Статья 95 часть 1 подпункт а 44-фз

Актуальные проблемы ФЗ-44: в каких случаях возможно изменение существенных условий контракта

В процессе исполнения обязательств, предусмотренных условиями контрактов, заключенных в рамках реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – «ФЗ-44»), у сторон может возникнуть вопрос: возможно ли изменение существенных условий контрактов и каков порядок?

Новая таблица от Марата Дзюнова по срокам в законе о госзакупках, 44-ФЗ.

Считаю необходимым сразу пояснить, что данная тема является серьезной, так как Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — «КоАП РФ») предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка изменений условий контракта (ч. 4, ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ). Рассмотрим, в каких же случаях стороны могут изменить условия контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 ФЗ-44 при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Федерального закона.

Ч. 1 ст. 95 ФЗ-44 содержит перечень оснований изменения существенных условий контракта. К ним относятся:

  • если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
  1. при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  2. если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
  • если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации, либо на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо решения местной администрации;
  • изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

  • в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
  • Согласно ч. 1.1 ст. 95 ФЗ-44, в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

    Порядок изменения существенных условий контракта регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 № 198 (далее — «Постановление Правительства РФ № 198», находится во вложении), в соответствии с которым утверждены Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) единицы цены товара, работ, услуг, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году.

    На основании п. 3 вышеназванных Правил,настоящие Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых являются:

      поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, включенные в перечни, утверждаемые федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд (осуществляемых указанными федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и подведомственными им заказчиками, а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации), нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, за исключением работ, указанных в подпункте «б» настоящего пункта. При этом цена контракта должна превышать 1 млн. рублей при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, размер, установленный высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, и составлять не более чем 5 млн. рублей в случае, если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;

  • строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.
  • Итак, резюмируя вышесказанное, изменение условий контрактов возможно, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 ФЗ-44, а также п. 3 Поставления Правительства РФ № 198 (в отношении контрактов, срок исполнения которых заканчивается в 2015 г.).

    Вопрос-ответ». Эксперты о 44-ФЗ и госзакупках

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Одной из основных тем в рубрике «Вопрос-ответ» на сайте «Бюджет» приходится на вопросы наших посетителей по поводу 44-ФЗ и закупок. В этом материале мы приводим часть из опубликованных на нашем ресурсе ответов.

    ВОПРОС

    С 01.01.2015 г. внесены изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, в частности, в соответствии с п. 1.1 ст. 95 закона «в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и(или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году в порядке, установленном правительством РФ. . », а в соответствии с п. 6.1 ст. 34 закона «в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

    В связи с чем — вопрос: необходимо ли включение указанных условий в контракты, заключаемые в 2015 году при том, что соответствующий порядок правительством РФ еще не определен?

    ОТВЕТ

    Действительно, в соответствии с п.1.1. ст.95 Закона № 44-ФЗ в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    44-ФЗ — оплата внештатнику

    Учреждение платит зарплату внештатнику за уборку помещения по 225 КОСГУ. Это считается закупкой услуги? И попадает ли это в 5%? Или все-таки зарплата? Ведь все начисления в фонды регулярно платятся?

    ОТВЕТ

    В случае оформления с сотрудником трудовых отношений (заключения трудового договора), Закон о контрактной системе № 44-ФЗ не будет распространять свое действие на них. Если же с сотрудником заключается гражданско-правовой договор, то Закон о контрактной системе № 44-ФЗ будет их регулировать, и, как следствие, заказчику необходимо при заключении договора соблюдать все ограничения Закона № 44-ФЗ, в том числе в части соблюдения лимитов количества (суммы) договоров, исчисляемых от совокупного годового объема закупок. Например, следить за тем, чтобы сумма подобных договоров, если они заключаются на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе (100 тысячные контракты), не превышала 5% лимита от совокупного годового объема закупок или не превышала 2 миллионов рублей.

    ВОПРОС

    Госзакупки

    Здравствуйте, прошу ответьте. Я, как поставщик, заключила госконтракт с больницей на поставку круп (открытый электронный аукцион). Теперь заказчик предлагает расторгнуть договор обоюдно, т.к. завышенные цены. Я отказалась, они сказали, что расторгнут договор в судебном порядке. Что мне делать?

    ОТВЕТ

    Контракт заключается по цене, которая сложилась на аукционе с учетом снижения начальной (максимальной) цены, установленной Заказчиком.

    В силу требований части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, цена контракта является твердой и не подлежит изменению на весь период исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.

    Таким образом, закон устанавливает твердость цены, причем её размер напрямую зависит от расчетов Заказчика, которые выполнялись при формировании начальной (максимальной) цены контракта до проведения закупки.

    ВОПРОС

    Применение положений 44-ФЗ при исполнении ст.156 БК РФ

    При заключении с Банком России договора банковского счёта в отношении средств, поступающих во временное распоряжение в соответствии со ст.156БК РФ нужно ли руководствоваться 44-ФЗ? Если нужно, то каким подпунктом ч.1 ст.93 44-ФЗ следует руководствоваться: п.4-с единственным поставщиком или п.6-с госорганом и обязательно ли соблюдать ст.18 закона 135-ФЗ-эл.аукцион?

    ОТВЕТ

    Необходимо, прежде всего, определить оказываются ли такие услуги в следующих целях:

    1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты);

    2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;

    3) услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

    4) доверительное управление ценными бумагами;

    5) негосударственное пенсионное обеспечение.

    Если да, то услуга может быть получена по результатам проведения открытого конкурса или аукциона в соответствии со ст.18 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ и Законом № 44-ФЗ.

    Рекомендуем посмотреть

    «Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

    Выставки, форумы, конференции

    Учебный центр «Бюджет»: ваша возможность повысить квалификацию

    Финансовый контроль

    Журнал «Финконтроль» для финансовых контролеров и проверяемых

    Федеральный бюджет — 2019: ключевые цифры

    Выставки, форумы, конференции

    Местное самоуправление: современные вызовы

    Минфин предложил упростить укрупнение сельских поселений

    Минфин: поправки в Бюджетный кодекс находятся в высокой степени готовности

    Дополнительное соглашение к контракту

    Вопрос-ответ по теме

    В контракте прописана возможность изменения объема оказываемых услуг в рамках 10%, в соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 1 статьи 95 закона 44-ФЗ. Заказчик хочет увеличить объем оказываемых услуг по контракту (увеличится сумма контракта), не превышающую 10 процентов цены контракта. Ведь в данном случае должен увеличится размер штрафа 10% от цены контракта у исполнителя и 2,5% от цены контракта у заказчика. При составлении дополнительного соглашения к контракту, об увеличении объема оказываемых услуг, нужно ли вносить изменения в пункт контракта о штрафных санкциях?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Поскольку размер штрафа напрямую зависит от цены контракта, то в том случае, если цена контракта изменена, изменению подлежит и размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

    В противном случае, если размер штрафа не будет пересчитан в соответствии с измененной ценой контракта, то такой штраф будет определён не в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением № 1063, что в свою очередь будет являться нарушением ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

    При этом в соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Постановление № 1063).

    Согласно п. 2, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением № 1063, размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, в соответствии с данными Правилами.

    В силу ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

    В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – контрактом, когда производится снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества, качества товара, объема, качества работы или услуги и иных условий контракта.

    Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

    Так, ч. 1 ст. 453 ГК РФ установлено, что при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.

    В соответствии с ч. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.

    Таким образом, поскольку размер штрафа напрямую зависит от цены контракта, то в том случае, если цена контракта изменена, изменению подлежит и размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

    Следовательно, после внесения в установленном порядке изменений в условия контракта относительно его цены, начисление пеней и штрафов должно осуществляться с учетом внесенных изменений.

    Данный вывод подтверждается позицией Минэкономразвития России, изложенной в письмах от 3 апреля 2015 г. № ОГ-Д28-4635, от 9 марта 2015 г. № Д28и-596.

    Несмотря на то, что напрямую возможность изменения штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, положениями ст. 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена, изменение размера штрафа в данном случае необходимо в целях соблюдения п. 3 Правил, утвержденных Постановлением № 1063 (т.к. размер штрафа определяется как процент цены контракта), и является лишь следствием изменения цены контракта.

    В противном случае, если размер штрафа не будет пересчитан в соответствии с измененной ценой контракта, то такой штраф будет определён не в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением № 1063, что в свою очередь будет являться нарушением ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

    Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

    Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
    Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

    Расторжение контракта, ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

    Вопрос-ответ по теме

    Заключен контракт, в спецификации 3 товара. Наше учреждение заказало и Поставщик осуществил поставку 2 товаров. Стоимость данных товаров составляет 95% от стоимости всего контракта. На данный момент у нас отсутствует потребность в 3-ем товаре. Дополнительное соглашение будет «о расторжении контракта» или «об уменьшении цены контракта в рамках предусмотренных 10%»?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    • по соглашению сторон;
    • по решению суда;
    • в случае одностороннего отказа заказчика;
    • в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Такие основания предусмотрены частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    «Управление закупками (120 часов)»
    Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

    Расторжение контракта по соглашению сторон

    Расторгнуть контракт по соглашению сторон допускается, если у сторон нет друг к другу претензий по исполнению.

    Однако в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в т. ч. гарантийного обязательства), в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

    Читайте также:

    Ситуация: вправе ли заказчик взыскать неустойку после расторжения контракта по соглашению сторон

    Да, вправе. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 4 ст. 425 ГК РФ). Взыскать неустойку можно в любое время в пределах срока исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ) независимо от факта расторжения контракта.

    Для расчета неустоек воспользуйтесь расчетчиком Размер неустойки (пеней, штрафа).

    Расторжение контракта по соглашению сторон оформляется в виде дополнительного соглашения.

    Датой расторжения контракта (прекращения обязательств) считается дата заключения соглашения о расторжении, если иное не вытекает из соглашения (ч. 2, 3 ст. 453 ГК РФ).

    Ситуация: поставщик в период исполнения контракта прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель и открыл ООО. Нужно ли в таком случае расторгать контракт

    Да, нужно. Заказчик в такой ситуации расторгает контракт по соглашению сторон и проводит новую закупку на остаточный объем товаров.

    Согласно Закону № 44-ФЗ, при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляет случай, когда новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования (п. 5 ст. 58 ГК РФ), слияния (п. 1 ст. 58 ГК РФ) или присоединения (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Поскольку индивидуальный предприниматель не юридическое лицо, указанное правило к нему неприменимо.

    Ситуация: поставщик нарушает условия поставки по срокам поставки и по качеству товара. Правомерно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон и заключить контракт со вторым участником

    Нет, неправомерно. Закон № 44-ФЗ не предусматривает право заказчика заключить контракт со вторым участником закупок, в случае если контракт расторгается по соглашению сторон. При расторжении контракта по соглашению сторон заказчик вправе провести новую закупку за счет средств, которые не были использованы заказчиком по причине ненадлежащего исполнения контракта поставщиком.

    Ситуация: что делать заказчику, если объем услуг не выбран в полном объеме

    Заказчик вправе как расторгнуть контракт по соглашению сторон, так и заключить к нему дополнительное соглашение об уменьшении объема услуг.

    Если у заказчика отпала необходимость в некотором объеме услуг, заказчик и исполнитель вправе на основании части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторгнуть контракт по соглашению сторон в исполненной части, указав при этом в соглашении о расторжении контракта объем оказанных услуг, сумму, подлежащую оплате исполнителю. Заказчиком в таком случае оплачивается только объем оказанных услуг.

    Уменьшить объем услуг заказчик может в случае, если такое условие было предусмотрено контрактом, и с учетом положений подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: можно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон при досрочном исполнении обязательств

    Нет, при досрочном исполнении обязательств контракт расторгать не следует. В данной ситуации заказчик:

    вносит информацию об исполнении в реестр контрактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084);
    готовит отчет об исполнении контракта.
    Ситуация: должна ли организация-заказчик расторгать и заключать заново договоры в случае реорганизации в форме присоединения к другой организации

    Нет, это не обязательно. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица по передаточному акту (п. 2 ст. 58, п. 1 ст. 59 ГК РФ). Нормами Гражданского кодекса РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения не предусмотрено переоформление договоров, обязательства по которым переходят к правопреемнику.

    Вместе с тем, на практике организации переоформляют договоры. Это делается с целью избежать спорных ситуаций с контрагентами и налоговыми органами.

    В этом случае заказчик подписывает дополнительные соглашения к контрактам, указав одной из сторон контракта правопреемника, причину перемены заказчика (организации), новые банковские реквизиты, и продолжает работать по ранее заключенным контрактам.

    Ситуация: может ли заказчик после расторжения контракта по соглашению сторон возобновить отношения с тем же поставщиком на оставшуюся сумму средств

    Нет, не может. Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заказчика возобновить договорные отношения с исполнителем после расторжения контракта.

    После расторжения контракта по соглашению сторон заказчику необходимо провести новую процедуру закупки с учетом нормы части 18 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: как расторгнуть контракт на коммунальные услуги, если сменился собственник имущества предприятия

    Заказчик вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон, а в случае несогласия исполнителей (подрядчиков) – в одностороннем (если такое условие предусмотрено контрактом) или в судебном порядке (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Либо при необходимости заказчик может передать права и обязанности по контрактам (части контрактов) новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). К аналогичному выводу пришло Минэкономразвития России в своем письме от 7 декабря 2015 г. № Д28и-3664.

    В последнем случае переход прав и обязанностей по контракту к новому заказчику оформляется дополнительным соглашением. Сведения об изменении контракта включаются в реестр контрактов в течение трех дней с момента изменения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

    О том, как сформировать информацию об изменениях в реестре контрактов, см. пункт 34 приказа Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».

    Уменьшение цены контракта в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускается только вследствие уменьшения количества поставляемого товара не более чем на 10 % от количества товара, предусмотренного контрактом.

    В сложившейся ситуации заказчику следует на основании ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ оформить соглашение о расторжении контракта, в котором необходимо указать:

    — перечень и количество фактически поставленного товара;

    — перечень и количество товара, в отношении которого производится расторжение контракта;

    — сумму, подлежащую выплате поставщику.

    Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России в своих письмах от 07.12.2015 № ОГ-Д28-15251, от 01.12.2015 № ОГ-Д28-15255.

    Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

    Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
    Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

    Приведите пример расчета согласно одпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ

    Вопрос-ответ по теме

    На основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ Цена единицы при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара. Возможно ли привести Вами пример расчета применительно данной нормы закона?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Пример такого расчета выглядит следующим образом:

    Заказчиком осуществлена закупка на поставку ноутбуков в количестве 12 шт. В рамках осуществленной закупки была определена цена контракта – 360 000 руб.

    Условиями контракта заказчиком установлена возможность на увеличение количества товара не более чем на десять процентов на основании подпункта б) п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Следовательно, для того чтобы определить какое количество ноутбуков заказчик вправе дополнительно закупить, необходимо 12 х 10% = 1,2, т.е. заказчик в нашем случае на основании подпункта б) п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ вправе закупить 1 (один) ноутбук.

    Далее, определяем цену данного одного ноутбука в соответствии с положениями подпункта б) п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара).

    Первоначальная цена контракта — 360 000 руб.

    Предусмотренное в контракте количество такого товара – 12 шт.

    360 000 / 12 = 30 000 руб. цена одного ноутбука.

    После увеличения количества товара цена контракта стала 360 000 + 30 000 = 390 000 руб.

    Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

    Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
    Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

    Изменение существенных условий контракта

    Вопрос-ответ по теме

    Были заключены муниципальные контракты 12.08.2016г. на выполнение работ по обустройству пешеходных переходов на проезжей части светофоров мигающим типа Т7, 15.08.2016г. поступает обращение Подрядчика о согласовании замены системы питания светофорных объектов типа Т7 на питание от уличного освещения на питание от солнечных панелей. Должностное лицо контролируещее данное выполнение согласовал данные изменения без уведомления директора — Заказчика. При выполнении Подрядчиком работ и при сдачи данных работ выясняется данная ситуация. Что в данной ситуации можно сделать. Поскольку законом 44 -ФЗ изменения существенных условий не допускается. На данный момент Подрядчик ссылается что это улучшенные условия. Но поскольку наш край признан крайнем севером и в зимнее время года естественное освещение составляет мах 4 часа. И светофоры на солнечных батареях не будут работать. Как поступить?

    Как работать с электронными торговыми площадками

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона № 44-ФЗ и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

    В свою очередь, согласно ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

    Так ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ установлено, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Постановления правительства РФ от 14 июля 2014 г.№ 656, от 11 августа 2014 г. № 791, от 24 декабря 2013 г. № 1224, от 16 ноября 2015 № 1236), и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (Постановления правительства РФ от 05 февраля 2015 г. № 102, от от 30 ноября 2015 г. № 1289). Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155), за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

    Таким образом, допускается поставка товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, а также технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте. Данное изменение заказчик должен согласовать с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Оформлено это может быть заключением дополнительного соглашения к контракту, которое и будет основанием для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными. При заключении такого дополнительного соглашения сведения о нем должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

    Однако стороны не вправе изменить контракт по указанному основанию в случаях, когда замена товара или страны (стран) его происхождения при исполнении контракта не допускается нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (ч. 7 ст. 95, ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Данное исключение начинает действовать с 14 августа 2015 г.

    Письмо Минэкономразвития России от 11 января 2016 г. № Д28и-65

    «…Статьей 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

    Так, в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

    При этом следует отметить, что частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность изменения цены контракта и (или) цены единицы товара (работы, услуги).

    Таким образом, Закон № 44-ФЗ допускает возможность, при условии согласия заказчика, изменения условий контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте.

    Поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Законом № 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает поставщику (подрядчику, исполнителю) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. При этом следует отметить, что изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта (вида работ). При этом новые характеристики выполняемых работ должны соответствовать извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации о закупке.

    Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона изменение существенных условий контракта допускается, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

    При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

    Таким образом, в случае увеличения или уменьшения предусмотренного контрактом количества товара, объема работ или услуг не более чем на десять процентов заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить или уменьшить с соответствующим изменением общей цены государственного контракта.

    При этом не допускается включение не предусмотренных контрактом товаров, работ, услуг. …»

    В случае, указанном в Вашем вопросе, подрядчику необходимо напомнить, что контракт должен исполняться на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

    Также, напоминаем, что в соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

    Обращаем внимание, что заказчик не вправе принимать результаты работ, которые не соответствуют условиям осуществления закупки (контракта).

    При этом, как Вы правильно отметили, говорить о том, что качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) выполненных работ являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, в данном случае не уместно. Так как, есть большая вероятность, что заказчику по результатам таких работ придется осуществить новую закупку для замены системы питания светофорных объектов типа Т7 на питание от уличного освещения. А это означает, что будут дополнительные траты финансовых средств.

    Дополнительно сообщаем, что если изменения будут внесены без предусмотренных на то оснований, по решению контролирующего органа заказчик может быть признан нарушившим ч.ч. 1, 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Должностные лица заказчика в таком случае могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч.ч. 4 или 5 ст. 7.32 КоАП РФ.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

    Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

    Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
    Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

    Еще по теме:

    • Дополнительное соглашение на аванс Дополнительное соглашение на плату аванса по 44 ФЗ Добрый день!Мы бюджетная организация заключили в тепловой компанией договор на поставку тепла.Сейчас Тепловая требует от нас доп […]
    • Картинки развода супругов Как судьба брака зависит от даты свадьбы Практически каждая вторая семейная пара в Украине разводится. Жизнь показывает, что брак без обоюдного влечения, без гармоничной физической и […]
    • Ст 112 ч30 44 фз Правительство Иркутской области Официальный портал Главная > Сайты органов государственной власти Иркутской области > Министерство по регулированию контрактной системы в сфере […]
    • Белозерное гпк нижневартовск Белозерный ГПК возобновил работу Работа второй технологической очереди по переработке газа (УПГ-2) Белозерного ГПК, приостановленная из-за произошедшей 5 мая аварии на первой […]
    • Статья 24 44-фз Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. (Ч. 4 ст. 24 […]
    • Ооо ассоциация юристов россии Ооо ассоциация юристов россии Прием физических лиц в члены Ассоциации осуществляется в соответствии с Уставом Ассоциации и Положением «О порядке приема в члены Ассоциации юристов России и […]