Ст 112 фз 44

Статья 112. Закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям,связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения обосуществлении которых размещены в единой информационной системе илина официальном сайте Российской Федерации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещенияинформации о размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которыхнаправлены после дня вступления в силу настоящего Федеральногозакона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящегоФедерального закона, он применяется в части прав и обязанностей,которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное непредусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальныеконтракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нуждзаказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящегоФедерального закона, сохраняют свою силу.

2. Заказчики размещают в единой информационной системе или доввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайтеРоссийской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети»Интернет» для размещения информации о размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графикиразмещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшимдо дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетомособенностей, которые могут быть установлены федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим нормативное правовоерегулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функциипо кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации.

3. В 2014 и 2015 годах:

1) расчет совокупного годового объема закупок,предусмотренного частью 1 статьи 30, частями 1 и 2 статьи 38,частью 2 статьи 72, пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 настоящегоФедерального закона, производится заказчиками без использованияпланов-графиков;

2) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 36, частями 2,4-6 статьи 55, частью 4 статьи 71, частью 4 статьи 79, частью 19статьи 83 настоящего Федерального закона, изменения в планы закупоки планы-графики не вносятся;

3) в отчет, предусмотренный пунктом 1 части 9 статьи 94настоящего Федерального закона, не включается информация обисполнении контракта в части его соответствия плану-графику;

4) обжалование действий (бездействия) лиц, указанных в части 3статьи 105 настоящего Федерального закона, допускается с моментаначала определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

5) обязательное общественное обсуждение закупок проводится впорядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти порегулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, еслиначальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта,заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,исполнителем), превышает один миллиард рублей. Законодательствомсубъектов Российской Федерации, муниципальными нормативнымиправовыми актами могут быть установлены также иные случаипроведения обязательного общественного обсуждения закупок дляобеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации имуниципальных нужд, а также порядок обязательного общественногообсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательногообщественного обсуждения закупок, предусмотренного настоящимпунктом, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию озакупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащиеобязательному общественному обсуждению в соответствии с настоящимпунктом, не могут быть осуществлены без проведения такогообсуждения.

4. До 1 января 2016 года федеральные органы исполнительнойвласти, органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления вправе принимать решение,предусмотренное частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.

5. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядоки сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. Доввода в эксплуатацию единой информационной системы информация,подлежащая размещению в единой информационной системе, размещаетсяв порядке, установленном Правительством Российской Федерации, наофициальном сайте Российской Федерации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещенияинформации о размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг, ведение и обслуживание которогоосуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силунастоящего Федерального закона.

6. До утверждения федеральными органами исполнительной власти,Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»,осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующейсфере деятельности, типовых контрактов, типовых условий контрактовв соответствии с частью 11 статьи 34 настоящего Федерального законазаказчики самостоятельно разрабатывают проекты контрактов.

7. В случае отсутствия типовых контрактов, типовых условийконтрактов, утвержденных и размещенных в единой информационнойсистеме в соответствии с частью 11 статьи 34 настоящегоФедерального закона и обеспечивающих осуществление закупокконкретных товаров, работ, услуг, могут разрабатыватьсясоответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов дляобеспечения нужд субъектов Российской Федерации. Типовые контракты,типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектовРоссийской Федерации размещаются в региональной информационнойсистеме в сфере закупок субъектов Российской Федерации.

8. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условийконтрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, атакже случаи и условия их применения устанавливаются высшимиисполнительными органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации.

9. После утверждения и размещения в единой информационнойсистеме типовых контрактов, типовых условий контрактов федеральнымиорганами исполнительной власти, осуществляющиминормативно-правовое регулирование в соответствующей сфередеятельности, типовые контракты, типовые условия контрактов,разработанные в соответствии с частью 7 настоящей статьи иобеспечивающие осуществление закупок соответствующих товаров,работ, услуг, не применяются.

10. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона додаты начала функционирования операторов электронных площадок,прошедших отбор в соответствии с частью 4 статьи 59 настоящегоФедерального закона, закупки товаров, работ, услуг путем проведенияэлектронных аукционов осуществляются на ранее прошедших отборэлектронных площадках. При этом на такие площадки нераспространяются положения части 8 статьи 44 настоящегоФедерального закона и сохраняется порядок функционирования такихплощадок, ранее установленный федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфереразмещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещениязаказов, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.Электронные аукционы, извещения о проведении которых размещены вединой информационной системе до даты начала функционированияоператоров электронных площадок, прошедших отбор в соответствии счастью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона, проводятся натаких ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактовпо результатам указанных аукционов осуществляется на такихэлектронных площадках. Федеральный орган исполнительной власти порегулированию контрактной системы в сфере закупок вправе установитьособенности прекращения функционирования ранее прошедших отборэлектронных площадок, в том числе в части возврата участникамзакупок денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявокна участие в электронных аукционах.

11. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»вправе создавать информационную систему в сфере закупок,интегрированную с единой информационной системой в соответствии стребованиями части 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.Порядок функционирования и использования такой информационнойсистемы устанавливается актом Государственной корпорации по атомнойэнергии «Росатом».

12. До 1 января 2017 года идентификационный код закупкиформируется на основе кода бюджетной классификации, кодовобщероссийских классификаторов.

13. С 1 января 2014 года по 1 января 2017 года включительноформирование и ведение в единой информационной системе каталогатоваров, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд могут обеспечиваться федеральным органомисполнительной власти по регулированию контрактной системы в сферезакупок в части отдельных товаров, работ, услуг.

14. Контракт может быть заключен по результатам проведениязапроса котировок с учетом требований частей 15-19 настоящей статьипо решению руководителя федерального органа исполнительной власти,являющегося ответственным исполнителем в соответствии с Программойстроительства олимпийских объектов и развития города Сочи какгорноклиматического курорта, высшего должностного лицаКраснодарского края (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти Краснодарского края) или в исключительныхслучаях, связанных с сокращенными сроками проведения мероприятий поорганизации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, главымуниципального образования города-курорта Сочи.

15. До 31 декабря 2016 года заказчики вправе осуществитьопределение подрядчика путем проведения запроса котировокнезависимо от цены контракта в целях заключения контрактов навыполнение работ по строительству, реконструкции, капитальномуремонту объектов капитального строительства, относящихся всоответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ»Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии городаСочи как горноклиматического курорта и внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации» к олимпийскимобъектам федерального значения, олимпийским объектам краевогозначения или олимпийским объектам муниципального значения, навыполнение проектных, изыскательских работ в отношении указанныхобъектов, а также на выполнение работ по строительствуиндивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки имногоквартирных домов, жилые помещения в которых предназначены дляпредоставления гражданам взамен земельных участков и расположенныхна них объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещенияолимпийских объектов.

16. В случае, если при определении подрядчика путем проведениязапроса котировок, предусмотренного частью 15 настоящей статьи,начальная (максимальная) цена контракта составляет пятьдесятмиллионов рублей и более, извещение о проведении запроса котировокнаряду с информацией, предусмотренной статьей 73 настоящегоФедерального закона, должно содержать требование о выполненииучастниками запроса котировок за последние три года, предшествующиедате размещения извещения о проведении запроса котировок, работ построительству, реконструкции, капитальному ремонту объектовкапитального строительства.

17. Размер обеспечения исполнения контракта, предусмотренногочастью 14 настоящей статьи, должен составлять от десяти до тридцатипроцентов начальной (максимальной) цены контракта. В случае, есликонтрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспеченияисполнения контракта, определенный настоящей частью, увеличиваетсядо размера аванса.

18. Контракт заключается только после предоставленияпобедителем запроса котировок или участником запроса котировок, скоторым заключается контракт в случае уклонения победителя запросакотировок от заключения контракта, обеспечения исполнения контрактас учетом требований части 17 настоящей статьи. Способ обеспеченияисполнения указанного контракта выбирается из указанных в статье 96настоящего Федерального закона способов таким победителем запросакотировок самостоятельно. При этом, если победитель запросакотировок или участник запроса котировок, с которым заключаетсяконтракт в случае уклонения победителя запроса котировок отзаключения контракта, в срок, указанный в извещении о проведениизапроса котировок, не представил заказчику подписанный проектконтракта и обеспечение исполнения контракта, такой участникзапроса котировок признается уклонившимся от заключения контракта.

19. При установлении заказчиком требования, предусмотренногочастью 16 настоящей статьи, к заявке на участие в запросе котировокдолжны быть приложены копия разрешения на ввод объекта капитальногостроительства в эксплуатацию, копия акта приемки объектакапитального строительства, за исключением случая, если застройщикявлялся лицом, осуществляющим строительство. Заказчик вправезапросить у соответствующих органов и организаций информацию овводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, об актеприемки объекта капитального строительства, предоставляемом приполучении разрешения на ввод объекта капитального строительства вэксплуатацию. Указанные органы и организации в течение трех рабочихдней с даты получения такого запроса обязаны предоставитьнеобходимую информацию по запросу заказчика.

20. В течение двух лет со дня вступления в силу настоящегоФедерального закона федеральный орган исполнительной власти, ранееуполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков,обеспечивает доступ без взимания платы к сведениям, содержащимся вуказанном реестре недобросовестных поставщиков, на официальномсайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационнойсети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а такжеосуществляет ведение указанного реестра недобросовестныхпоставщиков в части исключения из него недобросовестных поставщиковв порядке, установленном до дня вступления в силу настоящегоФедерального закона.

21. В течение двух лет со дня вступления в силу настоящегоФедерального закона заказчик вправе устанавливать при определениипоставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствиисведений об участнике закупки в реестре недобросовестныхпоставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до днявступления в силу настоящего Федерального закона. При этомобязательным является единое требование к участникам закупки,предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 31 настоящего Федеральногозакона, об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральнымзаконом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участникезакупки, в том числе сведений об учредителях, о членахколлегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функцииединоличного исполнительного органа участника закупки (дляюридического лица).

22. Реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящегоФедерального закона, ведется со дня вступления в силу настоящегоФедерального закона федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим правоприменительные функции по кассовомуобслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, на основе реестра контрактов, сформированного в порядке,действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федеральногозакона. При этом для подтверждения добросовестности участниковзакупок в соответствии с частью 3 статьи 37 настоящего Федеральногозакона могут использоваться сведения, включенные в реестрконтрактов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

23. До 1 января 2016 года работником контрактной службы иликонтрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональноеобразование или дополнительное профессиональное образование в сфереразмещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд.

24. До 1 января 2016 года Правительство Российской Федерации,а также в случае создания региональных и муниципальныхинформационных систем в сфере закупок высшие исполнительные органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации иисполнительно-распорядительные органы муниципальных районов игородских округов вправе установить обязанность планированиязакупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупоксоответственно для федеральных нужд, нужд субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных нужд. При этом до даты ввода вэксплуатацию единой информационной системы взаимодействиерегиональных и муниципальных информационных систем в сфере закупокосуществляется с официальным сайтом Российской Федерации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещенияинформации о размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг.

25. До 1 января 2014 года бюджетные учреждения вправе принятьправовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального законаот 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуготдельными видами юридических лиц» в отношении закупок,предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона иосуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае ихпринятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 января2014 года на официальном сайте Российской Федерации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещенияинформации о размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг.

Последние изменения в закупках: новшества 2018 года

Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 504-ФЗ) внесен ряд значительных изменений в положения Закона о контрактной системе [1] . Указанные изменения (за исключением отдельных положений) вступят в силу 01.07.2018. В статье мы рассмотрим наиболее важные из изменений

Общие положения.

В первую очередь отметим, что положения Закона о контрактной системе дополнены определениями следующих терминов:

  • электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Он должен соответствовать установленным по п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям, на нем определяются конкурентными способами поставщики (подрядчики, исполнители) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
  • оператор электронной площадки – непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более 25% долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным по п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов электронных площадок;
  • специализированная электронная площадка – соответствующая установленным по п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
  • оператор специализированной электронной площадки – российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным по п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов специализированных электронных площадок.

Также отметим, что для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных площадках нужно будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Ранее для этого применялась неквалифицированная электронная подпись. Напомним, что под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (ст. 2 Федерального закона № 63-ФЗ [1] ). Согласно ст. 5 Федерального закона № 63-ФЗ электронная подпись может быть двух видов: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной или квалифицированной.

Неквалифицированная электронная подпись

Квалифицированная электронная подпись

– получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

– позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

– позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания;

– создается с использованием средств электронной подписи

– соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи;

– ключ ее проверки указан в квалифицированном сертификате;

– для ее создания и проверки используются средства, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным согласно Федеральному закону № 63-ФЗ

Кроме того, следует обратить внимание на изменение состава единой информационной системы, так начиная с 01.01.2019 в нее будет входить еще и единый реестр участников закупок.

Также уточнено, что регистрация участников закупок в единой информационной системе будет осуществляться в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. При этом не будет допускаться регистрация оффшорных компаний в единой информационной системе в качестве участников закупок.

Федеральным законом № 504-ФЗ предусмотрено, что по 31.12.2019 включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются среди прочего лицами, которые аккредитованы до 01.01.2019 на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный ст. 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Отметим, что требования к единому реестру участников закупок, порядок их регистрации в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках регламентируются ст. 24.2 Закона о контрактной системе.

Также в единой информационной системе в сфере закупок в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок на электронной площадке будет создана государственная информационная система, которая будет обеспечивать:

  • мониторинг доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
  • фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;
  • хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

Электронные закупки.

Начиная с 01.07.2018 проводимые в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее – электронные процедуры), а также закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона о контрактной системе) должны осуществляться с учетом особенностей, определенных ст. 24.1 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 1 указанной статьи проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ.

Перечень операторов, которые будут соответствовать определенным требованиям, тоже будет утверждаться Правительством РФ.

Отметим, что Федеральным законом № 504-ФЗ детально регламентирован порядок проведения в электронной форме:

  • открытого конкурса (ст. 54.1 Закона о контрактной системе);
  • конкурса с ограниченным участием (ст. 56.1);
  • двухэтапного конкурса в электронной форме (ст. 57.1);
  • запроса котировок (ст. 82.1);
  • запроса предложений в электронной форме (ст. 83.1);
  • закрытых способов определения поставщиков (ст. 84.1).

Обратите внимание:

Учреждения здравоохранения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд (ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе):

  • с 01.07.2018 вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;
  • с 01.01.2019 должны будут определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом учреждения не будут вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Отметим, что указанные положения не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, поименованных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что годовой объем закупок, осуществляемых в 2018 году путем проведения запроса котировок и (или) запроса котировок в электронной форме, не должен в совокупности превышать 10% совокупного годового объема закупок учреждения и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 45 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Порядок осуществление закупок.

Федеральным законом № 504-ФЗ уточнен перечень информации, которую необходимо указать в извещении об осуществлении закупки. Так, помимо идентификационного кода закупки, в случае осуществления закупки согласно ч. 4 – 6 ст. 15 Закона о контрактной системе нужно будет отражать соответствующую часть ст. 15 Закона о контрактной системе, на основании которой производится закупка.

Кроме того, начиная с 01.07.2018 в извещении об осуществлении закупки необходимо будет указывать:

  • преимущества, предоставляемые учреждением в силу ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе;
  • информацию об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком исходя из ст. 14 Закона о контрактной системе;
  • информацию об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в случае осуществления такой закупки заказчиком).

Также отметим, что единые требования к участникам закупки дополнятся еще одним. В качестве такого требования выступает отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.

Кроме того, в силу новой редакции ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным ч. 9 и 10 обозначенной статьи, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель названной закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, определенном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта.

Данное изменение вступило в силу 01.01.2018.

Обширные изменения коснулись и порядка обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах. Так, в силу новой редакции ст. 44 Закона о контрактной системе требовать обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах нужно будет только в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн руб., либо в случаях, установленных Правительством РФ. Как и ранее, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. При этом отменено ограничение на обеспечение заявки на участие в электронных аукционах только путем внесения денежных средств. Следует учитывать, что по 30.06.2019 включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (ч. 52 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Еще одним новшеством является освобождение казенных учреждений от обязанности по обеспечению подаваемой заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе).

Согласно новой редакции ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок для участия в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такие денежные средства должны вноситься на счет оператора электронной площадки в банке.

Изменения коснулись и размера обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Начиная с 01.07.2018 он должен будет составлять:

  • от 0,5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от 5 млн до 20 млн руб.;
  • от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 20 млн руб.;
  • 2% и менее начальной (максимальной) цены контракта, если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более 20 млн руб.

Согласно новой редакции ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:

  • о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если по законодательству РФ о налогах и сборах эти налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком. Напомним, что действующая в настоящее время редакция распространяет такое обязательное требование исключительно на физических лиц.

Уточнено, что возможность увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), можно использовать в случае проведения не только конкурса или аукциона, но и запроса предложений (ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Следует обратить внимание на введенную ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой Правительство РФ будет вправе устанавливать:

  • порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
  • требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Заключение контракта в электронной форме.

Положения Закона о контрактной системе дополнены новой ст. 83.2, определяющей порядок заключения контракта по результатам любой закупки в электронной форме. Согласно ч. 2 обозначенной статьи в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки в электронной форме учреждение должно разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, который составляется путем включения в него цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, поименованных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Победитель обязан подписать указанный проект контракта усиленной электронной подписью в течение пяти дней с даты его размещения в ЕИС, а также разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо разместить протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

Последним проект контракта подписывает заказчик. Это должно быть сделано в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и представления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта. Заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Обратите внимание:

Контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта.

Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме – не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС поименованных в ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов.

Закупка у единственного поставщика.

В связи с установлением в Законе о контрактной системе порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур случаи проведения закупки у единственного поставщика дополнены следующими случаями:

  • признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона о контрактной системе. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные ст. 83.2 Закона о контрактной системе;
  • признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с ч. 3 ст. 82.6 Закона о контрактной системе. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные ст. 83.2 Закона о контрактной системе;
  • признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с ч. 26 ст. 83.1 Закона о контрактной системе. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, в сроки, установленные ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

В заключение еще раз отметим основные изменения Закона о контрактной системе:

  • установлен детальный порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (электронные процедуры, закрытые электронные процедуры);
  • определен порядок регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок;
  • предусмотрено, что Правительство РФ вправе установить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг;
  • определен порядок заключения контракта по результатам проведения закупок в электронной форме;
  • скорректирован порядок обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.

[1]Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

С 1 июля для закупок по Закону № 44-ФЗ нужна усиленная квалифицированная электронная подпись

При этом в силу ч.5.5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей уже с 1 июля.

Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы (за исключением участников – иностранных лиц), создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля). Однако до 31 декабря обеспечение участников контрактной системы (за исключением участников закупок) квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей и средствами электронных подписей осуществляется Федеральным казначейством (ч. 5.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Особенности переходного периода

Вправе ли было казенное учреждение заключать в 2013 году договоры на поставку товаров, выпол­нение работ и оказание услуг в 2014 году после открытия лимитов бюджетных обязательств на 2014 год?

Если вправе, то учитывать ли в плане-графике на 2014 год закупки по договорам, заключенным в 2013 году, срок выполнения работ, оказание услуг и поставка товаров по которым предусмотрены в 2014 году? Будут ли применяться ограничения, уста­навливаемые п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (закупки у единственного контрагента)?

Еще раз отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе­чения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу только с 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого закона). Поэтому какая-либо право­применительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого закона.

В силу прямого указания ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ государственные и муниципальные кон­тракты, гражданско-правовые договоры бюджет­ных учреждений на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу этого закона, сохраняют свою силу. Иными словами, заказчики, безусловно, были вправе заключать контракты, срок исполнения которых включает 2014 год, в 2013 году, естественно, по правилам Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), который утратит силу только со всту­плением в силу Закона № 44-ФЗ (п. 1 ст. 113 этого закона). Аналогичные разъяснения даны в письме Министерства здравоохранения РФ от 22.08.2013 № 09-01/9324.

Согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, заказчики размещают в единой информационной системе или (до ввода в эксплуатацию указанной системы) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг планы-графики разме­щения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу этого закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим норматив­ное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполне­ния бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим отметим, что по смыслу положений подп. 1 п. 5, п. «г», п. «л» подп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информацион­но-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг, планов-графиков размещения зака­зов на 2014 и 2015 годы, утвержденных прика­зом Министерства экономического развития РФ от 20.09.2013 № 544/18н, зарегистрированным в Минюсте России 26.11.2013, в план-график включаются планируемые закупки, которые будут осуществляться в пределах календарного года, на который составлен план-график. Поэтому включать в план-график 2014 года сведения о контрак­тах, заключенных в 2013 году, не нужно.

При этом действительно, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчики вправе осу­ществлять закупки товара, работы или услуги у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований в пределах 100 тыс. руб. при условии, что совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотрен­ных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год. (Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяют­ся на закупки товаров, работ, услуг, осуществляе­мые заказчиками для нужд сельских поселений.) В 2014 и 2015 годах расчет указанных выше предельных сумм закупок в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ осуществляется без использования планов-графиков.

К сожалению, Закон № 44-ФЗ не содержит спе­циальных указаний ни относительно того, каким образом осуществляется в 2014, 2015 годах рас­чет общей суммы средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, ни о том, учитывается ли при определении соблюдения указанных ограничений сумма цен контрактов, заключенных в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Однако зачет таких сумм в счет установленного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ лимита может быть обоснован указанием этого пункта, что указанный лимит установлен в процентах от «размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика» (пусть даже определяемых и не в соответствии с планом- графиком), без оговорок о том, в каком именно периоде заключены контракты. Тем более что сам расчет общей суммы, исходя из того же ука­зания, на наш взгляд, логично определять исходя из сумм доведенных лимитов финансирования государственных или муниципальных заказчи­ков — получателей соответствующих бюджетов (п. 2 ст. 72 БК РФ) или суммы, указанной в плане финансово-хозяйственной деятельности заказчи­ка — бюджетного учреждения (ст. 9.1, подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Заметим, что такая логика была применена к вопросу о порядке расчета объема заказов, кото­рый следует разместить у субъектов малого пред­принимательства в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Закона № 94-ФЗ, в письме ФАС России и Минэкономразвития России от 17, 18 августа 2009 года № АЦ/27510, 13497-АП/Д05. В при­веденном в нем примере расчета заказчику пред­лагается определять долю (от 10 до 20%) заказа, подлежащего размещению у субъектов малого предпринимательства, от общей суммы средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, вхо­дящих в соответствующий перечень (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.09.2012 № Д28и-878).

За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Еще по теме:

  • Ст 112 ч30 44 фз Правительство Иркутской области Официальный портал Главная > Сайты органов государственной власти Иркутской области > Министерство по регулированию контрактной системы в сфере […]
  • Закон о регистрации граждан снг Регистрация в Москве для граждан Армении Обращаем Ваше внимание на то, что в 2015г Армения вошла в Евразийский экономический союз, в связи с чем вводится ряд изменений в отношении […]
  • Алименты 2012 сумма Минимальный размер алиментов на одного ребенка в Украине Минимальный размер алиментов на одного ребенка в Украине в 2015 году Минимальный размер алиментов на одного ребенка в Украине в […]
  • Ук рф кратко Уголовный кодекс Российской Федерации Глава 4. Лица, подлежащие уголовной ответственности Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только […]
  • Исковое заявление о возмещение морального вреда по побоям Исковое заявление о возмещение морального вреда по побоям В … районный суд Истец: … (ФИО потерпевшего) Место жительства: …, тел. … Ответчик: … (Ф.И.О. причинителя вреда) Место жительства […]
  • Украина закон развод Закон Украины "О разводе" Законодательство о разводе (прекращении брака) обосновывается в Семейном Кодексе Украины. Выдержка из Семейного кодекса Украины о прекращении брака […]