Статья уголовного кодекса коррупция

Какая ответственность предусмотрена за коррупцию

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку даёт, или от чьего имени взятка передаётся взяткополучателю. В случае, если взятка передаётся через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда принята взятка – до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договорённость между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) – это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия)), дача взятки наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трёх лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признаётся совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передаётся должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Необходимо знать, что получение взятки – одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки , являются:

• получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

• получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

• получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

• получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).

Получение взятки при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым – лишение свободы на срок до 12 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Уголовный кодекс РФ

c комментариями

Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями.
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.
1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Статья 286. Превышение должностных полномочий.
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации.
1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица.
Присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, — наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.
Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, — наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 290. Получение взятки.
1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе — наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) неоднократно;
в) с вымогательством взятки;
г) в крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 291. Дача взятки.
1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно — наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Статья 292. Служебный подлог.
Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, — наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 293. Халатность.
1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

«ТРУНОВ, АЙВАР И ПАРТНЁРЫ»

Международная Юридическая фирма

основана в 2001 году

«TRUNOV, AYVAR & PARTNERS»

International Law Firm

Est. in 2001

+7(499)158-29-17

+7(499)158-85-81

+7(499)158-65-66

Коррупция (взятка)

По официальным данным в России каждый день совершается более трех тысяч экономических преступлений, большинство из которых связано со взятками. В данном контексте для юристов очень остро стали вопроса:

  • что признается взяткой?
  • кто несет ответственность за взятку?
  • что делать если лицо, подозреваемое в даче или получении взятки, никакого отношения к ней на самом деле не имеет?
  • как разграничить взятку и коммерческий подкуп?

Что такое взятка?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает три вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290), дача взятки (статья 291) и посредничество во взяточничестве (статья 291.1).

Если речь идёт о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель). В некоторых случаях может появиться человек, оказывающий «содействие» в получении и передаче взятки – посредник.

Получение взятки считается одним из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, и заключается оно в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Объектом взятки признаются:

1. Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

2. Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

3. Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты лицу, получающему взятку, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

Кто может быть привлечен к ответственности за взятку?

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо — представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительное или административно-хозяйственные функции. Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д. Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

Что такое коммерческий подкуп?

«Взятка» лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. — в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204).

Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184 УК РФ), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри.

Адвокат по взяткам осуществляет защиту не только тех лиц «кто взял», но и тех, кто «дал» взятку. Адвокатам по делам о взятках Коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» на практике приходилось участвовать в защите подозреваемых и обвиняемых по делам с подарками, что трудно отделить от дел о взятках. Следственные органы и оперативные работники занимающее зачастую «провокациями», всякий подарок, полученный учителем или врачом, считают скрытой взяткой. Адвокатам по взяткам часто приходится защищать должностных лиц, которым вменяется взятка под предлогом «дарения».

Адвокаты Коллегии «Трунов, Айвар и партнеры», готовы помочь Вам разобраться в хитросплетениях данных составов преступлений, а также защитить себя и свои законные интересы, если они были ущемлены самим фактом получения, дачи или вымогательства взятки.

Статья уголовного кодекса коррупция

За последние годы уровень коррупции в Украине вырос и стал одной из острых проблем современности. Это отрицательное явление создает реальную угрозу безопасности, демократическому развитию государства и общества, конституционному порядку, а именно: подрывает авторитет страны, наносит ущерб демократическим основам управления обществом, функционированию государственного аппарата, ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, в особенности рядового гражданина, нарушает принципы верховенства права, нарушает установленный порядок осуществления полномочий должностными и служебными лицами органов государственной власти, управленческих структур частного сектора, разрушает моральные и общественные ценности; дискредитирует государство на международном уровне.

Такая ситуация требует максимальной концентрации усилий всех ветвей власти и органов местного самоуправления, употребления необходимых общегосударственных мероприятий, направленных на усовершенствование разных областей права, в частности, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, правового обеспечения правоохранительных органов и, прежде всего, органов досудебного следствия и дознания.

Слово «коррупция» происходит от латинского coruptio — порча, совращение, подкуп — деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное . получение материальных благ, услуг. Статья 1 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» отмечает, что под коррупцией следует понимать такую деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, которая направлена на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ.

Таким образом, коррупционными действиями являются:

а) незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с выполнением таких функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в частности, принятие или получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифом), которая существенно ниже их стоимости;

б) получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредитов или ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.

Принципы борьбы с коррупцией. Органы государственной власти принимали меры, которые были направлены на борьбу с коррупцией, но они не привели к положительным результатам. Причин поэтому много. Одной из них, вместе с экономическими и политическими, является недостаточное научное обеспечение. Вообще эффективная борьба с коррупцией требует системного подхода и применения комплексных мероприятий, в частности научных. И вдобавок для борьбы с этим явлением необходимо иметь в виду концептуальную стратегию и тактику борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Под стратегией и тактикой борьбы с организованной преступностью и коррупцией следует понимать совокупность определенных, исходя из выявленных проблем, мероприятий, направленных на достижение цели — борьбы с этим явлением. Под тактикой следует понимать комплексный план реализации отдельных этапов этой стратегии.

Борьба с коррупцией должна базироваться на таких принципах: не должны ущемляться или ограничиваться законные права и свободы человека и гражданина; эффективность противодействия коррупции может быть обеспечена только согласованными действиями государственных органов, общественных организаций и граждан; государственная система борьбы с коррупцией предусматривает осуществление государственной политики, направленной на устранение и нейтрализацию факторов, которые оказывают содействие развитию коррупционных деяний; правовая база борьбы с коррупцией должна учитывать изменения социально-экономической и политической ситуации в государстве; главное внимание в противодействии коррупции должно предоставляться предупредительным мерам, основанным на анализе и прогнозировании тенденций распространения коррупционных действий; основные практические мероприятия по предотвращению и выявлению коррупционных действий осуществляют органы, которые ведут борьбу с коррупцией.

С целью дальнейшего эффективного предупредительного влияния на социальные предпосылки коррупции и ее формы, нейтрализации этого явления, следует использовать политические, экономические, правовые, организационно-управленческие и социально-психологические мероприятия, которые нужно осуществлять комплексно и согласовано, по установленным формам и методам, а также осуществлять взаимодействие в объеме компетенции каждого органа.

Политические и экономические меры. К политическим мерам относится комплекс идеологических и массово-политических мероприятий, которые оказывают содействие определению в государстве ведущих политических партий и объединений, которые инициируют и активизируют деятельность, связанную с борьбой с коррупцией. Обеспечивать равенство всех слоев населения перед законом в случае изобличения коррупционных действий и привлечения к ответственности виновных в их совершении, независимо от занимаемых должностей. Необходимо активизировать работу среди населения в борьбе с коррупцией, инициировать взаимодействие фондов, ассоциаций, институтов и других негосударственных организаций Украины с аналогичными иностранными учреждениями, которые поддерживают изменения в Украине.

Экономическими мерами являются: полное и своевременное выполнение государством перед человеком и гражданином своих обязательств; обеспечение опережающих темпов возрастания реальных доходов населения сравнительно с темпами возрастания валового внутреннего продукта (поскольку бедность это одна из причин коррупции и преступности); усиление социальной направленности бюджета; усовершенствование системы налогообложения; уменьшение налогового давления на предпринимателей (прежде всего, на малый и средний бизнес), а также на физических лиц, которые должны соединить фискальную и стимулирующую функции налогов; упрощения порядка взыскания налогов.

В средствах массовой информации следует освещать различные аспекты добропорядочности, вопросы борьбы с коррупцией, укрепления институтов государственной власти, соблюдения антикоррупционного законодательства, информирования об изобличении и наказании коррупционеров, формирования общественного мнения относительно неприемлемости и вредности коррупционных действий.

Усовершенствование законодательства. Важным направлением борьбы с этим явлением является усовершенствование законодательства о коррупционных действиях и прочих правонарушениях, связанных с коррупцией, об ответственности за коррупционные действия.

При этом крайне важно обеспечивать стабильность законодательства, как можно быстрее устранить имеющиеся в нем разногласия и неопределенности, осуществлять правовой анализ законопроектов и других нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях — проводить криминологические экспертизы.

Для этого в Закон Украины «О коррупции» следует внести дополнение относительно точного понятия (дефиниции) терминов «коррупция», «коррупционное действие», «коррупционное правонарушение».

Следует отметить, что коррупция, вместе с тем, является и социальным явлением, и криминальным понятием. Однако, поскольку отдельной статьи, предусматривающей наказание за коррупцию в нашем уголовном кодексе нет, следует понимать, что складывается она прежде всего из преступлений, предусмотренных такими статьями УК Украины, как: получение взятки (ст. 368); злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364); превышение власти или служебных полномочий (ст. 365); служебная подделка (ст. 366) и другими должностными преступлениями, которые совершаются для удовлетворения корыстных или других личных интересов или интересов других лиц. Поэтому, следует четко определить в этом Законе понятие коррупции как криминального проявления.

Прокурорско-следственная и судебная практика свидетельствует и о том, что за одни и те же самые действия лица, которые уполномочены на выполнение функций государства, в одних случаях притягиваются к административной ответственности, а в других — к уголовной ответственности. Это происходит потому, что недостаточно четко определены условия и основания для наступления уголовной ответственности за совершение коррупционных действий. Это приводит к тому, что лицо, виновное в уголовно наказанных действиях, несет лишь административную ответственность.

Поэтому в Законе Украины «О коррупции» необходимо предусмотреть обособление коррупционного действия, которые наказываются в уголовном порядке, от тех, которые наказываются в административном. Отличительным критерием этого может быть ценовая стоимость полученного «вознаграждения». Это может быть сумма свыше 100 ли 200 грн. Например, в США такая сумма установлена в размере свыше 100 долларов.

Малозначительность правонарушения. Это является проблемой для судей, которые, при рассмотрении административных материалов о нарушении требований Закона Украины «О борьбе с коррупцией», применяют ст.22 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП) (малозначительность правонарушения).

Закон Украины «О борьбе с коррупцией» не определяет такого понятия как «малозначительность коррупционного правонарушения». Вместе с тем, в соответствии со ст.12 этого Закона «порядок административного производства по делам о коррупционных действиях или других правонарушениях, связанных с коррупцией, а также выполнение постановлений о наложении административных взысканий определяются КУоАП, за исключением положений, установленных Законом».

Не содержит понятия «малозначительность», его признаков или любого перечня малозначащих правонарушений и сам КУоАП. При применении ст.22 КУоАП, судебные органы определяют характеристику правонарушения в каждом конкретном случае.

К тому же имеются факты, когда к административной ответственности притягивались лица, которые совершили малозначительные действия, но по своей сути не нанесли вреда государству и обществу. Если лицо получает пачку сигарет, галстук, бутылку водки, вина или коньяка (отечественного производства), конфеты и т.п., так что, за эти малозначащие действия его притягивать к административной ответственности? С этим тяжело согласиться. Полагаю, что за малозначительные действия можно ограничиваться проведением определенных воспитательных и профилактических мероприятий, в частности ограничиться устным замечанием.

Хотя в каких-то действиях могут усматриваться признаки правонарушения, при этом необходимо учитывать, то, что эти действия были совершены впервые, что лицо характеризуется положительно, что эти действия не нанесли вреда обществу, государству, что может свидетельствовать о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным и воспитательных целей можно достичь без применения мер административного воздействия.

Увеличение количества закрытых по таким основаниям дел объясняется, прежде всего, увеличением (в погоне за показателями отчетности) количества необоснованно составленных протоколов за малозначительные правонарушения.

Учитывая изложенное, целесообразно внести в Закон Украины «О коррупции» дополнения, о том, что малозначительными правонарушениями являются такие действия, которые не представляют большой общественной опасности, не причинили существенного вреда общественным или государственным интересам, правам и свободам человека и гражданина.

При решении вопроса об освобождении правонарушителя от административной ответственности на основании малозначительности его проступка следует учитывать такой факт, как отсутствие у правонарушителя стойких антиобщественных намерений.

Кроме того, возможно в этом Законе следует установить нижнюю границу размера коррупционного деяния и четко отграничить коррупционное деяние от получения взятки.

Язва, разъедающая государство (инфографика)

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Закона ЛНР «О противодействии коррупции» от 17 июля 2015 года №45-II)

Наиболее распространенным и общественноопасным проявлением коррупции является получение взятки должностным лицом (ст. 359 Уголовного кодекса ЛНР).

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

Действия должностного лица также квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Уголовный кодекс ЛНР предусматривает несколько видов преступлений, связанных со взяткой:

  • получение взятки;
  • дача взятки;
  • посредничество во взяточничестве;
  • коммерческий подкуп;
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Получение взятки – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (статья 359 УК ЛНР).

Дача взятки — дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (статья 360 УК ЛНР).

Посредничество во взяточничестве — посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (статья 361 УК ЛНР).

Коммерческий подкуп незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (статья 238 УК ЛНР).

Провокация взятки либо попытка коммерческого подкупа — провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа (статья 375 УК ЛНР).

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ (ДАЧУ, ПОСРЕДНИЧЕСТВО) ВЗЯТКИ?

Еще по теме:

  • Материнский капитал в 2017 году закон Материнский капитал в 2017 году — размер капитала, использование В связи с нестабильной экономической обстановкой в мире, многие семьи стали всерьёз задумываться о том, стоит ли заводить […]
  • Как написать заявление на возбуждение исполнительного производства Заявление о возбуждении исполнительного производства Для принудительного исполнения решения суда выигравшая сторона составляет заявление о возбуждении исполнительного производства. […]
  • Как заполнить декларацию по прибыли с авансовыми платежами Каков порядок заполнения авансовых платежей в декларации по налогу на прибыль? Оставить заявку Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 […]
  • Мировой суд 304 люберцы Судебный участок №304 мирового судьи Люберецкого судебного района МИРОВОЙ СУДЬЯ 304 судебного участка Люберецкого судебного района Московской области Клубничкина Анжела […]
  • Комментарий 305 гк рф Статья 305 ГК РФ. Защита прав владельца, не являющегося собственником Новая редакция Ст. 305 ГК РФ Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, […]
  • Ук рф 1651 ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ Энциклопедия юриста . 2005 . Смотреть что такое "ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ" в других словарях: ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ — в РФ преступление против интересов государственной […]