Система государственной власти в японии

Система государственных органов Японии — Конституционное право зарубежных стран (Имашева Е.Г.)

Систему государственных органов Японии представляет глава государства – Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.

Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины исключены из этой системы. Конституция ограничивает полномочия и права императора, он номинально является главой государства и «символом и единства народа». Его статус определяется конституцией, в которой выражена воля народа и которая обладает суверенной властью. Принимать любые государственные решения Император имеет право только с одобрения Правительства. За все принятые решения монарх не несет ответственности, за последствия отвечает только Правительство.

Император обладает правом только по представлению Парламента назначать и отстранять от занимаемой должности главного судью (председателя) Верховного суда и премьер-министра.

Император имеет право с одобрения Кабинета министров:

  1. приостанавливать законопроекты, поправки в Конституцию, различные правительственные указы;
  2. созывать и распускать членов Парламента;
  3. объявлять начало всеобщих парламентских выборов;
  4. назначать и отстранять, ограничивать полномочия высших должностных лиц, подтверждать верительные грамоты послов и посланников;
  5. назначать амнистии (всеобщие и частичные), восстанавливать в правах и изменять степень наказаний;
  6. выдавать награды;
  7. проводить прием иностранных послов и посланников.

В Японии форма правления – парламентарная монархия. Парламент является высшим органом государственной власти. Члены Парламента обладают исключительными полномочиями в государственном управлении.

Парламент представляет собой двухпалатную систему. Верхняя палата называется Палатой советников, ее невозможно распустить. Депутаты Парламента обладают иммунитетом и индемнитетом. Но в отличие от других стран в Японии депутатская неприкосновенность имеет срок действия только на период депутатской сессии.

Парламент обладает широкими полномочиями и функциями, имеет право применить меры парламентской ответственности к членам Правительства и Кабинету министров. Парламент может выразить недоверие Правительству и отклонить проект закона, предложенный Кабинетом министров. Кроме этого, Парламент обладает организационно-судебной функцией относительно судей, т. е. может смещать судей, выражать им недоверие и др.

Кабинет министров наделен исполнительной властью. В него входят Премьер-министр и государственные министры по отраслям. Правительство Японии должно состоять из большинства государственных министров – членов парламента. Правительство возглавляет лидер правящей партии. Кабинет министров несет ответственность перед Парламентом как в общем плане, так и по отраслям.

Судебную власть представляет Верховный суд, осуществляющий конституционный контроль.

57. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЯПОНИИ

Депутаты и советники имеют свободный мандат, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом.

Внутренняя структура палат аналогична, она определяется законом о Парламенте и регламентами палат.

В каждой палате имеются законодательные бюро – особый внутренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролирует прохождение правительственных законопроектов. Главной задачей японского Парламента, как и парламентов других демократических стран, является законодательство, в частности определяющее государственные доходы и расходы – государственный бюджет. Конституция устанавливает, что Парламент является единственным законодатель-. ным органом, глава государства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отношении принятых законов не имеет.

Кабинет министров. Состоит из премьер-министра, министров (12) и государственных министров (8). Кабинет выполняет общие функции управления, ведет государственные дела, руководит внешней политикой и др. Решающее положение в Кабинете занимает премьер-министр.

Судебная власть. Возглавляет Верховный суд (3 отделения (по пять судей). Верховный суд осуществляет конституционный контроль, а также является последней инстанцией для рассмотрения других дел.

Высшие суды – суды первой инстанции по делам о государственных преступлениях, а также апелляционной инстанции по уголовным и гражданским делам, рассмотренным нижестоящими судами.

Окружные суды – рассматривают уголовные и гражданские дела.

Дисциплинарные суды– рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела.

Особую систему составляют суды по семейным делам – действуют при окружных судах и рассматривают споры о наследстве, связанные с семейным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семейным делам.

Система государственной власти в японии

59. Система государственных органов Японии

Главой государства является Император. Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Согласно конституционным нормам, Император является только «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Все действия, относящиеся к государственным делам, монарх предпринимает с одобрения Правительства (Кабинета), и оно несет за них ответственность.

Он назначает премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как:

– промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

– роспуск Палаты представителей;

– объявление всеобщих парламентских выборов;

– подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

– подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах;

– прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности.

По форме правления Япония представляет собой парламентарную монархию. Парламент определяется как высший орган государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Парламент состоит из двух палат. Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом, депутатская неприкосновенность действует только на период сессии.

Японский Парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парламентской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии. Парламент осуществляет организационно-судебную функцию. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат.

В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Закон о Парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей – не менее 20 человек) и Кабинет министров. За исключением законопроекта о бюджете, который обязателен для начального рассмотрения в палате представителей, остальные проекты законов могут вноситься в обе палаты.

Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается голосованием квалифицированным большинством в 2/3 от числа присутствующих депутатов Палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрассигнуются премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования.

Кабинет министров осуществляет исполнительную, власть. В его состав входят Премьер-министр и другие государственные министры. Правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов парламента. Главой правительства становится лидер партии или блока, победившего на выборах. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

Судебную власть возглавляет Верховный суд, который осуществляет конституционный контроль и является последней инстанцией в рассмотрении других дел. Также имеются высшие суды, окружные суды, дисциплинарные суды, суды по семейным делам.

59. Система государственных органов Японии

59. Система государственных органов Японии

Главой государства является Император. Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Согласно конституционным нормам, Император является только «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Все действия, относящиеся к государственным делам, монарх предпринимает с одобрения Правительства (Кабинета), и оно несет за них ответственность.

Он назначает премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как:

– промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

– роспуск Палаты представителей;

– объявление всеобщих парламентских выборов;

– подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

– подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах;

– прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности.

По форме правления Япония представляет собой парламентарную монархию. Парламент определяется как высший орган государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Парламент состоит из двух палат. Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом, депутатская неприкосновенность действует только на период сессии.

Японский Парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парламентской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии. Парламент осуществляет организационно-судебную функцию. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат.

В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Закон о Парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей – не менее 20 человек) и Кабинет министров. За исключением законопроекта о бюджете, который обязателен для начального рассмотрения в палате представителей, остальные проекты законов могут вноситься в обе палаты.

Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается голосованием квалифицированным большинством в 2/3 от числа присутствующих депутатов Палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрассигнуются премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования.

Кабинет министров осуществляет исполнительную, власть. В его состав входят Премьер-министр и другие государственные министры. Правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов парламента. Главой правительства становится лидер партии или блока, победившего на выборах. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

Судебную власть возглавляет Верховный суд, который осуществляет конституционный контроль и является последней инстанцией в рассмотрении других дел. Также имеются высшие суды, окружные суды, дисциплинарные суды, суды по семейным делам.

§ 3. Высшие органы государства

По форме государственного устройства Япония — унитарное государство.

Парламент. Японский парламент имеет двухпалатную структуру: нижнюю палату образует Палата представителей, верхнюю -— Палата советников.

Палата представителей состоит из 491 депутата, избираемого прямыми выборами сроком на 4 года. Она может быть распущена досрочно. Избирательное право в Японии, согласно Конституции (ст. 15), считается всеобщим. Право голоса предоставляется гражданам, достигшим 20 лет. Для того чтобы попасть в избирательные списки, необходимо проживать на территории данного избирательного округа не менее 3 месяцев. Фактически от избирателя требуется также быть грамотным, ибо он должен собственноручно вписать в бюллетень имя того кандидата, за которого он голосует.

Правом быть избранным в члены Палаты представителей пользуются все японские граждане, достигшие 25 лет. Для того чтобы получить право баллотироваться в депутаты, каждый кандидат обязан внести избирательный залог в сумме 100 тыс. иен, причем залог не возвращается кандидату, если он собрал менее Vs того числа голосов, которое составляет частное от деления общего количества действительных голосов, поданных по округу, на число избираемых по данному округу депутатов.

Выборы в Палату представителей проводятся по 124 избирательным округам, из которых только один является одномандатным, а все остальные — многомандатными (посылают по 3—5 депутатов). Естественно, что сильные партии выдвигают в многомандатных округах по нескольку кандидатов. Однако особенность избирательной системы Японии заключается в том, что закон разрешает избирателю голосовать только за одного кандидата.

Избранными считаются кандидаты, собравшие наибольшее число голосов при том условии, что это число не ниже установленного минимума, который равен частного от деления общего числа действительных голосов, поданных по округу, на число депутатов, подлежащих избранию по данному округу.

Палата советников избирается в составе 252 членов также прямыми выборахми. Члены этой палаты избираются сроком на 6 лет, но каждые 3 года половина советников переизбирается.

Право избирать на выборах в Палату советников имеют все граждане, обладающие квалификацией избирателей на выборах в нижнюю палату парламента. Право быть избранным в состав верхней палаты японского парламента предоставляется гражданам с 30-летнего возраста.

На выборах в Палату советников каждая провинция (префектура) образует многомандатный округ, посылающий от 2 до 8 членов палаты. Но по округам избирается лишь 152 члена верхней палаты, а 100 членов избираются по общегосударственным спискам партий в масштабе всей страны. Как и на выборах в нижнюю палату, избиратель вправе голосовать только за одного кандидата, но в данном случае за одного из кандидатов, баллотирующихся на одинаковом уровне. Дело* в том, что на выборах в Палату советников избиратель получает два бюллетеня: в один он вписывает имя одного из кандидатов, баллотирующихся по данному округу, в другой — имя одного из кандидатов, баллотирующихся в общегосударственном масштабе. Избранными считаются кандидаты, собравшие наибольшее число голосов, при условии, что число превышает установленный минимум.

Обе палаты образуют из своей среды по 16 постоянных комитетов. Каждый парламентарий должен состоять в 1—2 комитетах. Партийный состав комитетов подбирается в соответствии с соотношением сил партий в самой палате. Задачи большинства постоянных комитетов заключаются в рассмотрении законопроектов того профиля, который определен их названием, и в контроле над данной отраслью управления. К числу постоянных комитетов относятся также рулевой комитет, устанавливающий повестку дня палаты, и дисциплинарный комитет.

Имеется в японском парламенте также один постоянный комитет обеих палат. Он называется «законодательным комитетом палат», но не рассматривает внесенные законопроекты, а лишь представляет рекомендации по вопросам отношений между парламентом и правительством, отношений между палатами, по вопросам законодательной процедуры.

Конституция наделяет палаты законодательными полномочиями не в одинаковой мере.

Формально законодательная инициатива принадлежит правительству и отдельным членам обеих палат парламента. Но парламентская инициатива в Японии серьезно ограничена: отдельные члены палат могут вносить законопроекты лишь при том условии, что они будут поддержаны 20 парламентариями в нижней палате или 10 в верхней (если вносится финансовый законопроект, требуется подпись соответственно 50 или 20 парламентариев). Правительственные законопроекты, внесенные в одну из палат, в течение 5 дней должны быть переданы другой палате для параллельного рассмотрения. Председатель палаты вправе (но не обязан) сделать то же и с законопроектом рядовых членов палат.

В каждой палате законопроект, если он не объявлен срочным, отсылается сперва на рассмотрение одного из постоянных комитетов. Иногда перед отправкой законопроекта в комитет делается краткое изложение его содержания. Комитет может изменить или отклонить законопроект, внесенный членами данной палаты. Отклоненный комитетом законопроект на пленарном заседании палаты не докладывается, если этого не потребует 20 или более членов палаты.

В том случае, если решения палат по законопроекту расходятся, он выносится снова на обсуждение Палаты представителей и, будучи принят ею большинством 2/з голосов, становится законом.

В отношении законопроектов о государственном бюджете и о ратификации международных договоров верхняя палата японского парламента обладает только совещательными правами.

В действительности законодательная власть в Японии монополизирована правительством. Роль отдельных членов парламента и малочисленных фракций искусственно принижена правилами законодательной процедуры.

Главной формой парламентского контроля в Японии является интерпелляция. Право внесения интерпелляции принадлежит отдельным депутатам нижней палаты. Содержание интерпелляции излагается в письменной форме и подается председателю палаты. Если последний отказывается принять интерпелляцию, депутат может апеллировать к пленуму палаты.

Обе палаты вправе производить парламентские расследования.

В начале каждой сессии премьер-министр выступает в парламенте с речью, излагающей общую иолитику правительства. Затем с речами выступают министр иностранных дел и министр финансов.

Император. Императорский трон в Японии переходит по наследству от отца к старшему сыну. Лица женского пола наследовать трон не могут. Царствование каждого императора провозглашается определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летосчисление.

В настоящее время в Японии царствует император (тэнно) Хирохито, вступивший на трон в 1926 г. Его царствование именуется «эрой Сёва» (лучезарного мира). В соответствии с официальным японским летосчислением 1975 год считается 50 годом «эры Сёва».

По Конституции император не обладает личной властью. Он назначает главу правительства по указанию парламента и Глав- ного судью Верховного суда по указанию кабинета. По совету и с одобрения кабинета император «от имени народа» совершает следующие акты по делам государства: публикует поправки к Конституции, законы, указы кабинета и договоры, созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату парламента, объявляет всеобщие выборы в парламент, заверяет назначение и отставку министров и других должностных лиц, награждает орденами и присваивает почетные звания, заверяет ратификационные грамоты и другие дипломатические документы, принимает иностранных дипломатических представителей, заверяет акты об амнистии и выполняет церемониальные функции.

Японская Конституция, таким образом, законодательно закрепляет за императором такое же положение, которое фактически занимает английский король.

Главная функция императорской власти в современной Японии заключается в том, чтобы замаскировать классовый характер государства. Согласно ст. 1 Конституции, «император — символ государства и единства народа, обязанный своим положением народу, которому принадлежит суверенная власть».

Правительство. Правительство Японии называется кабинетом. В его состав входят премьер-министр, его заместители, министры, руководящие отдельными министерствами, и государственные министры (министры без портфелей). Конституция требует, чтобы все члены кабинета были гражданскими лицами и, кроме того, чтобы большинство министров были членами парламента.

Образуется кабинет следующим образом. Вначале палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер-министры. Есри Палата советников в течение 10 дней после того, как Палата представителей сделала свой выбор, не вынесет по этому поводу никакого решения, решение нижней палаты считается решением парламента. Если же палаты разойдутся в своем выборе, созывается согласительная комиссия, составленная из представителей обеих палат. Но если и комиссия не может привести палаты к согласию, -решением парламента опять-таки считается решение нижней палаты. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер-министра. Остальные министры назначаются императором по указанию премьер-министра.

С 1949 г. японские кабинеты формируются на однопартийной основе. В 1946—1948 гг. у власти стояли коалиционные кабинеты.

Кабинету, согласно Конституции, принадлежит исполнительная власть. Помимо общих административных функций Конституция относит к ведению кабинета претворение в жизнь законов, руководство государственными делами, руководство внешними сношениями страны, заключение договоров (которые должны быть одобрены парламентом до или после заключения), руководство административным персоналом, подготовку и внесение в парламент законопроекта о государственном бюджете, принятие реше- ний об общей или специальной амнистии. Все правительственные законопроекты вносятся в парламент премьер-министром. Кабинет имеет право издавать указы «в целях осуществления Конституции и законов». Указы часто носят нормативный характер. Все законы и указы подписываются соответствующим министром и скрепляются подписью премьер-министра.

Конституция провозглашает, что кабинет, осуществляя исполнительную власть, несет коллективную ответственность перед парламентом (ст. 66). Однако в случае принятия Палатой представителей резолюции о недоверии или отклонения резолюции о доверии кабинет, согласно ст. 69 Конституции, должен сделать одно из двух: либо уйти в отставку, либо в течение 10 дней распустить палату. В действительности японские кабинеты сами очень редко ставят вопрос о доверии перед парламентом, а резолюции о недоверии, вносимые оппозицией, обычно отклоняются правительственным большинством.

Согласно ст. 69 Конституции, право роспуска Палаты представителей возникает у кабинета лишь тогда, когда Палата выражает ему недоверие.

На практике, однако, Палата представителей, как правило, распускается досрочно без вотума недоверия. Такой роспуск производится на основе ст. 7 Конституции, которая в числе актов, совершаемых императором по совету и с одобрения кабинета, упоминает роспуск нижней палаты парламента.

Верховный суд. Верховный суд Японии состоит из Главного судьи и 14 судей. Главный судья назначается императором по представлению кабинета, а остальные члены Верховного суда назначаются кабинетом. Каждые 10 лет одновременно с выборами в Палату представителей проводится особого рода референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство зарегистрированных избирателей выскажется за устранение определенного &удьи, он обязан покинуть свой пост. Но в действительности в результате голосования все члены Верховного суда всегда остаются на своих постах. Даже по мнению официозной печати, этот референдум носит чисто символический характер.

Верховный суд Японии рассматривает гражданские и уголовные дела в качестве высшей апелляционной инстанции. При рассмотрении дел он, согласно Конституции (ст. 81), вправе определять конституционность любого закона, указа, постановления или иного административного акта. Своеобразие конституционного надзора в Японии состоит в том, что эта функция осуществляется общими судами, но вопрос о соответствии закона (или иного акта) Конституции может быть решен вне связи с рассмотрением конкретного гражданского или уголовного дела, так как допускается подача в суд (вначале в суд первой инстанции) специального иска об антиконституционности какого-либо закона или иного акта.

На практике Верховный суд Японии дает толкование конституционных норм, угодное правящим кругам страны.

Высшие органы государственной власти Японии

Император. Императорская династия Японии считается одной из старейших наследственных династий в мире. Как утверждают исторические источники, первый император вступил на японский трон в 660 г. до н., есть.а современный император — 125-й. Царствование каждого императора представляет собой эру, которая начинается с даты вступления на престол нового императора

Законодательная власть.
Парламент в Японии в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Состоит из двух палат; по требованию правительства нижняя палата парламента — палата представителей может быть распущена досрочно. Каждая палата может самостоятельно избирать председателя и должностных лиц, устанавливать свои правила заседаний, процедуры и внутренней дисциплины (ст. 58). Закон о парламенте (ст. 16) к должностным лицам, избираемым на весь срок полномочий палаты, относит председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей комитетов и генерального секретаря палаты. Из них только генеральный секретарь избирается не из числа депутатов парламента. По традиции заместители председателя палаты получают свой пост из числа депутатов от оппозиционных партий.
Каждая палата формирует два вида комиссий — постоянные и специальные. В настоящее время палата представителей имеет 18 постоянных комиссий. Из них 12 более или менее непосредственно связаны с работой соответствующих министерств. В палате советников 16 постоянных комиссий. Специальные комитеты имеют право вносить собственные законопроекты по вопросам своей компетенции, контролировать «свои» министерства. Комиссии формируются по партийному признаку пропорционально представительству политических партий в парламенте. При этом каждый депутат должен быть членом не менее 1-2 комиссий. Председатели избираются самими членами из депутатов партии, имеющей наибольшее представительство.
В настоящее время в Японии, как и в других развитых государствах, парламентские комиссии являются основным местом подготовки и рассмотрения подавляющего большинства законопроектов.

Исполнительная власть.
Кабинет министров. Так в Японии называется правительство. В его состав входит премьер-министр, 12 министров, возглавляющих соответствующие министерства и 8 государственных министров (министров без портфеля, являющихся главным образом советниками премьер-министра, им могут поручаться и другие функции). По конституции не менее 50% министров должны быть членами парламента. Фактически в состав кабинета очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами.
Правительство формируется парламентом.
Кабинет, в соответствии с Конституцией, осуществляет исполнительную власть. Наряду с другими общими функциями управления кабинет наделен полномочиями по исполнению законов и ведению государственных дел, руководству внешней политикой, заключению международных договоров, руководству гражданской службой, составлением бюджета и внесением его на рассмотрение парламента, изданию правительственных указов.
Японские министры, как правило, не являются специалистами и потому целиком зависят от компетентности своих подчиненных. В соответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к закону о кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или других ведомств, что делает ротацию министров более естественной и менее болезненной для конкретного министра.

Судебная власть.
Судебная система Японии состоит из четырёх уровней: Верховного суда, апелляционных, основных и дисциплинарных судов. Верховный суд, подобно конституционным судам в других странах, имеет полномочия отмены правовых норм на основании их неконституционности.

21. Конституция Китайской Народной Республики

Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства.

Характерные черты Конституции:

1) называется не новой, а исправленной. Тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству;

2) построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер: выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина);

3) восстановлен целый ряд институтов, упраздненных в период «культурной революции»: они отражают трансформацию подхода КПК к регулированию ряда общественных отношений. В результате на конституционном уровне появились такие новаторские понятия, как «социалистическое правовое государство», «социалистическая рыночная экономика» и др.;

4) реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК;

5) в Конституцию вносятся «апробированные» изменения, т. е. такие, которые отражают «сложившуюся практику государственной жизни, уже произошедшую смену партийных лозунгов или установок и даже отдельные изменения в законодательстве».

Структура Конституции КНР 1982 г. Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Деление на введение и 4 главы традиционно для КНР, поскольку оно используется начиная с Конституции 1954 г.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества.

Первая глава («Общие положения») содержит положения о государственном строе КНР.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей.

Третья глава («Государственная структура») делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») содержит положения о соответствующих символах государства и столице.

Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа.

Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая.

Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок.

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 430 . Нарушение авторских прав

Еще по теме:

  • Как подать иск в суд на военкомат Как я в суд на военкомат подавал Я не особо хотел судиться с военкоматом, но суд был неизбежен, если я хотел оставаться в рядах диванной армии. Итак, на руках у меня была заветная выписка […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Как вернуть отправленные деньги на qiwi Перевел деньги на карту мошенника — как вернуть? Всем известна пословица, гласящая, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Однако почему-то не все ее вспоминают, когда […]
  • Мировой суд участок 408 Мировой суд участок 408 Фаюстова Мария Михайловна Телефон: 8(495) 408-23-95 Руководитель аппарата мирового судьи Захарчук Анна Александровна секретарь суда Пестова Ксения […]
  • Иск на лишение родительских прав образец Лишение родительских прав родителей Несоблюдение родительских обязанностей приводит к лишению прав одного или обоих родителей. Это самая строгая мера, и прибегают к ней в крайнем случае. […]