Система органов государственной власти республики индия

Основы Конституционного права Индии

Главная > Закон >Государство и право

Понятия формы правления и государственного режима.

Монархия: понятие и виды.

Республика: понятие и виды, соотношение с политическим режимом.

Характерные черты Конституции Индии.

Основы правового статуса личности.

Законодательная власть Индии.

Исполнительная власть Индии.

Судебная власть Индии.

1. Понятие формы правления и государственного режима.

Право любой страны определенным образом регулирует отношения между высшими органами государственной власти и устанавливает саму систему этих органов. Правовая сторона вопроса не всегда является определяющей: на функционирование государственной власти могут оказывать решающее влияние группы давления, личные связи, институты сомнительной конституционности (единственная партия, тайные комитеты и советы, духовные лидеры и т.д.). Более того, сами отношения между высшими органами государственной власти обычно далеки от буквы закона. Тем не менее, правовая организация государственной власти является важным фактором государственного управления. Во-первых, правовые нормы в той или иной степени все-таки отражают реальность; их существование не проходит полностью незамеченным. Во-вторых, правовые установления могут играть решающую роль, когда за ними стоят организованные интересы, использующие правовые нормы или их изменение в своих целях. Наконец, в некоторых современных государствах нормы конституционного права могут стать самостоятельной силой, особенно в ситуации равновесия, кризиса и т.д. — процедурная функция правовых норм здесь особенно важна. Исходя из этого, анализ форм правовой организации власти имеет самостоятельное значение для изучения государственного управления.

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести при­знаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления. Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.” Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соот­ветствующего общества. Форма правления имеет основополагающее значение для изу­чения конституционно- правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или на­родовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов госу­дарственной власти, установленной конституцией соответствующе­го государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появле­нием и укреплением народного представительства, формы правле­ния стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламен­том, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномо­чия, — словом, как устроено разделение властей.

История знает два вида органов, обладающих верховной (высшей) властью — единоличные и коллеги­альные. Единоличная власть принадлежит монарху (царю, им­ператору, королю, шаху), поэтому и форма правления в таком государстве называется монархией. Коллегиальный орган — это парламент, конгресс, Государственная Дума, — избираемый на­родом и осуществляющий государственную власть от его имени. Государство, во главе которого стоит такой коллегиальный ор­ган, называется республикой. Разновидности монархии и республики определяются соотношением полномочий законодательной и испол­нительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю нередко сопровождался ликвидацией монар­хии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установ­лением республиканской формы правления. Однако в ряде высоко­развитых стран монархия сохранилась до настоящего времени.

Примечательно, что монархия подчас восстанавливается в отдель­ных странах после более или менее длительного периода респуб­ликанского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931 г., а в 1947 г. фашистский диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 г., причем в 1978 г. актив­но защитил становящуюся демократию от попытки фашистского пут­ча.

2. Монархия понятие и виды.

В переводе с греческого (monarchía) данный термин означает единовластие, единодержавие. “В рабовладельческих государствах выступала, главным образом, как неограниченная деспотия, иногда как теократия. Однако сейчас она, как правило, существует в виде ограниченной, конституционной монархии: власть монарха ограничена на основе конституции, т.е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные – правительству”, но юридически монарх считается носителем исполнительной власти.

Как форма правления монархия имеет длительную историю. Одной из ее первых разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Еги­пет). Монарх-деспот об­ладал неограниченной властью, признавался единоличным пра­вителем, руководителем ирригационных сооружений, был вер­ховным судьей, во время войны становился во главе войска.

В современном понимании монархия — не просто власть одного, но власть наследуемая. Монарх получает вер­ховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не не­сет никакой ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается от­странение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.

Эта власть неред­ко обожествляется. Так, в Древнем Египте он признавался сыном бога солнца. В Японии Император до 1945 г. считался сы­ном богини Солнца — Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что фе­одалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенарод­ных), чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конститу­ций монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 г., «Импера­тор является символом государства и единства народа, его ста­тус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Символом единства и постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978г. Главное, однако, не в том, как в конституции характеризу­ется монарх.

Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не

содержит. Главное — в полномочиях мо­нарха. В зависимости от того, каковы

они, мы различаем монар­хические формы правления (степень участия населения в формировании органов власти монархии составляет пропорцию, обратную объему власти, сосре­доточенной в руках монарха).

Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV-XIX вв., когда была преодолена феодальная раздроблен­ность и созданы централизованные государства (особенно в период позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызрева­ют зачатки индустриального). Примером такой монархии может слу­жить Россия XVII-XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др. Однако следует заметить, что абсолютные монархии — ка­тегория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам абсолют­ные монархии, выполнив свою историческую миссию, в боль­шинстве стран мира либо видоизменились, либо были уничтожены в ре­зультате буржуазных революций (как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.).

Характеризуется монархия тем, что в руках монарха сосредотачи­вается вся полнота государственной власти. Он сам издает зако­ны, может непосредственно руководить административной деятель­ностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юри­дически, хотя политически, морально-этически, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют.

Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия — раритет (чрезвычайная редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные «конституции» ([фр. Octroyer жаловать, даровать] – конституции, данные властью монарха, а не установленные парламентом; являются, как правило, классовым соглашением буржуазии с монархией), однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой «конституцией» была, например, Временная конституция Катара 1970 г. Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высши­ми духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит пра­вящей семье, которая на своем совете решает, в частности, воп­росы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха), может заставить монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный полити­ческий режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

“В абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один орган

государства, даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства.

Исключение составляют лишь нелегитимные способы устранения монарха путем заговора (пример тому — эпоха дворцовых переворотов в России 1725—1761 гг. и убийство императора Павла I в 1801 г.) или добровольное отречение от престола (в России, например, императора Константина в 1825 г. и Николая II — в 1917г.).

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии дейст­вуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Это

первоначальная форма ограни­ченной (или конституционной) монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во вся­ком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие дуалистических монархий от парламентских состоит в сосре­доточении в руках монарха бóльших полномочий в сфере госу­дарственной власти. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их (если избирательное право цензовое). Исполнительная власть принадле­жит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадле­жит монарху, но может быть более или менее независимой. Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето (от лат. veto — запрещаю). Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалис­тической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, чем парламентские, а главное, может распускать парламент,

заменяя факти­чески дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

Система органов государственной власти в штатах Индии.

Как и в Российской Федерации Конституция Индии четко разграничивает федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации — штатов. Деятельность органов государственной власти штатов также строится на основе принципа разделения властей. Штаты сами определяют порядок формирования и деятельности своих органов государственной власти на основе принципов, закрепленных в Конституции. Таким образом, Конституция Индии — основной нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность органов государственной власти штатов. Кашкин С.Ю. Государственное право Индии. М. 1986 г. стр. 35

Исполнительная власть в штатах.

В отличие от субъектов РФ, где высшее должностное лицо обычно является и главой высшего исполнительного органа власти, Конституция Индии четко разграничивает эти две должности. В России губернаторы субъектов федерации избираются населением не более, чем на 2 срока подряд, а в Индии они назначаются президентом на 5 лет на неограниченное число сроков подряд. Возможно назначение одного лица губернатором нескольких штатов. Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет, как и в России, он не вправе занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, быть депутатом парламента Индии или легислатуры штата.

Губернатор обладает рядом важных полномочий, которые могут быть подразделены на несколько категорий:

Полномочия в области законодательства: как и в РФ губернатор созывает сессии легислатуры штата, закрывает их, обладает правом отлагательного вето, которое преодолевается простым большинством голосов (в РФ двумя третями). Однако он также обладает рядом важных полномочий, нетипичных для РФ. Он назначает 1/6 членов верхней палаты легислатуры штата, решает вопросы о дисквалификации членов палат легислатуры. Он может в любой момент распустить нижнюю палату легислатуры. Губернатор резервирует на рассмотрение президента те законопроекты, для вступления которых в силу требуется, согласно Конституции, одобрение президента. В перерывах между сессиями легислатур он может издавать указы, имеющие силу закона, которые прекращают свое действие по истечении 6 недель с момента созыва легислатуры.

Полномочия в области исполнительной власти: губернатор является главой исполнительной власти штата, вся исполнительная деятельность правительства штата осуществляется от его имени. Он издает правила ведения дел правительством штата и имеет право на информацию об исполнительной деятельности правительства. Как и в РФ губернатор имеет право делать отдельные назначения: он назначает главного министра и по его совету остальных министров кабинета, генерального адвоката, председателя и членов комиссии по делам государственной службы.

Полномочия в области финансов: как и в РФ губернатор представляет на рассмотрение легислатуры проект бюджета и все финансовые законопроекты. Конституция Индии, ст 207. Фонд чрезвычайных расходов штата находится в его распоряжении.

Полномочия в области правосудия и его отправления нетипичны для губернаторов субъектов РФ. Он имеет право помилования осужденных, право приостанавливать приведение приговора в исполнение, сокращать срок и смягчать меру наказания. Он назначает судей окружных судов.

Губернатор и правительство штата. В качестве конституционного главы штата губернатор обязан действовать по совету Совета министров штата. Таким образом, многие полномочия, которыми он юридически наделен, на деле осуществляют его министры, по чьим советам он должен действовать. Шарма Ш.П. Государственный строй Индии. М. 1992 г. стр 252 Лишь в нескольких случаях он имеет право действовать по своему усмотрению: если он назначается управляющим соседней территорией, он осуществляет свои административные полномочия независимо от Совета министров; если происходит конфликт между федеральным правительством и правительством штата при наличии со стороны федерального правительства указаний действовать определенным образом. Это так называемая дискреционная власть губернатора.

В отличие от РФ, при формировании правительства штата, губернатор назначает главу правительства не по своему усмотрению, а только лидера партии большинства в легислатуре штата. Шарма Ш.П. Государственный строй Индии. М. 1992 г. стр 256 Затем, по его совету, губернатор назначает остальных членов правительства. Правительство (Совет министров) несет коллективную ответственность перед легислатурой. Никто из министров не может оставаться в должности более 6 месяцев, не будучи членом легислатуры штата.

Полномочия правительств штатов во многом аналогичны полномочиям высших исполнительных органов субъектов РФ: они осуществляют меры по реализации прав человека, борьбе с преступностью, охране общественного порядка; разрабатывают и исполняют бюджет и проекты социально-экономического развития; формируют иные органы государственной власти штата. Правительства штатов обладают рядом важных полномочий, нетипичных для субъектов РФ. Во-первых, Совет министров дает советы губернатору, на основании которых он обязан осуществлять свою деятельность (в том числе и о назначениях должностных лиц штатов). Во-вторых, Совет министров, не получивший вотума доверия от легислатуры штата, может обратиться к губернатору с требованием ее роспуска.

Важно отметить положение главного министра, который фактически является главой исполнительной власти штата и сильно влияет на законодательную. Он председательствует на заседаниях кабинета, решает, какие вопросы будут поставлены на рассмотрение кабинета, координирует его работу, оказывает решающее влияние на назначения, которые формально возложены на губернатора (в случае назначения генерального адвоката, министров правительства и.т.д.). Он координирует законотворчество легислатуры, опираясь на поддержку партийного большинства.

Генеральный адвокат штата. Статья 165 Конституции содержит положения относительно генерального адвоката каждого штата, должности, нетипичной для субъектов РФ. Он назначается губернатором по рекомендации Совета министров. Генеральным адвокатом может быть назначено только лицо, обладающее квалификацией судьи Высшего суда. Его обязанности: давать правительству советы по всем правовым вопросам, выступать от имени правительства в Высшем суде по всем делам, в которых штат является стороной, представлять штат в Высшем Суде прирассмотрении апелляции по уголовному делу особой важности.

Должность генерального адвоката носит политический характер, и изменения в правительстве штата ведут к новому назначению на этот пост.

45. Государственные органы Индии

45. Государственные органы Индии

Парламент в Индии состоит из:

1) Президента Индии;

2) Совета штатов (верхняя палата), представляющего интересы штатов;

3) Народной (нижней) палаты в качестве органа общегосударственного представительства.

Президент Индии является главой государства, высшим должностным лицом, он избирается на пятилетний срок особой коллегией выборщиков. Полномочия Президента Индии включают в себя представление страны на мировой арене, регламентирование деятельности всех государственных органов, назначение дипломатических представителей, созыв и роспуск сессии Парламента. Президент является главнокомандующим, имеет конституционное право издавать указы, обладающие силой закона.

Вице-президент Индии является помощником Президента. В случае отсутствия возможности у Президента исполнять свои обязанности Вице-президент исполняет обязанности Президента страны.

Члены совета штатов (верхняя палата) избираются на 6 лет в процессе косвенных выборов. Состав не должен превышать более 250 членов, большая часть выборных членов свободно избираются от законодательных собраний штатов и союзных территорий. Из них 12 членов назначаются Президентом в обязательном порядке. Совет штатов возглавляет Вице-президент.

Члены народной (нижней) палаты избираются на 5 лет прямыми выборами. Численность народной палаты не превышает 552 человек. Конституция Индии не наделяет депутатов Парламента иммунитетом не-

прикосновенности, но они могут пользоваться депутатским индемнитетом. За свое участие взаседаниях народной палаты ее члены получают небольшое денежное вознаграждение. Председателем народной палаты является спикер, который имеет право на одного заместителя.

Парламент Индии наделен многими функциями, но основной является законодательная.

Правительство Индии представляет собой Совет Министров, который формируется Президентом с одобрения Премьер-министра и Народной палаты, которая осуществляет дальнейший контроль деятельности Правительства. Парламент должен выразить доверие членам Правительства, обычно доверие выражается голосованием. Министрами Совета могут быть только члены одной из палат Парламента.

Фактически руководство государством осуществляется членами Кабинета Министров, Правительство же выполняет полномочия Президента.

Судебную систему Индии представляет Высший (Верховный) суд. К полномочиям Высшего суда относятся конституционный контроль деятельности низших судов, выполнение роли первой инстанции при разборе споров между Федерацией и штатами.

Окружные суды уполномочены выступать первой инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассматривать апелляции на решения других судов.

Суды мунсифов занимают предпоследнюю ступень в судебной иерархии и занимаются контролем деятельности низших судов.

Низшими судами (народными судами) признаются суды панчаятов в сельской местности.

§ 3. Высшие органы государства

По форме государственного устройства Индия — федерация.

Парламент. Согласно Конституции Индии, парламент республики состоит из Президента Индии, Народной палаты, призванной служить органом общесоюзного представительства, и Совета штатов, призванного служить органом выражения интересов штатов. Народная палата избирается населением путем прямых выборов сроком на 5 лет. Кроме 520 депутатов, избранных населением, Президент может назначить до 3 членов этой палаты. Кроме того, определенное количество мест резервируются за «списочными» (зарегистрированными) кастами и племенами (с 1975 г. соответственно 78 и 38).

Право избирать членов Народной палаты предоставлено всем гражданам, достигшим 21 года. В списки избирателей включаются граждане, проживающие на территории данного избирательного округа не менее 180 дней. Почти все округа по выборам Народной палаты одномандатные; лишь в нескольких округах, населенных так называемыми зарегистрированными племенами и кастами, избирается по 2—3 депутата.

Правом быть избранными в депутаты Народной палаты пользуются все граждане, достигшие 25 лет, за исключением лиц, находящихся на платной государственной службе (исключая министров), объявленных судом умалишенными, являющихся нереабилитированными банкротами или дисквалифицированными каким-либо законом. Для того чтобы получить возможность баллотироваться в депутаты Народной палаты, выдвинутый кандидат обязан внести избирательный залог в сумме 500 рупий. Залог не возвращается, если данный кандидат получит менее 7е части общего числа голосов, поданных по округу.

Действующая на выборах Народной палаты избирательная система однотипна с английской. Избранным считается кандидат, собравший хотя бы относительное большинство голосов. В том случае, если по округу выдвинут только один кандидату голосование не производится, и данный кандидат считается избранным без голосования («бесспорные выборы»).

Совет штатов состоит из 12 членов, назначаемых Президентом, и 238 членов, избираемых выборными членами законодательных органов штатов. Членами Совета штатов могут быть избраны граждане, достигшие 30 лет. Каждые 2 года происходит обновление состава верхней палаты на одну треть. Срок полномочий каждого члена этой палаты равен, таким образом, б годам.

Очередные сессии парламента созываются 2 раза в год. Кворум, необходимый для ведения заседаний любой палаты, составляет V10 членов этой палаты.

Вновь избранная Народная палата избирает на срок своих полномочий спикера и его заместителя. Спикер председательствует на заседаниях палаты, предоставляет депутатам слово, назначает комитеты палаты, обладает дисциплинарной властью. В Совете штатов председательствует вице-президент Индии, но его роль в руководстве работой этой палаты невелика. Гораздо большую роль играет заместитель председателя Совета штатов, избираемый членами верхней палаты из своей среды.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, от имени которого действуют министры, и членам обеих палат. Финансовые («денежные») законопроекты могут быть внесены по рекомендации Президента, т. е. только правительством. Нефинансовые законопроекты рядовым членам палат, как и в Англии, разрешается вносить лишь в один из дней недели. Законопроекты, принятые одной палатой, передаются затем на рассмотрение другой. Финансовые законопроекты не могут быть внесены вначале в верхнюю палату. Финансовый законопроект Совет штатов обязан рассмотреть в течение 14 дней, и, если его решение расходится с решением Народной палаты, последняя рассматривает законопроект вторично, и на этот раз ее решение считается окончательным. Если же в течение 14 дней Совет штатов не принимает никакого решения, решение Народной палаты считается решением обеих палат. Для рассмотрения нефинансовых законопроектов Совету штатов предоставляется значительно более длительный срок — 6 месяцев. Если он в течение этого срока не примет никакого решения по законопроекту или если его решение расходится с решением Народной палаты, созывается совместное заседание обеих палат и здесь спорный вопрос решается большинством голосов.

Право контроля над управлением принадлежит в Индии одной только Народной палате. Вопросы должны быть поданы депутатами в письменной форме. Спикер определяет, в какой форме — устной или письменной — должен дать ответ министр. На подготовку ответа министрам предоставляется 10 дней. Для устных ответов на вопросы отводится один час в начале каждого заседания палаты. Министры не обязаны отвечать на все вопросы. Ежедневно задается до 100 вопросов.

Президент и вице-президент. Президент Республики Индии избирается сроком на 5 лет особой коллегией выборщиков, в состав которой входят: а) выборные члены обеих палат центрального парламента и б) выборные члены законодательных собраний всех штатов. При этом членам центрального парламента предоставляется такое количество голосов, которым располагают представители всех штатов.

Каждому члену законодательного собрания штата на президентских выборах предоставляется столько голосов, сколько тысяч содержится в частном от деления численности населения штата на число выборных членов законодательного собрания данного штата. На президентских выборах 1969 г., например, члены законодательных собраний штатов имели от 7 (в штате Нагаленд) до 177 голосов (в штате Уттар-Прадеш). Каждый выборный член центрального парламента получает на президентских выборах такое число голосов, которое равно частному от деления общего количества голосов, предоставленного членам законодательных собраний всех штатов, на число выборных членов обеих палат; на выборах 1969 г. каждый член центрального парламента располагал 576 голосами.

Одно и то же лицо может быть переизбрано Президентом республики несколько раз подряд. Никто не может быть избран Президентом, если он не является индийским гражданином, не достиг 35 лет и не удовлетворяет условиям, необходимым для избрания депутатом Народной палаты.

Согласно букве индийской Конституции, Президент республики наделен чрезвычайно большой властью. Во-первых, он признается неразрывной частью парламента и как таковой обладает вместе с палатами законодательной властью. Во-вторых, ему предоставлена вся полнота «исполнительной власти». Президент созывает палаты парламента на сессии, закрывает сессии одной или обеих палат, имеет право досрочно распустить Народную палату и назначить новые парламентские выборы. В области федерального законодательства Президенту принадлежит право законодательной инициативы, право созыва палат на совместное заседание для урегулирования между ними разногласий по законопроекту и, наконец, право вето. Предоставляя Президенту право отказывать законопроекту в одобрении, Конституция Индии требует, чтобы Президент, осуществляя это право, возвращал палатам законопроект для вторичного обсуждения «в возможно короткий срок» (ст. 111). Если законопроект снова принят палатами с поправками или без них, Президент обязан его подписать. Некоторые законопроекты, принятые законодательными органами штатов, резервируются на рассмотрение Президента республики и нуждаются в его одобрении. В период между сессиями парламента Президент может издавать указы (ордонансы), имеющие силу закона.

Президент Индийской республики имеет право особой прокламацией объявить чрезвычайное положение по всей стране или в отдельных штатах в том случае, если вследствие войны, внешней агрессии или внутренних беспорядков возникает угроза бе- . зопасности Индии. Президент может принять на себя все или : некоторые функции губернатора и правительства штата, в котором, j по мнению Президента, возникла ситуация, делающая конститу- і ционный механизм управления несостоятельным.

В Конституции Индии нет статей, которые прямо говорили бы о том, что Президент при осуществлении своих полномочий обязан следовать советам министров или что акты Президента должны обязательно скрепляться подписями министров. В Индии, как и в Англии, это нормы неписаные. Ведущую роль в осуществлении полномочий, формально принадлежащих Президенту, в Индии, как и в других парламентарных странах, на деле играет правительство, в состав которого Президент республики не входит и на заседаниях которого не присутствует. Президент лишь ставится в известность о всех решениях правительства по вопросам управления и законодательства и может требовать от главы правительства предоставления ему информации по этим вопросам. Президент может также потребовать, чтобы вопрос, решенный отдельным министром, был передан на рассмотрение правительства в целом.

Вице-президент Индии избирается на 5 лет на совместном заседании обеих палат парламента (члены законодательных органов штатов не принимают участия в избрании вице-президента). Функции вице-президента Индии до известной степени сходны с функциями вице-президента США. В обычное время он председательствует в верхней палате парламента — в Совете штатов, а в случае болезни, отставки, отрешения или смерти Президента республики выполняет его функции. Но в отличие от американского вице-президента, к нему функции главы государства переходят не на весь оставшийся срок полномочий прежнего Президента, а только впредь до избрания нового Президента республики. Выборы же нового Президента республики должны быть произведены в возможно короткий срок.

Правительство. Правительство Индийской республики называется Советом Министров. Главой правительства, премьер-министром, назначается лидер партии, располагающей большинство : мест в Народной палате. Министры должны быть членами одно из палат парламента. Правительства формируются обычно и,\ однопартийной основе, так как в нижней палате индийского парламента, поддержка которой обязательна для правительства, одна из партий (а именно ИНК) неизменно располагает абсолютным большинством мест.

Совет Министров в Индии никогда не собирается на заседа- ния в полном составе. Фактически все вопросы руководства государством решаются узким составом правительства — кабинетом, хотя этот орган Конституцией не предусмотрен. В состав кабинета входят премьер-министр и министры, отвечающие за наиболее важные отрасли управления. Не входят в состав кабинета’ младшие министры (именуемые государственными министрами или министрами кабинетного ранга, но не членами кабинета), заместители министров и парламентские секретари министерств. Все они, однако, считаются членами Совета Министров.

Компетенция Совета Министров Конституцией Индии, по существу , не определена. В Конституции сказано лишь, что Совет Министров учреждается «для оказания помощи и дачи советов Президенту при выполнении им своих функций» (ст. 74, п. 1). Но в действительности Совет Министров в Индии вовсе не играет роль простого совещательного органа при Президенте. Такая организация правительственной власти в парламентарной республике вообще невозможна. На практике все важнейшие вопросы государственной политики Индии, все важнейшие дела по управлению страной решаются кабинетом. Федеральная «исполнительная власть», номинально принадлежащая Президенту республики, фактически осуществляется кабинетом. Правительство направляет законодательную деятельность парламента и, кроме того, издает множество собственных нормативных актов в порядке «делегированного законодательства». Парламент осуществляет надзор за нормативными актами правительства через посредство комитета по подчиненному законодательству; в соответствии с требованиями этого комитета все нормативные акты министров «кладутся на стол» парламента за 30 дней до их публикации.

Совет Министров может находиться у власти до тех пор, пока он пользуется доверием Народной палаты. Если палата выразит недоверие правительству, последнее обязано подать в отставку или обратиться к Президенту республики с просьбой о роспуске Народной палаты и назначении новых парламентских выборов. На практике, впрочем, Народная палата ни разу не выносила вотума недоверия правительству.

17 Заказ 60 Верховный суд Индии. Верховный суд Индии состоит из Главного судьи и 10 членов суда, назначаемых Президентом республики. Они остаются в должности до достижения ими 65-летнего возраста. Смещен член Верховного суда может быть только в том случае, если каждая палата центрального парламента абсолютным большинством своего состава и большинством 2/3 присутствующих членов признает его недееспособным или обвинит в недостойном поведении. Верховный суд Индии является высшей апелляционной инстанцией страны по гражданским и уголовным делам. В качестве суда первой инстанции он уполномочен рассматривать споры между правительством Индии и отдельными штатами, а также споры между штатами. С одобрения Президента республики Верховный суд Индии издает в пределах действующих законов предписания и правила, касающиеся различных вопросов судопроизводства. Наконец, Верховный суд по просьбе Президента дает заключения по вопросам факта или права.

Конституция предусматривает, что Верховный суд должен рассматривать любое дело, которое «затрагивает существенный вопрос права, связанный с толкованием настоящей Конституции» (ст. 132)\ и что «право, формулируемое Верховным судом, является обязательным для ‘всех судов на территории Индии» (ст. 141). В этих статьях закрепляется право Верховного суда толковать и аннулировать федеральные законы и законы штатов в порядке конституционного надзора. Вопрос о соответствии того или иного закона Конституции Верховный суд в Индии, как и в США, решает лишь в связи с рассмотрением определенного гражданского или уголовного дела. На практике в прошлом он не раз пытался использовать право конституционного надзора для того, чтобы воспрепятствовать проведению в жизнь прогрессивных мероприятий. Так, в 1970 г. он объявил «антиконституционным» закон о национализации 14 крупнейших банков и указ Президента об отмене пенсий и привилегий бывшим правителям княжеств; в начале 50-х годов высшие суды некоторых штатов объявляли «антиконституционными» законы об аграрной реформе. Несмотря на сопротивление судебных органов, указанные прогрессивные мероприятия все-таки были проведены в жизнь, но это потребовало принятия соответствующих поправок к Конституции и новых законов. В последние годы Верховный суд принял ряд позитивных решений.

Государственный строй Индии по Конституции 1950 г.

Конституция 1950 г. учредила в Индии парламентскую республику, которая испытала заметное влияние парламентского строя Великобритании. Государственный строй парламентской республики основан на принципах народного суверенитета, разделения властей, верховенства прав и свобод личности, федерализме. Правда, формы реализации провозглашенных принципов государственного строя в Индии имеют свою специфику, обусловленную национальными, языковыми, религиозными, кастовыми различиями. Так, например, состав высших органов государственной власти – это в основном представители высших каст.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который, подобно британскому, состоит из трех институций: президента Индии – главы государства; верхней палаты – Совета штатов, выражающей интересы субъектов индийской федерации; нижней палаты – Народной палаты, представляющей интересы всего индийского общества. Статус палат неодинаков, большими полномочиями наделена Народная палата, которая избирается на основе прямых выборов сроком на пять лет. Общее число – 547 депутатов, из них 525 избирается в штатах, 20 – в союзных территориях, а два назначаются президентом и представляют интересы англо-индийской общины (это лица от смешанных браков англичан и индийцев, их насчитывается порядка 150 тыс. человек). Из общего числа депутатов за наиболее отсталыми слоями населения – племенами и кастами, зарегистрированными в списках, резервируются 38 мест (за племенами) и 37 мест (за кастами). Народная палата может быть досрочно распущена президентом по «совету» премьера. Руководит работой Народной палаты спикер, наделенный широкими полномочиями: имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий, определяет регламент, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов, ведет заседание и т.д. Он избирается из состава Палаты и на время руководства выходит из состава партии, чтобы быть беспристрастным. Депутаты не обладают иммунитетом, но пользуются индемнитетом, в частности получают небольшое жалование (2,5 тыс. рупий в месяц). Они группируются по партийным фракциям, во главе каждой стоит лидер («кнут»). В зависимости от партийного представительства распределяются посты председателей постоянных комиссий.

Верхняя палата – Совет штатов – имеет сравнительно небольшие полномочия. Наиболее значимое – право отлагательного вето на законопроекты нижней палаты на срок до б месяцев, кроме финансовых законов. Правда, Совет штатов не может быть досрочно распущен. Его работой руководит вице-президент. 232 члена Совета штатов из 244 избираются путем косвенных выборов коллегией выборщиков, т.е. выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий на шесть лет, остальные 12 – назначаются президентом из числа выдающихся общественных деятелей, людей науки, искусства. Представительство от штатов и союзных территорий колеблется от одного до 34 членов и не является ни равным, ни пропорциональным. Каждые два года треть состава Совета штатов обновляется. Члены Совета штатов также организованы по партийным фракциям.

Среди полномочий парламента наиболее значимыми являются: 1) законодательная функция: внесение и принятие законов (преимущественно частных биллей), поскольку публичные билли вносятся правительством в трех чтениях; 2) контроль над деятельностью правительства.

По Конституции президент Индии является главой государства и главой исполнительной власти, а также высшим должностным лицом, возглавляющим весь госаппарат. Как глава государства он представляет республику внутри страны и на международной арене, назначает дипломатических представителей, является главнокомандующим, созывает сессии парламента для совместного заседания с целью устранения разногласий по законопроекту, назначает премьер-министра, вводит президентское правление в отдельных штатах, чрезвычайное положение в стране и т.д. Президент обладает правом законодательной инициативы: отлагательного вето на законопроекты парламента, издает указы, обладающие силой закона (правда, они должны быть одобрены парламентом в течение 6 месяцев). Президент назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного Суда и Высших судов штатов, Генерального прокурора, Генерального аудитора и других высших государственных служащих. Он обладает правом помилования. Президент избирается на пять лет по системе «единственного передаваемого голоса» особой коллегией выборщиков, в состав которой входят, примерно поровну, выборные члены обеих палат парламента и выборные члены легислатур штатов. Президентом может быть избран гражданин Индии, достигший 35 лет, ранее не судимый, не состоящий на платной государственной службе, одно и то же лицо может переизбираться неоднократно. Президент несет ответственность в форме импичмента за обвинение в совершении тяжкого преступления. Его инициирует четвертая часть депутатов любой палаты, а отстраняется президент от должности резолюцией, поддержанной квалифицированным большинством (две трети) любой палаты. Вице-президент избирается на пять лет на совместном заседании обеих палат парламента. Он председательствует в Совете штатов, помогает президенту и замещает его в случае временной или постоянной неспособности исполнять свои полномочия. Однако обширные конституционные полномочия президент осуществляет только по указаниям правительства. Конституция устанавливает несамостоятельную роль президента, полномочия которого осуществляет правительство.

Исполнительная власть принадлежит правительству – Совету министров, состоящему из премьер-министра, министров. Он играет ведущую роль в осуществлении политической власти. В соответствии с Конституцией президент обязан назначить премьер-министром лидера партии, победившей на парламентских выборах. Правительство опирается в этом случае на поддержку парламентскою большинства. Министры должны быть членами палат парламента. На практике сложилось различие между Советом министров, куда входит до 60 министров, и Кабинетом – узкой коллегией наиболее важных административных руководителей – 15–17 человек. Компетенция правительства в Конституции не определена, однако, в ней сказано, что этот орган учреждается для оказания помощи и дачи советов президенту при выполнении им своих функций. Па практике именно правительство осуществляет функции, формально принадлежащие президенту.

В Индийской республике существует самостоятельная судебная власть. Причем судебная система не единая, а двухуровневая, централизованная, несмотря на федеративную форму государственного устройства. Подобная централизация призвана служить единообразному толкованию и применению права на всей территории страны, укреплять ее целостность. Судьи назначаются президентом после консультации с председателем Верховного Суда. Самой низшей ступенью судебной системы являются суды панчаятов, действующие в деревнях. Они рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела. Аналогичные суды в городах называются народными. Более сложные дела – гражданские дела с суммой иска от 1 тыс. до 5 тыс. рупий рассматривают суды мунсифов (мунсиф – судья-индус; название, сохранившееся с колониальных времен). Гражданские дела с неограниченной суммой иска и апелляции на решения мунсифов находятся в ведении дополнительных судов. Более высокой судебной инстанцией являются окружные суды: они рассматривают апелляции на решения дополнительных судей и являются судами первой инстанции по гражданским и уголовным делам. Высшей судебной инстанцией штата является Высший суд. Он осуществляет руководство всеми судами на территории штата, издает судебные приказы об устранении нарушения прав по всем вопросам, реализует функцию конституционного контроля. Судьями Высшего суда могут быть лица, достигшие возраста 62 лет. Наконец, возглавляет судебную систему Индии Верховный Суд, состоящий из председателя и 17 членов, назначаемых президентом. Он является высшим органом конституционного контроля, с высшей апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, разрешает споры между правительствами федерации и штатов.

По форме государственного устройства Индия – федерация с высокой степенью централизации. Первоначально индийская федерация была основана на территориальном принципе, включала 28 штатов, которые не учитывали национально-лингвистические особенности населения. В 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов, в соответствии с ним индийская федерация была перестроена по национально-лингвистическому признаку. Были созданы 26 штатов и 6 союзных территорий, не обладающих статусом штата. Был ликвидирован институт правителей штатов из феодальных князей.

Существуют три группы предметов ведения федерации и штатов: 1) исключительная компетенция федерации (около 100 предметов ведения: оборона, транспорт, международные дела, денежное обращение, банки и т.д.); 2) конкурирующая компетенция федерации и штатов. В совместном ведении оказалось 50 вопросов (уголовное, гражданское, трудовое, семейное право и т.д.); 3) исключительную компетенцию штатов составляют 66 вопросов: охрана общественного порядка, полиция, тюрьмы, здравоохранение, культура, образование и т.д. В штатах отсутствуют собственное гражданство и собственная конституция, кроме штата Джамму и Кашмир на границе с Пакистаном.

Конституция Индии предусматривает единообразную структуру органов штатов, в основе которой лежат принципы парламентской республики. Законодательные органы – двухпалатный парламент, формирующий правительство штата (6–12 человек). Гарантом интересов Федерации в штатах является губернатор, назначаемый президентом и наделенный значительными полномочиями. Экономическая, культурная и религиозная неоднородность Индии, сепаратизм отдельных штатов обусловливают достаточно разнообразные формы федерального вмешательства в дела штатов. Среди них можно выделить институт чрезвычайного положения, а также президентское правление, предполагающее переход функций но управлению штата к центральным органам (оно применялось почти 100 раз). Наряду с этим используется и бюджетный федерализм: финансовая помощь штатам, причем 70% этой помощи в форме займов с процентами и лишь 30% – в качестве безвозмездных дотаций. Это «привязывает» штаты к федерации значительно крепче.

Еще по теме:

  • Суд мед экспертиза уфа Судебно-медицинская экспертиза Военно-врачебная коллегия Уфа, 450000, Российская Военно-врачебная коллегия Уфа, 450000, Российская, 98/2, ост. Горсовет, 2 этаж Адвокатское партнерство Уфа, […]
  • Исковое заявление на бездействие судебного пристава исполнителя образец Исковое заявление на бездействие судебного пристава исполнителя образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом […]
  • Калькулятор каско на машину Калькулятор каско ВНИМАНИЕ!Результаты расчета являются предварительными и не могут считаться официальным предложением РЕСО-Гарантия. Вы можете узнать точную стоимость полиса у Вашего […]
  • Открытие ип в 2018 году заявление Заявление на регистрацию ИП в 2018 году Заявление подается в 1 экземпляре. Сшивать и скреплять листы не требуется. При подаче заявления в ФНС необходимо приложить оригинал квитанции об […]
  • Тарифы на коммунальные услуги во владивостоке Жители Владивостока узнали, сколько придётся платить за коммунальные услуги с 1 июля Подорожала большая часть услуг. Информация о нормативах и тарифах на коммунальные услуги, размерах […]
  • Форма 61 при увольнении Унифицированная форма № Т-61 - бланк и образец Унифицированная форма Т-61 используется только в одном случае — при увольнении работника. В статье мы расскажем, для чего нужна эта форма, […]