Списание основных средств школа

Списание основных средств школа

Животные организмы, живущие снаружи или внутри другого животного и питающиеся за его счет, называются паразитами. При одном упоминании о них тут же возникает чувство отвращения. Однако есть такой вид паразитов, которые такого чувства не вызывают. Живут они в «организме бюджетных средств», маскируясь под обычных людей, старательно скрывая информацию о среде обитания и своих успехах в паразитизме. Но иногда хвастовство «берет верх» над чувством стыда и, послушав их, ты понимаешь, что сказки о покупке трехкомнатной квартиры в центре Киева по цене однокомнатной на Теремках или списанного пятилетнего «Мерседеса» по цене «Жигулей» вовсе не сказки, а быль. Сегодня мы научим вас отражению в учете списания необоротных активов бюджетных учреждений, а по вопросам извлечения из этих операций личной выгоды обращайтесь за наукой к общеизвестным паразитам.

Учет необоротных активов


Списание с баланса необоротных активов

В отличие от коммерческих предприятий, осуществляющих списание необоротных активов по двум основным причинам: продажа и ликвидация 1 , у бюджетных учреждений есть еще одна причина — передача необоротных активов подведомственным (а возможно и неподведомственным) бюджетным учреждениям.

Начнем с первой причины — продажи.

Продажа необоротных активов

Во-первых, продажа необоротных активов не означает осуществление торговой деятельности. Необоротные активы не приобретаются специально для продажи, они приобретаются для использования в основной деятельности учреждения, выполнения возложенных на него функций, а потому в момент реализации не являются новыми.

В связи с этим возникает второй очень важный момент — все реализуемые необоротные активы имеют износ, который может быть и стопроцентным.

В-третьих, необходимо понимать, что необоротные активы, хотя и находятся на балансе учреждения, но тем не менее не являются его собственностью. Они являются собственностью государства (впрочем как и все другие активы предприятия) и находятся всего лишь в оперативном управлении такого учреждения 2 . Таким образом, ни одно бюджетное учреждение не имеет право самостоятельно принять решение о реализации находящихся на его балансе необоротных активов, за исключением тех бюджетных учреждений, которые наделены правом управления государственным имуществом. Если бюджетное учреждение такого права не имеет, то оно обязано после принятия решения о реализации необоротного актива получить разрешение на осуществление такой операции в учреждении, уполномоченном управлять таким имуществом 3 (далее — Управляющего).

Для получения разрешения на реализацию необоротного актива учреждение, на балансе которого находится такой актив, направляет Управляющему обращение, к которому прилагается:

1) технико- экономическое обоснование, в котором обосновывается необходимость (целесообразность) реализации необоротного актива и использования средств, полученных от его реализации;

2) акт об оценке подлежащего реализации необоротного актива в соответствии с данными бухгалтерского учета;

3) акт об инвентаризации необоротного актива, подлежащего реализации (такой акт необходимо составлять при реализации, например, целостного имущественного комплекса, для того, чтобы четко представлять что в него входит (помещения, сооружения, оборудование, инвентарь и пр.));

4) акт о техническом состоянии имущества 4 ;

5) отчет об экспертной оценке необоротного актива.

По требованию Управляющего учреждение обязано предоставить любую другую информацию и документацию, касающуюся реализуемого необоротного актива и осуществляемой операции.

Но и после того, как разрешение будет получено, учреждение не имеет право взять и просто продать необоротный актив. Реализация необоротных активов, как и любого другого государственного имущества, в соответствии с требованиями Положения № 1477 должна осуществляется на конкурсных условиях, которые могут организовать биржи или аукционы. Порядок осуществления продажи государственного имущества на конкурсной основе определен Положением №1976.

В соответствии с требованиями данного Положения проведению аукциона или конкурса должна предшествовать подготовительная работа, в процессе осуществления которой необходимо:

1) заключить договор с организатором аукциона или конкурса, если это сторонняя организация;

2) определить начальную (стартовую) цену реализуемого необоротного актива;

3) подготовить для участников аукциона или конкурса информацию о необоротном активе и условиях его продажи 5 ;

4) провести маркетинговые исследования по определению потенциальных покупателей и привлечению их к участию в аукционе или конкурсе.

И только после этого можно приступать непосредственно к проведению аукциона или конкурса.

Необходимо отметить, что возможны ситуации, когда проведение аукциона или конкурса не дает результатов. Проще говоря, не находится желающих приобрести выставленный на продажу необоротный актив. Если такое случается, то проводится дополнительная работа по определению причин, которые не позволили осуществить продажу. Такой причиной может быть завышенная начальная (стартовая) цена 6 .

Проведение аукционов и конкурсов — это затраты, и не малые, поэтому бесконечное их проведение может привести к тому, что затраты превысят ожидаемый к получению от реализации необоротного актива доход. Поэтому Управляющий имеет право в любой момент, даже после первого, неприведшего к результату аукциона или конкурса, отказаться от дальнейшего их проведения и найти другое применение нереализованному необоротному активу (передать безвозмездно, списать, по возможности продолжать его использовать по основному назначению и т.д.).

Если же аукцион или конкурс дал положительный результат и удалось найти покупателя, то с ним заключается договор купли-продажи необоротного актива после чего, в соответствии с его условиями производится передача необоротных средств покупателю и оплата их покупателем, как правило, путем перечисления денежных средств на счет учреждения.

И вновь приходится говорить об определенных особенностях, в данном случае, связанных с поступившими от реализации необоротного актива денежными средствами. Дело в том, что в соответствии с ПКМУ № 659 средства, полученные от реализации любых необоротных активов (кроме зданий и сооружений), относятся к специальным средствам бюджетных учреждений, а вот средства, полученные от реализации зданий и сооружений относятся в доход того бюджета, за счет которого содержится учреждение, их реализовавшее.

Рассмотрим отражение операций по реализации необоротных активов в бухгалтерском учете учреждения-продавца на примерах 7 .

1 Ликвидации подлежат необоротные активы, полностью изношенные (отслужившие свой срок) или не пригодные к эксплуатации по техноческим причинам.

2 Данное положение закреплено в ст. 39 Закона о собственности.

3 Как правило это центральные или местные органы исполнительной власти или Фонд государственного имущества Украины (его региональные отделения).

4 Оценка осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и международных стандартов специализированной организацией, имеющей сертификат субьекта оценочной деятельности, или органом государственной власти.

5 Условия продажи могут быть оформлены в виде проекта договора купли-продажи.

6 Необходимо отметить, что существует возможность, в соответствии с договоренностью с организатором аукциона, о снижении начальной (стартовой) цены продажи, но не более, чем на 10% непосредственно в процессе торгов, если никто из присутствующих на торгах не выразил желание преобрести необоротный актив по начальной (стартовой) цене.

7 Отражение данных операций в бухгалтерском учете учреждения-покупателя мы рассматривали ранее (см. «ШБ» № 48/2003, № 1/2004).

ГП «Автостройсервис» реализовало посредством организации конкурсной продажи здание цеха, первоначальная стоимость которого 120000,00 грн., а сумма начисленного износа за весь срок эксплуатации — 72000,00 грн. Денежные средства в сумме 48000,00 грн. покупатель перечислил на текущий счет учреждения после оформления всех документов о передаче здания цеха ему на баланс.В бухгалтерском учете ГП «Автростройсервис» данная операция будет отражена следующим образом (смотри таблицу 1).

Как правильно оформлять основные средства в бухгалтерском учете

Из этой статье вы узнаете, какие документы оформить при поступлении, модернизации, ремонте, реконструкции, ликвидации, выбытии основных средств. Кстати, как отличить одно от другого?

Способы поступления объектов основных средств в организацию:

  • приобретение за плату;
  • внесение в счет вклада в уставный капитал;
  • полученные по договору дарения (безвозмездно);
  • приобретение по договору мены;
  • создание собственными силами;
  • создание подрядным способом.

Документальное оформление поступления объектов основных средств

«Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации. Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств). Принятые объекты учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях».

Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств

Устранение неисправностей объекта основных средств, замена деталей можно считать ремонтом основных средств.

Под модернизацией, реконструкцией понимается улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, например, увеличение срока полезного использования, мощности и т п.

Расходы на проведение ремонта объекта основного средства следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности в том периоде, когда производился ремонт, а расходы на реконструкцию, модернизацию — в состав капитальных вложений с последующим отнесением на увеличение балансовой стоимости объекта.

Согласно п. 27 ПБУ 6/01, затраты на реконструкцию, модернизацию увеличивают первоначальную стоимость основных средств. Порядок начисления амортизации после завершения реконструкции, модернизации прописан в п. 60 Методических указаний по учету основных средств.

После завершение ремонта, реконструкции, модернизации составляется Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).

Выбытие основных средств

Причины выбытия основных средств:

  • продажа;
  • безвозмездная передача;
  • передача объекта в качестве вклада в уставный капитал;
  • износ;
  • списание по причине недостачи или порчи.

Выбытие основных средств следует отражать развернуто в составе прочих доходов и расходов. Списание остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус начисленная амортизация) и затраты, связанные с выбытием, отражаются по дебету счета 91. Сумма износа, выручки от продажи, а также стоимость оприходованных ценностей отражаются по кредиту счета 91. Для учета выбытия объектов основных средств можно открыть к счету 01 отдельный субсчет «Выбытие основных средств».

Обратите внимание, что списание основных средств в бухгалтерском учете происходит через амортизацию, что существенно отличается от налогового учета. Будьте внимательны, это случай, когда возникают расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.

При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов). Для списания автотранспортных средств оформляется Акт о списании (форма № ОС-4а). При продаже, передаче объекта в счет вклада в уставный капитал, передаче безвозмездно оформляется Акт приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б).

Согласно абз. 2 п. 14 ПБУ 6/01, первоначальная стоимость основного средства может измениться в связи с частичной ликвидацией данного объекта. Затраты, понесенные при ликвидации части основного средства, учитываются в составе прочих расходов. Согласно п. 19 ПБУ 6/01, после частичной ликвидации основного средства изменится сумма амортизационных отчислений.

Пример списания основных средств по причине износа

В январе организация демонтировала старое оборудование в связи с его ликвидацией. Рыночная стоимость запчастей, оставшихся после демонтажа, составила 10 000 рублей. Рыночная стоимость металлолома, оставшегося после ликвидации, — 20 000 рублей.

Решение

В январе бухгалтер организации делает проводку:

Дебет 10 Кредит 91 — 10 000 рублей. Оприходованы запчасти, оставшиеся от ликвидации основных средств;

Дебет 10 Кредит 91 — 20 000 рублей. Оприходован металлолом.

В марте запчасти стоимостью 10 000 рублей использованы при проведении ремонта основных средств, а металлолом продан за 20 000 рублей. В бухгалтерском учете это отражается проводками:

Дебет 20 Кредит 10 — 10 000 рублей. Списана стоимость запасных частей, использованных при ремонте основных средств.

Дебет 76(62) Кредит 91 — 20 000 рублей. Выручка от реализации металлолома признана в составе прочих доходов.

Дебет 91 Кредит 10 — 20 000 рублей. Стоимость проданного металлолома признана в составе прочих расходов.

Рекомендуем вебинар в Школе бухгалтера «Учет основных средств. На что обратить внимание?», где аудитор Ольга Букина комментирует учет ОС также в налоговом учете. Вы узнаете, на что в первую очередь смотрит налоговая при проверке. Советы аудитора помогут вам сформировать свою позицию.

Порядок списания основных средств

Вопрос-ответ по теме

Порядок списания движимого имущества до 40000 руб с баланса учреждения

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

Независимо от того, что на движимое имущество стоимостью до 40000 руб. начисляется 100-процентная амортизация при выдаче объекта в эксплуатацию, это не является основанием для его списания с баланса учреждения. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств не зависимо от его стоимости (в т.ч. особо ценного движимого имущества, иного движимого имущества) возможно в следующих случаях:

— невозможности его дальнейшего использования (по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления);

— в связи с недостачей, хищением, порчей;

— в иных случаях прекращения права оперативного управления.

Порядок распоряжения имуществом, закрепленного на праве оперативного управления определяется нормативно-правовым актом собственника имущества, принятого на федеральном, региональном или местном уровне (в зависимости от собственника имущества). Таким образом, исходя от установленного порядка распоряжения имуществом, учреждение может списывать имущество либо самостоятельно, своим приказом, либо только после получения соответствующего разрешения собственника имущества (учредителя).

Списание объекта с учета нужно оформить первичным документом — актом на списание, утверждаемого руководителем учреждения. Решение о выбытии имущества принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, с приложением подтверждающих документов причин его списания (акты о выявленных дефектах, экспертное заключение о техническом состоянии и т.п.).

Выбытие основных средств в связи с их списанием с баланса отразите в учете проводками:

1. Списана сумма амортизации, начисленная за период эксплуатации основного средства или стоимость основного средства со 100 — процентной амортизацией на основании акта о списании:

Дебет счета 0.104.XX.410 Кредит счета 0.101.XX.410

2. Списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании)

Дебет счета 0.401.10.172 Кредит счета 0.101.XX.410 — при начисленной 100-процентной амортизации проводка не делается.

3. Одновременное увеличение забалансового счета 02 в отношении имущества по которому принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения))

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2018

Статьи по теме

Основные средства списывают, когда они физически износились и морально устарели. Делайте это, если объект нельзя восстановить или дальше использовать его экономически невыгодно. В статье найдете списание основных средств в бюджетных учреждениях 2018, образец акта о списании, проводки и забалансовый учет.

Из статьи узнаете:

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году

Если основное средство состоит из нескольких конструктивно сочлененных предметов, списывать его можно частично. Демонтируйте ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, чтобы не сносить здание, можно разобрать его отдельный аварийный корпус.

Порядок списания основных средств в 2018 году (по этапам):

Шаг 1. Материально ответственное лицо сообщает руководству, что имущество нужно списать, например, служебной запиской.

Шаг 2. Руководитель создает ликвидационную комиссию, чтобы определить целесообразность использования объекта;

Шаг 3. Сторонняя организация проводит независимую техническую экспертизу.

Шаг 4. Комиссия составляет акт о списании основного средства или дает заключение, что списывать его нецелесообразно.

Шаг 5. Руководитель согласовывает списание с вышестоящими органами.

Шаг 6. Бухгалтер делает записи в учетных документах, что объект списали.

Таким образом списывают все основные средства учреждения. Например, так оформите списание огнетушителей в бюджетной организации, автотранспорта, автошин, оргтехники, картриджей и другой компьютерной техники.

Причины списания имущества

Основные средства списывают с учета, если:

  • имущество морально устарело или физически износилось;
  • случилась авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, и имущество нельзя восстановить;
  • обнаружили хищение или недостачу узлов и агрегатов, без которых имущество невозможно использовать, а менять их нецелесообразно;
  • выявили порчу имущества;
  • объект реконструируют или модернизируют, в результате чего часть имущества становится непригодной.

Обнаружить это комиссия может при очередной или внеплановой инвентаризации.

Списывайте и ликвидируйте только непригодное имущество. Объекты, которые используете, списывать не нужно. Даже 100-процентная амортизация не является основанием, чтобы списать имущество с учета. Поэтому продолжайте учитывать такое имущество по нулевой остаточной стоимости.

Об этом в пунктах 20, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и письме ФНС России от 08.02.2010 № 3-3-05/128.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ Как снизить штраф за СЗВ-М без суда
☑ Когда выгоднее уйти в отпуск в 2018 году
☑ Шпаргалка. Как включать премии в расчет отпускных

Документы на списание

Чтобы подтвердить списание основного средства, может понадобиться независимая техэкспертиза или оценка. Например, если этого требует законодательство или члены комиссии не могут определить, что объект восстановить невозможно.

Результаты экспертизы оценщики оформят актом или заключением. Этот документ нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект.

По региональному и местному имуществу техэкспертизаможет быть закреплена в нормативно-правовых актах субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области ее также нужно проводить, если списывают объект незавершенного строительства, реконструкции, расширения или технического перевооружения. Об этом сказано в постановлении администрации Смоленской области от 25.10.2011 № 673.

Акт списания основных средств в бюджетных учреждениях

Если комиссия решила ликвидировать основное средство, она составляет акт о списании имущества на типовом бланке:

  • для транспортных средств (ф. 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
  • литературы, которую исключили из библиотеки (ф. 0504144);
  • других основных средств, кроме транспортных (ф. 0504104).

Образец. Акт списания основного средства (транспорт)

Как проверить акт списания читайте в статье журнала Казенные учреждения.

В формах списания основных средств есть реквизит «заключение комиссии», в котором указывают причину, по которой списывают объект. То есть итог результатов осмотра.

Акт, который оформила комиссия, утверждает руководитель учреждения. По федеральному недвижимому или особо ценному движимому имуществу акт сначала согласовывают с учредителем, а потом подписывает руководитель. После этого можно проводить разукомплектование, демонтаж, разбор или утилизацию объекта. Делать это до того, как руководитель утвердит акт, нельзя.

Списание основных средств проводки

Имущество, которое списали с учета и будете демонтировать или утилизировать, учтите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Операции по основным средствам, которые выбывают, отразите проводками.

Списание основных средств школа

Организовать процедуру согласования должен руководитель бюджетного учреждения. Именно он должен обеспечить предоставление вышестоящим организациям документов подтверждающих необходимость списания имущества. Для этого руководитель создает комиссию, состав которой и регламент ее работы утверждается распорядительным актом.

Комиссия согласно Порядка № 1314:

  • проводит инвентаризацию имущества;
  • осуществляет осмотр имущества;
  • устанавливает конкретные причины списания имущества;
  • определяет экономическую целесообразность дальнейшей эксплуатации;
  • составляет Акт списания основных средств (ОЗ-3).

По результатам работы комиссия оформляет протокол к которому прилагаются акты инвентаризации и акты технического состояния, а также акты на списание и другие необходимые документы. Если списывается автомобиль, то для его списания еще необходимо заключение ГАИ.

Для получения разрешения субъекту управления направляют обращение и пакет документов, а именно:

  • технико-экономическое обоснование;
  • сведения о списываемом имуществе;
  • акт инвентаризации имущества по специальной форме;
  • акт технического состояния имущества;
  • сведения о наличии отягощений или ограничений распоряжаться имуществом;
  • сведение о земельном участке (если речь идет о недвижимом имуществе);
  • информацию об объектах незавершенного строительства.

Разбирать и демонтировать списываемое имущество можно только после получения разрешения, крому случаев повреждения имущества через аварию или стихийного бедствия.

Все узлы, детали и запчасти полученные после списания должны быть оприходованы в бухгалтерии.

Бюджетное учреждение в месячный срок должно предоставить субъекту управления Отчет о списании объектов государственной собственности по специальной форме. Процедура списания считается законченной только по сле предоставления отчета и отсутствия замечаний со стороны субъекта управления

Ликвидируем объект основных средств: что с НДС?

1) основные средства уничтожены или разрушены вследствие действия обстоятельствнепреодолимой силы;

2) ликвидация осуществляется без согласия плательщика, в том числе в случае хищения, что подтверждается согласно законодательству;

3) плательщик подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению.

Это те случаи, когда ликвидация происходит вынужденно (на необходимость ликвидации основных средств влиял не плательщик НДС, а внешние обстоятельства)

Вынужденная ликвидация объекта. Если ликвидация основных средств подпадает под условия, названные в ч. 2 п. 189.9 НКУ (см. выше), то, как мы отметили выше, НДС можно не начислять. Только для этого необходимо выполнить одно условие — подать контролерам соответствующий документ, подтверждающий непригодность объекта для использования.

Случай

Подтверждающие документы

Ликвидация основных средств в связи с их уничтожением или разрушением в вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы

1. Сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, подтверждающий факт форс-мажора.

2. Акт на списание основных средств

Хищение основных средств

2. Акт на списание основных средств.

3. Документы органов полиции

Уничтожение, разборка или преобразование основных средств другим способом, в результате чего объект не может использоваться по первоначальному назначению

1. Заключение экспертной комиссии относительно невозможности использования основных средств по первоначальному назначению (объект не подлежит ремонту, уничтожен, разобран).

2. Акты на списание основных средств

Здесь отметим, что решение о нецелесообразности использования объекта основных средств или его непригодности должна принять постоянно действующая комиссия предприятия ( п. 41 Методрекомендаций № 561*). Результаты своей работы она должна оформить в Акте на списание основных средств**. В данном акте обязательно нужно отметить, что дальнейшая эксплуатация основного средства невозможна или нецелесообразна.

Акт на списание должен быть утвержден руководителем предприятия.

Когда и как подавать документы? В НКУ этот момент не определен. А значит, можно говорить, что такие документы должны предоставляться во время документальной проверки налоговиков.

Важно! Но, судя по консультации в ЗІР (категория 101.16), налоговики хотят, чтобы эти документы подавались вместе с декларацией по НДС за тот период, в котором произошла ликвидация.

Пока что эти документы можно подать только в бумажной форме.

Если объект самортизирован полностью. Следует учитывать, что само по себе достижение объектом основных средств «нулевой» стоимости — не повод списывать его с баланса (см. п. 33 П(С)БУ 7). «Судьбу» этого объекта опять же должна определить постоянно действующая комиссия предприятия. Если комиссия примет решение о непригодности объекта к использованию, тогда он ликвидируется. В этом случае для неначисления НДС по п. 189.9 НКУ также придется подать налоговикам соответствующие подтверждающие документы (акт на списание и заключение экспертной комиссии, подтверждающей непригодность объекта для дальнейшего использования).

«Добровольная» ликвидация. Теперь рассмотрим случай, когда условия ч. 2 п. 189.9 НКУ не выполняются. То есть когда плательщик ликвидирует основное средство по своей инициативе. Бывает и такое. В этом случае придется начислять налоговые обязательства. База начисления при самостоятельной ликвидации основных средств определяется исходя из обычных цен, но не ниже их балансовой стоимости на момент ликвидации ( п. 189.9 НКУ).

Важно! В качестве обычной цены налоговики хотят видеть рыночную стоимость основного средства, определенную на момент ликвидации объекта ( письмо ГФСУ от 15.11.2016 г. № 12129/Т/99-99-15-03-02-15).

Очевидно, что такая рыночная стоимость должна определяться с учетом фактора потери объектом потребительских качеств, изношенности, старения и пр.

Начисляя налоговые обязательства, плательщик должен составить для себя налоговую накладную (с типом причины «05») и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных. В заглавной части налоговой накладной в полях для наименования продавца и покупателя укажите свои данные. Налоговый номер в своей части поставьте свой, а в части покупателя — условный «400000000000».

Табличная часть такой налоговой накладной заполняется в общем порядке (никаких особенностей в ее заполнении нет).

В НДС-декларации начисленные налоговые обязательства отражают в стр. 1.

Быть ли обязательствам по п. 198.5 НКУ? С 01.01.2017 г. в п. 198.5 НКУ четко закреплена норма о том, что при ликвидации основных средств нормы п.п. «г» п. 198.5 НКУ не применяются. «Лавочка» для налоговиков закрылась. То есть, отраженный при приобретении объекта основных средств налоговый кредит не требует «корректировки». Причем, касается это как случая, когда основные средства ликвидируются вынужденно, так и когда это происходит «по воле» плательщика.

С 01.01.2017 г. при ликвидации основных средств «компенсирующие» налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ не начисляются.

При этом отметим позицию налоговиков в отношении фактов ликвидации основных средств, имевших место до 01.01.2017 г. ГФСУ в этом вопросе непоколебима. Налоговики считают, что еслив 2016 году плательщик ликвидировал основные средства ( письмо ГФСУ от 10.02.2017 г. № 2713/6/99-99-15-03-02-15) и:

случай 1не начислял налоговые обязательства по п. 189.9 НКУ (т. е. подпадал под «освобождающие» условия ч. 2 п. 189.9 НКУ), то он должен был начислять «компенсирующие» налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ (как на нехозяйственное использование). Причем принятые с 01.01.2017 г. изменения (которые указывают на то, что при ликвидации основных средств п. 198.5 НКУ не применяется) налоговики расценивают как подтверждение того, что такие налоговые обязательства должны были начисляться до 01.01.2017 г.

Хотя очевидно, что соответствующую оговорку в п. 198.5 НКУ внесли как раз для того, чтобы просто свести на нет фискальную позицию налоговиков. Ведь п. 198.5 НКУ требует начислять налоговые обязательства, если объект начинает использоваться в нехозяйственной деятельности. При ликвидации основных средств он вообще не используется ни в какой деятельности. Более того, до ликвидации он как раз был полностью использован в хозяйственной деятельности. Соответствующие аргументы можно найти в принятых в пользу плательщиков судебных решениях;

случай 2начислял налоговые обязательства по п. 189.9 НКУ, то в этом случае налоговики соглашаются с тем, что в 2016 году налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ не должны начисляться. Иначе будет иметь место двойное налогообложение.

Ликвидация малоценки. Малоценка не отвечает определению основных средств (что подтвердили и налоговики в письме ГФСУ от 05.02.2016 г. № 2457/6/99-99-19-02-02-15). Поэтому требования п. 189.9 НКУ на нее не распространяются.

Иначе говоря, при их ликвидации налоговые обязательства по НДС не начисляются (и никакие подтверждающие документы для этого налоговикам подавать не нужно).

Но тут возникает вопрос: нужно ли «корректировать» отраженный при приобретении малоценки налоговый кредит путем начисления «компенсирующих» налоговых обязательств по п. 198.5 НКУ?

Если малоценные необоротные активы амортизируются методом «100 %», обязательства по п. 198.5 НКУ не начисляются, поскольку на момент ликвидации актива его стоимость уже самортизирована.

А вот если используется метод «50 % на 50 %» и списывается малоценка, не отработавшая предполагаемый срок службы, то налоговики будут требовать начисления налоговых обязательств по п. 198.5 НКУ. База обложения — балансовая стоимость малоценного актива на начало периода, в котором произошла его ликвидация ( п. 189.1 НКУ).

Еще по теме:

  • Билеты пдд онлайн категории cd в гибдд Билеты ПДД CD 2018 Билеты ПДД категорий «CD» и подкатегорий «C1» «D1» для подготовки к экзамену в ГИБДД. Содержание билетов по Правилам Дорожного Движения полностью соответствует […]
  • П 1 ст407 гк рф Статья 407. Основания прекращения обязательств 1. Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми […]
  • Должностные оклады в ск рф Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 481 г. Москва "Об установлении должностных окладов сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том […]
  • Жк рф дом под снос Какими правами обладают собственники жилья, подлежащего сносу? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. В […]
  • Исковое заявление о возбуждении уголовного дела и моральный ущерб Исковое заявление о возбуждении уголовного дела и моральный ущерб В . городской суд Московской области Истец: С., проживающий: г. . ул. . д. . кв. . Ответчик: Министрерство Финансов РФ в […]
  • Заявление о расторжении кредитного договора в банке не приняли Защита с правом выбора Для расторжения кредитного договора можно напрямую обращаться в суд, минуя переговоры с кредитором №6 (1045) 04.02—10.02.2012 Дмитрий КОВАЛЬСКИЙ, Денис […]