Прокуратура рф конституционное право

Тема 18. Судебная власть в РФ. Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ

4. Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ

В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относится к исключительному ведению Российской Федерации.

В ст. 129 Конституции определены общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации.

Согласно ст. 129, прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Основными функциями прокуратуры являются:

1) надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами;

2) надзор за соблюдением законов органами, ведущими борьбу с преступностью и другими правонарушениями и расследующими деяния, содержащие признаки преступления;

3) расследование деяний, содержащих признаки преступления;

4) поддержание государственного обвинения, участие в рассмотрении в судах уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров в арбитражных судах;

5) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и применении других мер принудительного характера, назначаемых судом;

6) надзор за соблюдением законов органов военного управления, воинскими объединениями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, военными учреждениями и военными учебными заведениями и должностными лицами Вооруженных Сил, Пограничных войск, Федеральной Службы Безопасности.

Органы прокуратуры Российской Федерации:

1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

2) осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

3) действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны;

4) информируют органы государственной власти и управления, а также население о состоянии законности.

Создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускаются.

Прокуроры не вправе заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности. Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Прокуратура не обладает никакими административными функциями, поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор.

Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение суда либо соответствующего государственного органа. Исключением из этого общего правила является надзор прокуратуры за исполнением закона при расследовании уголовных дел и частично при надзоре за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает властными полномочиями и сам своей властью может устранить выявленные нарушения закона.

Предметом надзора является:

1) соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Российской Федерации и действующим законам;

2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных правах и свободах граждан, защите их чести и достоинства;

3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, требующие прокурорского реагирования, а при наличии поводов — также по собственной инициативе прокурора.

Прокуратура

Прокуратура. Прокуратура РФ — это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ге­неральному прокурору. Генеральный прокурор РФ назначается сро­ком на пять лет на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются (сроком на пять лет) Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются (сроком на пять лет) Генеральным прокурором РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом (ст. 129 Конституции РФ). В систему Прокуратуры РФ вхо­дят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при­равненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, прокуратуры городов и райо­нов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В Федеральном законе «О Прокуратуре Российской Фе­дерации» (ноябрь 1995 г .) указывается, что прокуратура как единая централизованная система органов осуществляет от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, а также пред­усматривается возможность выполнения ею и иных функций, предус­мотренных федеральным законом.

В Законе о прокуратуре РФ указывается, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интере­сов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: а) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомства­ми, представительными (законодательными) и исполнительными ор­ганами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; в) над­зор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; г) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; д) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; е) координацию деятельности право­охранительных органов по борьбе с преступностью. В соответствии с процессуальным законодательством РФ прокуроры участвуют в рас­смотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону ре­шения, приговоры, определения и постановления судов (ст. 1 указан­ного Закона).

Из сказанного вытекает, что надзорная функция, т.е. осуществле­ние надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, — главное и наиболее широкое направление деятельности прокуратуры РФ. Вместе с тем важными ее функциями являются: участие прокуроров в судопроизводстве; осуществление уго­ловного преследования; расследования преступлений (обычно наибо­лее опасных и сложных, хотя по закону прокуратура может принять к своему производству расследование любого преступления); координа­ция деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов; участие в правотворческой деятельности государства. Следует отметить, что в концепции судебной реформы, представленной Президентом РФ и одобренной парламентом (октябрь 1991 г .), указывалось на необходимость резкого сокращения сферы общего надзора прокуратуры и признания уголов­ного преследования ее доминирующей функцией. Но пока этого не произошло и не нашло соответствующего отражения в указанном За­коне о прокуратуре РФ.

Прокуратура РФ осуществляет свои функции и полномочия неза­висимо от других органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений. Ее прокуроры и следо­ватели не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, членами общественных объединений, преследующих политичес­кие цели, и принимать участие в их деятельности. В органах и учреж­дениях прокуратуры РФ не допускаются создание и деятельность таких объединений и их организаций. Прокуроры и следователи не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Закон запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорского надзора. Прокуроры имеют право уча­ствовать в заседаниях федеральных органов законодательной и испол­нительной власти, правительственных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

§ 6. Прокуратура Российской Федерации

Основные функции и задачи. Как уже говорилось, прокуратура не входит в судебную власть. Это единая феде-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 660

ральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространяется на органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест. содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Кроме того, прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Принципы организации и деятельности. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной вла-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 661

сти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, прокуроры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рассмотрении внесенных ими представ-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 662

лений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров активными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Система и организация. Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учре-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 663

ждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Генерального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей – один из заместителей Генерального прокурора в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. Этими нормами исключается возможность назначения Президентом РФ «и.о. Генерального прокурора», как это было в течение определенного времени в 1995 г.

Срок полномочий Генерального прокурора пять лет. Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором. Струк-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 664

туру Генеральной прокуратуры составляют главные управления, управления и отделы, руководители которых и их ведущие работники назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

Прокурорский надзор. Прокуратура осуществляет:

1. Надзор за исполнением законов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

1. Предметом надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными яйцами, а также соответствие законам издаваемых им правовых актов. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

При этом прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения, проверяемых органов, требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

По основаниям, установленным законом, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор освобождает лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на осно-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 665

вании решений несудебных органов, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

Прокурор вправе приносить протест. на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращаться в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Другая форма действий прокурора – представление. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ. Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

2. Осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина состоит в рассмотрении и проверке заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснении пострадавшим порядка защиты их прав и свобод, принятии мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причиненного ущерба.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 666

лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина также предусматривает возможность использования процедуры протеста и представления.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие преследует цель соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также обеспечения законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору в этой области устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

4. Предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест. содержания задержанных и заключенных под стражу, являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 667

соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзора прокурор вправе посещать в любое время соответствующие органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов, в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Эта важнейшая функция прокуроров подробно регламентируется процессуальным законодательством. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

В соответствии с процессуальным законодательством он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по во-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 668

просу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции прокурор приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Принесение Генеральным прокурором РФ протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Статус прокурорских работников. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности.

Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора (следователя), текст которой установлен Законом. Прокурорам и следователям присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их ве-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 669

щей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Прокуроры и следователи находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество.

Закон устанавливает льготное материальное и социальное обеспечение прокурорских работников, они подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Органы военной прокуратуры. Организация и обеспечение деятельности этих органов имеют особенности. Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов и др. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными Законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военные прокуроры также вправе участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления, назначать вневедомственные ревизии и проверки, требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест. содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.

На должности военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву и отвечающие требованиям Федерального закона. По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица. Заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 670

Прокуратура рф конституционное право

17.2. Конституционно-правовой статус прокуратуры

Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачно сть такого подхода при разработке проекта Основного Закона общепризнанна специалистами): статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное – в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.).

Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются:

Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);

прокуратуры федеральных округов (данное звено появилось в системе прокуратуры после образования Президентом РФ федеральных округов; окружной прокурор обладает достаточно высоким статусом, являясь, в частности, заместителем Генерального прокурора РФ);

прокуратуры субъектов РФ;

районные, городские прокуратуры;

специальные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. «Освобождение от должности» следует отличать от «временного отстранения от исполнения обязанностей»: в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей (в частности, в связи с осуществлением в отношении него разбирательства) вправе Президент РФ без обращения в Совет Федерации. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором, однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.

Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);

протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);

представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).

Статус прокуратуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует общепринятому статусу этих органов в практике мирового конституционализма (прокуратура, как правило, входит в систему исполнительной власти), что предопределяет обсуждение возможных направлений реформы системы прокуратуры в России.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Конституционное право

‘ См., в частности: «Об установлении должности прокуроров в надзорных судах и о пределах компетенции надзорных судов в делах по доносам фискальским и прочих людей». Указ 18 января 1722 г.; «О должности генерал-прокурора». Указ 27 апреля 1722г.//Российское законодательство Х—XX веков. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. С. 182—186; 194—199.

2 См.: «О хранении прав гражданских». Указ 17 апреля 1722 г.//Российское законодательство Х—XX веков. Т. 4. С. 186—187.

Глава XVII. Судебная система. Прокуратура

всех этапах ее существования (за исключением кратких периодов в 1864 и 1917 годах) был надзор за исполнением законов всеми государственными и общественными органами, а также гражданами.

Действующая Конституция Российской Федерации посвящает прокуратуре ст. 129, где устанавливает, что она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Определяя порядок назначения Генерального прокурора (Советом Федерации по представлению Президента), Конституция устанавливает, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с ее субъектами (ч.З ст. 129). Таким образом, к ведению самих субъектов России отнесено решение вопроса о том, какой конкретно орган вправе согласовывать данную, кандидатуру. На практике чаще всего этот вопрос решается законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации. Иные прокуроры, согласно ч. 4 ст. 129, назначаются Генеральным прокурором РФ.

Как легко заметить из содержания ст. 129, Конституция не определяет функции, полномочия прокуратуры России, относя этот и другие вопросы организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона (ч. 5 ст. 129).

Отсутствие конституционного решения вопроса о функциях и полномочиях прокуратуры стало одной из причин различных подходов к определению таких функций, полномочий и, следовательно, места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации. В настоящее время ясность в этот вопрос внесена Федеральным законом от 18 октября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»’.

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Решение вопроса о месте прокуратуры в системе государственно-правовых институтов вытекает из общей концепции механизма российского государства, содержащейся в Конституции 1993 г., лежащих в ее основе принципов . разделения властей, законности, федерализма.

Фундаментальные ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная, — олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, вовсе не исключают возможность существования иных функционально самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-

‘ СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

4. Статус Прокуратуры Российской Федерации

правовой жизни, необходимостью демократического контроля и «сдерживания» любой из основных ветвей власти.

В российских условиях прокуратура и выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

Подчинение прокуратуры исполнительной либо судебной власти может разрушить сложившуюся в государстве систему «сдержек и противовесов», усилить опасность нарушения законов. И исполнительные органы, и судебная власть так или иначе применяют законы. Нарушения Конституции, федеральных законов судами, органами исполнительной власти чреваты тяжкими последствиями. Если не иметь независимого от судов прокурорского надзора, то практически не будет механизма реагирования на нарушения законов судами, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, получится, что последняя осуществляет надзор за исполнением законов представительными органами и в определенной мере судебной властью.

Из содержания Конституции РФ следует, что прокуратура не может относиться к органам ни судебной, ни исполнительной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции), а ст. 77 устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов РФ, являются федеральными органами — звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129).

До принятия Конституции 1993 г. прокуратура бьша своего рода контрольным органом законодательной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора РФ на должность, его подотчетность только высшим законодательным органам. Таким образом, прокурор был ориентирован на сотрудничество преимущественно с одной ветвью власти — законодательной, только ей он был подконтролен и только ее решения обязан был выполнять.

В настоящее время Президент, будучи главой государства, принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.

Глава XVII. Судебная система. Прокуратура

В этих условиях повышается роль прокуратуры как централизован-1 ной системы, имеющей своих подчиненных Генеральному прокурору і представителей во всех субъектах Федерации, а также в городах и рай- • онах. і

Место прокуратуры в государственном механизме России находит | свое предметное воплощение в ее функциях, рни представляют собой основные направления деятельности прокуратуры, осуществляемые, с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий (компетенции).

Перечень функций прокуратуры на различных этапах развития го- і сударства не остается неизменным. Их «набор» зависит от социальных и правовых условий развития общества и государства. Современ- ї ную ситуацию отражает перечень функций прокуратуры, закрепленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 18 октября 1995 г.).

Одной из основных функций прокуратуры является надзор в пределах ее компетенции за исполнением законов участниками общественных отношений. Традиционные особенности построения российской прокуратуры, ее сильная централизация, предусмотренная и ст. 129 Конституции, определяются прежде всего необходимостью осуществлять надзорную функцию.

Прокуратура играет заметную роль в общем механизме государственного контроля. Надзирая в пределах своей компетенции за исполнением законов своими контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их деятельность, способствует преодолению местнических и ведомственных влияний на них, воздействия крими-нализированных структур, освобождению (в том числе и путем привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и коррумпированных чиновников.

Согласно действующему законодательству, прокуратура осуществляет надзор за:

— исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также

4. Статус Прокуратуры Российской Федерации

органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержаний задержанных и заключенных под стражу.

Осуществляя надзор за исполнением законов, который зачастую на практике называется общим, прокурор вправе использовать ряд полномочий, предоставленных ему законом: право беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий; проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушений; требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. В случае установления факта нарушения прав и законных интересов личности прокурор праве освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами, опротестовать противоречащие закону акты либо обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, возбудить уголовное дело или производство об административном нарушении, внести представление об устранении нарушений закона. Актами прокурорского реагирования на нарушение закона являются протесты, представления и постановления прокурора.

В целях усиления правозащитного потенциала прокуратуры в Федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации в качестве отдельного направления надзорной деятельности прокуратуры рассматривается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При этом в орбиту надзорной деятельности включены органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Для осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделен разнообразными полномочиями, перечень которых значительно превышает общепринятые в мировой практике права народного правозащитника (омбудсмена). При этом прокурор:

— рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

Глава XVII. Судебная система. Прокуратура

— разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

— принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений ‘ прав и свобод человека и гражданина, привлечению в ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; ]

— использует перечисленные выше полномочия, характерные для общенадзорной деятельности (требовать необходимые документы, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении и др.).

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Важное значение для защиты прав граждан имеет надзор прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими оператив^ но-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Деятельность этих органов (МВД, ФСБ, налоговая полиция, органы пограничной охраны, Службы внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны Российской Федерации) связана с ограничениями ряда конституционных, прежде всего личньїх, прав и свобод граждан. Прокурорский надзор должен быть средством противодействия возможным нарушениям в этой сфере. Применяются не только названные выше средства прокурорского реагирования, но и другие (отмена постановлений следственных органов о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении дела, санкционирование арестов как меры процессуального принуждения и др.).

Прокурорский надзор является важным инструментом защиты прав граждан, находящихся в местах содержания задержанных, местах предварительного заключения, отбывающих наказание. Прокурор обязан систематически посещать места содержания задержанных, предвари

тельного заключения, уголовно-исполнитеяьные учреждения, опрашивать задержанных, арестованных, осужденных, знакомиться с документами, на основании которых эти лица лишены свободы, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации исправительных колоний и опротестовывать их в случае противоречия закону. Прокурор праве отменить дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрические учреждения.

Особая функция прокуратуры — участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Специфика роли прокурора состоит в том, что с одной стороны, он выступает как субъект судебного разбирательства в соответствующих процессуальных формах, а с другой — осуществляет некоторые надзорные функции в отношении судебных решений.

Роль прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел весьма значительна. Он обладает широкими процессуальными правами, поддерживает возложенную на него государством функцию государственного обвинения. Не менее значительны правовые возможности прокурора как участника гражданского судопроизводства, если этого требует защита интересов государства и граждан. Прокурор в данном случае не подменяет собой истца, он предъявляет иск в защиту заинтересованных лиц. В ряде случаев закон предусматривает обязательное участие прокурора в процессе: при рассмотрении судом жалоб на неправильности в списках избирателей, по дедам о признании безвестного отсутствующим или объявления умершим, по делам о признании ограниченной дееспособности или недееспособности (ст. 234, 255, 261 ГПК Российской Федерации).

При вынесении судом незаконных и необоснованных решений органы прокуратуры могут сыграть важную роль в восстановлении ущемленных прав граждан. Законодательство России наделяет прокуратуру широкими полномочиями в сфере судебного надзора. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное судебное решение. Кроме того, в пределах своей компетенции прокурор может истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, опре-

Глава XVII. Судебная система. Прокуратура

деление или постановление вступили в законную силу. Установив,] что эти акты являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается к вышесто» ящему прокурору.

Самостоятельная функция прокуратуры —расследование преступлений, которое является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Осуществляя уголовное преследование, прокуратура проводит расследование по делам о преступлениях, отне-1 сенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции. —

Кроме того, согласно закону, прокурор вправе принять к своему’] производству или поручить подчиненному ему прокурору или следо-1 вателіо расследование любого преступления. |

На протяжении многих лет прокуратура успешно выполняла функ-1 цию координации деятельности правоохранительных органов по борь- j бе с преступностью и другими правонарушениями. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры должны координировать • деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, 1 органов федеральной службы безопасности, органов налоговой по-1 лиции, органов таможенной службы и других правоохранительных * органов. ‘

Осуществляя координацию деятельности по борьбе с преступностью, прокуратура в определенной мере обеспечивает взаимодей- S ствие органов представительной, исполнительной и судебной влас- тей в этой важнейшей для общества сфере функционирования госу-1 дарства. Одновременно создаются условия для взаимодействия в этой | сфере федеральной власти с властями субъектов Федерации, і

Функцией прокуратуры является и участие в правотворческой дея- » тельности государства. Прокуроры, осуществляя надзор за исполнением законов во всех сферах правовых отношений, могут использоваться государством в качестве надежных индикаторов соответствия ‘ действующих законов потребностям общества. Им должна быть | предоставлена законом реальная возможность информировать законо-, дательные и иные правотворческие органы о любом несоответствии і права потребностям общества. Отказ от использования уникальных | возможностей прокуратуры для своевременного преодоления государ- ‘ ством противоречий между стабильностью и динамизмом права со- ^ вершенно недопустим. В связи с этим трудно признать оправданным J исключение Конституцией России Генерального прокурора из пере- І чня субъектов права законодательной инициативы.

Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют ‘ Генеральная прокуратура России, прокуратуры республик в ее составе, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов.

4. Статус Прокуратуры Российской Федерации 365

В системе прокуратуры Российской Федерации функционируют и специализированные звенья прокурорской системы (органы Главной военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора и Законом о прокуратуре, являются составной частью централизованной прокурорской системы и руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора.

Генеральный прокурор Российской Федерации руководит органами прокуратуры, издает приказы, указания, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры Российской Федерации, и контролирует их деятельность.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут являться членами общественньи объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускается. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.

Воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора, чтобы повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности, влечет установленную законом ответственность.

Еще по теме:

  • Выморочное имущество в международном частном праве Лекция 14. Наследственное право в международном частном праве 14.4. Выморочное имущество Имущество, которое остается после смерти лица при отсутствии наследников, называется выморочным. […]
  • Производство дознания в службе судебных приставов Производство дознания в службе судебных приставов Журнал "Право и безопасность" Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007 Производство дознания в Федеральной службе судебных приставов Гуцан А.В., […]
  • Анализатор собачьих бегов развод Отзывы об Анализаторе Собачьих Бегов Отзывы о dogstats.ru понедельник, 10 февраля 2014 г. Знакомство с Анализатором Собачьих Бегов (dogstats.ru) Примерно в феврале 2014 года я узнал об […]
  • Лишение прав за алкогольное опьянение в казахстане Наказание за вождение в пьяном виде - найдена лазейка в законодательстве В законодательстве Казахстана найдена лазейка, позволяющая водителям, выпивающим за рулем, избегать наказания, […]
  • Форма сделок Последствия несоблюдения требований о форме сделки Форма сделок и последствия ее несоблюдения. Форма сделки – способ выражения воли, т.е. способ волеизъявления. 1) Устная сделка – путем словесного выражения воли. Сделка, которая может быть […]
  • Выписка из егрп в казани Выписка из ЕГРП в Казани Заказывать выписку из ЕГРП в Казани предпочитают пользователи, которые привыкли получать достоверную информацию, умеют защитить свою собственность. Недвижимость […]