Создание коммерческой организации в рб

Помощь: Создание и государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями в г.Минске

СОЗДАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В г.МИНСКЕ

Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь регулируется следующими нормативными актами:

— Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», в действующей редакции (далее — Декрет № 11);

— Законом РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»;

— решением Мингорисполкома от 28.09.2006 № 1926 «Об организации государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования Минским городским исполнительным комитетом» (далее — решение № 1926).

Коммерческими организациями с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь признаются юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долл. США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.

Согласно части два ст.77 Инвестиционного кодекса иностранные инвесторы вправе создать на территории Республики Беларусь юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любой организационно-правовой форме в соответствии с актами законодательства.

Однако порядок регистрации коммерческих организаций, имеющих статус коммерческой организации с иностранными инвестициями, отличается от регистрации юридических лиц Республики Беларусь с иностранными инвестициями, не обладающих этим статусом.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь в соответствии с частью четыре ст.3 Инвестиционного кодекса признаются:

— иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

— иностранные юридические лица;

— иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

— физические лица (граждане РБ и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Коммерческие совместные и коммерческие иностранные организации

Юридические лица, уставный фонд которых состоит из доли иностранного инвестора и доли физического и (или) юридического лица Республики Беларусь, являются коммерческими совместными организациями. Такие организации создаются в формах обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, закрытых и открытых акционерных обществ.

Коммерческими иностранными организациями признаются юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 100%, они создаются в таких организационно-правовых формах, как иностранное частное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое и открытое акционерные общества.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют их целям.

При этом в учредительных документах виды деятельности должны соответствовать наименованиям видов деятельности, указанным в Общегосударственном классификаторе и (или) Декрете Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Статья 81 Инвестиционного кодекса регламентирует возможность создания коммерческой организации с иностранными инвестициями:

— путем ее учреждения;

— в результате приобретения доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций;

— приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом, собственником которого не является иностранный инвестор, или его части.

Также, исходя из правоприменительной практики, допускается принятие иностранного инвестора со своим вкладом, составляющим в эквиваленте не менее 20 000 долл. США, в ранее учрежденное юридическое лицо — без иностранных инвестиций.

Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями

Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), в результате чего размер иностранных инвестиций в уставном фонде составит сумму не менее 20 000 долл. США в эквиваленте. В случае, когда белорусскими учредителями (участниками) коммерческой совместной организации являются юридические или физические лица, не обладающие правом собственности на инвестируемое имущество, решение об участии таких лиц в создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается в порядке, установленном собственником инвестируемого имущества или уполномоченным им органом, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной с момента ее регистрации (часть три ст.83 Инвестиционного кодекса).

Государственная регистрация в соответствии с п.13 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 11 (далее — Положение о государственной регистрации), осуществляется регистрирующими органами: в г.Минске — Мингорисполком, в областях — облисполкомами.

Пунктом 1 Положения о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями регулируется настоящим Положением с учетом особенностей, установленных законодательством для данной категории лиц.

В частности, одной из особенностей регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями является отсутствие требования представления участниками — физическими лицами анкеты установленного образца.

Государственная регистрация коммерческой организации с иностранными инвестициями

Непосредственно процедура регистрации начинается с представления соответствующего пакета документов в регистрирующий орган.

Однако первое, что надлежит сделать одному из учредителей (участников) создаваемой организации, — согласовать с Министерством юстиции ее наименование.

Прием документов регистрирующим органом осуществляется в присутствии собственников имущества этой организации, ее учредителей или участников (физических лиц, представителей юридических лиц). В случае, когда количество учредителей (участников) более трех, организация вправе уполномочить одного из собственников имущества, учредителя (участника) на представление своих интересов в регистрирующем органе.

При создании иностранным физическим лицом частного унитарного предприятия документы в регистрирующий орган вправе представить уполномоченное в установленном порядке физическое лицо.

Документы для государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы, не связанные со сменой собственника имущества или изменением состава участников, представляет руководитель либо другое должностное лицо такой организации.

В указанных случаях физические лица предъявляют документы, удостоверяющие личность (иностранные физические лица — ксерокопию паспорта с переводом на белорусский (русский) язык), а представители юридических лиц — дополнительно документы, подтверждающие их полномочия.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации коммерческих совместных организаций

Для государственной регистрации коммерческих совместных организаций в регистрационный орган представляются следующие документы (в соответствии с решением № 1926):

— подписанное всеми учредителями заявление по установленной форме;

— нотариально удостоверенные оригиналы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов создаваемой коммерческой совместной организации в двух экземплярах;

— для учредителей — юридических лиц РБ — нотариально заверенная копия решения собственника имущества или уполномоченного им органа о создании коммерческой совместной организации, а также нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию, и нотариально заверенные копии учредительных документов (для каждого белорусского юридического лица);

— для учредителей — физических лиц РБ — копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы, либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо справка органа занятости;

— для учредителей — иностранных юридических лиц (организаций) — легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его учреждения или постоянного места жительства на момент создания коммерческой совместной организации (выписка должна быть датирована числом не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

— для учредителей — иностранных физических лиц — ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

— документы, подтверждающие формирование уставного фонда (для коммерческой совместной организации в форме открытого акционерного общества);

— гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение коммерческой совместной организации по месту ее нахождения;

— платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию;

— эскизы печатей в двух экземплярах.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации коммерческих иностранных организаций

Для государственной регистрации коммерческих иностранных организаций в соответствующую службу регистрации представляются следующие документы (в соответствии с решением № 1926):

— подписанное всеми учредителями заявление по установленной форме;

— нотариально заверенные оригиналы или нотариально заверенные копии учредительных документов создаваемой коммерческой иностранной организации в двух экземплярах;

— для учредителей — иностранных юридических лиц (организаций) — легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его учреждения или постоянного места жительства на момент создания коммерческой совместной организации (выписка должна быть датирована числом не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

— для учредителей — иностранных физических лиц — ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

— документы, подтверждающие формирование уставного фонда (для коммерческой иностранной организации в форме открытого акционерного общества);

— гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение коммерческой иностранной организации по месту ее нахождения;

— платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию;

— эскизы печатей в двух экземплярах.

Государственная регистрация изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческой организации с иностранными инвестициями

Для осуществления указанной регистрации в соответствующую службу регистрации представляются:

— заявление с указанием изменений и дополнений по установленной форме;

— нотариально засвидетельствованная копия решения (выписка из решения) о внесении изменений и дополнений в учредительные документы;

— два экземпляра нотариально засвидетельствованных копий либо нотариально удостоверенного оригинала изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы. Если изменения и дополнения в учредительные документы вносятся два и более раза и (или) изменяются и дополняются более половины положений учредительных документов либо внесение отдельных изменений и (или) дополнений технически сложно для изложения или восприятия, то для государственной регистрации требуется представление таких документов в новой редакции;

— платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию указанных изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы.

Государственная регистрация в соответствии с нормами Инвестиционного кодекса осуществляется в течение не более 15 дней со дня представления в регистрирующий орган необходимых документов.

Порядок формирования уставного фонда

Объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытого акционерного общества или частного унитарного предприятия должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года со дня государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50% своей доли и в полном объеме — до истечения двух лет со дня государственной регистрации. Коммерческой организации с иностранными инвестициями, представившей документальное подтверждение факта формирования уставного фонда, выдается свидетельство о формировании уставного фонда в течение не более 10 дней со дня получения указанного документального подтверждения.

Для получения свидетельства о формировании уставного фонда в соответствующую службу регистрации представляются следующие документы:

— заявление (произвольная форма);

— заключение экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд.

Документы для получения свидетельства о формировании уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями представляют руководитель либо другое уполномоченное организацией в установленном порядке физическое лицо.

Свидетельство о формировании уставного фонда на 100% может быть выдано и в том случае, если не соблюдены сроки формирования 50% уставного фонда в течение первого года со дня государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями при условии его своевременного формирования в полном объеме в течение двух лет.

Сроки формирования уставного фонда

Что касается сроков формирования (увеличение размеров) уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляемого за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в состав участников названных организаций, то управление Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции в своем письме от 27.01.2006 № 10-07/1811-1 высказало следующую точку зрения. Формирование (увеличение размеров) уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в состав участников соответствующих организаций (в т.ч. при осуществлении реорганизации юридического лица со статусом коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме его преобразования в организацию, обладающую таким же статусом), должно осуществляться в порядке и в сроки, определенные ст.87 Инвестиционного кодекса, т.е. так же как и при создании организации с иностранными инвестициями. Соответственно, каждое лицо, входящее в состав участников коммерческих организаций с иностранными инвестициями, должно внести не менее 50% своей доли в уставном фонде в течение первого года со дня государственной регистрации изменений, связанных с его вхождением (либо со дня государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями, возникшей в результате преобразования юридического лица, обладающего таким же статусом), и сформировать свою долю в полном объеме до истечения двух лет с указанной даты.

Роман Лешко, начальник регистрационно-правового отдела управления регистрации
и лицензирования Минского городского исполнительного комитета

Для более детального изучения см.: 1. Пособие

От редакции: В Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 26.11.2007 № 7 внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2008 г. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 8 изложено в новой редакции.

С 1 января 2008 г. в Инструкцию о порядке государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования Минским городским исполнительным комитетом, утвержденную решением Минского городского исполнительного комитета от 28.09.2006 № 1926, на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 29.11.2007 № 2822 внесены изменения.

С 11 марта 2008 г. решение Мингорисполкома от 28.09.2006 № 1926 «Об организации государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования Минским городским исполнительным комитетом» на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 21.02.2008 № 350 утратило силу.

Способы и порядок создания коммерческих организаций

Создание коммерческих организаций – последовательное со­вершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предприниматель­ской деятельности.

В науке гражданского права традиционно выделяют три спосо­ба образования организаций.

Распорядительный — характеризуется тем, что организация воз­никает на основе распоряжения учредителя. Такой способ применя­ется при создании государственных унитарных предприятий. Учиты­вая, что распоряжение учредителя (уполномоченного государствен­ного органа) является основанием для учреждения унитарного пред­приятия и не отменяет его последующую регистрацию, данный спо­соб можно назвать учредительно-распорядительным.

Разрешительный- предполагает, что образование организации разрешено компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности,

однако устанавливает разрешительный порядок создания некото­рых коммерческих организаций. В частности, создание холдинга про­изводится с согласия антимонопольного органа 1 .

Явочно-нормативный не требует согласия каких-либо третьих лиц, вт. ч. государственных органов. Регистрирующий орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов и соблю­дение порядка образования, после чего следует регистрация ком­мерческой организации.

Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий:

– подготовка учредительных документов;

– согласование наименования создаваемой коммерческой орга­низации с регистрирующим органом;

– формирование уставного (складочного) капитала;

Государственная регистрация является завершающей стадией образования организации и имеет конститутивное значение.

В качестве целей государственной регистрации в юридической литературе называют следующие:

– осуществление государственного контроля за ведением хо­зяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с неза­конной практикой тайного предпринимательства;

– получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

– предоставление всем участникам хозяйственного оборота, го­сударственным органам власти и органам местного самоуправле­ния информации о субъектах предпринимательской деятельности 2 .

Процедура государственной регистрации детально урегулирова­на Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь, 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (пре­кращении деятельности) субъектов хозяйствования» в редакции Декрета Президента Республики Беларусь, 16 ноября 2000 г. № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Респуб­лики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах госу­дарственной регистрации отдельных юридических лиц» 1 (далее -Положение о регистрации).

В соответствии с п. 13 Положения о регистрации регистрирующи­ми органами в Республике Беларусь являются: Министерство инос­транных дел, Национальный банк, Министерство финансов 2 , адми­нистрации свободных экономических зон, областные (Минский го­родской) исполнительные комитеты.

Выбор регистрирующего органа определяется рядом критериев: сфера деятельности субъекта хозяйствования (банковская деятель­ность, страхование), происхождение капитала, место расположения хозяйствующего субъекта (территория свободной экономической зоны).

Наибольший удельный объем работы по государственной регис­трации приходится на областные (Минский городской) исполкомы, которые вправе делегировать часть полномочий по государствен­ной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам. На практике мест­ным исполнительным и распорядительным органам делегируются полномочия по приему и выдаче соответствующих документов.

Для государственной регистрации коммерческих организаций, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, производствен­ных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных, учредители представляют в регистрирующий орган:

заявление, оформленное в установленном порядке;

анкету установленного образца, представляемую каждым уч­редителем -физическим лицом;

копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, или протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;

учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммер­ческой организации в случаях, когда законодательством предусмот­рено заключение такого договора, нотариально засвидетельствован­ных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);

документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации с учетом особенностей ее формирования для отдельных организаци­онно-правовых форм (платежный документ, подтверждающий вне­сение денежного вклада в уставный фонд, и заключение эксперти­зы о достоверности оценки имущества в случае внесения не денежного вклада в уставный фонд);

• документы, содержащие сведения о собственниках имуще­ства (учредителях, участниках) коммерческой организации – физи­ческих лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную ор­ганом социального обеспечения по месту жительства или иным ор­ганом в соответствии с законодательством, справку органа занятос­ти, если такие документы имеются). Указанные документы не пред­ставляются при создании открытых акционерных обществ;

нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в од­ном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участ­ника) коммерческой или некоммерческой организации;

гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение коммерческой или некоммерческой органи­зации по месту нахождения;

платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, (п. 23 Положения о регистрации).

Плата за государственную регистрацию составляет сумму, экви­валентную 60 евро. При этом Положение о регистрации предусмат­ривает льготы по размеру взимаемой платы в зависимости от состава участников и вида предполагаемой деятельности.

В соответствии с п. 22 Положения о регистрации прием докумен­тов для государственной регистрации коммерческой организации осуществляется в присутствии собственников имущества этой орга­низации, ее учредителей или участников (физических лиц, предста­вителей юридических лиц), а в случаях, когда количество учредите­лей (участников) такой организации более пяти, они вправе уполно­мочить одного из собственников имущества, учредителя (участни­ка) на представление своих интересов в регистрирующем органе.

Государственная регистрация осуществляется в течение месяца с момента подачи документов в регистрирующий орган, который в течение указанного срока рассматривает их по существу, при необ­ходимости запрашивает у государственных органов дополнитель­ные сведения о собственниках имущества (учредителях, участни­ках) регистрируемой организации.

После изучения представленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений регистрирующий орган при­нимает решение о государственной регистрации коммерческой орга­низации либо об отказе в ней с указанием причин отказа. В качестве таковых п. 40 Положения о регистрации называет следующие обсто­ятельства:

коммерческая организация расположена в жилом помещении без соответствующего решения местного исполнительного и распо­рядительного органа или по месту нахождения (в одном помеще­нии) другой коммерческой или некоммерческой организации;

– не соблюдены сроки формирования уставного фонда;

– собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за изго­товление, хранение или сбыт поддельных денег либо ценных бумаг, незаконный выпуск (эмиссию) ценных бумаг; подлог проспекта их эмиссии; нарушение правил о сделках с драгоценными металлами, установленного порядка проведения валютных операций; незакон­ное открытие счетов за пределами Республики Беларусь; взяточни­чество; за совершение преступления против собственности, корыст­ного преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности либо преступления в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;

– в отношении одного из собственников имущества (учредите­лей) коммерческой организации не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

– в ходе государственной регистрации коммерческой организа­ции установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника ее имущества (учредителя, участ­ника);

– на момент государственной регистрации собственник имуще­ства (учредитель) коммерческой организации: имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собствен­ником имущества (учредителем, участником, руководителем) юри­дического лица, имеющего такую задолженность; является собствен­ником имущества (учредителем, участником, руководителем) юри­дического лица, в отношении которого принято решение о ликвида­ции, но процесс ликвидации не завершен.

Решение о государственной регистрации, принятое регистриру­ющим органом, является основанием для внесения сведений в ЕГР 1 и выдачи свидетельства о государственной регистрации, форма ко­торого утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 г. № 550 «О некоторых вопросах госу­дарственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельнос­ти) субъектов хозяйствования» 2 . С этого момента регистрация счи­тается завершенной, а коммерческая организация созданной.

В течение пятнадцати дней со дня регистрации коммерческой организации регистрирующий орган сообщает об этом в налоговые органы и органы государственной статистики.

Если принято решение об отказе в государственной регистрации коммерческой организации, регистрирующий орган сообщает об этом заинтересованному лицу в пятидневный срок в письменной форме.

Создание и государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями

Для коммерческих организаций с иностранными инвестициями установлен общий правовой режим.
Вступление с 24 января 2014 г. в силу Закона РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее — Закон) исключает действие разделов I, II, IV и V Инвестиционного кодекса РБ (далее — Кодекс), а со вступлением в силу Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» с 26 января 2014 г. Кодекс в целом признается утратившим силу. Вместе с Кодексом из правовой системы республики исчезла категория «коммерческие организации с иностранными инвестициями» с тем правовым содержанием, которое было закреплено на уровне Кодекса.

В переходных положениях Закона предусмотрен все же ряд полномочий для коммерческих организаций, признававшихся до вступления в силу Закона коммерческими организациями с иностранными инвестициями, а именно они вправе:

— использовать в своих наименованиях слова, указывающие на участие иностранного инвестора (иностранных инвесторов), до выхода последнего (последних) из состава участников коммерческой организации;

— сформировать уставный фонд в размере, указанном в уставе (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в течение 2 лет со дня вступления в силу Закона в случае, если уставный фонд не был сформирован в указанном размере на дату вступления в силу Закона;

— изменить размер уставного фонда, указанный в уставе (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), но не ниже минимального размера, установленного законодательством Республики Беларусь, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (часть вторая ст.21).

В остальном на указанных субъектов будет распространяться общий правовой режим.

В Законе закрепляется правило о том, что инвесторы имеют право создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Коммерческие организации создаются и регистрируются на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, независимо от участия в такой организации иностранного инвестора (ст.15 Закона).

Значение ст.15 Закона состоит в установлении гарантии реализации права иностранного инвестора на создание коммерческой организации на территории Республики Беларусь. Причем, если с учетом действия формального критерия для получения статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями — наличия доли иностранного инвестора в уставном фонде юридического лица (не менее 20 000 долл. США) — соответствующий статус приобретали юридические лица, подтвердившие формирование уставного фонда в установленном размере, то при отмене правового статуса коммерческих организаций с иностранными инвестициями величина участия иностранного инвестора в уставном фонде не будет иметь значения (при отсутствии иных правил в законодательстве), и достаточно минимального «присутствия» иностранного инвестора в уставном фонде юридического лица.

В Законе определяются иностранные инвесторы как иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь (ст.1 Закона). И для того чтобы инвестиции рассматривались как иностранные, необходима их принадлежность иностранному инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться ими.

Как представляется, целью исключения специального статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями могло быть уравнивание правовых статусов юридических лиц независимо от состава участников (резидентов Республики Беларусь или нерезидентов Республики Беларусь).

Однако, полагаем, данная цель может быть достигнута, во-первых, исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями из числа специальных субъектов права, во-вторых, отсутствием специальных норм в законодательстве, действующих исключительно в отношении коммерческих организаций с участием иностранного инвестора.

С учетом позиционируемого равного статуса коммерческих организаций независимо от участия иностранного инвестора в уставном фонде, полагаем, не должно быть какого-либо специального правового регулирования для таких субъектов и не должны устанавливаться какие-либо дополнительные правила для коммерческих организаций с долей иностранных инвесторов.

Вместе с тем, как отмечалось выше, исходя из буквального толкования ст.15 Закона, ее цель — установление гарантии реализации права иностранного инвестора на создание коммерческой организации, но данная гарантия не запрещает установления каких-либо особенностей для коммерческих организаций с участием в такой организации иностранного инвестора. Так, принятый Закон РБ от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З), вступающий в силу с 1 января 2014 г., устанавливает случаи проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в т.ч. коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций (часть третья ст.17).

Можно, конечно, предположить, что данная норма появилась только потому, что в ныне действующем (до 1 января 2014 г.) Законе РБ от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» для коммерческих организаций с иностранными инвестициями установлена обязанность проведения ежегодного обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для того чтобы ее сохранить в Законе № 56-З, учитывая исключение из правовой системы «коммерческих организаций с иностранными инвестициями», законодатель распространил обязанность проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций.

Однако надо учитывать причину установления обязательного аудита для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а именно необходимость подтверждения факта формирования уставного фонда в установленном размере с долей иностранного инвестора в размере не менее 20 000 долл. США. Таким образом, поскольку минимальный размер участия иностранного инвестора в уставном фонде коммерческой организации с 24 января 2014 г. не определен, подтверждать факт формирования уставного фонда не требуется. Здесь действуют общие правила, определенные Гражданским кодексом РБ, Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1.

В связи с этим нормы в Законе № 56-З об обязательном ежегодном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются нецелесообразными, хотя и не противоречащими содержанию ст.15 Закона, которая закрепляет гарантию реализации права иностранного инвестора на создание коммерческой организации, но не исключает возможности установления каких-либо особенностей для коммерческих организаций с участием в такой организации иностранного инвестора.

В заключение подчеркнем: если выстраивать на уровне законодательства равный подход к регулированию инвестиционной деятельности, осуществляемой путем участия иностранного инвестора в уставных фондах коммерческих организаций, то принцип равенства должен быть соблюден на уровне установления гарантии права на участие в уставных фондах (ст.15 Закона) и в отсутствие дополнительных специальных правил в иных нормативных правовых актах для коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов.

Следует учитывать, что коммерческую тайну не могут составлять сведения, в т.ч. содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в ЕГР (часть первая ст.6 Закона РБ от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне»).

Таким образом, сведения об участии нерезидентов (иностранных инвесторов) в составе участников и их доле в уставном фонде юридического лица можно получить по запросу из ЕГР, в т.ч. контрагенту юридического лица. Следовательно, подтверждение факта наличия или отсутствия иностранного инвестора в уставном фонде коммерческой организации разрешается путем направления соответствующего запроса из ЕГР.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Правовое регулирование создания и деятельности коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь

По состоянию на август 2018 г.

Создание коммерческих организаций

Виды коммерческих организаций

Регулирование создания и функционирования коммерческих организаций осуществляется на основе следующих актов законодательства: Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее — Гражданский кодекс), Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в редакции от 15.07.2015 г. с последующими изменениями и дополнениями, Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1.

Иностранные инвесторы вправе создавать в Республике Беларусь коммерческие организации с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а именно в форме:

  • унитарного предприятия (УП),
  • общества с ограниченной ответственностью (ООО),
  • общества с дополнительной ответственностью (ОДО),
  • акционерного общества (АО): закрытого акционерного общества (ЗАО) или открытого акционерного общества (ОАО).

Следует отметить такую организационно-правовую форму как унитарное предприятие. Это особая форма юридического лица, присущая законодательству Республики Беларусь. В отличие от иных форм юридических лиц (далее именуемых в совокупности и в частности «хозяйственными обществами») унитарное предприятие не является собственником находящегося на его балансе имущества. Все имущество любого унитарного предприятия является собственностью его учредителя и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

За исключением унитарного предприятия, все коммерческие организации могут создаваться как с одним участником, так и с несколькими.

Государственная регистрация коммерческих организаций

Коммерческая организация приобретает права юридического лица с даты ее государственной регистрации.

С 01.02.2009 г. в Республике Беларусь введен заявительный принцип регистрации коммерческих организаций (за исключением регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций). Государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в день подачи всех необходимых документов. Свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации выдаётся не позднее рабочего дня, следующего за днём подачи документов для государственной регистрации.

По общему правилу органами, осуществляющими государственную регистрацию коммерческих организаций, являются областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет. Такие организации как банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации, организации, находящихся на территории свободных экономических зон или на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень», подлежат регистрации в специально уполномоченных государственных органах и организациях.

Особенности участия в хозяйственных обществах юридических и физических лиц

Участниками хозяйственного общества с белорусской стороны могут быть как негосударственные образования, так и юридические лица, основанные на государственной собственности.

Государственному унитарному предприятию для его участия в хозяйственном обществе необходимо будет получить решение (согласие) министерства, государственного комитета или иного государственного органа, в ведении которого оно находится. Кроме того, в зависимости от стоимости и вида имущества, планируемого к внесению в уставный фонд хозяйственного общества государственным предприятием, подчиненности такого предприятия, может потребоваться согласование внесения имущества в уставный фонд с иными государственными органами. Так, если государственное предприятие в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества планирует вносить здания, сооружения или объекты незавершенного строительства, то для этого оно должно будет получить согласие соответствующего органа государственного управления и Государственного комитета по имуществу или Совета Министров Республики Беларусь (для республиканской собственности) или соответствующего органа местной власти (для коммунальной собственности).

Имея дело с государственным предприятием как партнером, следует иметь в виду возможность его последующей приватизации. Однако никаких законодательных ограничений для участия в хозяйственном обществе государственных предприятий в связи с процессом их приватизации не установлено.

Участниками хозяйственного общества с белорусской стороны могут быть не только юридические, но и физические лица. Отметим, что по законодательству Республики Беларусь не допускается занятие предпринимательской деятельностью (в том числе в форме участия в хозяйственных обществах) служащих государственного аппарата, исполкомов местных Советов депутатов, прокуратуры, судов, руководителей, их заместителей и главных специалистов государственных предприятий, учреждений и организаций.

Иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.

Ограничения в осуществлении инвестиций и участия в коммерческих организациях

Не допускается осуществление инвестиций в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь. Ограничения при осуществлении инвестиций могут быть установлены на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Законодательством Республики Беларусь также установлены ограничения для участия в коммерческой организации в отношении некоторых физических и юридических лиц.

Например, учредителем коммерческой организации не может быть лицо, которое на дату государственной регистрации:

  • является собственником имущества ( учредителем, участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
  • является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
  • являлось собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР) прошло менее года;
  • являлось собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее трех лет.

Следует отметить, что хозяйственное общество с одним участником не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника.

Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации

Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации определяется организационно-правовой формой созданной коммерческой организации (унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество). Вместе с тем, Гражданским Кодексом установлен случай, когда возложение ответственности не зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации. Так, если экономическая несостоятельность (банкротство) организации вызвана учредителями (участниками), собственником имущества организации или другими лицами, в том числе руководителем организации, которые имеют право давать обязательные для этой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.

Уставный фонд коммерческой организации

Минимальный размер уставного фонда коммерческой организации зависит от организационно-правовой формы:

  • для ОАО – примерно 4 000 евро (400 базовых величин, что составляет 9 800 белорусских рублей);
  • для ЗАО – примерно 1 000 евро (100 базовых величин, что составляет 2 450 белорусских рублей);
  • для ООО, ОДО и УП — законодательством не установлен, определяется уставом.

Уставный фонд коммерческой организации объявляется в белорусских рублях и формируется в течение 1 года с даты государственной регистрации коммерческой организации, если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом.

При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату фактического внесения этого вклада.

Вклады в уставный фонд коммерческой организаций могут быть внесены в денежной и/или неденежной форме.

Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации подлежат оценке, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» от 13.10.2006 г. № 615, а также экспертизе достоверности внутренней оценки, проводимой в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь (Постановление № 173 от 10.02.2011 г.). В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.

Имущество, ввозимое участником для формирования уставного фонда коммерческой организации, по общему правилу не освобождается от уплаты таможенной пошлины и облагается налогом на добавленную стоимость. Однако, при соблюдении определенных условий возможен льготный ввоз определенных законодательством товаров в качестве вклада в уставный фонд с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин. Такими условиями, в том числе, являются:

  • нахождение коммерческой организации на территории средних, малых городских поселений, сельской местности Республики Беларусь;
  • осуществление хозяйственной деятельности в таком же населенном пункте, нахождение в таком населенном пункте основных средств и работников коммерческой организации;
  • осуществление хозяйственной деятельности, которая подпадает под понятие «собственное производство товаров (работ, услуг)», что подтверждается специальным сертификатом, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой.

Валютное регулирование в Республике Беларусь

Основу валютного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 г. Все коммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Беларусь являются резидентами Республики Беларусь с точки зрения валютного законодательства. Термин “резидент” обозначает любое физическое лицо независимо от национальной принадлежности, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, а также юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Беларусь.

Общее правило, касающееся резидентов: расчеты между резидентами осуществляются в белорусских рублях. Использование между резидентами иностранной валюты допускается в строго ограниченных законодательством случаях.

В соответствии с Правилами проведения валютных операций, утвержденными Национальным банком Республики Беларусь (постановление Правления от 30.04.2004 г. № 72 с последующими изменениями и дополнениями), все расчеты в безналичном порядке между резидентами и нерезидентами могут осуществляться как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях. Поэтому, если клиентами коммерческой организации будут резиденты, расчеты осуществляются в белорусских рублях, если же клиентами коммерческой организации будут нерезиденты, то расчеты будут производиться в основном в иностранной валюте, хотя возможно использование и белорусских рублей.

Валютный счет коммерческих организации

Организация, зарегистрированная в Республике Беларусь, будучи резидентом, обязана хранить свои валютные средства в банке, который имеет лицензию Национального банка на осуществление операций в иностранной валюте на территории Республики Беларусь (уполномоченный банк).

Для белорусских организаций никаких ограничений по открытию валютных счетов в местных банках не установлено. Для открытия текущего (расчетного) счета коммерческая организация должна представить в банк ряд документов, в том числе документы, подтверждающие её регистрацию в качестве юридического лица.

Покупка валюты

Коммерческие организации могут приобретать иностранную валюту (для целевого использования) как через уполномоченные банки на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», так на внебиржевом валютном рынке.

Обязательная продажа валюты

Указом Президента Республики Беларусь от 31.07.2018 г. № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты» c 03.08.2018 года отменена обязательная продажа иностранной валюты.

Перевод прибыли

Закон «Об инвестициях» гарантирует иностранным инвесторам беспрепятственный перевод прибыли (дохода) за пределы Республики Беларусь, полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, после уплаты инвестором налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Дивиденды, полученные иностранными инвесторами от участия в белорусских организациях, облагаются налогом на доходы иностранных организаций по ставке 12 % или подоходным налогом по ставке 13 %, если иное не установлено в международных соглашениях. Налог удерживается у источника выплаты дивидендов.

Общая система налогообложения в Республике Беларусь

В Налоговом кодексе Республике Беларусь (Особенная часть) при общей системе налогообложения, установлены следующие ставки налогов, подлежащие уплате организациями, и следующие объекты налогообложения

Налог на добавленную стоимость

Объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, а также ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Ставка налога — 20% и в некоторых случаях – 0%; 10%; 9,09%; 16,67% или 25%.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения данным налогом признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.

Ставка налога — 18%.

Ставка налога по дивидендам и приравненных к ним доходам – 12%.

Акцизный налог

Акцизы установлены на спирт; алкогольную продукцию; непищевую спиртосодержащую продукцию в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов; пиво, пивные коктейли; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%, вина с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; сидры; пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

  • в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);
  • в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Платежи за землю

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Ставки арендных платежей, взимаемых вместо земельного налога, определены Указом Президента Республики Беларусь № 101 от 01.03.2010 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» с последующими изменениями и дополнениями.

Налог на недвижимость

Ставка налога – 1 % в год, а по некоторым объектам сверхнормативного незавершенного строительства – 2 % в год. Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, в том числе незавершенных строительств, являющихся собственностью или находящихся во владении коммерческой организации.

Обязательные платежи, начисляемые на фонд заработной платы коммерческой организации :

Согласно Закону Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социального страхования населения Республики Беларусь» обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения составляют 34 %.

Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций

Гарантии перевода денежных средств иностранных инвесторов

Согласно Закону «Об инвестициях» после уплаты установленных налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в том числе:

  • денежных средств, полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;
  • денежных средств, причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;
  • денежных средств, причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.

Гарантии от принудительного отчуждения

Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранные инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь по мотивам общественной необходимости со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества иностранному инвестору выплачивается по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях или в иностранной валюте в государство, указанное иностранным инвестором, если такой перевод не противоречит международным обязательствам Республики Беларусь.

Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.

Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с созданием и деятельностью коммерческой организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.

По всем вопросам связывайтесь с руководителем корпоративной практики партнером Светланой Дашук ( [email protected] ) или адвокатом Натальей Талай ( [email protected] ).

Все права защищены. Тиражирование части или всего текста без получения на то разрешения авторов строго запрещено. В случае использования текста в качестве цитаты, ссылка на автора обязательна.

[1] С 01.01.2018 г. одна базовая величина составляет 24,5 белорусских рубля (12,2$ или 10€).

Еще по теме:

  • Юрист вакансии мурманская область Работа юриста в Мурманске По запросу работа юристом в Мурманске на сайте HotWork.ru собрано 16 вакансий. За эту неделю добавлено 49 свежих вакансий. Успешно закрыто 33 вакансий. Новые […]
  • Развод по новой почте Грандиозная афера Новой Почты: украинца обманули на 49000 гривен Киевлянин Андрей Шупик обвинил сотрудников "Новой почты" в мошенничестве при отправке посылки наложенным платежом. Об этом […]
  • Если сбила машина исковое заявление Сколько я могу требовать за моральный ущерб, если меня сбила машина на пешеходном переходе? Здравствуйте! Два месяца назад на пешеходном переходе меня сбила машина. Переходила на зеленый […]
  • Нарьян мар работа юрист Работа в Нарьян-Маре ( 39 вакансий ) 20 000 – 50 000 руб. Работа на дому • Полный рабочий день • Опыт работы от 1 года Исходящие звонки; Прямые продажи по телефону Оформление заказов, […]
  • 712 Коап рф Постановление Самарского областного суда от 20 июня 2016 г. по делу N 4А-712/2016 Постановление Самарского областного суда от 20 июня 2016 г. по делу N 4А-712/2016 Заместитель председателя […]
  • Пмр закон о сми Закон Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О средствах массовой информации» в связи с принятием Закона […]