Права инспектора дпс 2014

Должен ли инспектор ДПС ГИБДД помогать людям?

Должен ли инспектор ДПС ГИБДД помогать людям?

Скажу сразу: должен.

Во-первых, он как «ДПСник» обязан помогать людям как участникам дорожного движения. Это не только мораль (хотя она тоже важна и, в принципе, на самом-то деле – гораздо важнее права), ему, извините, за это деньги платят… Кто платит? Да мы все платим (ну, за вычетом общественных паразитов) из госбюджета, куда каждый месяц перечисляем налоги.

Во-вторых, он обязан помогать людям вообще как полицейский, что закреплено в Федеральном законе «О полиции».

Мы все живем в едином государстве и представляем собой единое общество (с учетом погрешности на нашу «демократию», «реформы» и прочее), поэтому любой водитель вправе требовать от инспектора ДПС оказание ему помощи хотя бы как участнику дорожного движения. Требовать помощь – не Луну с неба просить, а требовать простого выполнения своих должностных обязанностей. Инспектор от вас, водители, требует соблюдения одних нормативных правовых актов (тех же правил дорожного движения), а вы, водители, от него – других. Именно так должно быть. Именно так понимают «классическую демократию» на так называемом Западе.

До 1 сентября 2009 года обязанность сотрудников ГИБДД помогать людям была прописана в «Наставлении по работе ДПС ГИБДД МВД РФ». Сейчас это напрямую не прописано нигде, однако в соответствии с духом закона и другими нормативно-правовыми актами такая обязанность у сотрудников ГИБДД осталась.

Инспектор ДПС: какие у него права?

Основной документ, в котором прописаны требования к несущему службу инспектору ДПС, – это Административный регламент, утвержденный приказом МВД РФ от 02.03.2009 года № 185.

1. Дорожное движение контролирует одно ведомство – ГИБДД. Однако для предотвращения преступлений и правонарушений остановить автомобиль может любой сотрудник полиции. Инспектор ДПС обязан быть в форме, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник ГИБДД может нести службу только на освещенных участках. Остановив автомобиль, инспектор обязан представиться, назвать свою должность, звание, фамилию и объяснить причину остановки. По требованию водителя инспектор должен предъявить служебное удостоверение.

2. Протокол или постановление по делу об административном правонарушении составляют на месте совершения правонарушения. Инспектор вправе оформить документы на посту ДПС или в служебном автомобиле.

3. Патрульный автомобиль должен быть отчетливо виден участникам движения. Сотрудникам ГИБДД запрещается создавать помехи для обнаружения патрульного автомобиля. Требование об остановке автомобиля должно быть понятно; соответствующая команда подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки. При этом инспектор не имеет права останавливать автомобили в местах, где Правила дорожного движения запрещают остановку. Исключение составляют случаи пресечения преступлений.

4. Специальные технические средства (измерители скорости, алкотестеры) должны быть сертифицированы и иметь действующее свидетельство о метрологической поверке. Патрульные в качестве дополнительных доказательств нарушения могут использовать также данные фото- или видеокамер.

5. Причины остановки инспектором транспортного средства:

  • нарушение водителем правил дорожного движения;
  • наличие данных о причастности автомобиля (водителя, пассажиров) к совершению ДТП, преступления или нарушения ПДД;
  • нахождение автомобиля в розыске;
  • привлечение водителя в качестве понятого;
  • выполнение инспектором действий регулировщика;
  • использование автомобиля в служебных целях (к примеру, для преследования преступников).

Допускается останавливать автомобили в ходе проведения специальных (антитеррористических) мероприятий, проводимых по распоряжению руководителей органов МВД.

Останавливать автомобиль для проверки документов разрешается только на стационарных постах ДПС.

6. Инспектор вправе потребовать, чтобы водитель вышел из машины, если:

  • необходимо устранить техническую неисправность автомобиля;
  • водитель находится в состоянии опьянения;
  • необходимо сверить в присутствии водителя номера агрегатов и узлов машины;
  • поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;
  • необходимо присутствие водителя для оформления процессуальных документов.

Инспектор вправе также потребовать от водителя переставить автомобиль, если создается помеха для движения другим участникам движения.

Автоклуб Шевроле Авео Хмельницкий. Авто-новости, общение с гаи, техобслуживание,тюнинг, страхование, АЗС

Адвокат рассказал, что делать, если Вас остановил инспектор ГАИ

Адвокат Андрей Лещенко дает полезные советы относительно универсального поведения водителя, которые будут нужны каждому, кого остановил инспектор Государственной автомобильной инспекции в Украине.

Представим себе следующую ситуацию. Вы едете на своем транспортном средстве и видите работника ГАИ, который жезлом (или рукой) указывает на ваш автомобиль. Прежде всего, не следует волноваться, нервничать и суетиться, привлекая к себе внимание работника милиции, поскольку, во-первых, вы уже прочитали мой блог и знаете, как себя вести, а во-вторых, вы — дисциплинированный водитель, который не нарушает Правил дорожного движения.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 п. 8.9 Правил дорожного движения водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему указано, с соблюдением правил остановки.

Остановка транспортного средства осуществляется исключительно жезлом, а в исключительных случаях — жестом руки. При этом работник ГАИ сначала указывает на транспортное средство, которое должно остановиться, а потом — на место, где ему необходимо остановиться. Также для привлечения внимания участников дорожного движения может использоваться свисток, а также включенное специальное световое или звуковое устройство.

Таким образом, во-первых, Правила дорожного движения обязывают водителя остановиться по требованию работника милиции в указанном месте, а во-вторых, не просто остановиться, а остановиться с соблюдением правил остановки, то есть при остановке водителю следует соблюдать предписания Раздела 15 Правил дорожного движения «Остановка и стоянка». После этого, рекомендуется заглушить двигатель и поставить автомобиль на ручной тормоз.

Так, в соответствии с п. 11.5 Инструкции о деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины работники ДПС, которые заступают в наряд, должны:

иметь аккуратный внешний вид;
работающее снаряжение;
единую форменную одежду по сезону;
светоотражающую экипировку; нагрудный знак;
табельное огнестрельное оружие;
жезл или иные специальные технические средства;
список транспортных средств, которые объявлены в розыск за последние сутки, который получает от дежурного, с указанием марки, государственного регистрационного номера, цвета, идентификационного номера кузова, шасси (рамы), особенных примет;
словесные портреты, фотографии (фотороботы) лиц, которые разыскиваются; карту маршрута патрулирования, поста; журнал патрулирования;
служебное и водительское удостоверение;
бланки протоколов об административном правонарушении, временных разрешений на право вождения транспортными средствами и другие необходимые процессуальные документы;
авторучку, карандаш, линейку (рулетку), записную книжку, свисток, карманный фонарик;
Правила дорожного движения;
Выписку с Кодекса Украины об административных правонарушениях, которые относятся к безопасности дорожного движения;
служебную сумку или планшет.

В соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения на требование работника милиции водитель должен остановиться с соблюдением требований настоящих Правил, а также:

а) предъявить для проверки документы (NB! В Правила дорожного движения внесены изменения, которые не обязывают водителей передавать документы работнику ГАИ, который потом может их забрать, проще и лучше просто показать документы через стекло);
б) дать возможность проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность транспортного средства;
в) дать возможность осмотреть транспортное средство соответственно законодательству при наличии на то законных оснований.

Однако относительно того, выходить или не выходить из машины, необходимо исходить из конкретной обстановки. Так, например, в темную пору суток вне населенного пункта целесообразнее не покидать ваш автомобиль и заблокировать возможность открытия дверей вашего автомобиля.

Если же инспектор ДПС остановил вас в светлое время суток в населенном пункте в людном месте, более удобнее психологически разговаривать с работником ДПС на одном уровне (так как во время разговора, сидя в автомобиле, инспектор стоит над вами, что психологически делает его выше), показывая тем самым, что вы как водитель не испытываете страха перед инспектором и показываете ему ваше уважение.

Помните, выходя из вашего автомобиля, обязательно закройте его и поставьте на сигнализацию, чтобы предупредить возможность постороннего проникновения в ваш автомобиль и возможное «подкидывание» посторонних предметов (в том числе, наркотиков, оружия и т.д.).

Если у вас инспектор ДПС спросит причину такого поведения, поясните, что выполняете требования п. 15.12 Правил дорожного движения, в соответствии с которым водитель не должен оставлять транспортное средство, не выполнив всех мероприятий, чтобы не допустить его самовольного движения, проникновение в него и (или) незаконного овладения им. Этим вы уже покажете то, что вы знаете Правила дорожного движения, и заставите работника ДПС относится к вам с уважением.

Следует отметить, что Инструкция о деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины рекомендует работникам ДПС следующие действия при остановке.

В соответствии с п. 27.4 Инструкции о деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины работник ДПС при остановке транспортного средства обязан без задержки подойти к водителю. Для разговора с водителем не обязательно приглашать его выйти из автомобиля, кроме случаев:

27.4.1. С целью устранения технической неисправности транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов.
27.4.2. Когда есть достаточные основания считать, что водитель в состоянии опьянения.
27.4.3. Когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления.
27.4.4. В других случаях, когда есть необходимость участия водителя в оформлении документов или предоставлении помощи другим участникам дорожного движения.

При этом в соответствии с п. 1.1. выше указанной Инструкции, Инструкция определяет основные направления и порядок работы работников ДПС, что осуществляют надзор за дорожным движением, средства относительно профилактики аварийности, процедуру оформления ДТП и нарушений правил, норм и стандартов в сфере безопасности дорожного движения, а также организацию взаимодействия с патрульной службой МВД Украины.

Таким образом, положения Инструкции имеют обязательный характер для работника ДПС, а для водителя — нет, то есть не обязывают водителя следовать ей. При этом в случае Вашего отказа покинуть автомобиль, вы можете сослаться на ч. 1 ст. 19 Конституции Украины, акта, имеющего высшую юридическую силу.

Если у вас имеется диктофон или мобильный телефон с функцией диктофона, можете включить его и записать ваш разговор с инспектором. Также возможно использовать и видео камеру, в том числе и на мобильном телефоне. Это в будущем может подтвердить незаконность действий работников ДПС.

Какие документы инспектор ДПС имеет право проверять у водителя?

Нередко встречаются случаи, когда инспектор ДПС при остановке транспортного средства просит передать ему для проверки документы, не предусмотренные законодательством Украины, а именно документы, которые подтверждают законность ввоза автомобиля в Украину, доверенность, договор аренды автомобиля, дорожный лист, трудовой договор и так далее.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона Украины «О дорожном движении», Водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции предъявлять для проверки удостоверения водителя, регистрационный документ на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством, — страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, лицензионную карточку на автомобильное транспортное средство в случае предоставления услуг по перевозке пассажиров и опасных грузов.

Эта обязанность корреспондируется с п. 2.4 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 10.10.2001 г. N 1306, на требование работника милиции водитель должен остановиться с соблюдением требований настоящих Правил, а также предъявить для проверки документы. (NB! В Правила дорожного движения внесены изменения, которые не обязывают водителей передавать документы работнику ГАИ, который потом может их забрать, проще и лучше просто показать документы через стекло).

Исчерпывающий перечень документов, которые водитель механического транспортного средства должен иметь при себе содержится в п. 2.1 Правил дорожного движения, а именно:

а) удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

б) регистрационный документ на транспортное средство;

в) в случае установления на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение, выданное Госавтоинспекцией МВД;

г) на маршрутных транспортных средствах дополнительно — схему маршрута и расписание движения; на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, которые осуществляют дорожную перевозку опасных грузов — документацию в соответствии с требованиями специальных правил;

ґ) полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств. Водители, которые в соответствии с законодательством освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств на территории Украины, должны иметь при себе соответствующие документы (удостоверения).

Иных документов требовать от водителя работник ДПС не имеет.

Тут важно отметить три момента:

1) Указанные документы водитель обязан предъявить исключительно по требованию работника ДПС;

2) В ЗУ «О дорожном движении» не зафиксирована обязанность передать документы, а только предъявить для проверки. То есть решать Вам, стоит ли передавать Ваши документы инспектору, или нет.

3) Такие же документы должен иметь и водитель, который управляет автомобилем, ввезенным из-за рубежа, и имеет регистрацию в другом государстве, а инспектор ГАИ не имеет полномочий и прав проверять законность нахождения транспортного средства на территории Украины.

Таким образом, незаконными являются требования инспектора ДПС показать ему документы, подтверждающие законность ввоза автомобиля в Украину, дорожный лист, доверенность, если Вы не собственник, медицинскую справку о способности управлять транспортным средством по состоянию здоровья, разрешения на рекламу и так далее.

Вследствие этого, если инспектор ДПС требует документы, не предусмотренные Правилами дорожного движения, укажите ему на то, что он нарушает ч. 2 ст. 16 ЗУ «О дорожном движении», п. 2.4, 2.1 Правил дорожного движения, позвоните на линию доверия ГАИ (Телефон Департамента ГАИ Украины (044) 272 4659) и напишите в Протоколе следующее:

«Инспектор ГАИ Ф.И.О. в нарушение ст. 19 Конституции Украины и п. 2.4, 2.1 Правил дорожного движения требует документы, не предусмотренные п. 2.1 Правил дорожного движения, в результате чего считаю действия инспектора незаконными и прошу привлечь к дисциплинарной ответственности, а протокол незаконным и необоснованным».

3. Права и обязанности сотрудников ГАИ

Основные права инспектора ГАИ изложены в Законе Украины «О милиции» 3 и в Приказе МВД Украины № 111 .

Сотрудник ГАИ имеет право:

Технические средства для определения скорости движения транспортного средства:
— измерители скорости радиолокационные «Беркут», «Сокол», «Искра-1», «Радис»;
— видеозаписывающие «Рапира», «Визир».

Специальные технические средства, которые работают в автоматическом режиме и имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи:

— измеритель скорости радиолокационный видеозаписывающий «ВИЗИР» с активной функцией «автоматический режим» в модификации «ВИЗИР 03»;

— измеритель скорости радиолокационный «АРЕНА» с фотофиксацией;

— лазерный измеритель скорости «TruCAM».

Внешний вид вышеперечисленных приборов приведен на этой странице.

  • в случаях, предусмотренных законом, временно задерживать и доставлять на специальные площадки или стоянки для хранения транспортные средства, эксплуатация которых не допускается или запрещена законом;
  • останавливать транспортные средства. Подробная информация об исключительных причинах остановки транспортных средств приведена на этой странице.
  • составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения;
  • применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом Украины «О милиции» 5 .
  • Основные обязанности сотрудника ГАИ изложены в Приказе МВД Украины № 111 .

    Сотрудник ГАИ обязан:

    — опрятный внешний вид;

    — единую форменную одежду по сезону;

    — табельное огнестрельное оружие;

    — жезл и другие специальные технические средства;

    — список транспортных средств, объявленных в розыск за последние сутки, с указанием марки, государственного регистрационного номера, цвета, идентификационного номера кузова, шасси (рамы), особых примет;

    — словесные портреты, фотографии (фотороботы) разыскиваемых лиц;

    — карточку маршрута патрулирования, поста;

    — служебное и водительское удостоверения;

    — бланки протоколов об административном правонарушении, постановлений по делу об административном правонарушении, временных разрешений на право управления транспортными средствами и других необходимых процессуальных документов;

    — авторучку, карандаш, линейку (рулетку), записную книжку, свисток, карманный фонарик;

    — выдержку из Кодекса Украины об административных правонарушениях, касающихся безопасности дорожного движения.

  • при несении службы на стационарных постах ДПС ГАИ, участии в проведении целевых мероприятий особое внимание уделять оказанию всесторонней практической помощи участникам дорожного движения в пределах своей компетенции;
  • подавать сигнал об остановке транспортного средства в понятной для водителей форме (сигналов), с помощью жезла регулировщика, свистка или рукой. При этом жезлом (рукой) указывается непосредственно на транспортное средство, которое останавливается, и на предлагаемое место остановки;
  • осуществлять остановку транспортного средства правонарушителя для прекращения нарушений правил дорожного движения во время движения патрульным автомобилем с использованием специальных звуковых и световых устройств с соблюдением мер безопасности;
  • указывать место для остановки транспортного средства так, чтобы после полной остановки последний находился впереди патрульного автомобиля (автобуса, мотоцикла) или поста на расстоянии до 20 метров;
  • во время обращения к водителю поздороваться, четко и внятно назвать свою должность, звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства, суть совершенного правонарушения в случае его совершения и высказать требование о предъявлении водителем для проверки удостоверения на право управления транспортным средством, регистрационного документа на транспортное средство и полиса (сертификата) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.
  • разъяснять права водителя при составлении протокола (процедура составления админпротокола приведена на этой странице).
  • в разговоре с гражданами проявлять спокойствие и выдержку. Недопустимы грубые выражения, выражения и реплики, которые оскорбляют человеческое достоинство, любые действия, свидетельствующие о неуважении к гражданам, комментарии, которые не касаются выполнения служебных обязанностей.
  • оказывать помощь водителям в устранении причин, которые привели к вынужденной остановке в пути, а в необходимых случаях содействовать гражданам в:

    — организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и доставки их в учреждения здравоохранения;

    — защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также в охране их собственности;

    — разъяснении особенностей проезда по территории обслуживаемого маршрута;

    — возможном устранении технических неисправностей транспортного средства и транспортировке поврежденного транспортного средства.

    Сотруднику ГАИ запрещено:

    — обращаться к участникам дорожного движения на «ты»;

    — использовать угрожающие или оскорбительные жесты;

    — допускать при общении надменный тон, грубость, невежливое изложение замечаний, оскорбительные выражения или реплики, угрозы;

    — предъявлять неправомерные и незаслуженные обвинения.

    Пять главных «наездов» гаишников: как от них отбиться

    Показывайте права через стекло, дышите в алкотестер вместо лица инспектора и не отдавайте страховой полис «просто так».

    Дорожное законодательство меняется в последнее время настолько часто, что в нем водители уже начали путаться. На первый взгляд, можно не ломать себе голову, а довериться представителю власти на дороге — инспектору ГАИ. Но, увы, часто и они либо не знают законодательства, либо специально путают водителя, чтобы развести на взятку: хотя руководство МВД и заявляет о том, что таких случаев стало меньше, но, судя по количеству жалоб водителей, проблема актуальна как никогда. А перечень вопросов, которые мне лично задают и знакомые, и читатели, довольно большой.

    Какие документы и каким образом теперь нужно предъявлять: передавать в руки или просто показать? В каких случаях инспектор имеет право остановить водителя и забрать машину? Что грозит водителю за отказ платить парковщику и в случае неуплаты штрафов за нарушения ПДД? Имеет ли право инспектор нюхать водителя и при подозрительном запахе обвинять в вождении в нетрезвом виде? В каких случаях пешехода нужно пропустить с полной остановкой, а когда достаточно просто сбавить скорость? За какое нарушение ПДД могут забрать права и как этому противостоять?

    Хотя «Сегодня» и освещала эти вопросы раньше, но в этой статье мы попробуем систематизировать информацию — объединили 5 самых популярных случаев конфликтов между водителями и гаишниками. Сразу оговоримся, что мы не даем советы о том, как ездить с нарушениями и избегать ответственности. Наоборот, призываем к тому, чтобы все водители ездили исключительно по правилам и, соответственно, без аварий с тяжелыми последствиями. Помните о том, что межсезонье, как сейчас, — самый опасный для водителя период. Так, в данный момент в сутки на дорогах страны гибнет от 14 до 20 человек (цифры основаны на сводке за последний месяц). И число жертв растет. Однако в том случае, если все-таки инспектор перегибает палку, нужно знать аргументы для того, чтобы отстоять свои права и в прямом и переносном смысле.

    ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

    Итак, представим себе обыденную ситуацию, когда вы едете по дороге и увидели автомобиль ГАИ с включенным проблесковым маячком. Согласно с новой редакцией ПДД (вступили в силу 26 сентября), водитель теперь обязан снизить скорость до 40 км/ч. Однако если раньше водитель обязан был сделать полную остановку, то теперь — только в случае подачи соответствующего сигнала регулировщика. Если же проблесковый маячок выключен и инспектор не требует остановки, спокойно можно ехать дальше, не снижая скорости (естественно, в разрешенных рамках).

    Если же инспектор потребовал остановиться, помните, что делать это можно лишь с соблюдением ПДД — то есть плавно снижая скорость и перестроившись в крайний правый ряд. Напомним, что нельзя останавливаться на мосту и под ним — такое требование инспектора можно игнорировать, кроме исключительных случаев (например, произошло ДТП и нужно оказать помощь пострадавшим). Важный нюанс: теперь водители после остановки работником ГАИ обязаны включать на своем автомобиле «аварийку».

    ОБЩЕНИЕ С ГАИ. В новых ПДД, как и предполагалось, прописано, что автовладелец имеет право передать автомобиль без доверенности, однако важно, чтобы был полис Автогражданки первого типа (все полиса нового образца), либо в полисе старого образца записано имя человека, которому автовладелец передал машину. Правда, штрафовать за его отсутствие будут водителя, а не владельца автомобиля.

    Выходить из автомобиля необязательно, а инспектор ГАИ обязан назвать обоснованную причину остановки, например, нарушение ПДД. Требовать от водителя он может лишь права и свидетельство о регистрации (абз. 2 ч. 2 ст. 16 ЗУ «О дорожном движении» от 13.08.2011), причем документы, как мы все знаем, можно просто показать, например, через стекло, а не передавать в руки. Но таким образом, чтобы у сотрудника ГАИ была возможность их внимательно рассмотреть и, в случае необходимости, переписать данные. А вот страховой полис нужно иметь при себе, но показывать сотруднику ГАИ лишь при необходимости оформления материалов ДТП либо для составления протокола о нарушении Правил дорожного движения. Законодательством предусмотрено право инспектора осмотреть авто, но только при наличии оснований. Например, если точно такой же автомобиль находится в розыске.

    ЧТО ТАКОЕ «АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ»

    Частый «развод» со стороны гаишников — говорить водителю, что он создал аварийную ситуацию, а за это законом предусмотрено лишение прав сроком от 6 мес. до 1 года. Нередко водители тут же пытаются откупиться даже в том случае, если речь шла о таком популярном нарушении как несоблюдение рядности при повороте (255 грн. штрафа). На самом деле в законодательстве о том, что такое аварийная ситуация, четко не написано. В ч. 4 ст. 122 КУАП Украины есть косвенное упоминание о том, что это нарушения, «вынудившие других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять иные меры к обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан».

    Однако при составлении протокола о таком нарушении работник ГАИ должен четко указать состав нарушения ПДД, которое допустил водитель, а также подробно описать, в чем именно заключалась аварийная обстановка. К примеру, водитель, выезжая на главную трассу, не уступил дорогу транспортным средствам, едущим по ней. В результате участники движения вынуждены были резко затормозить или же, уходя от столкновения, выехать на обочину. Но к протоколу обязательно должны прилагаться доказательства вины водителя: например, показания водителя, который был вынужден предпринять соответствующие меры безопасности. Если пострадавших нет, об аварийной ситуации речи идти не должно — права можно не отдавать.

    «РАЗВОД» НА ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ

    Пропустить пешехода — святая обязанность водителя, тем более, когда речь идет о пешеходном переходе. Однако в вечернее время в час пик пешеходы нередко идут по зебре сплошным потоком. Водитель вроде бы и старается всех пропустить, но и пытается проехать, двигаясь на очень маленькой скорости и «рывками». Если у инспекторов стоит цель оштрафовать как можно больше автомобилистов, — например, чтобы выполнить план (хотя его наличие в ГАИ отрицают, верится в это с трудом), — часто они становятся сразу за зеброй и останавливают каждого второго с обвинением в том, что водитель не пропустил пешехода, как того требуют ПДД. Нередко гаишники даже ставят своего знакомого, который ступает на зебру в тот момент, когда автомобиль начинает движение.

    Согласно ч. 1 ст. 122 КУАП, «нарушение правил проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах» карается штрафом в 255—340 грн.

    Обжаловать такой штраф несложно. Так, ПДД требуют при проезде зебры «сбавить скорость, а в случае необходимости (!) сделать полную остановку». А если вы проехали на небольшой скорости и столкновения с пешеходом не произошло (и с его стороны нет жалобы на то, что его не пропустили), значит необходимости в полной остановке не было.

    ДЫШАТЬ НА ИНСПЕКТОРА ЗАКОН НЕ ВЕЛИТ


    Алкотестер. Должен помочь подтвердить трезвость водителя

    Популярная просьба со стороны сотрудника ГАИ: «А ну дыхни». Большинство водителей сразу же соглашаются на это, однако ни один из законодательных актов «дышать» на инспектора не обязывает. Известный адвокат Владимир Караваев советует водителям на такую просьбу отвечать фразой «Дышать я буду на жену». По его словам, в 90% случаев водителя после этого сразу же отпускают.

    Руководитель общественного проекта юрист Ростислав Шапошников говорит, что в случае, если инспектор подозревает водителя в том, что тот ездит в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то, согласно постановлению КМУ №1103 от 17.12.08, он обязан произвести комплекс действий.

    Во-первых, предложить водителю пройти добровольный тест. Во-вторых, по факту проверки составить протокол (бояться этого не нужно). В-третьих, пригласить двоих свидетелей (их данные записывают в протокол) и в их присутствии достать алкотестер, разъяснить водителю то, каким образом будет проводиться исследование, и попросить водителя продуть трубку. Если прибора у инспектора нет, водителя обязаны отпустить.

    В том случае, если результат исследования меньше 0,2 промилле, инспектор обязан написать в соответствующей графе протокола о том, что алкоголя в крови выявлено не было либо он есть, но в допустимом количестве, со ссылкой на прибор. После этого дать копию протокола водителю и отпустить его. А вот если прибор показал превышение этой цифры, то инспектор должен задать вопрос «согласен ли водитель с результатами теста».

    В том случае, если водитель согласен, то его отпускают, а протокол передают в суд. Но в случае несогласия в протоколе не указывают ничего, а водителя направляют в медучреждение (инспектор выписывает направление с названием медучреждения, номером протокола, датой. Доставка к врачу осуществляется на машине инспектора, а авто водителя остается припаркованным на месте остановки.

    Уже у врача у водителя обязаны взять биологические пробы (кровь, мочу, слюну). Если врач признал, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от результатов алкотестера. Если нет, инспектор ГАИ заполняет протокол, забирает права и передает их в суд.

    ГАИ БЕЗ ПРАВА НА УГОН

    Любимое занятие сотрудников ГАИ — проверить документы и в случае отсутствия любой «бумажки» забрать автомобиль и поехать на нем на штрафплощадку. Еще одна причина, по которой забирают автомобиль, — нарколог признал водителя пьяным.

    Юристы объяснили «Сегодня», что ни одно из вышеупомянутых нарушений не дает сотрудникам ГАИ права садиться за руль чужого автомобиля. Кроме того, нет никакой потребности в том, чтобы направлять автомобиль, пусть даже и пьяного водителя, именно на штрафплощадку. Согласно ст. 265-2 КУАП, автомобиль должен быть заблокирован спецсредством (например, блокиратором). Доставка же на штрафплощадку должна осуществляться лишь в том случае, если авто существенно мешает дорожному движению (перекрывает проезжую часть).

    Отметим, что законодательство обязывает сотрудника ГАИ, перед тем как задержать автомобиль, предложить водителю вызвать другого водителя с правами, который может сесть за руль и отогнать авто.

    Если инспектора ГАИ за руль авто нарушителя правил дорожного движения садятся сами и доставляют авто на штрафплощадку своим ходом, то такие действия подпадают под ст. 289 УК Украины («Незаконное завладение транспортным средством») — владельцу авто нужно подавать заявление в милицию. Обычно такого рода заявления в участке не принимают — в этом случае нужно сразу же жаловаться в прокуратуру, а затем и в суд. И хотя разбирательство будет длиться долго, но уже есть прецеденты, когда на инспекторов заводили уголовные дела за описанные нарушения закона.

    Самый простой способ не отдавать автомобиль на штрафплощадку — заблокировать двери и положить ключи себе в карман.

    В том случае, если инспектор силой отберет ключи и вскроет машину, можно требовать еще и возбуждения дела по ст. 187 УК Украины «Разбой . Нападение с целью овладения чужим имуществом. «. На такое вряд ли кто-то из гаишников решится, хорошо понимая последствия.

    НЕУПЛАТА ЗА ПАРКОВКУ

    Хотя к ГАИ вопрос деятельности незаконных платных парковок не имеет никакого отношения, на этом вопросе мы остановимся в связи с его актуальностью. Как уже писала «Сегодня» месяц назад, каких-либо законных оснований у парковщиков блокировать проезд автомобиля в том случае, если водитель отказывается платить за парковку, нет. Дело в том, что это не сбор и не налог, а услуга. Если водитель на нее не соглашался, навязывать ее никто не имеет права.

    Для проверки автор этих строк в течение последних полутора месяцев принципиально не заплатил ни одному из столичных парковщиков ни копейки, хотя останавливаться в центре приходилось часто. В ответ на требование составить в присутствии двух свидетелей акт о том, что я отказываюсь платить за эту услугу и передать этот документ в суд, парковщики молча уходили. Для эксперимента, правда, несколько раз я сказал, что работаю в Администрации президента (как вариант — помощником нардепа, в прокуратуре, киевской администрации, суде) — деньги за парковку также после этого никто не требовал.

    ШТРАФ ЗА ТРОТУАР. Согласно ПДД, езда по тротуарам запрещена. Причем за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 255—340 грн. (ч. 1 ст. 122 КУАП). То есть на большинстве так называемых киевских платных парковках можно штрафовать абсолютно всех автомобилистов (яркий пример — Крещатик). Разрешено лишь заезжать на тротуар для того, чтобы запарковаться. Но учтите, что парковка разрешена лишь в том случае, если остается не менее двух метров для свободного парохода пешеходов. Лично я знаю более пяти случаев, когда водители останавливались на якобы законных парковках и «попадали» на 255 грн. штрафа.

    ОПАСНАЯ СТОЯНКА. Еще один риск — поддаться на уговоры парковщика и поставить машину возле супермаркета или рынка во втором ряду. Якобы за 5 грн. он посмотрит, чтобы все было в порядке. Нередки случаи, когда оставленный так автомобиль царапают или бьют, а приехавшие на место ДТП гаишники составляют протокол именно на водителя, запарковавшегося с нарушениями. Ни в одном из описанных случаев парковщик ответственности не несет никакой. В чем тогда заключается суть услуги под названием «парковка», вопрос остается открытым.

    10 причин для остановки вашего автомобиля новыми полицейскими

    4 июля на улицы Киева вышла новая патрульная служба. Новые правоохранители будут два в одном: участковые «плюс» ГАИшники.

    К концу недели киевские гаишники потеряют свои функции. Их работу будут выполнять новые патрульные. Что касается функций МРЭО, то их планируют превратить в сервисные центры.

    Однако, хотя новый закон о «Национальной полиции» и был принят 2 июля, юридически он в силу не вступил. Пока патрульные будут работать по старому законодательству. Переходный период продлится от 3 до 6 месяцев.

    «Они смогут выписывать протоколы, но не смогут выписывать электронные протоколы. Но это не проблема. Мы начнем с тех процедур, которые сейчас существуют», — пояснила заместитель главы МВД Эка Згуладзе.

    Сейчас новые автопатрули в столице будут ездить с включенными «мигалками».

    По словам Згуладзе, это профилактическая мера для уменьшения правонарушений. Не стоит забывать, что и в других областях правоохранители также работают по старым (действующим) законам.

    Причины остановки

    В новом законе полицейский может остановить транспорт только в 10 случаях. В действующей инструкции работников ГАИ таких пунктов 11.

    Итак, согласно статье 35 закона «О национальной полиции» полицейский может остановить транспорт только в таких случаях, а перед этим представиться и сообщить причину остановки:

    — Водитель нарушил правила дорожного движения;

    — На транспортном средстве отсутствует номерной знак, закрепленный не в указанном месте, или если номерной знак на транспортном средстве не соответствует требованиям;

    — Признаки технической неисправности транспортного средства;

    — Транспортное средство находится в розыске;

    — Есть информация о причастности водителя или пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия или иного правонарушения;

    — При необходимости осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах нарушения ДТП или другого правонарушения;

    — При необходимости привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским, или в качестве свидетеля при оформлении протоколов;

    — Принято решение об ограничении или запрете движения;

    — Если закрепленный груз на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;

    — Нарушение использования на автомобиле спецсигналов.

    В действующий инструкции для работников ГАИ указаны те же причины для остановки транспорта.

    Однако есть еще одна причина, которая после вступления в силу нового закона, станет недействительной: «Проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство».

    По мнению экспертов, исчезновение такой меры уменьшит количество остановок правоохранителями автомобилей.

    Порядок остановки авто

    В действующем законодательстве порядок остановки автомобилей подробно прописан. Во-первых, работники ГАИ должны находиться на месте, указанном в маршрутном листе.

    Перед остановкой авто ГАИшник должен учесть место остановки и интенсивность движения. Указать место для остановки на расстоянии до 20 метров от поста. ГАИшник обязан поздороваться, четко и понятно назвать свою должность, звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства и выразить требование о предъявлении водителем документов и прочее.

    Кроме того, в инструкции для правоохранителей приписаны правила поведения при нарушении ПДД, во время преследования автомобилей, порядок применения технических средств и прочее.

    В новом законе «О национальной полиции» порядок остановки автомобиля подробно прописан.

    Однако, как заявляла Эка Згуладзе, патрульные во время своей работы будут руководствоваться почти 500 сценариями оперативной работы, которые они изучили во время обучения в академии.

    Сейчас в новом законе указано, что согласно статье 37 полицейский может временно ограничить фактическое передвижение транспортного средства для предотвращения опасности, если есть достаточные основания полагать, что транспортное средство может быть использовано лицом с целью посягательства на свою или чужую жизни и здоровье, или повреждение чужой вещи.

    Для обеспечения соблюдения правил дорожного движения полицейские могут использовать определенную фото-видеотехнику, закрепленную на форменной одежде или служебном автомобиле. Информация о видеофиксацию (радары) должна находиться на видном месте. Кроме того, при необходимости они могут использовать информацию с чужих видеофиксаторов.

    Подробнее о правах и обязанностях новых полицейских читайте в следующих публикациях.

    Еще по теме:

    • Срок возврата долга установлен Можно ли вернуть деньги, если в расписке не указан срок возврата долга? У меня есть рукописная расписка от 2009года по которой так и не дождалась возврата денег. В расписке не указан срок […]
    • Выслуга лет гибдд рф Приказ МВД РФ от 22 июня 2009 г. N 472 "Об утверждении Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства […]
    • Ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства сроки Ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства Составлен протокол по статье 12.15 часть 4.Сотрудники ГИБДД внесли запись в протоколе "рассмотрение по месту совершения".Мной было […]
    • Главы 25 гпк рф в суд Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и […]
    • Автоюрист тула Автоюрист в Туле Если вам нужен опытный автоадвокат в Туле, вы пришли по адресу. Автоюристы специализируются на помощи при дтп, страховых спорах и возврате прав за: В Туле найдены […]
    • Обналичит материнский капитал красноярск Материнский капитал в Красноярске и Красноярском крае По состоянию на 2016 год в регионе действуют две программы денежного поощрения семей с детьми: федеральная и краевая. Первая введена […]