Развитие речи составление письма другу

Оглавление:

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
Разработка урока по развитию речи «Учимся писать письмо»

Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка в 3-4 классах, а также во внеклассной работе.

Предварительный просмотр:

Письмо близкому человеку

Цель урока: показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности; доказать важность переписки в жизни людей; возрождать российские традиции эпистолярного жанра, развивать устную и письменную речь учащихся.

Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка в 3-4 классах, а также во внеклассной работе.

Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма. Анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок.

Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к людям.

— уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, доступными средствами массовой информации;

— знать этикетные правила написания письма;

— уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги;

— уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо, оформлять конверт.

1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

2. Презентация ppt

3. Образец написания адреса на конверте.

I. Актуализация знаний учащихся

1. Вводная часть урока. (Приветственное слово учителя.)

— Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок. Задание будет очень интересным и творческим. А тему нашего урока вам предстоит определить самим, отгадав загадку (чтение учителем загадки).(Слайд1)

Я домик. Но только совсем безэтажный.

Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,

А просто лизнули её языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,

Марки с печатями их сторожат.

— Ребята, вы догадались, о чем эта загадка? (Ответы учащихся).

— Конечно же, это письмо.

— Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди общаются друг с другом, делятся радостными или грустными событиями, поздравляют с праздниками.)

— Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Приблизительные ответы детей: учиться правильному написанию и оформлению писем).

Вы все правы. Сегодня на уроке, мы познакомимся с правилами написания писем, с их видами, а так же научимся правильно оформлять конверт. Тема нашего урока «Учимся писать письма».(Слайд 2)

II. Основная часть урока

1. Обучение заполнению конверта.

— Ребята, а что же такое письмо? (Мнения учащихся).

Давайте поработаем с толковым словарем и найдем точное значение этого слова. (Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-нибудь, для сообщения чего-нибудь, для общения на расстоянии.)

— А любой ли листочек, с сообщением можно считать письмом? (Ответы учащихся.)

— Что нужно для того, чтобы этот листок бумаги с сообщением превратился в настоящее письмо? (Приблизительные ответы детей: послать этот листочек кому-нибудь, нужен конверт).

Конечно же, нам понадобится конверт. Давайте внимательно рассмотрим его. (Слайд 3 ).

— Что мы обязательно должны указать в верхнем левом углу конверта? (Примерные ответы детей: от кого это письмо, свою фамилию и имя, и свой адрес.)

— Достаточно ли указать только название улицы? Почему? (Примерные ответы детей: нет, нужно указывать еще название города, т.к. названия улиц в разных городах могут совпадать).

— А что указывается в нижнем правом углу конверта? (Примерные ответы детей: фамилию и имя человека, которому пишем письмо и его точный адрес.)

Так же мы должны указать на конверте индекс.

— Кто знает, что такое индекс? (Примерные ответы детей: номер почтового отделения, с которого отправляют письмо и номер почтового отделения, на которое оно придет).

— Отправится ли теперь в путешествие это письмо? (Примерные ответы детей: нет, т.к. к нему не приклеили марку).

Вы верно сказали, что на конверте обязательно должна быть почтовая марка. (слайд 3) (К макету конверта приклеивается макет марки.)

А что же такое марка и для чего она нужна? (Работа с толковым словарем, ответы детей).

Марка – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их даже коллекционируют. (слайд4)

Чтобы наше письмо непременно нашло своего хозяина, всегда нужно заполнять конверт аккуратным и разборчивым почерком. (Чтение учителем стихотворения.)

Ты с письмом конверт,

Коль заполнишь правильно –

Ждёт тебя ответ.

В левом верхнем уголке

Свой адрес напишите

Аккуратно и красиво

Вы же «Отправитель»

В правом нижнем уголке

Для кого письмо в руке?

Вспомните и напишите

И письмо по почте шлите

Коль не спутал уголок,

То письмо явится в срок.

Ну вот, конверт и заполнен. Можно приступать к написанию самого письма.

2. Какие бывают письма

Но как правильно писать письма? Какими они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить несколько писем, которые прямо перед нашим уроком доставил на наш адрес необычный почтальон. (Слайд 5). (Учитель берет в руки первое письмо, детям раздаются остальные письма.)

Сейчас я прочитаю вам первое письмо, а вы определите, кому, и с какой целью оно написано.

Чтение учителем письма №1.(слайд6.)

Дорогой мой друг — Иа!

Поздравляю тебя с днем рождения!

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — очень Полезный Горшочек.

— С какой же целью было написано это письмо? (Примерные ответы детей: это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.)

— Давайте послушаем следующее письмо.

Чтение детьми письма №2.(слайд7.)

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!

— О чем это письмо? Кому оно адресовано? (Это письмо друзьям: письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и, что видела.)

Чтение детьми письма №3(слайд 8.)

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

С какой целью написано это письмо? (Это письмо-пожелание, в нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным. )

Так какими же бывают письма? (Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма – благодарности). (слайд 9.)

Кому могут быть адресованы письма? (Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям, учителям и др.)

3. Особенности текста письма. Структура письма.

— Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)

Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности. Ему присущи приветствие, обращение, прощание. Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи…».

Давайте рассмотрим схему написания письма (слайд10.)

— К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение? (Примерные ответы детей: к человеку, которому пишем это письмо. Приветствие и обращение должно быть ласковым, добрым.).

2. Начало письма.

В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например: Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…

3. Основная часть письма

Это самая содержательная его часть. Здесь можно сообщать о каких-либо новостях, поделиться радостными событиями, рассказать какую-нибудь историю из своей жизни.

4. Концовка письма.

Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.

Послушайте внимательно еще одно письмо, которое девочка написала своей бабушке, и подумайте, соответствует ли оно предложенной схеме. (Чтение учителем письма).

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

— С чего начала свое письмо Таня? (Начала с приветствия и обращения к бабушке.)

-Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!»)

Конечно, обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке большую радость.

— О чем можно было бы еще написать в начале письма? (О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала. »).

— Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живём хорошо»? (Да, Таня пишет о хороших событиях в ее жизни).

— Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись.)

— О чем еще можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем.)

А вот еще письмо, от мальчика Сергея. Послушайте и сравните его с предыдущим. (Чтение учителем письма).

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам ответ.

Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей.

Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке.До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю!

20 июня 2013 года

— Какое письмо вам больше понравилось? Почему? (Примерные ответы детей: второе, ведь оно более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости получателю.)

4. Конструирование письма. (Работа в парах)

Сейчас вам предстоит выполнить одно интересное задание. Вы получите конверты с разными фразами из писем. Ваша задача составить письма, расположив фразы в нужном порядке, в соответствии со схемой. (слайд 10.)

Проверка работы. (Чтение учащимися получившихся писем, обсуждение результатов).

4. Оформление письма.

Существуют рекомендации к оформлению писем, которые необходимо соблюдать. (Слайд 11.) Письма пишут четким, разборчивым подчерком, на аккуратном листе бумаги. Письмо можно сопровождать рисунком.

Итак, вы уже практически готовы к написанию письма. Но прежде чем приступить, вы должны запомнить еще несколько основных правил написания писем. (слайд 12)

Итак, запомните первое правило . Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

Третье четвертое . Пишут письма только в хорошем настроении. Ведь многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей, и часто их перечитывают.

6. Написание писем.

— Ребята, кому вы можете открыть свою тайну? (Примерные ответы учащихся: родителям, учителю, президенту, другу, бабушке.)

— Да, дети, бывают важные моменты в жизни, когда необходимо поговорить с другом, с родителями, поделиться своими переживаниями. Напишите сейчас письмо близкому для вас человеку, которому вы можете рассказать обо всем, что с вами произошло, что вас волнует. Сохраните его для себя, а через несколько лет перечитайте это неотправленное письмо. Настроение у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые письма.

На доске в помощь вам я оставлю таблицу с опорными словами, можете брать слова из нее или подбирать свои.(Слайд 13)

7. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы. ( По желанию дети читают письма).)

— Чье письмо вам понравилось больше всего? Почему?

— Какое письмо легче читать адресату? (Примерные ответы детей: в котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись).

На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Интернет уже почти совсем вытеснил живые письма из жизни людей. Но не следует забывать об этом древнем способе общения. Письмом вы оказываете внимание, любовь и уважение человеку. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!

Урок развития речи по теме «Письмо другу» в 6 классе Подготовила учитель русского языка МБОУ СОШ 13 им.В.В.Горбатко пос.Венцы Краснодарского края Довгань. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемРыжая Снаговская

Похожие презентации

Презентация 6 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок развития речи по теме «Письмо другу» в 6 классе Подготовила учитель русского языка МБОУ СОШ 13 им.В.В.Горбатко пос.Венцы Краснодарского края Довгань.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок развития речи по теме «Письмо другу» в 6 классе Подготовила учитель русского языка МБОУ СОШ 13 им.В.В.Горбатко пос.Венцы Краснодарского края Довгань Галина Владимировна

2 Тема урока: Письмо другу. Цель: расширить знания о письмах, об истории письма, формировать навыки написания личных писем, научиться писать письма.

3 3 В них сообщают о каких-то событиях, сообщают о каких-то событиях, делятся впечатлениями, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами. обращаются с просьбами.

4 4 ВИДЫ ПИСЕМ Д Е Л О В О Е Л И Ч Н О Е ПИСЬМО – ПОЗДРАВЛНИЕ ПИСЬМО — ПРОСЬБА ЛЮБОВНОЕ ПИСЬМО БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО ПИСЬМО – ОБРАЩЕНИЕ ПИСЬМО — РАССКАЗ

5 1. Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Адресат – получатель письма Нельзя читать чужие письма! 2. Невежливо не ответить на полученное письмо 3. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения письма 4. Ответ должен быть в вежливой форме 5. Бумага и конверт должны быть чистыми 6. Оно должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений и ошибок 7. Если страниц несколько, их нужно пронумеровать 8. Складывают послание текстом внутрь

6 Словарно-лексическая работа: 1. Эпистола — 2. Конверт – 3. Почтальон – 4. Адрес – 5. Адресат – 6. Адресант – 7. Письмо — 1.Место, куда отправляют письмо 2.Грамотка, уведомленье, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому». 3. Тот человек, кому отправляют письмо. 4.Человек, который доставляет почту по указанному адресу. 5.Письмо, послание. 6. Бумажный кулёчек квадратной или прямоугольной формы, в который вкладывают письмо. 7.Человек, отправляющий письмо.

7 7 «Колесо истории»

9 Барабанная почта Африки

11 Глиняная почта В 1840 начале 1850-х гг. во время раскопок дворца в Ниневии была открыта Библиотека Ашшурбанипала, содержавшая около глиняных табличек и их фрагментов с клинописными текстами.

12 Берестяная почта Для личной и деловой переписки славяне часто использовали бересту, которая была более дешевым материалом, чем пергамент. В наше время археологи во время раскопок в Новгороде Великом, Рязани и других городах обнаружили сотни грамот. По этим документам можно судить, что в веках грамотность была широко распространена на Руси.

13 Кирилл и Мефодий славянские просветители, составители первой славянской азбуки.

14 Современная электронная почта

16 16 ПРИВЕТСТВИЕ ВСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДПИСЬ, ДАТА

18 18 Каждое письмо начинается с приветствия и с обращения к адресату, которое всегда на письме выделяется запятыми. Дорогая Маша! Большое спасибо тебе за письмо…. Здравствуй, милый Коля! Вчера получил твоё письмо и спешу рассказать тебе о …

19 Вы пишете другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае письмо можно закончить следующим образом: Искренне твой (Ваш) Преданный тебе (Вам) Твой (Ваш) Твой искренний друг Любящий тебя Твой любящий сын Целую Вы пишете недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам. В этом случае письмо можно закончить следующим образом: Искренне Ваш С уважением

20 Правила заполнения конверта

21 ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ «Письмо другу в картинках» картинках»

24 Памятка Подумай КОМУ? будешь писать письмо. Вдумайся в цель письма ЗАЧЕМ? Определи основную мысль письма О ЧЕМ? Реши, какой тип речи будет преобладать (повествование, описание, рассуждение) ЧТО? КАКОЙ? ПОЧЕМУ? ПОТОМУ…. Определи возможный стиль письма (разговорный, официально-деловой). Используй при написании письма орфографический словарь, словарь синонимов. Напиши черновик. Проверь, исправь ошибки. Перепиши.

25 Здравствуй, Коля! Большое спасибо тебе за то, что ты помог мне подготовиться к докладу. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», которую ты порекомендовал мне, оказалась очень полезной. Я нашёл там много нужной мне информации к докладу. А потом, после доклада, я решил почитать её просто так, для удовольствия, и нашёл там немало разных интересных вещей. Теперь я часто пользуюсь этой энциклопедией. Еще раз спасибо, твой друг Миша.

26 ЗАДАНИЕ НА ДОМ: На дом вы сегодня получаете творческое задание. Написать письмо своему другу с благодарностью по какому-либо поводу. При оформлении своего письма пользуйтесь правилами, с которыми мы познакомились. При оценивании ваших писем будет учитываться и их оформление. Упр.244

27 27 Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!

Урок развития речи. «Учимся писать письма». 7 класс

Данная разработка содержит конспект урока. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приёмы с целью заинтересовать ученика, а также содержит информацию о том, как правильно писать письма и заполнять конверт.

Цели урока: познакомиться с историей возникновения письменных посланий, научиться правильно оформлять личное письмо.

Обучение владением разными видами речевой деятельности и основам культуры устной и письменной речи;

Расширение знаний обучающихся об истории эпистолярного жанра; формирование навыков правильного написания личного письма;

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. «Учимся писать письма». 7 класс »

Работу выполнила: Олейникова Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Шиткинская СОШ

Адрес: 665042, Иркутская область, Тайшетский район,

п.Шиткино, ул. Кирова, д.31

Данная разработка содержит конспект урока. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приёмы с целью заинтересовать ученика, а также содержит информацию о том, как правильно писать письма и заполнять конверт.

Цели урока: познакомиться с историей возникновения письменных посланий, научиться правильно оформлять личное письмо.

Обучение владением разными видами речевой деятельности и основам культуры устной и письменной речи;

Расширение знаний обучающихся об истории эпистолярного жанра; формирование навыков правильного написания личного письма;

Развитие монологической речи учащихся, их кругозора;

Воспитание нравственности, формирование личностной позиции ученика.

«Письмо. Что это значит?».

Раздаточный материал ( отрывок из рассказа А.П. Чехова « Ванька»),С.А.Есенин

« Письмо матери», А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»).

Карточки со словами — подсказками

«Правила составления письма».

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти —

Тысячи вёрст пути.

I. Организационный момент.

II. Словарно – орфографическая работа « Пиши правильно».

Здравствуйте, привет, до свидания, письма, желание, конверт.

III. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя. Истоки эпистолярных произведений уходят еще в древнюю литературу — как составной элемент многих повестей. В дальнейшем, в литературе XVIII-XIX веков, это становится самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а позже М.Цветаева, А.Ахматова не раз обращались к эпистоле как к жанру.

Наше отношение к письменному слову бездумно. Сегодня, в век нанотехнологий, стало привычным звонить по телефону или обмениваться SMS-сообщениями — просто и быстро. Задача письма — объединение людей, разделённых пространством и временем. Письмо — это разносторонняя форма общения, сосредоточение мыслей, арена столкновения мнений. Письмо – беседа с другим и тем самым с самим с собой. Эту особенность письма подчёркивает и педагог Шалва Амонашвили: «Уникальность писем в том, что они позволяют человеку непредвзято заглянуть в себя, что на небольшом листе бумаги я хочу сказать близким, друзьям. Нелегкие вопросы задает себе порой человек, склонившийся над письмом: так ли я живу, что думают обо мне сверстники. Работа над письмом – это и работа над собой».

IV. Основное содержание урока

Учитель: Современные формы переписки сложились около двухсот лет назад. Их родина — Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила — этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство существует с древних времён. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
«Письмо. Что это значит?».

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

.Работа с текстом письма. Чтение отрывка из рассказа А.П. Чехова

« Ванька» (от слов « Милый дедушка Константин Макарович»).Обсуждение текста письма.

Учитель: Письмо – это послание, адресованное кому-то. В латинском языке «послание» – эпистола, в русском – письмо. Отсюда и название – эпистолярный жанр.

Работа со словарем. Найдите значение слова: эпистолярный.

Эпистолярный жанр – один из лирических жанров, стихотворение в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной и др., например, «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина, «Письмо матери» С. Есенина.

Учитель: Зачем в произведениях русских классиков используется эпистолярный жанр?

Ответы учеников. Письма позволяют шаг за шагом пройти с героем жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, во взглядах, душевной настроенности героя.

4.Вопрос к классу.

Кто из вас, ребята, смог найти какие- то интересные истории о

Ученик. Я слышал об использовании почтой Европы рожка, на зов которого к почтовым курьерам спешили желающие получить или отправить письмо. Курьеры имели право трубить в рожок, встречные экипажи сворачивали в сторону, а городская стража отворяла ворота. Со временем голосистый рожок стал эмблемой почтовой службы. Однако в России рожок не прижился. Деревенские батюшки испокон веков стращали людей: «При конце света придёт на землю диавол. И вострубит первый архангел во трубу». Заслышав звук почтового рожка, богобоязненные мужики кидались врассыпную по лесам да по болотам прятаться: «Диавол едет! Конец света наступает!»

Ученик. Я хочу рассказать о почтовых голубях, которые тоже хорошо послужили почтовому делу. Это необыкновенная птица! Куда голубя ни завези- всё равно домой вернётся. Так вот, голубиная почта возникла ещё у древних греков и египтян. В 12-13 веках почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский скакун. У голубей немало заслуг перед человечеством. В 1871 году во время осады Парижа они доставили более миллиона писем, в благодарность парижане поставили голубю памятник. А в Англии почтовый голубь № 888 за геройские заслуги во время Первой Мировой войны получил звание полковника. И таких историй великое множество, всех и не расскажешь…

(Использован материал журнала «Пионер» №1 2003 года).

— Как писать письма? Каковы структура письма?

1. Вступление (обращение с приветствием к адресату)

2. Основная часть (содержание должно быть интересно собеседнику, а не только вам; беседа с адресатом)

3. Заключение (слова благодарности и пожелания адресату, дата, подпись).

— Каковы виды писем?

Существуют разные виды писем: официальные, публичные, личные.

— Все ли письма можно считать таковыми? Как вы думаете, перед вами письмо или нет? Обращение есть, адресат есть. Что нужно для того, чтобы написанное стало письмом (кроме адресата)?

Дина, кошечка моя, представляю, как ты по мне соскучишься к вечеру. Кто тебе нальет молочка в блюдечко? Моя единственная Дина! Как мне тебя здесь не хватает. Мы бы летали вместе. А как бы она ловила на лету мышей? Здесь наверняка водятся летучие мыши. Летящая кошка вполне могла бы ловить и летучих мышей. Какая ей разница? Или кошки смотрят на это по-другому?

(Л. Карролл. Алиса в стране чудес.)

Это рассуждение адресовано кошке, вряд ли она его сможет прочитать.

— А кому адресовано это письмо, какие чувства оно вызвало у вас, у адресата?

Синьора Фея, я услышал о вас впервые в этом году: до этого я никогда ни от кого не получал подарков. В этот вечер я не тушу лампу и надеюсь увидеть вас, когда вы придете сюда. Тогда я расскажу вам, какую игрушку мне хотелось бы получить. Я боюсь заснуть и поэтому пишу это письмо. Очень прошу вас, синьора Фея, не откажите мне: если вы сделаете меня счастливым. А не то зачем же мне быть хорошим мальчиком?

(Дж. Родари. Путешествие голубой стрелы.)

Письма, которые стали книгой. Есть художественные произведения, которые написаны в эпистолярном жанре, то есть в письмах. Одним из таких является цикл очерков И.А. Гончарова «Фрегат Паллада», в котором рассказывается о дальнем плавании военного парусного корабля к берегам Японии.

Отправляясь в путь, Гончаров не собирался писать ее. Пусть об океанах пишут другие. Кому по душе беспокойная жизнь моряка. Он же будет описывать путешествие только в письмах.

И сколько же больших, подробных писем получали с борта корабля друзья писателя! На всякий случай он просил не выбрасывать эти письма: вдруг понадобятся?

И они пригодились, да еще как!

Написанные по свежим впечатлениям просто, искренне, как пишут близким людям, они стали основой книги. Писатель дополнил их заметками из дневника. Получился как бы разговор с другом-читателем.

5. Творческий этап урока.

— Кто такие адресат и адресант?

— (Адресат, -а, м – Тот, кто получает извещения, телеграммы, письма.

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.)

— Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно что там. На что вы прежде всего обратите внимание?

— (На почерк, на чистоту и аккуратность оформления, на бумагу и т. д.)

— Какие образы могут сложиться перед глазами в зависимости от оформления присланного письма?

— ( Если письмо оформлено красивым и четким почерком, аккуратно в оформлении, качество бумаги хорошее — значит пишущий проявил вежливость к читающему. Или же наоборот, в глаза адресату бросится обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие формул вежливости, даты, подписи, некрасивое расположение текста.)

— В ваших интересах, чтобы форма письма помогла или не помешала произвести благоприятное впечатление на вашего корреспондента. Поэтому следует отвечать требованиям оформления письма.

Правила оформления письма:

1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).

2. Письмо может быть написано от руки или напечатано ”).

Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.

3. Писать следует разборчиво, без ошибок ( грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).

4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.

5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.

Письмо писать не так-то и просто. Оно имеет определенные части, которые необходимо соблюдать.

Структурные элементы письма:

1. Приветствие или обращение

3. Основная часть.

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.

Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

Прочитаем письмо, которое является показательным и написано по всем правилам

— Знаете ли вы как правильно оформлять конверт?

Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.

Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.

Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.

4. Самостоятельная работа

Напишите сейчас небольшое письмо другу, используя слова-подсказки.

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…

5. Проверка самостоятельной работы

(Некоторые ученики читают получившиеся письма)

Что же такое письмо?

Какие виды писем существуют?

Как правильно оформлять письмо?

Из каких частей состоит письмо?

Написать письмо на любую из тем:

1.Письмо — поздравление первой учительнице.

2.Своей семье с благодарностью.

Слабым учащимся раздаются слова-подсказки.

1. Напишите письмо — поздравление первой учительнице.

Урок развития речи в 3-м классе по теме: «Написание письма»

Цели урока:

  • Формирование умения написания письма, используя законы эпистолярного жанра.
  • Развитие устной и письменной речи.
  • Воспитание грамотного адресата и адресанта.

Ход занятия

1. Организация класса

2. Актуализация знаний

Начнем урок с загадок:

а/ Кто в семь часов уж начал дело,
И в десять сумка похудела,
А к 12 часам
Все разнес по адресам? (Почтальон)

б/ Синий домик у ворот.
Там дверца узкая под крышей —
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
Говорят, что в эту дверь
По утрам влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят —
Во все стороны летят! (Почтовый ящик)

в/ Семя плоско, поле гладко,
Кто умеет, тот и сеет,
Семя не всходит, а плоды приносит. (Письмо)

3. Постановка учебной задачи

Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

4. Открытие новых знаний

а/ Из истории письма

Ученик 1: Когда-то люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте, на пергаменте. А вот в Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра. Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались дробью большого барабана. Трудна была дорога у предков современных писем к своим адресатам. Все эти сигнальные письма не могли донести до своих адресатов все, что желали сообщить им “отправители”.

Учитель: Вот что произошло с героями Р.Киплинга в одной из его сказок “Как было написано первое письмо”.

Ученик 2: В каменном веке жил первобытный человек. Звали его Тешумай. Ни писать, ни читать он не умел. Была у него маленькая дочь Таффи. И вот однажды отправились они к реке, чтобы набить к обеду карпов. И только они взялись за охоту, копье сломалось. Идти за запасным копьем, которое находилось дома, было далеко. Он стал чинить сломанное копье, а Таффи думала о том, как было бы хорошо, если бы она умела писать. Она бы написала записку домой, чтоб прислали другое копье. В это время по берегу реки проходил незнакомец. Он не понимал ничего, что говорила ему девочка. Таффи нарисовала на бересте то, что случилось с ними, а также дорогу к ее дому, чтобы незнакомец не заблудился; маму, чтобы незнакомец знал, кому отдать письмо. Но мама Таффи, получив послание, испугалась, подумав, что мужа и дочь взяли в плен. Когда незнакомец привел племя к реке, все увидели что Тешумай и Таффи живы и невредимы.

Учитель: Почему мама Таффи не поняла послания дочери?

ВЫВОД: Очень трудно прочитать письмо, если отправитель придавал письменным знакам одно значение, а читавший — другое. Ничего хорошего не получалось.

Учитель: 0т рисуночного письма до письма иероглифами — большой путь.

Что значит иероглиф? (Предположения детей.)

Учитель: Иероглиф — письменный знак, условное изображение или рисунок, выражающий целое понятие.

Ученик 3: Иероглифы — это рисунки. Они обозначали то, что мы сейчас называем слогами, словами. Иногда иероглифы могли обозначать и сочетание слов. Но такое письмо в повседневной жизни не очень удобно: и грамоте нелегко было учиться, и рисунки на все слова придумать трудно. Тогда и появились буквы. Их первыми придумали и ввели в употребление финикийцы. А в 9–8 веках до нашей эры древние греки добавили к буквам, обозначающим согласные, обозначения гласных букв. Так возник настоящий алфавит. Многие народы мира заимствовали свою письменность у финикийцев через греков. Во второй половине 10 века двое ученых Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этим письмом писали так, как пишем мы теперь.

Учитель: Ребята, вы узнали об истории письма. Давайте сделаем вывод, что такое письмо?

ВЫВОД: Письмо — это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять ее во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.

О чем можно сообщить в письме? (Предположения детей).

Учитель: Хорошим примером могут служить письма солдат с фронта.

(Сценическая композиция “ Письмо с фронта”.)

Ученик 1:“Дорогая Дашечка, милые мои сынки и красногубая Томочка! Привет вам с фронта! Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по нашему дому… Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада. Дети не будут краснеть за отца…

Ученик 2: Даша, родная. Береги наших детишек, не жалей вещей, коли трудно случается, продавай. Наживем. Лишь бы скорее война кончилась. И себя береги, дорогая.

Ученик 3: Тебе, Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всем. Ты же в доме за старшего.

Ученик 4: Целую вас крепко, мои родные. Предстоят нам жаркие бои. Цель у нас одна — победить. Передавайте мой привет всем родным. Ваш муж и отец Михаил Яцков. 19 ноября 1943 г.”

Учитель: Как вы считаете, есть ли правила написания письма? (Предположения детей).

б/ Этикет написания письма

Ученик: Этикет составления писем существовал еще во времена античности. Письмо начиналось с имени отправителя, за ним следовало имя адресата и приветствие, пожелания всего наилучшего, и только затем шел текст. Это хорошая традиция. Мы и сегодня желаем друг другу здоровья, счастья, доброго дня. А часто еще поздравляем друг друга, если письма поздравительные.

Письмо скажет о тебе больше, чем ты можешь себе представить! Для тебя главное, — чтобы почерк был четким. Чтобы твой друг не тратил время и силы, пытаясь разобрать небрежно написанные буквы. И строчки чтобы не ползли “вниз”, а лист бумаги был аккуратным. Постарайся также не делать слишком много ошибок.

Письмо начинается с обращения “здравствуй”, “добрый день”, “привет”. К близким людям обращайся так, как обращаешься всегда. А вот к малознакомым пишут гораздо сдержаннее. Если же ты отвечаешь на чье-то письмо, поторопись: ответ нужно отправить не позже 5–7 дней после того, как получил послание. Заставить человека ждать, проявить равнодушие — невежливо.

Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, надоевшие и общеизвестные шутки. Пусть и письмо и шутки будут только твоими, “настоящими”. Заканчивай письмо пожеланием здоровья и удачи. Например: “всего доброго”, “счастливо”, “до свидания”.

Теперь подпись и число. В письме к близким людям достаточно имени, а к малознакомым — имени и фамилии. Уже стоит подпись, но… Вот тут-то в голову и приходит самая главная мысль. Что же делать? В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы «P.S.» и после них пишут все забытое.

Но вот на конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось заклеить конверт и опустить в почтовый ящик. Но может быть и так: кто-то из знакомых любезно предложил письмо передать. Тогда конверт не заклеивают! Это знак доверия, поступить иначе некрасиво. Ведь воспитанный человек не читает чужих писем, даже если это сделать очень легко и “никто все равно ничего не узнает”.

в/ Давайте коротко сформулируем правила написания письма:

  • Во-первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;
  • Во-вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность;
  • В-третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.

Учитель: Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать его, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло до адресата.

Кого мы называем адресатом?

Дети: “Адресат” — тот, кому адресовано письмо.

Учитель: “Адресат” переводится с немецкого языка как “получатель”. Назовите возможных адресатов личного письма.

Инсценировка отрывка из рассказа А. П. Чехова “Ванька”

Автор: Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику. Взял пузырек с чернилами, ручку с пером и стал писать письмо.

Ванька: “Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался…”

Автор: Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:

Ванька: “… А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпындарем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаенности , заснул… А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают… Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай”.

Автор: Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке Константину Макарычу.

Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…

Учитель: Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. А как вы считаете, что произошло с письмом и почему?

Учитель: Что такое адрес?

Дети: Надпись на письме указывает получателя и место назначения.

Учитель: Правильно. «Адрес» — от французского слова, означающего “надпись”.

Учитель: Есть ли правила написания адреса?

г/ Правила написания адреса

  1. Писать правильно, разборчиво, грамотно, аккуратно.
  2. Названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя в дательном падеже; отправителя — в именительном падеже.
  3. Внизу, в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоявший из шести цифр (образец написания дан на обратной стороне конверта).
  4. Располагаются части адреса в строго установленной последовательности. В адресе отправителя, живущего в сельской местности, вначале указывается почтовый индекс, название населенного пункта, района, области, далее фамилия, имя, отчество отправителя.

194804, с.Ясная Горка.

Шубину Ивану Петровичу.

В адресе письма, отправляемого в город, после почтового индекса следует название улицы, номера дома и квартиры, наименование населенного пункта (города), района, затем области. Далее фамилия, имя, отчество получателя.

641848, ул. Кирова, д.12, кв.7,

Зотеевой Марине Ивановне.

Если населенный пункт — областной город, то наименование области опускается; сразу же за названием улицы, номерами дома и квартиры следует наименование населенного пункта.

117630, ул.Обручева, д.27, корп.8.

Безрукову Николаю Львовичу.

(Все примеры демонстрируются на больших конвертах.)

5. Закрепление изученного

Работа в группах:

Предлагаю вам написать письмо. Письмо другу, семье, ветерану, президенту…

Затем разборчиво, грамотно и аккуратно по всем почтовым правилам оформите конверт.

6. Итог урока (дети читают свои письма)

“Здравствуйте, уважаемый ветеран!

Пишет Вам ученик 3а класса МОУСОШ № 6 г.Нягань Пшелуцкий Эдмунд. Я родился и вырос после войны и о ней знаю из рассказов родителей, книг, кинофильмов.

Я узнал, что война — это горе, смерть и разруха. Она вошла в каждый дом, где память о погибших жива до сих пор. Много трудных минут выпало Вам в жизни, но Вы выстояли и победили. Спасибо Вам за то, что, рискуя своей жизнью, Вы дали будущее мне и моим одноклассникам.

Я живу и учусь в любимом городе, занимаюсь в спортивной секции, общаюсь с друзьями. Каждый день надо мной яркое солнце и чистое небо. Мы не хотим, чтобы война повторилась снова. Мы помним Ваш подвиг, и будем стараться делать все, чтобы на нашей планете всегда был мир.

С благодарностью к Вам

1. Детская энциклопедия. Этикет. М., 2005. 84 с.

2. Праздник в школе. Защитникам Отчизны посвящается…, М. 2005. 127 с.

Еще по теме:

  • Статья 95 часть 1 подпункт а 44-фз Актуальные проблемы ФЗ-44: в каких случаях возможно изменение существенных условий контракта В процессе исполнения обязательств, предусмотренных условиями контрактов, заключенных в рамках […]
  • Дополнительное соглашение на аванс Дополнительное соглашение на плату аванса по 44 ФЗ Добрый день!Мы бюджетная организация заключили в тепловой компанией договор на поставку тепла.Сейчас Тепловая требует от нас доп […]
  • Статья 15 пункт 34 Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей […]
  • Материнский капитал на мертворожденного ребенка Материнский капитал на мертворожденного ребенка, сроки подачи заявления Могут ли дать материнский капитал, если первый ребенок в 2012 году родился мертворожденный на 34 неделе. А в 2014 […]
  • Часть 1 статья 1217 коап Остановка или движение по полосе, предназначенной для колесных маршрутных ТС (автобусов, троллейбусов), за исключением ситуаций, описанных в частях 3-4 статьи 12.15 настоящего кодекса, а […]
  • Супружеская доля если есть завещание Супружеская доля в наследстве при наличии завещания Добрый день. Подскажите пожалуйста какую долю в наследстве будет иметь моя мама при наличии завещания написанного на меня.У меня умер […]