Сабинианская и прокулианская школы римских юристов

Юридические школы Древнего Рима

В эпоху принципата сформировались две основные римские юридические школы: прокульянцы и сабиньянцы.

Основателем школы прокульянцев был юрист Лабеон (45 год до нашей эры — 21 год нашей эры), считавшийся наиболее выдающимся юристом времен императора Августа. Лабеон был убежденным республиканцем, отличался независимостью в суждениях, новаторским подходом ко многим правовым вопросам. Он отказался от почести консула, предложенной ему Августом, и целиком посвятил себя занятиям юридической наукой. Полгода он преподавал в Риме, полгода писал свои сочинения в своем имении. Всего им было создано около 400 сочинений, которые в последующие времена активно цитировались и комментировались. Вокруг этой неординарной личности сформировалась группа его последователей, одним из которых был Прокул. Имя этого ученика Лабеона позднее было присвоено всей школе.

Основателем школы сабиньянцев был юрист Кассий, ученик Мазурия Сабина, человека простого происхождения, который лишь к 50-ти годам накопил средства, достаточные для перехода во всадническое сословие. Сабин первым из людей всаднического ценза получил право давать публичные ответы. В своем творчестве Сабин продолжал традицию Квинта Муция Сцеволы, и даже свой основной труд он назвал также «Цивильным правом». Что касается самого Кассия Лонгина, основателя школы, он происходил из знатного рода, занимал высокие государственные посты при Тиберии, Калигуле и Клавдии, был проконсулом Азии и легатом Сирии. Школа сабиньянцев отличалась консерватизмом и активно разрабатывала систему права (характерно, что основным трудом Кассия Лонгина также было «Цивильное право»).

Древнеримские юридические школы: сабинианская и прокулианская.

С деятельностью римских юристов связывают образование двух школ в римской юриспруденции – прокулианцев (основатели – Лабеон и его ученик Прокул) и сабинианцев (Основатели – Капитон и его ученик Сабин). Эти школы по-разному трактовали определённые вопросы частного права, исходя из разных философских концепций. Сабинианцы были материалистами, в силу чего считали первичной материю, а прокулианцы – идеалистами, исходя из чего они считали доминирующей форму («Материя не существует, пока она не обретёт форму», говорили они). Кроме того, Капитон характеризовался современниками как консерватор, сторонник принципата, Лабеон же считался сторонником республики, был новатором в юриспруденции. Примерно к середине II столетия н.э. противоположности школ сабинианцев и прокулианцев сглаживаются и мы имеем дело с так называемой классической юриспруденцией. Последователи прокулианцев: Ювенций, Цельз. Последователи сабинианцев: Сальвий Юлиан, Африкан, Гай.

Фидеикомиссы: понятие, юридическая сила, виды.

В период империи возник и другой вид отказа – фидеикомиссы. Это были распоряжения, составленные без соблюдения форм цивильного завещания, поэтому не пользующиеся исковой защитой, а значит, исполнять их или нет, было делом совести наследника. Фидеикомисс имел ряд преимуществ по сравнению с легатом: он мог возлагаться на наследника по закону; мог устанавливаться ранее или позднее завещания в качестве приложения к нему. Никакой обязательной формы для них первоначально не существовало. Целью фидеикомисса было предоставление имущества лицам, которые не обладали пассивной завещательной правоспособностью. Виды фидеикомиссов: 1) Универсальный фидеикомисс – это фидеикомисс, предметом которого являлось всё наследство. По этому фидеикомиссу завещатель просил наследников предоставить актив наследства отказополучателю, тогда как долги оставались за наследником. 2) Семейный фидеикомисс – особый вид фидеикомисса, устанавливающий, что завещатель просил наследника передать всё наследство лицу, пользующемуся в семье наследника тем же положением, что и сам наследник в семье наследодателя. Когда легаты и фидеикомиссы были объединены, то завещатель мог выбрать любой из них по своему усмотрению.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Две юридические школы: сабинианцы и прокулианцы

В общественно-политической жизни древнего Рима видное место занимали римские юристы, которые пользовались большим почетом у знати и простых граждан. К ним обращались за консультациями не только частные, но и должностные лица вплоть до самих императоров. При Августе наиболее выдающиеся юристы получили привилегию, в силу которой их разъяснения стали обязательными для судей по соответствующим делам. Юристы нередко занимали ответственные посты. Так, например, Ульпиан и Папиниан были префектами претория, то есть первыми лицами после императора.

Развитие римского права достигло наиболее высокого уровня во времена принципата, когда римское государство находилось в зените своего могущества. Служебная роль римского права состояла в том, чтобы дать юридическое обоснование существующего строя, оправдать господство Рима над завоеванными народами. Римские юристы, выступая в роли рупоров власти римских цезарей, создали свое государственное право.

Среди римских юристов не было единства в решении ряда важнейших вопросов и прежде всего по вопросу о рабстве.

Так, римский юрист II в. н.э. Гай считал незыблемым основное деление людей на свободных и рабов и не подвергал никакому сомнению причисление рабов к категории вещей. Такие взгляды разделял и Ульпиан(ок. 170–228 гг.), который, как и многие другие римские юристы, а также юрист Флорентин, иначе решал общий вопрос о рабстве. Они считали, что по естественному праву все люди рождаются свободными. В этих разногласиях определенно отражается кризис рабовладельческой системы, причем римские юристы в силу своей позиции еще не делают вывода о необходимости ликвидировать рабство.

Весьма характерно также размежевание римских юристов, принадлежащих к двум школам – сабинианцев и прокульянцев.

Сабинианцы были сторонниками принципата. Прокульянцы были сторонниками республики и противопоставляли сабинианцам свою теорию, которая характеризует их как прогрессивных мыслителей. В противоположность большинству прокульянцы не разделяли презрительного отношения к труду.

Различное отношение к труду обнаружилось в юридическом споре о том, кто является собственником вещи, изготовленной из материала, принадлежащего другому лицу. Сабинианцы, исходя из того, что первенство принадлежит материи, а не форме, решали этот спор в пользу собственника материала. Прокульянцы же считали, что материя приобретает форму в результате человеческого труда. Поэтому собственником вещи должен быть тот, кто приложил труд для переработки материала.

Утверждение монархического строя в древнем Риме (хотя бы и при наличии республиканских учреждений) потребовало юридического обоснования этого факта. Римские юристы не преминули оправдать вновь создавшееся положение.

Так, Гай вполне оправдывает тот факт, что римские императоры узурпировали у народного собрания право законодательствования под видом издания конституций. Он заявляет, что никогда не было сомнения в праве императоров издавать конституции, которым придавалась сила закона, так как сам император получил свои полномочия в силу закона.

Ульпиан дает еще более тонкое истолкование этой узурпации законодательных полномочий. Он говорит: что угодно принцепсу, имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору. В другом месте Ульпиан утверждает, что принцепс вообще не связан законами.

Римские юристы занимались также разрешением ряда общих теоретических вопросов права.

В определении сущности права они были последователями стоической философии, поэтому они смешивали право не только с нравственностью, но и с законами природы.

Римские юристы при определении сущности права исходили из понятия справедливости. Разумеется, понятие справедливости имело у них социальный смысл. Это особенно ярко видно в определении права, данном Ульпианом. Он считает, что основными предписаниями права являются следующие: честно жить, не вредить другим и каждому воздавать свое. Последнее предписание права вполне отвечало интересам знати и вельмож, так как оправдывало эксплуатацию простых людей, социальное, политическое и правовое неравенство в римском государстве. Поэтому Ульпиан считал вполне соответствующим идее справедливости защищать права собственника.

Римские юристы дали более определенное, чем Цицерон, разделение права на три области: право естественное, право народов и право цивильное.

По их представлениям, естественное право – это совокупность правил, которая вытекает из природы всего сущего и определяет поведение не только людей, но и животных.

«Право народов» определялось как совокупность правил, которые естественный разум установил у всех народов и которые являются общими у всех людей. «Право народов» приобретает значение универсального, почти общечеловеческого права, применяемого ко всем участникам торгового оборота независимо от национальности. Такое понимание jusgentium вполне соответствовало тому расширению товарно-денежного хозяйства, которое происходило в рассматриваемый период истории римского государства.

Цивильным правом они называют положительное право каждого народа, которое каждый народ устанавливает у себя. Это право называется по имени того государства, в котором оно действует.

Это разделение права на три области, конечно, было теоретически спорно, так как исходило из представления о вечном и неизменном естественном праве. Оно было воспринято в правовых теориях эпохи феодализма в Западной Европе и даже сторонниками буржуазии.

Ульпиан первый ясно выразил идею разделения права на публичное и частное. Публичным правом он считал все, что относится к интересам государства, частным – то, что имеет отношение к интересам индивида. Это деление в своей основе было воспринято с рядом изменений и буржуазной юриспруденцией, поскольку оно порождалось наличием и развитием частной собственности.

В заключение необходимо отметить еще одну характерную черту в учении римских юристов о праве. Они пытались доказать, что в развитии римского права существует строгая преемственность, хотя старое римское квиритское право подвергалось в судебной практике таким коренным изменениям, что превращалось у обладателей прав в так называемое «голое» право.

в 426 г н. э. принимается закон о цитировании — lex citationis. В соответствии с ним любое высказывание в монографии, трудах юристов Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина имело силу закона. Папиниан — самый авторитетный из всех. В законе написано, если мнения этих ученых расходятся, то правильным будет мнение Папиниана.

5. Периодизация истории римского права

Существует несколько оснований для классификации этапов развития римского права: в буржуазной, в том числе, русской романистике приводилась классификация применительно к существенным переменам государственного строя (эпоха царей, республика, монархия) и в этом есть своя логика.
И.А. Покровский приводит следующую схему периодов развития римского права:
o период царей (753 — 510 гг. до Р.Х.);
o период республики (509 — 28 г. до Р.Х.);
o период принципата (27 г. до Р.Х. — 284 г.);
o период домината (285 — 476 г.)
В этой схеме представлены периоды становления, развития, первых опытов систематизации римского права. Различия между ними выражаются не только в особенностях политического строя соответствующего периода, но и в основных чертах действующей в его рамках правовой системы.
В советской литературе доминировала марксистская методология, в соответствии с которой всякое историческое развитие (в том числе развитие такого «надстроечного» явления, каким представляется право) обусловлено развитием способа производства (раннеримское право — формирование рабовладельческих отношений, классическое право — проникновение рабовладения во все сферы производства, постклассическое право — кризис рабовладельческого способа производства). Для описания соответствующих периодов разными авторами применялись различные термины, но хронологические рамки были одинаковы. В качестве иллюстрации такого подхода можно привести следующую схему:
1. Древнейший период (иначе: от образования римского государства до первой пунической войны) — от VI в. до н.э. до III в. до н.э; праву этого периода свойственны такие черты, как национально-полисная замкнутость, архаичность, неразвитость и простота основных институтов.
2. Классический период (иначе: от первой пунической войны до начала правления императора Диоклетиана) — от III в. до н.э. по III в. н.э.; право характеризуется наивысшей степенью разработанности и совершенства.
3. Постклассический период — от IV в. до VI в.; состояние права определяется общим экономическим и политическим кризисом, предпринимаются попытки систематизации правового наследия прежних эпох и приспособление правовых институтов к нарождающимся феодальным отношениям.
По утверждению Дождева Д.В. «современному состоянию романистики — науки о римском праве — отвечает деление [его истории] на пять основных периодов»:
• архаический (753 — 367 гг. до н.э.) — от основания города (ab urbe condita) до учреждения должности городского претора;
• предклассический (367 — 17 гг. до н.э.) — от учреждения должности городского предора до завершения реформы гражданского судопроизводства, а именно, отмены процедуры per legis actiones принятием законодательства Августа (legis Iulia de iurisdictione);
• классический (17 г. до н.э. — 235 г. н.э.) — от реформы гражданского судопроизводства до смерти Александра Севера, после которой военно-бюрократическая монархия вступает в эпоху «солдатских императоров», когда достигнутая стабильность расшатывается и складываются условия для формирования абсолютной монархии;
• постклассический (IV — V вв.) — период общего культурного упадка;
юстиниановский (527 — 565 гг.) — подведение итогов многовекового развития и систематизация римского права.

6. Гражданское и преторское право в классический период: понятие, соотношение.

Древнеримские юридические школы: сабинианская и прокулианская;

Возникновение и развитие института судебного представительства.

Понятие и виды дееспособности римских граждан. Основания ограничения дееспособности.

Дееспособность – это определённая законом возможность своими действиями приобретать субъективные права и обязанности. Важнейшими основаниями дееспособности являлись возраст и пол.

До 7 лет все лица признавались недееспособными. С 7 до 14 лет у юношей и с 7 до 12 лет у девушек шёл процесс формирования частичной дееспособности, а время до 25 лет независимо от пола – время формирования полной дееспособности. Над частично дееспособными лицами назначалось опекунство и попечительство, что предполагало возможность подопечных самостоятельно только приобретать в своих интересах, но не отчуждать. Над душевнобольными и лицами с физическими недостатками также устанавливалось попечительство. Причём душевнобольные вообще не могли совершать никаких сделок, даже связанных с приобретением имущества. Попечительство ограничивало дееспособность расточителей. Такой статус закреплялся за ними по требованию ближайших родственников, которые были заинтересованы в сохранении имущества. Основаниями для ограничения дееспособности также являлись признание лица бесчестным, а также институт представительства и патроната.

Стороны в гражданском процессе долго не могли возлагать на третьих лиц защиту своих интересов. Они должны были выступать лично. При формулярном процессе представительство отсутствующих и больных достигалось путем введения формул с перестановкой имен. Конечно, это было еще не полное судебное представительство, но преторское право этим дало толчок дальнейшему его развитию. Сначала было признано лишь непрямое представительство, т.е. выступление лица в процессе не от имени представляемой стороны, а от собственного имени представителя, однако за счет первой. Основанием допущения этой формы представительства служила неспособность выступать в процессе ряда лиц, в силу возраста, пола, состояния здоровья и других причин, и такая же неспособность городских общин и корпораций как таковых участвовать в гражданском обороте в качестве носителей прав городов и других коллективов. Интересы указанных категорий лиц в процессах представляли опекуны физических лиц, агенты и синдики городских общин. Институт представительства получил признание по существу в формулярном процессе. Здесь представители впервые открыто выступали уже со стороны дееспособных лиц под именем когниторов (cognitor). Они принимали это поручение от заинтересованной стороны и назначались последней, путем обращения к противной стороне с установленными словами: «назначаю тебе когнитора». Дальнейшим развитием представительства и более простой его формой было назначение процессуального представителя — прокуратора. Достаточно было предварительного неформального поручения, а иногда даже фактического выступления без поручения в качестве ведущего дела, главным образом на стороне ответчика.

С деятельностью римских юристов связывают образование двух школ в римской юриспруденции – прокулианцев (основатели – Лабеон и его ученик Прокул) и сабинианцев (Основатели – Капитон и его ученик Сабин). Эти школы по-разному трактовали определённые вопросы частного права, исходя из разных философских концепций. Сабинианцы были материалистами, в силу чего считали первичной материю, а прокулианцы – идеалистами, исходя из чего они считали доминирующей форму («Материя не существует, пока она не обретёт форму», говорили они). Кроме того, Капитон характеризовался современниками как консерватор, сторонник принципата, Лабеон же считался сторонником республики, был новатором в юриспруденции. Примерно к середине II столетия н.э. противоположности школ сабинианцев и прокулианцев сглаживаются и мы имеем дело с так называемой классической юриспруденцией. Последователи прокулианцев: Ювенций, Цельз. Последователи сабинианцев: Сальвий Юлиан, Африкан, Гай.

Учение римских юристов о праве.

Римский юрист был юристом-практиком. И выполнял 2 функции:

Составление юридических документов.

Для того чтобы иск был рассмотрен в суде, его необходимо было привести в соответствующую юридическую формулу. Этим занимались жрецы- понтифики. Формулы держались в строгом секрете, т.к. они б источником их высокого положения. В 3 в до н. э. один из понтификов Гней Флавий выкрал их и опубликовал. После освобождения юристов от влияния жрецов, проявилась их творческая роль.

Дача юридических советов и разъяснений в том числе самим судам.

С середины 2 века до н. э. начинается эпоха responsa – квалифицированный ответ римского юриста на запрос суда. Интерпретация в то время имела нормотворческое значение, являлась самостоятельным источником права. Благодаря response юрист в Риме сравнивался с творцом правовых норм.

На закате республики, когда в ряды респодентов влились смутные личности, Август предоставил право обязательных для суда консультаций только отдельным, наиболее авторитетным, юристам. Только их объяснения с их подписью и печатью имели законную силу и могли представляться в суде. Со времен Деоклетиана юристы перестали давать такие ответы.

“Закон о цитировании юристов” : мнения первой пятерки (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина) устраняли мнения других юристов. Если же имелись противоречия между ними, то преимущество имел Папиниан.

Работы римских юристов представляли собой сборники казусов, толкование законов, комментарии к судебным делам. Однако основная сила правоведа заключалась в разборе отдельного конкретного случая. Издавали учебники, чтобы дать начинающим юристам доступные представления о правовых институтах.

Существовала традиция – в юристы шли лучшие люди, наиболее образованные и талантливые. Обучение на юриста включало в себя риторику, философию, начала социальной психологии, приемы толкования и применения норм прецедента, стилистика и т.д. Юристы выходили из нобилитета и всадничества.

Наиболее удачным было учение о дисциплине, что соответствовало римским порядкам. Римские юристы-стоики не могли пройти мимо института рабства. Они утверждали, что рабство противно природе, так как все люди равны между собой.

3 вида права, действующего в Риме:

Естественное право – это совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего и определяющих поведение людей и животных. И как идущее от природы оно вечно и неизменно.

Право народов – совокупность правил, которые соблюдаются у всех народов одинаково. Оно искусственно по происхождению, но равно соответствует народам по интересам.

Универсальное право- право одного народа или положительное право.

Римская юриспруденция – это целое мировоззрение. Существовало много школ.

1.Сабинианская ( основатель – Капитон)

2.Прокулианская ( основатель – Лабион).

Различие – в методе исследования правового материала. Сабинианцы больше значения предавали внешней стороне правовых институтов. Прокулианцы – внутреннему основанию, целям. Сабинианцы за “букву” положительного права. Прокулианцы допускали больше свободного толкования норм, т.е. следовали духу закона.

Римские юристы дали определение праву. Ульпиан делил право на публичное и частное. Ульпиан определил, что публичное право –это право, которое относиться к положению всего римского государства. Частное же служит пользе отдельных лиц. «Право есть наука о добром и справедливом». Выделили такую категорию как “норма права”, разделили право процессуальное и материальное.

Существовала теория фикции или презумпций. Данная теория служила при необходимости корректировки права, то есть когда какой-либо фундаментальный институт входил в противоречие с доброй совестью справедливостью. Данная теория действует до сих пор.

Вообще обращение римского права к справедливости и совести привело, что при коллизии права и справедливости, нужно отдавать предпочтение последней. Теория правовой презумпции распространялась на все отрасли права. В Гражданском Праве – двусмысленность договора должна толковаться в пользу должника.

В УП, УПП – всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел. Каждый считается честным, пока не доказано обратное.

Сентенция Павла – закон УП следует толковать ограничительно. Без вины – нет ответственности!

После 3 века до н.э. начинается упадок классической римской юриспруденции. Основным источником деятельности становиться законодательная деятельность императора. Это время было значительно беднее на юридические сомнения. Юридическая профессия теряет престижность, юридическая терминология теряет точность.

Возникновение светской юрисдикции связывают с именем Гнея Флавия, который выкрал сборник юридических формул у своего хозяина.

Основными вопросами науки о праве стали:

соотношение нормального и отклоняющегося поведения;

взаимодействие частного и публичного права;

систематизация и кодификация права.

Значительный вклад в развитие юриспруденции внесли Манилий, Марк Юний Брут, Сульпиций – все они происходили из сенаторов и консультировали по юридическим вопросам.

Формы участия юристов в разрешении споров:

respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц;

cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок;

agere – сообщение формул для ведения дел в суде.

В классический период императоры с целью ослабления власти сенаторов даруют юристам право толковать правовые нормы. Эти толкования приравнивались к законам. Такими толкователями были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.), Модестин (II–III вв.).

Право в этот период отражало нужды реальной жизни. Происходит становление юридического правопонимания, выводятся стандарты социального поведения.

Влияние оказала философия стоиков – источником права считается божественный разум, который создал природу и все сущее на земле в соответствии со справедливостью (право есть мера справедливости).

Павел: право – это то, что всегда является справедливым.

Ульпиан: право – это искусство справедливости.

Правосудие есть наука о справедливом и нет.

Справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Предписания права: жить честно; не чинить вреда другому; каждому давать то, что ему принадлежит.

Право делится на частное (польза отдельных лиц) и публичное.

Ульпиан предлагает делить частное право на:

а) естественное (предписание природы для людей и животных). Все рождаются свободными; естественное право регулирует отношения семьи и воспитание детей.

б) право народов (в отношении покоренных народов и соседних государств);

в) цивильное (регулирует имущественные отношения свободных римлян).

Дата добавления: 2015-03-03 ; просмотров: 1418 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Сабинианская и прокулианская школы римских юристов

Прокульянцы (прокулианцы, прокуланы) (лат. proculiani) — школа римских юристов (Помпоний называл её сектой, Гай — школой) , основателем которой считается Лабеон.
По перечню Помпония, к прокульянцам принадлежали: Нерва-отец, Прокул, Нерва-сын, Лонгин, Пегаз, Цельсы (отец и сын) , Нераций. Большинство сведений о прокульянцах дал Гай, который принадлежал к их противникам сабинианцам.

Виднейший представитель школы — Прокул, юрист середины I века, дал имя школе. Сведений о его жизни нет, а суждения о нём сейчас можно найти в небольшом количестве (179) отрывков из его трудов («Epistolae» и других, неизвестных по названию) , помещенных в Дигестах. Из них можно лишь видеть, что, следуя в общем Лабеону, Прокул иногда расходился со своим учителем и, может быть, благодаря этому точнее и последовательнее его формулировал основные принципы школы.
Соотношение с сабинианцами

Установить основные различия по дошедшим до нас контроверзам (спорам) между прокульянцами и их противниками сабинианцами, трудно, так как все эти контроверзы касаются частных случаев, а не общих вопросов.

Тем не менее известно, что такое деление юристов (хотя и не всех) на сабинианцев и прокулианцев существует вплоть до царствования Адриана.

Различие этих направлений можно вывести из их характеристики Помпонием. Говоря о двух родоначальниках этих школ, он указывает, что Лабеон, являясь в политике республиканцем-консерватором, в области права был представителем новаторства (лат. plurima innovare instituit — «установил много нового») , меж тем как Капитон, сторонник нового государственного режима, в области юриспруденции был представителем и защитником старины (лат. in his, quae ei tradita fuerant, perseverabat — «упорствовал в том, что было ему передано правовой традицией») . Из этого можно, как будто, заключить, что школа прокулианцев была школой прогрессивной, а школа сабинианцев — консервативной [1].

Есть и другие мнения: некоторые учёные относятся к этому толкованию скептически: по их мнению рассмотрение отдельных контроверз, существовавших между последователями разных школ, едва ли способно подтвердить мысль о большей прогрессивности или консервативности той или другой школы. Взамен этого были высказаны некоторые другие предположения: по мнению Кунтце, противоположность между школами сводилась к противоположности между идеализмом и натурализмом в праве; по мнению Карлова, прокулианцы были представителями национальных начал в праве, а сабинианцы — начал общенародных, перегринских. Другие (Бремер, Пернис и др. ) утверждают, что различие школ объясняется просто различием двух юридических училищ права, из которых одно переходило по преемству от Прокула, другое от Сабина: у юристов, получивших образование в одной и той же школе (statio), естественно вырабатывались и сохранялись одинаковые мнения по отдельным спорным вопросам [1].

Возможно также, что противоположность школ приурочивалась к внешнему моменту, обучению праву в известном месте как постоянном местопребывании данных учителей права.

Тем не менее, традиционным воззрением остаётся то, по которому прокульянцы в качестве последователей Лабеона представляли прогрессивный элемент в юриспруденции, стремившийся к расширению часто узких форм старого права в интересах новой жизни, в противоположность сабинианцам.

Еще по теме:

  • Когда выдают водительские права после экзамена Водительские права, процедура получения Для управления транспортными средствами гражданам Украины необходимо иметь национальное удостоверение водителя (водительские права) соответствующей […]
  • Организация юристов название Общественные организации в г. Киев Справочная и контактная информация об известных профессиональных юридических компаниях - общественные организации в г. Киев: адреса, номера телефонов, […]
  • Адвокат чесноков сВ Сотрудница храма Христа Спасителя объяснила поступок Pussy Riot В Хамовническом суде Москвы началось рассмотрение по существу уголовного дела участниц панк- группы "Пусси Райот", которых […]
  • Вопрос по справке в гибдд Вопросы и ответы Ответы на часто задаваемые вопросы: ВОПРОС: Срок действия медсправки для ГИБДД ОТВЕТ: водителям-профессионалам категории «В» (с правом работы по найму), «С», «D», «Е», […]
  • Тарифы на коммунальные услуги на 2018 год в самаре Администрация муниципального района Безенчукский Самарской области Официальный сайт 30 октября 2018 30 октября 2018 30 октября 2018 26 октября 2018 26 октября 2018 26 октября 2018 26 […]
  • Дверь задняя левая лифан бриз Дверь задняя левая, Lifan(Лифан)-LIFAN BREEZ,, Бесплатная доставка этой детали до транспортной компании; Доставка этой детали по Екатеринбургу, Берёзовскому и Верхней Пышме – 400 […]