Учебник допрос несовершеннолетних

Глава IV. ТАКТИКА ДОПРОСА

Допрос несовершеннолетних

Допрос несовершеннолетних является одной из разновидностей допроса. Независимо от возрастной категории, допрос несовершеннолетних обладает своей спецификой, определяемой не только процессуальным их положением, но и теми психологическими характеристиками, которые свойственны их возрасту, интеллектуальному развитию, социальной среде.

Социальные изменения в обществе, новые политические и нравственные ориентации существенным образом повлияли на уровень преступности среди несовершеннолетних, сделали более привлекательным те преступные проявления, которые находились под жестким запретом. В настоящее время преступность несовершеннолетних приобретает новые формы, становится более стабильной, в отдельных случаях тяготеет к организованным группам.

Названные обстоятельства во многом влияют на организацию и тактику проведения отдельных следственных действий, в том числе и допроса во всех его разновидностях.

Допрос несовершеннолетнего обусловлен возрастными особенностями, присущими детской и юношеской психологии. Последняя различает шесть групп несовершеннолетних, развитие и психологические характеристики которых обладают спецификой. Группы несовершеннолетних включают следующую классификацию: а) младенческий возраст — до одного года; б) раннее детство — от года до трех лет; в) дошкольный возраст — от трех до семи лет; г) младший школьный — от семи до одиннадцати лет; д) подростковый возраст — от одиннадцати до пятнадцати лет; е) старший школьный возраст — до восемнадцати лет.

В плане рассматриваемого действия — допроса интерес представляет рассмотрение психологических особенностей несовершеннолетних, начиная с дошкольного возраста, то есть от трех до семи лет. Названная группа, к сожалению, нередко выступает в качестве свидетелей, а иногда и потерпевших по уголовным делам. Дети от трех до семи лет плохо разбираются в событиях, воспринимают те или иные обстоятельства фрагментарно, в отдельных случаях исключительно детально, что позволяет получать достаточно важную информацию при расследовании, нередко преувеличивают отдельные обстоятельства под влиянием страха.

Фрагментарность и детальность восприятия позволяет в отдельных случаях сосредоточивать внимание следователя на отдельных обстоятельствах, связанных с восприятием внешности преступника, деталей одежды и др.

Так, в случае расследования грабежа шестилетняя девочка, у матери которой, ударив последнюю, вырвали сумку с деньгами, при допросе описала весьма важную деталь. Мать девочки не могла описать внешность преступника, что заставило следователя допросить ребенка. Девочка рассказала, что на маму напал высокий черный дядя, с большими, волосатыми руками, на пальце которого было кольцо. Учитывая тяготение девочек к различного рода украшениям, следователь стал расспрашивать, о том, какое кольцо было у дяди. Девочка сказала, что кольцо было тоненькое, голубого цвета, без камешка. Речь шла о татуировке. Названное обстоятельство сыграло важную роль в розыске преступника и последующем предъявлении его для опознания.

При допросах лиц названной возрастной группы важно знать об их склонности к внушению (суггестии), поэтому вопросы следует ставить таким образом, чтобы они не содержали подсказки или скрытого ответа, как это имеет место в наводящих вопросах, а иногда и в напоминающих, где изложение отдельных обстоятельств, имеющих целью напоминание события, может повлечь неправильные, не отвечающие действительности показания. Иногда в угоду допрашиваемому ребенок будет подтверждать все им сказанное.

У несовершеннолетних дошкольного возраста, как и младшего школьного возраста, нередко имеет место склонность к фантазированию. Последнее объясняется стремлением ребенка заполнить пробелы восприятия несуществующими образами, сформировать в своих представлениях законченную картину воображаемыми событиями и обстоятельствами. Это может быть результатом влияния просмотренных фильмов; общения со взрослыми или своими сверстниками. Фантастические наслоения в показаниях лиц названной возрастной категории должны критически оцениваться, сопоставляться с иными доказательствами, имеющимися в деле.

Нередко фантастические образы столь значительны по своей убедительности, что требуют проведения отдельных следственных и проверочных действий для установления фактов, о которых сообщает допрашиваемый.

Так, при проверке заявления матери девочки шести лет, посещающей старшую группу детского сада, стало известно, что, по словам ребенка, “дядя Володя”, приходящий в детский сад (это был электрик, обслуживающий детский сад), играется с девочками, подбрасывает их, щекочет и потом уводит в подвал для совершения развратных действий. При опросе девочки она заявила, что то, что он делает в подвале, она может нарисовать, так как стыдится это рассказывать. В ходе проверки заявления были опрошены другие девочки, находящиеся в одной группе с дочерью заявителя, однако обстоятельств, на которые указывала опрошенная ранее девочка, установлено не было. Не был обнаружен и подвал, о котором она упоминала в своих показаниях. Проведенное судебно-медицинское освидетельствование девочки не подтвердило заявление матери о покраснении и ссадинах на внутренней поверхности бедер девочки. Проверка всех обстоятельств, связанных с характером семейных отношений заявителя, возможности наблюдения девочкой интимных отношений, позволило следователю прийти к заключению о том, что подсмотренные интимные сцены не по годам развитой девочки создали у нее иллюзию собственных отношений с мужчиной. Объектом такой фантазии стал привлекательный “дядя Володя”, который действительно играл с детьми, подбрасывая их и пр. Так фантазия ребенка нарисовала ей почти подлинную картину события, которую она придумала впоследствии.

Фантастические моменты в показаниях несовершеннолетних, как правило, выясняются после выслушивания показаний путем их анализа и постановки вопросов, которые могут способствовать установлению абсурдности либо неправдивости полученной информации.

Возрастная группа от одиннадцати до пятнадцати лет — подростки — обладает присущими особенностям развития психологическими характеристиками. К ним прежде всего относится стремление к самостоятельности в принятии решений и в оценках действий и событий, для них характерно упрямство, нежелание подчиняться волевым решениям других лиц, особенно родителей или близких, которые в этот период нередко утрачивают для них роль лидера либо человека, послушание которому является обязательным и безусловным. На этой почве в семье нередко возникают конфликты, не в силах устранить которые, подростки уходят из дома, уезжают с целью приобретения свободы, которая представляется для них заманчивой и романтичной. Вместе с тем для этого’возраста характерно подражание взрослым (именно в этот период начинается курение и употребление наркотиков как демонстрация своей взрослости и зрелости), их отличает самоуверенность и завышенное самолюбие, как искаженное представление о своей социальной значимости и независимости. Начинающееся половое созревание сопровождается неуравновешенностью психических процессов — подростки становятся резкими и грубыми в отношениях с окружающими и наряду с этим чрезвычайно чувствительными к замечаниям. Отдельные из них отличаются большой ранимостью, неправильной оценкой отношений окружающих, во всем видят стремление последних обидеть и унизить их достоинство. В связи с формированием личности, стремленем к социальной и психологической значимости, неуравновешенностью психических процессов подростки характеризуются недостаточной твердостью воли и поэтому легко поддаются влиянию лиц с сильной волей, среди которых могут быть как несовершеннолетние старшего школьного возраста, так и взрослые.

Наряду с названными проявлениями следует негативизм как отрицание принятых в обществе или в семье правил, чужих авторитетов, укрепление своего собственного авторитета и независимости. Ложное понимание привлекательной внешне негативи-стской позиции нередко влечет за собой конфликтные ситуации в семье, школе, среди товарищей, вызывает обособленность, плохо влияет на формирование личности, способствуя развитию эгоизма, высокомерия и других отрицательных черт характера.

Заслуживает особого внимания введение в научный оборот детской и юношеской психологии понятие референтной (авторитетной) группы.

Формирование личности во все периоды ее развития и становления происходит в обществе, которое своими социальными и нравственными устоями влияет на те же черты характера, которые отличают личность как гуманную, трудолюбивую, склонную к широкому кругу общения, коммуникабельную, скромную, но с пониманием своего достоинства. И, напротив, отличающуюся противоположными чертами характера, — эгоистичную, неуживчивую, с малым стремлением к труду и другими отрицательными характеристиками. В этом процессе формирования значительная роль принадлежит референтной группе или референту, то есть лицам или лицу, авторитет которых является наиболее привлекательным, а далее становится непререкаемым.

Лица или группы (из двух или трех человек), избираемые в качестве референта, могут обладать как положительной, так и отрицательной направленностью. Положительная направленность привлекает подростков с достаточно твердой установкой быть лучшими во всех отношениях, подражая во всем референту и становясь как бы его отражением. В дальнейшем такое общение перерастает в длительные дружеские отношения. Однако сложность достижения положительных результатов иногда отпугивает лиц, избирающих себе в качестве кумира такое лицо или группу.

Значительно более простым является избрание негативной установки, где объем усилий, направленных на достижение результата, значительно меньше. Референт обычно избирается из числа лиц, которые лидируют в той или иной группе, подчиняя себе определенное число лиц одного возраста или лиц младшего возраста. Референт выполняет свою роль достаточно долго, используя зависимость своих почитателей в различных целях, в том числе и в совершении преступлений. Привлекательность отрицательного референта объясняется его психологическим влиянием, чаще всего наличием такой ситуацию, в которой подросток или несовершеннолетний младшего школьного возраста попадает в конфликтную ситуации, где его защищают, предлагают дружбу и поддержку лица старшего возраста, а нередко и взрослого. Степень тяготения к такому референту настолько велика, что в допросе, например, нельзя дать этому лицу негативную оценку, отозваться о нем с недоброжелательностью. Такое заявление влечет за собой утрату психологического контакта, вызывает напряжение в сложившемся общении, недоверие и настороженность в отношении лица, производящего допрос. Выяснять наличие референта или референтной группы у допрашиваемого названного возраста важно для установления ориентации несовершеннолетнего на те или иные ценности, а также круг его товарищей, в некоторых случаях — соучастников преступления. Несовершеннолетние — подростки, да и старшие школьники — ранимо относятся к выяснению сведений о своих друзьях либо тех, кто вместе с обвиняемым совершал преступления, из ложного понимания святости дружбы, недопустимости измены или предательства к своим товарищам. Названные моменты следует учитывать при продумывании путей установления психологического контакта, расположения допрашиваемого к откровенности, сотрудничеству со следователем. Психологическая характеристика несовершеннолетних старшего школьного возраста обладает некоторыми особенностями, определяемыми их значительной социальной зрелостью, устойчивой направленностью в избрании жизненных позиций, мотивацией своих поступков, анализом социальных ситуаций, конформностью в большинстве случаев или отсутствием таковой. Однако психика в этой возрастной группе часто бывает неустойчивой; формирование эмоций, первые и нередко глубокие привязанности к лицам другого пола, неадекватное поведение в случаях конфликтных ситуаций в психологии обозначают эту группу как “трагический возраст”.

В такой характеристике подчеркиваются глубокие переживания событий личного и социального характера, которые влекут за собой неравнозначные последствия Это относится к трагическим случаям самоубийств на почве ревности либо неразделенных влечений и т.п.

Вместе с тем акселерация, нарушение гармонии в физическом и интеллектуальном развитии, неустойчивая слабая воля способствуют негативным проявлениям, перерастающим в преступления сексуального и корыстно-насильственного характера. Последнее относится к случаям группового изнасилования, грабежей, разбойных нападений.

Резкая дифференциация населения на бедных и богатых также способствует широкому проявлению преступных действий, где превалирующим мотивом является стремление к уравниванию возможностей и быстрое удовлетворение своих имущественных потребностей. Социальным неравенством в большинстве случаев объясняется значительный рост преступлений несовершеннолетних и среди них корыстно-насильственных.

Названные позиции необходимо учитывать следователю при установлении психологического контакта, а также при планировании допроса как подозреваемого, так и обвиняемого.

При допросах несовершеннолетних названных категорий важно учитывать такие рекомендации: а) необходимо создавать обстановку допроса, наиболее благоприятствующую психологическому контакту — допрос наедине, а также с участием педагога по усмотрению следователя, а в случаях, указанных в законе, — с обязательным участием педагога, выступающего в качестве специалиста; 6) необходимо быть подчеркнуто вежливым и внимательным, имея ввиду повышенную самооценку несовершеннолетнего, чувство достоинства. В отдельных случаях при допросах обвиняемых необходимо минимизировать браваду, которая может являться следствием распущенности или стрессового состояния, связанного с привлечением к ответственности. Последнее достигается строгостью, разъяснением прав и обязанностей обвиняемого, установлением деловой обстановки; в) особо обращать внимание на формирование вопросов, последние должны быть поставлены в ясной, четкой форме, доступной и понятной несовершеннолетнему, имея в виду возрастное и интеллектуальное развитие, не следует усложнять вопросы юридической терминологией, необходимо разъяснять значение употребляемых терминов; г) критически оценивать полученную в допросе информацию, сопоставляя ее с имеющимися доказательствами и оперативно-розыскными данными, акцентировать внимание допрашиваемого на наличии доказательств, имеющихся в распоряжении следователя, в целях предупреждения лжи, отказа от дачи показаний, оговора и самооговора; д) исключать, как правило, проведение повторных допросов, а также длительного их проведения; е) использовать информацию о личности допрашиваемого, полученную официальным и неофициальным путем как в процессе подготовки к допросу, так и в ходе его проведения; ж) разъяснить присутствующему педагогу его роль в помощи следователю, акцентируя внимание его на том, что оценочные функции не входят в его компетенцию.

Допрос малолетних. Допрос лиц дошкольного возраста от трех до семи лет в отдельных случаях может иметь место, особенно в ситуации отсутствия доказательств, указывающих на личность преступника. Такие лица могут выступать в качестве свидетелей, в большинстве же случаев в качестве потерпевших по делам о половых преступлениях, таких как развратные действия, изнасилование, гомосексуализм. Допросы лиц названной возрастной категории требуют тщательной подготовки, приглашения в качестве специалиста педагога или врача, тщательной консультации с последними по поводу физиологического и психического развития ребенка, установления с ними психологического контакта. Допрос должен происходить в очень спокойной обстановке, допрашиваемый должен быть подготовлен к повествованию о событии преступления беседой на отвлеченные темы. Сложность допроса состоит в избрании вопросов, которые должны быть сформулированы кратко, в доступной форме, исключающей малопонятные и тем более юридические термины, такие как “потерпевший”, “преступник”, “обвиняемый” и т.п. Следует отметить необходимость достаточно осторожной постановки вопросов в форме, исключающей внушение. Последнее чаще всего связано с выяснением словесного портрета преступников, их числа, производимых действий. В процессе допроса, который должен происходить весьма непродолжительное время, следователь постоянно должен консультироваться с педагогом по поводу состояния допрашиваемого, передавая инициативу допроса в отдельных случаях педагогу, которому проще установить контакт и оперировать терминологией, близкой ребенку по характеру его возрастного развития.

В тех случаях, когда допрашиваемому четыре или пять лет, педагогу следует рекомендовать ввести игровые ситуации, более всего располагающие детей к общению и пониманию ситуации, связанные, например, с цветом и формой машины, с ростом и приметами внешности преступника, характеристикой обстановки, в которой произошло событие.

При расследовании разбойного нападения с последующим убийством хозяйки квартиры ее четырехлетняя дочь, которую преступники оставили в живых, на допросе, происходящем в форме беседы, дала достаточно важные показания. Так, в частности, девочка рассказала: “Когда пришли гости — тети и дяди, мама с ними разговаривала, меня дядя отвел в другую комнату. Потом, когда они ушли, я пошла к маме, но она спала и рядом с ней было много красного, разлитого. Я хотела разбудить маму, но она не хотела вставать. Когда зазвонил гелефон, я сказала, что мама лежит на полу и спит, я ее позову к телефону, а дальше не помню. Потом мама заболела и ее повезли в больницу”. В действительности обстоятельства преступления были таковы: преступники заранее выследили жертву и, зная, что женщина с ребенком в помещении (отдельный дом) в период раннего утра в доме одни, под видом гостей проникли в дом с целью ограбления, однако в связи с сопротивлением потерпевшей и тем, что в пришедшей женщине она узнала знакомую, решили избавиться от потерпевшей, нанеся ей несколько ножевых ранений. Ребенка решили оставить в живых, отведя в другую комнату.

В ходе допроса малолетней были выяснены важные обстоятельства: группа лиц, а также то, что среди них была женщина, время происшедшего, отсутствие криков о помощи в связи с неожиданностью нападения и наличием знакомой женщины. В дальнейшем преступная группа была установлена достаточно быстро, так как ответ ребенка на звонок и сообщение о том, что мама спит на полу, вызвало подозрение у звонившего, который немедленно приехал на место и, увидев следы преступления, вызвал по телефону сотрудников милиции.

Допрос нужно производить таким образом, чтобы не травмировать несовершеннолетних акцентированием своих вопросов на деталях совершенного преступления, предоставляя допрашиваемому возможность свободно рассказывать о событии все, что ему известно и что в памяти оставило след. Не следует демонстрировать особый интерес к отдельным деталям сообщаемого, так как это фиксируется несовершеннолетним, может привести к гиперболизации отдельных обстоятельств, якобы вызывающих особый интерес следователя, и привести к изложению данных, которые не имели места в действительности. При оценке полученных показаний следует иметь в виду склонность допрашиваемых к фантазированию и их большую внушаемость. Повторные допросы недопустимы.

Группа несовершеннолетних от пятнадцати до восемнадцати лет в психологическом плане представляет особую сложность, несмотря на кажущуюся законченность их физического и психического формирования и определенность некоторых социальных позиций. Повышенная ранимость, эмоциональная возбудимость, неадекватные реакции на раздражитель, драматизи-рование некоторых обстоятельств личных и общественных, якобы унижающих достоинство, нередко завышенные самооценки характеризуют этот возраст как особо сложный. В психологии такой возрастной период называют в связи с перечисленными качествами как “трагический”. В этом возрасте нередки случаи убийств с последующим самоубийством (измена любимой девушки), нанесение тяжких телесных повреждений в ссоре, драке, совершение тяжких преступлений из-за стремления утвердить свою смелость и лихость в глазах товарищей, самоубийство без всяких причин в результате утраты психического равновесия. Психологи и психиатры утверждают, что это возраст философских рассуждений, когда большинство подростков волнуют вопросы жизни и смерти. Среди таких несовершеннолетних есть особые лица, которые как бы зациклились на переходном этапе от юношеского к взрослому возрасту, на этапе кризиса. У таких лиц имеет место повышенная внушаемость и психическая неуравновешенность, под влиянием которой происходят срывы, ведущие к самоубийствам.

Допрос подозреваемых и обвиняемых. Допрос несовершеннолетних в качестве подозреваемых наиболее часто бывает при расследовании краж со взломом, грабежей, разбойных нападений, реже — при расследовании убийств, изнасилований.

Допрос подозреваемого рекомендуется проводить сразу после задержания, так как по истечении некоторого времени он может существенно изменить показания, обдумав свою позицию под влиянием страха и стремления уйти от ответственности.

Сложность допроса определяется незначительным объемом информации, полученной, главным образом, обстоятельствами задержания, личного обыска и иногда освидетельствования. Поэтому главным в допросе подозреваемого является установление психологического контакта и выслушивание показаний, даваемых в свободном рассказе. Чем полнее будут показания тем больше данных для проверки их правильности и правдивости. Одним из важных тактических приемов допроса несовершеннолетнего подозреваемого является постановка уточняющих и детализирующих вопросов, позволяющих не только получить достаточно полную картину события, но и выявить противоречия в показаниях, а также ложь. Особенно важным является постановка детализирующих вопросов о месте и времени пребывания подозреваемого по часам и минутам в день события преступления, о встречах, товарищах, местах, которые он посещал и с какой целью, об отношениях с потерпевшими при краже или убийстве. В случаях заявления об алиби такие вопросы также имеют цель вызвать ложь и опровергнуть данные о том, что подозреваемый в момент преступления был в другом месте и никакого отношения к нему не имеет. Проверка в этих случаях мест его пребывания в соответствии с заявлением, путем поручения оперативным работникам, позволит сразу выявить ложь даже в тех случаях, если договоренность о таких показаниях была.

Даже при самой тщательной договоренности с лицами о подтверждении факта пребывания у них в период совершения преступления в другом месте, нельзя предусмотреть все детали, а именно на них сосредоточит свое внимание следователь и может их использовать для разоблачения лжи.

Перед допросом, в целях установления психологического контакта, следователь должен разъяснить подозреваемому, в чем его подозревают, а также разъяснить последствия совершенного преступления, важность раскаяния как смягчающего вину обстоятельства. Такая позиция следователя будет способствовать серьезной, деловой обстановке процессуального общения, доверительного отношения со стороны подозреваемого. Следует отметить, что подозреваемые в возрасте 16 лет достаточно хорошо осведомлены о возрасте привлечения к уголовной ответственности, однако подробные разъяснения их прав и обязанностей не будут лишними. Вместе с тем следует учитывать состояние страха, которое у подозреваемого особенно обострено в связи с задержанием, и поэтому следователю важно разъяснить его процессуальное положение, снять напряжение, чтобы предупредить наступление фрустрации, то есть такого состояния, при котором у подозреваемого утрачены все надежды, наступает отчаяние и торможение. В этом состоянии очень трудно установить психологический контакт, и нужно предпринять меры, чтобы снять либо уменьшить такое состояние и расположить несовершеннолетнего к общению.

В ходе допроса подозреваемого необходимо выяснить круг его знакомых, наличие родителей, отношение с ними, а также лиц, которые являются наиболее авторитетными для допрашиваемого.

Поскольку для несовершеннолетних характерно совершение групповых преступлений (в группе у них складывается впечатление большей уверенности в достижении цели и безопасности), в ходе допроса необходимо выяснить круг соучастников, взрослых подстрекателей, лиц, в корыстных целях которых совершались преступления. Получение таких данных будет способствовать быстрому и эффективному расследованию преступлений и изобличению виновных.

При допросе подозреваемого большое значение имеет фактор внезапности, то есть неожиданное для допрашиваемого предъявление вещественных доказательств либо оглашение показаний других лиц. Особенно эффективно проведение таких приемов при расследовании преступлений, совершенных группой. Оглашение показаний одного из участников влечет за собой признание в совершении преступления допрашиваемого.

В допросе подозреваемого важное значение имеет оперирование тактическими приемами, способствующими получению наиболее полных показаний. К ним можно отнести следующие: приемы оживления в памяти забытого, сущностью которых является постановка напоминающих вопросов; приемы устранения противоречий в показаниях, основой которых является постановка уточняющих и детализирующих вопросов; приемы разоблачения лжи в показаниях, сущностью которых является постановка детализирующих и контрольных вопросов, способствующих точному установлению определенных обстоятельств и тем самым демонстрации обнаружения ложного показания; приемы устранения фантастических наслоений или ошибочных заключений, как следствие ошибок, допускаемых при восприятии и запоминании путем постановки уточняющих, детализирующих вопросов и сопоставления показаний с точно установленными фактами при расследовании.

Названные приемы могут варьироваться в зависимости от ситуации допроса: желание давать правдивые показания либо запирательство или ложные показания. Однако во всех случаях следователю нужно соблюдать позицию убеждения необходимости рассказывать правду, так как такие показания облегчают судьбу подозреваемого и рассматриваются в судебном разбирательстве как обстоятельства, смягчающие вину лица, совершившего преступление.

В ходе допроса подозреваемого следователь может применять психологическое воздействие, пределы которого определяются моральными требованиями демократического судопроизводства.

Приемы психологического воздействия не должны иметь элементов насилия, при котором не существует альтернативы (выбора) своей позиции допрашиваемым. Приемы психологического воздействия могут быть: 1) предъявление вещественных доказательств; 2) внезапная постановка вопросов о некоторых обстоятельствах преступления; 3) оперирование имеющимися доказательствами в целях создания впечатления о знании всех обстоятельств преступления; 4) оглашение показаний свидетелей или других подозреваемых, содержащих информацию, изобличающую подозреваемого; 5) оглашение данных предварительного исследования вещественных доказательств (исследование наркотиков) в целях получения правдивых показаний.

Собираемая относительно подозреваемого информация позволяет не только использовать ее в допросе, но и создать определенную программу допроса этого лица в качестве обвиняемого или выявить обстоятельство, исключающее его причастность к преступлению.

Допрос обвиняемого начинается с предъявления обвинения и постановки вопроса о том, признает ли несовершеннолетний себя виновным или не признает. В случае заявления о том, что допрашиваемый признает себя виновным, следователь должен получить показания со всеми подробностями и по всем пунктам обвинения. Следователя не должны удовлетворять фрагментарные показания и согласие несовершеннолетнего с данными постановления о привлечении его в качестве обвиняемого. Следует в ходе допроса выяснить данные о событии преступления, его времени, действиях обвиняемого, орудиях и средствах, которые он использовал в преступлении, в подготовке к совершению преступления, и способах его сокрытия. Подробно необходимо выяснить число соучастников, роль каждого из них в совершении преступления. Подробный допрос позволит проверить полученные показания путем сопоставления их с имеющимися по делу доказательствами, а также путем производства отдельных следственных действий.

В практике расследования имеют место случаи, когда несовершеннолетний дает подробные показания в целях сокрытия отдельных эпизодов преступления или совершения другого преступления. Поэтому при оценке позиций допрашиваемого, следует учитывать и такую перспективу.

В тех случаях, когда несовершеннолетний не признает себя виновным в предъявленном преступлении, тактика допроса существенно изменяется. Следователь может избрать три позиции: 1) при отрицании своего участия в событии преступления предъявлять имеющиеся доказательства с нарастающей силой, то есть от менее значительного к более весомому. От предъявления показаний свидетелей — к заключению экспертизы; 2) при отрицании своей вины — избрать тактику предъявления наиболее весомого доказательства, переходя постепенно к предъявлению других данных, а именно предъявить обнаруженный при обыске нож, пистолет, а затем огласить имеющиеся показания свидетелей; 3) избрать систему тактических приемов, направленных на разоблачение лжи, оговора либо самооговора.

Система тактических приемов, направленных на обнаружение лжи в показаниях, включает следующие группы: а) обнаружение лжи при полном отрицании обвиняемым вины и выдвижения ним своей версии; б) обнаружение лжи в ситуации частичного признания обвиняемым вины; в) преодоление молчания обвиняемого о фактах, которые интересуют органы расследования; г) установление ложного заявления об алиби; д) установление обмолвки — то есть сообщения, не соответствующего действительности; е) установление самооговора и оговора других лиц; ж) обнаружение виновной осведомленности в результате проговорки допрашиваемого, то есть установление таких сведений, которые могут быть известны только лицу, участвующему в совершении преступления. Это может относиться к отдельным обстоятельствам события: числу соучастников, поведению каждого из них, применяемым орудиям преступления, вещественным доказательствам, обнаруженным на месте происшествия, и др. Проговорка как случайное сообщение информации, о которой лицо желало умолчать, позволяет во многих случаях изобличать преступника в совершении преступления.

Так, при расследовании убийства семьи, состоящей из супругов, двух детей и тети, приехавшей в гости, следователь, допрашивая одного из участников убийства — семнадцатилетнего К., который отрицал участие в преступлении, заявляя, что он не был на месте события, предпринял следующий прием: указывая обвиняемому на жестокость совершенного, следователь апеллировал к его моральным устоям, подчеркивая, что можно было бы пожалеть хотя бы малолетних детей. Обвиняемый, как бы раскаиваясь, сказал: “. а детей там не было. ”. Следователь знал, что дети в доме отсутствовали, и ставил свои вопросы в надежде обнаружить причастность обвиняемого. Последний своим криком о том, что детей там не было, проговорился, проявив свою виновную осведомленность, в данном случае — причастность к событию преступления. Поняв свою проговорку, обвиняемый признал себя виновным в совершении преступления.

Следует отметить, что наиболее частой позицией несовершеннолетнего обвиняемого является заявление об алиби, то есть утверждение о том, что в период совершения преступления он был в другом месте. Такое заявление может быть подготовлено ссылкой на показания свидетелей, у которых он якобы пребывал в это время. Наиболее эффективной при таком заявлении является система тактических приемов, направленных на опровержение таких показаний. К данной системе относятся следующие приемы: а) постановка детализирующих вопросов относительно пребывания допрашиваемого в указанном им месте; б) постановка контрольных вопросов относительно фактов, точно установленных по делу; в) оглашение фрагментов показаний лиц, на которые ссылается допрашиваемый, и противоречий, которые возникают; г) оглашение показаний лиц, которые опровергают заявление обвиняемого об алиби; д) предъявление доказательств, которые подтверждают пребывание обвиняемого в месте совершения преступления; е) оглашение результатов экспертизы, а также результатов производства отдельных следственных действий [75]. В зависимости от ситуации допроса названные приемы могут привести к положительным результатам.

Учебник допрос несовершеннолетних

Имя материала: Криминалистика

Автор: Белкин Рафаил Самуилович

§ 6. особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлена особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.), незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов.

Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенностей его характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15—17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточивается на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными подробностями.

Основным средством изобличения во лжи малолетних являются приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу «духа противоречия», свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи. Эффективным может оказаться и повторный допрос с учетом следующих моментов.

Если на повторном допросе ребенок (подросток) слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом воздействия взрослого. Существенные отличия в деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и твердости. Такая манера поведения способствует необходимому контакту с подростком, располагает его. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед следователем может побудить к самооговору.

Несовершеннолетнему следует облегчить переход от ложных показаний к правдивым. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Раздел i история и методология криминалистики
Читать: Глава 1. история криминалистики и криминалистических учреждений
Читать: § 1. консолидация криминалистических знаний
Читать: § 2. криминалистика в период между мировыми войнами
Читать: § 3. этап формирования частных криминалистических теорий в отечественной науке
Читать: § 4. современный этап развития криминалистики (этап формирования общей теории науки)
Читать: § 5. экспертные и научные криминалистические учреждения
Читать: Глава 2. предмет, объекты и система криминалистики
Читать: § 1. предмет и объекты криминалистики
Читать: § 2. система криминалистики
Читать: § 3. криминалистические категории
Читать: § 4. криминалистические классификации
Читать: Глава 3. задачи, принципы и законы развития криминалистики
Читать: § 1. общая, специальные и конкретные задачи криминалистики
Читать: § 2. принципы криминалистики
Читать: § 3. законы развития криминалистики
Читать: Глава 4. методы криминалистики
Читать: § 1. всеобщий метод криминалистической науки
Читать: § 2. общенаучные методы криминалистики
Читать: § 3. специальные методы криминалистики
Читать: Глава 5. природа криминалистики, ее место в системе научного знания и тенденции развития
Читать: § 1. современные представления о природе криминалистики
Читать: § 2. место криминалистики в системе научного знания
Читать: § 3. современные тенденции развития криминалистики
Читать: Глава 6. содержание и структура общей теории криминалистики
Читать: Глава 7. криминалистическая идентификация
Читать: § 1. понятие и научные основы криминалистической идентификации
Читать: § 2. криминалистическое учение о признаках
Читать: § 3. стадии криминалистической идентификации
Читать: § 4. значение криминалистического отождествления и различия для расследования и раскрытия престГлава 8. криминалистическая диагностика
Читать: § 1. понятие и задачи криминалистической диагностики
Читать: § 2. теоретические основы криминалистической диагностики
Читать: § 3. экспертные диагностические задачи
Читать: § 4. диагностика в работе следователя
Читать: Глава 9. теории криминалистического прогнозирования и временных связей и отношений
Читать: § 1. содержание теории криминалистического прогнозирования
Читать: § 2. криминалистическая теория временных связей и отношений
Читать: Раздел ii криминалистическая техника и технология
Читать: Глава 10. концептуальные положения криминалистической техники и технологии
Читать: § 1. понятие, система и правовые основания применения средств криминалистической техники
Читать: § 2. технико-криминалистические средства и методы, применяемые при собирании вещественных доказ§ 3. методы и средства предварительного и экспертного исследования вещественных доказательств
Читать: Глава 11. основы криминалистического учения о фиксации доказательственной информации
Читать: § 1. понятие фиксации доказательственной информации
Читать: § 2. общая характеристика форм, методов и средств фиксации доказательственной информации
Читать: § 3. вербальная и графическая формы фиксации доказательственной информации
Читать: § 4. предметная и наглядно-образная формы фиксации доказательственной информации
Читать: Глава 12. криминалистическая фотография
Читать: § 1. понятие криминалистической фотографии, ее значение в следственной и экспертной практике
Читать: § 2. методы судебно-следственной фотографии
Читать: § 3. частные приемы фотографирования
Читать: § 4. виды фотосъемок и особенность фотографирования криминалистических объектов
Читать: § 5. судебно-экспертная фотография
Читать: § 6. процессуальное оформление применения криминалистической фотографии
Читать: Глава 13. криминалистическая видеозапись
Читать: § 1. видеозапись как средство фиксации криминалистически значимой информации
Читать: § 2. современная видеотехника, используемая в следственной практике
Читать: § 3. применение видеозаписи при производстве следственных действий
Читать: § 4. видеозапись как документ или вещественное доказательство
Читать: Глава 14. учение о следах (трасология)
Читать: § 1. общие положения трасологии. классификация следов, их криминалистическое значение
Читать: § 2. следы человека (антропоскопия)
Читать: § 3. следы орудий взлома, инструментов
Читать: § 4. следы производственных механизмов
Читать: § 5. следы-предметы
Читать: § 6. установление целого по частям
Читать: § 7. следы транспортных средств
Читать: §8. микрообъекты
Читать: Глава 15. криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных уст§ 1. понятие судебной баллистики и ее значение для расследования преступлений
Читать: § 3. криминалистическое исследование патронов
Читать: § 4. криминалистическое исследование следов выстрела
Читать: § 5. взрывные устройства и следы их применения
Читать: § 6. криминалистическое исследование холодного оружия и следов его применения
Читать: Глава 16. судебное почерковедение и судебное автороведение
Читать: § 1. общие положения
Читать: § 2. судебное почерковедение
Читать: § 3. подготовка почерковедческой экспертизы
Читать: § 4. методика судебно-почерковедческой экспертизы
Читать: § 5. судебное автороведение
Читать: Глава 17. технико-криминалистическое исследование документов
Читать: § 1. понятие и задачи технико-криминалистического исследования документов
Читать: § 2. исследование бланков документов
Читать: § 3. исследование машинописных текстов
Читать: § 4. исследование оттисков печатей и штампов
Читать: § 5. исследование частично измененных документов
Читать: § 6. установление скрытой информации
Читать: Глава 18. криминалистическое исследование веществ и материалов
Читать: § 1. понятие криминалистического исследования веществ и материалов и его задачи
Читать: § 3. возможности экспертных и предварительных исследований наиболее распространенных веществ и Глава 19. криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия)
Читать: § 1. общие положения криминалистического отождествления личности по признакам внешности
Читать: § 2. методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)
Читать: § 3. методы и средства собирания информации о внешних признаках человека
Читать: § 4. криминалистическая портретная экспертиза
Читать: Глава 20. криминалистическая фоноскопия
Читать: § 1. понятие криминалистической фоноскопии
Читать: § 2. особенности осмотра магнитных носителей с записями и подготовка материалов для фоноскопичеГлава 21. криминалистическая регистрация
Читать: § 1. понятие, содержание и правовые основы криминалистической регистрации
Читать: § 2. оперативно-справочные учеты, их организация и использование в раскрытии и расследовании пр§ 3. криминалистические учеты
Читать: § 4. справочно-вспомогательные учеты
Читать: Глава 24. экспертная деятельность и современные возможности судебных экспертиз. общая теория с§ 1. проведение экспертизы на предварительном следствии
Читать: § 2. возможности судебных экспертиз в раскрытии и расследовании преступлении
Читать: § 3. общая теория судебной экспертизы, ее концептуальные основы
Читать: Глава 25. основные направления/использования современных компьютерных технологий в раскрытии и § 1. использование универсальных программных средств в раскрытии и расследовании преступлений
Читать: § 2. автоматизация учетов
Читать: § 3. автоматизация экспертиз и исследований
Читать: § 4. автоматизация процесса расследования преступлений
Читать: Раздел iii криминалистическая тактика и технология
Читать: Глава 26. концептуальные положения криминалистической тактики и технологии
Читать: § 1. основные понятия криминалистической тактики
Читать: § 2. криминалистическая тактика в системе научного знания
Читать: § 3. криминалистическая тактика и практика борьбы с преступностью
Читать: § 4. тактика процессуального действия
Читать: Глава 27. криминалистические версии и планирование расследования
Читать: § 1. криминалистические версии
Читать: § 2. планирование расследования
Читать: Глава 28. розыскная деятельность следователя
Читать: § 1. понятие и виды розыска
Читать: § 2. организация и осуществление розыска
Читать: Глава 29. взаимодействие участников раскрытия и расследования преступлений
Читать: § 1. понятие, принципы и субъекты взаимодействия
Читать: § 2. формы взаимодействия
Читать: Глава 30. следственная ситуация и тактические комбинации
Читать: § 1. понятие, содержание и виды следственных ситуаций
Читать: § 2. деятельность следователя в условиях тактического риска
Читать: § 3. тактические комбинации (операции)
Читать: Глава 31. фактор внезапности, его учет и использование в процессе расследования
Читать: § 1. фактор внезапности, его смысл и формы использования в расследовании
Читать: § 2. тактика действий следователя с использованием фактора внезапности
Читать: § 3. учет влияния фактора внезапности на деятельность следователя
Читать: § 4. влияние фактора внезапности на полноту и достоверность доказательственной информации
Читать: Глава 32. тактическое решение
Читать: § 1. понятие тактического решения
Читать: § 2. подготовка к принятию тактического решения
Читать: § 3. принятие тактического решения
Читать: § 4. некоторые специальные вопросы принятия тактических решений
Читать: Глава 33. тактика и технология следственного осмотра и освидетельствования
Читать: § 1. сущность и виды следственного осмотра
Читать: § 2. осмотр места происшествия
Читать: § 3. наружный осмотр трупа на месте его обнаружения
Читать: §4. другие виды следственного осмотра
Читать: § 5. освидетельствование
Читать: Глава 34. тактика и технология обыска и выемки
Читать: § 1. сущности, задачи и порядок проведения обыска
Читать: § 2. подготовка к обыску
Читать: § 3. общие положения тактики обыска
Читать: § 4. технология обыска
Читать: § 5. производство выемки
Читать: Глава 35. тактика допроса
Читать: § 1. понятие, значение и виды допроса
Читать: § 2. подготовка к допросу
Читать: § 3. общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших
Читать: § 4. общие положения тактики допроса подозреваемых и обвиняемых
Читать: § 5. особенности тактики допроса при изобличении во лжи
Читать: § 6. особенности тактики допроса несовершеннолетних
Читать: § 7. тактика иных видов допроса
Читать: § 8. фиксация хода и результатов допроса
Читать: Глава 36. тактика проверки и уточнения показаний на месте
Читать: § 1. понятие проверки и уточнения показаний на месте
Читать: § 2. подготовка к проверке и уточнению показаний на месте
Читать: § 3. тактические приемы проверки и уточнения показаний на месте
Читать: Глава 37. тактика следственного эксперимента
Читать: § 1. понятие и сущность следственного эксперимента
Читать: § 2. виды следственных экспериментов
Читать: § 3. участники следственного эксперимента
Читать: § 4. подготовка к проведению следственного эксперимента
Читать: § 5. тактика проведения следственного эксперимента
Читать: § 6. фиксация хода и результатов следственного эксперимента
Читать: § 7. оценка результатов следственного эксперимента
Читать: Глава 38. тактика предъявления для опознания
Читать: § 1. сущность, задачи и порядок предъявления для опознания
Читать: § 2. виды предъявления для опознания
Читать: § 3. субъекты предъявления для опознания
Читать: § 4. тактика предъявления для опознания живых лиц
Читать: § 5. тактика предъявления для опознания трупов
Читать: § 6. тактика предъявления для опознания предметов
Читать: § 7. тактика проведения опознания по фотоснимкам
Читать: § 8. тактика предъявления для опознания животных
Читать: § 9. процессуальное оформление результатов предъявления для опознания
Читать: Глава 39. тактика задержания и ареста
Читать: § 1. правовые основания задержания и ареста
Читать: § 2. подготовка к задержанию и аресту
Читать: § 3. тактические приемы задержания
Читать: Глава 40. технология получения образцов для сравнительного исследования
Читать: § 1. понятие и виды образцов для сравнительного исследования
Читать: § 2. технология получения образцов для сравнительного исследования
Читать: Глава 41. технология прослушивания и записи телефонных переговоров
Читать: § 1. сущность и процедура прослушивания и записи переговоров
Читать: § 2. технология прослушивания и записи переговоров
Читать: Раздел iv криминалистическая методика
Читать: Глава 42. концептуальные положения криминалистической методики
Читать: § 1. понятие криминалистической методики
Читать: § 2. принципы и исходные положения формирования частных криминалистических методик
Читать: § 3. структура и содержание частных криминалистических методик
Читать: Глава 43. противодействие расследованию и пути его преодоления криминалистическими и оперативно§ 1. понятие, содержание и субъекты противодействия расследованию
Читать: § 2. противодействие расследованию в форме сокрытия преступления, его последствий или причастны§ 3. формы и способы «внешнего» противодействия расследованию
Читать: § 4. средства и методы преодоления противодействия расследованию
Читать: Глава 44. расследование преступлений против жизни и здоровья
Читать: § 1. расследование убийств
Читать: § 2. расследование причинения вреда здоровью
Читать: Глава 45. расследование преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личнос§ 1. расследование изнасилований
Читать: § 2. расследование насильственных действий сексуального характера
Читать: Глава 46. расследование преступлений против собственности
Читать: § 1. родовая криминалистическая характеристика преступлений
Читать: § 2. расследование краж
Читать: § 3. расследование грабежей и разбойных нападений
Читать: § 4. расследование мошенничества
Читать: § 5. расследование вымогательства
Читать: § 6. расследование присвоения или растраты имущества
Читать: Глава 47. расследование преступлений в сфере экономической деятельности
Читать: § 1. расследование незаконного получения кредита и злостного уклонения от погашения кредиторско§ 2. расследование лжепредпринимательства
Читать: § 3. расследование хищений, совершаемых организованными преступными формированиями на предприят§ 4. расследование фальшивомонетничества
Читать: § 5. расследование контрабанды
Читать: Глава 48. расследование налоговых преступлений
Читать: § 1. родовая криминалистическая характеристика налоговых преступлений, их уголовно-правовая ква§ 2. выявление признаков преступлений, проверочные действия, возбуждение уголовного дела
Читать: § 3. построение и проверка версий. первоначальные следственные действия
Читать: § 4. назначение и проведение судебных экспертиз по делам о налоговых преступлениях
Читать: § 5. обеспечение возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями
Читать: Глава 49. расследование преступлений против общественной безопасности
Читать: § 1. расследование бандитизма
Читать: § 2. расследование хулиганства
Читать: § 3. расследование незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устро§ 4. расследование незаконного оборота наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ
Читать: § 5. расследование поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности
Читать: § 6. особенности расследования уголовных дел, возбужденных по фактам взрывов
Читать: § 7. расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
Читать: Глава 50. расследование должностных преступлений
Читать: § 1. родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений
Читать: § 2. выявление признаков преступления, тактика проверочных действий, возбуждение уголовного дел§ 3. планирование расследования, первоначальные следственные действия
Читать: § 4. последующие следственные действия
Читать: Глава 51. особенности расследования преступлений «по горячим следам»
Читать: § 1. правовые и организационные основы раскрытия преступлений «по горячим следам»
Читать: § 2. первоначальные следственные действия
Читать: § 3. особенности последующих следственных действий
Читать: Глава 52. особенности расследования преступлений несовершеннолетних
Читать: § 1. криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
Читать: § 2. возбуждение уголовного дела и планирование расследования
Читать: § 3. особенности тактики отдельных следственных действий
Читать: § 4. профилактическая деятельность следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних
Читать: Глава 53. особенности расследования преступлений организованных преступных сообществ
Читать: § 1. предварительные замечания
Читать: § 2. исходная информация о совершении преступления организованной группой
Читать: § 3. использование возможностей осмотра места происшествия для установления факта совершения пр§ 4. выдвижение версий о совершении преступления группой лиц и планирование расследования
Читать: § 5. допрос как средство получения информации о совершении преступления организованной группой
Читать: § 6. использование иных средств доказывания для установления факта совершения преступления оргаГлава 54. особенности расследования преступлений, совершенных иностранцами и против иностранцев
Читать: § 1. правовое положение иностранцев в россии
Читать: § 2. особенности производства следственных действий с участием иностранцев
Читать: Глава 55. особенности расследования преступлений, совершенных невменяемыми и лицами с дефектами§ 1. понятие невменяемости и дефектов психики (психических недостатков)
Читать: § 2. возбуждение уголовного дела и первоначальные следственные действия
Читать: § 3. особенности последующих следственных действий

Наш сайт представляет собой читальный зал, он призван помочь студентам в обучении, ведь в наше время вечно не хватает книг в библиотеках. Если вы написали одну из книг, которая есть на сайте и не хотите, чтобы её читали пользователи, то напишите нам и мы её удалим. С уважением, Администрация сайта

Еще по теме:

  • Купить права для трактора Права на трактор нового образца в Москве и Московской области Какие бывают, как получить и где купить Для того, чтобы управлять трактором, экскаватором, снегоходом, квадроциклом и […]
  • Стадия уголовного процесса исполнение приговора Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел IV. Пересмотр судебных […]
  • Уголовный кодекс р узбекистан Уголовный кодекс р узбекистан Уголовный кодекс Республики Узбекистан Утвержден Законом РУз от 22.09.1994 г. № 2012-XII Введен в действие с 01.04.1995 г. С изменениями в […]
  • Константин ромодановский написать письмо Константин ромодановский написать письмо Родился 31 октября 1956 года в г. Москве. В 1980 году окончил 1-й Медицинский институт по специальности "Лечебное дело". В 1983 году окончил […]
  • Минимальная сумма кражи для возбуждения уголовного дела в 2018 году Определение минимальной суммы кражи, за которую наступает уголовная ответственность в 2017 году 02.03.2017 4585 0 0 Данную сумму определяют, устанавливая границу между административным и […]
  • Система власти при иване iv Система власти при иване iv 30. Реформы Ивана Грозного Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления. В 1547 г. Иван Грозный был […]