Регистрация ипотеки судна

Оглавление:

Ипотека судна

(англ. mortgage of ship) — в торговом мореплавании способ обеспечения денежного обязательства договором собственника судна (залогодателя) и кредитора (залогодержателя) с последующей регистрацией ее в соответствии с правилами, установленными ст. 376 и 377 КТМ РФ* (ст. 374 КТМ РФ).

Правила об И.с. установлены ст. 374-387 гл. XXII КТМ РФ и применяются также в отношении строящегося судна. Залогодателем И.с. или строящегося судна может быть с согласия его собственника также лицо, имеющее на него право хозяйственного ведения. Если иное не предусмотрено договором, то И.с. распространяется на принадлежности судна, принадлежащие тому же собственнику, что и судно, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования судна на условиях ответственности за гибель и повреждение судна. И.с. не распространяется на фрахт. По общему правилу, установленному ст. 375 КТМ РФ, ипотека строящегося судна распространяется на материалы и оборудование, которые предназначены для его постройки, находятся в месте расположения судостроительной организации и четко идентифицированы посредством маркировки или иным способом, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования строящегося судна на условиях ответственности за гибель и повреждение строящегося судна. Договором могут быть установлены иные правила.

Если предметом ипотеки являются два или более судов либо строящихся судов, то каждое из них в отдельности или при отсутствии соглашения о размере обеспечения обязательства каждым судном в отдельности они все вместе служат обеспечением обязательства в полном размере.

И.с. регистрируется в том же реестре, в котором зарегистрировано судно. Ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ, а также И.с, строящегося для иностранного получателя, не может быть зарегистрирована в РФ.

Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно. Право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано в реестре строящихся судов при условии закладки киля или проведения подтвержденных заключением эксперта равноценных строительных работ. При регистрации права собственности на строящееся судно выдается соответствующее свидетельство. Реестр строящихся судов, которые после постройки считаются морскими судами, ведется соответственно в морских торговых портах и морских рыбных портах, расположенных вблизи судостроительных организаций. Правила регистрации прав на строящиеся суда в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, правила регистрации прав на строящиеся суда в морских рыбных портах — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Порядок регистрации И.с. или строящегося судна определяется по правилам ст. 377 КТМ РФ.

В случае, если две или более ипотек зарегистрированы на одно и то же судно или строящееся судно, очередность удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой, между собой определяется датой их регистрации. Ипотека, зарегистрированная ранее, имеет приоритет перед ипотекой, зарегистрированной позднее. Ипотеки, зарегистрированные в один день, имеют одинаковую силу. Указанная очередность удовлетворения требований может быть изменена соглашением залогодателя и залогодержателей. Тогда такое соглашение подлежит регистрации в Гос-ном судовом реестре, судовой книге или реестре строящихся судов.

И.с. или строящегося судна прекращается при: погашении денежного долга; прекращении денежного обязательства иными, чем погашение долга, способами (принудительной продажей и др.); гибели судна или строящегося судна, за исключением случаев, если залогодержатель И.с. или строящегося судна может осуществить свое требование к страховому возмещению, причитающемуся в связи с гибелью судна или строящегося судна в соответствии с договором морского страхования. При представлении доказательств о прекращении И.с. или строящегося судна в указанных случаях, орган регистрации вносит в соответствующий реестр судов или реестр строящихся судов запись о прекращении И.с. или строящегося судна.

Установление И.с. или строящегося судна и очередности удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных зарегистрированной И.с. или строящегося судна, регулируется законом государства регистрации ипотеки (ст. 425 КТМ РФ).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Морской залог и ипотека

8 сентября 2017 г.: ru 8 6 сентября 2017 г.: ru 3 5 сентября 2017 г.: ru 2 всего: 297 29.08.17

С развитием рыночных отношений значительно усложняются и правовые механизмы. Возникают новые правовые институты, да и старые институты получают импульс к обновлению. Так, в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) СССР 1968 года институт морского залога отсутствовал. Однако в главе XVII этого Кодекса были предусмотрены привилегированные требования. В КТМ Украины имеются оба эти института, соответственно, морские привилегированные требования предусматриваются в ст.ст. 358 – 363 КТМ Украины и морская ипотека – ст.ст. 364 – 378 КТМ Украины.

Наиболее общим понятием является обременение или отягощение, ведь судно – это вещь, и, как на любую вещь, на судно могут возникать права других лиц, то есть лиц, не являющихся собственниками. Причем в морском праве имеют значение права лиц, которые складываются не только в отношениях с собственником, но и с судовладельцем, таком образом, обременяется владение. Главным правилом, составляющим особенность морского залога, является то, что он следует за морским судном, несмотря на переход права собственности на судно или изменение его регистрации. Морским залогом обеспечиваются морские требования привилегированного характера, прямо предусмотренные правовой нормой. Это означает, что такие требования подлежат удовлетворению в первую очередь, то есть прежде всех иных требований, и они обеспечены залогом морского судна. Эти требования, таким образом, следуют за судном, причем без выполнения каких-либо формальностей: извещение, регистрация или наличие соответствующего судебного решения. Такой характер привилегированных требований послужил причиной того, что они стали называться «тайными». Что же касается ипотеки, то она «тайной» быть не может, поскольку возникает в результате заключения договора ипотеки, за редкими исключениями, прямо предусмотренными в законодательстве отдельных государств.

Итак, образуется довольно сложная система понятий и соответствующих им реалий. Основой этой конструкции выступает система морских привилегированных требований, которая дополняется системой их обеспечения.

Международная унификация регулирования отношений по поводу морских залогов и ипотек

Разнобой в правовых нормах различных стран, регулирующих отношения по поводу морского залога и ипотеки, мировое морское сообщество пыталось преодолеть уже довольно давно. В результате таких попыток принимались международные конвенции:

— Международная конвенция об унификации некоторых правил правового регулирования морских привилегированных требований и ипотеки морских судов, принятая в Брюсселе 10 апреля 1926 года;

— Международная конвенция об унификации некоторых правил правового регулирования морских привилегированных требований и ипотеки морских судов, принятая в Брюсселе 27 мая 1967 года;

— Международная конвенция о морских залогах и ипотеках, принятая 6 мая 1993 года в Женеве на Дипломатической конференции под эгидой ООН.

В Конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года предусматриваются все виды привилегированных требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна, то есть к судовладельцу. А именно требования, касающиеся:

— заработанной платы и других сумм, причитающихся капитану, командному составу, другим членам экипажа в связи с их работой на судне, включая расходы по репатриации и взносы в фонд социального страхования, выплачиваемые от их имени;

— гибели или получения телесных повреждений на суше или на воде, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна;

— вознаграждения за спасение судна;

— выплаты портовых, канальных и лоцманских сборов;

— гражданских правонарушений, связанных с нанесением материального ущерба или вреда в процессе эксплуатации судна, за исключением утраты или повреждения груза, контейнеров или багажа пассажиров, перевозимых на судне.

Исключения установлены также в следующих отношениях:

a) ущерба в связи с перевозкой нефти или других опасных или вредных веществ морем, компенсация за который выплачивается предъявителям требований в соответствии с международными конвенциями или национальным законодательством, предусматривающими строгую ответственность и обязательное страхование или другие средства обеспечения требований;

b) радиоактивных свойств или комбинации радиоактивных свойств с токсичными, взрывчатыми или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов.

Эти исключения касаются требований в связи с гибелью и телесными повреждениями, а также с гражданской ответственностью при эксплуатации судна вообще и объясняются особым правовым режимом ответственности по таким требованиям.

Важным является также положение Конвенции о морских залогах и ипотеках, предусматривающее, что каждое государство-участник может ввести в национальное законодательство право удержания в отношении судна, находящегося во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, для обеспечения требования в связи с постройкой или ремонтом судна, соответственно.

Довольно существенным представляется и положение о том, что каждое государство-участник может в своем законодательстве предусмотреть другие морские залоги в отношении судов при определенных условиях. Таким образом, национальные правовые системы стран, участвующих в Конвенции о морских залогах и ипотеках имеют возможность довольно гибко регулировать институт залога судов.

Залог морских судов по законодательству стран континентальной правовой системы и стран общего права

Залог судов в странах общего права и континентальной системы права отличается довольно существенно. Право морского залога и ипотеки континентальной системы мы рассмотрим на примере украинского права.

Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что ипотека судна подлежит регистрации. Кроме того договор ипотеки подлежит нотариальному удостоверению по месту регистрации судна в Государственном судовом реестре Украины или Судовой книге Украины. Эти отношения регулируется также гражданским законодательством: Гражданским кодексом и Законом «Об ипотеке» от 05.06.2003. Регистрация обременений на суда производится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка ведения Государственного реестра отягощений движимого имущества» № 830 от 05.07.2004. Это придает регистрации морской ипотеки необходимую публичность. Права и обязанности сторон по договору морской ипотеки, а также порядок его оформления регулируются правом государства ипотечного залогодержателя. Ипотечный залогодатель должен вести Книгу записи ипотек.

Во-вторых, встает вопрос о приоритетах. Конечно, исчерпывающий анализ этого отношения здесь невозможен, хотя именно это отношение является особенно важным. Поэтому приведем здесь положения, которые наиболее характерны и существенны.

— Привилегированные требования имеют приоритет перед зарегистрированными обременениями, что означает высший приоритет характера морского требования как привилегированного перед видом его обеспечения.

— Морские залоги, служащие обеспечением требований в отношении вознаграждения за спасение судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими залогами, установленными в отношении судна до момента совершения операций, в результате которых возникают указанные залоги. Это значит, что требование вознаграждения за спасание судна имеет высший приоритет перед всеми требованиями, возникшими ранее окончания спасательной операции. Причем, требования в отношении вознаграждения за спасание судна, обеспеченные морским залогом, подлежат удовлетворению в порядке, обратном времени их возникновения (окончания соответствующей спасательной операции). Эти правила объясняются тем, что благодаря спасению судна обеспечивается возможность удовлетворения иных требований.

— Все остальные морские залоги имеют одинаковый приоритет в отношении друг друга в пределах соответствующей очереди, то есть подлежат удовлетворению прямо пропорционально их размеру.

— Требования всех последующих очередей удовлетворяются после полного удовлетворения требований всех предыдущих очередей. В этом плане высший приоритет имеют требования к судовладельцу в отношении заработанной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа в связи с их работой на судне, а также требования в связи с гибелью или телесными повреждениями, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна.

— Права по ипотеке, зарегистрированной ранее, имеют приоритет перед правами по ипотеке, зарегистрированной позднее, причем, учитывается время регистрации ипотеки в Книге записи ипотек. Следовательно, это правило не учитывает критерий характера требования. Это означает, что оно относится к требованиям, не являющимся привилегированными, поскольку иначе учитывался бы их приоритет по критерию содержания требования.

Очень принципиальным, наконец, является то, что залог устанавливается только в отношении конкретного судна (судов). Судно – вещь определенная индивидуально и вполне идентифицируется в судовом реестре.

Залог морских судов по общему праву (common law) представляется правовым институтом, имеющим ряд очень специфических черт. Залог морского судна до принятия Закона о залоге морских судов 1920 года в США и Законов об Адмиралтейском суде 1840 и 1861 годов в Англии рассматривался как договор, в результате которого создавалось обязательство персонального характера (in personam), так что права по нему не могли защищаться вещным иском в адмиралтейском суде. Такой залог морского судна базировался на общем праве, и иски по нему рассматривались судами права справедливости. Основная черта залога в соответствии Законом США 1920 года состоит в том, что залог судна приобрел морской характер, и права по соответствующему обязательству получили защиту вещным иском (in rem) в адмиралтейских судах. Требования, обеспеченные залогом морского судна, стали удовлетворяться после морских привилегированных требований, например: требований по возмещению вреда из правонарушений (деликтов — in tort), требований по возмещению заработной платы грузчиков и членов экипажа, а также требований в связи с общей аварией и спасанием. Верховный суд США в решении по делу Detroit Trust Co. v. The Thomas Barlum, 293 U.S. 21, 1934 A.M.C. 1417 (1934) установил полную конституционность Закона о залоге морских судов.

Основным содержанием морского залога выступает переход права собственности от залогодателя к залогодержателю в отношении заложенного судна для обеспечения исполнения основного обязательства. Именно эта черта института залога морских судов по общему праву составляет основное отличие от морского залога в странах континентальной правовой семьи. Залогодатель имеет право выкупа заложенного морского судна или его части по английскому праву, причем залогодержатель может в судебном порядке лишить его такого права, тогда залогодержатель получит полный титул на судно или его часть, соответственно.

Как в США, так и в Англии залог судна подлежит регистрации. При этом соблюдаются формальности, необходимые для создания статутного залога морского судна. Если же такие формальности не соблюдены, залог будет рассматриваться по праву справедливости, что означает приоритет требований, обеспеченных статутным залогом. Кроме того договор о залоге, который не зарегистрирован, будет иметь силу только в отношениях между залогодателем и залогодержателем, но не в отношении третьих лиц.

К началу ХХ в. английское законодательство закрепило правило о том, что пока залогодержатель не вступил во владение судном, залогодатель является собственником судна, но и залогодержатель считается собственником, однако только для целей, связанных с обеспечением основного обязательства. Это придает институту залога морских судов по англосаксонскому праву весьма интересные черты, поскольку возникает раздвоение права собственности между залогодателем и залогодержателем, возможно, даже своеобразная общая собственность. Разумеется, этим объясняется возникновение множества споров, но английский суд их уверенно разрешает, чем создается богатая нормативная база. Тут не лишним будет упоминание о значении юристов и профессиональных адвокатов, без которых будет трудно разобраться в правовых отношениях по поводу морских залогов и ипотек.

Пока заложенное судно не было продано в принудительном порядке, залогодатель имеет право выкупа заложенного судна. После такой продажи залогодатель вправе только требовать сумму, оставшуюся после продажи и удовлетворения всех держателей морских привилегированных требований и залогодержателей.

Заключение

Вообще, английское право выглядит более разработанным и детальнее регулирующим отношения по поводу морского залога, но и более архаичным по сравнению с континентальными правовыми системами. Ведь исторически в Древнем Риме первоначально залог оформлялся путем продажи вещи кредитору с тем, чтобы после надлежащего исполнения должником своих обязательств вещь была бы выкуплена (fiducia). Только в начале классического периода развития римского частного права появился заклад (рignus) – вид залога, при котором не передается кредитору право собственности на вещь, а передается лишь владение вещью. В классический период сформировался и наиболее развитый вид залога – ипотека (hypotheca), предусматривающая передачу кредитору лишь права распоряжения вещью.

Правда, на практике различие между правовыми системами несколько стирается в наше время потому, что залог морского судна по праву стран англосаксонской правовой семьи сближается с континентальным в силу общности финансовых аспектов проблемы. В частности, залогодержатели очень редко вступают во владение судном, поскольку это связано со значительными рисками и требует высокой специальной квалификации, которой не имеют обычно кредиторы. Арест и принудительная продажа судна – обыкновенные меры, которые применяются к неисправным судовладельцам в большинстве юрисдикций. Да и отношения залога судов обретают свою актуальность преимущественно в таких ситуациях, когда выручка от продажи судна недостаточна для удовлетворения всех требований.

Опубликовано в журнале «Юридическая Практика»

Регистрация ипотеки судна

Общие положения

Если право собственности на судно или его часть зарегистрирована в Регистре судов, это судно или его часть можно использовать в качестве обеспечения требования с оформлением об этом облигации судна. Облигация судна становится ипотекой судна и вступает в силу с момента ее регистрации в регистре судов. Облигации судов регистрируются в такой последовательности, в каком они предъявляются. На каждой облигации указывается дата и время, когда она вступает в силу и становится ипотекой судна. Приоритет ипотечных кредиторов судов определяет последовательность регистрации облигации в регистре судов. Переход или изменение прав требования не влияет на приоритет ипотеки судна.

Регистрация ипотеки

Для регистрации ипотеки судна одно из лиц, которое подписало облигацию судна, подает в Латвийский регистр судов облигацию судна с нотариальным удостоверением подписей сторон и нотариально удостоверенное согласие всех владельцев этого судна для регистрации ипотеки судна, если у судна несколько владельцев.

Обновление ипотеки

Для обновления ипотеки судна одно из лиц, которое подписало договор об обновлении, подает в Латвийский регистр судов заявление о регистрации обновления ипотеки судна с нотариальным удостоверением подлинности подписей сторон. Ипотека судна должна быть обновлена, если изменяется правовое основание учрежденного обязательства или приоритет требования, увеличен размер обеспеченного требования, происходит смена ипотечного кредитора или дебитора.

Регистрация изменений ипотеки

Положения об ипотеке судна, за исключением вышеупомянутого, можно изменять, не обновляя ипотеку судна. Для регистрации изменений в ипотеке судна, в Латвийский регистр судов подают заявление о регистрации изменений в ипотеке судна с нотариальным удостоверением подлинности подписей сторон.

Цессия ипотеки

Чтобы цедировать ипотеку судна (возникающее из ипотеки судна право требования), одно из лиц, которое подписало договор цессии, подает в Латвийский регистр судов заявление о регистрации цессии ипотеки судна с нотариальным удостоверением подлинности подписей сторон.

Погашение ипотеки

Чтобы погасить ипотеку судна, в Латвийский регистр судов подают составленное в порядке нотариального акта заявление ипотечного кредитора судна о погашении ипотеки. В случае обновления ипотеки судна обновляемую ипотеку судна погашают в момент регистрации ипотеки судна без заявления ипотечного кредитора о погашении ипотеки.

Об утверждении Правил предоставления информации о государственной регистрации ипотеки судна или строящегося судна

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 19 сентября 2016 года № 676. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 октября 2016 года № 14344.

В соответствии с пунктом 6-1 статьи 212 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года «О торговом мореплавании» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления информации о государственной регистрации ипотеки судна или строящегося судна.

2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление копии настоящего приказа в бумажном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему «Әділет», а также в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Правила регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 августа 2005 г. N 6937

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 29 июня 2005 г. N 500
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ, ПОДНАДЗОРНЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(в ред. Приказов МЧС РФ от 30.03.2009 N 189, от 21.07.2009 N 424)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, часть II, ст. 5499) приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Министр С.К.ШОЙГУ
Приложение к Приказу МЧС России от 29.06.2005 N 500

ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ, ПОДНАДЗОРНЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(в ред. Приказов МЧС РФ от 30.03.2009 N 189, от 21.07.2009 N 424)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок государственной регистрации маломерных судов (далее — суда), поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — ГИМС МЧС России).

2. Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок — менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов — менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

(в ред. Приказа МЧС РФ от 21.07.2009 N 424)

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

(в ред. Приказа МЧС РФ от 21.07.2009 N 424)

3. Судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге (приложение N 1).

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

С момента государственной регистрации судна в судовой книге оно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

4. Государственной регистрации в судовой книге подлежат следующие вещные права на судно (регистрация производится в разделе I «Государственная регистрация судов и прав на них» судовой книги):

  • право собственности;
  • право хозяйственного ведения;
  • право оперативного управления.

Датой государственной регистрации судна и права собственности на него является день внесения соответствующих записей в судовую книгу.

5. Государственной регистрации в судовой книге подлежат следующие ограничения (обременения) прав на судно (регистрация производится в разделе II «Государственная регистрация ипотек и других ограничений (обременений) прав на суда» судовой книги):

  • залог (ипотека);
  • аренда (лизинг);
  • доверительное управление;
  • арест судна;
  • иные ограничения (обременения).

Ипотека и другие ограничения (обременения) прав на судно регистрируются на день подачи заявления об их государственной регистрации.

6. Проведенная государственная регистрация судна и прав на него, а также ограничения (обременения) прав на судно удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи (проставления штампа) на оригинале предъявленного правоустанавливающего документа, подтверждающего законность приобретения судна, либо устанавливающего ипотеку или другое ограничение (обременение) прав на судно (приложение N 2). При государственной регистрации судна и прав на него проставляется присвоенный судну регистрационный номер, а при государственной регистрации ограничения (обременения) прав на судно — регистрационный номер и идентификационный номер регистрационной записи, состоящий из номера судовой книги, в которой зарегистрирована ипотека или другое ограничение (обременение) прав на судно, и порядкового номера записи в разделе II судовой книги.

7. Судно, зарегистрированное в иностранном государстве, может быть зарегистрировано в судовой книге только после его исключения из соответствующих реестров (книг) иностранных государств и представления документа об исключении.

8. За государственную регистрацию судов и ограничений (обременений) прав на них (ипотека, доверительное управление и другие) в судовых книгах, вносимые в судовые книги изменения (перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица, его места нахождения и полного адреса, переоборудование судна и другие), выдачу судовых билетов, повторную государственную регистрацию судов уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены положениями законодательства Российской Федерации.

9. Сведения, содержащиеся в судовой книге, предоставляются любому заинтересованному лицу, предъявившему документ, удостоверяющий его личность, и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Выписки из судовых книг, оформленные в установленном порядке, должны содержать сведения о судне, судовладельце, зарегистрированных правах на судно, а также об ограничениях (обременениях) прав на судно и предоставляются в установленном порядке.

Запрошенная информация или письменный мотивированный отказ в ее получении предоставляются заявителю в течение пяти дней.

10. В случае неправомерных действий должностных лиц при регистрации судовладелец вправе подать жалобу в вышестоящий орган ГИМС МЧС России либо обратиться в суд.

11. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Государственная регистрация судов и прав на них

12. Физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов — государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее — ГИМС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) и центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее — органы государственной регистрации), документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов — в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Суда промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя, также до государственной регистрации должны пройти первичное техническое освидетельствование.

13. Суда и вещные права на них регистрируются по заявлению их владельцев, правомочность которых регламентируется положениями гражданского законодательства Российской Федерации, по месту их жительства (месту нахождения) либо по месту постоянного базирования (стоянки) судов в течение трех рабочих дней со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых документов.

(в ред. Приказа МЧС РФ от 21.07.2009 N 424)

14. Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на судно и сделок с ним, являются собственники судов и обладатели иных, подлежащих государственной регистрации прав на них, судовладельцы, с одной стороны, и органы государственной регистрации — с другой.

Должностные лица ГИМС МЧС России обязаны давать судовладельцам разъяснения по вопросам регистрационных действий.

15. Судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна.

В случае наличия нескольких собственников (сособственников) судна государственная регистрация судна и права собственности на долю в общей долевой собственности на него производятся на каждого из собственников судна.

После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее — судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) (приложение N 3).

Судовой билет является документом, подлежащим учету, а также имеет учетные степень и номер. Бланки судовых билетов изготавливаются централизованно в установленном порядке по заказу МЧС России и должны соответствовать техническим требованиям и условиям изготовления защищенной полиграфической продукции уровня «Б», изложенным в пункте 3 приложения N 3 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 14н «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г., регистрационный N 4271).

(в ред. Приказа МЧС РФ от 30.03.2009 N 189)

Судовой билет хранится у судовладельца. На судне должна находиться копия судового билета, заверенная в установленном порядке.

При государственной регистрации судна, находящегося в общей долевой собственности, судовой билет выдается каждому сособственнику с указанием всех сособственников и размеров их долей в общей собственности в разделе «Особые отметки и дополнительные сведения». В этом случае все судовые билеты, выданные на одно судно, имеют одинаковую юридическую силу.

В судовых билетах прогулочных моторных судов, используемых в целях мореплавания и имеющих главные двигатели мощностью 55 кВт и более, на внутренней стороне первого листа обложки проставляется штамп «ПРОГУЛОЧНОЕ».

16. При государственной регистрации права на долю в общей долевой собственности на судно регистрационная карточка — заявление заполняется и представляется каждым сособственником с указанием доли в общей долевой собственности на судно с приложением правоустанавливающих документов.

17. При государственной регистрации прав собственности на несколько судов, принадлежащих одному собственнику, на каждое судно оформляются регистрационные документы и выдается судовой билет.

18. Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов:

  1. заполненной регистрационной карточки — заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 — форма для физического лица и приложение N 5 — форма для юридического лица);
  2. документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство;
  3. подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:

  1. справка-счет;
  2. товарный чек;
  3. договор купли-продажи или дарения;
  4. свидетельство о праве на наследство;
  5. судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;
  6. документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств;
  7. иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации;
  • документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.
  • Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык).

    Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.

    Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.

    19. Для государственной регистрации судна, принадлежащего юридическому лицу, дополнительно представляются:

    1. подлинники и копии документов, подтверждающие его государственную регистрацию как юридического лица;
    2. справка о наличии на его балансе регистрируемого судна;
    3. копия приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна;
    4. надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, представляющее материалы для государственной регистрации судна.

    20. Для государственной регистрации судна, принадлежащего иностранному гражданину, дополнительно к документам, указанным в пункте 19 настоящих Правил, предъявляется один из следующих документов: дипломатическая карточка, документ, удостоверяющий личность гражданина, или служебная карточка Министерства иностранных дел Российской Федерации (для сотрудников дипломатических представительств или других международных организаций, аккредитованных при МИД России);

    Государственная регистрация судов, принадлежащих иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, производится на общих основаниях.

    21. Представленные для государственной регистрации судна документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления, не заверенные в установленном порядке, либо имеющие записи, выполненные карандашом, к производству регистрационных действий не принимаются.

    22. Зарегистрированному судну присваивается регистрационный (бортовой) номер, судовладельцу или его доверенному лицу выдается оформленный судовой билет и возвращаются подлинники документов, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 18 и пунктом 19 настоящих Правил, с нанесенной на них записью о произведенной государственной регистрации с указанием присвоенного судну регистрационного номера.

    Регистрационная карточка — заявление судовладельца, а для используемых в целях мореплавания прогулочных парусных судов и прогулочных судов с главными двигателями мощностью 55 кВт и более — и копии правоустанавливающих документов, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 18 и пункте 19 настоящих Правил, хранятся в картотеке в органе государственной регистрации.

    23. Факт получения судового билета удостоверяется подписью собственника (собственников) судна или его (их) доверенного лица в судовой книге.

    24. При утере, порче судового билета на основании заявления собственника судна или его доверенного лица после проведения первичного технического освидетельствования судна выдается дубликат судового билета. В судовом билете ставится штамп «ДУБЛИКАТ», а в судовой книге делается соответствующая отметка с указанием номера и даты выдачи нового судового билета.

    25. Регистрационный номер моторного (парусно-моторного) судна состоит из трех букв (литер) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих присвоенному номеру государственной регистрации в судовой книге.

    Первая буква «Р» обозначает Российскую Федерацию, вторая и третья — субъект Российской Федерации, в котором зарегистрировано судно. Литеры регистрационных номеров по субъектам Российской Федерации утверждаются МЧС России (приложение N 6).

    Номер для судна, являющегося собственностью физического лица, записывается в виде буквы «Р», четырехзначного числа и двух букв (например: Р 00-24 МО), номер для судна, являющегося собственностью юридического лица, записывается в виде трех букв и четырехзначного числа (например: РМО 11-02).

    Гребным и несамоходным судам буква «Р» не присваивается.

    Регистрационный номер наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина — 100 мм, а толщина линий — 15 — 20 мм.

    В случае невозможности выполнить настоящие требования в силу конструктивных особенностей судна, размеры и место нанесения номера определяются органом государственной регистрации.

    По желанию судовладельца судну наряду с номером присваивается название, которое указывается в заявлении судовладельца.

    Название судна наносится на оба борта в кормовой части судна.

    Регистрационный номер или название судна наносятся также с внутренней стороны судна в месте, определенном органом государственной регистрации.

    26. В судовую книгу (раздел I) вносятся следующие основные сведения:

    1. порядковый номер записи, регистрационный номер судна и дата его регистрации;
    2. наименование места государственной регистрации судна (наименование субъекта Российской Федерации, инспекторского отделения или участка — указывается на титульном листе);
    3. название судна (прежнее название и место предыдущей регистрации судна, если таковые имеются, указываются в регистрационной карточке — заявлении судовладельца) и позывной сигнал судна (если таковой имеется);
    4. тип и назначение судна;
    5. наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;
    6. заводской номер судна (корпуса), его главные размерения, вместимость, полная грузоподъемность, пассажировместимостъ, район плавания, условия плавания и формула класса судна;
    7. заводской номер (номера) и мощность главного двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов);
    8. имя, гражданство и адрес собственника (собственников), а для юридического лица — его наименование и место нахождения (орган, зарегистрировавший юридическое лицо, номер и дата его регистрации как юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и другие идентификационные номера судовладельца указываются в регистрационной карточке — заявлении судовладельца);
    9. доля каждого из собственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;
    10. основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи и документы регистрационной карточки — заявления судовладельца);
    11. имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна; право на владение судном;
    12. имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
    13. данные о зарегистрированном залоге (ипотеке) и других ограничениях (обременениях) прав на судно;
    14. подпись должностного лица (регистратора), осуществившего государственную регистрацию судна и прав на него;
    15. основание и дата исключения судна из судовой книги.

    27. Основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации.

    В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если:

    1. с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
    2. не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов (судовой книги);
    3. документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
    4. лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на судно, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
    5. правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
    6. права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Оформление отказа в государственной регистрации судна и прав на него производится руководителем соответствующего органа государственной регистрации письменно с указанием конкретных причин отказа.

    28. О любом изменении сведений, вносимых в судовую книгу, собственник судна обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении.

    29. Повторная государственная регистрация судна производится в случаях:

    1. изменения места жительства (места нахождения) судовладельца либо места постоянного базирования (стоянки) судна, связанных со сменой субъекта Российской Федерации;
    2. изменения данных владельца судна;
    3. изменения параметров, занесенных в судовой билет, вследствие переоборудования корпуса судна;

    (в ред. Приказа МЧС РФ от 21.07.2009 N 424)

    30. Повторная государственная регистрация судна (с присвоением нового регистрационного номера) производится на основании:

    • письменного заявления судовладельца с предъявлением документов, подтверждающих необходимость повторной государственной регистрации;
    • судового билета;
    • паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность судовладельца);
    • платежных документов об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию и о внесении платы (сбора) за техническое освидетельствование судна на годность к плаванию.

    При повторной государственной регистрации судна судовладельцу выдается новый судовой билет либо в судовой билет вносятся необходимые изменения.

    31. При изменении места жительства (места нахождения) судовладельца либо места постоянного базирования (стоянки) судна в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, а также при замене двигателя (двигателей) на менее мощные или той же мощности вносятся изменения в судовую книгу и судовой билет без оформления повторной регистрации судна (без изменения регистрационного номера).

    III. Государственная регистрация залога (ипотеки) судна и других ограничений (обременений) прав на судно

    32. Государственная регистрация ипотеки судна, ограничений (обременений) прав на него или иной сделки с судном возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное судно. Государственная регистрация ипотеки судна и других ограничений (обременений) прав на судно производится органом государственной регистрации в разделе II той же судовой книги, в которой зарегистрировано судно.

    33. Ипотека судна регистрируется на основании заявления залогодателя (владельца судна) при наличии государственной регистрации права собственности на него с участием сторон договора об ипотеке или их доверенных лиц в двухнедельный срок со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых для регистрации документов.

    В заявлении о государственной регистрации ипотеки судна должны быть указаны:

    • данные, идентифицирующие судно (регистрационный номер, название, место его регистрации, тип и класс, вместимость);
    • имя и адрес залогодателя ипотеки;
    • имя и адрес залогодержателя ипотеки;
    • максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой;
    • дата окончания ипотеки судна.

    К заявлению прилагаются:

    1. подлинники и копии нотариально удостоверенного договора об ипотеке судна, а также документов, указанных в договоре. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом;
    2. подлинники и копии согласия в письменной форме всех собственников судна с установлением ипотеки на судно на условиях предъявленного договора об ипотеке (при нахождении судна в общей собственности, а также в случае, если залогодатель владеет судном с согласия его собственника (собственников) на праве хозяйственного ведения);
    3. материалы по стоимостной оценке судна, являющегося предметом ипотеки;
    4. документы, удостоверяющие личности залогодателя и залогодержателя (кредитора) или их доверенных лиц;
    5. подлинник и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (представляют юридические лица — участники договора об ипотеке судна);
    6. судовой билет на судно, являющееся предметом ипотеки, с отметкой о прохождении очередного ежегодного технического освидетельствования (предъявляется);
    7. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию ипотеки судна;
    8. опись представленных документов в двух экземплярах.

    Ипотека судна регистрируется на день получения заявления о ее государственной регистрации.

    34. В судовую книгу (в раздел II) вносятся все сведения, указанные в заявлении о государственной регистрации ипотеки судна.

    В графе «Особые отметки и дополнительные сведения» раздела I судовой книги, в которой зарегистрировано судно, для которого установлена ипотека, делается запись «ИПОТЕКА» и указывается порядковый номер записи о регистрации ипотеки судна в разделе II судовой книги.

    35. После государственной регистрации ипотеки судна залогодателю и залогодержателю возвращаются подлинники документов, указанные в подпунктах 2, 3 и 6 пункта 33 с отметкой (штампом) о произведенной регистрации, а остальные документы и копия свидетельства о государственной регистрации ипотеки судна прикладываются к регистрационной карточке — заявлению судовладельца судна.

    36. В государственной регистрации ипотеки судна может быть отказано в следующих случаях:

    1. если любые сведения, содержащиеся в договоре либо в заявлении, не соответствуют представленным на регистрацию документам;
    2. при несоответствии представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации.

    Плохое техническое состояние судна не может являться основанием для отказа в государственной регистрации ипотеки судна, если это оговорено договором об ипотеке.

    При наличии основания для отказа в государственной регистрации ипотеки судна орган государственной регистрации дает письменный мотивированный отказ в течение срока, установленного для государственной регистрации ипотеки судна.

    37. Основаниями для прекращения ипотеки судна являются:

    1. погашение денежного долга;
    2. прекращение денежного обязательства иными, чем погашение, способами (принудительной продажей и др.);
    3. гибель судна, за исключением случаев, если залогодержатель ипотеки судна может осуществить свое требование к страховому возмещению, причитающемуся в связи гибелью судна в соответствии с договором страхования;
    4. а также иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    При представлении доказательств о прекращении ипотеки судна орган государственной регистрации вносит в судовую книгу запись о прекращении его ипотеки.

    Еще по теме:

    • Госпошлина на развод квитанция Оплата госпошлины за развод — размер госпошлины при разводе Процедура прекращения брака предполагает исполнение сторонами некоторых обязательных правил. Во-первых, это касается порядка […]
    • Написать письмо асе из повести ася LITERATURUS: Мир русской литературы Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений Меню сайта История создания повести "Ася" Тургенева, интересные факты Повесть […]
    • Отзывы о работа в госслужбе Терзают смутные сомнения идти ли на госслужбу Вообщем институт за плечами - решил начинать работать по полученной профессии юриста. Случайно удалось так душевно пообщаться с женщиной в […]
    • Юридическая консультация по уголовным делам Уголовный адвокат в Киеве. Юрист по уголовным делам - помощь/услуги, консультация защитника в процессе круглосуточно Что делать если возбуждено уголовное дело? Если Вы ищите рейтинг […]
    • Купля продажа доли в ооо нотариус стоимость Купля-продажа доли в уставном капитале ООО Личное присутствие у нотариуса, как продавца, так и покупателя либо присутствие их представителей по доверенности. Для этого доверенность должна […]
    • 178 и 180 статья трудового кодекса Выплаты при сокращении работника ИП по ТК РФ В трудовом договоре порядок выплат при сокращении не описан, но есть ссылка, что Здравствуйте. Давайте ее найдем в ТК РФ. 1. Лично каждому […]