Заказ 38 УрГУПС , Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66 22

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Транскрипт

1 РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС) Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта (ТТЖТ — филиал РГУПС) Яковлева Т.Г ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ Методическое пособие по проведению практических занятий по специальности Электроснабжение

2 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ Методическое пособие по проведению практических занятий по специальности Электроснабжение Организация разработчик: Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта — филиал Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ТТЖТ — филиал РГУПС). Разработчик: Т.Г.Яковлева — преподаватель ТТЖТ — филиал РГУПС Рекомендовано цикловой комиссией 8 «Специальность » Протокол заседания 1 от 01 сентября

3 ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическое пособие по проведению практических занятий разработано на основании рабочей программы профессионального модуля ПМ. 03. Обеспечение безопасности работ при эксплуатации и ремонте оборудования электрических подстанций и сетей и оборудования направлено на формирование общих и профессиональных компетенций. В пособии представлены методические рекомендации к проведению практических занятий, позволяющих усвоить неисправности стрелочного перевода, колесных пар подвижного состава, способы подачи и восприятия ручных и звуковых сигналов; закрепить умение ограждать опасное место или место производства работ на перегоне, место внезапно возникшего препятствия, место вынужденной остановки подвижного состава; позволяющих смоделировать порядок действия в аварийных и нестандартных ситуациях. Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью: -формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой профессионального модуля по МДК Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения: -обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний; -совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности; -развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных; -выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих компетенций. Содержание практических занятий по теме междисциплинарного курса охватывает круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная тема МДК. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений как профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности), так и учебных (умений решать поставленные задачи). Студенты предварительно должны подготовиться к занятию: изучить содержание работы, порядок ее выполнения, повторить теоретический материал, связанный с данной работой. Для закрепления знаний теоретического материала в каждом занятии имеются контрольные вопросы, на который студенты должны дать письменный ответ. По каждой выполненной работе студенты составляют отчет с последующей его защитой и получением зачета. 3

4 Все виды работ должны проводиться с соблюдением требований охраны труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности студентами, прошедшими специальное обучение и инструктаж. Конструкция технологического оборудования должна соответствовать общим требованиям безопасности и общим эргономическим требованиям. 4

5 Практическое занятие 1 Подача и восприятие ручных и звуковых сигналов Цель: научиться подавать и воспринимать ручные и звуковые сигналы, применяемые на железнодорожном транспорте. Оборудование: флаг желтого цвета, флаг красного цвета, сигнальный фонарь, духовой рожок или свисток, ручной диск, окрашенный в белый цвет с черным окаймлением. Краткие теоретические сведения Сигналы на железнодорожном транспорте служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы. Сигнал для работников железнодорожного транспорта является приказом. Выполнение требований сигналов обеспечивает бесперебойность и безопасность движения поездов и маневровой работы. Ручные сигналы подаются флагами, ручными дисками, фонарями. Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их днем и ночью одно и то же. Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, мотор-вагонных поездов и специального самоходного железнодорожного подвижного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды. Взрыв петарды требует немедленной остановки поезда. Ручными сигналами предъявляются требования: 1) красным развернутым флагом днем и красным огнем ручного фонаря ночью стой! Движение запрещено (рис. 1.1). При отсутствии днем красного флага, а ночью ручного фонаря с красным огнем сигналы остановки подаются: днем движением по кругу желтого флага, руки или какого-либо предмета; ночью движением по кругу фонаря с огнем любого цвета (рис. 1.2); Звуковой сигнал три коротких свистка локомотива. Рисунок 1.1 Рисунок 1.2 Дежурный по железнодорожной станции, где ему вменено в обязанность провожать поезда, при отправлении или проходе поезда по железнодорожной станции без остановки показывает: днем поднятый вертикально в вытянутой руке ручной диск, окрашенный в белый цвет с черным окаймлением, или свернутый желтый флаг; ночью поднятый ручной фонарь с зеленым огнем (рис. 1.3). Рисунок 1.3 5

6 При опробовании автотормозов подаются сигналы: 1) требование машинисту произвести пробное торможение (после устного предупреждения): днем поднятой вертикально рукой, ночью поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем (рис. 1.4). Машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению; 2) требование машинисту отпустить тормоза: днем движениями руки перед собой по горизонтальной линии, ночью такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 1.5). Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза. Рисунок 1.4 Рисунок 1.5 Для остановки пассажирского, почтово-багажного и грузопассажирского поезда, не имеющего ее по расписанию, дежурный по железнодорожной станции, где ему вменено в обязанность встречать поезда, должен показывать: днем ручной красный диск или развернутый красный флаг; ночью красный огонь ручного фонаря (рис. 4.6). Рисунок 1.6 В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работник дистанции электроснабжения, обнаруживший эту неисправность, обязан отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающегося поезда ручной сигнал «Опустить токоприемник» (рис. 1.7): днем повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке; ночью повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачнобелым огнем. Машинист обязан: подать оповестительный сигнал, при обесточенной электрической цепи опустить токоприемники и с особой бдительностью проследовать место повреждения, убедившись в исправности контактной сети, поднять токоприемники и продолжить движение. Рисунок 1.7 6

7 При маневрах подаются ручные и звуковые сигналы: 1) разрешается локомотиву следовать управлением вперед днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 1.8) или одним длинным звуком; Рисунок 1.8 2) разрешается локомотиву следовать управлением назад днем движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 1.9) или двумя длинными звуками; Рисунок 1.9 3) тише днем медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага; ночью ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 1.10) или двумя короткими звуками; Рисунок ) Стой! днем движениями по кругу развернутого красного или желтого флага; ночью ручного фонаря с любым огнем (рис.1.11) или тремя короткими звуками. Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком. Рисунок

8 Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава, подтверждающими принятие их к исполнению. Порядок выполнения 1.Разделиться на две команды и продемонстрировать подачу ручных сигналов и соответствующих им звуковых сигналов. 2.Заполнить таблицу 1.1. Таблица 1.1 Ручной сигнал Звуковой сигнал Значение сигнала «Стой! Движение запрещено» 1.Название и цель работы. 2.Заполнение таблицы Ответы на контрольные вопросы. 4.Вывод Содержание отчета 8

9 Контрольные вопросы 1.Для чего на железнодорожном транспорте служат сигналы? 2.Чем является сигнал для работников железнодорожного транспорта? 3.Какие ручные и звуковые сигналы подаются при опробовании тормозов? 4.Какие ручные и звуковые сигналы подаются при маневровой работе? 5.Как подается сигнал остановки. 6.Чем подаются сигналы в темное время суток или в условиях плохой видимости? Практическое занятие 8 Порядок взаимодействия работников при внезапном повреждении контактной сети и других устройств электроснабжения Цель: закрепить знания по порядку действия в аварийных и нестандартных ситуациях на железнодорожном транспорте. Раздаточный материал: инструкции, методические указания. Краткие теоретические сведения Нестандартная ситуация непредвиденные изменения условий в работе, которые имеют определенные последствия и делают невозможным полностью или частично выполнение принятых обязательств. Аварийная ситуация условия, отличные от условий нормальной перевозки которые могут привести или провели к столкновению грузовых поездов с другими грузовыми поездами или железнодорожным подвижным составом; сходу железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта. При обнаружении любым работником железнодорожного транспорта (хозяйства электроснабжения, пути, сигнализации и связи, движения, вагонного, локомотивного и других) неисправностей контактной сети: провисание провода, разрушение изолятора, наклон фиксатора, обрыв струны, наклон опоры и т.п., не входящей в пределы габарита подвижного состава, необходимо оградить этот участок и машинистам электровозов и электропоездов, проходящих по этому пути, подавать сигналы «Опустить токоприемник» При обнаружении неисправности контактной сети: обрыв провода, падение фиксатора, консоли, опоры и т.п. с нарушением габарита для движения поездов необходимо немедленно оградить место повреждения, как внезапно возникшее препятствие. При обнаружении неисправности в линиях электроснабжения: обрыв проводов, наклон опор, возгорание и т.п. необходимо оградить место повреждения. О повреждении сообщить энергодиспетчеру, поездному диспетчеру, дежурному по станции, машинистам проходящих поездов: при этом указать : км, пикет, номер опоры, характер повреждения, принятые меры. Обнаруживший повреждение работник должен оставаться на месте, обеспечить ограждение поврежденного участка контактной сети или линии электроснабжения до прибытия восстановительной бригады района электроснабжения или контактной сети. При одновременном отключении электроснабжения устройств контактной сети и СЦБ на одном перегоне или станции энергодиспетчер уведомляет поездного диспетчера и производит восстановление электроснабжения в следующей очередности: электропитание устройств СЦБ (основное или резервное, в т.ч. включение ДГА); электроснабжение устройств контактной сети; электроснабжение устройств СЦБ от второго источника питания (по утвержденной схеме). При пропуске поездов по перегону, имеющему затяжной спуск, имеются отдельные особенности действия работников: 1.Дежурный по станции после отправления на перегон, имеющий затяжной спуск, пассажирского, грузово-пассажирского, почтово-багажного и людского поезда открывает 9

10 выходной сигнал следующему поезду только при свободности двух блок-участков и предупреждает машиниста о том, что он следует за пассажирским поездом. 2. Машинист поезда, следующего по перегону с затяжным спуском, в случае увеличения поперегонного времени хода на 10 минут и более обязан сообщить об этом дежурному по станции отправления и поездному диспетчеру. 3. На станциях, предшествующих затяжному спуску, где предусмотрено полное опробование тормозов с десятиминутной выдержкой производить его после полного убеждения, что тормозная магистраль в поезде не имеет перекрытий концевого крана или пробок, путем замера давления в хвосте поезда манометром после снижения давления машинистом на 0,5 0,7 атмосфер. Хвостовой осмотрщик вагонов должен убедиться в свободном проходе воздуха, с натуры записать номер вагона, величину выхода штока, лично вписать эти данные в справку ВУ 45 и расписаться. Порядок выполнения 1.Разделиться на группы. 2.Получить задание от преподавателя. 3.Смоделировать нестандартную ситуацию и описать действия работников железнодорожного транспорта (электромонтеров контактной сети) по предотвращению последствий транспортных происшествий. 1.Название и цель работы. 2.Ответы на контрольные вопросы. 3.Вывод Содержание отчета Контрольные вопросы 1.Что такое нестандартная ситуация? 2.Что такое аварийная ситуация? 3.Описать порядок действия работников станции при уходе вагонов со станции на перегон. 4.Описать порядок действия работников станции, получивших сообщение о следовании поезда, потерявшего управление тормозами. 5.Описать порядок действия работников железнодорожного транспорта в случае обнаружения в поезде колес, идущих юзом или колес, которые издают сильные удары из-за ползунов. 6.Описать порядок действий в случае получения сообщения о минировании поезда или совершения террористического акта в поезде Практическое занятие 4 Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне Цель: усвоить порядок ограждения места вынужденной остановки пассажирского или грузового поезда и порядок действия работников железнодорожного транспорта. Оборудование: петарды, флаги, сигнальный фонарь. Краткие теоретические сведения На участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проводник последнего пассажирского вагона обязан проверить видимость поездных 10

11 сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления следом идущего поезда принять меры к его остановке. При этом в случае остановки пассажирского поезда ограждение производится со стороны головы поезда помощником машиниста, а с хвоста проводником последнего пассажирского вагона укладкой петард на расстоянии 1000 м от головы и хвоста поезда, как указано на рис Рисунок Ограждение пассажирского поезда при вынужденной остановке на перегоне К ограждению хвоста и головы поезда, имеющего вынужденную остановку на перегоне, а также мест препятствий для движения поездов на смежном железнодорожном пути двухпутного или многопутного перегона могут привлекаться и иные работники, установленные приказом соответственно владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования. При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне производится начальником (механикомбригадиром) пассажирского поезда и проводниками вагонов по указанию машиниста, передаваемому по радиосвязи. При остановке остальных поездов ограждение производится помощником машиниста укладкой петард на смежном железнодорожном пути со стороны ожидаемого по этому железнодорожному пути поезда на расстоянии 1000 м от места препятствия (рис. 4.2). Если голова поезда находится от места препятствия на расстоянии более 1000 м, петарды на смежном железнодорожном пути укладываются напротив локомотива. Если машинистом поезда будет получено сообщение о том, что по смежному железнодорожному пути отправлен поезд в неправильном направлении, он должен по радиосвязи или свистком локомотива вызвать помощника машиниста для укладки петард на таком же расстоянии от места препятствия с противоположной стороны, а на железнодорожных путях необщего пользования для ограждения препятствия с противоположной стороны. На участках, где обращаются пассажирские поезда со скоростью свыше 120 км/ч, расстояния, на которые необходимо укладывать петарды, устанавливаются владельцем инфраструктуры. После укладки петард помощник машиниста и проводник вагона должны отойти от места уложенных петард обратно к поезду на 20 м и показывать красный сигнал в сторону возможного приближения поезда. Рисунок Ограждение грузового поезда при вынужденной остановке на перегоне Порядок выполнения 1.Разделиться на группы. 2.Получить задание от преподавателя по ограждению подвижного состава. 11

12 3.Произвести ограждение подвижного состава и охарактеризовать действия работников железнодорожного транспорта. 1.Название и цель работы. 2.Ответы на контрольные вопросы. 3.Вывод Содержание отчета Контрольные вопросы 1.Почему при вынужденной остановке грузового поезда ограждение производится только с головы поезда? 2.На каком расстоянии от головы поезда устанавливается первая петарда, ближняя к опасному месту, при вынужденной остановке пассажирского поезда? 3.Где после ограждения грузового поезда находится помощник машиниста? 4.На каком расстоянии друг от друга устанавливаются петарды? 5.Какой сигнал подает проводник последнего вагона приближающемуся поезду? 6.Во время ограждения грузового поезда, при вынужденной остановке на перегоне, кто находится в кабине локомотива? Практическое занятие 5 Ограждение места внезапно возникшего препятствия Цель: усвоить порядок ограждения места внезапно возникшего препятствия в различных условиях (автоматическая блокировка, полуавтоматическая блокировка, ограждение происходит одним человеком). Оборудование: сигнальные знаки, петарды, флаги, сигнальный фонарь. Краткие теоретические сведения При внезапном возникновении препятствия на перегоне и отсутствии необходимых переносных сигналов следует немедленно на месте препятствия установить сигнал остановки (рис. 5.1): днем красный флаг, ночью фонарь с красным огнем и с обеих сторон на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии Б, указанном в графе 4 таблицы 1 Приложения 1, в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне уложить по три петарды, а на железнодорожных путях необщего пользования установить сигнал остановки со стороны ожидаемого поезда на расстоянии «Т». Рисунок Схема ограждения внезапно возникшего препятствия Петарды должны охраняться работниками подразделений владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования, которые обязаны стоять с ручными красными сигналами на расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места препятствия. Сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны ожидаемого поезда. На однопутных участках, если неизвестно с какой стороны ожидается поезд, сигналы устанавливаются в первую 12

13 очередь со стороны спуска к ограждаемому месту, а на площадке со стороны кривой или выемки. В настоящее время на железных дорогах применяются два вида путевой блокировки автоматическая и полуавтоматическая. При автоматической блокировке обоих видов разрешение занять перегон подается сигналами открытых выходных и проходных светофоров. Это позволяет запирать перегоны блокированием выходных светофоров. Последние на станциях при путевой блокировке нормально закрыты. При автоматической блокировке перегон между станциями делится на более короткие перегоны (блок-участки) длиной от 1000 до 2600 м раздельными пунктами в виде нормально открытых автоматически действующих проходных светофоров, которые отделяют друг от друга на межстанционном перегоне несколько движущихся поездов. Поезда отправляют на перегон между станциями, не ожидая, пока предыдущие прибудут на соседнюю станцию относительно полуавтоматической блокировке. Блокирование первого блок-участка происходит в тот момент, когда выходной светофор при проходе его головой поезда автоматически закрывается и тем самым замыкается ограждаемый им блок-участок. Деблокирование первого блок-участка тоже происходит автоматически после того, как участок будет фактически освобожден поездом и можно, открывая выходной светофор, отправлять следующий поезд. Поезда, находящиеся на перегоне, движутся по сигналам проходных светофоров. Нормально проходной светофор открыт, разрешая занять блок-участок. Как только поезд вступает на ограждаемый им участок, светофор автоматически закрывается, запрещая следующему поезду движение на этот участок пути до полного его освобождения. В зависимости от условий эксплуатации на железных дорогах страны сейчас применяются однопутная, двухпутная и двусторонняя системы автоблокировки. Полуавтоматическая блокировка — одна из систем путевой блокировки, действие которой осуществляется с участием человека. При полуавтоматической блокировке путь между соседними станциями (перегон) обычно принимается за один блок-участок, на котором может находиться один поезд. Разрешением или запрещением въезда на блок-участок являются сигналы выходного светофора полуавтоматического действия, управляемого дежурным по станции отправления. Прохождение поезда по перегону и прибытие на станцию приема (освобождение перегона) фиксируются датчиками, сигналы которых передаются в блокирующие устройства соседних станций. Такими датчиками служат либо так называемые путевые педали, на которые воздействует проходящий поезд, либо рельсовые цепи, которые замыкаются колесными парами поезда. Как правило, при полуавтоматической блокировке датчики располагаются у входных и выходных светофоров станций. Порядок выполнения 1.Разделиться на группы. 2.Получить задание от преподавателя по ограждению места внезапно возникшего препятствия. 3.Произвести ограждение подвижного состава и охарактеризовать действия работников железнодорожного транспорта. 1.Название и цель работы. 2.Ответы на контрольные вопросы. 3.Вывод. Содержание отчета Контрольные вопросы 1.Как определить направление движения подвижного состава при двусторонней автоматической блокировке? 2.С какой стороны на железнодорожном пути устанавливаются в первую очередь сигналы, если неизвестно с какой стороны ожидается поезд? 3.Как ограждается место внезапно возникшего препятствия на перегоне, если в наличии нет петард, флагов, красного щита? 13

14 4.Как определить направление движения подвижного состава при полуавтоматической блокировке? 14

15 ПРИЛОЖЕНИЯ п/п Руководящий спуск и максимальная допускаемая скорость движения поездов на перегоне 1 На перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006, при скорости движения: грузовых поездов не более 80 км/ч, пассажирских и рефрижераторных поездов не более 100 км/ч рефрижераторных поездов км/ч, Расстояние от сигнальных знаков «Начало опасного места» и «Конец опасного места» до сигналов уменьшения скорости А Приложение 1 Таблица 1 Расстояние от переносных красных сигналов и от места внезапно возникшего препятствия до первой петарды Б пассажирских поездов км/ч грузовых поездов км/ч пассажирских поездов км/ч На перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006 и круче, но не более 0,010, при скорости движения: грузовых поездов не более 80 км/ч, пассажирских и рефрижераторных поездов не более 100 км/ч рефрижераторных поездов км/ч, пассажирских поездов км/ч грузовых поездов км/ч пассажирских поездов км/ч На перегонах, где имеются руководящие спуски круче 0,010 Устанавливается владельцем инфраструктуры

16 Рекомендуемая литература 1. Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Приказ Минтранса от (Приложение 7 к ПТЭ). 2. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Приказ Минтранса России от (Приложение 8 к ПТЭ). 3. Быков Б.В. Конструкция и ремонт автосцепного устройства подвижного состава железных дорог: иллюстрированное учебное пособие (альбом). М.: маршрут, Кондратьев Л.А., Ромашкова О.Н. Системы регулирования движения на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. М.: маршрут, Методические указания регламент действий работников хозяйства перевозок, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях 6. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Приказ Минтранса России от 21 декабря 2010 г Распоряжение ОАО «РЖД» 2817р от 30.12ю2010 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО «РЖД», деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО «РЖД» 8. Системы управления движением поездов на перегонах: Учебник для вузов ж.-д. транспорта: в 3-х частях / В.М.Лисенков, П.Ф.Бестемьянов, В.Б.Леушин и др.; под ред. В.М.Лисенкова. М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Э.В.Воробьев, А.М.Никонов, А.А.Сеньковский, Ю.В.Ефремов, А.А.Сидраков; Под. ред. Э.В.Воробьева, А.М.Никонова. М.: Маршрут, Технология производства и ремонта вагонов: Учебник для вузов ж.-д. трансп./ К.В.Мотовилов, В.С.Лукашук, В.Ф.Криворудченко, А.А.Петров; под ред. К.В.Мотовилова. М.: маршрут, 2003.

Еще по теме:

  • Договор временного найма жилья Договор найма жилого помещения ДОГОВОРнайма жилого помещения г. ______________ "__"__________ 19__ г. ____________________________________________________________________,(наименование […]
  • Гпк рф ст 148 Статья 148 ГПК РФ. Задачи подготовки дела к судебному разбирательству Задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение […]
  • Усыновление удочерение детей дипломная работа Дипломов.рф 8(800)775–28-83 Дипломов.рф - диссертации, дипломные работы, курсовые от профессионалов! Отправьте заявку авторам и узнайте стоимость Вашей работы. Свяжитесь с нами в один […]
  • Уголовный кодекс фбр самп samp-RP-vodniki Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » samp-RP-vodniki » Новый форум » [FBI] - Уголовный кодекс штата San Andreas [FBI] - Уголовный […]
  • Требования фз о защите прав потребителей Закон о защите прав потребителей Российская Федерация О защите прав потребителей (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., […]
  • Деньги в долг под расписку без залога и предоплаты Дам займ под расписку. Заверяем все официально у нотариуса Сообщение автору объявления Выберите город в котором хотите предоставить займ под проценты: 37 комментариев Куришко Александр. […]