Социальный надзор и контроль

Социальный надзор и контроль

Социальный надзор как технология социальной работы с лицами девиантного поведения

Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный надзор. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального надзора [22, 86].

Выделяют следующие механизмы социального надзора:

— изоляцию — изолирование девианта от общества (например, тюремное заключение);

— обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

— реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются человеком так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля [23, 87].

В социологии различают два основных процесса социального надзора: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. Interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный надзор и внутренний социальный надзор, или самоконтроль.

Внешний социальный надзор представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего надзор — формальный и неформальный.

Формальный социальный надзор, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному надзору может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном надзоре, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой надзор особенно эффективен в больших социальных группах [25, 120].

Неформальный социальный надзор, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального надзора выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид надзора особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального надзора за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные [26, 117].

Внутренний социальный надзор — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид надзора проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля [21, 73].

Сознание человека — это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями [21, 74].

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности [10, 89].

Итак, совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный надзор. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального надзора.

Социальный контроль и социальный надзор;

Вопросы для проверки знаний

1.Дайте определение социальной профилактике.

2.Какими могут быть превентивные акции?

3.Назовите принципы социальной профилактики.

4.Кто является объектом социальной профилактики? Субъектом?

5.Какова задача профилактики?

6.Какие подходы используются при ее решении?

7.В чем состоит профилактика рецидивной преступности?

(Лекции — 2 часа, практические занятия – 2 часа)

1. Социальный контроль (надзор): понятие, формы, уровни.

  1. Виды и функции соц.контроля.
  2. Методика организации.

Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. — С. 220.

Социальная работа: Словарь-справочник. – С. 275 – 276.

Теория и методика социальной работы. – Ч.1. – С.42 – 48; Ч. 2. – С. – 135 – 146.

Социальный контроль (надзор): понятие, формы, уровни

Социальный контроль (фр. проверка) – совокупность процессов в соц.системе или подсистеме, при помощи которых обеспечивается следование определенным образцам в поведении и мышлении, соблюдение ограничений, нарушение которых может отрицательно сказаться на функционировании системы (теория и методика с.р.). Надзор – одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Содержание и виды контроля

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

Содержание контроля состоит из:

• наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации — изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

• анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;

• принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;

• учета конкретных нарушений, определения их причин и условий;

• выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других — обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор — это суженный контроль.

Социальный контроль – способ саморегуляции системы обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т.ч. правового регулирования. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социокультурных характеристик данной системы. Отличительная черта данной формы воздействия: упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями как формального, так и неформального порядка. (Энциклопед. социол. словарь, с.301-303)

Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. Служит достижению и поддержанию стабильности социальной системы и обеспечению ее позитивного развития. 3 формы: 1) элементарные (в основном принудительные) санкции, 2) общественное мнение, 3) социальные институты. Рассматривается как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению. 3 универсальных механизма, действующие в различных типах общества: 1) физические санкции (наказание индивида за нарушение групповых норм); 2) экономические (штраф, запугивание и т.д.); 3) административные. В оптимальном варианте социальный контроль, осуществляемый группой, формирует самоконтроль у ее членов и позволяет им успешно интегрироваться в данной группе и в социуме в целом. (С.р.словарь-справочник, с.118-119).

4 уровня социального контроля

1. прямой – осуществляемый извне посредством фиксации юридических норм и правил, нарушение которых влечет наказание при помощи специальных институтов государственного правового регулирования + социальное администрирование, т.е. установление таких норм и правил, которые не входят в кодекс законов и не охраняются государственным насилием, но регламентируют жизнь людей;

2. внутренний – основанный на воспринятых, усвоенных человеком нормах и ценностях общества, в котором они живут (воровать нехорошо не потому, что опасно, а потому, что воровство –непочтенное и морально осуждаемое занятие). Ценностные категории меняются. Одно из центральных понятий феодального мира «честь» не тождественно ключевому понятию буржуазного общества – честность. Д’Артаньян – безукоризненная честь, но не честен)

3. косвенный — связан с идентификацией себя с родственниками, друзьями, сослуживцами, близкими. Выбор референтной группы, с чьим мнением будет считаться индивид. установки не всяких групп разделяются обществом.

4. контроль, основанный на широкой доступности различных способов достижения целей и удовлетворения потребностей. Если достаточно большая часть людей не может удовлетворить свои потребности по результатам своего труда, она будет удовлетворять их социально предосудительными или прямо незаконными способами – воровством, нищенством и т.д.

Субъекты: государственные и общественные структуры, которые наделены соответствующими полномочиями (осуществление надзора есть исполнение ими своих прямых обязанностей). Социальная группа. Каждый человек как социально активная личность.

Виды и функции социального контроля

Официальный (формальный) и неофициальный (неформальный).

Неофициальный – взаимный контроль участников какого-либо процесса, объединения, группы за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. Это также различные формы реакции общественного мнения (одобрение, поддержка или порицание, осуждение) на поведение людей в той или иной конкретной ситуации с позиций общепринятых норм морали и нравственности.

В оптимальном варианте социальный контроль, осуществляемый группой, формирует самоконтроль у ее членов и позволяет им успешно интегрироваться в данной группе и в социуме в целом. Уровень и эффективность неофициального контроля обусловливается состоянием культурного и морально-нравственного воспитания людей, развитостью чувства гражданской сопричастности к происходящим событиям и личной ответственности перед обществом за их направление и развитие.

Официальный — несколько видов:

1. Конституционный осуществляется верховным органом государственной власти (Президент – гарант Конституции) или Конституционным Судом РФ. Объект – нормотворческая деятельность законодательных органов, т.е. он осуществляет надзор за тем, чтобы разрабатываемые нормативно-правовые акты (Законы, Указы Президента и пр.) соответствовали Конституции. Важно с точки зрения социальной защищенности населения, недопущения ущемления социальных прав, гарантированных Конституцией.

2. Прокурорский – высший надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов (органы власти, общественные организации, граждане). Для осуществления надзорной функции эти органы располагают соответствующими правами и полномочиями (Закон о прокуратуре): право рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан, исполнения законов в центре и на местах.

3. Судебный – процессуальная деятельность судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений суда.

4. Докриминальный устанавливается в связи с заведением учетно-профилактических дел (УПД):

— за осужденными с отсрочкой приговора, а также осужденными условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы:

— за совершившими преступления, но освобожденными от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия либо административного взыскания или вследствие акта об амнистии:

— за обвиняемыми в совершении преступления и не заключенными под стражу в период предварительного следствия (Пр. № 180 МВД РФ от 18.08.1988 г.).

5. Посткриминальный устанавливается за лицами:

— освобожденными из мест лишения свободы;

— вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждения (УВУ) (Пр. № 180 МВД РФ от 18.08.1988 г.). Обязательное привлечение к труду ?

6. Административный надзор – деятельность органов гос.управления по контролю за соблюдением организациями, должностными лицами, гражданами установленных государством правил.

Специфическая мера, направленная на предотвращение и пресечение органами внутренних дел возможных правонарушений, устанавливается в связи с заведением учетно-профилактической карточки (УПК):

— за несовершеннолетними, совершившими правонарушения, влекущие меры административного воздействия или административного взыскания;

— за подростками, употребляющими спиртные напитки либо допускающими употребление наркотических средств, ведущих к одурманиванию;

— за подростками, допускающими систематический самовольный уход из семьи в возрасте до 16 лет;

— за неблагополучными семьями, имеющих несовершеннолетних детей (Пр. № 180 МВД РФ от 18.08.1988 г.).

Административный надзор осуществляется органами внутренних дел, администрацией гос.предприятий и учреждений, комиссиями местных органов власти. Задачи:

— обеспечение и защита прав граждан

— выполнение нормативных актов общегосударственного и местного уровня, конкретных социальных программ и проектов

— соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детдома, спецшколы-интернаты, ИТУ, др. специальные учреждения)

— осуществление надзора за семьями и лицами групп социального риска и девиантного поведения.

Официальный + неофициальный надзор

Важное значение имеет нравственное состояние общества.

1. стабилизирующая – воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных .структур;

2. социального управления – социальный надзор – обязательный направляющий, организующий элемент управленческого процесса функционирования любой социальной системы – от общества в целом до индивида.

Субъект управления (органы государственной власти и управления, хозяйственные органы, общественные организации) осуществляет с помощью и посредством контрольного механизма проверку того, как на деле управляемая ими система или социальный объект реализует его управленческие решения или общепринятые нормы и правила поведения. При этом обеспечивается своевременное блокирование возможных отклонений в деятельности объекта управления от заданных параметров (отступление от установленных количественных и качественных показателей, несоблюдение сроков, нарушение правовых и морально-нравственных норм) и приведение всей системы посредством дополнительных мер правового, организационного и воспитательного характера в желаемый режим функционирования или поведения).

3. информационная – в ходе осуществления социального контроля по каналам обратной связи идет выявление и передача субъекту управления сведений о происходящих в управляемой ими системе или социальном объекте процессах и изменениях, на основании которых разрабатываются дополнительные или новые мероприятия, конкретные управленческие решения.

1) валидности – функционально-целевой обоснованности проведения надзорных мероприятий;

2) законность, исключающая любое ущемление прав человека, несоответствие установленным законам, нормам и правилам. Надзор и полученные в ходе его результаты не должны стать средством шантажа, ущемления интересов. Недопустимы любые волевые решения. Предварительное уточнение законности.

3) гласность, открытость. Роль СМИ.

4) систематичность и непрерывность.

5) гуманизм и разумная достаточность. Не нарушать не только закон, но и морально-нравственные нормы.

Социальный контроль и надзор

Важную роль в защите прав гражадн имеет контольно-надзорная деятельность государственных органов, в связи с этим целесообразно дать определение таким понятиям как социальный контроль и надзор.

Контроль (от франц. controle — проверка) — проверка чего-либо, например, выполнения законов, планов, решений.[1]

Общество неоднородно и состоит из большого числа разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Вопросы создания, сохранения, изменения общества как социальной системы, т.е. вопросы социального порядка и социального контроля, занимают важное место в творчестве многих теоретиков социологии.

Сам термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом. Тард расширил понимание социального контроля до одного из важнейших факторов социализации.[2]

Наиболее развернутую теорию социального контроля разработали американские социологи Э. Росс и Р. Парк. Росс пытался найти и изучить способы достижения равновесия между обеспечением социальной стабильности, с одной стороны, и индивидуальной свободы — с другой. Он считал необходимым, прежде всего внутренний этический и социальный контроль, основанный на интернализации общественных ценностей. Однако одновременно признавал и все возрастающее значение внешнего политического контроля, опирающегося на целенаправленное воспитание, религию, общественное мнение, социальные и правовые санкции. Роберт Парк, один из основателей чикагской школы, автор «классической» социально-экологической теории понимал социальный контроль как особое средство, обеспечивающее определенное соотношение между человеческой природой и социальными силами.[3]

По мнению Я. И. Гилинского социальный контроль — это механизм самоорганизации и сохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка, устранения или нейтрализации, минимизации нормонарушающего поведения.[4]

С точки зрения Ж. Гурвича, социальный контроль может быть определен как совокупность культурных моделей, социальных символов, коллективных значений, ценностей, идей и идеалов, так же как и действий и процессов, которые их охватывают, рассматривают и используют и посредством которых каждое глобальное общество, каждая частная группа, каждая форма социабельности и каждый индивид, преодолевают антиномии, напряжения и конфликты, которые им свойственны, путем временного и нестабильного равновесия, находя также точки соприкосновения для новых усилии, направленных на коллективное творчество (созидание).[5]

В. И. Добреньков, А. И. Кравченко определяют социальный контроль как механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий, социальных норм, санкций.[6]

Толкотт Парсонс в своей работе «Социальная система» определял социальный контроль как процесс, с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется девиантное поведение и тем самым поддерживается социальная стабильность.[7]

В. Касьянов, В. Нечипуренко представляют социальный контроль в виде методов и стратегий, регулирующие нормы поведения в рамках общества.[8]

Таким образом, сущность контроля заключается в том, что уполномоченные на то органы и их должностные лица, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют:

— соответствует ли деятельность органов и лиц законам и поставленным перед ними задачам;

— анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, отклонения от поставленных целей и способов их достижения;

— принимают меры по их предотвращению и привлечению к ответственности виновных лиц.[9]

Можно сказать, что социальный контроль это механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений, социальных норм (стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества, они упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения.[10] Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. Одновременно социальный контроль пользуется и поощрениями за их соблюдение. Однако в узком смысле его следует отличать от механизма стимулирования.

Характер социального контроля определяется господствующими общественными отношениями и, в свою очередь, оказывает серьёзное влияние на функционирование и развитие социальной системы. С одной стороны, неэффективный социальный контроль приводит к её неустойчивости, благоприятствует распространению различных форм антисоциального, отклоняющегося поведения. В качестве проявления отклоняющегося поведения может рассматриваться нарушения законодательных актов государства и ущемление прав различных категорий граждан, в том числе и трудовых прав женщин. Более того, нарушение трудовых прав женщин и связанных с ними отношений можно отнести к отягчающим обстоятельствам при определении меры наказания. С другой стороны, всеобъемлющий социальный контроль ведёт к застою во всех сферах общественной жизни.

Основная задача социального контроля – создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений.

Одной из предпосылок динамического развития общества является постоянное изменение социального контроля, его адаптация к новым условиям и целям, возникающим в процессе социального развития.[11]

Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:

1. регулятивную — контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

2. охранительную — социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким, безусловно, значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, а так же право на свободный труд не зависимо от пола, национальности и т. д. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

3. стабилизирующую — социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.[12] Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элементанормы и санкции.

1. Социальные нормы – это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах – компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются «общими правилами» (обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе).

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции – изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего – отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют – как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей).

2. Социальные санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Применяемые в ходе социального контроля санкции подразделяются на: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

— Формальные позитивные санкции представляют собой одобрение и поощрение со стороны тех или иных официальных инстанций.

— Неформальные позитивные санкции — это одобрение, выражаемое не официальными инстанциями, а неформальным окружением.

— Формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные законами, правительственными постановлениями, инструкциями, уставами: арест, увольнение, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование.

— Неформальные негативные санкции — это наказания, не предусмотренные законодательством и официальными инстанциями и осуществляемые неформальным окружением.[13]

Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), осуществляемого Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

Раздел I. Федеральные законы

Наименование и реквизиты акта

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

Юридические лица, индивидуальные предприниматели

Абзац 7 пункта 1 статьи 25

Абзац 3 пункта 3 статьи 25

Раздел II. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Наименование документа (обозначение) и его реквизиты

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

Пункты 1,5, 2.5, 2.6, 2.7

В полном объеме

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Башкортостан

Раздел I. Федеральные законы

Наименование и реквизиты акта

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

Территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности по предоставлению социальных услуг. Документация поставщиков социальных услуг, являющаяся объектом проверки и относящаяся к предмету проверки.

В полном объеме

Раздел II. Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Раздел III. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти

Наименование и реквизиты акта

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

Территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности по предоставлению социальных услуг. Документация поставщика социальных услуг, являющаяся объектом проверки и относящаяся к предмету проверки.

В полном объеме

утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 886н

Документация поставщиков социальных услуг, являющаяся объектом проверки и относящаяся к предмету проверки.

В полном объеме

утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 № 571н

Лица, занимающие должность «Специалист по социальной работе»

В полном объеме

утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 677н

Лица, занимающие должность «Социальный работник»

В полном объеме

утвержденный приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 678н

Лица, занимающие должность «Руководитель организации социального обслуживания»

В полном объеме

Раздел IV. Законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.04.2015 № 135

Поставщики социальных услуг Республики Башкортостан

В полном объеме

утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.04.2015 № 134

Поставщики социальных услуг Республики Башкортостан

В полном объеме

утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 №43

Поставщики социальных услуг Республики Башкортостан

В полном объеме

постановление Правительства Республики Башкортостан от 11.12.2014 №566

Поставщики социальных услуг Республики Башкортостан

В полном объеме

приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 31.12.2014 №691-0

Поставщики социальных услуг Республики Башкортостан

В полном объеме

приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 24.10.2014 №483-о

Поставщики социальных услуг Республики Башкортостан

В полном объеме

приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 17.10.2014 №470-о

Поставщики социальных услуг Республики Башкортостан

В полном объеме

Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 10.10.2014 №445-о

Поставщики социальных услуг Республики Башкортостан

В полном объеме

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора и контроля в части организации и осуществления деятельности по попечительству в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности

Раздел I. Федеральные законы

Наименование и реквизиты акта

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

Руководитель и работники администраций муниципальных районов и городских округов

Часть 1 статьи 24

Руководитель и работники администраций муниципальных районов и городских округов

Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан в Алтайском крае

Нормативные правовые акты по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан Алтайского края

Планы проверок

Обзорные письма

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по регионально-государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания граждан в Алтайском крае, от 05.06.2017 (pdf)

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания граждан Алтайского края, от 14.02.2018 (pdf)

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018 № 56-ФЗ) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»(pdf)

Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 N 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (pdf)

Приказ Минтруда России от 22.10.2013 N 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30549) (pdf)

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2013 N 30627) (pdf)

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 678н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30970) (pdf)

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 681н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 N 30658) (pdf)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2011 г. N 20237) (pdf)

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 N 30840) (pdf)

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 N 39023) (pdf)

Приказ Минтруда России от 12.01.2016 N 2н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2016 N 40993) (pdf)

Постановление Правительство Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (pdf)

Закон Алтайского края от 01.12.2014 N 93-ЗС «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Алтайском крае» (принят Постановлением АКЗС от 28.11.2014 N 648) (pdf)

Приказ Главалтайсоцзащиты от 28.11.2014 N 400 (ред. от 02.08.2017) «О порядках предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Алтайском крае» (pdf)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (pdf)

Приказ Главалтайсоцзащиты от 31.10.2014 N 376(ред. от 07.02.2018 N 38) «Об утверждении норм питания получателей социальных услуг в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания» (pdf)

Приказ Главалтайсоцзащиты от 14.11.2014 N 384 «Об утверждении нормативов штатной численности стационарных организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Алтайского края» (pdf)

Постановление Администрации Алтайского края от 26.08.2014 N 405 «Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Алтайского края» (pdf)

Приказ Главалтайсоцзащиты от 31.10.2014 N 377 «Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания» (pdf)

Приказ Главалтайсоцзащиты от 27.11.2014 N 397 (ред. от 11.11.2015) «Об утверждении Положения об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания» (pdf)

Приказ Главалтайсоцзащиты от 25.12.2014 N 433 (ред. от 11.08.2017) «Об утверждении стандартов социальных услуг, предоставляемых в Алтайском крае» (pdf)

Постановление Администрации Алтайского края от 25.06.2014 N 292 (ред. от 05.07.2016) «О реализации закона Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС» (pdf)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 (pdf)

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской федерации» (ред. от 29.07.2018) (pdf)

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (pdf)

Приказ Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 5 июля 2018 г. N 218 «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, а также порядка оформления результатов проведения такого мероприятия» (pdf)

© 2018 Минтрудсоцзащита Алтайского края, официальный сайт

Еще по теме:

  • Военный билет ст 88 Военный билет. Военный билет по здоровью Статья в военном билете Военный билет после 27 лет Сроки оформления военного билета Документы для оформления военного билета Утрата военного […]
  • Федеральный закон о ветеранах статья 23 льготы Какие льготы предусмотрены обладателям удостоверения ветерана воинской службы"ст 22 и 23 Федерального закона О ветеранах" 1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru В соответствии со статьей 23 […]
  • Подсудность суда по защите прав потребителей В какой суд и в какой срок обращаться за защитой прав потребителей? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо […]
  • Агентство республики казахстан по защите прав потребителей сайт Государственные уполномоченные органы в сфере защиты прав потребителей государств – членов Совета Министерство экономического развития и инвестиций Республики Армения Государственная […]
  • Оформление земли под газопровод Оформление земли под газопровод Многоконтурные земельные участки В соответствии с частью 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре […]
  • Гк рф страхование предпринимательского риска Статья 933. Страхование предпринимательского риска По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в […]