Ст 184 трудовой кодекс

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 184. Гарантії при прийнятті на роботу і заборона звільнення вагітних жінок і жінок, які мають дітей

Забороняється відмовляти жінкам у прийнятті на роботу і знижувати їм заробітну плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям — при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида.

При відмові у прийнятті на роботу зазначеним категоріям жінок власник або уповноважений ним орган зобов’язані сообщать им причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке.

Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет — часть шестая статьи 179), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора.

1. Комментируемая статья, устанавливает существенные льготы для женщин-матерей. Иногда они настолько затрагивают интересы собственников, последние вынуждены проводить определенные маневры с целью предотвращения принятия на работу женщин, имеющих такие льготы.

2. Запрещается отказывать в приеме на работу по мотивам, связанным с беременностью, наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям — при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида. Отметим, что последнее (при наличии ребенка-инвалида) касается также только одиноких матерей.

3. Поняття одинокої матері було визначено в постанові Пленуму Верховного Суду України «Про практику рассмотрения судами трудовых споров «. П. 9 этого постановления одинокая мать определена как женщина, которая не находится в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери. Кроме того, матерью по определению Пленума Верховного Суда Украины стоит признавать и вдову, другую женщину, которая воспитывает и содержит ребенка одна. Подчеркнем, что по этому определению для признания «другой женщины» одинокой матерью необходимы два признака: она де-факто и воспитывает ребенка одна, и одна ее удерживает.

Представляется, что определение одинокой матери, данное в постановлении Пленума Верховного Суда Украины, не должно применяться после вступления в силу Закона «Об отпусках». П. 5 части тринадцатой ст. 10 Закона «Об отпусках» определяет одинокую мать как воспитывающая ребенка без отца. Следовательно, участие отца или других лиц в содержании ребенка не лишает матери статуса одинокой. Периодические встречи отца с ребенком не дают основания для отрицания того факта, что женщина (мать этого ребенка) является одинокой матерью. Отец только тогда может быть признан таким, что принимает участие в воспитании ребенка, когда он или проживает совместно с ребенком, или другие доказательства повседневной участия отца в воспитании ребенка.

4. В дополнение к правилу части первой ст. 22 КЗоТ, запрещает необоснованный отказ в приеме на работу, часть вторая комментируемой статьи обязывает владельца сообщать женщинам, указанным в части первой ст. 184 КЗоТ, о причинах отказа в приеме на работу в письменной форме.

5. Указанные категории женщин имеют право обжаловать в суд необоснованный отказ в принятии на работу. Согласно п. 3 части второй ст. 232 КЗоТ право на обжалование в суде необоснованного отказа в приеме на работу предоставлено более широкому кругу женщин, чем это предусмотрено статьей, комментируется. Ст. 232 КЗоТ дает право на обжалование в суде необоснованного отказа в приеме на работу всем женщинам, имеющим ребенка-инвалида, а не только одиноким матерям, имеющим такого ребенка.

6. Ограничение увольнения, установленные частью третьей ст. 184 КЗоТ, также не распространяются на женщин, имеющих ребенка-инвалида, но не являются одинокими матерями. Однако круг женщин, которым льготы предоставляются на основании части третьей комментируемой статьи, расширяется по сравнению с кругом женщин, указанных в части первой той же статьи, за счет женщин, имеющих ребенка в возрасте до 6 лет, если ребенок согласно медицинскому заключению нуждается в домашнем уходе.

7. Названные категории женщин не могут быть уволены не только по основаниям, предусмотренным ст. 40 и 41 КЗоТ, но и по другим основаниям, которые квалифицируются как увольнение (расторжение трудового договора) по инициативе владельца. Однако по другим основаниям (не квалифицируются как расторжение трудового договора по инициативе собственника) прекращение трудового договора с этими категориями женщин возможно.

8. Увольнение по инициативе собственника женщин, указанных в части третьей ст. 184 КЗоТ, допускается только в случае полной ликвидации предприятия. Понятие полной ликвидации законодательство не определяет, однако с учетом практики, которая признает ликвидации юридического лица с прекращением всех прав и обязанностей юридического лица и ликвидации с правопреемством, полной ликвидацией следует признать только первый ее вид. Итак, ликвидация с правопреемством не дает владельцу права уволить работника по своей инициативе. Правда, с предприятий, ликвидируемых все равно работников (в том числе и женщин, принадлежащих к рассматриваемой категории) освобождать необходимо. Очевидно, в таком случае увольнение возможно согласно п. 5 ст. 36 КЗоТ в порядке перевода на предприятие, которое является правопреемником. Признание допустимым освобождение женщин, указанных в части третьей ст. 184 КЗоТ, лишь в случаях полной ликвидации предприятия дает основания для вывода о том, что при ликвидации с правопреемством принятия на работу на предприятие-правопреемник является для владельца обязательным. И правопреемник несет обязанность принять женщину на работу. Соответствующее требование может быть предъявлено к нему не только при увольнении с ликвидированного предприятия со ссылкой на п. 5 ст. 36 КЗоТ, но и при любом другом формулировке увольнения. Поэтому в случае ликвидации предприятия с правопреемством этот долг не может считаться выполненным, если владелец предложил женщине, на которую распространяется действие части третьей ст. 184 КЗоТ, трудоустроиться в соответствии со специальностью на другом предприятии. Трудоустройство на другом предприятии возможно, если при ликвидации с правопреемством у правопреемника не хватает вакансий для трудоустройства лиц, по которых существует запрет на увольнение в случае ликвидации, не может быть признана полной. Обратим внимание на то обстоятельство, что в отношении к другим категориям работников (которых не указан в части третьей ст. 184 КЗоТ) Пленум Верховного Суда разъясняет следующее: при ликвидации предприятия правила п. 1 ст. 40 КЗоТ могут применяться и в тех случаях, когда после прекращения его деятельности одновременно создается новое предприятие. В этих случаях работник не вправе требовать восстановления его на работе на вновь предприятии, если он не был переведен туда в установленном порядке (абзац третий п. 19 постановления justify «> При полной ликвидации допускается увольнение женщин, указанных в части третьей ст. 184 КЗоТ, однако с обязательным трудоустройством. Формулировка «освобождения . трудоустройством «, на наш взгляд, означает, что перерыв во времени между увольнением и трудоустройством не допускается. И если сегодня женщина освобождена, то завтра она уже должна иметь возможность работать на другом предприятии. Если же женщина такой возможности нет, то увольнение следует квалифицировать как такое, осуществленное без законных оснований.

Вместе с тем нельзя игнорировать и то обстоятельство, что выполнение полностью ликвидированным предприятием обязанности трудоустройства женщин, указанных в части третьей ст. 184 КЗоТ, не имеет необходимого механизма обеспечения. Обязанность трудоустройства этой категории работников при полной ликвидации предприятия, учреждения, организации лежит на этих последних. Попытки перевести эти обязанности на учредителя предприятия или, как часто выражаются, на его владельца были бы необоснованными: закон не дает для этого оснований. Невыполнение этой обязанности предприятием влечет следующие последствия: 1) если на момент вынесения судом решения процесс ликвидации предприятия не завершен, женщина восстанавливается на работе, а предприятие обязано выплатить работнице среднюю заработную плату за время вынужденного прогула (с учетом полученной женщиной выходного пособия) 2) если на день вынесения судом решение по трудовому спору по этому поводу предприятие уже ликвидировано, женщина на работе не возобновляется, однако в пользу взимается средняя заработная плата за время вынужденного прогула в соответствии с правилами ст. 2401 КЗоТ 3) взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в соответствии со ст. 2401 КЗоТ возможно из органа, уполномоченного управлять имуществом ликвидированного предприятия или собственника (гражданско-правового) 4) возложить обязанность выплаты среднего заработка на ликвидационную комиссию невозможно, однако ее председатель (а при наличии соответствующих условий — и члены) может быть привлечен к административной (ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях) или уголовной (Ст. 172 Уголовного кодекса) ответственности.

9. Освобождение женщин, указанных в части третий в. 184 КЗоТ, в связи с истечением срока трудового договора имеет особенности. Такое увольнение возможно, однако собственник обязан при этом трудоустроить женщину на этом же или другом предприятии в соответствии с ее специальности. Разрыв во времени между увольнением и трудоустройством в данном случае также не допускается. Однако отношения между собственником (предприятием) и работницей со дня истечения срока трудового договора имеют существенную специфику. Предусмотрено сохранение за женщиной на период трудоустройства средней заработной платы, однако не более чем на три месяца «со дня окончания срочного трудового договора» (а не со дня увольнения). Взятая в кавычки фраза дает основания для вывода о том, что окончание срока трудового договора не дает владельцу права уволить женщину. Он должен только предупредить женщину, что после окончания срочного трудового договора она к работе допущена не будет, что она не период поиска подходящей работы может находиться дома, что она должна будет появиться на предприятие, когда будет найдена возможность ее трудоустройства для продолжения работы (при трудоустройстве на этом предприятии) или для получения трудовой книги и расчета по заработной плате (при трудоустройстве на другом предприятии). При наличии указанного предупреждения возможен и другой вариант: продолжение женщиной той же (или, с его согласия, — другой) работы на этом же предприятии до решения вопроса о ее трудоустройстве. Если женщина откажется от трудоустройства по специальности без уважительных оснований, она может быть уволена с работы на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ, хотя бы по истечении срока трудового договора прошло два или три месяца. Считать при этом трудовой договор продленным на неопределенный срок, что исключало бы применение п. 2 ст. 36 КЗоТ, невозможно, так как по истечении срока имела место требование собственника о прекращении трудового договора (ст. 391 КЗоТ).

Сохранение среднего заработка за период трудоустройства, превышающий три месяца, законодательством не предусмотрено. Оно может устанавливаться только соглашениями, коллективным или трудовым договором. Задержка выполнения владельцем решения суда, которым на владельца возложена обязанность трудоустроить женщину на протяжении определенного времени, также признается основанием для взыскания средней заработной платы за время задержки исполнения решения суда в соответствии со ст. 236 КЗоТ. Верховный Суд считает, что за время задержки собственником выполнения решение суда о трудоустройстве средняя заработная плата в пользу женщины (которая относится к категории женщин, предусмотренных частью третьей ст. 184 КЗоТ), освобожденной на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ, может быть взыскана в соответствии с правилами ст. 236 КЗоТ.

Статья 184. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании

СТ 184 ТК РФ.

При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая
на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его
утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные
расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие
расходы в связи со смертью работника.

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных
случаях определяются федеральными законами.

Комментарий к Ст. 184 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает право лиц, которые пострадали в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, на возмещение связанного с этим ущерба, т.е. на возмещение утраченного заработка (дохода) и дополнительных расходов по реабилитации, а также расходов в связи со смертью работника. При этом виды, объемы и условия соответствующих выплат устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

2. В соответствии с указанным Законом застрахованными по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, а также физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

3. Под несчастным случаем на производстве понимается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

При наступлении несчастного случая на производстве работодатель обязан провести расследование (см. ст. 227 ТК РФ и комментарий к ней).

Под профессиональным заболеванием понимается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967.

4. При наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания у застрахованного возникает право на следующие выплаты:

пособие по временной нетрудоспособности;

оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию.

5. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются:

застрахованному — если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности;

лицам, имеющим право на их получение, — если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.

6. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, устанавливаемой на очередной финансовый год федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ.

Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы на основании Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789, и Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18 июля 2001 г. N 56.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

Степень утраты профессиональной трудоспособности может составлять от 100 до 10%.

Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта РФ.

7. Днем назначения страховых выплат считается день установления застрахованному факта утраты профессиональной трудоспособности либо дата за прошлое время, с которой утрата профессиональной трудоспособности установлена органами медико-социальной экспертизы.

8. В случае смерти застрахованного право на единовременную страховую выплату имеют:

супруга (супруг) умершего;

нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

ребенок умершего, родившийся после его смерти;

один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

Указанные лица (кроме супруги (супруга), которым единовременная выплата производится независимо от факта иждивения) считаются состоявшими на иждивении застрахованного, если они находились на его полном содержании или систематически получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от того, состояли они в родственных отношениях с ним или нет.

Иждивенцам умершего, имевшим при его жизни заработок, страховые выплаты назначаются в том случае, если судом будет установлено, что доля заработка умершего, приходившаяся на долю каждого из иждивенцев, являлась постоянным и основным источником их существования.

Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств. Ребенок умершего, родившийся после его смерти, имеет право на получение страховых выплат, если отцовство умершего подтверждено свидетельством о рождении, выданным в установленном порядке, либо судебным решением.

Факт иждивения устанавливается страховщиком на основании документов, а при невозможности их представить либо при несогласии заявителя с их содержанием — судом.

Размер единовременной выплаты в случае смерти застрахованного равен максимальной сумме, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ.

9. Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованным лицам не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного — лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.

10. Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности с учетом степени его вины в возникновении или увеличении вреда здоровью.

11. Среднемесячный заработок застрахованного определяется по специальным правилам. В состав среднего заработка для исчисления размеров ежемесячных выплат включаются все виды оплаты его труда как по месту его основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и сумма выходного пособия при увольнении.

Размеры оплаты труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику.

За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.

При исчислении среднего месячного заработка пострадавшего, направленного работодателем-организацией из Российской Федерации для работы за границу, учитывается заработная плата по основному месту работы и заработная плата, начисленная в иностранной валюте (если на нее начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), которая пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ назначения ежемесячной страховой выплаты (абз. 4 п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

12. Для исчисления среднего заработка применяются следующие периоды:

12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу наступлению страхового случая;

12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших утрате либо снижению трудоспособности;

фактически проработанное число месяцев, если до наступления страхового случая застрахованный работал на повлекшей повреждение здоровья работе менее 12 месяцев;

последние 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу установления диагноза профессионального заболевания;

последние 12 месяцев работы, предшествовавшей прекращению работы, повлекшей профессиональное заболевание.

Право выбора периода, за который исчисляется средний заработок, принадлежит застрахованному.

Если период работы составил менее одного календарного месяца, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.

Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

13. Если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания обучения по очной форме и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

14. Размер среднего месячного заработка застрахованного, не достигшего возраста 18 лет, при назначении ежемесячных страховых выплат не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

15. Средний заработок исчисляется на основании документов. При невозможности получения документов о заработке сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами. После представления документа о размере заработка сумма ежемесячной страховой выплаты пересчитывается.

16. В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

17. При исчислении размера ежемесячной выплаты застрахованному учитывается степень его вины в наступлении или увеличении вреда здоровью. Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что имела место грубая неосторожность застрахованного, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается в соответствии со степенью вины застрахованного, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию несчастного случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании. При этом рассматривается заключение выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа (абз. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

В случае умышленного причинения застрахованным вреда своему здоровью, что подтверждено заключением правоохранительных органов, право на страховые выплаты не возникает.

18. В случае смерти застрахованного право на получение ежемесячных страховых выплат имеют его нетрудоспособные иждивенцы. При этом право супруги (супруга) умершего на ежемесячную страховую выплату возникает только в том случае, если она (он) находились на иждивении застрахованного или имели право получать от него содержание и при этом были нетрудоспособны при жизни застрахованного или стали нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

19. Право на ежемесячную выплату сохраняется за несовершеннолетними до достижения ими 18 лет; за учащимися очной формы обучения в возрасте старше 18 лет, включая курсантов военных училищ и учебных заведений Министерства внутренних дел, — до окончания ими обучения, но не более чем до 23 лет; за инвалидами — на период инвалидности; за достигшими возраста 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами — пожизненно; за осуществляющими уход за детьми застрахованного — до достижения этими детьми возраста 14 лет либо до изменения состояния здоровья, вызвавшего потребность в уходе. При этом, если в период ухода за детьми застрахованного эти лица стали нетрудоспособными, право на ежемесячную выплату сохраняется за ними и после окончания ухода.

Размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из среднего месячного заработка застрахованного за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты на очередной финансовый год определяется федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ.

20. Дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья застрахованного:

а) на лечение застрахованного лица, осуществляемое на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (далее — лечение застрахованного лица);

б) приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

в) посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным лицом, в том числе осуществляемый членами его семьи;

г) медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного лица, а в случае необходимости — оплату проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезд к месту лечения и обратно;

д) изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;

е) обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;

ж) обеспечение транспортным средством (автомобилем необходимой модификации) (далее — транспортное средство) при наличии соответствующих медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплата расходов на горюче-смазочные материалы;

з) профессиональное обучение (переобучение);

и) проезд застрахованного лица (в случае необходимости и проезд сопровождающего его лица) для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения застрахованного лица, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его Фондом социального страхования РФ в бюро медико-социальной экспертизы и учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией.

Положение о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. N 286. Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего, за исключением оплаты лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая, производится по решению исполнительных органов Фонда социального страхования РФ, принятому в соответствии с заключением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы о видах помощи, обеспечения или ухода, в которых нуждается пострадавший, и сроках их предоставления.

21. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания выплачивается по правилам, установленным для выплаты пособий по временной нетрудоспособности (см. комментарий к ст. 183 ТК РФ). Все остальные виды возмещения производятся страховщиком.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности. Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

22. Вред в части, превышающей обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возмещается по правилам, установленным в ГК РФ. В таком же порядке возмещается вред лицам, заключившим гражданско-правовой договор, по которому не предусмотрена уплата взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также моральный вред.

23. Об обеспечении лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, см. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2000 г. N 529.

Ст 184 трудовой кодекс

Забороняється відмовляти жінкам у прийнятті на роботу і знижувати їм заробітну плату з мотивів, пов’язаних з вагітністю або наявністю дітей віком до трьох років, а одиноким матерям — за наявністю дитини віком до чотирнадцяти років або дитини-інваліда.

При відмові у прийнятті на роботу зазначеним категоріям жінок власник або уповноважений ним орган зобов’язані повідомляти їм причини відмови у письмовій формі. Відмова у прийнятті на роботу може бути оскаржено у судовому порядку.

Звільнення вагітних жінок і жінок, які мають дітей віком до трьох років (до шести років — частина шоста статті 179), одиноких матерів при наявності дитини віком до чотирнадцяти років або дитини-інваліда з ініціативи власника або уповноваженого ним органу не допускається, крім випадків повної ліквідації підприємства, установи, організації, коли допускається звільнення з обов’язковим працевлаштуванням. Обов’язкове працевлаштування зазначених жінок здійснюється також у випадках їх звільнення після закінчення строкового трудового договору. На період працевлаштування за ними зберігається середня заробітна плата, але не більше трьох місяців з дня закінчення строкового трудового договору.

1. Стаття, що коментується, встановлює істотні пільги для жінок-матерів. Іноді вони настільки зачіпають інтереси власників, що останні змушені проводити певні маневри з метою запобігання прийняттю на роботу жінок, які мають такі пільги.

2. Забороняється відмовляти в прийнятті на роботу з мотивів, пов’язаних з вагітністю, наявністю дітей віком до трьох років, а одиноким матерям — при наявності дитини віком до 14 років або дитини-інваліда. Зазначимо, що останнє (при наявності дитини-інваліда) стосується також лише одиноких матерів.

3. Поняття одинокої матері було визначено в постанові Пленуму Верховного Суду України «Про практику розгляду судами трудових спорів». П. 9 цієї постанови одинока мати визначена як жінка, яка не перебуває у шлюбі і в свідоцтві про народження дитини якої відсутній запис про батька дитини або запис про батька зроблено у встановленому порядку за вказівкою матері. Крім того, одинокою матір’ю за визначенням Пленуму Верховного Суду України варто визнавати і вдову, іншу жінку, яка виховує та утримує дитину одна. Підкреслимо, що за цим визначенням для визнання «іншої жінки» одинокою матір’ю необхідні дві ознаки: вона де-факто і виховує дитину одна, й одна її утримує.

Уявляється, що визначення одинокої матері, дане в постанові Пленуму Верховного Суду України, не повинне застосовуватися після набрання чинності Законом «Про відпустки». П. 5 частини тринадцятої ст. 10 Закону «Про відпустки» визначає одиноку матір як таку, що виховує дитину без батька. Отже, участь батька або інших осіб в утриманні дитини не позбавляє матері статусу одинокої. Періодичні зустрічі батька з дитиною не дають підстави для заперечення того факту, що жінка (мати цієї дитини) є одинокою матір’ю. Батько тільки тоді може бути визнаний таким, що приймає участь у вихованні дитини, коли він або проживає разом з дитиною, або є інші докази повсякденної участі батька у вихованні дитини.

4. У доповнення до правила частини першої ст. 22 КЗпП, що забороняє необґрунтовану відмову в прийнятті на роботу, частина друга коментованої статті зобов’язує власника повідомляти жінкам, зазначеним у частині першій ст. 184 КЗпП, про причини відмови у прийнятті на роботу в письмовій формі.

5. Зазначені категорії жінок мають право оскаржити до суду необґрунтовану відмову у прийнятті на роботу. Згідно п. 3 частини другої ст. 232 КЗпП право на оскарження в суді необґрунтованої відмови у прийнятті на роботу надано більш широкому колу жінок, ніж це передбачено статтею, що коментується. Ст. 232 КЗпП надає право на оскарження в суді необґрунтованої відмови в прийнятті на роботу всім жінкам, які мають дитину-інваліда, а не лише одиноким матерям, які мають таку дитину.

6. Обмеження звільнення, встановлені частиною третьою ст. 184 КЗпП, також не поширюються на жінок, які мають дитину-інваліда, але не є одинокими матерями. Однак коло жінок, яким пільги надаються на підставі частини третьої коментованої статті, розширюється порівняно з колом жінок, зазначених у частині першій тієї ж статті, за рахунок жінок, які мають дитину віком до 6 років, якщо дитина відповідно до медичного висновку потребує домашнього догляду.

7. Названі категорії жінок не можуть бути звільнені не лише з підстав, передбачених ст. 40 і 41 КЗпП, але й за іншими підставами, які кваліфікуються як звільнення (розірвання трудового договору) з ініціативи власника. Однак з інших підстав (які не кваліфікуються як розірвання трудового договору з ініціативи власника) припинення трудового договору з цими категоріями жінок можливе.

8. Звільнення з ініціативи власника жінок, зазначених у частині третій ст. 184 КЗпП, допускається лише в разі повної ліквідації підприємства. Поняття повної ліквідації законодавство не визначає, однак з урахуванням практики, яка визнає ліквідацію юридичної особи з припиненням усіх прав і обов’язків юридичної особи та ліквідацію з правонаступництвом, повною ліквідацією слід визнати лише перший її вид. Отже, ліквідація з правонаступництвом не дає власникові права звільнити працівника з своєї ініціативи. Правда, з підприємств, які ліквідуються, все одно працівників (у тому числі й жінок, що належать до категорії, що розглядається) звільняти необхідно. Очевидно, в такому випадку звільнення можливе згідно п. 5 ст. 36 КЗпП у порядку переведення на підприємство, яке є правонаступником. Визнання допустимим звільнення жінок, зазначених у частині третій ст. 184 КЗпП, лише у випадках повної ліквідації підприємства дає підстави для висновку про те, що при ліквідації з правонаступництвом прийняття на роботу на підприємство-правонаступник є для власника обов’язковим. І правонаступник несе обов’язок прийняти жінку на роботу. Відповідна вимога може бути пред’явлена до нього не лише при звільненні з ліквідованого підприємства з посиланням на п. 5 ст. 36 КЗпП, але і при будь-якому іншому формулюванні звільнення. Тому в разі ліквідації підприємства з правонаступництвом цей обов’язок не може вважатися виконаним, якщо власник запропонував жінці, на яку поширюється дія частини третьої ст. 184 КЗпП, працевлаштуватися відповідно до спеціальності на іншому підприємстві. Працевлаштування на іншому підприємстві можливе, якщо при ліквідації з правонаступництвом у правонаступника не вистачає вакансій для працевлаштування осіб, щодо яких існує заборона на звільнення в разі ліквідації, яка не може бути визнана повною. Звернемо увагу на ту обставину, що стосовно до інших категорій працівників (яких не зазначено у частині третій ст. 184 КЗпП) Пленум Верховного Суду роз’яснює таке: при ліквідації підприємства правила п. 1 ст. 40 КЗпП можуть застосовуватися і в тих випадках, коли після припинення його діяльності одночасно створюється нове підприємство. У цих випадках працівник не вправі вимагати поновлення його на роботі на новоствореному підприємстві, якщо він не був переведений туди у встановленому порядку (абзац третій п. 19 постанови «Про практику розгляду судами трудових спорів»).

При повній ліквідації допускається звільнення жінок, зазначених у частині третій ст. 184 КЗпП, однак з обов’язковим працевлаштуванням. Формулювання «звільнення з. працевлаштуванням», на наш погляд, означає, що перерва в часі між звільненням і працевлаштуванням не допускається. І якщо сьогодні жінка звільнена, то завтра вона вже повинна мати можливість працювати на іншому підприємстві. Якщо ж жінка такої можливості не має, то звільнення слід кваліфікувати як таке, що здійснене без законних підстав.

Разом з тим не можна ігнорувати й ту обставину, що виконання повністю ліквідованим підприємством обов’язку працевлаштування жінок, зазначених у частині третій ст. 184 КЗпП, не має необхідного механізму забезпечення. Обов’язок працевлаштування цієї категорії працівників при повній ліквідації підприємства, установи, організації лежить на цих останніх. Спроби перекласти ці обов’язки на засновника підприємства або, як часто висловлюються, на його власника були б необґрунтованими: закон не дає для цього підстав. Невиконання цього обов’язку підприємством тягне такі наслідки: 1) якщо на момент винесення судом рішення процес ліквідації підприємства не завершений, жінка поновлюється на роботі, а підприємство зобов’язане виплатити працівниці середню заробітну плату за час вимушеного прогулу (з урахуванням одержаної жінкою вихідної допомоги); 2) якщо на день винесення судом рішення по трудовому спору з цього приводу підприємство вже ліквідоване, жінка на роботі не поновлюється, однак на її користь стягується середня заробітна плата за час вимушеного прогулу відповідно до правил ст. 2401 КЗпП; 3) стягнення середнього заробітку за час вимушеного прогулу відповідно до ст. 2401 КЗпП можливе з органу, уповноваженого управляти майном ліквідованого підприємства або власника (цивільно-правового); 4) покласти обов’язок виплати середнього заробітку на ліквідаційну комісію неможливо, однак її голова (а за наявності відповідних умов — і члени) може бути притягнений до адміністративної (ст. 41 Кодексу про адміністративні правопорушення) або кримінальної (ст. 172 Кримінального кодексу) відповідальності.

9. Звільнення жінок, зазначених у частині третій ст. 184 КЗпП, у зв’язку із закінченням строку трудового договору має особливості. Таке звільнення можливе, однак власник зобов’язаний при цьому працевлаштувати жінку на цьому ж або іншому підприємстві відповідно до її спеціальності. Розрив у часі між звільненням і працевлаштуванням у цьому випадку також не допускається. Однак відносини між власником (підприємством) і працівницею з дня закінчення строку трудового договору мають істотну специфіку. Передбачено збереження за жінкою на період працевлаштування середньої заробітної плати, однак не більше ніж на три місяці «з дня закінчення строкового трудового договору» (а не з дня звільнення). Узята в лапки фраза дає підстави для висновку про те, що закінчення строку трудового договору не дає власникові права звільнити жінку. Він повинен тільки попередити жінку, що після закінчення строкового трудового договору вона до роботи допущена не буде, що вона не період пошуку підходящої роботи може перебувати вдома, що вона повинна буде з’явитися на підприємство, коли буде знайдена можливість її працевлаштування для продовження роботи (при працевлаштуванні на цьому підприємстві) або для одержання трудової книжки і розрахунку по заробітній платі (при працевлаштуванні на іншому підприємстві). За наявності зазначеного попередження можливий і інший варіант: продовження жінкою тієї ж (або, за її згодою, — іншої) роботи на цьому ж підприємстві до вирішення питання про її працевлаштування. Якщо жінка відмовиться від працевлаштування за спеціальністю без поважних підстав, вона може бути звільнена з роботи на підставі п. 2 ст. 36 КЗпП, хоча б після закінчення строку трудового договору пройшло два чи три місяці. Вважати при цьому трудовий договір продовженим на невизначений строк, що виключало б застосування п. 2 ст. 36 КЗпП, неможливо, оскільки після закінчення строку мала місце вимога власника про припинення трудового договору (ст. 391 КЗпП).

Збереження середнього заробітку за період працевлаштування, що перевищує три місяці, законодавством не передбачено. Воно може встановлюватися лише угодами, колективним або трудовим договором. Затримка виконання власником рішення суду, яким на власника покладено обов’язок працевлаштувати жінку протягом певного часу, також визнається підставою для стягнення середньої заробітної плати за час затримки виконання рішення суду відповідно до ст. 236 КЗпП. Верховний Суд вважає, що за час затримки власником виконання рішення суду про працевлаштування середня заробітна плата на користь жінки (яка відноситься до категорії жінок, передбачених частиною третьою ст. 184 КЗпП), звільненої на підставі п. 2 ст. 36 КЗпП, може бути стягнена відповідно до правил ст. 236 КЗпП.

Еще по теме:

  • 113 118 ук рф Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно […]
  • Договор подряда на выполнение работ с физическим лицом украина Договор подряда: цена, сроки, права и обязанности сторон Часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с необходимостью что-то починить, реконструировать, отремонтировать. При чем речь может […]
  • Земельное право рф лекции Лекции Земельное право РФ Лекции - Земельное право Лекции - Земельное право Лекции - Земельное право РБ Лекции - Земельное право РФ Лекции - земельное право Болтанова Е. С. ЮИ […]
  • Страховые взносы ип за себя в 2018 году Фиксированный платеж ИП-2018 Актуально на: 24 апреля 2018 г. С 2018 года меняется порядок определения размера фиксированного платежа ИП – теперь этот размер не будет привязан к […]
  • Соглашение об уплате алиментов образец нотариуса Примерный образец соглашения об уплате алиментов Соглашение об уплате алиментов на содержание ребенка Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Второго марта две […]
  • Ст 2001 ук рф с комментариями Статья 170 УК РФ. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом Новая редакция Ст. 170 УК РФ Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение […]