Ст 1681 тк рф комментарии

Статья 245. Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба

СТ 245 ТК РФ.

При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением,
обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных
им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение
ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, может вводиться
коллективная (бригадная) материальная ответственность.

Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за
причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады).

По договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности ценности вверяются
заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность
за их недостачу. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады)
должен доказать отсутствие своей вины.

При добровольном возмещении ущерба степень вины каждого члена коллектива (бригады)
определяется по соглашению между всеми членами коллектива (бригады) и работодателем.
При взыскании ущерба в судебном порядке степень вины каждого члена коллектива (бригады)
определяется судом.

Комментарий к Ст. 245 Трудового кодекса РФ

1. Коллективная (бригадная) материальная ответственность является разновидностью полной материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю. Она возникает на основе специальных договоров (см. ст. 244 ТК РФ и комментарий к ней).

Эта ответственность может вводиться в случаях совместного выполнения работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с каждым договор о полной материальной ответственности.

Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады).

2. Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. N 85. Данный Перечень должностей и работ расширительному толкованию не подлежит. В этом же документе приведена Типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

3. Договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у работодателя, а другой — у руководителя коллектива (бригадира). Договор подписывается работодателем (его компетентным представителем), руководителем коллектива (бригадиром) и всеми членами коллектива (бригады). В случае отказа работника от заключения (подписания) договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности работодатель должен предложить ему другую работу, соответствующую его квалификации. При отсутствии такой работы или отказе работника от предложенной другой работы он может быть уволен в порядке, установленном законодательством.

Договор действует в течение всего периода работы коллектива (бригады) с вверенным ему имуществом. Изменение условий договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон.

4. По договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности последняя возлагается на коллектив в целом. Поскольку коллектив (бригада) не является самостоятельно хозяйствующим субъектом (юридическим лицом) и не может быть субъектом ответственности, реальными должниками по договору о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности выступают все члены коллектива (бригады). Законодательство о труде ничего не говорит о возможности солидарной ответственности членов коллектива (бригады), поэтому полное взыскание суммы ущерба с одного из членов коллектива (бригады), например с руководителя, возможно только с письменного согласия последнего. Общим же правилом, определяющим субъектный состав возмещения ущерба, должна быть признана долевая форма возмещения ущерба.

Так, если работник (член бригады) претендует на освобождение от материальной ответственности, то он должен доказать отсутствие своей вины. При добровольном возмещении ущерба степень вины каждого члена коллектива (бригады) определяется по соглашению между всеми его (ее) членами. Если же этого не происходит, степень вины каждого работника определяет суд.

5. Если иск о возмещении ущерба заявлен по основаниям, предусмотренным комментируемой статьей, суду необходимо проверить, соблюдены ли работодателем предусмотренные законом правила установления коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также ко всем ли членам коллектива (бригады), работавшим в период возникновения ущерба, предъявлен иск. Если иск предъявлен не ко всем членам коллектива (бригады), суд, исходя из ст. 43 ГПК, вправе по своей инициативе привлечь их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, поскольку от этого зависит правильное определение индивидуальной ответственности каждого члена коллектива (бригады).

Определяя размер ущерба, подлежащего возмещению каждым из работников, суду необходимо учитывать степень вины каждого члена коллектива (бригады), размер месячной тарифной ставки (должностного оклада) каждого лица, время, которое он фактически проработал в составе коллектива (бригады) за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. N 52 «О применении законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства

СТ 205 ТК РФ.

На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об
охране труда.

Комментарий к Ст. 205 Трудового кодекса РФ

1. В комментируемой статье определены законодательная основа отношений сторон ученического договора и их отраслевая принадлежность. Независимо от того, кто выступает в качестве ученика — лицо, ищущее работу, либо работник данной организации, — отношения ученика и работодателя регулируются нормами законодательства о труде и имеют трудоправовую природу.

2. Распространение на учеников законодательства о труде предполагает предоставление им прав и возложение на них обязанностей, предусмотренных законодательством для работников. В частности, ученики имеют право на своевременную и в полном объеме оплату за работу, выполненную на практических занятиях (см. ст. 204 ТК РФ и комментарий к ней), на отдых, на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными нормативными требованиями охраны труда, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте и т.д. В период обучения на производстве ученики обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, бережно относиться к имуществу работодателя и др.

Несмотря на то что ст. 205 ТК РФ не устанавливает в отношении учеников каких-либо изъятий из предусмотренных законодательством о труде норм, следует учитывать особенности их положения и специфику самих отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя. Ученики, не являющиеся работниками данной организации, не могут пользоваться правами и нести обязанности работников, которые не соответствуют сути указанных отношений. В частности, они не вправе участвовать в управлении организацией, им не может быть поручено выполнение работы по другой, отличной от получаемой квалификации.

Особенности налогообложения выплат за разъездной характер

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Виговский Евгений Владимирович
Тема: Трудовые споры, Иные режимы рабочего времени, Обязательные и дополнительные условия, Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

Обязанность работодателей возмещать расходы, связанные со служебными поездками работников, в частности, если постоянная работа имеет разъездной характер, предусмотрена ст. 1681 ТК РФ. Существуют различные позиции по поводу обложения единым социальным налогом (ЕСН) и налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) выплат, направленных на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Так, ФНС России и Минфин России по-разному разъясняют данный вопрос.

В письме от 21.08.06 № 03 05 02–04/130 Минфин России дает следующие разъяснения. Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Из приведенной нормы следует, что не облагаются ЕСН только установленные законодательством РФ выплаты, имеющие компенсационный характер.

Понятие компенсаций, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Таким образом, выплаты, направленные на возмещение расходов, связанных со служебными поездками сотрудников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, являются компенсационными.

Минфин России также отметил в своем письме следующее. Федеральным законом от 30.06.06 № 90 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 90 ФЗ) введена ст. 1681 ТК РФ. Эта статья предусматривает возмещение работодателем расходов сотрудников, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 ст. 1681 ТК РФ, а также перечень их работ, профессий и должностей устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом. Размеры и порядок возмещения указанных расходов также могут быть предусмотрены трудовым договором.

В письме Минфина России указано следующее. Если после вступления в силу Федерального закона № 90-ФЗ в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре установлено, что работа физических лиц в занимаемой должности осуществляется в пути или полевых условиях, имеет разъездной или экспедиционный характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов на служебные поездки, не облагаются ЕСН. В остальных случаях они подлежат обложению налогом в установленном порядке.

Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 14.02.08 № 03-04-06–02/10.

Противоположное мнение изложено в письме УФНС по г. Москве от 17.10.07 № 21–11/[email protected] В частности, в нем говорится, что размеры и порядок возмещения расходов на указанные в ч. 1 ст. 1681 ТК РФ служебные поездки работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также быть предусмотрены трудовым договором. Следовательно, если в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре установлено, что работа физических лиц в занимаемой должности осуществляется в пути или полевых условиях, имеет разъездной или экспедиционный характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов на служебные поездки, не облагаются ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). В остальных случаях они облагаются налогом в установленном порядке. При этом ни Трудовой кодекс РФ, ни иные нормативные правовые акты РФ не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Согласно ст. 129 ТК РФ доплаты и надбавки с позиции налоговой службы должны рассматриваться как часть заработной платы работника. Таким образом, надбавки к заработной плате работников за подвижной (разъездной) характер работы не могут рассматриваться в качестве компенсаций, они повышают размер оплаты труда этой категории работников. Соответственно действие подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ на такие доплаты не распространяется, и они подлежат обложению ЕСН. В силу ст. 10 Федерального закона от 15.12.01 № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 НК РФ. В связи с этим на такие компенсационные выплаты взносы на обязательное пенсионное страхование не выплачиваются, но при этом они начисляются на надбавки за подвижной и разъездной характер работы в общеустановленном порядке. Кроме того, в письме от 03.10.07 № 03 04 06–02/196 Минфин России также обратил внимание налогоплательщиков на то, что ни Трудовой кодекс РФ, ни иные нормативные правовые акты РФ не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

В разъяснениях сделан следующий вывод. Надбавки к заработной плате сотрудников за подвижной (разъездной) характер работы, установленные коллективным или трудовыми договорами, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 ТК РФ, они повышают размер оплаты труда сотрудников, работа которых имеет подвижной и разъездной характер. Соответственно п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ на такие доплаты не распространяются, они подлежат обложению ЕСН и НДФЛ в общеустановленном порядке. В данной ситуации для физических и юридических лиц очень важно то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясность актов законодательства о налогах и сборах (ч. 7 ст. 3 НК РФ) толкуются в пользу налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Судебная практика

Итак, отстаивая свою позицию перед налоговой инспекцией при разрешении споров, необходимо обращать внимание на противоречивость разъяснений Минфина России и ФНС России, а также использовать судебно-арбитражную практику. Несмотря на обширность судебно-арбитражной практики решения налоговых споров, следует руководствоваться примерами рассмотрения конкретных дел. Это поможет налогоплательщикам решить спорные вопросы, а сотрудникам налоговой службы избежать поступления жалоб в различные инстанции.

Рассмотрим заслуживающие внимание примеры.

Инспекцией ФНС России № 27 по г. Москве была проведена выездная налоговая проверка государственного учреждения «Централизованная бухгалтерия № 6 Юго-Западного окружного управления образования», по результатам которой составлен акт от 29.06.06 и вынесено решение от 1 сентября 2006 г. № 13/68. В соответствии с резолютивной частью решения к уплате зачислено: недоимка по НДФЛ за 2002–2004 гг.; пени и штраф; недоимка по ЕСН за 2002–2004 гг.; штраф за неправомерное неудержание и неперечисление сумм НДФЛ в 2003–2004 гг.

Государственное учреждение обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения от 1 сентября 2006 г. и требований об уплате налога, пеней и налоговых санкций незаконными.

Девятым Арбитражным апелляционным судом рассмотрено дело № 09АП-2028/2007 АК от 09.03.07 в порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. При вынесении постановления, резолютивная часть которого была объявлена 1 марта 2007 г., суд руководствовался следующим. Удовлетворяя заявленные государственным учреждением требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что недоимка по НДФЛ и ЕСН доначислена инспекцией в связи с выводами о неправомерном неисчислении и неудержании указанных налогов с сумм, выданных работникам образовательных учреждений в подотчет на оплату служебных поездок. По мнению налогового органа, эти суммы являются доходом работников и подлежат обложению НДФЛ.

Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, из устава учреждения следует, что централизованная бухгалтерия создана для обеспечения оперативного финансирования текущего содержания образовательных учреждений Юго-Западного административного округа г. Москвы; обеспечения материально-технической базы учреждений; контроля за ведением бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений; создания условий для организации учебно-воспитательного процесса.

За счет экономии предусмотренных в смете расходов в проверяемом периоде каждому образовательному учреждению ежемесячно выделялись денежные средства на компенсацию транспортных расходов в размере 500 руб. Данные денежные средства выдавались под отчет материально-ответственным работникам, которые ежемесячно составляли и сдавали в централизованную бухгалтерию авансовые отчеты об их расходовании. Единый проездной билет образовательными учреждениями не приобретался. Заявитель пояснил, что при таком подходе воспользоваться правом на оплату поездки мог лишь один человек, в то время как необходимость в этом могла возникнуть одновременно у нескольких сотрудников.

В материалы дела представлены первичные учетные документы, отражающие расходование спорных средств. Из них следует, что в каждом образовательном учреждении ведутся книги учета служебных разъездов, они пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. В данных книгах ежемесячно отражаются дата, маршрут поездки, фамилия и инициалы осуществившего поездку сотрудника и вид использованного транспорта. Также имеются ведомости расходов на разъезды по служебным делам, где отражены дата и маршрут поездки (откуда и куда совершен выезд), стоимость проезда и сумма израсходованных за месяц средств. Ведомости подписаны заместителем директора образовательного учреждения по АХЧ.

Приняв все изложенное во внимание, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы инспекции о том, что указанные расходы документально не подтверждены. Исследованные судом документы соответствуют требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законами и иными нормативными актами о налогах и сборах, правилами ведения бухгалтерского учета не установлено, что расходы на проезд общественным транспортом могут подтверждаться только билетами и что в разъездных ведомостях должны стоять штампы тех организаций, в которые была предпринята поездка. Работники государственных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными актами обязаны совершать служебные поездки. Поэтому решение руководства образовательных учреждений не приобретать единый проездной билет, а выдавать денежные средства сотрудникам для обеспечения возможности одновременной поездки разных сотрудников является экономически обоснованным. Считать денежные средства, выданные для осуществления поездок, личным доходом лиц, получивших эти средства, неправомерно. Проезд оплачен образовательным учреждением не в интересах его работников, а в целях выполнения ими своих обязанностей, следовательно, объект налогообложения не соответствует указанному в ст. 209 и 211 НК РФ.

С учетом положений ст. 217 и 238 НК РФ суд первой инстанции правомерно указал следующее. Денежные средства, выдаваемые на приобретение проездных билетов для служебных разъездов, не относятся к доходам физического лица и не включаются в налогооблагаемую базу НДФЛ. Компенсация расходов работника организации на проезд (в т. ч. денежные средства, выданные под отчет для приобретения проездных билетов при выполнении работы, носящей разъездной характер) не подлежит обложению ЕСН. Кроме того, инспекцией не представлено доказательств расходования указанных средств не по целевому назначению.

Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод. Решение инспекции о привлечении заявителя к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, и по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога является незаконным. Требования инспекции уплатить недоимки по налогу и соответствующие штрафы также незаконны. В связи с этим выдаваемые на приобретение проездных билетов для служебных разъездов денежные средства не относятся к доходам физического лица и не включаются в налогооблагаемую базу НДФЛ. Компенсация расходов по проезду работника организации (в т. ч. денежные средства, выданные под отчет для приобретения проездных билетов при выполнении работы, имеющей разъездной характер) не подлежат обложению ЕСН.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа рассмотрел практически аналогичное дело. Кассационная инстанция вынесла постановление по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в силу 26 ноября 2004 г. (дело № А48–1748/04–2).

Закрытое акционерное общество «Инвестиционно-жилищная компания “Маратон”» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России по Железнодорожному району г. Орла (далее – Инспекция) от 16.03.04 № 3 в части взыскания пеней и применения налоговых санкций по ст. 123 и п. 1 ст. 126 НК РФ.

Решением суда от 7 июня 2004 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Орловской области от 5 августа 2004 г., заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просила отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и заслушав мнение представителя Общества, кассационная инстанция не усмотрела оснований для ее удовлетворения.

Судом установлено следующее. Инспекцией МНС России по Железнодорожному району г. Орла проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой выявлено, что обществом не учитывались в составе налогооблагаемого дохода физических лиц доходы, полученные в виде стоимости проездных билетов, которые были оплачены ЗАО «ИЖК “Маратон”». По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 16 марта 2004 г. № 3 о привлечении Общества к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд исходил из того, что в силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от уплаты налога) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ). Согласно ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Как следовало из материалов дела, порядок предоставления проездных билетов был определен правилами внутреннего трудового распорядка ЗАО «ИЖК “Маратон”», в соответствии с которыми от­дельным категориям работников для выполнения трудовых обязанностей мог быть предоставлен служебный транспорт или проездной билет при отсутствии служебного транспорта на время поездки в госучреждения, организации, общества. Работа физических лиц, поименованных в акте проверки и оспариваемом решении налогового органа, была связана с разъездным характером работы.

Суд пришел к обоснованному выводу о том, что суммы для приобретения оплаченных Обществом проездных билетов в городском общественном транспорте имели компенсационный характер и были связаны с выполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей.

К аналогичным выводам пришел Федеральный арбитражный суд Центрального округа. Кассационной инстанцией суда вынесено постановление от 11 апреля 2005 г. (дело № А48–6649/04–15) по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, для удовлетворения исковых требований ЗАО «Энергоснаб» о признании недействительным решения ИМНС России по Железнодорожному району г. Орла.

Как следовало из материалов дела, Инспекция МНС России провела проверку Общества. В ходе нее установлено, что Обществом не учитывались в составе налогооблагаемого дохода физического лица доходы, полученные в виде стоимости проездных билетов, оплаченных из средств ЗАО «Энергоснаб». Кроме того, поименованные в акте проверки физические лица получили доход от Общества в виде экономической выгоды. Общество как налоговый агент не представило налоговому органу данные сведения, не удержало с работника налог и не перечислило его в бюджет.

По результатам проверки налоговый орган принял решение от 17 июня 2004 г. № 8/07 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей взысканию и перечислению.

Удовлетворяя заявленные Обществом требованиям, суд исходил из того, что порядок предоставления проездных билетов установлен Правилами внутреннего трудового распорядка ЗАО «Энергоснаб», в соответствии с которыми отдельным категориям работников для выполнения трудовых обязанностей предоставлялся проездной билет. Работа физического лица, указанного в акте проверки и оспариваемом решении налогового органа, имеет разъездной характер.

Суд пришел к обоснованному выводу о том, что суммы для приобретения оплаченных Обществом проездных билетов в городском общественном транспорте имеют компенсационный характер и связаны с выполнением лицом своих трудовых обязанностей.

Использование судебно-арбитражной практики поможет не только в решении определенных вопросов налогообложения, но и в отстаивании своих интересов в судебных спорах, что важно как для налогоплательщиков, так и для сотрудников налоговых органов.

Статья 168.1 ТК РФ. Возмещение расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера

Ст 168.1 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 1681 ТК РФ:

1. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 ст 168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Об обязательном включении в трудовой договор условий, определяющих характер работы — разъездной, в пути, полевые работы, работы экспедиционного характера, см. коммент. к ст. 57.

Законодателем установлены виды расходов (расходы по проезду, найму жилого помещения, связанные с проживанием вне места постоянного жительства), которые работодатель обязан возместить в связи со служебными поездками работникам: постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер; работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера.

2. На локальном уровне устанавливается перечень работ, профессий и должностей работников, которым возмещаются расходы в связи с такими поездками.

Определение на уровне коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта размера возмещаемых расходов зависит от финансовых возможностей работодателя, поэтому уровень компенсации, предоставляемый работодателями, может быть разным. Порядок возмещения расходов также регулируется на локальном уровне, и при его установлении могут учитываться как специфика производственной деятельности, так и особенности структуры организации.

3. Установление в трудовом договоре размера и порядка возмещения расходов, связанных со служебными поездками, повышает уровень предоставляемых работнику компенсаций. Величина компенсации, отраженная в трудовом договоре, не может быть меньше размера, установленного в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.

4. В организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местного бюджета, размер возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, устанавливается законодательством.

5. Полевое довольствие представляет собой компенсацию повышенных расходов работников при выполнении работ в полевых условиях.

Положение о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утв. Постановлением Минтруда России от 15 июля 1994 г. N 56 (Бюллетень Минтруда России. 1994. N 9), определяет общий порядок выплаты полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений, выполняющим геолого-разведочные и топографо-геодезические работы на территории Российской Федерации.

Полевые условия — это особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа (п. 2 Положения).

Право на получение полевого довольствия имеют работники: основных и вспомогательных подразделений, работающие в полевых условиях и проживающие в местах производства работ; школ, орсов, медицинских, культурно-просветительных, детских дошкольных учреждений и других подразделений, специально созданных для обслуживания геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций. При проживании или выполнении работ в городах и поселках городского типа, кроме поселков городского типа, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, полевое довольствие не выплачивается (п. 3 Положения).

Выплата полевого довольствия работникам производится за все календарные дни нахождения на работе согласно предусмотренным Положением условиям. Порядок учета времени работы и пребывания в полевых условиях устанавливается предприятием, организацией, учреждением и оформляется приказом. При работе в полевых условиях выплата полевого довольствия работнику за выходные дни производится в зависимости от того, в каком месте он их проводит (на объекте проведения полевых работ, на базе полевой организации, вне места проведения работ). Данный порядок применяется независимо от принятых форм организации труда, режима труда и отдыха (при выполнении работ вахтовым методом, при суммированном учете рабочего времени и др.) (п. 4 Положения).

Размеры выплат полевого довольствия устанавливаются в расчете на одного работника в день, кратные норме суточных расходов, предусмотренной действующим законодательством об оплате служебных командировок на территории Российской Федерации (независимо от занимаемой должности и получаемого должностного оклада):

  • при работе на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — 2,0;
  • при работе на объектах полевых работ, расположенных в других районах, — 1,5;
  • при работе на базах геологоразведочных предприятий, организаций, учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — 0,75;
  • при работе на базах геологоразведочных предприятий, организаций, учреждений, расположенных в других районах, — 0,5 (п. 5 Положения).

Постановлением Минтруда России от 15 июля 1994 г. N 56 предусмотрено сохранение за работниками размера ранее выплачиваемого полевого довольствия, если он был выше размеров, установленных названным Положением.

При выезде на объекты полевых работ в течение одного дня и нахождении в пути к полевым объектам более 2 часов сверх нормальной продолжительности рабочего дня в каждом направлении полевое довольствие выплачивается (п. 6 Положения).

Полевое довольствие не выплачивается: работникам, имеющим возможность ежедневно возвращаться с места работы к месту своего постоянного жительства, где выплата полевого довольствия не установлена, кроме случаев, предусмотренных п. 6 Положения; работникам за время нахождения в ежегодном отпуске и на санаторно-курортном лечении (п. 9 Положения).

Выплаты полевого довольствия работникам сохраняются: на период временной нетрудоспособности; на период нахождения женщин в отпуске по беременности и родам; на время выполнения государственных и общественных обязанностей. В указанных случаях оно выплачивается при условии нахождения работников на базах или в месте производства работ, где установлена его выплата (п. 8 Положения).

Полевое довольствие не учитывается при исчислении среднего заработка (п. 7 Положения).

При выезде работников геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений, выполняющих работы в полевых условиях, в командировку выплата им полевого довольствия прекращается, а расходы, связанные с командировкой, возмещаются в соответствии с законодательством об оплате служебных командировок (п. 10 Положения).

6. Постановлением Минтруда России от 30 марта 1995 г. N 18 (БНА РФ. 1995. N 6) распространена на работников старательских артелей, акционерных обществ, малых предприятий и других коммерческих организаций, занятых на разработке россыпных и небольших рудных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней со сроком отработки до 7 лет и эксплуатируемых в полевых условиях, выплата полевого довольствия в порядке, установленном Положением от 15 июля 1994 г. N 56 (РВ. 1994. N 149).

7. Студентам, принятым на период практики на штатные должности в геологических партиях, экспедициях, в составе экипажей судов и получающим кроме заработной платы полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится (п. 25 Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. N 1154 // БНА РФ. 2003. N 37).

8. Гражданскому персоналу топографо-геодезических отрядов Министерства обороны РФ, выполняющему топографо-геодезические работы, полевое довольствие выплачивается в порядке и размерах, предусмотренных Положением, утв. Постановлением Минтруда России от 15 июля 1994 г. N 56 (Приказ Минобороны России от 25 августа 1994 г. N 279).

9. Временно пребывающие в Российскую Федерацию иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину (п. 1 Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 97).

10. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев (п. 2 Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 97).

11. В заключенных соглашениях устанавливается, что:

  • порядок и условия выплаты полевого довольствия определяются коллективным договором (Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2005 — 2008 годы);
  • выплата полевого довольствия осуществляется в соответствии с Положением, утв. Постановлением Минтруда России от 15 июля 1994 г. N 56, работникам геологоразведочных организаций (Отраслевое соглашение по организациям недропользования Российской Федерации на 2007 — 2009 годы), работникам на топографо-геодезических работах (Отраслевое соглашение по организациям геодезии и картографии Российской Федерации на 2007 — 2009 годы), работникам при выполнении геологоразведочных, топографо-геодезических и лесоустроительных работ в полевых условиях и проживающих в местах производства работ (Отраслевое соглашение по транспортному строительству на 2007 — 2009 годы);
  • работникам, проводящим лесоустроительные обследования, размеры выплат полевого довольствия устанавливаются в кратной норме суточных расходов при оплате служебных командировок: при работе на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — 2,0; при работе на объекте полевых работ, расположенных в других районах, — 1,5 (Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2007 — 2009 годы);
  • работникам изыскательских и проектно-изыскательских организаций, выполняющим инженерные изыскания для строительства, при работе на объектах в полевых условиях выплачивается полевое довольствие: в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области — 50% месячной тарифной ставки, должностного оклада, в других районах страны — 40% месячной тарифной ставки, должностного оклада, но во всех районах размер полевого довольствия не может превышать нормы суточных, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета при командировках на территории Российской Федерации (Отраслевое соглашение по транспортному строительству на 2007 — 2009 годы) и др.

12. Возмещение расходов за разъездной характер работы устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы и обратно.

К работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, относятся работники связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и др.

Возмещение расходов за подвижной характер работ устанавливается работникам в целях возмещения повышенных расходов, связанных с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства.

13. Возмещение расходов в виде надбавки (доплаты) при разъездном, подвижном характере работы, а также когда работа протекает в пути в заключаемых соглашениях ориентировано на:

величину нормы суточных, установленную для служебных командировок.

При этом в одних случаях говорится, что размер должен быть не ниже установленной нормы. Так, возмещение расходов береговым работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, а также выплата надбавок взамен суточных работникам плавсостава, привлекаемым с места постоянного жительства к месту отстоя судов для выполнения ремонтных работ, а также работ по обеспечению безопасного зимнего отстоя флота в случаях, когда они не имеют возможности возвращаться к месту постоянного жительства, производится в размере не менее суточных командировочных расходов (Федеральное отраслевое соглашение по организациям бюджетной сферы внутреннего водного транспорта Российской Федерации на 2006 — 2008 годы); возмещение расходов береговым работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, а также выплата надбавок взамен суточных плавсоставу, направляемому для выполнения ремонтных работ, а также работы по обеспечению безопасного зимнего отстоя флота вне места приписки судов, в случаях когда они не имеют возможности возвращаться к месту постоянной работы, производится в размере не менее суточных командировочных расходов (Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2005 — 2008 годы).

В других — не выше установленной нормы, например рабочим, специалистам и руководителям, направленным для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, выплачивать за каждый календарный день пребывания на месте производства работ надбавку к заработной плате взамен суточных в размере 50% тарифной ставки, должностного оклада, но не выше размера нормы суточных, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета (Отраслевое соглашение по транспортному строительству на 2007 — 2009 годы); выплаты надбавок за разъездной характер работы производятся в размере 3% тарифной ставки (оклада) в сутки, но не выше установленных в Российской Федерации норм суточных при служебных командировках (Отраслевое соглашение по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 2007 — 2009 годы).

Надбавка за разъездной характер работы в некоторых соглашениях дифференцирована в зависимости от количества рабочих дней, когда работа протекает в таких условиях, и от продолжительности нерабочего времени, которое работник использует для поездки до места работы. Так, в Отраслевом соглашении по транспортному строительству на 2007 — 2009 годы устанавливается, что в случаях, когда работа носит разъездной характер и ее продолжительность составляет 12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, надбавка выплачивается в размере до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада, а при продолжительности работ менее 12 дней в месяц — до 15% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат. В строительных организациях за разъездной характер работы выплачивается надбавка в размере до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат, если время проезда в нерабочее время от места нахождения строительной организации или от сборного пункта до места работы и обратно в день составляет не менее 3 часов, и до 15% — если время проезда составляет не менее 2 часов. Аналогичное положение закреплено в Федеральном отраслевом соглашении по дорожному хозяйству на 2008 — 2010 годы;

часть должностного оклада (тарифной ставки). Так, доплата за подвижной и разъездной характер работ составляет соответственно 30 — 40% и 15 — 20% тарифной ставки, должностного оклада (Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 — 2010 годы); рабочим, специалистам и руководителям, направленным для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, выплачивается за каждый календарный день пребывания на месте производства работ надбавка к заработной плате в размере 50% тарифной ставки, должностного оклада (конкретные размеры надбавок в процентах к действующим тарифным ставкам (окладам) определяются в коллективных договорах) (Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008 — 2010 годы).

Если при служебных поездках работнику не предоставляется бесплатное жилое помещение, то возмещение расходов по найму жилого помещения компенсируется работнику работодателем. Размер возмещаемых расходов в некоторых соглашениях определяется следующим образом: в случае невозможности предоставления жилого помещения работникам при производстве монтажных, наладочных и строительных работ, а также работ, связанных с подвижным характером, в полевых условиях, расходы по найму жилого помещения возмещаются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами; при отсутствии подтверждающих документов по найму жилого помещения расходы возмещаются по норме расходов по найму жилого помещения, установленной при командировках на территории Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета (Отраслевое соглашение по транспортному строительству на 2007 — 2009 годы).

14. Статьей 168.1 ТК РФ определено, что работодатель возмещает иные расходы, произведенные работниками с его разрешения или ведома. Иные или дополнительные расходы работника при служебных поездках могут быть обусловлены характером работы, условиями ее выполнения, например, в связи с поломкой геодезического оборудования возникает необходимость его ремонта или приобретения нового оборудования.

Возмещение иных расходов, произведенных работником в период служебных поездок, может решаться так же, как и в случае осуществления иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя при служебных командировках (см. п. 19 коммент. к ст. 168).

Еще по теме: