Примат гк рф что это

Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Гражданское право» (Характеристика источников гражданского права. Обеспечение выполнения предпринимательского договора)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1. Характеристика источников гражданского права. Значение ГК РФ.

1. Система источников гражданского права.

(Статья ЗГК РФ), (см. схему №1)

Большое значение имеет положение статьи 71 Конституции РФ, которое устанавливает, что регулирование гражданских правоотношений отнесено к ведению Российской Федерации, то есть нормативные акты могут приниматься только на федеральном уровне.

Субъекты РФ не вправе принимать законы, осуществляющие гражданско-правовое регулирование.

Указы президента не могут противоречить положениям Конституции. Федеральные органы исполнительной власти не могут сами инициировать принятие актов по вопросам гражданско-правового регулирования. Они могут делать это только на основании поручений, которые фиксируются в законах, указах президента, постановления правительства РФ.

Обычай делового оборота — это сложившееся и широко применяемое правило в какой-либо области предпринимательской деятельности, не предусмотренное законодательством., да, и не противоречащее положениям законодательства и договору.

2. Значение ГК РФ

Гражданский Кодекс РФ иногда называют Конституцией рыночной экономики. Гражданский Кодекс занимает достаточно высокое положение в системе источников гражданского права. Этот закон является первым среди равных. Нормы, которые содержатся в других актах гражданского законодательства, должны выверяться на предмет соответствия ГК РФ.

Примат ГК РФ носит абсолютный характер. Это означает, что, если при рассмотрении конкретного спора суд установит противоречие той или иной нормы положениям ГК РФ, то противоречащая норма применяться судом не должна.

Гражданский Кодекс призван регулировать основополагающие общественные отношения

— права на результаты интеллектуальной деятельности;

— правовое положение участников гражданских правоотношений и др.

Гражданский Кодекс — это кодифицированный акт. Это означает, что упомянутые выше отношения он регулирует логически цельно и комплексно.

Гражданский Кодекс — это универсальный закон, который регулирует общественные отношения, возникающие между физическими лицами, юридическими лицами, а также гражданами — предпринимателями.

Гражданский Кодекс определяет общую схему гражданского законодательства. В нем существует более 30 отсылок к различным законам, которые приняты или будут приняты в дальнейшем.

При разработке Гражданского Кодекса учитывались нормы международного права (например, «Венская Конвенция международной торговли»). В соответствии со статьей 15 Конституции РФ приоритет отдается нормам международного права. Структура ГКРФ

Гражданский Кодекс РФ в настоящее время представлен двумя частями. Часть первую ГК РФ традиционно называют общей частью ГК, так как она включает нормы, имеющие общеотраслевое значение. Часть первая ГК содержит в себе 453 статьи, в то время как эта же часть прежнего Кодекса содержала всего 256 статей. Часть первая состоит из трех разделов;

Раздел I — Общие положения, которые включают в себя пять подразделов:

Подраздел 1 — Основные положения.

Подраздел 2 — Лица.

Подраздел 3 — Объекты гражданских прав.

Подраздел 4 — Сделки и представительство.

Подраздел 5 -Сроки, исковая давность.

Раздел II — Право собственности и другие вещные права.

Раздел III — Общая часть обязательного права, которая имеет два подраздела: Подраздел1 — Общие положения об обязательствах.

В отличие от Кодекса 1964 т. в новом содержится много новых институтов, в том числе в области -договорного права, которым будет уделено особое внимание.

Часть вторая ГК РФ, введенная в действие с 01.03.96г., содержит конкретные правила об отдельных видах договоров, повседневно заключаемых на потребительском и товарном рынках, а также правила о внедоговорных обязательствах, возникающих из объявления конкурса, причинения вреда, неосновательного обогащения.

Часть вторая ГК РФ состоит из 31 главы, каждая глава посвящена самостоятельному типу обязательства и включает 656 статей (ст.454-1109). Что принципиально отличает часть вторую ГК РФ (1995г.) от прежнего законодательства?

1 Нормы о договорах части второй ГК РФ в достаточной степени

Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

Статья 71 Конституции отнесла к ведению Российской Федерации гражданское,

гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Соответственно

п. 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское законодательство состоит из Кодекса

и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские

Закон от 14 июня 1994 года признает датой принятия Федерального закона

день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции,

а федерального конституционного закона день одобрения Палатами Федерального

Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ . Федеральные конституционные

законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение

семи дней после их подписания Президентом РФ.

Для всех видов законов официальной является публикация, притом непременно

полного их текста, в «Российской газете» или в «Собрании законодательства

Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, а также федеральные

законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации

по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом

законе не будет установлен иной порядок его вступления в силу.

Особое место в системе гражданского законодательства принадлежит Гражданскому

кодексу. Оно выражается в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, — отмечено в п. 2 ст. 3, должны соответствовать. Кодексу».

ГК не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку

он не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам ст. 108 Конституции

РФ. Имеется в виду, что федеральный конституционный закон принимается, во-первых,

только по вопросам, указанным Конституцией (принятие ГК как федерального конституционного

закона Конституцией не предусмотрено), и, во-вторых, с соблюдением специальной

процедуры голосования, предполагающей квалифицированное большинство — 3/4

голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа

членов Думы. В отличие от этого Кодекс принимался простым большинством голосов.

Вместе с тем ГК по своей юридической силе в определенной мере приравнивается

к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению

к любым другим федеральным законам он занимает положение «первого среди равных».

Практическое значение отмеченного особого положения ГК состоит в том,

что при коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в любом нормативном

акте (в том числе федеральном законе), со статьями ГК суд, как и любой другой

орган, применяющий право, обязан руководствоваться нормами ГК. При этом важно

подчеркнуть, что общие принципы действия законов, которые признают, что последующий

акт вытесняет ранее изданный, а специальный — общий акт, в данном случае не

Следовательно, примат ГК носит абсолютный характер, а значит, сохраняется

по отношению к актам, принятым после вступления в силу ГК, и к различного

рода специальным актам, если только иное, то есть возможность отступления

в таком акте от норм Кодекса, в самом ГК прямо не предполагается. Речь идет

об имеющейся во многих статьях ГК оговорке: «если иное не предусмотрено в

законе». Так, нет никаких препятствий для включения в законы, посвященные

отдельным видам предпринимательских договоров (поставки, подряда на капитальное

строительство и т. п.), условия, по которому при выступлении в договоре на

какой-либо стороне нескольких должников они являются долевыми. Это объясняется

тем, что, хотя в ст. 322 содолжники в обязательстве, связанном с осуществлением

предпринимательской деятельности, признаются солидарными, данная статья допускает

Понятие «гражданское законодательство», используемое в Кодексе, включает

в себя только ГК и иные федеральные законы. Однако гражданско-правовое регулирование

указанными актами не исчерпывается. Наряду с ними соответствующие отношения

регулируются (а в некоторых случаях защищаются) актами Президента, Правительства,

а также министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. При

этом ГК определяет сферу действия каждого из этих актов и его юридическую

ГК дает основания сделать вывод, что указ Президента РФ, не противоречащий

Кодексу или другому федеральному закону, может быть принят по любому вопросу,

который входит в компетенцию Президента РФ, очерченную ст. 80-90 Конституции,

при условии, если в Кодексе (или ином федеральном законе) нет указания на

то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом. Примером

последнего варианта может служить п. 2 ст. 445, по которому отступление от

принципа свободы договоров в виде установления обязанности заключить договор

возможно только при наличии на этот счет прямого указания в самом Кодексе

или ином законе.

Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и

во исполнение Кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ (п. 4 ст.

3 ГК). В Кодексе содержится иногда прямая отсылка к такого рода актам Правительства

издавать в случаях, предусмотренных законом, правила, которыми должны руководствоваться

стороны при заключении и исполнении публичных договоров. Имеются в виду правила,

принимающие формы типовых договоров, положений и т. п.

Аналогичные отсылки включены и в некоторые другие законы, а также в указы

Президента РФ. Имеется в виду, что принятые на их основе постановления Правительства

РФ должны соответствовать и ГК, и законам, и указам Президента РФ.

В ГК широко используется положение, в силу которого соответствующий вопрос

может быть урегулирован по-иному — «законом или иными правовыми актами» (см.,

например, п. 2 ст. 421). Это означает принципиальную допустимость, с учетом

действия приведенной выше редакции пп. 2, 3 и 4 ст. 3, принятия акта в любой

из трех форм: закона, указа Президента РФ или постановления Правительства

РФ. Все эти формы актов охватываются термином «правовой акт».

Наряду с указанным термином в ГК применяется в отдельных случаях и более

широкий — «нормативные акты». Последние включают помимо актов, именуемых «правовыми»,

также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (в

общепринятой терминологии — «ведомственные акты»). Особенность их состоит

в том, что, как предусмотрено в п. 7 ст. 3, «министерства и иные федеральные

органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского

права, в случаях и в пределах, предусмотренных. Кодексом, другими законами

и иными правовыми актами», то есть как указами Президента РФ, так и постановлениями

Правительства. Следовательно, издание любого ведомственного акта должно быть

основано на указании, содержащемся в акте правовом. Так, один из важнейших

для банковского законодательства актов — Положение о безналичных расчетах

в Российской Федерации от 9 июля 1992 года издан Центральным банком РФ

по поручению, содержащемуся в постановлении Президиума Верховного Совета Российской

Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 года . Право

издания ведомственных актов по определенным вопросам может быть основано на

базе акта вышестоящего органа. Так, ряд актов Центрального банка, относящихся

к регулированию валютных отношений, принимался на основе ст. 9 Закона «О валютном

регулировании и валютном контроле» . В этой статье предусмотрено право

Центрального банка РФ издавать «нормативные акты, обязательные к исполнению

в Российской Федерации резидентами и нерезидентами» .

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной

власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также

любые (в том числе и относящиеся к предпринимательской деятельности) межведомственные

акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и такому

же обязательному опубликованию не позднее 10 дней после регистрации. Акты,

не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не

опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий

как не вступившие в силу. По этой причине они не могут служить законным основанием

для регулирования соответствующих отношений, для применения каких бы то ни

было санкций к гражданину, должностному лицу или организации за невыполнение

содержащихся в них предписаний.

Более того, на указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров

(см. Указ Президента РФ от 21 января 1993 года «О нормативных актах центральных

органов государственного управления Российской Федерации» ). Это, в частности,

относится к многочисленным не прошедшим необходимой регистрации так называемым

«телеграммам Центрального банка РФ».

В соответствии с Правилами подготовки ведомственных нормативных актов

(утверждены Советом Министров РФ — Правительством РФ 23 июля 1993 года )

на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность

доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих

органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной

власти Российской Федерации вступают в силу с момента их официального опубликования

в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее

10 дней после государственной регистрации акта.

Независимо от вида акта включенные в него нормы принимают одну из двух

форм. Они могут быть либо императивными, то есть безусловно обязательными

для сторон регулируемого ими отношения, либо диспозитивными. Последние предоставляют

сторонам полную свободу выбора определенного варианта (определенной модели)

поведения и носят соответственно только запасной характер: они становятся

обязательными для сторон лишь в случае, если стороны не воспользуются предоставленным

им правом самим моделировать поведение.

Так, ст. 315 ГК признает за должником право досрочного исполнения обязательства,

но вместе с тем допускает возможность установления в договоре запрета на досрочное

исполнение. В отличие от этого ст. 433, например, устанавливает, что договор,

подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его

регистрации, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, при отсутствии

иного указания в законе договорное условие, по которому права и обязанности

контрагентов возникают до государственной регистрации, не имеет юридической

Абсолютное большинство норм ГК являются диспозитивными. Именно в них

наиболее полно проявляется самостоятельность сторон, свобода договора, автономия

воли участников гражданского оборота.

Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.

Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. … также отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.

деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем. … (п. 2 ст. 23 Кодекса) и соответственно к его предпринимательской деятельности.

и наиболее подробно те, которые были в большей степени характерны для … Уже через несколько месяцев после принятия Кодекса права частных предпринимателей.

Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. Комментарий к части первой.

Статья 171. Незаконное предпринимательство. … Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.

Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц.

2. В предпринимательской деятельности комплексный, всесторонний подход к … Этот кодекс еще не принят). Второй элемент представлен нормами гражданского права в «действии», в «работе».

Статья 1321 ГК РФ. Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации (действующая редакция)

Исключительное право на исполнение действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:

исполнитель является гражданином Российской Федерации;

исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;

исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями статьи 1328 настоящего Кодекса;

исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями статьи 1332 настоящего Кодекса;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1321 ГК РФ

1. Комментируемая статья, как и ст. 1231 и 1256 ГК РФ, относится к сфере международного частного права: она решает вопросы о действии исключительного права на исполнение при наличии «иностранных элементов».

2. В соответствии с ч. 2 анализируемой статьи исключительное право на исполнение признается и действует в России, если исполнитель является гражданином России («критерий гражданства»). Учитывается то гражданство, которое исполнитель имел во время исполнения. Последующее изменение гражданства значения не имеет. Не имеет значения и территория, на которой осуществляется исполнение.

Если хотя бы один из соисполнителей отвечает критерию гражданства, исключительное право на исполнение действует в России.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что исключительное право на исполнение возникает и действует на территории России, если исполнение имело место на территории России («территориальный принцип»). Гражданство исполнителя в данном случае значения не имеет.

Поскольку повторное исполнение создает новое исполнение, новый объект права, слово «впервые» употреблено законодателем в ч. 3 данной статьи ошибочно: это слово не несет правовой нагрузки.

Если исполнение осуществляется за рубежом и запись этого «живого» исполнения осуществляется в России либо такое исполнение включено в сообщение в эфир или по кабелю, то это исполнение не отвечает «территориальному принципу».

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи исключительное право на исполнение действует на территории России, если исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в России по любым основаниям, указанным в ст. 1328 ГК РФ.

5. Таким образом, ч. 4 комментируемой статьи вводит принцип: «Если в России действует исключительное право на фонограмму, то действует и исключительное право на исполнение, зафиксированное на этой фонограмме».

В связи с этим следует определить, будет ли такое исполнение охраняться в России после истечения срока действия права на фонограмму?

Ответ может быть двояким. С одной стороны, логично предположить, что прекращение правовой охраны фонограммы влечет прекращение охраны исполнения, охраняемого в связи с охраняемостью фонограммы. С другой — можно предположить, что правовая охрана такого исполнения «отрывается» от правовой охраны фонограммы и продолжает существовать отдельно. Статья 1318 ГК РФ говорит в пользу второго толкования, поскольку в ней не предусматривается досрочного прекращения срока действия исключительного права на исполнение.

6. В части 5 комментируемой статьи предусмотрено, что исключительное право на исполнение действует на территории России, если исполнение включено в сообщение в эфир или по кабелю, которое охраняется по любым основаниям, указанным в ст. 1332 ГК РФ.

Эта норма не распространяется, однако, на те случаи, когда в сообщения в эфир или по кабелю включена запись исполнения в виде фонограммы.

Следовательно, ч. 5 относится к тем охраняемым в России сообщениям в эфир или по кабелю, в которые включены исполнения, осуществляемые «вживую» или на основе видеозаписи, но не на основе фонограммы. Так как понять логику законодателя в данном случае очень трудно, эту норму надо просто запомнить.

7. Поскольку ч. 5 комментируемой статьи вводит принцип, в соответствии с которым в определенных случаях исключительное право на исполнение действует в России, если получает охрану сообщение в эфир или по кабелю, включающее это исполнение, то следует ответить на вопрос о том, каков будет срок действия этого исключительного права: не прекратит ли оно действовать после истечения срока действия исключительного права на сообщение в эфир или по кабелю? Ответ может быть двояким. См. выше, п. 5 комментария к данной статье.

8. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что исключительное право на исполнение может возникать и действовать на территории России в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Сама эта норма лишь повторяет — применительно к исключительному праву на исполнение — общие нормы о примате международных договоров и, в частности, норму, содержащуюся в абз. 1 п. 1 ст. 1231 ГК РФ.

Основные международные договоры России в этой области указаны в п. 12 комментария к ст. 1304 ГК РФ.

См. также п. 3 ст. 1304 ГК РФ и комментарий к нему (п. 13).

Понятие гражданского законодательства и иных правовых актов. Примат ГК РФ. Модернизация гражданского законодательства на современном этапе.

Гражданское законодательство — совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права:

  • Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.
  • Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
  • На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
  • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Подзаконные акты, принятые как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном уровне, подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим федеральным законам.

Гражданскому законодательству родственны такие отрасли законодательства, как трудовое, семейное, земельное, лесное, водное, горное и ряд других.Статья 7. Гражданское законодательство и нормы международного права

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

4. Действие ГК во времени в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии:

Действие УК во времени — Согласно ст. 4 акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие УК в пространстве — тоже самое что и УП.

Действие УК по кругу лиц -Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой оно действует. Юридической науке известен принцип экстерриториальности, когда определенные части территории государства, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Юридически они считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.

Применение ГЗ по аналогии — с целью восстановления пробелов в правовом регуоировании в гражданском праве существует институт аналогии

Различают: аналогию закона — применение к прямо неурегулированному законодательством соглашениям сторон или обычаям делового оборота отношений гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения.

аналогия права — при невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований разумности, добра.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Проблема соотношения норм земельного и гражданского права: пути решения

юридические науки

  • Тимурзиев Абукар Магометович , студент
  • Саратовская государственная юридическая академия
  • ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
  • ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ
  • ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

Похожие материалы

Как мы знаем, предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения (ст. 2 ГК РФ). Предметом же земельного права в соответствии со ст. 3 ЗК РФ, определяется как совокупность правовых норм, регулирующих различные сферы отношений, возникающих по поводу использования и охраны земель, то есть земельные отношения. Названные два вида общественных отношений нельзя отождествлять, вместе с тем не следует, не замечать их известной, близости. Особенность земельного права его предмета в том, что с одной стороны, земля – имущество, отношения, по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами земельного и гражданского законодательства.

Проблема сочетания земельного и гражданского законодательства имеет давнюю историю и в настоящее время вызывает озабоченность не только специалистов-юристов, но и широкой общественности, десятков миллионов землевладельцев. Связанно это с тем, что в недалеком прошлом была осуществлена отмена монополии государственной собственности на землю, признание частной собственности и, как следствие, включение земли в гражданский оборот привели к тому, что регулирование земельных отношений осуществляется не только публично-правовыми нормами, но и нормами частноправового характера.

Напомним, что существует определенная разница между категориями «земельное право» и «земельное законодательство». Под последним, согласно ст. 2 Земельного кодека РФ, понимаются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, то есть ограниченный круг нормативных актов. Земельное право понимается как совокупность норм, регулирующих общественные отношения по поводу использования земли, то есть любые нормы, регулирующие земельные отношения в любых нормативных актах.

Соотношением гражданского и земельного законодательства, частью которых является земельное законодательство, во многом определяются дальнейшее состояние земель, качество окружающей среды и организация рационального использования природных ресурсов.

Принципы как говорил И. А. Покровский «всякий образованный человек, а тем более юрист, должен иметь ясное представление о краеугольных принципах своего права», Г. Ф. Шершеневич одним из первых дал определение принципам права, под которыми понимал «общее направление, раскрываемое в ряде юридических норм».

В основе разграничения сфер правового регулирования, этих двух отраслей законодательства лежит следующий принцип. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных выше вопросов, а в земельном законодательстве отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта.

Вместе с тем, считаем что принципы (нормы) гражданского права должны носить общий характер о праве собственности на землю, но не регулировать эти отношения, так как эта функция входит в земельный кодекс в соответствии с ч. 1 статьи 2 и ч.1 статьи 3 Земельного кодекса РФ. В.К. Андреев считает, что анализ норм ЗК РФ о праве частной собственности на земельные участки, их сопоставление с нормами гл. 17 ГК РФ о праве собственности и других вещных правах на землю подтверждает целесообразность исключения из ГК РФ упомянутой главы.

Таким образом, можно сказать, что в рамках ГК РФ данные отношения должны рассматриваться, в первую очередь как имущественные отношения, иначе будут нарушаться принципы гражданского законодательства, а в рамках ЗК РФ права на землю не теряют имущественного характера и при этом земля не прекращает нести признаки имущества.

Вопрос о разграничении сферы действия норм земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений возникает вследствие, необходимости недопущения применение норм гражданского или иного права. Стоит отметить что, возникшие в процессе правоприменительной деятельности противоречия между нормативными предписаниями земельного и гражданского законодательства, регулирующими одно или несколько родственных отношений порождают юридические коллизии.

Так, согласно п. 4, ст. 35 Земельного кодекса РФ предусмотрен принцип единства судьбы земельного участка и строения на нем, притом отчуждение происходит одновременно, а в ст. 273 Гражданского кодекса предусмотрено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием, если иное не предусмотрено законом. В данном случае коллизия выражена в некорректности сформулированной нормы так, как будто предполагает поэтапное, а не одновременное отчуждение.

Нельзя не согласиться с точкой, Е. Ю. Чмыхало которая отмечает что, одной из причин, порождающих коллизии права, заключается в том, что один и тот же вид общественных отношений регулируется нормами различных отраслей права. Для того чтобы устранить причины возникновения коллизий норм, необходимо оптимальное соотношение различных отраслей права, регулирующих один и тот же вид общественных отношений.

Стоит отметить что, в решении коллизии, лежат два аспекта. Первый исходит от правоприменителей, которые считают, что в имущественном обороте главной вещью является земельный участок, а принадлежностью служит расположенные на нем объекты, в том числе и недвижимость, из этого можно сделать вывод, что при коллизии норм Гражданского и Земельного кодексов, следует применять нормы Земельного кодека РФ.

Напротив, считают теоретики, отмечая, что в случаях коллизии между нормами Земельного и Гражданского кодекса, необходимо применять нормы Гражданского законодательства, объясняя тем, что оно регулирует имущественные отношения, в том числе и те, предметом которых является земельный участок(ки).

О необходимости и целесообразности разграничения отраслей права, отмечал Челышев М. Ю. говоря, что: «с практической точки зрения научный анализ межотраслевых связей гражданского права позволит выработать рекомендации законодателю по устранению существующих и недопущению новых нормативных правовых коллизий межотраслевого характера, между гражданским и земельным правом и др., а также эффективные правовые механизмы и предложения по решению задач, стоящих перед правоприменителем и иными участниками правореализационного процесса, связанных с совместным применением норм гражданского права и иных правовых отраслей.»

С другой стороны это необходимость связанна с обеспечением надлежащего взаимодействия гражданского права с другими правовыми отраслями с целью установления действительно системного регулирования отношений собственности и товарно-денежных отношений, о чем также подчеркивал Челышев М. Ю.

Таким образом, можно сказать, что проблема состоит в необходимости разграничения земельного и гражданского законодательства, вызванная связи с тем, что обе отрасли законодательства регулируют имущественные отношения.

Кроме того, проблема состоит в неопределенности нормативного определения отраслевого приоритета, т.е. нет определения, какие нормы на современном этапе подлежат применению в приоритетном порядке в сравнении с другими, какие нормы должны быть применены в случае неопределенности положений правовых норм разных правовых отраслей, в нашем случае нормы гражданского должны иметь приоритет или наоборот нормы земельного права.

Как известно закон допускает сделки с землей, и она становится объектом товарного оборота, в связи с этим возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется.

Здесь надо заметить что, земельные участки ГК РФ признаны недвижимым имуществом. В ст. 1 ЗК РФ земельные участки определены не только как недвижимое имущество, но и как природный объект, и природный ресурс. В связи с этим устанавливается, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о

земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной

части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Именно многофункциональность значения земли позволяет говорить об особом предмете правового регулирования.

Одином из примеров приоритета земельного законодательства РФ служит норма земельного законодательства ст. 2 п. 1. где отмечено, что нормы земельного права содержащуюся в иных нормативно-правовых актах должны соответствовать нормам земельного законодательства. Т.е. можно сказать, что это еще раз подчеркивает приоритетное положение этого специального основного закона в сфере регулирования прав на землю и сделок с земельными участками по отношению к иным законам независимо от момента их принятия, включая соответственно имеющий силу ФЗ Гражданский кодекс РФ.

А теперь если мы обратимся к Гражданскому законодательству к п. 2 ст. 3 ГК РФ, где отмечено что нормы гражданского кодекса находящиеся в иных законах, должны соответствовать ГК РФ. Что говорит о следующем: о допустимости применения земельного законодательства в такой мере, которая не противоречит гражданскому законодательству.

Интересна точка зрения И.А. Иконицкой о том, что «не нужно говорить о примате какой-то отрасли над другой. Земельные отношения настолько сложные, что ниша для их регулирования может иметь место, как в гражданском законодательстве, так и в земельном.»

Итак, с какими проблемами сталкивается земельное и гражданское законодательство, приведем примеры:

— Говоря о праве собственности, регулируя вопросы права собственности на землю, которые определенны в Разделе II ГК РФ, одновременно определяются правомочия собственников, обладателей иных вещных прав на земельные участки, гражданское законодательство не раскрывает их содержание. В ряде статей ГК РФ имеются бланкетные нормы, определяющие сферу регулирования отношений по поводу земли нормами земельного законодательства. Вместе с тем, в одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве.

— Статья 78 п. 3. Земельного кодекса РФ говорит что: «Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;.»

Проанализировав эту норму можно сказать, что она не соответствует Гражданскому законодательству так как, статья 50 п. 2. Указывает что «Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.» Таким образом можно сделать следующий вывод, что положение ст. 50 п. 2 ГК РФ содержит закрытый перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. При этом стоит обратить внимание, что все организационно правовые формы содержащиеся в пункте 2 ст. 50 ГК РФ так же перечислены и в статье 78 ЗК РФ, вследствие чего возникает вопрос: «Какие «иные» коммерческие организации подразумевает наш законодатель в данном положении земельного кодекса РФ?»

В связи, с чем предлагаем, изложить статью 78 ЗК РФ в новой редакции, а именно часть 1 следующим образом: «Коммерческими организациями хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также производственных кооперативов». В связи с этим также целесообразным будет «избавиться» от словосочетания «иные» в статье 82 ЗК РФ следующим образом: «Предоставление земель сельскохозяйственного назначения коммерческим организациям в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческим организациям в следующих формах: казачьих обществ, религиозных и научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

— Следующее несоответствие касаемо гражданского и земельного законодательства будет статья 268 ГК РФ и статья 20 ЗК РФ.

Так статья 20 ч. 1 ЗК РФ говорит что: «В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.»

Но в статье 268 ГК РФ «Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком» отсутствует такое понятие как: «центрам исторического наследия президентов Российской Федерации» и в связи с этим, руководствуясь статьей 2 Земельного кодекса, считаем целесообразным внести изменения в статью 268 ГК РФ дополнив к субъектам права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком — «центрам исторического наследия президентов Российской Федерации», так как законодатель не только обратил внимание на статью 20 ЗК РФ, при написании статьи 268 ГК РФ, но и не взял за основу статью 4 п. 3. Федерального закона Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий», где отмечено что: «При создании Центра Администрация Президента Российской Федерации: 4) определяет совместно с Правительством Российской Федерации земельные участки, предоставляемые Центру в постоянное (бессрочное) пользование;»

Таким образом, законодатель устранит две ошибки.

Изложенное позволяет утверждать, что регулирование земельных отношений в силу многофункционального значения земли должно осуществляться как нормами земельного, так и гражданского права. В целях эффективного правового регулирования земельных отношений, обеспечения рационального использования земель, сохранения плодородных свойств почвы необходимо добиваться оптимального соотношения данных отраслей права, что позволит устранить причины возникновения коллизионных норм.

Наличие коллизионных норм – это одна из проблем, осложняющих применение земельного законодательства.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Еще по теме:

  • Комментарий к ст 71 ук рф Статья 71 УК РФ. Порядок определения сроков наказаний при сложении наказаний Новая редакция Ст. 71 УК РФ 1. При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и […]
  • Оформление официального письма гост Оформление официального письма гост В пособии в сжатой форме приводятся практические рекомендации по подготовке и оформлению делового письма в соответствии с современными требованиями. […]
  • Трудовой кодекс 122 статья изменения Трудовой кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 122 § 1. Изменение редакционного характера коснулось ч. 2 ст. 122. Слова "в данной организации" заменены словами "у данного […]
  • Статья 192 тк рф пункт 2 Статья 192. Дисциплинарные взыскания За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых […]
  • Тк рф увольнение через месяц Отработка 2 недель, если сотрудник не отработал в компании 3 месяца Добрый день! Я работаю в компании меньше 3 месяцев, хочу перевестись в другой отдел, нужно ли мне отрабатывать 2 недели? […]
  • Смена инн приморский район Налоговая инспекция Приморского района СПБ Юридический адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, дом 71 Фактический адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, дом 71 Телефоны: […]