Статья 171 земельного кодекса рф

Оглавление:

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 10 июня 2014 года

Одобрен Советом Федерации 18 июня 2014 года

23 июня 2014 года

Цель поправок — оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, закреплена возможность выделения земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства, в т. ч. социального.

Участки предоставляются без проведения торгов только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях.

Органы теперь должны выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц. Исключение — если они зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т. п. В качестве начальной аукционной цены участка используется кадастровая стоимость. Информацию о наличии свободной земли органы обязаны публиковать на официальных сайтах.

Если утверждены правила землепользования и застройки поселения, оно может распоряжаться участками, госсобственность на которые не разграничена. При отсутствии этих правил указанные полномочия реализуют муниципальные районы.

В определенных случаях допускается обмен государственных и муниципальных участков на землю, которая находится в частной собственности. Это возможно, если последняя изымается для государственных или муниципальных нужд. Либо когда частная земля предназначена (согласно проектам планировки и межевания территории) для размещения социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры или если на ней соответствующие объекты уже расположены.

Установлена возможность предоставления участков для ИЖС, ведения дачного хозяйства и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.

Прописана процедура отчуждения объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен. Такой объект изымается у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Исключение — если собственник докажет, что нарушение срока строительства связано с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих инженерно-технические сети, к которым должен быть подключен объект. Вырученные на торгах деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.

Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 г., за исключением положений, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 июня 2014 г., в «Российской газете» от 27 июня 2014 г. N 142, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3377

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 2 статьи 3 изменений, вступающего в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 36 ЗК РФ. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ. (действующая редакция)

Комментарий к ст. 36 ЗК РФ

1. Правовое значение исключительного права на приобретение гражданами или юридическими лицами земельных участков в собственность или в аренду разъяснено Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». Согласно данному Постановлению, поскольку право на приобретение земельного участка является исключительным, т.е. никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости. Также Постановлением Пленума ВАС РФ разъяснено, что установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (п. 7 ст. 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена.

Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ.

2. При реализации п. 2 настоящей статьи следует иметь в виду специальные нормы иных федеральных законов, регулирующих приобретение права на недвижимость и земельные участки под этой недвижимостью. Так, согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Согласно той же статье ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие ЖК РФ. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке. Кроме того, согласно ст. 137 ЖК РФ, в случаях если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации; осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков.

3. Указание п. 3 настоящей статьи о совместном обращении собственников помещений в здании при приобретении прав на земельные участки под таким зданием на практике привело к затруднениям при приобретении права на земельные участки в этом случае. Дело в том, что очень часто отсутствовала возможность именно совместного обращения, ввиду того что не все собственники помещений на момент подачи заявления были выявлены или намеревались реализовать право на приобретение земли.

В целях разрешения этой проблемы Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 11 предложил следующее решение: в силу ч. 2 п. 3 ст. 36 ЗК РФ, в случае если в здании, расположенном на неделимом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам — на праве хозяйственного ведения или всем лицам — на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с условием согласия сторон договора аренды на вступление в указанный договор иных правообладателей помещений в этом здании.

При рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков упомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них.

Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями п. 3 ст. 36 ЗК РФ. Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается (п. 1 ст. 421 ГК РФ).

Постановлением Пленума ВАС РФ определено, что при рассмотрении споров, связанных с регистрацией договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, необходимо учитывать, что если такой договор заключен на срок один год и более, то в соответствии с п. 2 ст. 26 ЗК РФ он подлежит государственной регистрации. Поскольку лица, указанные в п. 3 ст. 36 ЗК РФ, могут заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора при участии в нем одного или нескольких владельцев помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке, надлежащим образом оформленный договор, заключенный на один год и более, подлежит государственной регистрации после подачи в регистрирующий орган заявления лицами, подписавшими такой договор.

4. При применении п. 4 комментируемой статьи в целом следует обратить внимание также на п. 4 ст. 35 ЗК РФ, согласно которому отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.

5. Пунктами 5 — 8 комментируемой статьи установлен порядок приобретения прав на земельный участок лицами, указанными в п. 1 этой же статьи. Известно, что реализация п. 5 настоящей статьи вызывает затруднения в связи с тем, что на практике совместное обращение в уполномоченные органы об оформлении прав на земельный участок требует наличия для этого всех лиц, обладающих правами на недвижимость, а также требуется, чтобы эти лица изъявили желание оформить права на землю. Следует признать, что правовая возможность приобрести права на землю без соблюдения данной нормы существенно затруднена или практически невозможна.

6. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 187-О разъяснено, что согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 данного Кодекса. А в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования названный орган готовит проект договора либо купли-продажи, либо аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч. 1 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами. На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1998 г. N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. п. 1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).

Из пункта 6 ст. 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу — собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

Если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.

7. Подготовка кадастровых планов была предусмотрена Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ст. 13 указанного Федерального закона кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами). Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке.

Кадастровый план упоминается и при совершении кадастровых действий Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Так, из понятия межевого плана, данного в ст. 38 данного Закона, следует, что это документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. При этом в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Кадастровый план принимается во внимание и при подготовке технического плана здания, сооружения или объекта незавершенного строительства (ст. 41 Федерального закона о ГКН). В графической части технического плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Графическая часть технического плана помещения представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения.

При обращении к правовому значению кадастровых планов, подготовленных до вступления в силу Федерального закона о ГКН, следует иметь в виду, что ст. 47 данного Закона установлено, что к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу, если иное не установлено данной главой. Заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, поданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

8. Согласно ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве», межевание объекта землеустройства включает следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Межевание земель осуществляется в порядке, предусмотренном несколькими нормативными правовыми актами, одним из основных при этом является Инструкция по межеванию земель, утв. Приказом Роскомзема от 8 апреля 1996 г.

9. При реализации п. 9 настоящей статьи следует иметь в виду, что перечень приграничных территорий, предусмотренный п. 3 ст. 15 ЗК РФ, до настоящего времени не утвержден.

Статья 34. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Утратила силу

СТ 34 ЗК РФ — Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Комментарий к Статье 34 Земельного кодекса РФ

Комментарий к Статье 34 ЗК РФ временно недоступен.

Минэкономразвития высказался по вопросу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Министерство экономического развития Российской Федерации своим письмом от 24.03.2015 г. № 6786-ПК/Д23н изложило свою позицию относительно применения отдельных положений Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ N 171), основные нормы которого вступили в силу с 01.03.2015 г.

Из приведенных письмом пояснений можно выделить следующие:

1.Право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена

В соответствии с поправками ФЗ N 171, полномочия по распоряжению землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности, от муниципальных районов переходят городским и сельским поселениям при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. При отсутствии таких правил на момент вступления в силу ФЗ N 171, полномочия переходят с даты их утверждения.

Минэкономразвития в этой связи поясняет, что на основании закона соответствующего субъекта РФ такие полномочия могут быть перераспределены органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с частью 1.2. статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (например, законом Московской области от 30.12.2014 г. N 211/2014-ОЗ установлено, что с даты утверждения правил землепользования и застройки городского поселения полномочия осуществляет Правительство МО или уполномоченный им центральный исполнительный орган государственной власти МО).

В то же время действующим законодательством РФ не предусмотрено возможности передачи таких полномочий органам местного самоуправления муниципального района. При этом, согласно статье 34 ФЗ N 171 завершить начатую процедуру распоряжения земельным участком должен тот орган власти, который ее начал.

2.Преимущественное право на заключение на новый срок договора аренды земельного участка без проведения торгов

Положениями ЗК РФ в новой редакции установлены основания (пункт 3 статьи 39.6. ЗК РФ) и условия (пункт 4 статьи 39.6. ЗК РФ) заключения без проведения торгов нового договора аренды земельного участка с арендатором такого земельного участка, по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. При отсутствии в совокупности таких установленных условий, такой земельный участок может быть предоставлен такому лицу только на торгах. Минэкономразвития обращает внимание, что право на заключение нового договора не является преимущественным правом, следовательно, положения пункта 1 статьи 621 ГК РФ не применимы.

В то же время, на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в полной мере распространяется правило (пункт 2 статьи 621 ГК РФ), согласно которому договор считается возобновленным на тех же условия на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя.

3.Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, на основании решения Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ

Возможность заключения договора аренды по данному основанию предусмотрена подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 39.6. ЗК РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. N 1603 уже утверждены критерии, при которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов.

Минэкономразвития теперь предлагает определённый минимальный набор сведений, которые должны быть указаны в соответствующем решении одного из указанных органов государственной власти. Так, в таком решении должно быть указано:

  • юридическое лицо, которому земельных участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду без торгов,
  • характеристики объекта, для целей размещения, которого требуется предоставление земельного участка.

При этом сведения о самом земельном участке, по мнению Минэкономразвития, в решении могут не содержаться. Такое решение, поясняет Минэкономразвития, не является распорядительным актом, а является основанием для предоставления земельного участка без торгов.

4.Использование земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без процедуры предоставления и установления сервитута

Согласно пояснению Минэкономразвития использование земель или земельных участков без процедуры предоставления и установления сервитута в порядке реализации положений главы V.6 ЗК РФ должно осуществляться бесплатно. В настоящее время в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33. ЗК РФ, использование земель или земельных участков без процедуры предоставления и установления сервитута осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое выдается в порядке, установленным постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 г. N 1244.

В случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33. ЗК РФ) такое разрешение не выдается, а данные объекты могут размещаться в силу утвержденных органом местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки и согласно порядку организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, устанавливаемому нормативным правовым актом субъекта РФ.

Иные виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300. Порядок и условия размещения таких объектов должен быть установлен нормативным правовым актом субъекта РФ.

5.Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка

Согласно пояснению Минэкономразвития реализация положений статьи 239.1. ГК РФ в части продажи объекта незавершенного строительства по решению суда возможна не ранее 01.03.2018 г., если собственник объекта незавершенного строительств воспользовался правом на заключение договора аренды земельного участка для завершения строительства, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а именно приобрел такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства.

Вышеуказанные пояснения не являются официальными разъяснениями положений законодательства РФ, поскольку Минэкономразвития не наделено такими полномочиями. Однако, в силу того, что Минэкономразвития наделено функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере земельных отношений, а также осуществлением координации и контроля деятельности подведомственной ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, есть основания полагать, что данные пояснения, носящие информационно-рекомендательный характер, найдут своё отражение, прежде всего, в правоприменительной практике подведомственных органов.

Статья 36 Земельного кодекса.

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

ЗК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

«Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

«О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

ЗК РФ — последние изменения и законы

«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

«О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступили в силу изменения земельного законодательства

С 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанным Федеральным законом внесены масштабные изменения не только в Земельный кодекс РФ (в том числе, во вводный закон), но и в Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также в иные законодательные акты Российской Федерации.

Внесение изменений в законодательство повлечет за собой необходимость корректировки земельного законодательства как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.

Изменения в земельное законодательство коснулись вопросов образования земельных участков, а также предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности, вопросов распоряжения неразграниченными земельными участками и перераспределения земельных участков из федерального на региональный и муниципальный уровни собственности.

В новой редакции Земельного кодекса РФ сохранен основной принцип публичной собственности на землю: публичная собственность на земельные участки подразделяется на разграниченную и неразграниченную.

Однако в новой редакции Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (статья 3.3) перераспределены полномочия на распоряжение неразграниченными землями. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от муниципалитетов районного звена к муниципалитетам городских и сельских поселений.

Новой редакцией Земельного кодекса РФ муниципалитетам, а также субъекту федерации предоставлены фактически неограниченные полномочия по получению в собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Так, Земельный кодекс РФ дополнен главой V.5, регламентирующей безвозмездную передачу земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта либо муниципалитета, а также главой V.1, регламентирующей порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением правоотношений аренды земель лесного фонда (пункт 3 статьи 39.1 Кодекса).

Новой редакцией кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для бесплатного предоставления земельного участка в собственность гражданина либо юридического лица (статья 39.5 Кодекса).

Кодексом регламентирован также порядок предоставления земель в аренду. По общему правилу, установленному статьей 39.6 Кодекса, предоставление в аренду земельных участков осуществляется на торгах в форме аукциона. Случаи предоставления в аренду земельных участков вне процедуры торгов прямо установлены пунктом 2 указанной статьи.

В новой редакции Земельного кодекса РФ установлен порядок использования земель для размещения нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций.

Необходимо отметить, что в рамках масштабных изменений в земельное законодательство упорядочен также вопрос видов разрешенного использования земельных участков. При этом следует учитывать, что ранее присвоенные виды разрешенного использования являются действительными, даже если противоречат принятому классификатору (пункт 11 статьи 34 Закона №171-ФЗ).

Федеральный закон №171-ФЗ содержит переходные положения в части применения указанных норм после 01.03.2015.

Так, статьей 34 Закона предусмотрено, что в случае принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка до 01.03.2015, применяются положения Земельного кодекса в прежней редакции, при этом фактическое предоставление земельного участка должно быть осуществлено не позднее 01.03.2018.

Еще по теме:

  • Севастополь закон 106 Закон г. Севастополя от 23 января 2015 г. N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" (с изменениями и […]
  • Закон рф 102 об ипотеке Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге […]
  • Закон о алкогольной продукции 2011 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении […]
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г N 152-фз о персональных данных Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 […]
  • Закон об актах гражданского состояния рсфср Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского […]
  • Картинка права гражданина рф Путешествие в страну «Правознайка». «Конституция Российской Федерации – основной закон государства» 6+ 2015. - презентация Презентация была опубликована 3 года назад пользователемВера […]