Трудовой кодекс водителя 2018

Чиновники уточнили норму часов для водителей

Что случилось

Министерство транспорта приказом от 03.05.2018 № 170 внесло изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. По новым нормам, которые вступили в силу 5 июня, данное положение не распространяется на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Значит, на них будут распространяться общие требования трудового законодательства, в том числе возможность устанавливать ненормированный рабочий день.

В то же время водителям, осуществляющим перевозки для вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, позволили устанавливать 12-часовую рабочую смену с условием, что управлять машиной работник будет не более 9 часов.

Одновременно уточняется, что водителям, осуществляющим междугородние перевозки, можно увеличить продолжительность рабочей смены до 12 часов при условии, что соблюдаются пункты 16 и 17 данного положения. Пункт 16, в частности, требует, чтобы время управления автомобилем в течение дня не превышало 9 часов, а если перевозятся тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы — не превышало 8 часов.

Что касается пункта 17, регламентирующего ведение суммированного учета рабочего времени, то в него добавляется важный момент: суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов. В предыдущей редакции Положения была указана суммарная продолжительность управления транспортом только за две недели. Пользуясь случаем, чиновники также уточнили, что неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья.

Еще одна формулировка, которая претерпела изменения, относится к пункту 19 Положения. Ранее было сказано, что после первых 4 часов непрерывного управления автомобилем водителю, занятому на междугородных перевозках, предоставляется перерыв продолжительностью не менее 15 минут. В Минтрансе решили, что ответственность надо переложить на работника и переписали этот пункт следующим образом:

«Не позже чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут».

Что делать работодателям

Поскольку большинство норм сохраняется, обратите внимание только на тех работников-водителей, для кого введен суммированный учет рабочего времени. С 5 июня им будет позволено управлять автомобилем в течение одной недели не более 56 часов. Также проследите, чтобы у водителей продолжительность управления авто в день не превышала 9 часов. Напомним, что для учета фактически отработанного времени предусмотрено использование тахографов. Но правильную эксплуатацию этих устройств обеспечивают водители.

Работникам следует объяснить, что они лично отвечают за отказ воспользоваться своим правом на отдых. А согласно п. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, за нарушение режима труда и отдыха их могут оштрафовать на 1000–3000 рублей. Соответствующее уведомление может выглядеть так:

Редакция ClubTK, в свою очередь, напоминает, что правительство собирается переписать статью 11.23 КоАП РФ таким образом, чтобы за несоблюдение режима труда и отдыха можно было наказывать не только водителей, но и их работодателей.

Как устроен рабочий день водителя?

  • Как устроен рабочий день водителя?
  • Для чего нужен режим труда?
  • Продолжительность управления и отдыха транспортным средством
  • Управление
  • Обязательные перерывы
  • Отдых
  • Кто контролирует и как?
  • Штрафы за нарушение

Уже на протяжении нескольких лет на территории Украины можно попасть под штрафные санкции не только за отсутствие тахографа или за передвижение с выключенным аппаратом, но и за нарушение трудового распорядка. Прискорбно одно: многие водители не знают того, как по законодательству правильно регулировать своё рабочее время, совмещая его с отдыхом.

Для чего нужен режим труда?

Режим труда и отдыха водителей – это определённый временной промежуток, в котором чередуются рабочие часы с перерывами для снятия утомлённого состояния. Он является основным фактором трудовых условий, который влияет на сложность и напряжённость рабочего процесса. Допустим, ночная работа при аналогичных условиях в дневное время считается значительно более тяжёлой и не рекомендуется людям в подростковом возрасте.

Также большей тяжестью отличается работа, которая выполняется в режиме увеличенных смен, по 12 и более часов. Рационализация трудовых режимов вместе с отдыхом – это действенный метод уменьшения рабочих нагрузок, напряжения и вредности условий. Правильное распределение трудовых режимов обеспечивает большую работоспособность, сохранение здоровья работников, улучшает эмоциональный настрой, открывает лучшие возможности для повышения квалификационных навыков, культурного отдыха и воспитания детей.

Правила работы водителей выделяют четыре основных трудовых режима: годовой, недельный, суточный и сменный. Все они имеют взаимную связь. Статистика годовой работоспособности показывает, что она зависит не только от того, сколько длится годовой отпуск и в какой форме таковой проводится, но и от рабочего, который отдыхает на протяжении того или иного времени. Это необходимо брать в учёт при планировании любых мероприятий, направленных на рационализацию труда и отдыха.

Продолжительность управления и отдыха транспортным средством

Во-первых, следует обратить внимание, что все водители должны работать по специально составленным графикам рабочего распорядка. Этим занимаются работодатели с дальнейшим оглашением своим работникам. Например, график работы водителя-дальнобойщика составляется на месяц с отражением рабочих дней и указанием времени начала и конца каждой рабочей смены. Также туда вносятся перерывы для отдыха и принятия пищи, а ещё дни еженедельного отдыха.

Рабочее время учитывается двумя способами:

Ежедневный – длительность каждой рабочей смены находится в пределах, которые установило законодательство.

Суммированный – длительность всех рабочих дней не равна. Есть те, которые выходят за нормативные рамки, но количество рабочих часов за месяц остаётся в пределах нормы.

Управление

Время, которое проводит водитель за рулём транспортного средства, не должно превышать в сумме девять часов. Но в условиях работы в гористой местности, при транспортировке людей габаритными автобусами свыше 9,5 метров, а также при перевозке негабарита и массивных грузов это время снижается на один час – следовательно, не должно превышать восьми часов, проведённых за рулём.

Есть также и две выбивающиеся из общего распорядка ситуации, при которых время управления автомобилем может возрастать:

• До десяти часов, при суммарном учёте рабочего времени с условием не более двух раз в неделю. Но за две рабочих недели у водителя не должно быть более девяноста часов управления автомобилем без учёта времени на отдых.

• При управлении автобусами маршрутов городского сообщения и пригородными допускается суммирование учёта времени, проведённого шофёром за рулём. Следовательно, водители такого транспорта могут быть загружены одну смену по максимуму, так как лимита не установлено. Например, за двенадцатичасовой рабочий день они могут «крутить баранку» одиннадцать из них.

Обязательные перерывы

Относительно отдыха водителей автомобильного транспорта, он состоит из нескольких следующих частей:

• Перерыв на обед или отдых.

Каждый вид подразумевает собственные нормативы, который мы далее рассмотрим подробнее:

Перерыв на обед

Продолжительность такого ежесменного отдыха может варьироваться от получаса до двух часов. Если рабочее время, проведённое за рулём, превышает восемь часов, тогда для обеда могут выделяться два перерыва. При этом их суммарная длительность аналогична вышеуказанной.

Междусменный отдых

В стандарте ежедневный отдых должен быть в два раз больше по времени, чем одна рабочая смена. Сюда же включается и обеденное время. Например, во вторник водитель работает с восьми утра до пяти вечера с часовым перерывом на обед. В данном случае перерыв между сменами составит пятнадцать часов отдыха, с условием того, что следующая рабочая смена не будет начинаться ранее восьми часов утра. Если рабочий день не девяти-, а семичасовой, тогда следующая смена может начаться раньше на два часа. Кроме этого, присутствуют некоторые исключения, при которых количество законного отдыха может быть уменьшено:

• До девяти часов на городских и пригородных пассажирских маршрутах. Закончив вторую рабочую смену, водителю полагается отдых до следующего выхода на труд не менее сорока восьми часов.

• До одиннадцати часов на перевозках между городами. Время отдыха может быть уменьшено до девяти часов, но с условием, что это будет происходить не более трёх раз в неделю. Но до конца рабочей недели водителю должны быть начислены дополнительные часы, которые соответствуют времени переработки. Междусменный отдых водителей при совершении междугородних перевозок может быть разбит на две и на три части. Одна из них не должна быть менее восьми часов, а общее время отдыха не менее двенадцати.

Еженедельный выходной

Данное время для отдыха не должно быть меньше сорока двух часов. В это время не входит междусменный. Следовательно, при обычной пятидневной неделе, отдых в выходной не должен быть менее пятидесяти семи часов. Количество выходных, как минимум, должно быть равно количеству полных недель в месяце, то есть еженедельно водителю должен предоставляться хотя бы один выходной.

Для отдыха водителя существуют специальные перерывы, которые разграничивают рабочее время водителя. Для водителей, осуществляющих междугородные перевозки, длительность перерыва составляет пятнадцать минут. Первый назначается через четыре часа управления транспортным средством. Далее перерывы делаются каждые два часа. Но если время перерыва попадает на обеденное время, первый не предоставляется.

Кто контролирует и как?

Каждый работодатель должен достоверно контролировать рабочее время своих подчинённых водителей-дальнобойщиков. Данный учёт должен обеспечиваться работодателями при каждых формах и системах оплаты труда.

Учёт рабочего времени сотрудников ведётся в табелях учёта использования рабочего времени. Рабочее время водителей, которые трудятся каждый день по определённым часам, установленным правилами внутреннего трудового распорядка, соответственно, и учитывается ежедневно. Рабочее время водителей, у которых рабочий день не нормирован, учитывается в днях. Исключение составляют праздничные дни, которые считаются почасово.

График работы водителей, работающих на перевозчиков, контролируется по тахографу. Руководство составляет ежемесячный график водительских смен, а также ведут учёт рабочего времени и перерывов своих подчинённых. Также в ведомостях учёта рабочего времени и перерывов водителей по каждой смене ведутся указания плановых и фактических маршрутных данных, начало и конец рабочих смен.

Государственное контролирование соблюдения трудовых режимов и отдыха осуществляется должностными лицами органа правительственного управления по вопросам контроля автомобильных транспортных средств. Это Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте Министерства транспорта и связи Украины, а также её территориальные органы. Режим труда и отдыха водителей-международников регламентируется согласно «Европейскому соглашению» (ЕСТР). Оно касается транспортных средств, выполняющих перевозки по международному назначению.

Штрафы за нарушение

Нарушение трудовых режимов и перерывов водителями транспортных средств облагается штрафом в размере 340 гривен. Отсутствие тахографа или его отключение наказывается штрафом в размере 850 грн.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Рабочее время и время отдыха водителей

28.03.2016 5478 0 0

Часто работодатели допускают ошибки по ведению достоверного учета выполняемой водителями работы, в частности, в табелях учета использования рабочего времени водителям проставляют только время управления и проводят оплату труда исключительно расстояния пробега. Чтобы избежать нарушений требований трудового законодательства в части достоверности ведения учета рабочего времени водителей, Управление Гоструда в Ивано-Франковской области сообщает следующее.

Определение продолжительности рабочего времени и времени отдыха водителей указано в Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта и связи Украины 07.06.2010 № 340 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14 сентября 2010 за № 811/18106 (далее — Положение № 340).

Это Положение разработано в соответствии с Конвенцией Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), Кодекса законов о труде Украины и Законов Украины » об автомобильном транспорте «и» о дорожном движении «.

Требования этого Положения распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами (далее — ТС).

В рабочее время водителя включаются: а) сменный период управления; б) подготовительно-заключительное период; в) время простоев не по вине водителя; г) время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров) г) время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении; д) время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе) е) время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем; е) половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом; ж) другое время, предусмотренное законодательством Украины.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю.

В случае суммированного учета рабочего времени водителя нормальная продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 10:00. Если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидания в ТС или на рабочем месте или если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12:00 при условии, что время управления в течение дня (смены ) не превышает 9:00.

График сменности на учетный период доводится до сведения каждого водителя не менее чем за две недели до начала учетного периода.

Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день с распределением смены на две части при условии, что продолжительность этих частей не превышает 4:00 с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки. При этом продолжительность перерыва между частями смены должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Водителям с ненормированным рабочим днем ​​предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, производится соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Привлечение водителей к сверхурочным работам осуществляется в соответствии со статьями 62-64 Кодекса законов о труде Украины. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (смены) (статьи 52, 53 и 61 Кодекса законов о труде Украины). Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4:00 в течение двух дней подряд или 120 часов в год, кроме случаев, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения.

Продолжительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов.

На автобусные маршруты протяженностью более 500 км направляются два водителя, причем период управления каждого должен составлять половину общего периода управления.

Перерывы

После управления в течение 4:00 водитель должен сделать перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает период ежедневного (междусменного) отдыха. Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными на протяжении периода управления.

Продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время водителя. Водители используют время перерыва по своему усмотрению.

Время отдыха

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочего дня (смены), должно быть не менее 10 последовательных часов. Если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя, каждый водитель должен иметь ежедневный отдых продолжительностью не менее 8 последовательных часов.

Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и предоставляются водителю в виде дополнительных свободных от работы в течение учетного периода, часов в порядке, предусмотренном графиком сменности. Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов.

Ежедневный (межсменное) отдых водителя автобуса не может осуществляться водителем в салоне автобуса, кроме случаев, когда автобусом управляют два водителя и в автобусе есть место для отдыха водителя.

Водитель автобуса в течение ежедневного (междусменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать или место для отдыха в салоне автобуса в случае, когда автобусом управляют два водителя, пользование туалетом, возможность питания горячей пищей).

Ежедневный (межсменное) отдых водителя грузового автомобиля не может осуществляться водителем в кабине грузового автомобиля, кроме случаев, когда в грузовом автомобиле есть спальное место для отдыха водителя. Водитель грузового автомобиля в течение ежедневного (междусменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать или спальное место для отдыха в кабине грузового автомобиля, пользование туалетом, возможность питания горячей пищей).

Учет рабочего времени

Автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью более 50 км, грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 тонн должны быть оборудованы действующими и поверенными тахографами.

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля учета использования рабочего времени.

Перевозчик, использующий водителей по найму, ежемесячно составляет график сменности водителей, ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя (приложение 2 Положения № 340), в которой по каждой рабочей смены отмечаются плановые и фактические данные о маршруте, начало и конец рабочей смены.

Водитель, управляющий ТС, который не оборудован тахографом, ведет индивидуальную контрольную книжку водителя (приложение 3 Положения № 340).

Время, отработанное сверх нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается согласно статье 106 Кодекса законов о труде Украины. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно. Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем ​​учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая исчисляется в часах).

Труд водителей

Водитель ― одна из самых распространенных профессий в настоящее время. На каждом предприятии есть водитель легкового автомобиля или даже целый штат водителей грузовых автомобилей. Для данной категории работников очень важно правильно учитывать рабочее время, не допускать нарушений режима труда и отдыха водителей, создавать все необходимые условия для БЕЗОПАСНОЙ транспортировки грузов. Но, как свидетельствует практика, в том числе и судебная, работодатели очень часто пренебрегают даже элементарными правилами охраны труда водителей на предприятии.

В первую очередь укажем ключевые нормативные правовые акты, согласно которым установлена обязанность работодателей обеспечивать охрану труда водителей.

  1. Трудовой кодекс РФ. Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно ст. 25, условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредного воздействия на человека.
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ст. 23, обязательно должно быть проведено работодателем медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Так, водители автомобилей должны проходить следующие виды осмотров: 1) обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу; 2) обязательные периодические медосмотры; 3) предрейсовые и послерейсовые медосмотры.Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, распространяются на работников автотранспортных организаций автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т. п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», устанавливает порядок определения режима рабочего времени и отдыха водителей.

Приведем основные выдержки из правил.

  1. Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
  2. Продолжительность ежедневной работы некоторых категорий водителей (например, водителя служебного автомобиля) может быть увеличена до 12 часов. Однако общая продолжительность управления автомобилем в течение рабочего дня не должна превышать 9 часов. Оставшиеся 3 часа рабочего времени распределяются, например, на медицинский осмотр и подготовительно-заключительные работы (осмотр автомобиля перед началом работы, постановка автомобиля на стоянку или в гараж). Состав и продолжительность данных работ, а также продолжительность медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем.
  3. Для водителя могут быть установлены режимы сменной работы, ненормированного рабочего дня, режим гибкого рабочего времени, может быть предусмотрено разделение рабочего дня на части.

При этом необходимо учитывать: если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусмотренная законом (40, 36 часов и др.), то необходимо ввести суммированный учет рабочего времени. В противном случае работодатель нарушает положения ч. 2 ст. 91, ст. 92 ТК РФ, устанавливающие предельно допустимую продолжительность рабочего времени.

  1. Сверхурочная работа водителя не должна превышать 12 часов.

Исключение может быть только в строго определенных случаях:

  • необходимо выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени. Причем невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (иных лиц, организаций) либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
  • необходимо продолжить работу при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

При этом продолжительность сверхурочной работы не может превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

6. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.1988 № 4616-88, регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов, грузовых, легковых и специальных автомобилей. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.

Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.

7. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». В соответствии с указанными документами Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств». Этот документ регламентирует порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и поможет работодателю правильно сформировать и организовать этот участок работы как один из важных для обеспечения безопасности дорожного движения.

Данные документы являются ключевыми при формировании порядка охраны труда на любом предприятии, в том числе и у предпринимателей.

Нарушение требований охраны труда водителей может повлечь:

  • наступление несчастного случая на производстве из-за наступления физической усталости сотрудника, притупления внимания. А это могут быть аварии с многочисленным числом жертв, так как автомобиль — это источник повышенной опасности;
  • привлечение к административной или уголовной ответственности работодателя за нарушение законодательства о труде;
  • судебные споры с пострадавшими от несчастного случая на производстве и, как следствие, материальные затраты на возмещение морального вреда.

Как показывает судебная практика, чаще всего такие нарушения допускают транспортные компании, а также любые организации в отношении водителей, управляющих автомобилями.

Приведем примеры нарушения указанных выше нормативных документов.

Пример 1. Тухтаров Н.Н. обратился в суд с иском к ООО «РосТранс» о возмещении вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве. Согласно акту о несчастном случае на производстве, в результате несчастного случая на производстве Тухтаров Н.Н. получил тяжелую травму правой ноги. Одной из причин несчастного случая указана неудовлетворительная организация производства работ при разгрузке пакетов со стеклом из кузова грузового автомобиля, выразившаяся в нарушении требований охраны труда, а именно: использовании на производстве разгрузочных работ водителя, что допускается в исключительных случаях, специально оговоренных в соответствующих инструкциях. В данном случае основания для использования на разгрузке водителя отсутствовали, то есть имело место нарушение п. 1.5.9 Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20.03.1998 № 16.

Частью 2 ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель должен проводить инструктаж по охране труда, организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

К несчастным случаям на производстве статьей 3 Федерального закона № 125-ФЗ отнесены события, в результате которых застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Установив, что ответчик, в нарушение вышеуказанных требований трудового законодательства, не ознакомил истца с инструкций по охране труда для водителей автомобилей, что привело к несчастному случаю, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения ответственности по возмещению вреда здоровью Тухтарова Н.Н. на работодателя.

То обстоятельство, что несчастный случай произошел вне территории предприятия, выводов суда не опровергает, так как истец 03.05.2011 находился при исполнении своих трудовых обязанностей (Кассационное определение Ульяновского областного суда от 31 января 2012 года по делу № 33-360/2012 // Официальный сайт Ульяновского областного суда http://uloblsud.ru/ 2015).

Пример 2. Индивидуальный предприниматель в сфере транспортных перевозок не организовал контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, не разработал графики их работы. Тем самым были нарушены требования ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Управлением государственного автодорожного надзора в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении.

Суд, рассматривая дело и представленные доказательства, пришел к выводу о совершении ИП административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Так, из п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей.

Поскольку ИП все эти требования не соблюдал, суд постановил привлечь его к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 3 000 руб. (Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.05.2013 по делу № А19-3382/2013 // Официальный сайт Арбитражного суда Иркутской области irkutsk.arbitr.ru. 2015).

Пример. 3. Омский областной суд 24.11.2014 оставил в силе решение Советского районного суда г. Омска от 18 сентября 2014 года. Как было установлено судом, Подоляк Н.М. состоял в трудовых отношениях с ООО «ЗСК № 1», работал в должности водителя 1-го класса автомобиля ЗИЛ.

Как следует из акта о несчастном случае на производстве от 04.03.2014, причинами несчастного случая указаны: нарушение производственной дисциплины водителем автомобиля ООО «ЗСК № 1» Подоляк Н.М. в части того, что при закрывании ворот с электрическим приводом он не покинул опасную зону, чем нарушил п. 1.8. производственной инструкции по охране труда № 72 для водителя грузового автомобиля; ст. 214 ТК РФ; а также конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, которая выразилась в том, что движение ворот на накрытие продолжалось из-за отсутствия сигнала команды «Останов.» от кнопочного выносного пульта ПКЕ-222 вследствие того, что контакты кнопочного пульта были замкнуты по причине перекоса направляющей контактной группы после нажатия на нее Подоляк Н.М.

Лицами, допустившими нарушение требований охраны труда, согласно акту, явились Подоляк Н.М., который при закрывании ворот с электрическим приводом не покинул опасную зону, чем нарушил п. 1.8. производственной инструкции по охране труда № 72 для водителя грузового автомобиля, ст. 214 ТК РФ; Канев А.П., директор ООО «ЗСК № 1», не обеспечил безопасность работника при эксплуатации ворот цеха № 4, чем нарушил ст. 212 ТК РФ.

Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что погибший Подоляк Н.М. состоял в трудовых отношениях с ответчиком; при исполнении трудовых обязанностей, в рабочее время с ним произошел несчастный случай на производстве, в результате которого наступила его смерть.

В причинно-следственной связи с несчастным случаем, повлекшим смерть работника, находятся виновные действия работодателя, нарушение пострадавшим положений производственной инструкции по охране труда. Суд обоснованно возложил на ответчика ответственность в виде компенсации морального вреда близким пострадавшего (Апелляционное определение Омского областного суда от 12.11.2014 по делу № 33-7541/14 // Справочная правовая система «Консультант плюс». 2015).

Анализируя указанные примеры судебных решений, можно сделать вывод о том, что оформление необходимых документов, правил и должностных инструкций на предприятии не должно носить формальный характер. Каждого работника следует подробно ознакомить с установленными правилами охраны труда, создать все условия для безопасного труда, проводить систематически рабочие совещания, где еще раз акцентировать внимание на необходимости соблюдения требований охраны труда.

В качестве основных рекомендаций в отношении правильной организации охраны труда водителей выделим некоторые ключевые моменты:

  • необходимо добросовестно проводить предварительные и периодические медосмотры водителей. Для проведения предрейсовых осмотров водителей силами своих медицинских работников, прошедших специальное обучение, на территории своей организации необходимо получить соответствующую лицензию. Если организация не имеет возможности получить лицензию, то можно заключить договор о проведении предрейсовых осмотров с учреждением здравоохранения, имеющим соответствующую лицензию;
  • инструкции по охране труда должны быть разработаны для всех категорий работников, в том числе для водителей;
  • необходимо назначить работника, ответственного за производство погрузочно-разгрузочных работ, за электрохозяйство, за работу грузоподъемных машин и кранов, за вентиляционные установки, компрессоры, газовое оборудование, за использование котлов. А также ответственных за выпуск транспортных средств на линию, санитарную обработку транспортных средств и контейнеров, хранение, перевозку и использование антифриза и, конечно, ответственного за пожарную безопасность;
  • информировать водителя транспортного средства перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза;
  • соблюдать режим рабочего времени и отдыха водителя, в том числе при суммированном учете. А значит, при организации дальних поездок нужно ставить перед водителем реальные сроки поездки с учетом времени отдыха.

Ответственное отношение работодателя к организации охраны труда водителей — это условие для снижения риска несчастных случаев в рассматриваемой сфере трудовых отношений.

Режим работы водителей автомобилей. Что изменилось?

Статьи по теме

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей было утверждено еще в 2004 г. И только сейчас, спустя 10 лет, в этот документ впервые внесены изменения, причем довольно серьезные. Мы расскажем, как отныне работодателям нужно планировать работу своих водителей, а тем – соблюдать режим труда и отдыха.

Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 были установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

10 июня 2014 г. в Минюсте России был зарегистрирован приказ Минтранса России от 24.12.2013 № 484 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15».

Какие изменения внесены в планирование работы водителей автомобилей?

Изменения коснулись пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение), в котором излагаются правила составления графиков работы (сменности).

Сравнив две редакции этого пункта, хотим обратить ваше внимание на следующие новеллы:

  1. Термин «на линии», которому свойственна некоторая неопределенность, заменен указанием на тот факт, что водители выполняют регулярные перевозки в городском и пригородном сообщении.
  2. Термин «ежемесячно» заменен указанием на то, что график работы (сменности) должен составляться каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени, при этом теперь работодатель не связан установленным в прежней редакции Положения сроком доведения графиков до сведения водителей (не позднее чем за месяц до введения их в действие): в новой редакции такой срок отсутствует.
  3. Графики по-прежнему должны утверждаться работодателем с учетом мнения представительного органа работников, процедура которого детализируется в ст. 372 Трудового кодекса РФ, но в качестве дополнения в п. 4 выделена необходимость доведения их до сведения водителей. При этом сроки доведения нормативно не установлены, и работодатели вправе исходить из конкретных условий производственного процесса, определяя эти сроки самостоятельно, как и способ доведения графиков до сведения работников.

Обратите внимание!

Вопросы режима труда и отдыха, не регламентированные Положением, регулируются трудовым законодательством, в частности, можно выделить ст. 329 ТК РФ, где устанавливаются рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Увеличен возможный количественный состав водителей на междугородных перевозках, при которых шоферу необходимо дать возможность доехать до места отдыха и продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Как следствие, если прогнозируемое пребывание водителя в автомобиле должно было продлиться более 12 часов, в рейс направлялись два водителя, при этом автомобиль оборудовался спальным местом для отдыха водителя. В новой редакции слова «два водителя» в абз. 2 п. 10 заменены на «два и более водителей». О расширении состава водителей говорится также в новых редакциях пп. 21 и 22 применительно к времени охраны груза и автомобиля.

Кроме того, дополнен состав субъектов, при обслуживании которых водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в процессе ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. В прежней редакции п. 12 в качестве обслуживаемых субъектов были указаны только органы государственной власти, местного самоуправления и руководители организаций. Новая редакция устанавливает дополнительно «перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях».

Претерпел ли изменения режим работы водителей автомобилей?

Согласно п. 15 Положения в новой редакции, уточнившей подп. «г» и «и», периоды рабочего времени водителя включают:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • время медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • время присутствия на рабочем месте, когда водитель не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей;
  • время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Нормы п. 18 Положения в новой редакции снимают ранее установленные временные ограничения при определении суммарной продолжительности времени управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени.

Кроме того, увеличен срок работы на междугородных перевозках, после которого должен предоставляться специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, а в дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.

Так, если ранее подобный перерыв предоставлялся после первых трех часов работы, то новая редакция увеличила непрерывное время в пути до четырех часов.

Что изменилось в режиме работы и отдыха водителей, осуществляющих международные перевозки?

В отдельных положениях новой редакции указаны «водители, осуществляющие международную перевозку» – в прежней такой дефиниции не было вовсе.

В частности, согласно п. 22 Положения в прежней редакции время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух человек, засчитывалось ему как рабочее в размере не менее 50%, при этом его конкретная продолжительность засчитывалась в рабочее время по правилам, принятым данным работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Новая редакция п. 22 Положения ограничивает состав водителей осуществляющими международную перевозку, увеличивая при этом их количество – два и более человек.

Как теперь гарантируется право водителей автомобилей на отдых?

Во-первых, отныне они вправе самостоятельно устанавливать перерывы между двумя частями смены, что следует из обновленной редакции абз. 4 п. 13 Положения.

Во-вторых, п. 24 Положения, посвященный времени отдыха водителей, вводит минимальную продолжительность перерыва для отдыха и питания – не менее 30 минут (и не более двух часов), как правило, в середине рабочей смены.

В-третьих, Положение значительно дополнено в п. 25, устанавливающем длительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания, которая должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену):

1. Сокращается продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей при суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении с 12 часов, но не более чем на три часа.

2. Работодатель обязан учитывать удаленность места отдыха работника.

3. По письменному заявлению водителя работодатель обязан предоставлять ему ежедневный (междусменный) отдых не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.

4. Данное изменение возможно по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – с иным представительным органом работников в противовес установленному ст. 372 ТК РФ требованию «учитывать мнение», что также должны принимать во внимание работодатели.

5. Дополнения конкретизируют процедуры суммированного учета рабочего времени на междугородных перевозках относительно продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок. В частности, обозначены следующие временные интервалы: не менее 11 часов с возможным сокращением до 9 часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей водителю будет предоставлен дополнительный отдых, суммарно равный времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.

6. Время отдыха водителей на международных перевозках при суммированном учете может не сокращаться, в связи с чем его продолжительность (в течение 24 часов) может быть разбита на два или три отдельных периода, один из которых должен составлять не менее 8 часов подряд с увеличением продолжительности отдыха не менее чем до 12 часов.

7. Количественный состав водителей на международных перевозках при суммированном учете рабочего времени (по крайней мере, два водителя) предусматривает, что управление автомобилем в течение каждых 30 часов влечет за собой право каждого водителя на отдых продолжительностью не менее 8 часов подряд.

8. В новой редакции Положения учитывается тот факт, что на междугородных перевозках могут отсутствовать места стоянки, оборудованные соответствующими дорожными знаками, в связи с чем водитель вправе – с учетом предельных значений нормативов по времени работы и ежедневного (междусменного) отдыха – следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного дорожными знаками.

Таким образом, Положение в новой редакции существенно конкретизирует процедуры разработки графиков работы (сменности) и установления перерывов, детализирует работу водителей на междугородных перевозках.

Статья опубликована в журнале «Справочник кадровика» №12, 2014г.

Еще по теме:

  • Практикум гражданский процесс 2009 ПРАКТИКУМ. по гражданскому процессу Транскрипт 1 ПРАКТИКУМ по гражданскому процессу Учебное пособие с программами по общему курсу гражданского процесса и спецкурсам (спецсеминарам), с […]
  • Списки детей в детский сад 2018 Списки детей, которые попали в детсады Вологды, опубликуют 7 апреля В этом году списки детей, которые попали в детские сады, выложат раньше, рассказала начальник управления образования […]
  • Ремонт стартера ст 221 Ремонт стартера ст 221 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоедините от него вывод обмоток статора. 2. Отверните гайки крепления тягового […]
  • Ст 2 5 коап рф Статья 2.5 КоАП РФ. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания Новая редакция Ст. 2.5 КоАП РФ 1. За […]
  • Договор временного найма жилья Договор найма жилого помещения ДОГОВОРнайма жилого помещения г. ______________ "__"__________ 19__ г. ____________________________________________________________________,(наименование […]
  • Хирургия задать вопрос Картотека врачей по специализации Иськов Андрей Петрович хирург детский Специализация: хирург детский Маркосьян Сергей Анатольевич хирург детский Шевчук Дмитрий Владимирович […]