Региональный коллективный договор

Положение об оплате труда можно исключить из коллективного договора

К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании Гарант. Перед организацией встал вопрос: можно ли исключить из коллективного договора приложение «Положение об оплате труда» и утвердить его как самостоятельный локальный акт?

Специалисты отметили, что коллективный договор может быть изменен по соглашению заключивших его сторон (ст. 44 Трудового кодекса). Однако изменения в него, в том числе исключение приложений к договору по общему правилу вносятся в том же порядке, как и его первоначальное заключение, с проведением коллективных переговоров. Таким образом, законодательство не исключает оформление «Положения об оплате труда» в виде отдельного локального нормативного акта. Однако уточняется, что в таком случае в тексте коллективного договора в разделах, разъясняющих вопросы оплаты труда, нужна будет ссылка на новый локальный акт, с указанием его полного наименования, номера и даты принятия.

Эксперты также напомнили, что проект изменений коллективного договора и приложений к нему разрабатывается созданной для этих целей комиссией. А для их вступления в силу понадобится подписать соответствующее соглашение между работодателем и председателем первичной профсоюзной организации. Причем в таком соглашении обязательно должны быть указаны: реквизиты изменяемого коллективного договора; наименование работодателя; представители сторон – участников переговоров; причины изменений; сами изменения; порядок вступления изменений в силу.

С примерной формой журнала ознакомления работников с локальными нормативными актами, подготовленном экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Помимо этого, коллективный договор с изменениями нужно направить на уведомительную регистрацию в соответствующий региональный орган исполнительной власти по труду или орган местного самоуправления (если это предусмотрено региональным законодательством) (ст. 44, 50 ТК РФ).

Региональный коллективный договор

. Социальная политика предприятия — льготы и защиту персонала определяются законодательством, закрепляются в коллективных договорах и соглашениях различного уровня: генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных, коллективных

В странах с рыночной экономикой социально-трудовые отношения на всех уровнях управления регулируются на основе коллективно-договорной системы, которая получила официальный статус, закреплена законодательством и являются ключевым элементом индустриальных относи.

Преимуществом коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений в практике функционирования рынка труда является, прежде всего, гибкость принятия решений, не сравнивается ни с законодательными, ни с судов ными и административными мерами. Гибкость этой системы проявляется в разнообразии соглашений на разных уровнях — национальном, отраслевом, региональном и производственному.

Коллективные соглашения заключаются на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов работники икив, владельцев и уполномоченных ими органов на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют права юридического лиц.

Учитывая непосредственную взаимосвязь и зависимость всех трех уровней коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений, одним из принципов ее построения должна быть последовательность в сроках у укладки — генеральное соглашение, отраслевое соглашение, коллективный догу.

Создав полную законодательную базу, государство обеспечивает реализацию норм действующего законодательства, анализирует и контролирует состояние социально-трудовых отношений, осуществляет меры по их усовершенствованию

Согласно. Закону Украины»О коллективных договорах и соглашениях», коллективные договоры подлежат регистрации местными органами государственной законодательной власти, а сделки -. Министерством труда

Органы государственной власти осуществляют контроль за соответствием отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров действующему законодательству и. Генеральном соглашении, и в случае выявления нарушений, принимают отв щие мероприятия в рамках предоставленных им полномочий. Законом»О коллективных договорах и соглашениях.

Организационно-нормативным закреплением социального партнерства на предприятии является коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателями и и наемными работниками предприятий. Его функции заключаются не только в регулировании социально-трудовых отношений, но и в смягчении социальной напряженности, разрешении трудовых споров и противоречий цивилизов аниме способом.

Договаривающиеся, выступают непосредственно руководитель предприятия или его представитель и уполномоченные от трудового коллектива, в том числе и профсоюзы. Для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного договора создается уполномоченная комиссия, а при необходимости приглашаются арбитры и посредники.

Коллективный договор формируется на основе таких принципов как:

• свобода выбора вопросов для обсуждения;

• добровольность принятия обязательств;

• гарантия реального исполнения обязанностей;

• проведение систематического контроля и взаимной ответственности

Проект договора обязательно обсуждается работниками предприятия и совершенствуется с учетом замечаний и дополнений, а затем утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива, на которых присутствуют не менее 2/3 представителей трудового коллектива, избранных делегатами на конференцию. Если собрание (конференция) принимают данный договор, он подписывается уполномоченными представителями в. Орин не позднее, чем через пять дней с момента его принятияя.

Подписанный коллективный договор подлежит регистрации в местных органах исполнительной власти. Регистрация проводится в двухнедельный срок со дня его представления

Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания представительскими сторонами, независимо от срока регистрации

Законодательство о труде не устанавливает единых требований относительно структуры коллективного договора — стороны самостоятельно определяюсь его структуру. В то же время законодательство достаточно подробно определяет содержание кол коллективного договору.

соответствии со статьей 7. Закона Украины»О коллективных договорах и соглашениях»и статьи 13. Кодекса законов о труде Украины, содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции в кол руктивных договорах устанавливаются взаимные обязанности сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических относин.

частности, эти обязанности относятся к:

• организации производства и труда;

• нормирования и оплаты труда;

• установление форм, систем, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий);

• участия трудового коллектива в формировании, распределении и использовании доходов предприятия, если это предусмотрено. Уставом;

• режима работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;

• условий и охраны труда;

• обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания;

• организации оздоровления и отдыха работников;

• гарантии деятельности профсоюзов или других представительных организаций работников

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально — экономические условия по сравнению с нормами и положениями ниями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавка к пенсиям, досрочный выход на пенсию, компенсация транспортных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание рабо ивникив на производстве, их детей в школах и тп.).

Все обязанности делятся на нормативные и обязательные. К нормативным относятся те, которые предусмотрены законом о труде, и изменять их невозможно

Нормативные положения коллективного договора является наиболее важной его частью, — это совокупность локальных норм по вопросам оплаты, условий и безопасности труда

К обязательным относятся такие вопросы, которые закрепляются коллективным договором как конкретные обязанности, которые берут на себя стороны

Все предусмотренные коллективным договором нормы и обязанности действуют только в конкретном предприятии, в данном трудовом коллективе. При формировании структуры и содержания трудового договора условия, которые у него за акладени, должны быть сопоставимы с. Генеральной или региональных соглашенийю.

. Торговый дом»ТНК-Украина»предоставляет своим работникам медицинское страхование. В. ПИИ»ТНК-Украина»существует собственная поликлиника, обеспечивающая медицинское обслуживание персонала, поэтому нет необходимости страхов ваты работников. Также в. ПИИ»ТНК-Украина»действует целый ряд льгот, закрепленных в коллективном договоре: одноразовая компенсация по выходу на пенсию, материальная помощь по заявлению работника, подарки к памятных дат, санаторно-курортные путевки, детский отдых, доплата за выслугу лет, оздоровления и обучения работников [1066].

Коллективный договор решает ряд производственных и социальных задач, а именно:

• детализация и конкретизация действующего законодательства о труде с максимальным учетом специфики предприятия;

• рассмотрения новых вопросов, поставленных временем и производством, которые еще не отрегулированы нормативными документами;

• стимулирование работников путем установления льготных условий труда, обеспечивая выполнение договорных обязательств сторон;

• установление конкретной ответственности хозяйственных и профессиональных органов за улучшение условий труда и безопасности работников;

• привлечение работников к управлению производством;

• урегулирование противоречий между работодателем и наемными работниками

Коллективный договор — это многоплановый документ, он регулирует почти все отношения на предприятии как по вопросам производственной деятельности, так и по другим вопросам, объединяет все мероприятия, направленные на. Совершенствование ствованию производства, оплаты труда, улучшения условий и быта работников.

Коллективный договор заключается на предприятиях всех форм собственности при условии применения наемного труда

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

Юридична бібліотека України

Популярні розділи

Всього на сайті:

Дисертацій з права онлайн: 62

Підручників з права онлайн: 37

НПК кодексів України онлайн: 16

Коментарі кодексів

Веломагазин Украины №1

OBOD.com.ua

Доставка БЕСПЛАТНО. Со склада

Галузі права

  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.

Статья 15. Регистрация коллективного договора

Коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти.

Порядок регистрации коллективных договоров определяется Кабинетом Мини­стров Украины.

  1. Коллективные договоры, соглашения подлежат уведомительной регистрации в местных органах исполнительной власти. Коллективный договор, соглашение по­даются на регистрацию в трех экземплярах (первый, второй и копия). Вместе с коллективным договором, соглашением подаются все приложения к нему, а также информация о составе полномочных представителей сторон, принимавших участие в коллективных переговорах.
  2. Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров установлен по­становлением Кабинета Министров Украины «О порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров» [339]. Хотя это по­становление и вменяет в обязанность Министерству труда и социальной политики вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти осуществлять контроль за соответствием отраслевых и региональных соглашений, коллективных до­говоров законодательству и генеральному соглашению, а в случае выявления наруше­ний — принимать соответствующие меры, все-таки регистрация указанных соглашений и коллективных договоров носит уведомительный характер. Это означает, что регистри­рующий орган вправе проверять законность коллективного договора, соглашения, однако отказать в его регистрации он не вправе, даже при условии выявления несоответствия коллективного договора, соглашения законодательству. Отказать в уведомительной реги­страции можно только в том случае, если поданные на регистрацию экземпляры и копия коллективного договора не будут аутентичными, т. е. не будут соответствовать тексту, принятому в установленном порядке. Отсутствие аутентичности может проявиться и в несоответствии текста одного экземпляра другому или копии.
  3. Хотя отказать в регистрации можно только на указанном выше основании, следует выполнять такие установленные названным постановлением требования к поданному на регистрацию коллективному договору, соглашению:
  1. они должны содержать информацию об источниках финансирования мер по пре­доставлению дополнительных (по сравнению с законодательством) социальных льгот и гарантий;
  2. они должны соответствовать требованиям законодательства о языках и излагаться согласно общим нормам правописания;
  3. они не должны противоречить законодательству и условиям соглашений более высокого уровня;
  1. Коллективные договоры регистрируются районными и городскими государствен­ными администрациями, исполкомами сельских, поселковых, городских советов. Со­глашения подлежат уведомительной регистрации в Министерстве труда и социальной политики Украины.
  2. Целью регистрации является обеспечение возможности для учета условий кол­лективного договора, соглашения при разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров.
  3. Регистрация заключается во внесении соответствующей записи в реестр. Одно­временно на обоих экземплярах коллективного договора или соглашения, поданного на регистрацию, и на их копии делается надпись установленного образца. Информа­ция об уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения публикуется в официальном издании (печатном средстве массовой информации) органа, осущест­вляющего регистрацию.
  4. Срок для регистрации коллективного договора, соглашения установлен про­должительностью две недели. Не позднее следующего дня после регистрации первый и второй экземпляры коллективного договора, соглашения регистрирующий орган возвращает подписавшим его сторонам.
  5. Изменения и дополнения, которые вносятся сторонами в коллективный договор или соглашение в установленном законодательством, коллективным договором или соглашени­ем порядке, регистрируются так же, как и сам коллективный договор или соглашение.

Региональный коллективный договор

В соответствии со статьей 10 КЗоТ Украины и статьей 1 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 года № 3356-XII ( далее — Закон № 3356) коллективный договор заключается с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов.

Проверки предприятий, учреждений, организаций ( далее — предприятия) профсоюзными органами подтверждают, что не все работодатели заинтересованы в закреплении гарантий и прав работников, согласовании их интересов с интересами собственников предприятий в таком социально важном документе, как коллективный договор. Нередко причиной не заключения коллективных договоров является недостаточное знание трудового законодательства Украины, в частности мнение, что такое заключение необязательно.

Согласно ст. 11 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и ст. 2 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.1993 г. № 3356-ХII (далее — Закон о колдоговорах) коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют права юридического лица. То есть коллективный договор заключают не только субъекты предпринимательской деятельности, но и любые другие организации, чья деятельность не относится к предпринимательской, например, бюджетные и общественные организации. Не имеющие статуса юридического лица субъекты предпринимательской деятельности — физические лица, не обязаны заключать коллективный договор с наемными работниками.

Основные положения, регламентирующие порядок заключения коллективного договора и его содержание, изложены в КЗоТ и Законе о колдоговорах. Вместе с тем отдельные положения, касающиеся как самой процедуры заключения коллективного договора, так и содержания его отдельных разделов, содержится и во многих других нормативных актах по вопросам трудового законодательства, предпринимательской деятельности, социальных гарантий и пр.

Сторонами коллективного договора выступают, с одной стороны — собственник или уполномоченный им орган, с другой стороны — один или несколько первичных профсоюзных или других уполномоченных на представительство трудовым коллективом органов, а в случае отсутствия таких органов — представители трудящихся, избранные на общем собрании трудового коллектива и уполномоченные на заключение коллективного договора.

В уставе предприятия негосударственной формы собственности должно быть определено право того или иного должностного лица выступать при заключении коллективного договора от имени собственника или уполномоченного им органа.

В статье 10 Закона № 3356 определено, что заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры, в которых должны принимать участие обе стороны коллективного договора.

После того как стороны договорятся о сроках и порядке ведения переговоров, они создают рабочую комиссию из представителей сторон, которая подготавливает проект коллективного договора с учетом предложений, поступивших от работников, общественных организаций, администрации, и принимает решение. Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом. Статьей 13 КЗоТ и статьей 7 Закона № 3356 закреплено, что в коллективном договоре должны содержаться обязательные разделы, которыми устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, а именно:

изменения в организации производства и труда (в частности обуславливание мер, которые будут предприниматься работодателем и профессиональным органом в период действия коллективного договора);

обеспечение продуктивной занятости (каким образом работодатель обеспечит трудовой коллектив обоснованными объемами работ в течение рабочей недели; какие меры будут предприняты для трудоустройства работников, которые будут высвобождаться или переучиваться в связи с сокращением численности или штата; как будут устанавливаться порядок и размеры оплаты простоев не по вине работников и т. п.);

нормирование и оплата труда (Установление формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.); определение условий регулирования фонда оплаты труда, межквалификационных (междолжностных) соотношений оплаты труда и периодичности выплаты заработной платы);

установление гарантий, компенсаций, льгот. Эти обязательства иногда необоснованно отменяются, при этом нарушаются требования статей 32, 103 КЗоТ;

участие трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом). Однако собственники предприятий избегают оговаривать это в уставах;

режим работы, продолжительность рабочего времени и отдыха (в частности, порядок работы подразделений предприятия, аргументированное установление неполного рабочего дня или недели, разработка графика отпусков, перечня должностей и профессий, работа на которых дает право на дополнительный отпуск согласно статье 8 Закона Украины «Об отпусках» и т. п);

условия и охрана труда (в зависимости от специфики производства должна разрабатываться программа безопасных условий и охраны труда на предприятии; к коллективному договору прилагаются списки профессий, должностей и производств, работа на которых дает право на определенные дополнительные дни отпуска согласно статье 7 Закона № 504 в связи с работой с вредными условиями труда; составляются приложения о предоставлении соответствующим работникам средств индивидуальной защиты, спецобуви, спецодежды, и т.п.);

обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организация оздоровления и отдыха работников;

гарантии деятельности профсоюзной или других представительских организаций трудящихся;

условия регулирования фондов оплаты труда и установление межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда.

Этот перечень не является исчерпывающим. Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством гарантии, социально-бытовые льготы.

В то же время положения коллективного договора, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение работников, являются недействительными (ст. 16 КЗоТ).

В соответствии со ст. 15 КЗоТ после подписания коллективного договора он подлежит уведомительной регистрации в местных органах государственной исполнительной власти по месту нахождения предприятия, а именно — в районных госадминистрациях.

Порядок такой регистрации утвержден постановлением КМУ «О порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров» от 05.04.1994 г. № 225.

Вместе с договором на регистрацию подаются также все приложения к нему, протоколы разногласий, а также информация о составе уполномоченных представителей сторон, которые принимали участие в коллективных переговорах.

Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания или со дня, указанного в коллективном договоре (ст. 9 Закона о колдоговорах), независимо от даты его регистрации.

С его условиями должны быть ознакомлены все без исключения работники предприятия, как работающие, так и вновь принятые.

Что касается срока действия коллективного договора, то законодательно он не определен. Поэтому при подписании договора стороны должны сами определить срок его действия. Учитывая то, что со временем меняются как производственные, так и жизненные условия, а также законодательная база, рекомендуется заключать коллективный договор на срок не более трех лет. Но даже в случае окончания срока действия коллективного договора он продолжает действовать до того времени, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий договор, если иное не предусмотрено самим договором.

Коллективный договор

В последнее время заметно активизировались проверки предприятий на предмет соблюдения трудового законодательства и, в первую очередь, в части соблюдения требований о заключении коллективных договоров. В этой связи необходимо разобраться, насколько все проверяющие, грозящие штрафными санкциями, имеют соответствующие полномочия.

Какие предприятия и в каких случаях обязаны заключать коллективный договор?

Требования о наличии на предприятии коллективного договора (далее — колдоговор), а также специфика его заключения и выполнения регулируются: Кодексом законов о труде Украины в редакции Закона Украины от 15.12.1993 г. № 3694-ХІІ (далее — КЗоТ) и Законом «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.1993 г. № 3356-XII (далее — Закон № 3356). Так КЗоТ содержит специальный раздел II «Коллективный договор», причем ст. 11 и ст. 12 КЗоТ раскрывают именно суть нашего вопроса 1 :

Статья 11. Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и имеющих права юридического лица.

Статья 12. Коллективный договор заключается между собственником или уполномоченным им органом (лицом), с одной стороны, и первичными профсоюзными организациями, действующими в соответствии со своими уставами, а в случае их отсутствия — представителями, свободно избранными на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов, с другой стороны.

Таким образом, с одной стороны, на основании процитированных законодательных норм, колдоговор должен заключаться на каждом предприятии. Но, с другой стороны, контрагентами (сторонами) колдоговора выступают трудовой коллектив в лице профсоюза или уполномоченного работника и собственник в лице администрации. И вот здесь мы подходим к основному вопросу нашего рассуждения: а обязателен ли колдоговор, если одна из сторон (трудовой коллектив) не изъявляет желания заключить этот договор. Действительно, ст. 8 и ст. 10 Закона № 3356 обязывают собственника не уклоняться от переговоров, не чинить препятствия в проведении переговоров, предоставлять необходимую для переговоров информацию, не препятствовать волеизъявлению трудового коллектива и т.д. Но ни один нормативный акт Украины не может обязать собственника заключить колдоговор, если вторая сторона соответствующего желания вовсе не изъявила. Следует четко разделять уклонение от переговоров и их отсутствие. Собственник обязан вести переговоры и заключить в итоге колдоговор, но необходимым для этого условием, очевидно, должно являться желание другой стороны вести такие переговоры и заключить такой договор. Данная проблема выглядит вовсе не надуманной, учитывая, что далеко не все трудовые коллективы жаждут заключения коллективного договора. Действительно, зачастую собственник запрещает трудовому коллективу под страхом увольнения даже задумываться о требованиях к администрации в виде колдоговора. Вот такой запрет — это уже правонарушение согласно законодательству Украины. А если давления со стороны собственника на трудовой коллектив нет, и трудовой коллектив при этом требований о колдоговоре не выдвигает, то говорить о правонарушении нет оснований. Соответственно, отсутствие колдоговора в такой ситуации не является нарушением трудового законодательства Украины 2 .

Каковы санкции за незаключение колдоговора?

Кодекс об административных правонарушениях (далее — КоАП) содержит 4 статьи, посвященные административным штрафам 3 за нарушения законодательства об охране труда и, в частности, за нарушения в сфере заключения трудовых договоров.

Обязательна ли регистрация колдоговора в исполкоме, каковы штрафы при ее отсутствии?

Действующим законодательством Украины предусмотрена уведомительная регистрация колдоговора местными органами государственной исполнительной власти (ст. 15 КЗоТ и ст. 9 Закона № 3356). При этом порядок регистрации колдоговоров регулируется Положением «О порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров», утвержденным Постановлением КМУ от 05.04.1994 г. № 225 (далее — Положение № 225).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что все документы (КЗоТ, Закон № 3356 и Положение № 225) говорят именно об уведомительной регистрации. Хотя ни один из них не раскрывает суть этого термина. Но в этой связи необходимо сделать 2 замечания.

1. Ни КЗоТ, ни Закон № 3356, ни Положение № 225 не регламентируют обязательности регистрации колдоговора в исполкоме. Отсюда уведомительная регистрация — не синоним понятия «обязательная регистрация».

2. Ни один из перечисленных документов не предусматривает никаких штрафных санкций за отказ от регистрации колдоговора (или за игнорирование такой регистрации). И ни один из перечисленных документов не устанавливает недействительность или нелегитимность такого незарегистрированного колдоговора.

Из абз. 2 п. 1 Положения № 225 становится ясным предназначение регистрации колдоговора в исполкоме:

Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров проводится с целью обеспечения возможности учета их условий во время рассмотрения трудовых споров (индивидуальных и коллективных), которые могут возникнуть в результате применения норм этих соглашений (договоров) уполномоченными на то органами…

Аналогичная норма содержится и в абз. 10 ст. 9 Закона № 3356. Отсюда вывод: действующее законодательство возлагает на уведомительную регистрацию коллективного договора в исполкоме исключительно информативную функцию. Поэтому и санкций (или иных последствий) в случае непроведения такой регистрации действующим законодательством Украины не предусмотрено.

Кто имеет право штрафовать за отсутствие колдоговора?

Государственный орган, имеющий право контролировать предприятие (в том числе штрафовать) по факту нарушений в сфере охраны труда (в том числе по вопросам колдоговора) — одна из самых неурегулированных составляющих трудового законодательства. Дело в том, что законодательно не прописаны не то что полномочия этого органа, но и с его названием полной ясности до сих пор нет.

Основополагающим документом, который регулирует деятельность государственного органа в сфере охраны труда, является Указ Президента Украины «О Государственном комитете Украины по надзору за охраной труда» от 18.09.2002 г. №834/2002 (далее — Указ № 834). Так, п. 1 Указа № 834 четко определяет название нового государственного органа по вопросам охраны труда в Украине:

Образовать на базе Государственного департамента 5 по надзору за охраной труда, действующего в составе Министерства труда и социальной политики Украины, Государственный комитет 6 Украины по надзору за охраной труда как центральный орган исполнительной власти.

И далее, п. 3 Указа № 834 дает четкие указания для КМУ о том, что необходимо сделать для реализации идеи Президента о реформировании Департамента в соответствующий Комитет:

— осуществить в установленном порядке мероприятия по ликвидации Государственного департамента по надзору за охраной труда;

— подать в двухмесячный срок в установленном порядке проект Положения о Государственном комитете Украины по надзору за охраной труда;

То есть в контексте п. 1 Указа № 834 совершенно логичным выглядит требование п. 3 этого же Указа: старый Департамент окончательно ликвидировать, а новый Комитет создать путем утверждения Положения о нем с определением его прав и обязанностей. Ликвидировать Департамент проблем не составило — это было сделано Постановлением КМУ от 25.10.2002 г. № 1617 (далее — Постановление № 1617). Далее КМУ разработал Положение, но не о Комитете, а о Департаменте. Речь идет о Положении «О Государственном департаменте по надзору за соблюдением законодательства о труде», утвержденное Постановлением от 18.01.2003 г. № 50 (далее — Постановление № 50). В итоге Президент Указом № 834 Департамент ликвидировал, и КМУ подтвердил это решение Постановлением № 1617. И тут же буквально через несколько месяцев правительство разрабатывает Положение о том же самом Департаменте вместо необходимого Положения о Комитете. C точки зрения юридической мы имеем Комитет без соответствующего Положения (а посему и без полномочий), а также Положение о Департаменте, которого по всем нормативным актам нет (а посему и он полномочий иметь не может). Таким образом, в нынешнем правовом поле нет ни одного государственного органа, который имел бы легитимные полномочия в сфере охраны труда (в т.ч. в вопросах колдоговора).

Каков порядок наложения взысканий за нарушения в сфере колдоговора?

Даже не акцентируя основное внимание на названии органа 7 регулирования охраны труда в Украине, все равно приходим к выводу о том, что законодательство не предоставляет никакому органу право на наложение каких-либо штрафных санкций.

Так, пп. 2 п. 5 Положения № 50 предоставляет Департаменту право получать в установленном законодательством порядке, в частности, от работодателей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач. Однако действующее законодательство не содержит ни такого порядка, ни какой-либо ответственности за отказ работодателя от такого предоставления документов. По аналоги: пп. 1 п. 6 Положения № 50 предоставляет должностным лицам Департамента право беспрепятственно в любое время без предварительного уведомления с предъявлением служебного удостоверения посещать для проверки соблюдения законодательства о труде административные и производственные помещения работодателей. Однако ответственность за отказ предприятия от такого допуска в законодательстве Украины также отсутствует.

И, наконец, собственно о штрафах. Согласно пп. 4 п. 6 Положения № 50 должностные лица Департамента имеют право составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством. Однако применительно к вопросам колдоговора существует специальная норма о порядке наложения штрафных санкций: ст. 20 Закона № 3356. Согласно указанной норме порядок и сроки наложения штрафов по вопросам колдоговора регламентируются КоАП, а дела по этим вопросам рассматриваются судом по предоставлению одной из сторон колдоговора, соответствующих комиссий или по инициативе прокурора. Как видим, ни Комитет, ни Департамент не фигурируют даже в качестве инициаторов возбуждения дела об административном правонарушении по вопросам колдоговора. Следовательно, ни один из этих органов не имеет легитимного права налагать штрафные санкции даже в случае урегулирования вопроса с его названием.

1 Дословно аналогичные нормы дублируются в ст. 2 и ст. 3 Закона № 3356. До 2004 года действовал Закон Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.1992 г. № 887-ХІІ, согласно ст. 17 которого колдоговор должен был заключаться на всех предприятиях, использующих наемный труд, между собственником и трудовым коллективом.

2 В случае, если вы не заключаете колдоговор, то необходимо в трудовом договоре с работником указать некоторые обязательные пункты: график работы, период отпусков, предоставление льгот, выплата компенсационных и поощрительных платежей и т.д. Это связано с тем, что эти пункты обычно на практике предусмотрены только положением колдоговора и их в таком случае необходимо «переносить» в трудовые договора.

3 В сфере охраны труда существует также и уголовная ответственность, но она наступает лишь в случае, когда имеет место причинение ущерба здоровью людей в результате нарушений охраны труда (ст. 271 УК Украины). Очевидно, что незаключение колдоговора непосредственно ущерб здоровью не причиняет.

4 Ннмдг — необлагаемый налогом минимум доходов граждан.

5 Далее будем сокращенно именовать этот орган как Департамент.

6 Далее будем сокращенно именовать этот орган как Комитет.

7 Ведь рано или поздно ситуация с названием должна разрешиться путем исправления ранее допущенной ошибки с названием этого органа.

Порядок заключения коллективного договора

01.03.2016 979 0 0

Коллективный договор (соглашение) заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов работников, владельцев или уполномоченных ими сторон.

Гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные для работающих действующим законодательством, должны считаться минимальными, обязательными для выполнения любых условий. При наличии на предприятии лучших экономических возможностей нормативные льготы и компенсации могут быть выше минимальных и иметь большие размеры на основании дополнительных обязательств по коллективным договором (соглашением).

Коллективный договор объединяет в себе черты договора и нормативно-правового акта. Сегодня это важнейший локальный нормативно-правовой акт, определяющий условия труда, условия оплаты труда, социальные гарантии для работников на предприятии, в учреждении, организации. Вместе с тем это не только правовой акт, но и акт социального партнерства на уровне предприятия между работниками и собственником или уполномоченным им органом, результат согласования их интересов.

Согласно Закону Украины «О коллективных договорах и соглашениях» сторонами коллективного договора владелец или уполномоченный им орган, с одной стороны, и один или несколько профсоюзных или иных, уполномоченных на представительство трудовым коллективом, органов, а в случае отсутствия таких органов — представители трудящихся , выбранные и уполномоченные трудовым коллективом, с другой стороны.

Согласно ст. 9 Закона «О колдоговорах . » и ст. 18 КЗоТ положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятий независимо от того, являются ли они членами профсоюза, и обязательны как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия. Кроме того, все работающие, а также вновь принятые на предприятие работники, должны быть ознакомлены с коллективным договором собственником или уполномоченным им органом.

Подписанный сторонами коллективный договор подлежит уведомительной регистрации в местных органах государственной исполнительной власти. Такая регистрация осуществляется в целях обеспечения возможности принятия соответствующих мер в случае возникновения трудовых споров по поводу применения норм этого договора и удостоверение подлинности экземпляров и копий, поданных на регистрацию. Регистрация производится в двухнедельный срок со дня получения коллективного договора. Не позднее следующего дня после регистрации два экземпляра коллективного договора возвращаются сторонам, которые его подписали и подали на регистрацию. Копия договора остается на хранении в регистрирующем органе.

Органы, регистрирующие коллективные договоры, не могут требовать от сторон этого договора внесение в него изменений или отказать в его регистрации, за исключением случаев, когда предоставленные на регистрацию оригинальные экземпляры и копия коллективного договора не будут соответствовать тексту, принятому в установленном порядке.

Порядок уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров определен постановлением Кабинета Министров Украины от 5 апреля 1994 № 225 (с изменениями).
Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания представителями сторон или со дня, указанного в нем, независимо от его регистрации.

В законе не указывается срок, на который заключается коллективный договор. Этот срок определяется соглашением сторон. На практике коллективные договоры заключаются на 1-3 года. После окончания срока действия коллективный договор продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено договором.

Вера УЛЬЯНИНА,
главный государственный инспектор отдела по вопросам соблюдения законодательства о труде, занятости и других нормативно-правовых актов Управления Гоструда в Кировоградской области

Еще по теме:

  • ПережитьРу как пережить развод Просьбы о помощи 10 лет брака рухнули так быстро, будто и не было вовсе ничего. Из сильной и уверенной в себе я за год превратилась в депрессивное существо, не живу, будто воткнули нож и […]
  • Как можно найти свой телефон если его украли Как найти потерянный Android телефон или планшет Если вы потеряли свой Android телефон или планшет (в том числе в пределах квартиры) или его украли, есть вероятность, что устройство еще […]
  • Конституция ст 34 37 Статья 34 Конституции Российской Федерации Последняя редакция Статьи 34 Конституции РФ гласит: 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для […]
  • 268 коап рф Кодекс Украины об административных нарушениях Статья 268. Права лица, привлекаемого к административной ответственности Лицо, привлекаемое к административной ответственности имеет право: […]
  • Гарант о защите прав потребителей Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в статью 44 внесены изменения, […]
  • П 1 ст 44 жк рф Статья 44 ЖК РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме Новая редакция Ст. 44 ЖК РФ 1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом […]