Судебная власть ее сущность

Судебная власть: понятие и функции

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

  • рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
  • рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
  • проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

  • обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;
  • разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
  • разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Сущность и функции

Сущность и функции. Судебная власть, ее органы — неотъемлемая и в то же время своеобразная часть механизма осуществления народо­властия в демократическом государстве, находящаяся в определенном взаимодействии с другими ветвями государственной власти, их орга­нами. Принимая законы, законодательная власть определяет основные принципы организации и общее направление и содержание деятель­ности судебной власти. Исполнительная власть обеспечивает матери­ально-технические основы деятельности судебной власти, подготовку соответствующих кадров и др. При этом, в соответствии с принципом разделения властей, ни законодательная, ни исполнительная власть не могут вмешиваться в практику осуществления правосудия, в судебную деятельность судов. «Юстиция отделена от управления на всех уров­нях», — говорится в Конституции Австрии (ст. 94).

Органы правосудия — независимые органы государственной влас­ти, специфическими средствами и методами в рамках своей компетен­ции регулирующие общественные отношения, защищающие права и свободы человека и гражданина, исходя из принципов законности и справедливости. Конституция Франции (ст. 66) определяет судебную власть в качестве «хранительницы личной свободы». В Конституции Португалии (ч. 1 и 2 ст. 205), например, говорится, что «суды являются органами власти с компетенцией отправления правосудия от имени народа» и что «в отправлении правосудия судам надлежит обеспечивать защиту прав и интересов граждан, охраняемых законом, наказы­вать за нарушения демократической законности и улаживать конфлик­ты общественных и частных интересов». Они — органы государствен­ной власти, решения которых обязательны для всех граждан, долж­ностных лиц и государственных органов. Эти решения и вытекающие из них санкции принимаются от имени государства. Данные общие черты присущи и другим органам государственной власти. Вместе с тем судебной власти и ее органам свойственны и специфические черты, отличающие ее от законодательной и исполнительной властей.

Во-первых, в демократическом государстве судебная власть выпол­няет исключительную, только ей присущую функцию — функцию пра­восудия, которую не могут и не должны выполнять никакие другие органы или лица. Если законодательную власть очень часто осущест­вляют совместно парламент и президент или монарх, а исполнитель­ную — президент или монарх и правительство, то судебную власть — только суды, судьи. «Судебная власть вверяется судьям», — говорится в Основном законе ФРГ (ст. 92). «Судебные функции осуществляются судами, решения которых исполняются от имени греческого наро­да», — отмечается в Конституции Греции (ч. 3 ст. 26). В подавляющем большинстве конституций стран СНГ специально подчеркивается, что правосудие в них осуществляется только (исключительно) судом (су­дами).

Во-вторых, судебная власть осуществляется в особой установлен­ной законом процессуальной форме, в ходе судебного процесса, опира­ющегося на неуклонное соблюдение специальной узаконенной проце­дуры, нарушение которой влечет за собой отмену решения суда. Со­блюдение таких процессуальных форм призвано обеспечить гарантии принятия судом действительно правовых решений, т.е. гарантии пра­восудия. Эти формы и процедуры регулируются соответствующими нормами процессуального права.

В-третьих, судебную власть непосредственно осуществляет не только высший ее орган, но и вся система органов этой власти. Каждое из звеньев этой системы — от низовых до верховных судов — является носителем судебной власти и решает судебные споры совершенно самостоятельно, независимо, руководствуясь только законом и право­сознанием. «Судьи независимы при осуществлении своих судейских обязанностей», — гласит ч. 1 ст. 87 Конституции Австрии. «Судьи не­зависимы и подчиняются только закону», — закрепляется в ч. 1 ст. 97 Основного закона ФРГ. Аналогичные положения, определяющие осо­бый статус судей, прежде всего их независимость и подчиненность только Конституции и закону, содержатся так или иначе в большинстве конституций стран мира. Иногда в них прямо идет речь о том, что гарантом независимости судебной власти является глава государства. Так, в ст. 64 Конституции Франции говорится, что гарантом независи­мости судебной власти является Президент Республики. Аналогичное положение содержится в Конституции Армении (ст. 94). Это опреде­ляет и своеобразие осуществления контроля за деятельностью судов, который может носить только правовой характер, т.е. заключаться в проверке законности судебных решений и соблюдения судами процес­суальных норм их принятия. В соответствии с принципом независи­мости деятельности органов судебной власти такой контроль несовмес­тим с вмешательством законодательных и исполнительных органов в осуществление правосудия.

Осуществление правосудия — главная и основная, но не единст­венная функция судебной власти. В ее рамках: проводится контроль (надзор) за законностью и обоснованностью принятия органами до­знания и следствия мер процессуального принуждения (ареста, обыска и др.); дается толкование правовых норм; официально удостоверя­ются имеющие юридическое значение факты (например, фактических брачных отношений, родства, признания умершим или безвестно от­сутствующим и др.); осуществляется предусмотренное законом огра­ничение правосубъектности граждан (например, признание лица не­дееспособным); судебный надзор за решением судов и др. Но это, не­сомненно, сравнительно менее важные и менее широкие функции су­дебной власти.

Деятельность судов по разрешению правовых споров называется юрисдикционной, а предметные и пространственные рамки этой дея­тельности — юрисдикцией ( o т лат. jurisdictio — судебное разбирательст­во, судебный округ). Совокупность судов и их деятельность обычно именуются юстицией (от лат justitia — справедливость). В зависимос­ти от предмета и направления их деятельности различают, с одной стороны, суды общей и специальной юрисдикции; а с другой — консти­туционную, административную и другие юстиции. В части стран для совокупного обозначения судей, прокуроров при судах и судебных сле­дователей используется такое понятие, как магистратура, что нередко находит свое отражение и в их конституциях. В состав магистратуры не входят другие государственные служащие, работающие в судах (на­пример, секретари судебных заседаний, работники канцелярий судов и др.).

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать функции судебной власти в Российской Федерации; судебную систему РФ; особенности статуса судей в Российской Федерации;

уметь обобщать нормы, определяющие принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации;

владеть навыками системного анализа положений Конституции РФ и федерального законодательства, определяющих структуру и компетенцию Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Сущность и функции судебной власти в Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации – одна из ветвей государственной власти, обладающая рядом характеризующих ее признаков.

Сущность судебной власти проявляется в возможности самостоятельно разрешать социальные конфликты на основе права, в итоге принимая с соблюдением процессуальных форм обязательное к исполнению решение от имени Российской Федерации (субъекта РФ) [1] .

Основы организации и деятельности судебной власти установлены в Конституции РФ и развиваются в федеральном и региональном законодательстве.

Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации включают:

– характеристику функций судебной власти и перечень основных полномочий судов;

– конституционные основы судопроизводства;

– конституционные основы статуса судьи;

– конституционные основы судоустройства.

Основными направлениями юрисдикционной деятельности судебной власти являются: правосудие и судебный контроль, а также в определенных случаях толкование и судебный надзор.

Правосудиеисключительная функция и форма осуществления судебной власти, заключающаяся в разрешении споров судами на основе права.

Судебный контроль как функция реализуется в многообразных формах: конституционный контроль (проверка нормативных актов и иных объектов контроля на соответствие Конституции РФ), административный контроль (проверка подзаконных актов и действий органов исполнительной власти и должностных лиц на соответствие закону), контроль в отношении ограничения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве (санкционирование ареста, заключения под стражу, проведение обыска, прослушивания телефонных разговоров и т.п.).

Толкование как функция осуществляется в отношении положений Конституции РФ и законов при рассмотрении конкретных судебных дел, а судебный надзор как функция судебной власти представляет собой исправление судебных ошибок вышестоящими судами.

Перечисленные функции реализуются посредством особой процессуальной формы, процессуальными способами, обусловленными видом рассматриваемого дела. Данные способы, будучи закрепленными в законе, в совокупности называются судопроизводством.

Судопроизводство представляет собой строго формализованный порядок процессуальных действий суда и участников процесса, направленных на достижение конечного результатавынесение судом обоснованного, правомерного (конституционного и законного) и справедливого решения.

Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционное судопроизводство в Конституционном суде РФ осуществляется в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», а конституционное судопроизводство в конституционных (уставных) судах субъектов РФ на основании положений соответствующих законов, принимаемых субъектами РФ. Гражданские (арбитражные) и административные споры разрешаются в порядке, определенном в АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ; уголовные – в УПК РФ.

В зависимости от характера рассматриваемых правоотношений, т.е. от того, нормы какой отрасли материального права нарушены, судопроизводство приобретает некоторые особенности. Так, для уголовного процесса характерно начало публичности, обязывающее соответствующие государственные органы при обнаружении признаков преступления действовать инициативно и активно. В гражданском процессе, напротив, стороны, исходя из принципа диспозитивности, сами распоряжаются своими материальными и процессуальными правами.

В процессуальных законах содержится указание на непосредственную процессуально-функциональную задачу судопроизводства: правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел (ст. 2 ГИК РФ); обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом (ст. 2 АПК РФ); всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления (ст. 24.1 КоАП РФ).

Иными словами, непосредственной практической целью правосудия и судопроизводства является разрешение конкретных социальных и правовых конфликтов, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение конкретного дела, достижение конечного результата – вынесения обоснованного, правомерного и справедливого решения и его надлежащее исполнение.

К числу неюрисдикционных относятся такие функции, как судебное управление (руководство деятельностью судебных органов), участие в формировании судейского корпуса, обобщение и разъяснение судебной практики, анализ судебной статистики, выработка основных направлений судебной политики, реализация высшими судами права законодательной инициативы [2] .

Судебная власть осуществляется специально созданными государственными органами – судами – в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Работая независимо от законодательной и исполнительной властей, судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В Российской Федерации не могут издаваться законы, иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Решения судебных органов не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

  • [1] Конституционные (уставные) суды субъектов РФ принимают решения от имени соответствующего субъекта РФ.
  • [2] См.: Конституционное право Российской Федерации / пол ред. Н. В. Витрука. М., 2010.

Понятие судебной власти основные признаки сущность и задачи

Составить правильный образец у юриста влетит в копеечку. Потому что правильное составление труд, не возможный без умения. В реальности обращение это заменитель характера подписавшегося. Начальник бессознательно начинает иметь мнение о подписавшемся, который написал собственные мотивы, просматривая обращение и его содержание. В местах, если решение зависит от умственного решения это становится архи важным.

В настоящее время, как известно, в юридической литературе нет недостатка в определениях и различных подходах к определению понятия судебной власти. Анализ специальных научных источников, посвященных рассмотрению признаков судебной власти, показывает, что в одних случаях ее сущность определяют в основном путем перечисления свойственных ей функций и назначения.

В других случаях судебная власть определяется сквозь призму форм и принципов ее организации и деятельности. Характерным при этом является акцент на том, что судебная власть – «это особая форма деятельности государств, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами – судами, в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений». Особо подчеркивается в такого рода подходах, что судебная власть осуществляется «путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве». В третьих же случаях задачи судебной власти рассматриваются в виде «самостоятельного публично-правового образования».

Понятие судебной власти

Помимо названных подходов к определению понятия судебной власти в научной литературе широко используются и другие им подобные по своему характеру подходы.

Обычно понятие судебной власти рассматривается также не только традиционно сквозь призму разрешаемых судами «споров о праве (правосудие)», но и под углом зрения установленного законом «внешнего контроля» судебной ветви власти «за другими ветвями власти» с целью «обеспечения правового режима их деятельности».

Рассматривая данные и иные им подобные подходы к определению понятия судебной власти и признавая за ними высокую теоретическую и научно-практическую значимость, тем не менее необходимо обратить внимание на то, что многие из них носят не общий, универсальный характер, как это нередко презюмируется в научной литературе, а частный характер. Соответственно и формируемые на их основе определения понятия судебной власти имеют не общий (всеобщий, универсальный), а частный характер.

Понятие судебной власти, зачастую a priori рассматриваемое в отечественной литературе как общее или всеобщее (универсальное) понятие, создается лишь на сугубо российской, внутригосударственной основе, без должного учета специфики судебной власти и особенностей представления о ней, скажем, в странах общего права, мусульманского права и других стран. Хотя например, разрешение споров в арбитражном суде чаще всего проходит по одной схеме.

Разумеется, было бы в принципе неправильным преувеличивать национальные (внутригосударственные) особенности судебной власти и сформулированные на этой основе представления о ней. Тем более неверным было бы отдавать предпочтение какой-либо одной национальной судебной власти как наиболее «демократичной» и «цивилизованной» и соответственно – представлению о ней в противоположность другим национальным судебным властям и сформированным на их основе понятиям. Это, несомненно, было бы крайностью.

Однако другой, не менее пагубной для научного исследования судебной власти и выработки ее общего понятия крайностью было бы игнорирование любых социально значимых национальных (внутригосударственных) особенностей судебной власти, например, того, что если в системе общего права за судом не только признаются правотворческие функции, но и соответственно наличие их считается одним из признаков судебной власти, то в рамках российского права и некоторых других правовых систем правотворческая деятельность судебных органов и порожденный ею соответствующий признак судебной власти с официальной точки зрения пусть открыто не отрицается, но, по крайней мере, не признается.

Понятие судебной власти – основные признаки, сущность и задачи

В настоящее время, как известно, в юридической литературе нет недостатка в определениях и различных подходах к определению понятия судебной власти.

Анализ специальных научных источников, посвященных рассмотрению признаков судебной власти, показывает, что в одних случаях ее сущность определяют в основном путем перечисления свойственных ей функций и назначения.

В других случаях судебная власть определяется сквозь призму форм и принципов ее организации и деятельности. Характерным при этом является акцент на том, что судебная власть – «это особая форма деятельности государств, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами – судами, в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений». Особо подчеркивается в такого рода подходах, что судебная власть осуществляется «путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве».

В третьих же случаях задачи судебной власти рассматриваются в виде «самостоятельного публично-правового образования».

Понятие судебной власти

Помимо названных подходов к определению понятия судебной власти в научной литературе широко используются и другие им подобные по своему характеру подходы.

Обычно понятие судебной власти рассматривается также не только традиционно сквозь призму разрешаемых судами «споров о праве (правосудие)», но и под углом зрения установленного законом «внешнего контроля» судебной ветви власти «за другими ветвями власти» с целью «обеспечения правового режима их деятельности».

Рассматривая данные и иные им подобные подходы к определению понятия судебной власти и признавая за ними высокую теоретическую и научно-практическую значимость, тем не менее необходимо обратить внимание на то, что многие из них носят не общий, универсальный характер, как это нередко презюмируется в научной литературе, а частный характер. Соответственно и формируемые на их основе определения понятия судебной власти имеют не общий (всеобщий, универсальный), а частный характер.

Понятие судебной власти, зачастую a priori рассматриваемое в отечественной литературе как общее или всеобщее (универсальное) понятие, создается лишь на сугубо российской, внутригосударственной основе, без должного учета специфики судебной власти и особенностей представления о ней, скажем, в странах общего права, мусульманского права и других стран. Хотя например, разрешение споров в арбитражном суде чаще всего проходит по одной схеме.

Разумеется, было бы в принципе неправильным преувеличивать национальные (внутригосударственные) особенности судебной власти и сформулированные на этой основе представления о ней. Тем более неверным было бы отдавать предпочтение какой-либо одной национальной судебной власти как наиболее «демократичной» и «цивилизованной» и соответственно – представлению о ней в противоположность другим национальным судебным властям и сформированным на их основе понятиям. Это, несомненно, было бы крайностью.

Однако другой, не менее пагубной для научного исследования судебной власти и выработки ее общего понятия крайностью было бы игнорирование любых социально значимых национальных (внутригосударственных) особенностей судебной власти, например, того, что если в системе общего права за судом не только признаются правотворческие функции, но и соответственно наличие их считается одним из признаков судебной власти, то в рамках российского права и некоторых других правовых систем правотворческая деятельность судебных органов и порожденный ею соответствующий признак судебной власти с официальной точки зрения пусть открыто не отрицается, но, по крайней мере, не признается.

1. Понятие и основные признаки судебной власти

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции).

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть — это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Судебная власть — вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть — это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении и как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».

Закон «О судебной системе Российской Федерации», основываясь на Конституции Российской Федерации, указывает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1) .

Следует заметить, что УПК РФ не предусматривает возможность рассмотрения уголовного дела с участием народных заседателей. Федеральный Закон от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2004 г.

Из Конституции Российской Федерации следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства — судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118 Конституции). Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений

Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия. «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции). Правосудие — исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий.

В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий, связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и др.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

Судебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, «власть толпы», власть общественного мнения, власть средств массовой информации — «четвертая власть»), судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Судебная власть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. в состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия. но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.

Исключительность судебной власти — следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 закона «О судебной системе). Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость, самостоятельность, обособленность — характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

5. Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти.

Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов.

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, производства в арбитражных судах регулируется развернутыми нормативными актами: гражданским процессуальным кодексом, уголовно-процессуальным кодексом, арбитражным процессуальным кодексом.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти, что определено ст. 118 Конститу- ции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводст- во. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом ос-нований и поводов (неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в конституционный суд; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение признаков преступления, подтверждаемых определенным законом источником; экономический спор, возникший в сфере управления, и обращение за защитой в арбитражный суд). Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решение на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя правосудие.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов — необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Понятие судебной власти

Функции органов судебной власти.

Признаки судебной власти.

Понятие судебной власти.

Тема 4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

1. Судебная власть в раскрытии своего содержания опирается на более общие явления общества и отражающие их понятия: государственная власть, социальная власть. Формирование понятия судебной власти связано с разработкой теоретической концепции разделения государственной власти в обществе между имеющимися или формируемыми органами государства. «Теория разделения властей» уходит своими корнями в историю развития научной мысли о государстве и праве. Ш. Монтескье, Д. Локк и другие зарубежные исследователи внесли свой вклад в разработку этой теории. Российские ученые А.И. Елис-

тратов, М.М. Ковалевский, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин и другие занимались изучением вопросов государственной власти. В научных исследованиях развития общества разрабатывалась и теория единства государственной власти, которая находила поддержку и реальное воплощение в ряде государств Европы и Азии. Концепцию единства государственной власти разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс, преломляли к реальным условиям отдельных государств В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер и другие. Основу этой теории составляли идеи единства народа, ведущей роли превосходящей расы или выдающейся личности в истории.

Понятие судебной власти в современном отечественном правоведении стало утверждаться в начале 90-х годов XX столетия. Законодательное закрепление это понятие нашло в Конституции РФ 1993 г. ст. 10 и гл. 7 которой выделили судебную власть как самостоятельное явление в российском государстве. Дальнейшее использование в законодательстве понятия судебной власти получило при внесении изменений в Закон РФ «О статусе судей в РФ» (1995 г.) в ст. 1 и при принятии в 1996 г. Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе РФ» (ст. 1), которые послужили толчком к разработке теоретических положений судебной власти и ее реализации.

Наличие термина «судебная власть» в ст. 10 Конституции РФ подчеркивает ее как составную часть государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной. Признаки государственной власти и ее назначение в обществе являются общими и характеризующими для всех трех разновидностей власти. Судебная власть реализуется через специальные государственные органы, которые самостоятельны при ее реализации. Понятия «судебная власть», «судебные органы», «судья», «судопроизводство» и другие раскрывают разные аспекты существования и реализации одной из ветвей государственной власти – судебной.

В правовых источниках не раскрывается понятие «судебная власть» – это задача теории. В современной юридической литературе также нет общепризнанного, устоявшегося определения судебной власти. В некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, «судебная власть» рассматривается как полномочия, предоставленные государством судам, по разрешению отнесенных к их компетенции споров, или как система судебных органов, или как конкретный суд.

Однако при определении судебной власти необходимо отталкиваться от общего понимания государственной власти, разрабатываемого в теории государства и права.

Определение государственной власти формируется в юридической литературе в различных аспектах. Один из вариантов понятия «государственная власть » раскрывает ее как предусмотренную законом возможность государства в лице его органов и должностных лиц оказывать определяющее воздействие на деятельность или поведение людей в целом, на происходящие процессы в обществе с помощью убеждения или специального принуждения. Таким образом, государственная власть проявляется как средство, созданное людьми в государстве для поддержания порядка и обеспечения прогрессивного развития общества с помощью государственного механизма.

Судебная власть является составляющей государственной власти, поэтому определение судебной власти должно содержать ее основные признаки. Вместе с тем «судебная власть» – это более конкретное и содержательное понятие. Оно носит собирательно-обобщающий характер применительно к различным категориям, раскрывающим судебную власть, и проявлениям ее в жизнедеятельности государства.

Судебная власть, с одной стороны, – это возможность и способность государства в установленном законом порядке воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц через суды и судей с соблюдением процессуальных процедур. С другой стороны, судебная власть проявляется в реально существующей, организованной системе судов, деятельности судей, складывающихся отношениях при осуществлении предусмотренных судопроизводств. Соответственно понятия «судья», «суд», «судопроизводство» (правосудие), «судебная система», «органы судейского сообщества», «судебное право» и некоторые другие являются необходимыми составляющими, призванными раскрыть содержание судебной власти.

Формулой, раскрывающей судебную власть. может быть следующее определение – это предусмотренная законом разновидность государственной власти, предполагающая возможность и способность судей и судов воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц при разрешении правовых вопросов, осуществлении правосудия в установленном порядке судопроизводства, толковании действующего законодательства, при решении внутренних вопросов судейского сообщества его органами для обеспечения законности и справедливости в государстве и прогрессивного развития общества.

Таким образом, категория судебной власти и отражаемое ею социальное явление представляет собой сложный объект научного познания и предполагает значительный объем знаний, требующих изучения.

Вопросы судебной власти находятся в поле зрения современных ученых юристов, которые изучают ее с различных позиций. Так, например, вопросам судебной власти и уголовного судопроизводства посвящены работы В.М. Бозрова, В.А. Лазаревой, Л.М. Володиной и других авторов. Исследуется судебная власть и в системе государственной

Еще по теме:

  • Таро карта развода Онлайн гадание на цыганских картах Таро «Развод» Расклад на цыганских картах Таро «Развод» незаменим в ситуации, когда семья близка к разводу, и гадающего интересует, есть ли возможность […]
  • Мировой суд автозаводского района Участки мировых судей Автозаводского района города Нижнего Новгорода C у дебный участок № 1 Автозаводского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области 603950, г. Нижний […]
  • Зао консультант юрист Консультант-Юрист, ЗАО Консультант-Юрист, ЗАО зарегистрирована по адресу г.Тамбов, ул.Н.Вирты, д.2А, 392018. Директор организации ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КОНСУЛЬТАНТ-ЮРИСТ" Заикин […]
  • 1592 ук рф пленум Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. № 10 “О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации” В связи с вопросами, […]
  • Полномочия банка россии по проведению проверок кредитных организаций Инструкция Банка России от 5 декабря 2013 г. N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской […]
  • Земельный участок в торбеево Земельные участки в Торбеево Всего 7 объявлений Всего 7 объявлений Продажа земли под ИЖС, 0.58 га, 6. вчера в 12:22 253 Собственник Пожаловаться Заметка Купить землю под […]