Судебная власть и ее место в системе государственной власти

Электронная библиотека

Один из важнейших принципов конституционного строя в Российской Федерации – принцип разделения власти. В со­ответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный прин­цип был выработан мировым сообществом в ходе развития де­мократических государств. В соответствии с данным принци­пом три основные функции государственной власти – зако­нодательная, исполнительная и судебная – исполняются самостоятельно соответствующими органами.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с дру­гими государственными органами, и при этом они ограничи­вают друг друга.

Законодательную власть осуществляет государственный орган – Федеральное Собрание РФ. Он принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов госу­дарственной власти, влияет парламентскими способами на де­ятельность исполнительной власти, участвует в формировании Правительства РФ, судебных органов РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс.

Судебная власть осуществляется независимыми государ­ственными судебными органами – судами. Выполняя функ­ции судебной власти, суд осуществляет правосудие (основную функцию суда) и ряд других функций, тесно примыкающих к функции правосудия (защиту прав и законных интересов граж­дан и организаций путем разрешения жалоб, санкционирова­ния отдельных мероприятий, существенно затрагивающих пра­ва и свободы личности: ареста, контроля телефонных и иных переговоров и т.д.). Суд образуется в установленном законом по­рядке, имеет государственно-властные полномочия.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется толь­ко судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) путем рассмотрения и разрешения по существу конституционных, гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами и конституционными (уставными) судами. Организация и порядок деятельности судов определяются законодательными актами РФ, а в отдельных случаях и субъектов РФ (в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей). Деятельность судов по осу­ществлению правосудия строится на принципах законности, осуществления правосудия только судом, независимос­ти судей, состязательности и равно

правия сторон, презумп­ции невиновности, гласности, обеспечения права каждого на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.

Таким образом, судебная властьсамостоятельная и независимая ветвь государственной власти, осуществляемая специально уполномоченными на то органами – судами посредством рассмотрения и разрешения по существу граждан­ских, арбитражных, административных, уголовных и конституционных дел.

Место и роль судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации

Судебная власть представляет собой разновидность государственной власти, имеющую свои особенности, переданную государством, уполномоченным государственным органам — судам, которая реализуется должностными лицами в виде выполнения ими функций осуществления правосудия с использованием в необходимых случаях силы принуждения.

Особенностью судебной власти является то, что, во-первых, осуществляется она специально созданными органами — судами, которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; во-вторых, выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства; в-третьих, в осуществлении правосудия принимают участие представители народа.

Судебная ветвь власти представляет политический и правовой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового государства, основанного на доктрине разделения властей. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.

Существование судебной власти, наряду с законодательной и исполнительной, является обязательным признаком демократического государства.Основное назначение судебной власти — охрана членов общества от любого произвола граждан и от неправильных действий государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля над их деятельностью. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

Решения, принимаемые судебными органами в рамках своей компетенции, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Судебные органы применяют разные виды государственного принуждения, в том числе наиболее жесткие (лишение и ограничение свободы). Правомерна характеристика судебной власти как формы социального регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.

Судебной власти свойственен ряд специфических признаков, отличающих ее от иных властей. Один из них — исключительность судебной власти. Принцип разделения властей предполагает известную монополию на «свой» вид государственной деятельности каждой из властей. Однако известное переплетение функций между законодательной и исполнительной ветвями власти как исключение из правил все же возможно. Что же касается основной функции судебной власти, — осуществление правосудия, то она не может осуществляться каким-либо другим органом, кроме суда, ни при каких условиях. Это обстоятельство специально оговаривается в Конституции, в статье 118: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Присвоение полномочий суда является наиболее опасной формой посягательств на правопорядок, конституционный строй общества.

Специфика судебной власти заключена и в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий. Она является наиболее сложной формой юрисдикционной деятельности, детально регламентированной законом, и любые ее нарушения могут стать основанием для отмены приговора суда, решения по гражданскому или арбитражному спору.

Данная ветвь власти отличается единым статусом и особым режимом полномочий и деятельности судей, а также других специалистов суда.

Специфическим признаком судебной власти является неординарная система контроля за ее деятельностью. Он может быть только правовым контролем за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия. Это исключает вмешательство в отправление правосудия. Такая система контроля носит в основном внутренний характер, осуществляется посредством судебного надзора в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящим судом.

Судебная власть- это реализуемые судом властные полномочия, которыми он наделен для разрешения дел, отнесенных к его компетенции в строгом соответствии с установленными процессуальными формами путем применения как процессуаль­ного, так и материального закона.

Суд — специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах всего народа. Свои функции суд выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, административных и других правонарушений в установленном законом порядке. Он не соподчинен иерархически, как, например, органы исполнительной власти. Более высокая судебная инстанция не может указывать нижестоящей, как следует решить то или иное дело. Она может только отменить неправосудное решение и назначить новое рассмотрение дела, кассационную проверку, принять дело и к своему рассмотрению. Отношения судебных учреждений, судебных коллегий отличаются от отношений представительных органов государственной власти, где законы вышестоящего органа государства обязательны для нижестоящего.

Особенность судебной власти как независимой ветви власти предполагает судейское самоуправление — создание специальных органов для решения кадровых, дисциплинарных и иных вопросов членов судейского корпуса. В России высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Эти органы вследствие порядка своего создания демократическим путем, несомненно, имеют большой авторитет, и в этом их сила. В то же время им недостает опоры на другие ветви власти, связей с ними. Высшие органы судебного управления, возможно, получили бы не меньший авторитет, если бы в их создании участвовали другие ветви власти при решающей роли судей.

Суд охраняет политическую стабильность, карая попытки незаконной узурпации власти, играет значительную воспитательную роль, приобщая граждан к принятым в обществе стандартам поведения, к соблюдению простых общечеловеческих ценностей.

Осуществляя государственную власть в особой форме, суд, с одной стороны, обладает такими полномочиями, которых не имеет и не может иметь законодательная и исполнительная власть. Он вправе на основе закона лишить человека свободы, конфисковать у физического или юридического лица его имущество, распустить политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав в отношении их детей.

Такие конкретные решения в отношении определенных лиц или их объединений не может принять ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, судебная власть слаба. Она обычно не опирается на непосредственную поддержку всего корпуса избирателей как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть.

Сегодня важно не ослаблять внимание к проведению судебной реформы, которая призвана создать сильную судебную власть, охраняющую и защищающую право как ценность, исключить всякие попытки действовать не правовыми средствами, от кого бы они ни исходили. Только тогда можно преодолеть свойственные до сих пор системе судебной власти недостатки, в силу которых она далека от выполнения роли, отводимой ей в правовом государстве.

Суды, входящие в систему различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы. Звено составляют суды общей компетенции и занимающие одинаковое место в судебной системе. Звено определят место суда в судебной иерархии, нижестоящие суды составляют первое звено судебной системы, а вышестоящие второе и третье звено судебной системы. Инстанция определяет процессуальную компетенцию судов. Все суды разделяются на суды первой и второй (кассационной) инстанций и суды надзорной инстанции.

Судебная система — совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой соотношениями по осуществлению правосудия.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Данная ветвь власти самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Единство судебной власти Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральными конституционными законами; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных законом правил судопроизводства; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный Суд Российской Федерации;

— Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

— конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным основаниям.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа — присяжных, народных и арбитражных заседателей; гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.

Судебная власть и ее место в системе государственной власти

Судебная власть и механизм ее реализации в современной России

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является сис тема судебных органов различной ком петенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Правовую основу судебной власти и механизма её реализации составляют Конституция РФ (гл. 7– «Судебная власть», ст. 118–128 и др.), федеральные конституционные законы о Конституционном суде (1994), о судебной системе (1996), об арбитражном суде (1995), федеральные законы о статусе судей (1992, с последующими изменениями), о мировых судьях (1999), о народных заседателях (2000) и другие правовые акты. Основной задачей судебной власти и механизма её реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации,– гласит ст. 118 Конституции,– осуществляется только судом» (ст. 118, п. 1).

В настоящее время на территории РФ существует и функционирует единая система судебных органов. Это: а) Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации; б) суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды и в) арбитражные суды. Каждый из этих видов судов занимает своё определённое место в судебной системе постсоветской России и играет в ней обусловленную его юрисдик цией, строго определённую роль. Един ство судебной системы России обусловлено такими факторами, как наличие общих целей и задач, которые решают различные судебные органы страны– осуществление правосудия; общие принципы организации и деятельности различных судебных органов; единые конституционные основы их образования и функционирования; единый конституционно-правовой ста тус судей на всей территории РФ и др.

Важное место в судебной системе современной России занимают Кон ституционный суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов Федерации. В научной литературе их называют судами конституционной юстиции. Конституционный суд РФ действует на федеральном уровне, а конституционные и уставные суды– только на уровне субъектов Федерации. Соответственно, Конституционный Суд РФ действует на основе Конституции России и федерального конституционного закона (1994), а конституционные и уставные суды– на основе основных законов– конститу ций и уставов субъектов Федерации. В отличие от других видов судов суды конституционной юстиции работают автономно друг от друга и единой системы судов конституционной юстиции не образуют.

На федеральном уровне Конституционный суд России является одним из важнейших органов, осуществляю щих судебную власть. Это сравнитель но новый для России судебный орган. Впервые он был образован в 1991. Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Формируется Президентом РФ и Советом Федерации. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей, а Совет Федерации пос ле их обсуждения утверждает. Судьёй Конституционного суда может быть гражданин России, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Естественно, требуется безупречная репутация кандидата.

Конституционный суд России наделён весьма широкими полномочиями. В соответствии с Конституцией и законом о Конституционном суде РФ он разрешает дела о соответствии Конституции России: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы и Правительства; б) конституций республик, уставов, а также любых нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к исключительному ведению органов власти РФ и их совместному ведению с органами государственной власти субъектов Федерации; в) договоров между органами власти Федерации и субъектов Федерации, а также договоров между различными субъектами Федерации и г) международных договоров России, не вступивших в силу.

Конституционный суд разрешает также споры о компетенции, которые возникают между различными федеральными органами государственной власти; между федеральными органами власти и органами власти субъек тов Федерации; а также между высши ми органами государственной власти субъектов Федерации.

Наряду с этим Конституционный суд России наделён полномочиями проверять конституционность закона, «применённого или подлежащего при менению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом» (ст. 125, п. 4). Проверка конституционности законов проводится по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод или по запросам судов, применяющих тот или иной конкретный закон.

Кроме того, Конституционный суд обладает исключительным правом тол кования Конституции РФ. Толкование проводится по запросам Президента России, каждой из палат Федерального собрания, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов Федерации.

Наконец, Конституционный суд правомочен по запросу Совета Федерации давать заключение о соблюде нии установленного порядка выдвиже ния обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Традиционной формой конституци онного производства в Конституционном суде являются пленарные заседания. На них могут быть рассмотрены практически любые вопросы, относящиеся к компетенции Конституционного суда. Однако многие из них, кроме тех, которые должны рассматриваться согласно закону о Конституционном суде (ст. 21) только на его пленарных заседаниях, рассматриваются также на заседаниях палат Конституционного суда. По каждому из рассматриваемых вопросов Конституционный суд принимает решение. Оно может быть оформлено в виде постановления (при разрешении дела о соответствии рассматриваемых актов Конституции РФ); заключения (при рассмотрении вопросов о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле ния) или определения, которое принимается по всем иным вопросам, относящимся к компетенции Конституционного суда.

Рис. Москва. Здание Конституционного суда Российской Федерации

Все решения Конституционного суда действительны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, мест ного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, должностных лиц, общественных объе динений.

Нормативные и иные акты или их положения, признанные неконституционными, немедленно утрачивают юридическую силу, а международные договоры РФ, не соответствующие её Конституции, не подлежат введению в действие и применению.

Значительную роль в реализации судебной власти в постсоветской России играют суды общей юрисдикции, или, как их нередко называют, общие суды. К ним относятся: Верховный суд РФ, верховные суды республик, крае вые и областные суды, суд автономной области и суды автономных округов, го родские суды Москвы и С.-Петербурга, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, районные (го родские) суды. Разновидностью судов общей юрисдикции являются военные суды. Особое положение в системе судов общей юрисдикции занимают мировые судьи.

По общему, конституционно установленному правилу судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. В Конституции содержится оговорка о том, что кроме названных требований кандидатам на судейскую должность федеральным законом могут быть предъявлены также дополнительные требования. Судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. Порядок занятия должности и деятельности мировых судей определяется федеральным законом «О мировых судьях» от 17.12.1998 и соответствующими законами субъектов Федерации. В соответствии с последними они могут назначаться или избираться.

Суды общей юрисдикции, в отличие от других судов, рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела, возникающие в сфере трудовых и административных отношений.

Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны су дам общей юрисдикции. В качестве та кового. Верховный суд РФ осуществ ляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судеб ный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд РФ осуществляет свои полномочия в различных формах, в частности в форме заседаний пле нума Верховного суда, в которых уча ствует весь состав Верховного суда; в форме обсуждения и решения вопросов на президиуме Верховного суда, в состав которого входят Председатель, его заместители и ряд судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента России; и в форме работы трёх судебных коллегий– по уголовным делам, граждан ским делам и военной коллегии. Состав коллегий утверждается пленумом Вер ховного суда.

Рис. Москва. Здание Верховного суда Российской Федерации (на Ильинке)

В системе судов общей юрисдик ции особое внимание в настоящее вре мя уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей. Это сравнительно новый для постсоветской России судебный институт, со становлением и развитием которого в ближайшие годы связываются официальные надежды на дальнейшее развитие демократических принципов в механизме реализации судебной власти. В соответствии с действующим законодательством суд присяжных заседателей образуется при городском, районном или ином суде общей юрисдикции в составе одного судьи и двенадцати присяжных заседателей. Суды присяжных заседателей рассмат ривают только уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях: терроризм, бандитизм, умышленное убий ство при отягчающих обстоятельствах, государственная измена и др. Присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает ли он снис хождения или не заслуживает. Мера наказания осуждённому определяется единолично судьёй. Им же решается, без участия присяжных заседателей, и ряд других возникающих в ходе рассмотрения уголовного дела вопросов, требующих для своего разрешения профессиональной подготовки.

Сравнительно новым для современной российской судебной системы является и институт мировых судей. Он образуется и действует на основе федерального закона о мировых судьях от 17.12.1998, а также аналогичных законов, принятых в субъектах РФ. Участки, в пределах которых действует мировой судья, определяются законодательством субъектов Федерации. Численность населения на каждом из них не должна превышать 30 тыс. чел. Минимальная численность населения в них составляет 15 тыс. чел. Процедуры и порядок назначения или избрания на должность мировых судей определяется законодательством субъекта Федерации. Круг вопро сов, рассматриваемых мировыми судь ями, довольно ограничен по сравне нию с другими судами общей юрисдик ции. Это, в частности, ограниченная категория уголовных дел, за которые предусматривается наказание до 2 лет лишения свободы; трудовые и имущественные споры, цена иска которых составляет не более 500 минимальных размеров оплаты труда; бракоразводные дела при отсутствии спора о детях и др. Все решения по рассматри ваемым вопросам принимаются миро выми судьями единолично.

Наряду с Конституционным судом и судами общей юрисдикции значительную роль в осуществлении судебной власти играют арбитражные суды. В механизме реализации судебной власти они образуют самостоятельную систему судебных органов, тесно связанную с национально-государствен ным и административно-территориаль ным устройством современной России. В эту систему входят: Высший арбитражный суд РФ; высшие арбит ражные суды республик; арбитражные суды округов; краевые, областные и городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. На районном уровне законодательством создание арбитражных судов не предусматривается.

Высший арбитражный суд РФ выступает по отношению к остальным арбитражным судам как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых этими судами. Он также осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их дея тельностью и даёт разъяснения по воп росам судебной практики. В состав Высшего арбитражного суда РФ входят Председатель суда, его заместители, председатели коллегий и члены Высшего арбитражного суда. Судьями Высшего арбитражного суда могут стать граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Для судей других арбитражных судов минимальный стаж работы по юридической специальности устанавливается в 5 лет. Судьи Высше го арбитражного суда, согласно Конституции РФ, назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи арбитражных судов округов в различных субъектах Федерации назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего арбитражного суда с учётом мнения субъектов Федерации.

В соответствии с действующим законодательством арбитражные суды участвуют в осуществлении судебной власти путём рассмотрения дел по экономическим спорам между органи зациями, гражданами, предпринимате лями, работающими на территории России, которые возникают в связи с признанием права собственности, с из менением условий при расторжении договоров, с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владе ния и иными основаниями. Кроме того, судебная власть осуществляется арбитражными судами путём рассмотрения дел по спорам, возникающим из правоотношений в сфере управления. Это, в частности, дела по спорам о взыскании с организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, штрафов и других финансовых средств государственными органами; о признании недействитель ными актов государственных органов, которые противоречат законодатель ству и ущемляют законные права и ин тересы граждан и организаций, и др. Наряду с этим арбитражные суды рассматривают споры, возникающие из экономических соглашений между органами исполнительной власти субъ ектов Федерации; аналогичные споры между государственными органами России и других государств, если это предусматривается их соглашением, и др. Вступившие в законную силу реше ния, определения и постановления арбитражных судов подлежат исполнению на всей территории России. Они обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и граждан.

Все суды РФ, независимо от их юрисдикции, осуществляют правосудие в стране, руководствуясь одними и теми же конституционно-правовыми принципами судопроизводства, а судьи– члены этих судов имеют одинаковый конституционно-правовой статус.

К основным конституционно-пра вовым принципам правосудия относят ся: а) принцип законности в осуществ лении правосудия, означающий строгое следование судами Конституции РФ и законам; б) осуществление правосудия только теми судами, которые установлены Конституцией России и федеральным конституционным законом. «Создание чрезвычайных судов не допускается» (ст. 118, п. 3); в) осуществление правосудия на основе ра венства всех участников судебного про цесса перед законом и судом; г) свобод ный доступ граждан к суду и обеспечение их права на судебную защиту. Действует конституционно закреплённое правило, согласно которому «никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом» (ст. 47, п. 1); д) открытое разбирательство дел во всех российских судах. Слушание любых дел в закрытых заседаниях, а также заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме слу чаев, предусмотренных федеральным законом.

Кроме названных принципов правосудие осуществляется также на ос нове целого ряда других дополняющих их принципов (принцип состязательно сти сторон– участников судебного процесса; обеспечения компетентности и беспристрастности в ходе судебного разбирательства; принцип невиновности лица в совершении преступления, пока, в соответствии с Конституцией, «его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступив шим в законную силу законом» (ст. 49, п. 1); принцип пользования родным языком в процессе судопроизводства; принцип участия граждан в отправлении правосудия; и др.

Наличие у всех судов РФ единых принципов их организации и деятельности является важным фактором существования и функционирования единой системы России. Другим не ме нее важным фактором, свидетельствующим о существовании и функционировании единой судебной системы как механизма реализации судебной власти в России, является наличие оди накового у всех российских судей конституционно-правового статуса. Глав ными его составляющими выступают конституционные положения о незави симости судей и подчинении их только Конституции и федеральным зако нам; о несменяемости судей; о прекра щении или приостановлении их полно мочий «не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» (ст. 121); о неприкосно венности судей и привлечении их к уго ловной ответственности только в по рядке, предусмотренном в отношении них федеральным законом и др.

Судебная власть в системе разделения властей

Понятие судебной власти впервые появилось в Конституции США 1787 г. В первых российских конституциях (1925 и 1937 гг.) категория «суд» упоминалась лишь в связи с закреплением права граждан РСФСР на свободное использование родного языка в суде. В российском конституционализме глава, посвященная суду, впервые появилась в Конституции РСФСР 1978 г. (гл. 21 «Суд и арбитраж»). Конституция РФ 1993 г. содержит гл. 7, которая уже называется «Судебная власть». Содержание гл. 7 Конституции РФ конкретизировано федеральными конституционными законами: от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Судебная власть – это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судебными органами путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров в интересах защиты прав и свобод граждан.

Являясь ветвью государственной власти, судебная власть обладает всеми признаками государственной власти: публичностью, принудительной силой, общеобязательностью решений.

Вместе с тем, будучи специфической формой государственной власти, она обладает особыми признаками, отличающими ее от других ветвей государственной власти: законодательной и исполнительной. В числе таких специфических признаков:

– цель судебной власти – разрешение споров в интересах защиты прав и свобод граждан;

– субъекты достижения данной цели судебной власти – судебные органы;

– организационные формы решения стоящих задач – конституционное, гражданское, уголовное, административное судопроизводство;

– соблюдение процессуальных форм разрешения споров, создающих гарантии законности и справедливости, принимаемых судебными органами решений;

– соблюдение принципов гласности, состязательности и, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве;

– решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Основными функциями судебной власти являются: осуществление правосудия, правозащитная и правовосстановительная.

Ведущим направлением судебной деятельности является правосудие, которое означает такой порядок и результат разрешения споров в интересах защиты прав и свобод граждан, который соответствует всем требованиям закона.

Судебная власть – одна из трех разновидностей государственной власти, с которыми она находится в определенном взаимодействии.

Можно выделить следующие формы взаимодействия судебной, законодательной и исполнительной властей.

1. Законодательная власть на основе Конституции РФ определяет судебную систему, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел, осуществляет финансово-бюджетный контроль. Судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации Федерального Собрания РФ).

2. Исполнительная власть осуществляет подготовку и переподготовку судебных кадров, обеспечивает материальную базу судов и их функционирование.

3. Президент РФ представляет к назначению судей высших судебных органов и сам назначает всех федеральных судей нижестоящих судов, осуществляет право помилования, участвует в осуществлении деятельности судебной власти.

4. Законодательная и исполнительная власть не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти.

5. Судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти, разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации, рассматривать жалобы граждан, физических и юридических лиц [1] .

В 2002 г. Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» был учрежден новый для России правовой институт – судейское сообщество.

Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

– Всероссийский съезд судей;

– конференции судей субъектов РФ;

– советы судей субъектов РФ;

– общие собрания судей судов;

– Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

– квалификационные коллегии судей субъектов РФ;

– Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

– экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Принципами организации и деятельности органов судейского сообщества являются коллегиальность, гласность, независимость судей и невмешательство в судебную деятельность.

Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Кроме судей в состав квалификационных коллегий судей входят представители общественности. Так, в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ 10 членов коллегии – представители общественности – назначаются Советом Федерации и один член коллегии – представитель Президента РФ – назначается Президентом РФ.

В числе полномочий квалификационных коллегий: рассмотрение заявлений кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представление Президенту РФ своих заключений; рассмотрение заявлений кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представление соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ своих заключений; присвоение судьям первого и высшего квалификационного класса и др.

  • [1] См.: Колесников Е. В., Селезнева Н. М. Статус суда в Российской Федерации: конституционные вопросы. Саратов, 2008. С. 43–44.

Еще по теме:

  • Права студента рабочего На что имеет право работающий студент В понедельник в эфире радиостанции «Русская служба новостей» в рамках совместного с «Трудом» проекта «Право на труд» в передаче «Народный адвокат» […]
  • Сбербанк займ под залог недвижимости Кредит под залог недвижимости от Сбербанка - условия получения Прочитайте также: В случае, если вам требуется большая сумма денег, в Сбербанке вы сможете взять кредит без каких-либо […]
  • Расчет неустойка по алиментам образец заявления Расчет неустойка по алиментам образец заявления Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные […]
  • Изменения в уголовный кодекс узбекистана Поправки в УК Узбекистана расширяют и ужесточают наказание за пытки ТАШКЕНТ, 9 апр — Sputnik. Законом, подписанным президентом Узбекистана 4 апреля, усилена ответственность за применение […]
  • Выписка с банка москвы Новая услуга от Банка Москвы — выписка из Пенсионного Фонда за 10 минут Главная > Статьи > Новая услуга от Банка Москвы — выписка из Пенсионного Фонда за 10 минут Новая услуга от […]
  • Воинская часть 01480 печенга фото Печенга воинская часть 08275 – 200-ая ОМСБр В ч 08275 (200 омсбр) находится в Мурманской области в поселке Печенга. Подчиняется командованию Северного флота. Официальный сайт отсутствует. […]