Правовая защита избирательных прав граждан

Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

Главная > Реферат >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

по дисциплине: «Гражданский процесс»

на тему: «Производство по делам о защите избирательных прав

и права на участие в референдуме граждан РФ»

Автор работы Изотов Д.М.

Специальность 021100 Юриспруденция

Руководитель работы _______________

1. Теоретические основы избирательного права 5

1.1. Общие понятия избирательного права 5

1.2. Основные принципы избирательного права 8

1.3. Органы защиты избирательных прав 11

2. Анализ производства по делу о защите избирательных прав 16

2.1. Возбуждение дел о защите избирательных прав и подготовка их к судебному разбирательству 16

2.2. Судебное разбирательство дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 22

2.3. Судебное решение по делам о защите избирательных прав 27

3. Особенности процессуального законодательства РФ по защите избирательных прав граждан 32

3.1. Правовая природа дел по защите избирательных прав граждан 32

3.2. Подведомственность и подсудность споров, возникающих из избирательных правоотношений 38

3.3. Избирательное право современной России 42

Список использованной литературы 47

Конституционные нормы определяют особое место человека в системе правовых отношений. Укрепление гарантий прав граждан и охрана их законных интересов — необходимое условие нормального функционирования политической системы, развития государственности.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а так же при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что становление демократических преобразований происходит в России в очень сложных условиях явно недостаточной политической, правовой культуры, и вопросы должного, своевременного, и юридически безупречного судебного разрешения дел о нарушениях избирательных прав граждан весьма актуальны и важны.

Актуальность исследования защиты избирательного права мотивируется соображениями не только и не столько абстрактно-теоретического, сколько сугубо прикладного харак­тера. Активизация законопроектной работы в области защиты избира­тельного права, конкуренция альтернативных законопроектов, политические дискуссии по широкому комплексу вопросов из­бирательной политики и права, в том числе вокруг проблемы рационального выбора избирательной системы, отвечающей осо­бенностям переходного этапа в развитии российской государственности, — это одна, и не самая важная, сторона ситуации, скла­дывающейся вокруг будущих выборов в представительные и исполнительные органы государственной власти.

Важно юриди­чески и институционально определить место избирательных тех­нологий в механизме формирования и функционирования пере­ходной к системе политической демократии структуры. А это делает необходимым выяснение политико-правовой природы из­бирательной демократии и выборной власти и составляющих ее административно-правовых институтов, которые отвечают ее вну­треннему смыслу — обеспечить полную и безусловную реализа­цию права граждан избирать и быть избранным.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ и функций производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

Цель исследования обусловила постановку ряда задач, необходимых для ее достижения:

определение теоретических основ избирательного права, выявление ее основных понятий и принципов;

анализ производства по делу о защите избирательных прав

рассмотрение особенности современного процессуального законодательства РФ по защите избирательных прав граждан;

Объектом исследования послужили избирательные права граждан как юридическое понятие, предметом исследования – факторы, влияющие на возникновение, изменение и прекращение избирательные права.

При написании данной курсовой работы было использована учебная литература по предмету «Избирательное право», «Конституционное право» и «Гражданский процесс» таких известных ученых-правоведов, как М.В. Баглай, В.И. Васильев, Е.И. Колюшин, Л.А. Окуньков, а так же материалы периодических изданий. Из последних хотелось бы выделить периодику исследователей избирательной системы и избирательного процесса России, С.А. Авакъян, Ю.А. Веденеев, Н.Н. Ефремов, С.Д. Князев.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1.Теоретические основы избирательного права


1.1.Общие понятия избирательного права

Избирательные права граждан относятся к числу важ­нейших политических нрав. Активные и пассивные избира­тельные нрава закреплены в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ:

«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Эти нрава, наряду с другими. «обеспечиваются право­судием» (ст. IX Конституции РФ).

Для рассмотрения данного вопроса определим основные понятия и элементы избирательного права. Прежде всего, надо отметить, что термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название субъективных прав российских граждан. И в этом случае избирательное право различается на активное избирательное право и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления [9, c. 39].

Вопрос о понятии избирательного права рассматривает­ся неоднозначно в юридической науке. Есть мнение, что избирательное право это институт конституционного права, компонент межотраслевого комплексного института, инсти­тут публичного права [13, c. 12].

Споры и дискуссии по вопросам понятия, содержания, сущности избирательного права, как отрасли права, предсто­ит решать специалистам конституционного, публичного пра­ва.

Представляется приемлемым определение отрасли из­бирательного права, сформулированное в учебнике для вузов:

«Избирательное право, как правовая категория, пред­ставляет собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных актах (источниках права), которые регулируют общественные отношения, дея­тельность (принципы и правила поведения) субъектов, уста­навливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления» [15, c. 67].

Из этого определения можно сделать вывод, что содер­жанием избирательного права являются «облеченные госу­дарством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществ­ляются действия и принимаются решения гражданами, поли­тическими партиями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на различных этапах избирательной кампании».

Избирательное право граждан России гарантируется и другими законодательными актами.

Наиболее полно гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вступление в силу данного Федерального закона стало важным этапом в развитии федерального законодательства, направленного на наиболее полную и эффективную защиту права граждан избирать и быть избран­ными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме [21].

До этого времени защита избирательных прав граждан осуществля­лась Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граж­дан Российской Федерации», действующим с 10 декабря 1994 года, а также федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Россий­ской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Россий­ской федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправ­ления».

Выборы наряду с референдумом являются высшей формой народовластия. Они обеспечивают гражданам непосредственное участие в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Основными источниками избирательного права РФ являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К таким источникам относятся:

1. В первую очередь это Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе РФ; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2. Уже упомянутый Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органов местного самоуправления;

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей избирательных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов [18, c. 105].

Таким образом, можно определить, что избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

Административно-правовая защита избирательных прав граждан в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.14, кандидат юридических наук Родионова, Елена Юрьевна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Родионова, Елена Юрьевна

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .

§ 1. Избирательные права граждан в Российской Федерации как объект административно-правовой защиты.

§ 2. Содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации.

§ 3. Субъекты административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

§ 1. Виды административных правонарушений избирательного законодательства.

§ 2. Реализация административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации.

§ 3. Административная юстиция как средство административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Административно-правовая защита избирательных прав граждан в Российской Федерации»

Актуальность темы исследования. Процессы реформирования российского общества, изменения его политической организации, отношений собственности, приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере потребовали серьезного обновления и развития законодательства. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года начался новый этап формирования избирательного законодательства. В Конституции были заложены не только основы современного избирательного права, но и ключевые принципы, на которых строится современная система организации выборов в Российской Федерации. С декабря 1993 года по настоящее время принято около десяти федеральных законов о выборах, активно развивается избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

Происходящие изменения в избирательном праве во многом носят позитивный характер. Однако нельзя не заметить и негативных, деструктивных процессов, которые серьезно трансформируют позитивный потенциал законодательных реформ. Во многом эти процессы обусловлены нереагированием уполномоченных органов и их должностных лиц на нарушения законодательства о выборах и референдумах , широким использованием « административного ресурса ». К сожалению, изменения, внесенные в течение последних лет в избирательное законодательство ограничивает конкуренцию кандидатов и политических партий1. Директор НИИ Генеральной прокуратуры РФ А. Я. Сухарев образно называет эти проблемы « теневыми сторонами преобразований » и отмечает, что из просчетов необходимо извлечь уроки для того, чтобы « правовой нормативизм не заслонил реалии жизни людей » . В связи с

1 К таким ограничениям можно отнести отмену в избирательных бюллетенях графы « против всех », отмену порога явки избирателей, исключение из избирательного процесса независимых кандидатов и др.

2 См.: Сухарев А. Я. Права человека и правозащитная деятельность государства // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая-2003г. / Под ред. В. Н. Лопатина. -СПб., 2003. С.9. этим представляется, что теоретические исследования законодательства, связанные с поиском путей его совершенствования, по-прежнему имеют особую актуальность.

Проблема административно-правовой защиты избирательных прав граждан относится к числу наиболее острых для российской действительности. Острота проблемы обусловлена тем, что действующее законодательство не только не создает полноценных механизмов предотвращения возможных фальсификаций во время проведения выборов, но и порождает правовую незащищенность гражданина , наделенного как активным, так и пассивным избирательным правом. Так, результаты проведенных ранее социологических исследований свидетельствуют, что 23% респондентов в возрасте от 18 до 29 лет «придерживаются жесткого мнения о том, что выборы в стране не решают злободневных проблем», а 11% опрошенных согласились с утверждением, что выборы — это способ обмануть избирателей1.

Об этом также свидетельствует возрастающее с каждым годом количество рассматриваемых судами общей юрисдикции дел, связанных с нарушениями законодательства о выборах и референдумах. Так, Верховным Судом РФ в 2004 г. рассмотрено 546 дел (в этом году проводились выборы Президента РФ), в 2005 — 349 дел по различным жалобам на нарушения законодао тельства о выборах и референдумах . Не снижается и количество административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации, а проведенный нами опрос показал, что большинство

1 См.: Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 10. С. 95.

2 Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Фе-дерациив решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2004. В 2 т. / Отв. ред. В. И. Казьмин. — М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2005; Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2005. В 2 т. / Отв. ред. В. И. Казьмин. -М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2006. избирателей (73% опрошенных) сталкивались с подобными правонарушениями 1.

Кроме того, проблема нарушения избирательных прав граждан постоянно находится в центре внимания прессы, широко обсуждается во всех средствах массовой информации, вызывая большой общественный резонанс. Актуальность настоящего исследования обуславливается также и тем, что в дальнейшем развитии нуждаются не только вопросы качественного законодательного обеспечения в указанной сфере, согласование процессуальной и материальной частей административного законодательства, касающегося правонарушений , посягающих на права граждан, но и поиском новых средств и способов административно-правовой защиты избирательных прав граждан, совершенствовании правоприменительной деятельности всех субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан.

Состояние научной разработанности проблемы. Избирательное право — одно из тех научных направлений, пристальное внимание которым уделяют представители практически всех отраслей права. Указанное обстоятельство позволило обогатить научно-теоретическую основу диссертации работами известных ученых в области теории права, конституционного , гражданского, уголовного права: С. А. Авакьяна , С. С. Алексеева, М. В. Баглая , М. И. Брагинского, С. П. Братуся , А. А. Вешнякова, Н. В. Витрука , JI. А.Григоряна, В. П. Грибанова , О. С. Иоффе, В. Н. Курицына , О. Е. Кута-фина, Н. И. Михалевой , А. А. Собчака, Б. А. Страшуна , Г. И. Чечеля, Д. М. Чечота , Б. С. Эбзеева и многих других.

Отдельные проблемы правоохранительной деятельности исследовались такими учеными-административистами как А. П. Алехин , Д. Н. Бахрах, И. А. Галаган , О. Н. Дзюба, А. А. Кармолицкий , И. Ш. Килясханов, Ю. М. Козлов , М. Я. Масленников, В. В. Полянский , И. В. Панова,

1 В опросе участвовали студенты московских вузов 19 — 22 лет как технических, так и гуманитарных специальностей (400 респондентов), сотрудники органов внутренних дел разного возраста (60 респондентов), а также было опрошено 40 респондентов методом случайной выборки.

JI. Jl. Попов, Н. Г. Салшцева , В. Д. Сорокин, Ю. Н. Старилов , М. С. Студени-кина, Р. О. Халфина , Н. Ю. Хаманева, А. П. Шергин , Л. С. Явич и др. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить, что в работах этих ученых имеется целый ряд положений и выводов методологического порядка, прямо или косвенно относящихся к правовому регулированию вопросов защиты личности. Однако административно-правовая защита избирательных прав граждан рассматривалась фрагментарно, без учета реалий настоящего и перспектив развития законотворчества Российской Федерации. К сожалению, мы продолжаем сталкиваться с достаточно старыми, но очень « живучими » явлениями, такими как приоритет интересов государства по сравнению с интересами отдельной личности, произволом должностных лиц, отсутствием действенных гарантий по обеспечению прав граждан в избирательном процессе. Поэтому в настоящей работе предпринята попытка комплексного исследования проблем административно-правовой защиты избирательных прав граждан, определения новых подходов к проблеме правовой защищенности гражданина в процессе реализации избирательных прав.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами Российской Федерации избирательных прав и их защитой.

Предметом исследования выступают доктринальные и нормативные источники, составляющие институт административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации, а также правоприменительная , в том числе судебная практика и статистические данные.

Цель исследования. Основной целью настоящего диссертационного исследования является комплексный анализ административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации в современных условиях и разработка конкретных предложений по ее совершенствованию. Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи: определить объект административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации; определить юридическое содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации; выработать классификацию субъектов избирательных правоотношений , права которых обеспечены административно-правовыми средствами защиты; определить способы административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации; исследовать административно-правовой статус субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации; осуществить анализ административных правонарушений избирательного законодательства; изучить правоприменительную практику как форму реализации адми-нистративно-юрисдикционных полномочий субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации; исследовать деятельность органов административной юстиции по защите избирательных прав граждан Российской Федерации; разработать предложения по совершенствованию административно-правового регулирования защиты избирательных прав граждан Российской Федерации.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания, системный подход и анализ. С учетом сложности рассматриваемой проблемы в диссертационном исследовании использовались различные специальные методы исследования: системно-функциональный анализ; статистический — при изучении количественных данных, характеризующих эффективность административной деятельности; социологические — анкетирование, экспертные оценки. Нормативная правовая база исследования — нормативные правовые акты, составляющих институт избирательного права, вообще, и административно-правовых актов, регламентирующих осуществление защиты избирательных прав, в частности. При подготовке диссертации анализировались действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Теоретическую базу составила специальная литература по теории права и государства, административному праву и иным отраслям российского права, публикации в специальных периодических изданиях и в сети Интернет, а также практика деятельности субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. Общая теоретическая концепция, изложенная в диссертации, базируется на основополагающих трудах монографического характера отечественных ученых в области права.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы, отражающие результаты правоприменительной деятельности органов внутренних дел ( милиции ), избирательных комиссий, судей и судов общей юрисдикции. Было изучено более 1000 постановлений , решений и определений Верховного Суда РФ по делам о нарушениях законодательства о выборах и референдумах. В целях определения наиболее распространенных нарушений избирательных прав, граждан Российской Федерации проведен опрос избирателей г. Москвы. Всего было опрошено 500 человек.

Соискатель участвовал в проведенных во ВНИИ МВД России исследованиях по проблемам административной юрисдикции в Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Диссертация является монографической работой, посвященной комплексному исследованию и решению важной научной проблемы совершенствования административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. В соответствии с поставленными целями в работе осуществлена авторская классификация избирательных прав, нуждающихся в административно-правовой защите; доказано, что административно-правовая защита наиболее эффективная и распространенная в системе правовой защиты избирательных прав граждан, включающая конституционно-правовой, административно-правовой, уголовоправовой и гражданско-правовые охранительные механизмы; установлено, что административно-правовая защита избирательных прав осуществляется в форме административной юрисдикции либо административной юстиции . Диссертантом осуществлен анализ составов административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации, и предложены меры по совершенствованию нормативного правового регулирования административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации, сформулированы конкретные предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Объектом административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации является широкий круг общественных отношений, складывающихся в процессе реализации гражданами и иными участниками избирательного процесса своего конституционного права на участие в выборах и референдумах. Диссертант предлагает классифицировать данные отношения следующим образом:

1) отношения по поводу назначения выборов;

2) отношения, связанные с формированием избирательных комиссий и определением их правового статуса;

3) отношения по поводу определения границ избирательных участков (избирательная география) и составления списков избирателей;

4) отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов;

5) отношения по поводу проведения предвыборной агитации;

6) отношения, складывающиеся в связи с оказанием и использованием материальной поддержки;

7) отношения по поводу организации и порядка голосования , подсчета голосов, установления результатов выборов и их опубликования ;

8) отношения по поводу обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления .

Предложенная классификация имеет не только методологическое значение для всего дальнейшего исследования, но и практическое значение, поскольку корреспондирует с непосредственным объектом охраняемых административным правом общественных отношений, складывающихся в связи с реализацией гражданами избирательных прав.

2. Авторское определение системы правовых средств защиты избирательных прав граждан Российской Федерации — это межотраслевой институт, включающий в себя конституционно-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и гражданско-правовые механизмы, не исключающий механизм самозащиты избирательных прав.

3. Административно-правовая защита избирательных прав граждан Российской Федерации — это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и некоторых иных государственных органов, не входящих в систему исполнительной власти (избирательных комиссий и судов), направленная на обеспечение реализации избирательных прав граждан и осуществляемая с использованием административно-правовых средств.

4. Административно-правовая защита избирательных прав граждан Российской Федерации осуществляется в ходе разрешения избирательными комиссиями и судами общей юрисдикции жалоб на нарушения избирательных прав ( административная юстиция) и судьями в форме производства по делам об административных правонарушениях (административная юрисдикция). Особенности правового статуса избирательных комиссий позволяют охарактеризовать их как квазисудебные органы.

5. Несмотря на то, что полномочия органов внутренних дел (милиции) ограничены применением мер административного пресечения, составлением протоколов об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан, и передачей их в суд, органы внутренних дел ( милиция ) являются одним из основных субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. Полномочия органов внутренних дел (милиции) включают осуществление надзорной деятельности, выявление правонарушений, составление протоколов и других необходимых материалов и направление их по подведомственности .

6. Административная ответственность за нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации — вид юридической ответственности, обладающий рядом признаков:

1) предусмотрена нормами КоАП РФ;

2) применяется судом;

3) виды наказания — административный штраф и конфискация ;

4) субъектами ответственности могут быть граждане , должностные лица, юридические лица, а также такие специальные субъекты, как кандидаты, лица, избранные депутатами или выборными должностными лицами, избирательные объединения, члены избирательной комиссии, Председатель Центральной избирательной комиссии и др.;

5) в число субъектов административной юрисдикции входят судьи , сотрудники органов внутренних дел (милиции), прокуроры , должностные лица Росохранкультуры, а также члены избирательной комиссии с правом решающего голоса.

7. Проведенный анализ нормативного правового регулирования и практики применения норм КоАП РФ позволил выявить ряд пробелов в и предложить следующие изменения и дополнения в указанный кодифицированный акт: а) предусмотреть в ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ обязательное направление копии определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении лицу, направившему материалы, сообщение, заявление , содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения ;

6) изменить порядок рассмотрения заявлений об отводе судей таким образом, чтобы заявление об отводе мирового судьи рассматривал судья районного суда, а заявление об отводе судьи районного суда — председатель су да, а также прямо указать в КоАП РФ на возможность обжалования определения, выносимого по результатам рассмотрения заявления об отводе судьи (мирового судьи).

8. Повышение эффективности административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации возможно при условии сочетания административно-юрисдикционного ( наказательного ) и админист-ративно-юстиционного (восстановительного) способов защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. В правоприменительной практике, как правило, названные способы комплексно не применяются. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 226 ГПК РФ частью 4 следующего содержания:

4. В случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки административного правонарушения, суд сообщает об этом прокурору , в орган, члены которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях».

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы, предложения и рекомендации обобщают и дополняют научные знания о правозащитном потенциале административного права, а также о процессах, связанных с административно-правовой защитой правоотношений, возникающих в связи с реализацией избирательных прав граждан Российской Федерации. В работе предложен авторский подход к исследованию административно-правовой защиты общественных отношений, складывающихся в процессе реализации права на выборы и участие в референдумах.

Значимость результатов исследования обусловливается предпринятым в работе критическим подходом к оценке действующего законодательства, а также практике его применения, в предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности субъектов административно-правовой защиты избирательных прав.

Выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы в деятельности органов, обладающих правом законодательной инициативы, при разработке предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности субъектов административно-правовой защиты избирательных прав; непосредственно в работе органов внутренних дел (милиции), избирательных комиссий, судей судов общей юрисдикции; в учебном процессе образовательных учреждений и при дальнейшем исследовании данной проблемы.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена во Всероссийском научно-исследовательском институте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Основные положения и выводы диссертации отражены в 6 научных публикациях, были использованы Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности в ходе подготовки проектов Федерального закона от 29 июня 2005 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в ст. 80 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», в статью 83 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » и Федерального закона от 12 июля 2006 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти», при подготовке предложений по совершенствованию администра-тивно-деликтного законодательства Российской Федерации (п. 6.2.11 плана НИР -2004), аналитического обзора « Региональное законодательство об административной ответственности » (п. 6.2.12 плана НИР-2004), а также при проведении занятий в Академии управления МВД России, что подтверждается актами о внедрении результатов диссертационного исследования.

Теоретические положения диссертации получили апробацию в выступлениях на конференциях, проводимых в Московском университете МВД России и во ВНИИ МВД России.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации по теме «Административное право, финансовое право», Родионова, Елена Юрьевна

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения.

1. В Российской Федерации предусмотрена и осуществляется конституционно-правовая, уголовно-правовая и административно-правовая защита избирательных прав граждан Российской Федерации, представляющих собой группу конституционных прав, в совокупности которых можно выделить следующие группы: право участвовать в выдвижении кандидатов; право инициировать проведение референдума ; право избирать (активное избирательное право); право быть избранным (пассивное избирательное право); право участвовать в избирательной кампании, в том числе, в качестве наблюдателя; право знакомиться с результатами голосования ; право обжаловать действия и решения государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации. В совокупности носителей избирательных прав, подлежащих административно-правовой защите, следует выделить избирателей, кандидатов,, избранных кандидатов, доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе международных, сборщиков подписей, политические партии и общественные объединения, лиц, финансирующих избирательную кампанию.

2. Содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан РФ заключается, во-первых, в привлечении граждан, должностных лиц и юридических лиц к административной ответственности и, во-вторых, в рассмотрении и разрешении жалоб граждан на нарушения избирательных прав. Мерой административной ответственности является административное наказание. К лицу, совершившему административное правонарушение в области законодательства о выборах и референдумах , может быть применено административное наказание в виде административного штрафа и конфискации предмета административного правонарушения. Результатом рассмотрения жалобы может быть восстановление нарушенного права.

3. В число субъектов защиты избирательных прав граждан Российской Федерации входят органы внутренних дел ( милиция ), Росохранкультуры, избирательные комиссии, прокуроры, суды и судьи .

Исследование полномочий должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях , посягающих на избирательные права граждан, позволило сформулировать предложение по дополнению Перечня должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ пунктом 5.15, в котором предусмотреть право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.22, 5.47, 5.49 КоАП РФ, сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальное звание, обеспечивающим общественный порядок на выборах и референдумах.

Обоснована необходимость полного учета сведений о количестве административных правонарушений , посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации, и обеспечения открытости и доступности этих сведений в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

4. Нами выделено 12 групп административных правонарушений в зависимости от непосредственного объекта противоправного посягательства, определены обязательные признаки объективной стороны, дана характеристика субъекту административного правонарушения в области законодательства о выборах и референдумах, установлено, что КоАП РФ предусматривает административную ответственность для специальных субъектов, таких как председатель избирательной комиссии, главные редакторы и редакции средств массовой информации, работодатели и т.д. Проведенный в параграфе анализ составов административных правонарушений позволил выявить ряд пробелов в нормативном правовом установлении административной ответственности за правонарушения в области законодательства о выборах и референдумах, и сформулировать предложения по их устранению.

5. Реализация административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах является одним из действенных средств защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. Проведенный анализ нормативного правового регулирования и практики применения административной ответственности позволил выявить ряд пробелов и сформулировать следующие изменения и дополнения КоАП РФ: а) предусмотреть в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ обязательное направление копии определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении лицу, направившему материалы, сообщение, заявление , содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. б) изменить порядок рассмотрения заявлений об отводе судей таким образом, чтобы заявление об отводе мирового судьи рассматривал судья районного суда, а заявление об отводе судьи районного суда — председатель суда, а также прямо указать в КоАП РФ на возможность обжалования определения, выносимого по результатам рассмотрения заявления об отводе судьи (мирового судьи). в) предусмотреть возможность вызова на рассмотрение дела об административном правонарушении должностного лица, члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, составивших протокол об административном правонарушении. г) предусмотреть возможность объединения дел об административных правонарушениях в одно общее производство в случаях, когда дела имеют общий предмет правонарушения, либо объединить ст. 5.19 и 5.20 КоАП РФ в одну, предусмотрев в ней два субъекта правонарушения — лицо, оказавшее финансовую поддержку, и лицо, использовавшее финансовую поддержку.

6. Защита конституционных прав граждан в судах общей юрисдикции и в избирательных комиссиях как в квазисудебных органах представляет собой административную юстицию , то есть административно-правовую по своей юридической природе деятельность, несмотря на то что порядок производства по жалобам регламентируется нормами гражданского процессуального либо конституционного права.

Административная юстиция является действенным средством административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. В то же время, одной из основных причин высокой латентности административных деликтов, нарушающих избирательные права граждан, является отсутствие обязанности суда по результатам рассмотрения заявлений о защите нарушенных прав выносить частные определения, которые подлежали бы рассмотрению прокурором , членами избирательных комиссий, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке, предусмотренном ст. 28.1 КоАП РФ, как поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 226 ГПК РФ частью 4 следующего содержания:

4. В случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки административного правонарушения, суд сообщает об этом прокурору , в орган, члены которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушеиниях, должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.».

7. Предложено исключить из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьи 75 и 78 как дублирующие статьи 259 — 261 ГПК РФ.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Родионова, Елена Юрьевна, 2008 год

1. Нормативные правовые акты

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

3. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) //Международное публичное право в документах. — М.:Юридическая литература, 1990. С. 1420.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) // Международное публичное право. Сборник документов.Т. 1. -М.:БЕК, 1996. С. 470-482.

5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных сво-бод.//СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

6. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. // СЗ РФ. 2005. № 48. Ст. 4971.

7. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ « О чрезвычайном положении » (ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2697; 2005. № 10. Ст. 753.

8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1- ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации » (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4825; 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2698; 2005. № 15. Ст. 1274.

9. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ г. «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 30.12.2006, с изм. от 21.03.2007)// СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710; 2007. № 1(ч.1). Ст.2.

10. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

11. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации » (ред. от 06.07.2006) // СЗ РФ. 2003. № 22. ст. 2063; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3123.

12. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации » (ред. от 02.03.2007) // СЗРФ. 2004. №31. Ст. 3215; СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1151.

13. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации » // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.(Вступает в силу в 1 июня 2007 г.)

14. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации « Выборы » // СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 172.

15. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 30.12.2006) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171; 2005. № 30 (ч. I). Ст. 3104; 2007. № 1 (ч. I). Ст. 37.

16. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 26.04.2007)//СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2007. № 18. Ст.2118.

17. Федеральный закон от 26 октября 1994 г. № 56-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации » (ред. от 25.11.1996) // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406; СЗ РФ: 1996. № 49: Ст. 5498. (утратил силу)

18. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007, с изм. от 26.04.2007) // СЗ РФ. 2003. № 40, ст. 3822; 2007. № Ю. Ст. 1151.

19. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ « О государственной службе в Российской Федерации » (ред. от 02.03.2007) // СЗ РФ. 2004. №31, ст. 3215;2007. № 10. Ст.1151.

20. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» (ред. от 14.12.1995) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1993, № 19, ст. 685; СЗ РФ, 1995, № 51, ст. 4970.

21. Закон СССР от 2 ноября 1989 г. ; 719-1 «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления, ущемляющих права граждан»// ВСНДиВС СССР. 1989. № 22. Ст.416.

22. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (ред. от 02.02.1988) // Свод законов СССР. 1968. Т. 1. С. 373. (утратил силу)

23. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 « Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации » (ред. от 21.03.2007) // СЗ РФ. 2004. № 30, ст. 3149; № 45, ст. 4416; 2007. № 13. Ст. 1540.

24. Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 563 « О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе » ред. 21.03.2005 // СЗ РФ, 1996, № 17, ст. 1954; № 51, ст. 5766; 2005. № 13. Ст. 1135.

25. Указ Президента РФ от 14 марта 2003 г. № 281 «О членах центральной избирательной комиссии Российской Федерации»//С3 РФ. 2003. № 11. Ст. 999.

26. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 15.02.2007) //СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023; 2007. № 8.Ст. 978.

27. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 « Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти » (ред. от 12.03.2007) // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023; № 31. Ст. 3234;2007. № 12. Ст. 1374.

28. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII (в ред. Указа от 02.02.1988) // Свод законов СССР. T.l. С.373. (утратил силу)

29. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 1024-Р «О переподчинении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3506.

30. Приказ МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1034.

31. Приказ МВД России от 7 февраля 2000 « Об утверждении формы статистической отчетности ».

32. Приказ МВД России от 11 июня 2003 г. № 398.

33. Приказ МВД России от 31 декабря 2003 г. № 1046 «Об организационных мерах по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации». //Не действует.

34. Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» //БНАРФ, 2005,№31.

35. Закон Московской области от 2 июля 2003 г. № 69/2003-03 «О выборах депутатов Московской областной Думы» // Вестник Московской областной Думы. 2003. № 8; 2005. № 4.

36. Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. № 36 « Избирательный кодекс города Москвы» // Вестник Московской городской Думы. 2005. № 8. Ст. 166; 2006. № 15.

37. Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2003 г. № 743-110 «О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. № 2; 2006. № 3″.2. Судебные акты

38. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П // СЗ РФ. 2003. № 37. Ст. 3596.

39. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // БВС РФ. 2000. № 4.

40. Постановление ЦИК от 30 сентября 1999 г. «О некоторых вопросах взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами .» //ВестникЦИК. 1999. № 11 (77). С. 126.

41. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях » (ред. от 25.06.2006) // БВС РФ. 2005. № 6; 2006. № 12.

42. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2005 г. № 70-Г05-7 // Не опубликован. Информационная Сеть «Кон-сультантПлюс».

43. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2004 г. № 82-Г04-17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 8.

44. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2004 г. № 91-Г04-12 // Не опубликован. Информационная Сеть « КонсультантПлюс ».

45. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 января 1959 г. «О порядке проведения выборов в Верховный Совет РСФСР икраевые, областные, окружные, районные, городские, сельские Советы трудящихся РСФСР» // ВВС РСФСР. 1978. № 32. Ст. 845.3. Книги

46. Агапов А. Б. Учебник административного права. М., 1999,

47. Административная ответственность в СССР / Под ред. Манохина В. М., Адушкина Ю. С. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1988.

48. Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова , Л. Л. Попова.-М., 2001.

49. Административное право России. Часть 3. / По ред. А. П. Коренева и В. Я. Кикотя. М., 2002.

50. Алексеев С. С. Общая теория права. В двух томах. Т. II М.: Юрид . лит. 1982.

51. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. -М.: БЕК, 1996.

52. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2003.

53. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов-М., 2000.

54. Бахрах Д. Н. Состав административного проступка . Свердловск, 1987.

55. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — М., 2004.

56. Боброва Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. — Воронеж, 1984.

57. Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972

58. Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988.

59. Ветров И. И., Зацепин М. И. Милиция и безопасность предпринимательства. М., 1995.

60. Витрук И. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

61. Воеводин JI. Д. Юридический статус личности в России.

62. Вопросы административного права. Книга I / под ред. Елистра-товаА.И.-М., 1916.

63. Выборы в Российской Федерации, 2004: Электоральная статистика / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. — М., •2005.

64. Выборы в Российской Федерации, 2005: Электоральная статистика / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М.,2006.

65. Галлиган Д., Полянский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М., 2002

66. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В. В. Ярков -М., 2000.

67. Головин В. А. Организационные основы избирательной кампании органов местного самоуправления: В помощь участникам выборов — Волгоград, 2005.

68. Денисенко В. В., Позднышев А. Н., Михайлов А. А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Учебник. М., 2002.

69. Денисов Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности. -М., 1983.

70. Дугенец А. С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. М. 2003

71. Дугенец А. С., Мышляев Д. Н., Поспелова JI. И., Шергин А. П., Якимов А. Ю. Основные институты административно-деликтного права. — М., 1999.

72. Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. М., 1973.

73. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: в 2 т. Т. 2. М., 2000.

74. Загряцков М. Д. Административная юстиция и право жалобы . — М., 1925.

75. Защита прав человека. Сборник документов 1998 2000. / Под общей редакцией Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора, Заслуженного юриста Российской Федерации Олега Орестовича Миронова. — М., 2001.

76. Иванченко А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации (теория, история, практика). — М., 1996.

77. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. к.ю.н. А. А. Вешняков . -М., 2003.

78. Избирательные кампании на территории Читинской области в 2003 — 2005 годах: особенности подготовки и проведения выборов: Материалы научно-практического семинара, состоявшегося 22 апреля 2005 г. — Чита, 2005.

79. Изибрательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2005. В 2 т. / Отв. ред. В. И. Казьмин. М., 2006.

80. Избирательные споры в судебной практике: Сборник решений судов общей юрисдикции по избирательным спорам при проведении выборов всех уровней на территории Республики Бурятия за 2002 2004 гг. — Улан-Удэ, 2005.

81. Интернет-мониторинг выборов 2003-2004 годов в России. Гражданская инициатива Проекта «Информатика для демократии 2000+». — М.: Фонд ИНДЕМ, 2004, в 2-х томах.

82. Кисин В. Р. Административное правонарушение: понятия, состав, квалификация. -М., 1991;

83. Коваль А. В. Административно-деликтное отношение. Киев.1979.

84. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарии. Под редакциейзаслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А. П. Шергина . М., 2002.

85. Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Под ред. С. В. Кабышева и А. Е. Постникова. М., 2003

86. Коркунов Н. М. Русское государственное право СПб., 1899.

87. Корф С. А. Административная юстиция в России. СПб., 1910.1. Кн. 3.

88. Криминология : Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева , проф. В. Е. Эминова. -М., 1995.

89. Курицын В. Н. Развитие прав и свобод в Советском государстве. -М., 1983.

90. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция . — М., 2002

91. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М., 1972.

92. Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.

93. Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000

94. Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. Монография. М., 2003.

95. Махина С. Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж, 1999.

96. Обеспечение и охрана прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 1999.

97. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Законопроект № 263597-4. Принят во втором чтении. // http://www.duma.gov.ru/.

98. Перетерский И. С. Всеобщая история государства и права. Ч. I. Древний Мир Вып. II. Древний Рим. М., 1945.

99. Печеницин В. А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. — Хабаровск, 1988

100. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН , д.ю.н. Е. А. Лукашова. М., 2002.

101. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсесянца М., 2002.

102. Протасов В. Н. Основы общепроцессуальной теории. М., 1991.

103. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации. М., 1998.

104. Российское законодательство X XIX веков. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Том 9. -М., 1994.

105. Скрипкина Ж. Б. Избирательные системы и технологии: Учебное пособие.-М., 2005.

106. Старилов Ю. Н. Административная юстиция: Проблемы теории. -Воронеж, 1998

107. Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996.

108. Судебная защита прав и свобод граждан. Научно-практическое пособие / Отв. ред. В. П. Кашепов . М., 1999.

109. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. -М., 1998.

110. Толстикова И. Н. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о выборах — Красноярск, 2005.

111. Трощий Е. С. Проблемы реализации избирательных прав граждан в условиях современной России и механизмы их разрешения. М., 2005.

112. Усанов В. Е. Проблемы формирования административной юстиции в Российской Федерации. М., 1999

113. Чечот Д. М. Административная юстиция: Теоретические проблемы. -Л., 1973

114. Чечот Д. М. Субъективное право и формы его защиты. Л.,1968.

115. Шергин А. П. Административная юрисдикция: Монография. -М., 1979.

116. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. М., 1999.4. Статьи

117. Астафичев П. А. Принципы народного представительства в механизме функционирования избирательной системы (часть 2) // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии , проблемы. 2005. № 6.

118. Бахрах Д. Н. Нужна специализация судей , а не судов // Российская юстиция, 2003. № 2.

119. Биктагиров Р. Т. Институт президентства и демократические преобразования в России // Реформы в России: правовое обеспечение: Материалы научно-практической конференции 21 сентября 2005 г. М., 2005.

120. Боботов С. В. Административная юстиция Франции: доктрина и практика// Советское государство и право. 1981. № 6.

121. Бутылин В. Н. Институт государственно-правовой охраны кони-ституционных прав и свобод граждан. // Консультант Плюс.

122. Вафин М. X. Почти детективная история о выборах // Журнал о выборах. 2005. № 5.

123. Бурков A. JL К вопросу об отраслевой принадлежности института административной юстиции // Журнал российского права. 2003. № 4.

124. Вешняков А. А. Избирательные процессы в странах Содружества Независимых Государств // Журнал о выборах. 2005. № 5.

125. Вешняков А. А. ООН и международные избирательные стандарты: некоторые аспекты становления и развития // Журнал российского права.2005. № 10.

126. Взаимодействие избирательных комиссий Свердловской области с молодежными парламентами // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 10.

127. Вискулова В. В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 8.

128. Гасанов И. Б. ТРИАДА или Демократия в идеале // Журнал о выборах. 2005. № 3.

129. Голованов Д. Агитация « против всех » // Эж. Юрист . 2006. № 2.

130. Головин А. Г., Федотова Е. В. Кодификация избирательного законодательства в Российской Федерации: опыт регионов // Журнало о выборах. 2005. № 5.

131. Господин ЦИК (Интервью с Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. А. Вешняковым ) // Приморекая столица (Архангельский областной журнал). 2005. № 11/12.

132. Григорьева JI. Отмена выборов глав субъектов Федерации при!знана конституционной . // Адвокат. 2006. № 1.

133. Грудцына JI. К вопросу об отмене всенародных выборов губернатора // Адвокат . 2004. № 12.t

134. Дементьева Е. Д. Выбор молодых граждан должен быть осознанным и рациональным // Журнал о выборах. 2005 № 5.

135. Дудник М. В. О нарушении конституционного права на судебную защиту нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // Адвокат. 2004. № 3.

136. Дульман П. Избирком устал от жалоб // Российская газета от 16 ноября 2005 г.

137. Ермакова Э. JL, Карманов А. Б. Альтернативное финансирование участников избирательной кампании: законодательство и практика // Журнал о выборах. 2005. № 5.

138. Жеребенков Е., Смирнов А. Формула любви (Об уроках’выборов в Мосгордуму в интервью « Итогам » рассуждает Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. А. Вешняков );;// Итоги. 2005. № 50.

139. Жуйков В. М. Практика судов общей юрисдикции в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина от действий и решений органов исполнительной власти // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.

140. Захаров И. В. Проблемы законности в деятельности избирательных комиссий (на примере выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области) // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6.

141. Золотарев А. С. Церковь и политика // Журнал о выборах. 2005.5.

142. Информационное сообщение о видеоконференции с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации (27 сентября 2005 года) // Государственная власть и муниципальное самоуправление . 2005 №12.

143. Камышев В. Уроки иркутского референдума // http://\vww.civitas.ru/openarticle.php?code=21.

144. Катаев Д. И. Уроки выборов в Московскую городскую Думу 4 декабря 2005 года и «всероссийского избирательного дня» 12 марта 2006 года // http://www.civitas.ru/openarticle.php?code=12.

145. Катанян К. Александр Вешняков: «Наша задача снизить возможность фальсификации » // Политический журнал. 2005. № 41.

146. Керимов А. Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России. // Гражданин и право. 2002. № 7/8.

147. Князев С. Д. Проблемы судебного рассмотрения избирательных споров . // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара. — М., 2002.

148. Колесов П. П. Формы административного судопроизводства // Административное право Российской Федерации. Сборник. Великий Новгород, 1999.

149. Коркунов Н. М. Административные суды в Пруссии //• Журнал4 гражданского и уголовного права. 1880. Кн. 5-6.

150. Красинский В. В. Особенности выборов наднациональных органов власти Союзного государства // Журнал о выборах. 2005. № 5.

151. Кряжков В. А. О некоторых спорных положениях Проекта Федерального конституционного закона об административных судах // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.

152. Кряжков В., Старилов Ю. Административные суды: какими им быть? // Российская юстиция. 2001. № 1.

153. Кудрявцева JI. В. Уголовная ответственность за нарушения в сфере избирательного права: проблемы и перспективы // Журнал о выборах. 2005. № 5.

154. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. № 1.

155. Лысенко В. И. Стандартные механизмы // Политический журнал. 2005. №41.

156. Макаров Б. А. Москва: избирательный балаган вместо выборов // ht1p://www.indem.rWidd2000/anal/Makarov/MosVib0.htm.

157. Масленников М. .Я. Административная юстиция и административное судопроизводство : соотношение с административным процессом процессуально-правовая регламентация , перспективы развития // Государство и право. 2002. № 9.

158. Матейкович М. Необходимо совершенствовать механизм, судебной защиты избирательных прав. // Консультант Плюс.

159. Махров И. Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти. // Консультант Плюс.

160. Николаева Л. А. Административная ответственность как охранительное правоотношение // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Н. Ю. Хаманева .

161. О семинаре с представителями полтитических партий на тему: «Новеллы избирательного законодательства и участие политических партий в избирательных кампаниях» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 10.

162. Песин С. В. Анализ некоторых правонарушений , посягающих на избирательные права граждан. // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 4. В трех томах. Том 3. М., 2004.

163. Петров А. А. Конституционное регулирование референдумов в Российской Федерации // Закон и право. 2005. № 10.

164. Полянский В. В. Административная ответственность в избирательных отношениях. // Административная ответственность: Сборник статей. -М., 2001.

165. Попов А. В. Избирательной комиссии Ростовской области 10 лет //Журнал о выборах. 2005. № 5.

166. Попов Д. П. Важность несущественного. // Журнал о выборах. 2006. № 1.

167. Постников А. Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства. // Консультант Плюс.

168. Прокопьев Д. В. Некоторые вопросы юрисдикцоинной деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. // Правовые и политические проблемы современности. Материалы научно-практической конференции. Тюмень, 2003.

169. Сажина В. В. Административная юстиция: к теории и истории вопроса // Советское государство и право. 1989.

170. Салищева Н. Г. Административный процесс: проблемы и перспективы. Проект Федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве» // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.

171. Свиридова Т. А. Выборное начало в городском общественном управлении России // Журнал о выборах. 2005. № 5.

172. Сергеев С. А. Объединенная оппозиция и избирательное законодательство в Республике Татарстан (Борьба за честные выборы и политическая голодовка 1999 г.) // Особая зона: выборы в Татарстане. Ульяновск, 2000.

173. Сидякин А. Г. Кандитаты-«двойники» и методы правовой борьбы с ними // Журнал о выборах. 2005. № 5.

174. Сидякин А. Г. Отказ в регистрации и отмена регистрации кандидатов: проблемные моменты. // Журнал о выборах. 2006. № 1.

175. Советников И. В. Реализация избирательных прав лицами с ограниченными возможностями: проблемы и решения. // Журнал о выборах. 2006. № 1.

176. Созыкина А. А. Хорошая организация работы — залог успеха // Журнал о выборах. 2005. № 5.

177. Старилов Ю. Н. К вопросу о новом понимании административной юстиции // Правоведение . 2000. № 2.

178. Студеникина М. С. Состав административного проступка. // Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1968.

179. Тарасов И. Т. Административная юстиция // Земство. 1882. № 18

180. Тихомиров Ю. А. Проблемы формирования административной юстиции в России // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.

181. Треушников М. К. Судебная защита избирательного права // Журнал российского права. 2000. № 3.

182. Фахретдинова А. И. Подходы к определению сущности выборов // Журнал о выборах. 2005. № 5.

183. Фомин А. А. Соответствуя времени, не забывая о традициях // Журнал о выборах. 2005. № 5.

184. Фомина С. В. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах // Административная ответственность. — М., 2001.

185. Хаманева Н. Ю. Проблемы административной юстиции на современном этапе развития России как института защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.

186. Шапиев А. С. Конституционная ответственность и избирательное право // Журнал о выборах. 2004. № 4.

187. Шергин А. П. К концепции механизма административно-правового регулирования. // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. — М., 2004.

188. Швейцер В. Я. « Новые левые » в современной Европе // Журнал о выборах. 2005. № 5.

189. Шульженко Ю. JI. О понятии «правовая охрана Конституции » // Государство и право. 2002. № 7.

190. Диссертации и авторефераты

191. Артамонов А. Н. Формирование и развитие органов административной юстиции в России: Дис. . канд. юрид. наук. — М., 2004.

192. Булатов К. Г. Административно-правовая защита физических и юридических лиц в Российской Федерации: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук.-М., 2002.

193. Дзюба О. Н. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдуме: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.

194. Дорохин В. В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел: Дис. . канд. юрид. наук. — М., 2006.

195. Зубач А. В. Потерпевший как участник производства по делам об административных правонарушениях. Его права и обязанности : Дис. . канд. юрид. наук. М., 2001.

196. Зуев Б. Р. Возбуждение дела об административном правонарушении : Дис. . канд. юрид. наук. -М., 2004.

197. Киселева JI. А. Судебная защита избирательных прав граждан РФ: Дис. . канд. юрид. наук. -М., 2003.

198. Коваль JI. В. Административно-деликтное отношение: Дис. . д-ра юрид. наук. Киев, 1979.

199. Королева Ю.А. Ответственность военнослужащих за административные правонарушения: Дис. . канд. юрид. наук. — Mi, 2004

200. Кучерена А. Г. Административная юстиция в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: Автореф. дис. . канд. юрид. наук.-М., 1998

201. Лисецкий Р. М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2005.

202. Новиков Ю. А. Избирательное право и избирательная система России 1906 — 1996: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1997.

203. Ольшевская А. В. Нормативно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2004.

204. Петухов П. А. Административный процесс в юрисдикционной деятельности органов советского государственного управления: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. — Л., 1981.

205. Плешкова О. А. Конституционно-правовые основы обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

206. Станкевич. Г. А. Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Кисловодск, 2002.

207. Сунцов А. П. Правоотношения в избирательной системе субъекта Российской Федерации: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2000.

208. Терещенко Н. В. Уголовно-правовая охрана избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

209. Третьяков Р. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах: дис. . канд. юрид. наук. -Хабаровск, 2001.

210. Тупиков В. А. Процессуальные особенности рассмотрения в судах жалоб (заявлений) на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук.-2001.

211. Фиалковская И. Д. Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. -М., 1997.

212. Хаманева Н. Ю. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. -М., 1997.

213. Юсов С. В. Принципы избирательного права и их реализация в условиях формирования новой российской государственности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999.

Еще по теме:

  • Суд мед экспертиза уфа Судебно-медицинская экспертиза Военно-врачебная коллегия Уфа, 450000, Российская Военно-врачебная коллегия Уфа, 450000, Российская, 98/2, ост. Горсовет, 2 этаж Адвокатское партнерство Уфа, […]
  • Исковое заявление на бездействие судебного пристава исполнителя образец Исковое заявление на бездействие судебного пристава исполнителя образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом […]
  • Калькулятор каско на машину Калькулятор каско ВНИМАНИЕ!Результаты расчета являются предварительными и не могут считаться официальным предложением РЕСО-Гарантия. Вы можете узнать точную стоимость полиса у Вашего […]
  • Открытие ип в 2018 году заявление Заявление на регистрацию ИП в 2018 году Заявление подается в 1 экземпляре. Сшивать и скреплять листы не требуется. При подаче заявления в ФНС необходимо приложить оригинал квитанции об […]
  • Тарифы на коммунальные услуги во владивостоке Жители Владивостока узнали, сколько придётся платить за коммунальные услуги с 1 июля Подорожала большая часть услуг. Информация о нормативах и тарифах на коммунальные услуги, размерах […]
  • Форма 61 при увольнении Унифицированная форма № Т-61 - бланк и образец Унифицированная форма Т-61 используется только в одном случае — при увольнении работника. В статье мы расскажем, для чего нужна эта форма, […]