Судебная практика имущественный налоговый вычет

Оглавление:

Судебные дела

Постановление Волго-Вятского округа от 14.04.2017 г. № А38-673/2016

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.06.2015 г. № 146-ФЗ в подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков на получение имущественного налогового вычета при передаче средств (имущества) участнику в случае ликвидации общества. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2016 года, законодатель им обратной силы не придал.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.12.2016 г. № А38-1345/2016

Суды пришли к выводу о том, что предприниматель в нарушение ст. 210 НК РФ необоснованно уменьшил доход, полученный от распределяемого имущества ликвидируемых обществ, на стоимость оплаченных вкладов в уставные капиталы обществ, что привело к занижению дохода на сумму 11 млн руб. и занижению НДФЛ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.10.2014 г. № А56-1600/2014

Судебные инстанции пришли к выводу о том, что банк правомерно до даты получения от налогоплательщиков (работников банка) уведомлений налогового органа о подтверждении их права на имущественный вычет за спорный налоговый период и соответствующих заявлений работников удерживал с их доходов НДФЛ без применения имущественного вычета, а после предоставления этих документов предоставил указанным налогоплательщикам имущественный налоговый вычет за весь налоговый период (с начала 2011 года), в котором возникло право на такой вычет.

Постановление Западно-Сибирского округа от 30.09.2014 г. № А45-23287/2013

В случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца текущего налогового периода вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением, в связи с чем у налогового агента не возникают ни право, ни обязанность осуществлять возврат НДФЛ, удержанного ранее, чем им получено заявление о предоставлении налогового вычета.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2014 г. № Ф09-5902/14

В соответствии со ст. 231 НК РФ суммы НДФЛ, излишне удержанные работодателем (налоговым агентом) из доходов его сотрудников, подлежат возврату этим налоговым агентом независимо от момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. При этом из положений подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ следует, что имущественный вычет при приобретении жилья предоставляется налогоплательщику за весь период, в котором возникло соответствующее право. Таким образом, работодатель как налоговый агент обязан предоставить налогоплательщику такой налоговый вычет с начала календарного года независимо от того, в каком месяце налогоплательщик получил уведомление налогового органа и предоставил его совместно с заявлением на получение имущественного вычета.

Апелляционное определение Пермского краевого суда от 24.03.2014 г. № 33-2309

Признавая необоснованным отказ налогового органа в предоставлении родителю имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на приобретение доли в праве собственности несовершеннолетнего ребенка, суд первой инстанции, руководствовался положениями Постановления КС РФ от 13.03.2008 г. № 5-П в его взаимосвязи с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, из которых следует, что приобретая жилье в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, налогоплательщик получает право заявить вычет в соответствии с фактически произведенными расходами без распределения по долям, т.е. в полном объеме, так как несовершеннолетний ребенок в силу закона не может самостоятельно совершать юридически значимые действия в отношении недвижимости и в полной мере исполнять обязанности плательщика налога на доходы физических лиц.

Определение Пермского краевого суда от 27.03.2014 г. № 33-2467

Супруг, являясь наследником умершего супруга вправе по самостоятельному основанию обратиться в установленном порядке в налоговый орган за получением имущественного налогового вычета, в случае, если ранее он не пользовался таким вычетом, в сумме не использованной умершим супругом части имущественного налогового вычета вне зависимости от того, на кого из супругов были оформлены договор на приобретение дома, право собственности на дом и документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств по произведенным расходам на приобретение дома.Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя, указав, что отношения, регулируемые гражданским законодательством, по переходу имущественных прав и обязанностей от одного физического лица к другому в порядке наследования, не распространяется на налоговые отношения в части зачета в счет предстоящих платежей или возврата наследникам сумм уплаченных наследодателем имущественных налогов. Жена же требовала перечислить остаток вычета ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.03.2014 г. № 506-О

Статьей 220 НК РФ предусмотрен порядок получения имущественного налогового вычета по НДФЛ при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) на территории Российской Федерации: для реализации права на соответствующий имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет документы, подтверждающие право собственности на жилой дом. Таким образом, в данном случае право налогоплательщика уменьшить налоговую базу на сумму имущественного налогового вычета возникает с момента регистрации права собственности на жилой дом. Следовательно, оспариваемое законоположение позволяет налогоплательщикам при соблюдении установленных налоговым законом условий воспользоваться правом на соответствующий имущественный налоговый вычет и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 29.01.2014 г. № 33-852/2014

Представленные истцом договор на выполнение ремонтно-строительных работ с ООО «Вихрь», квитанции о внесении ею денежных средств, акт приемки выполненных работ, также обоснованно не приняты судом в качестве допустимых доказательств, поскольку в виду составления данных документов после того, как ООО «Вихрь» прекратило свою деятельность и было ликвидировано, признать их оформленными в установленном порядке, как того требует ст. 220 НК РФ, невозможно.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.02.2014 г. № А78-3644/2013

Реализованное помещение использовалось налогоплательщиком для осуществления индивидуального ремонта и пошива верхней легкой мужской и женской одежды и розничной торговли непродовольственной группой товаров. Следовательно, являются правильными выводы апелляционного суда о правомерном включении инспекцией сумм дохода от реализации нежилого помещения в налогооблагаемую базу по НДФЛ и НДС и, как следствие, ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае налогооблагаемой базой предпринимателя является только 1/2 часть дохода от реализации имущества, находившегося в совместной собственности с ее супругом.

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 23.01.2014 г. № 33-919/2014

В силу п. 7 ст. 78 НК РФ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и на момент разрешения спора по существу) заявление о о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Это правило действует и для претендентов на имущественный вычет НДФЛ (ст. 220 НК РФ).

Определение Московского городского суда от 17.12.2013 г. № 4г/7-12666/13

Действующее налоговое законодательство (п. 1 ст. 220 НК РФ) предусматривает право налогоплательщика, получающего пенсию, на использование остатка имущественного налогового вычета в предшествующих налоговых периодах, но не более трех. Принимая во внимание, что право на получение имущественного налогового вычета возникло у гражданки в 2011 году, а в 2008, 2009, 2010 годах дохода, облагаемого налогом, она не имела, оснований для предоставления ей имущественного налогового вычета за указанный период времени не имеется.

Апелляционное определение Вологодского областного суда от 15.01.2014 г. № 33-179/2014

Инспекция обоснованно отказала гражданину в предоставлении имущественного налогового вычета в связи с приобретением земельного участка. Поскольку покупка подобного объекта недвижимости с целевым назначением для ведения личного подсобного хозяйства не дает налогоплательщику права на получение имущественного налогового вычета. Доказательств наличия на данном земельном участке жилого дома заявителем не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.

Определение Московского городского суда от 3 декабря 2013 г. № 4г/3-11692/13

Рассматривая настоящее дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска гражданки, поскольку принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома ил отделку приобретенной квартиры, комнаты возможно в случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение не завершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты без отделки или доли (долей) в них

Апелляционное определение Пермского краевого суда от 30.10.2013 г. № 33-10396

Из представленных в дело документов следует, что с 2007 г. осуществляется подача на объект электроэнергии по договору с ОАО «Пермэнергосбыт», с августа 2010 г. осуществляется обеспечение жилого дома по ул. питьевой водой о договору с ООО «Тепломонтаж». Согласно представленного в материалы дела кадастрового паспорта степень готовности жилого дома на октябрь 2011 г. составляет 62%. Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактически на момент продажи объект представлял собой готовый к эксплуатации жилой дом, право на налоговый вычет от продажи жилого дома предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 220 НК РФ.

Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 11.11.2013 г. № 33-3455

Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 29 сентября 2011 года брат приобрел у своей родной сестры квартиру, следовательно, продавец и покупатель по данной сделке являлись взаимозависимыми лицами, в том смысле, который придавался этому понятию действовавшими на день совершения и регистрации сделки положениями ст. 20 Налогового кодекса РФ, вне зависимости от экономических результатов совершенной сделки. На основании ст. 220 НК РФ в предоставлении вычета отказано.

Апелляционное Определение Тюменского областного суда от 20.02.2013 г. № 33-758/2013

Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 19.11.2013 г. № 33-9161/2013

Рассматривая спор и принимая решение об отказе К. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанцией исходил из того, что по условиям договора стоимость квартиры определена в 1 млн руб., а доказательств, подтверждающих изменение указанной стоимости сторонами по сделке (договору купли-продажи от 10.10.2011 года), о внесении в установленном законом порядке изменений в указанный договор, в налоговый орган истцом не было предоставлено. Расписки и ссылки на оплату 2 млн руб. приняты не были.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.2013 г. № А82-7934/2012

Положения подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ не распространяются на доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности (абз. 5 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Кассационное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.01.2012 г. № 275/12

Согласно абзацу 27 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается. С учетом вышеизложенного для получения еще одного имущественного налогового вычета по квартире, приобретенной в долевую собственность с детьми, оснований не имеется.

В разделе представлена наиболее интересная судебная практика по налоговым спорам. Каждый месяц в разделе Аналитика мы делаем обзор по этим решениям. Для более удобного поиска по решениям рекомендуем воспользоваться Рубрикатором

Имущественный вычет: нерешенные вопросы

Спорные моменты в порядке применения имущественного налогового вычета существуют с 2001 года. Часть из них устранил недавно принятый Закон № 212-ФЗ, а некоторые по-прежнему не решены.

С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс в части применения имущественного налогового вычета 1 . У компаний, которым приходится выступать в роли налогового агента и возвращать своим работникам НДФЛ при покупке последними недвижимости 2 , возникает резонный вопрос: устраняет ли принятый Закон № 212 ФЗ спорные ситуации, создаваемые некоторыми положениями статьи 220 Налогового кодекса? Рассмотрим основные проблемные направления, которые существуют с 2001 года (т. е. с того момента, когда начала действовать глава 23 НК РФ) и какие из них затронул и устранил недавно принятый закон.

Вычет по объектам в долевой/совместной собственности
Норма о критериях распределения имущественного вычета при продаже жилых объектов и земельных участков, находившихся в собственности нескольких лиц менее трех лет 3 , по-прежнему требует уточнения. В новой редакции статьи 220 Налогового кодекса законодателям следовало указать, что между совладельцами распределяется не предельный размер имущественного налогового вычета (1 млн руб.), а размер фактически полученных ими доходов пропорционально их долям собственности. Основанием для такого подхода считаем право одного налогоплательщика на получение предельного размера вычета в целом за налоговый период, в том числе и при продаже в таком периоде нескольких недвижимых объектов. При этом одни объекты могут находиться в единоличной, а другие — в общей собственности. Очевидно, что вычет в 1 млн рублей в части доли владения недвижимым имуществом должен предоставляться в отношении каждого объекта. В отношении прочего имущества следует предоставлять вычет в размере до 250 тыс. рублей в целом за налоговый период по всему такому имуществу.
Учитывая однократность получения имущественного налогового вычета по расходам на жилье (далее — вычет по расходам), необходимо уточнить вопрос о распределении такого вычета в ситуации, когда объект приобретается несколькими физическими лицами в долевую или совместную собственность. Норма о порядке распределения вычета в данной ситуации 4 исключена из Налогового кодекса с 1 января 2014 года. Минфин России в своем письме 5 , направленном в адрес ФНС России и доведенном до налоговых органов, сделал сенсационный вывод о том, что сохраняется действовавший ранее порядок распределения пропорционально долям (при совместной собственности — на основании заявления супругов) общей суммы расходов на приобретение жилого объекта, а вовсе не предельного размера вычета, как это было еще совсем недавно 6 . Подобная трактовка может вызвать массовые обращения в инспекции и суды (с целью «добора» сумм не полностью предоставленного ранее вычета) налогоплательщиков, которые приобрели в долевую или совместную собственность жилые объекты стоимостью, превышающей 600 тыс. рублей (до 01.01.2003), 1 млн рублей (с 01.01.2003 по 31.12.2007) и 2 млн рублей начиная с 1 января 2008 года. По нашему мнению, в новой редакции статьи 220 Налогового кодекса следовало прописать, что размер фактически понесенных совладельцами расходов должен распределяться между ними пропорционально долям их собственности с последующим ограничением предоставляемого вычета одному налогоплательщику законодательно установленным предельным размером (на сегодня — 2 млн руб.).

Проблема определения периода понесенных расходов
Напомним, глава 23 Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2001 года. Одновременно возник первый налоговый период по НДФЛ — 2001 год в отношении доходов, полученных в нем. Вычет по расходам предоставляется на основании налоговой декларации. При этом период, в котором были понесены затраты, дающие право на вычет по расходам, не связан с понятием «налоговый период», в отличие от социальных и профессиональных вычетов. Его временные границы не установлены и в действующей редакции статьи 220 Налогового кодекса.
В то же время вычет по расходам предоставляется «в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов» 7 , а само понятие «налогоплательщик» предусмотрено статьей 11 Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 января 1999 года. Таким образом, по сути, данный вычет может предоставляться в отношении расходов, произведенных физическим лицом начиная с 1 января 1999 года. В Законе 212 ФЗ этот момент, к сожалению, не урегулирован.

Приобретаемый объект и форма платежа
Жилыми объектами, по расходам на приобретение которых в настоящее время предоставляется имущественный налоговый вычет, являются: дом, квартира, комната, а также доли в них. Однако на практике встречаются и другие объекты, так или иначе признаваемые местными властями жилыми помещениями: жилые строения типа дачных домиков без права прописки, секции в общежитиях и прочее. Законодателям было бы целесообразно уточнить, что речь в статье 220 Налогового кодекса идет о приобретении жилых помещений, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации (ст. 16 Жилищного кодекса).
Кроме того, во избежание разночтений следует четко указать, что для целей имущественного налогового вычета принимаются расходы только в денежной форме. Данная норма позволит исключить использование в качестве основания для получения вычета псевдомену жилых помещений, поскольку в целях подтверждения расходов на приобретение жилья в действующей редакции подпункта 6 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса упомянуты именно платежные документы.

Однократность получения вычета
Необходимо было уточнить порядок применения абзаца 19 действовавшей до принятия Закона № 212 ФЗ редакции подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса. В настоящее время предусмотрены три вида осуществления расходов:

  • на приобретение самого жилого объекта;
  • проведение достройки и отделки жилого объекта;
  • уплату процентов, связанных с погашением целевого кредита или займа, направленного на покупку жилого объекта.

При этом было неясно, идет ли речь об одном и том же жилом объекте или нет.
Кроме того, необходимо было уточнить, что в случае приобретения жилого объекта в общую совместную собственность его совладелец, не обратившийся за предоставлением вычета в доле своих расходов, не может считаться полностью или частично воспользовавшимся своим правом на вычет, несмотря на то, что другие совладельцы обратились за получением вычета в доле их расходов.
Можно с удовлетворением отметить, что проблемы этого направления в принципе решены. Однако вполне вероятен вопрос: кто конкретно сможет воспользоваться новым, более благоприятным порядком получения вычета с учетом положений Закона № 212 ФЗ о вступлении его в силу? Из Письма № 03-04-07/37870 следует, что данный закон распространяется только на лиц, у которых право на вычет возникло после 1 января 2014 года.
При этом следует иметь в виду, что само понятие «возникновение права на вычет» законодательно не закреплено, а вытекает из решений Верховного Суда РФ 8 и более ранней переписки Минфина России и ФНС России в связи с увеличением предельного размера вычета с 1 до 2 млн рублей 9 . Но решения и переписка касаются лишь возникновения права на вычет по расходам непосредственно на приобретение самого жилого объекта, а право на вычет по расходам на его отделку и уплату процентов по займам, очевидно, возникает в каждый период их осуществления.
Поэтому неясно, смогут ли лица, получившие вычет по расходам на покупку самого жилого объекта до 2014 года и взявшие в кредит другой такой объект, воспользоваться правом на вычет по расходам на отделку этого второго объекта и на уплату процентов по кредиту, произведенным в период после 1 января 2014 года.

Правоустанавливающие документы
Предыдущая редакция абзацев 12—15 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса не содержала указания, на чье имя должны быть оформлены правоустанавливающие документы (договор, свидетельство о праве собственности и акт приема-передачи жилого объекта), подтверждающие право на получение вычета по расходам. Требовалось уточнение, что такие документы должны быть оформлены на имя налогоплательщика (ов), претендующего (их) на получение вычета, за исключением случаев приобретения жилья в совместную собственность супругов.
Включение в текст новой редакции статьи 220 Налогового кодекса положений о праве налогоплательщика на вычет в отношении расходов на приобретение жилого объекта в собственность несовершеннолетних детей и подопечных косвенно подтверждает, что вопрос урегулирован.

Корректировка налоговой базы
Действовавшие ранее положения подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса не проясняли вопрос о том, за какие налоговые периоды налогоплательщик вправе выбирать вычет по расходам. Были возможны следующие варианты решения данной проблемы:

  • Налоговая база корректируется за любой налоговый период, в котором налогоплательщик получал доходы, облагаемые по ставке 13 процентов, без применения каких-либо сроков давности.
  • С учетом положений статьи 78 Налогового кодекса налоговая база корректируется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году, в котором налогоплательщик обратился за вычетом. Может также учитываться то обстоятельство, что расходы должны быть произведены до истечения первого налогового периода, за который подается декларация.
  • Налоговая база корректируется за любой налоговый период, начиная с того, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет, то есть получен последний из документов, подтверждающих это право (правоустанавливающий или платежный).

Последняя позиция и применяется на практике налоговиками начиная с 1 января 2009 года. Но, повторимся, что само понятие «возникновение права на вычет» законодательно не закреплено. Оно вытекает из решений Верховного Суда РФ и нашло свое отражение в Письме № 03-04-07/37870, в части, описывающей «правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета». Письмо № 03-04-07/37870 предусматривает, что имущественный налоговый вычет в порядке, предусмотренном Законом № 212 ФЗ, может быть предоставлен при соблюдении двух обязательных условий:

  • налогоплательщик ранее не получал имущественный налоговый вычет;
  • документы, подтверждающие возникновение права собственности на объект (либо акт о передаче при приобретении прав на объект долевого строительства), должны быть оформлены после 1 января 2014 года.

Таким образом, налогоплательщик, у которого право на вычет по расходам на приобретение жилья в сумме меньшей, чем законодательно установленный предельный размер, возникло до 1 января 2014 года и который воспользовался этим правом, не сможет «добрать» недостающую сумму вычета по расходам на приобретение другого жилого объекта.
Что касается правоотношений по предоставлению имущественного налогового вычета, возникших до дня вступления в силу Закона № 212 ФЗ и не завершенных на этот день, то вычет предоставляется в порядке, установленном действовавшими ранее положениями статьи 220 Налогового кодекса без учета изменений, внесенных Законом № 212 ФЗ 10 .
Письмо № 03-04-07/37870 разъясняет порядок исполнения налоговиками пункта 8 статьи 220 Налогового кодекса в новой редакции. При предоставлении суммы вычета, который налогоплательщик вправе получить у каждого налогового агента, указанного в подтверждении, выданном инспекцией, следует исходить из суммы, указанной налогоплательщиком в заявлении при обращении в налоговый орган по месту жительства. Получается, что работник должен заранее знать, от каких налоговых агентов работодателей он будет в течение предстоящего налогового периода получать доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, что весьма проблематично.
В заключение отметим еще один момент. Исходя из положений пункта 5 статьи 220 Налогового кодекса в новой редакции, вычет по расходам за счет средств третьих лиц, а также по сделкам между взаимозависимыми лицами не предоставляется не только по факту приобретения жилого объекта и его отделке, но и по факту уплаты процентов по жилищным займам. По мнению автора, норма должна содержать по смыслу следующее.
Предыдущая и новая редакции статьи 220 Налогового кодекса предусматривают, что имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, израсходованной физическим лицом на новое строительство или приобретение на территории России жилого объекта, но не более 2 млн рублей. Таким образом, речь идет о расходах, произведенных налогоплательщиком в денежной форме за счет собственных средств независимо от их происхождения (заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, выполнения разовых работ и оказания услуг, доходы от продажи или сдачи в аренду имущества, страховые выплаты, суммы материальной помощи от любых, в т. ч. бюджетных, источников, дивиденды, проценты, авторские вознаграждения, доходы, полученные в порядке наследования или дарения, пенсии, пособия, стипендии и прочее).
Расходами, понесенными за счет собственных средств, являются суммы, перечисленные в безналичном порядке с банковского счета налогоплательщика, а также внесенные наличные денежные средства. При этом выделение конкретного вида собственных средств, за счет которых произведена оплата приобретаемого жилого объекта, Налоговым кодексом не предусмотрено и технически невозможно. Упомянутый выше вычет не применяется, если прямым источником финансирования строительства или приобретения жилого объекта выступают денежные средства иных лиц, в том числе предоставленные из средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Таким образом, имущественный налоговый вычет не может быть предоставлен налогоплательщику, если перечисление суммы денежных средств в оплату приобретаемого на его имя жилья производится с расчетных или бюджетных счетов, открытых на иных лиц, за исключением банковских счетов, открытых на имя супруга (супруги) налогоплательщика.

Сноски:
1 Федеральный закон от 23.07.2013 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)
2 п. 3 ст. 220 НК РФ
3 подп. 1, 3 п. 2 ст. 220 НК РФ в новой редакции
4 абз. 25 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в предыдущей редакции
5 письмо Минфина России от 13.09.2013 № 03-04-07/37870 (далее — Письмо № 03-04-07/37870)
6 письмо ФНС России от 06.03.2013 № ЕД-3-3/761
7 подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ
8 определение ВАС РФ от 29.03.2010 № 31-В10-1
9 письма Минфина России от 25.09.2009 № 03-04-07-01/45, ФНС России от 31.03.2009 № ШС-22-3/238
10 п. 3 ст. 2 Закона № 212-ФЗ

Практика по спорам о признании незаконным отказа в предоставлении и взыскании имущественного или социального налогового вычета по НДФЛ

Федеральные нормативные правовые акты:

Налоговый кодекс РФ

— ст. 219 «Социальные налоговые вычеты»

— ст. 220 «Имущественные налоговые вычеты»

— ст. 32 «Обязанности налоговых органов»

— ст. 38 «Объект налогообложения»

— ст. 105.1 «Взаимозависимые лица»

— ст. 138 «Порядок обжалования»

— ст. 139 «Порядок и сроки подачи жалобы»

— ст. 139.1 «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы»

— ст. 139.2 «Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)»

— ст. 208 «Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации»

— ст. 209 «Объект налогообложения»

— ст. 217.1 «Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества»

Кодекс административного судопроизводства РФ

— ст. 125 «Форма и содержание административного искового заявления»

— ст. 126 «Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению»

— ст. 128 «Отказ в принятии административного искового заявления»

— ст. 129 «Возвращение административного искового заявления»

— ст. 130 «Оставление административного искового заявления без движения»

— гл. 22 «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

Гражданский кодекс РФ

— ст. 218 «Основания приобретения права собственности»

— ст. 814 «Целевой заем»

Федеральная судебная практика:

Смысл имущественного налогового вычета состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при строительстве либо приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в целях стимулирования граждан к улучшению их жилищных условий. Освобождение от уплаты налогов по своей природе является льготой, исключением из вытекающих из Конституции РФ принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения.

(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П, Определения Конституционного суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 153-О-О, от 17.06.2010 N 904-О-О, от 25.11.2010 N 1557-О-О)

Доход от реализации имущества по договору мены определяется исходя из стоимости имущества, полученного гражданином от другой стороны договора. При этом налогоплательщик вправе применить имущественный налоговый вычет.

(П. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)

Гражданин вправе применить имущественный налоговый вычет при продаже имущества, полученного в счет исполнения имевшегося перед ним обязательства.

(П. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)

Получение имущественного налогового вычета в течение нескольких налоговых периодов не будет являться повторным, если вычет предоставляется в связи с достройкой (отделкой) объекта недвижимости, не завершенного строительством (полученного без отделки) на момент приобретения.

(П. 17 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)

Фактически произведенные за счет общего имущества супругов расходы на приобретение (строительство) объекта недвижимости могут быть учтены одним из супругов при налогообложении его доходов в той части, в какой эти расходы ранее не были учтены при предоставлении имущественного налогового вычета второму супругу.

(П. 18 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)

При приобретении гражданином объекта недвижимости в общедолевую собственность размер имущественного налогового вычета определяется исходя из суммы расходов на приобретение такого объекта, относящейся к доле гражданина в имуществе (доле в праве на имущество).

(П. 19 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)

Право на применение имущественного налогового вычета в равной мере признается за каждым из супругов, за счет общего имущества которых были понесены расходы на приобретение жилья при условии, что общая сумма предоставленного каждому из супругов вычета остается в пределах единого максимального размера, а сам вычет заявляется в отношении одного и того же объекта недвижимости.

В свою очередь, положений, которые бы ограничивали право одного из супругов учесть оставшуюся часть расходов по приобретению жилья при исчислении собственной налоговой базы в том случае, если такие расходы не были учтены при налогообложении доходов другого супруга, законодательство не содержит.

(Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 58-КГ16-12)

Практика Московского городского суда:

Совершение сделки между взаимозависимыми лицами, в частности между братом и сестрой, не дает право на предоставление имущественного налогового вычета.

(Определение Московского городского суда от 04.07.2016 N 4га-6863/2016)

Предварительный договор, заключенный в целях приобретения в будущем квартиры, акт приема-передачи квартиры и платежные документы, подтверждающие расходы налогоплательщика в соответствии с условиями такого договора, не являются документами, подтверждающими право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета.

Закон связывает предоставление имущественного налогового вычета не только с фактом осуществления налогоплательщиком расходов, но и с приобретением жилья в собственность налогоплательщика, то есть с наличием документа о регистрации права собственности налогоплательщика на готовую квартиру. Вместе с тем по предварительному договору купли-продажи налогоплательщик не приобретает права требования на квартиру и квартира не передается налогоплательщику в собственность.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 24.11.2016 по делу N 33а-46801/2016)

В случае если за переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды лицо обращается не в налоговом периоде, непосредственно следующим за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, а в последующие налоговые периоды, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2016 по делу N 33а-38793/2016)

Заключение сторонами гражданско-правовой сделки (брачного договора, договора купли-продажи, дарения и т.п.) само по себе не может изменять налоговых правоотношений, если только законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.

Распределив между собой сумму имущественного налогового вычета, впоследствии супруги не смогут изменить его соотношение, в том числе передать право на вычет (его неиспользованный остаток) или отказаться от него в пользу бывшего супруга.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2016 по делу N 33а-16290/2016)

Коротко о важном:

— о признании права на налоговый вычет;

— о признании незаконным решения налогового органа об отказе в предоставлении налогового вычета;

— об обязании предоставить налоговый вычет.

— Данный материал посвящен ситуациям, в которых физические лица, имеющие право на получение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, не смогли воспользоваться этим правом по причине отказа налогового органа в предоставлении такого вычета. Речь идет прежде всего о социальных и имущественных вычетах, предусмотренных ст. ст. 219 и 220 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

— Надлежащим ответчиком в данной категории споров является налоговый орган, в который физическое лицо обращалось с заявлением о предоставлении налогового вычета.

— Необходимо иметь в виду, что для данной категории споров предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования. Так, в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ. Порядок и сроки обжалования закреплены в ст. ст. 139 и 139.1 НК РФ.

— Обращаясь с заявлением о предоставлении налогового вычета при продаже квартиры, необходимо учитывать, что трехлетний срок нахождения такой квартиры в собственности следует исчислять со дня, когда она была зарегистрирована в качестве жилого помещения.

Это актуально в случаях, когда право собственности возникает еще до признания помещения жилым (например, помещение в виде квартиры в незавершенном строительством объекте, не являющемся ни жилым, ни введенным в эксплуатацию). Если на момент продажи квартиры она находилась в собственности заявителя менее трех лет, суд примет решение о правомерности отказа в предоставлении вычета (Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2015 N 89-КГ15-14).

Следует учитывать, что в настоящее время особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества закреплены в ст. 217.1 НК РФ.

— Распространенной ошибкой является обращение с заявлением о предоставлении налогового вычета при несении расходов на приобретение жилья у своего родственника. Как следует из п. 5 ст. 220 НК РФ, указанные в пп. 3 и 4 п. 1 той же статьи налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.

Согласно пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми признаются физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Таким образом, отказ в предоставлении налогового вычета при совершении сделки купли-продажи недвижимости между перечисленными лицами является правомерным (например, Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N 38-КГ15-3).

— Законным основанием для отказа в предоставлении налогового вычета является факт приобретения жилья за счет средств федерального бюджета или средств работодателя налогоплательщика. Как правило, это происходит при реализации различных программ обеспечения жильем разных категорий граждан (например, накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих). Запрет на предоставление вычета в подобных случаях прямо закреплен в п. 5 ст. 220 НК РФ и нередко является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Стоит учитывать, что в случаях, когда с заявлением о предоставлении налогового вычета обращаются военнослужащие — участники накопительно-ипотечной системы имущественный налоговый вычет может быть применен к общей сумме расходов на приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, уменьшенных на сумму денежных средств, полученных налогоплательщиком на приобретение жилого помещения по указанной системе из федерального бюджета (Письмо Минфина России от 25.03.2013 N 03-04-05/9-280; Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 N 1429-О).

— С 15.09.2015 дела данной категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Согласно положениям КАС РФ гражданину (административному истцу) следует подавать в суд административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ч. 1 ст. 38, ст. 218 КАС РФ). Срок обращения с указанным административным исковым заявлением в суд закреплен в ст. 219 КАС РФ, а требования к форме, содержанию административного искового заявления и перечню прилагаемых к нему документов — в ст. 220 КАС РФ.

— Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (ч. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

— Административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из ч. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

— Размер госпошлины при подаче административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

— Обращаем внимание, что с 01.01.2017 административное исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 2 ст. 45 КАС РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ, ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

Рекомендации административному истцу

— В подтверждение своих доводов как в административном исковом заявлении, так и непосредственно в судебном заседании рекомендуется ссылаться на официальные акты компетентных органов относительно предоставления налоговых вычетов. В частности, следует обратить внимание на Письма Минфина России, который неоднократно высказывался по поводу применения законодательства, регулирующего вычеты по НДФЛ (например, Письма Минфина России от 26.04.2017 N 03-04-05/25014, от 05.05.2017 N 03-04-05/27842 и др.).

Несмотря на то, что Письма Минфина не являются нормативными правовыми актами и не являются обязательными к исполнению, о чем упоминается по тексту писем, судьи нередко принимают изложенную в них информацию за основу при вынесении решений. Кроме того, как следует из пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

— Так, например, в Письме от 03.05.2017 N 03-04-05/27036 Минфин России указал, что при оплате обучения ребенка налогоплательщики-супруги вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом независимо от того, на кого из них оформлены документы, подтверждающие расходы на обучение. При этом каждый из супругов должен являться родителем ребенка. Соответственно, данное правило не распространяется на случаи, когда один из супругов родителем ребенка не является.

— При возникновении спора относительно предоставления налогового вычета на основании пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ в сумме уплаченных страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни важно принять во внимание следующее. В целях предоставления социального налогового вычета по НДФЛ такой договор должен быть заключен на срок не менее 5 лет, а выгодоприобретателем по нему должен выступать только сам налогоплательщик либо члены его семьи или близкие родственники, перечисленные в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ. При несоблюдении этих условий (например, при заключении договора комплексного ипотечного страхования, выгодоприобретателем по которому является в том числе банк), социальный вычет не предоставляется (Письмо Минфина России от 14.12.2016 N 03-04-07/74700).

— При обращении за вычетом при продаже квартиры, находящейся в общей долевой собственности, следует учитывать мнение Минфина России, согласно которому сумма имущественного налогового вычета, установленная пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их долям в праве собственности на квартиру. При этом если предметом договора является продажа каждым из продавцов своей доли в праве собственности на квартиру как самостоятельного объекта купли-продажи, указанный имущественный налоговый вычет предоставляется каждому из совладельцев и не распределяется между ними (Письмо Минфина России от 10.06.2016 N 03-04-05/34091).

— В случае приобретения квартиры у жилищно-строительного кооператива (ЖСК) имущественный налоговый вычет предоставляется только при наличии документов, подтверждающих право собственности на приобретенное жилье.

Как следует из ч. 4 ст. 218 ГК РФ, член ЖСК приобретает право собственности на квартиру не с момента его государственной регистрации, а при условии передачи ему квартиры кооперативом, а также полного внесения паевого взноса за нее. Подтверждением передачи квартиры может быть акт приема-передачи или любой другой документ, подтверждающий передачу.

Для подтверждения права на вычет член ЖСК должен представить в налоговый орган справку о полной выплате пая, а также передаточный акт (иной документ о передаче квартиры) или при его отсутствии копию разрешения на ввод дома в эксплуатацию (Письма Минфина России от 27.03.2017 N 03-04-07/17572, от 29.02.2016 N 03-04-07/11377).

— В том случае, если налогоплательщик по договору купли-продажи приобрел, например, земельный участок и домовладение и при этом в кадастровом паспорте были уточнены характеристика и назначение приобретенного недвижимого имущества и вместо «домовладения» оформлен «жилой дом», в целях получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе включить в расходы на приобретение земельного участка расходы на приобретение домовладения (жилого дома) (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-04-05/7-1032).

— Нередко предметом спора с налоговой инспекцией становится отказ в предоставлении имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении вычета, в частности, может являться факт нецелевого использования кредита. Оспаривая такой отказ, следует обратить внимание суда на положения, закрепленные в ст. 814 ГК РФ, согласно которым под целевым кредитом понимается заем, выдаваемый кредитной организацией под определенные цели и нужды. Доказательством траты денежных средств на конкретную цель может быть банковский документ, подтверждающий перечисление денежных средств непосредственно продавцу (в случае приобретения недвижимости) или иному лицу, на сделку с которым выдавался кредит.

В отношении процессуальных правил, предусмотренных КАС РФ, необходимо помнить следующее:

— Перед обращением в суд следует убедиться, что административным истцом соблюдены все требования к форме и содержанию административного искового заявления.

— Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде, подписывается административным истцом и (или) его представителем с указанием даты внесения подписей (ч. 1 ст. 125 КАС РФ).

— Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в п. п. 1 — 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ.

— К административному исковому заявлению следует приложить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Кроме того, если перед обращением в суд административный истец обращался в вышестоящий орган или к вышестоящему лицу с жалобой на оспариваемое решение, к иску нужно приложить копию ответа, поступившего на эту жалобу (п. 6 ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ).

— Несоблюдение перечисленных выше требований к форме и содержанию административного искового заявления влечет его оставление без движения на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ (ч. 3 ст. 222 КАС РФ). При этом судья устанавливает разумный срок, в течение которого административный истец должен устранить причину оставления иска без движения. Если указанные судом недостатки будут устранены, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. Если недостатки устранены не будут, административное исковое заявление считается не поданным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС РФ (ч. 2 ст. 130 КАС РФ).

— Перед подачей административного искового заявления необходимо убедиться в отсутствии оснований для отказа в его принятии, перечисленных в ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При наличии хотя бы одного из них суд откажет в принятии административного искового заявления, при этом повторное обращение в суд с аналогичными требованиями будет невозможно (ч. 3 ст. 128, ч. 1 ст. 222 КАС РФ).

— При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд вправе вернуть административному истцу административное исковое заявление. При этом административный истец сохраняет право на повторное обращение в суд с теми же исковыми требованиями (ч. 3 ст. 129, ч. 2 ст. 222 КАС РФ).

Судебная практика Мосгорсуда по делам о признании незаконным решения налогового органа об отказе в предоставлении налогового вычета и о признании права на налоговый вычет свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев суды отказываются удовлетворить такие требования.

С учетом указанной тенденции в настоящем материале не приводится таблица обстоятельств, которые административному истцу нужно доказать для принятия решения в его пользу, однако приводятся образец жалобы на решение налогового органа об отказе в предоставлении социального/имущественного налогового вычета и образец соответствующего административного иска.

Жалоба на решение налогового органа об отказе в предоставлении социального/имущественного налогового вычета:

В Управление ФНС по городу _____________

(место жительства или пребывания)

(дата и место рождения)

телефон: _____________, факс: __________,

адрес электронной почты: ________________

Жалоба на решение налогового органа об отказе

в предоставлении социального/имущественного налогового вычета

Я, __________________________________, «___» ________ _____ г. рождения, паспорт серия ______ N __________, зарегистрированный по адресу _____________________________, обратился «___» ________ _____ г. в ____________________________________________________ (наименование налогового органа) с заявлением о предоставлении налогового вычета по налогу на доходы физических лиц за налоговый период с _______ по _______ в связи с несением расходов по ______________________________________ в размере _________.

К заявлению о предоставлении налогового вычета от «___» ________ ____ г. были приложены следующие документы, подтверждающие мое право на предоставление вычета:

Недоимки по налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам у меня не имеется, что подтверждается _______________________________.

«___» ________ ____ г. было принято Решение N ___ об отказе в предоставлении мне налогового вычета в размере ________ (__________) руб. с указанием следующих причин отказа: ____________________________.

Полагаю данное Решение незаконным и нарушающим мои права на получение социального/имущественного налогового вычета на основании _____________________________ (указать номер пункта ст. ст. 219, 220 НК РФ).

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. ст. 137, 138 Налогового кодекса РФ прошу:

1. Принять настоящую жалобу к рассмотрению.

2. Осуществить проверку изложенных в настоящей жалобе сведений, подтверждающих незаконность отказа в предоставлении налогового вычета.

3. Оповестить меня о результатах проверки в письменном виде по указанному в настоящей жалобе почтовому адресу.

«___» __________ ____ г.

Административное исковое заявление о признании решения налогового органа незаконным, о признании права на имущественный/социальный налоговый вычет, об обязании произвести налоговый вычет:

В ________________________ районный суд

(место жительства или пребывания)

(дата и место рождения)

телефон: _____________, факс: __________,

адрес электронной почты: ________________

Представитель административного истца: Петухов Олег Анатольевич

телефон: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78, факс: __________,

адрес электронной почты: ________________

(наименование налогового органа)

телефон: ____________, факс: __________,

адрес электронной почты: _______________

Госпошлина: ____________________ руб.

Административное исковое заявление о признании

решения налогового органа незаконным, о признании права

на имущественный/социальный налоговый вычет,

об обязании произвести налоговый вычет

«___» ________ ____ г. ______________________________________ (далее — Административный истец) обратился в __________________________________________________ (наименование налогового органа) с заявлением о предоставлении налогового вычета по налогу на доходы физических лиц за налоговый период с _______ по _______ в связи с несением расходов по ______________________________________ в размере _________.

К заявлению о предоставлении налогового вычета от «___» ________ ____ г. были приложены следующие документы, подтверждающие право Административного истца на предоставление вычета:

Недоимки по налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам у Административного истца не имеется, что подтверждается _______________________________.

«___» ________ ____ г. Административным ответчиком было принято Решение N ___ об отказе в предоставлении налогового вычета в размере ________ (__________) руб. с указанием следующих причин отказа: ____________________________.

Согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно п. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

«___» ________ ____ г. Административный истец обратился в вышестоящий в порядке подчиненности орган ________________________________________________________________ с жалобой на Решение Административного ответчика от «___»________ ____ г. N ___, в результате рассмотрения которой Решение Административного ответчика от «___» ________ ____ г. N ___ было оставлено в силе, а жалоба Административного истца оставлена без удовлетворения по следующим основаниям: ___________________________.

Административный истец считает Решение Административного ответчика от «___» ________ ____ г. N ___ об отказе в предоставлении налогового вычета в размере ________ (__________) руб. незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы Административного истца.

Право Административного истца на предоставление социального/имущественного налогового вычета на основании ______________________________________________________ (указать номер пункта ст. ст. 219, 220 НК РФ) подтверждается следующими документами/доказательствами:

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 137, 138, 219, 220 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 125, 126, 218 — 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

1. Признать незаконным и отменить Решение Административного ответчика от «__» _______ ____ г. N ___ об отказе в предоставлении налогового вычета.

2. Признать за Административным истцом право на социальный/имущественный налоговый вычет в размере ________ (____________) руб.

3. Обязать Административного ответчика предоставить Административному истцу социальный/имущественный налоговый вычет в размере ________ (____________) руб.

4. Обязать Административного ответчика возместить понесенные Административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере ________ (__________) руб. и судебных издержек, связанных с рассмотрением настоящего Административного искового заявления, в размере ________ (__________) руб.

1. Копия Заявления в адрес Административного ответчика от «___» __________ ____ г. о предоставлении налогового вычета.

2. Копии документов, приложенных к Заявлению Административного истца от «___» ________ ____ г., и их опись.

3. Документы, подтверждающие поступление Заявления Административного истца от «___» __________ ____ г. и его принятие Административным ответчиком.

4. Копия Решения Административного ответчика от «___» ________ ____ г. N ___ об отказе в предоставлении налогового вычета.

5. Копии документов, подтверждающих право Административного истца на предоставление налогового вычета.

6. Копии документов, подтверждающих отсутствие у Административного истца недоимок по налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам.

7. Копия ответа/решения вышестоящего в порядке подчиненности органа, которым решение Административного ответчика об отказе в предоставлении Административному истцу налогового вычета оставлено в силе.

8. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов для Административного ответчика.

9. Документы, подтверждающие размер понесенных Административным истцом судебных расходов.

10. Квитанция об уплате госпошлины.

11. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который не является адвокатом: доверенность представителя от «___» ______ ___ г. N ____; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).

12. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который является адвокатом: ордер от «___» ______ ___ г. N ____, выданный адвокатским образованием; доверенность от «___» ______ ___ г. N ___ (в случаях, предусмотренных КАС РФ) (ст. ст. 55, 57 КАС РФ).

13. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Административный истец основывает свои требования.

Еще по теме: