Права граждан римской общины

РИМСКОЕ ПРАВО

Субъектом госу­дарственной жизни и публичного права считался в римской юридичес­кой традиции носитель специального качества, образуемого сочетанием целой совокупности требований — римский гражданин ( civis romanus ), и это качество было далеко не тождественно любому физическому лицу, даже полноправному в частноправовом смысле (см. § V .1). В том, что касалось требований и регуляции публичного права, римлянин представ­лял как специфический субъект — civis optimo jure . Совокупность требо­ваний, необходимых для признания за лицом состояния римского граж­данства, подразумевала: принадлежность к римской общине, личную и безусловную свободу, особый семейный статус, соответствие возрастным ограничениям. Особенностью института римского гражданства было то, что оно с самого начала своего исторического формирования определя­лась совокупностью правовых требований и в известном смысле было создано правом, имея строго личностный характер. Следствием этого было в том числе и развитие ряда промежуточных институтов на основе привилегий: право гостя ( hospitium ), почетное гражданство и др. Римс­кое право исключало поэтому и возможность наличия у субъекта публич­ного права двойного гражданства: по Цицерону, этого не допускало «ве­личие римского народа».

Принадлежность к римскому гражданству означала для субъекта возможность пользования рядом прав и одновременно обременение пуб­личными обязанностями. Публичная правоспособность наступала с 17 лет, с 60 лет гражданин мог быть освобожден от личных повинностей; осво­бождало от повинностей также исполнение обязанностей должностного лица и некоторых жреческих функций. К публичным правам римского гражданина относились: право обжалования решений должностных лиц в установленных народных собраниях — либо непосредственно, либо через трибунат; право собраний и ассоциаций, в том числе соседских схо­док, — не нарушая публичных правил и только в дневное время (собствен­но, первоисходное самонаименование римских граждан — «квириты» — и происходит от индоарийского еще ko — wiri , означавшее собрание муж­чин для мирных и военных трудов в ko — wiria , одну из курий позднее); право участия в собраниях государственного значения под руководством магистратов, пассивное право-обязанность исполнять функции должностно­го лица при соответствующем имущественном цензе. К публичным по характеру обязанностям относилась военно-милицейская служба (по этой обязанности могли быть дарованы льготы, а также и полное освобожде­ние в личную награду); обязанность подлежать цензу, т.е. исчислению имущества и доходов (уклонение преследовалось уголовным порядком); уплата особого налога — трибута, собираемого по чрезвычайной госу­дарственной надобности; владение и полезное использование землями покоренных народов. Собственно налогов в обычном смысле римские граждане не уплачивали; в ходу были только пошлины с некоторых юри­дических действий (при отпуске на волю рабов, волеизъявлении из се­мейных прав и т.п.), обязательные и для римлян.

Состояние римского гражданства в публично-правовом отноше­нии подразумевало и наличие совокупности прав в частноправовом смысле, связываемых с этим статусом. К таким правам относились пра­во заключения полноценного брака ( jus conubii ), право осуществлять отцовскую власть в семье-клане ( patria potestas ), право участия в торго­вом обороте со всеми обязывающими гражданско-правовыми последстви­ями ( jus commercii ), право возбуждать законные иски в границах приви­легий квиритского права ( legis actiones ). Наличие этих прав представляло римского гражданина и как субъекта частного права (см. V .1).

Первоначальный строй Рима. Гражданская община

Разделение гражданского населения было основано на попечительстве (curia конечно одного происхождения с curare — община coerare, koiranow); десять попечительств составляли общину; каждое попечительство выставляло сто пехотинцев (отсюда mil-es, как equ-es — тысячный), десять всадников и десять советников. В соединенных общинах каждая из них естественно являлась частью (tribus) целой общины (на умбрском и оскском языках — tota), и основная цифра внутреннего деления повторялась столько раз, сколько было таких частей. Хотя это деление первоначально относилось к личному составу гражданства, но оно также применялось к поземельной собственности в той мере, в какой эта собственность была вообще раздроблена. Не подлежит сомнению, что кроме такого разделения на части существовали и куриальные участки, так как в числе тех немногих, дошедших до нас по преданию названий курий, которые, по-видимому, были родовыми, как например Faucia, встречаются и местные, как например Veliensis; каждая из последних в эти древнейшие времена общинного землевладения охватывала известное число родовых участков, о которых уже говорилось ранее. Эта организация встречается в самом простом своем виде в тех латинских или гражданских общинах, которые возникли под римским влиянием в более позднюю пору; в каждой из этих общин было по сто советников (centumviri). Те же нормы встречаются и в древнейших преданиях о том, что в разделенном на три части Риме было тридцать курий, триста всадников, триста сенаторов, три тысячи домов и столько же пехотных солдат.

Нет ничего более достоверного, чем то, что эта древнейшая форма государственного устройства возникла не в Риме, а была исконным учреждением у всех латинов, быть может, даже до их разделения на племена. Достойная в подобных вопросах доверия римская конституционная традиция, у которой известно происхождение всех других делений гражданства, считала, что только куриальное деление возникло вместе с возникновением города; вполне согласуется с этим и то, что куриальная организация существовала не в одном Риме, а по открытой недавно схеме латинского общинного устройства была существенною принадлежностью латинского городского права. Основой этой схемы было и оставалось разделение на курии. Что “части” не имели в ней существенного значения, видно уже из того, что как их существование, так и их число были случайными; там, где они встречались, они, конечно, могли иметь только то значение, что в них сохранялось воспоминание о той эпохе, когда каждая из этих частей еще составляла особое целое5. Из преданий вовсе не видно, чтобы отдельная часть имела особое начальство и особые сходки, и очень вероятно, что в интересе единства общины вошедшим в ее состав частям никогда ничего подобного не предоставлялось. Даже в армии, хотя пехота имела столько же пар начальников, сколько было в общине частей, каждая из этих пар военных трибунов не начальствовала над ополчением одной только трибы, но как каждый из этих военных трибунов в отдельности, так и все они вместе взятые начальствовали над всей пехотой. Роды были разделены между отдельными куриями. Границы рода и дома устанавливаются природой. О том, что законодательная власть могла вводить в этой сфере изменения, могла разделять многочисленный род на части и считать его за два рода, или же соединять несколько немногочисленных родов в один и точно таким же образом уменьшать или увеличивать число и самых семейств, — об этом в римском предании не сохранилось никаких известий; во всяком случае это происходило в столь ограниченных формах, что основной родственный характер рода от этого не менялся. Поэтому нельзя считать, что число родов и тем менее число домов было юридически фиксировано. Если курия должна была выставлять сто пехотинцев и десять всадников, то из преданий не видно и само по себе неправдоподобно, чтобы из каждого рода брали по одному всаднику, а из каждого дома по одному пехотинцу. В этом древнейшем государственном организме единственными деятельными членами являются курии, которые были в числе десяти, а там, где община состояла из нескольких частей, в числе десяти на каждую часть. Такое попечительство представляло действительное корпоративное единство, члены которого собирались по меньшей мере на общие торжества; во главе каждого из этих попечительств стоял особый попечитель (curio), и каждое из них имело особого жреца (flamen curialis); без сомнения, также по куриям производились наборы рекрутов и взимание повинностей, на сходках граждане собирались и подавали голоса также по куриям. Однако этот порядок не мог быть введен ради голосования, так как в противном случае наверное установили бы нечетное число частей.

В противоположность резкому различию между гражданами и негражданами внутри самого гражданства существовала полная равноправность. Едва ли найдется какой-либо другой народ, у которого эти два принципа были проведены с такою же беспощадной последовательностью, как у римлян. Резкое различие граждан и неграждан, как кажется, ни в чем не выказалось у римлян так наглядно, как в практическом применении очень древних постановлений о почетном гражданстве, первоначально имевших целью сгладить это различие. Когда иноземец был по приговору общины принят в среду граждан, он мог или отказаться от своих прежних прав гражданина и вполне вступить в число членов новой общины или же присоединить к своему прежнему праву гражданства вновь приобретенное. Так было в самые древние времена и так всегда было в Элладе, где в более позднюю пору одно и то же лицо нередко бывало одновременно гражданином нескольких общин. Но более сильно развитое в Лациуме сознание общинной самостоятельности не допускало, чтобы одно и то же лицо могло быть одновременно гражданином двух общин, и потому — в том случае, когда вновь избранный гражданин не желал отказываться от своих прежних прав, — право номинального почетного гражданства имело значение лишь дружеского гостеприимства и покровительства, которые уже оказывались издавна даже иноземцам. Но с этими упорными усилиями римской гражданской общины огородить себя извне шло рука об руку безусловное устранение всякой неравноправности между ее членами. Уже ранее было упомянуто о том, что та неравноправность, которая существовала внутри семейства и, конечно, не могла быть устранена, по меньшей мере игнорировалась общиной и что тот, кто в качестве сына находился в безусловной зависимости от своего отца, мог сделаться его повелителем в качестве гражданина. Но сословных преимуществ вовсе не было, а тем, что тиции стали в очередном порядке выше рамнов и вместе с этими последними выше луцеров, нисколько не нарушалось их юридическое равноправие. Гражданская конница, в ту пору употреблявшаяся спешенной или верхом впереди боевой линии для рукопашных схваток и составлявшая скорее отборный или резервный отряд, чем войско специального назначения, заключала в себе самых состоятельных, наилучше вооруженных и наилучше обученных людей и потому, конечно, пользовалась большим почетом, чем пехота; но и это различие было чисто фактическим, так как каждый патриций без сомнения мог поступать в конницу. Единственным источником правовых различий было юридическое разделение гражданства по разрядам; во всем остальном равноправность всех членов общины признавалась вполне, что находило себе выражение в их одежде. Правда, одежда отличала главу общины от ее членов, взрослого и обязанного нести военную службу мужчину от мальчика, еще неспособного к военной службе; но помимо этих отличий все богатые и знатные, точно так же как и бедные и незнатные, должны были являться публично не иначе как в простом плаще (toga) из белой шерстяной материи. Эта полная равноправность граждан без сомнения имела свой корень в индо-германском общинном устройстве; но в том тесном смысле, в каком ее понимали и применяли на практике римляне, она была самой выдающейся и самой богатой последствиями особенностью латинской нации; при этом не следует забывать, что в Италии латинские переселенцы не подчинили себе никакой расы, ранее их там поселившейся и менее их способной к цивилизации, и стало быть там не было того главного повода, по которому возникли в Индии касты, в Спарте, в Фессалии и вообще в Элладе — знать и, возможно, в Германии — разделение на сословия.

Само собою разумеется, что гражданское население служило основой для государственного хозяйства. Самой важной из гражданских повинностей была воинская, так как только граждане имели право и были обязаны носить оружие. Граждане были в то же время и воинами (populus одного происхождения с populari — опустошать); в древних молитвах этих воинов называли “вооруженным копьями ополчением” (pilumnus poplus) и призывали на них благословение Марса, и даже то имя, которым называл их царь, обращаясь к ним, — квириты — понимается как обозначение воина. О том, как набиралась наступательная рать (legio — сбор), уже было сказано ранее; в разделявшейся на три части римской общине она состояла из трех сотен (centuriae) всадников (celeres — быстрых или flexuntes — изворотливых), находившихся под начальством трех предводителей конных отрядов (tribuni celerum)7, и из трех тысяч пехотинцев (milites), находившихся под начальством трех предводителей пехотных отрядов (tribuni militum); эти последние, по-видимому, были с самого начала ядром общинного ополчения. В состав этой армии, вероятно, также входили нестроевые, легко вооруженные воины, в особенности стрелки из лука. Главнокомандующим обыкновенно был сам царь. Кроме военной службы на гражданине, вероятно, лежали и другие личные повинности, как например обязанность исполнять поручения царя и в военное и в мирное время, равно как барщина по возделыванию царских полей и по постройке общественных зданий; каким тяжелым бременем была для общины в особенности постройка городских стен, видно из того, что за крепостными валами осталось название барщин (moenia). Но постоянного обложения прямыми налогами вовсе не было, точно так же как не было и регулярных государственных расходов. Оно и не требовалось для покрытия общественных расходов, потому что государство не давало никакого вознаграждения ни за военную службу, ни за барщинные работы, ни вообще за какую-либо общественную службу, а если такое вознаграждение и давалось, то оно уплачивалось или тем участком, на котором лежала повинность, или тем лицом, которое само не могло или не желало нести службу. Необходимые для общественного богослужения жертвенные животные добывались путем взыскания судебных пошлин, так как тот, кто проиграл свое дело в суде, должен был уплатить государству “пеню скотом” (sacramentum) соразмерно с ценою предмета тяжбы. На то, чтобы граждане общины постоянно делали какие-либо дарственные приношения царю, нет никаких указаний. Напротив, царь получал портовые пошлины и доходы с коронных земель, а именно пастбищную пошлину (scriptura) со скота, который выгонялся на общинный луг, и часть урожая (vectigalia) взамен арендной платы от тех, кто пользовался государственными полями. К этому следует присовокупить прибыль от той пени, которая уплачивалась скотом, от конфискаций и от военной добычи. Наконец в случае крайней необходимости взыскивался налог (tributum), который, впрочем, считался принудительным займом и возвращался, когда наступали более счастливые времена; взыскивался ли он со всего оседлого населения без всякого различия между гражданами и негражданами или же только с одних граждан, трудно решить, но последнее предположение более правдоподобно. Царь управлял финансами, но государственная собственность не смешивалась с личной царской собственностью, которая, судя по рассказам об обширных земельных владениях последнего царского римского рода Тарквиниев, вероятно, всегда была очень значительна, а приобретенные войною земли, как кажется, всегда считались государственной собственностью. Невозможно теперь решить, была ли власть царя в управлении общественным достоянием ограничена какими-нибудь установленными обычаями и если была, то в какой мере; только позднейшее развитие показывает, что в делах этого рода никогда не спрашивалось мнение граждан; напротив того, вероятно существовал обычай совещаться с сенатом при установлении вышеупомянутого налога (tributum) и при разделении приобретенных войною пахотных полей.

Но римское гражданское население выступает на сцену не в одной только роли исполнителя повинностей и служителя, оно участвовало и в общественном управлении. Все члены общины, за исключением женщин и еще неспособных носить оружие малолетних мужчин, стало быть, как гласит формула обращения к ним, все “копьеносцы” (quirites) сходились на место народных собраний, когда царь созывал их, для того чтобы сделать им какое-нибудь сообщение (conventio, contio), или же формально назначал им на третью неделю (in trinum noundinuin) сходку (comitia), для того чтобы отобрать от них ответы по куриям. Такие собрания он формально созывал, по правилу, два раза в год, 24 марта и 24 мая, а сверх того, так часто, как находил это нужным; но граждане всегда созывались не для того, чтобы говорить, а для того, чтобы слушать, и не для того, чтобы задавать вопросы, а для того, чтобы отвечать на них. На собрании никто не говорил кроме царя или кроме того, кому царь считал нужным дать слово; граждане только отвечали на царский вопрос без комментариев, без объяснения мотивов, без оговорок и не разделяя вопроса на части. Тем не менее римская гражданская община, точно так же как германская и, возможно, древнейшая индо-германская, была настоящей и высшей представительницей идеи суверенного государства, хотя при обыкновенном ходе вещей эта суверенность заключалась или выражалась только в том, что граждане добровольно обязывались повиноваться своему главе. С целью вызвать такое обязательство царь обращался после своего вступления в должность к собравшимся куриям с вопросом: намерены ли они быть ему верными и покорными и признавать, по установленному обыкновению, и его собственную власть и власть его вестников (lictores), — с вопросом, на который без сомнения нельзя было отвечать отрицательно, точно так же как при наследственной монархии нельзя отказаться от точно такого же изъявления покорности. Отсюда сам собою вытекал тот факт, что при нормальном ходе дел гражданское население не принимало в качестве суверена участия в управлении общественными делами. Пока общественная деятельность ограничивается применением существующих установлений, в нее не может и не должна вмешиваться верховная власть государства: управляет закон, а не законодатель. Другое дело, если являлась необходимость что-либо изменить в установленных законом порядках или только допустить уклонение от этих порядков в каком-нибудь отдельном случае; тогда и по римскому государственному устройству гражданство принимало на себя деятельную роль и пользовалось своею верховною властью при содействии царя или того, кто заменял царя на время междуцарствия. Подобно тому как правовые отношения между правителем и управляемыми освящались в форме договоров посредством словесных вопросом и ответов, так и всякий верховный акт общины совершался путем запроса (rogatio), с которым царь обращался к гражданам и который принимался большинством курий; в этом случае курии без сомнения могли и отказать в своем одобрении. Поэтому у римлян закон имел иное значение, чем мы это понимаем, — это было не предписание, данное монархом членам общины, а договор, заключенный между руководящими органами государственной власти путем ответа, данного на вопрос. Заключение такого законодательного договора было необходимо во всех тех случаях, когда приходилось вступать в противоречие с обычными правовыми порядками. Так, например, при обыкновенном применении права каждый мог беспрепятственно отдавать свою собственность кому пожелает только с тем условием, что немедленно передаст ее в другие руки; но по закону никто не мог без дозволения общины временно удерживать в своих руках собственность, которая должна перейти после его смерти к другому лицу, а такое дозволение община могла давать не только во время собрания на площади, но и во время приготовления к бою. Отсюда и произошли завещания. При обыкновенном применении права свободный человек не мог без одобрения общины ни утратить, ни уступить своего неотчуждаемого сокровища — свободы, а потому и тот, кто не был подчинен никакому отцу семейства, не мог без разрешения общины вступить в какое-либо семейство взамен сына. Отсюда adrogatio — усыновление. При обыкновенном применении права право гражданства может быть получено лишь путем рождения, и оно не может быть отнято; одна только община могла предоставить и отнять право патрициата, но и то и другое не могло иметь юридической силы без решения курий. При обыкновенном применении права преступника, признанного достойным казни, ожидала неизбежная смерть после того, как смертный приговор над ним уже был постановлен царем или заместителем царя; но так как царь мог только постановлять судебные приговоры, а не миловать, осужденный на казнь гражданин мог избежать смерти, если взывал к общине о помиловании и если судья позволял ему сделать такое воззвание.

Отсюда ведет свое начало provocatio (апелляция), которая дозволялась преимущественно не тому преступнику, который не сознавался в своем преступлении, хотя и был в нем уличен, а тому, который сознался в преступлении и указал на обстоятельства, смягчающие его вину. При обыкновенных законных порядках нельзя было нарушать договора, заключенного на вечные времена с каким-нибудь из соседних государств, разве только в том случае, если гражданство вследствие нанесенного ему оскорбления признавало себя необязанным исполнять условия договора. Поэтому его разрешение было необходимо для наступательной войны, но не было необходимо ни для оборонительной, вызванной нарушением договора со стороны другого государства, ни для заключения мира; впрочем, для наступательной войны обращались за разрешением, как кажется, не к обыкновенному собранию граждан, а к войску. Наконец во всех тех случаях вообще, когда царь замышлял какое-нибудь нововведение или изменение существующего обычного права, он должен был испрашивать согласия граждан; стало быть, право издавать законы издревле принадлежало царю и общине, а не одному царю. В указанных выше случаях и во всех других им подобных царь не мог совершить без содействия общины ничего такого, что имело бы законные последствия. Кто получал звания патриция от одного только царя, оставался по-прежнему не гражданином, и этот не имевший юридической силы акт мог вести только к фактическим последствиям. Поэтому, как ни было общинное собрание с виду стесненным и связанным в своих действиях, оно издревле было основным элементом римского общинного устройства и по своим правам стояло скорее выше царя, чем наряду с ним.

Помогите пожалуйста!!

1.Поясните связь между цивитас и сословиями римских граждан. 2.В чём различия в положении патрициев и плебеев в Риме? 3.Каковы были права и обязанности члена римской общины? 4.Найдите черты сходства в обустройстве Афин и Рима.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Krictina1959 08.03.2018

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Ответы и объяснения

Ответы и объяснения

  • Iilusha
  • середнячок

1)Главным результатом борьбы патрициев и плебеев, продолжавшейся более двух веков, стал общественный компромисс и консолидация римского общества. В ходе этой борьбы были ликвидированы остатки родового строя, созданы условия для развития рабовладельческих отношений и окончательного оформления римской цивитас.

Римская гражданская община была аналогичной эллинским полисам. Слившиеся патрицианские и плебейские сословия образовали единый гражданский коллектив. Установление земельного максимума не только ограничило рост крупного землевладения, но и законодательно оформило право цивитас на верховное распоряжение всей землей. Был твердо установлен принцип обусловленности права на землю принадлежностью к гражданской общине, которая брала обязательство наделить гражданина землей или иными средствами к существованию. Таким образом в Риме утвердилась античная форма собственности.

Римская цивитас, как и греческий полис, представляла собой коллектив граждан, осуществлявший функции государства. Нераздельное единство прав и обязанностей граждан реализовывалось и во владении землей, и в воинской службе, и в управлении государством. Положение римлянина было обусловлено непременным наличием трех состояний: принадлежности к римской общине, к ветви римского рода и к свободным людям. Следствием этого положения были права, главными из которых считались: право вступать в законный брак, право владеть имуществом и вести дела под охраной римских законов, право участвовать в комициях и право быть избранным на почетные должности.
2) Патриций — в древнем Риме — лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.
Плебей — в древнем Риме — человек из низших классов свободного (т. е. не состоявшего в рабстве) населения, первонач. не пользовавшихся политическими правами

Так что различие положения разительное: одни на вершине классовой пирамиды, другие — в её основании.
3) Член гражданской общины — гражданин имел право участвовать в народных собраниях, в принятии решений, важный для всей общины. В то же время он должен был выполнять многие обязанности, прежде всего выступать в составе войска во время войны.
4) Оба древних государства были республиками (в наши дни под республикой понимают государство, в котором правителей выбирают на определенный срок); высшая власть принадлежала Собранию граждан. Рядовые римские граждане сравнительно с гражданами Афин играли в управлении меньшую роль.

Права граждан римской общины

ИТАЛИЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

В ходе борьбы за Италию сложилось своеобразное политическое целое — федерация италийских государств и племен под главенством Рима. Она оформилась окончательно к 60-м годам III в., т. е. .к началу лунийских войн. Природу, этой федерации нелегко разгадать. Она складывалась исторически, и не всегда в процессе ее образования можно проследить сознательную регулирующую волю. Часто сила обстоятельств заставляла нарушать принципы, положенные в ее основу. К тому же сложная политико-юридическая форма, в которую было облечено господство Рима, затрудняет понимание его классовой природы. Познакомимся сначала с этой политико-юридической формой.

Свободное население Италии делилось в основном на шесть категорий.

1. Римские граждане (cives Romani) — эта категория включала в себя членов правящей римской общины, обладающих всей совокупностью политических и гражданских (в узком смысле слова) прав. Они жили как на территории самого Рима, так и на землях, непосредственно принадлежавших римской общине (ager Romanus) по праву завоевания. Римские граждане были приписаны к той или другой трибе (число триб в III в. дошло до 35), входили в имущественные классы и центурии, могли принимать участие в римских народных собраниях и т. п.

К числу римских граждан принадлежали и члены гражданских колоний (coloniae civium Romanorum). Такие колонии, как мы видели, основывались со стратегическими целями и первоначально имели чисто военный характер. Но во II в., с эпохи Гракхов, колонии стали основывать с целью наделения землей неимущих граждан, причем их начали выводить и за пределы Италии, в провинции. Наконец, со времени Суллы (начало I в.) колонии основывались для того, чтобы вознаградить бывших солдат (ветеранов),

Из гражданских колоний III в. нам известны Анций, Таррацина, Остпя, Понтия, Сена Галльская и др.

Колонисты сохраняли полные права римского гражданства: они числились в трибах, имели право участвовать в комициях и быть выбранными на любую государственную должность, несли военную службу в легионах и т. п. По идее, гражданские колонии представляли одно целое с римской общиной и поэто-

му вначале не имели самоуправления. Но практически это создавало большие неудобства, и поэтому с конца IV в. у них стали появляться органы местного самоуправления: выборные магистраты, сенат (общинный совет) и проч.

Впервые такое самоуправление получил Анций (в 317 г.), а затем оно распространилось и на другие колонии этого типа.

Муниципии, или общины с правом голосования

2. Граждане муниципий (municipia civium Romanorum) — этим термином обозначались бывшие иностранные общины, получившие полные права гражданства.

Первой такой общиной был Тускул (381 г.), затем муниципальные права получили Ариция и другие общины северного Лация.

Муниципии имели полные права гражданства и поэтому назывались общинами с правом голосования (civitates cum suffragio). Но так как исторически они возникли из самостоятельных полисов, хотя и родственных по своему этническому составу римлянам, то сохранили широкое право самоуправления. Граждане муниципиев (муниципалы), как и все остальные римские граждане, были приписаны к трибам, участвовали в комициях, служили в легионах и проч. Самоуправление их строилось по типу государственных органов Рима (комиции, сенат, магистраты).

Общины без права голосования

3. Граждане общин, не имевших права голосования (civitates sine suffragio) — исторически эти общины также возникли из иностранных полисов, подчиненных Римом, и сохранили право самоуправления (хотя и несколько ограниченное). Но римское правительство вначале не давало им полных прав гражданства. Их жители могли вступать в законный брак с римскими гражданами, их собственность находилась под защитой римских законов, но они не могли принимать участия в комициях и быть избранными на римские государственные должности. Воинскую повинность они несли не в легионах, а в особых вспомогательных войсках.

Гражданство без права голосования было впервые даровано в середине IV в. общинам аврунков. Его также имели Цере, Неаполь и другие кампанские города.

В дальнейшем civitates sine suffragio были повышены в ранге и переведены в разряд civitates cum suffragio, т. е. муниципиев.

4. Граждане так называемых «латинских колоний» (coloniae Latinae) — выше уже говорилось о том, как возникла эта своеобразная категория италийских поселений. Это были колонии военного типа, основанные общинами, входившими в латинскую федерацию. Но, хотя латинский союз после 338 г. прекратил свое существование, колонии с латинским правом продолжали создаваться. Часто они состояли из римских граждан, иногда права латинской колонии давали и нелатинским общинам. Латинские колонии рассматривались как самостоятельные общины, обладавшие полной автономией вплоть до права чеканки монеты (это право, впрочем, было ограничено в 60-х годах III в.). Их жители служили не в легионах, а в особых войсковых единицах (когортах), находившихся под верховным командованием римских военачальников. Жалованье им должна была уплачивать та община, которая выставила данный контингент. Иногда латинские колонии облагались особым налогом.

Граждане латинских колоний не являлись римскими гражданами. Но в том случае, если они переселялись на постоянное жительство в Рим, они получали права полного римского гражданства. Однако в дальнейшем эта привилегия была ограничена.* Местные власти стали жаловаться, что слишком много жителей переселяется в Рим и поэтому колониям трудно поставлять требуемые с них военные контингенты. Тогда право получения римского гражданства было ограничено только теми колонистами, которые в течение годового срока несли какую-нибудь выборную государственную должность у себя дома.

В III в. латинских колоний было около 30. В числе их Сутрий, Непете, Аримин, Адрия, Беневент, Венузия, Луцерия, Брундизий, Цирцеи и др.

5. Союзники (socii) — это была самая многочисленная категория италиков. Исторически она возникла таким образом: Рим заключал с той или иной общиной, побежденной на войне, союзный договор, рассматривая ее как независимое государство. Договоры могли быть самыми различными, но, как правило, союзники сохраняли государственную самостоятельность, с одним только существенным ограничением: они не могли вести внешней политики, которая оставалась в руках Рима. Обязанности союзных общин по отношению к Риму сводились исключительно к поставке и содержанию воинских контингентов. Как и об-

* Впервые для Аримина, основанного как латинская колония в 268 г.

щины с латинским правом, союзники служили не в легионах, а в когортах; конные единицы назывались alae (ala — собственно «крыло»). Приморские города («морские союзники») должны были поставлять Риму суда и экипажи для них. Государственное устройство союзных общин в целом подражало римскому (комиции, сенат, магистраты), но с некоторыми местными особенностями.

К числу союзников принадлежали самнитские племена, греческие города Тарент, Кротон, Локры, Фурии, Велия, Регий и др.

6. Подданные — последнюю и самую бесправную категорию италийского населения составляли те племена и общины, которые полностью сдавались на милость победителя — Рима. Они обычно и назывались «сдавшиеся» (dediticii (мы переводим это словом «подданные»)). Они не пользовались почти никакими правами, не могли носить оружия и были подчинены империю римских магистратов и промагистратов, имевших военное командование в Италии.

На положении dediticii находились некоторые племена южной Италии, например, бруттии. Эта категория получила особенное распространение после II пунийской войны, когда перешедшие на сторону Ганнибала племена были наказаны лишением самостоятельности.

Характер римского управления Италией

Что представляла собой италийская федерация? Больше всего она напоминала греческие симмахии типа афинской морской державы (архе), но с тем отличием, что в Италии правовая дифференциация общин была проведена гораздо резче. Италия под властью Рима отнюдь не являлась территориальным национальным государством. Это была федерация автономных и полуавтономных полисов и племен, фактически подчиненных Риму. Такой характер италийского государства вытекал из природы рабовладельческого полиса как самодовлеющего и замкнутого целого и из характера рабовладельческой экономики, не способной создать единый национальный рынок, а следовательно, и единое территориальное государство.

Мы уже говорили, чем объяснялись различия в юридическом положении отдельных членов италийской федерациипо отношению к Риму: с одной стороны, Рим должен был считаться с удельным весом покоренных общин; совершенно очевидно, что родственный по культуре Тускул или богатую Капую нельзя было ставить на одну доску с некультурными бруттиями; с другой стороны, римское правительство проводило сознательную

политику разъединения, ставя италийские общины в различное правовое положение; в духе той же политики римляне всегда и неизменно поддерживали в завоеванных общинах аристократию, что давало возможность опираться на нее в нужных случаях.

В управлении Италией Рим придерживался сравнительно мягкой тактики: завоеванным, как мы видели, предоставлялась известная внутренняя самостоятельность, а некоторым — даже права римского гражданства. Как правило, они не платили налогов, если не считать «налога крови», т. е. обязанности выставлять вспомогательные войска. Завоеванным общинам оставлялась значительная часть их земель, обычно от 1/2 до 2/3. Остальная земля отбиралась. Она частью обращалась в ager publicus и сдавалась в аренду, частью продавалась желающим (в том числе и ее бывшим владельцам), частью раздавалась бесплатно римским гражданам в виде мелких участков.

Такая мягкая политика по отношению к италикам стояла в резком противоречии с более поздней провинциальной политикой Рима. Население провинций рассматривалось как абсолютно бесправная масса подданных, облагалось высокими налогами и т. п. Эта разница объяснялась несколькими причинами. Начнем с того, что завоевание провинций произошло главным образом во II — I вв. до н. э., в период расцвета римского рабовладельческого хозяйства, которому нужны были огромные количества рабов, денег, хлеба и проч. Этим и объясняется крайняя жестокость римской провинциальной политики. Что же касается Италии, то в период ее завоевания римское хозяйство было еще довольно примитивным, поэтому у римлян отсутствовали стимулы для интенсивной эксплуатации италиков. К этому присоединялись и соображения политического характера: недовольство италиков было гораздо опаснее для Рима, чем недовольство далеких провинциалов. Поэтому римское правительство считало целесообразным не раздражать италиков. В дальнейшем эта разумная политика блестяще оправдала себя:

во время войны с Ганнибалом средняя Италия осталась верна Риму, и это было одной из главных причин поражения карфагенян. Наконец, известную роль играло этническое и культурное родство римлян со многими италийскими племенами. Провинциалы же принадлежали к народам, чуждым римлянам и по происхождению, и по языку, и по обычаям.

Завоевание и объединение Италии имели огромное историческое значение как для Рима, так и для самой Италии. Рим, опираясь на материальные ресурсы полуострова, в частности на неисчерпаемые запасы людского материала, мог решать те огромные задачи в области внешней политики, которые стояли перед ним в течение III и II вв. Экономика Рима, не поднимав-

шаяся в V в. выше уровня примитивного рабовладельческого хозяйства, в III в., благодаря захвату новых территорий, развитию обмена, росту денежного хозяйства вообще и увеличению количества рабов, достигла степени законченной рабовладельческой системы. Значительно выросла и усложнилась римская культура благодаря более близкому знакомству римлян с греками южной Италии.

Что же касается населения Италии, то и для него установление римской власти означало большие сдвиги во всех областях жизни. Римские завоевания ускоряли распад общинно-родовых отношений, которые еще сохранялись у многих италийских племен. Римляне захватывали у побежденных часть земли и тем подрывали мелкую собственность италиков. Римская система сдачи в аренду пли продажи конфискованных земель стимулировала рост крупной земельной собственности и денежного хозяйства. К тому же, как мы видели, римляне в своей политике систематически поддерживали крупнособственнические элементы в подчиненных общинах. Это также ускоряло концентрацию земли и пролетаризацию мелких производителей — крестьян. Все это подготовило тот огромный экономический переворот, который произошел в Италии во II в. до н. э.

Римские граждане

Римские граждане (cives Romani) — эта категория включала в себя чле­нов правящей римской общины, обладающих всей совокупностью полити­ческих и гражданских (в узком смысле слова) прав. Они жили как на тер­ритории самого Рима, так и на землях, непосредственно принадлежавших римской общине (ager Romanus) по праву завоевания. Римские граждане были приписаны к той или другой трибе (число триб в III в. дошло до 35), входили в имущественные классы и центурии, могли принимать участие в римских народных собраниях и т. п.

К числу римских граждан принадлежали и члены гражданских коло­ний (coloniae civium Romanorum). Такие колонии, как мы видели, осно­вывались со стратегическими целями и первоначально имели чисто во­енный характер. Но во II в., с эпохи Гракхов, колонии стали основывать с целью наделения землей неимущих граждан, причем их начали выво­дить и за пределы Италии, в провинции. Наконец, со времени Суллы (на­чало I в.) колонии основывались для того, чтобы вознаградить бывших солдат (ветеранов).

Из гражданских колоний III в. нам известны Анций, Таррацина, Остия, Понтия, Сена Галльская и др.

Колонисты сохраняли полные права римского гражданства: они числи­лись в трибах, имели право участвовать в комициях и быть выбранными на любую государственную должность, несли военную службу в легионах и т. п. По идее, гражданские колонии представляли одно целое с римской общиной и поэтому вначале не имели самоуправления. Но практически это создавало большие неудобства, и поэтому с конца IV в. у них стали появляться органы местного самоуправления: выборные магистраты, се­нат (общинный совет) и проч.

Впервые такое самоуправление получил Анций (в 317 г.), а затем оно распространилось и на другие колонии этого типа.

Похожие главы из других книг

Граждане города

Граждане города Имущий класс в городах был представлен купцами и предпринимателями, богатство которых было результатом установления торговых связей с дальними странами, развития текстильной промышленности и банковского дела. Объединившись в корпорации, они создавали

Граждане иностранных государств

Граждане иностранных государств Хотя во время войны количество дивизий СС, сформированных с привлечением иностранных добровольцев (прежде всего фольксдойче[99]), было довольно значительным, тем не менее на посты командиров дивизий иностранные добровольцы назначались

Глава Х. АДМИНИСТРАЦИЯ И ГРАЖДАНЕ.

Глава Х. АДМИНИСТРАЦИЯ И ГРАЖДАНЕ. Образование в Риме замкнутого круга правящей олигархии. Ослабление администрации. Перемена в отношениях к союзникам и провинциям. Роль гражданства в управлении государством. Партия реформ и партия демократическая.Выше мы уже говорили,

Римские граждане

Римские граждане Римские граждане (cives Romani) — эта категория включала в себя чле­нов правящей римской общины, обладающих всей совокупностью полити­ческих и гражданских (в узком смысле слова) прав. Они жили как на тер­ритории самого Рима, так и на землях, непосредственно

Варвары и граждане

Варвары и граждане Так существует ли русская нация? Гибель Российской империи по крайней мере подтверждает опыт по ее выращиванию, который едва ли оказался удачным. «Старуха у разбитого корыта», какой мы застаем Россию в 1917 году, вскоре лишится даже собственного имени.

Почетные граждане Байконура

Почетные граждане Байконура 1. Шубников Георгий Максимович — генерал-майор инженерно-технической службы, начальник строительного управления2. Нестеренко Алексей Иванович — генерал-лейтенант артиллерии, начальник полигона3. Королев Сергей Павлович — академик,

Глава 14 Как делаются «полезные» граждане

Глава 14 Как делаются «полезные» граждане Основные наказания — Выстуженная темница — «На комаров!» — Средневековая пытка — Массовые расстрелы более не нужны Руководители Коммунистической партии заявляют: «Северные лагеря особого назначения по своей сути являются

Государства и их граждане

Государства и их граждане

Мы граждане

Мы граждане Римляне думали, что император к ним вернулся, но они не знали, где обретается его душа. Сам он полагал так: он живет в двух пространствах — как Антонин в Риме, как человек в мире. «А значит, — заключает Марк Аврелий, — что этим городам на пользу, то только мне и

Римские граждане

Римские граждане Римские граждане (cives Romani) — эта категория включала в себя чле­нов правящей римской общины, обладающих всей совокупностью полити­ческих и гражданских (в узком смысле слова) прав. Они жили как на тер­ритории самого Рима, так и на землях, непосредственно

Глава Х. АДМИНИСТРАЦИЯ И ГРАЖДАНЕ.

Глава Х. АДМИНИСТРАЦИЯ И ГРАЖДАНЕ. Образование в Риме замкнутого круга правящей олигархии. Ослабление администрации. Перемена в отношениях к союзникам и провинциям. Роль гражданства в управлении государством. Партия реформ и партия демократическая.Выше мы уже говорили,

1. ПОЛНОПРАВНЫЕ ГРАЖДАНЕ — СПАРТИАТЫ

«Граждане, послушайте меня…»

«Граждане, послушайте меня…» (Предисловие) В стране советской полуденной среди степей и ковылей Семен Михайлович Буденный скакал на рыжем кобыле. Он был во кожаной тужурке, он был во плисовых штанах, он пел народну песню «Мурка», пел со слезою на усах. И вот, когда уж эта

ГЛАВА 9. ПРОСИТЕЛИ И ГРАЖДАНЕ[126]

ГЛАВА 9. ПРОСИТЕЛИ И ГРАЖДАНЕ[126] «Кто только не писал писем в высшие инстанции на самые металлические имена. Грандиозные груды писем, если они сохранятся, настоящий клад для историка»<291>, — писала проницательный антрополог советской повседневности Надежда Мандельштам и

Граждане XXI века

Граждане XXI века В благоустроенном, разумно управляемом городе должен быть перспективный план развития городского ландшафта, с указанием для каждого домовладения как желательных, так и предельно возможных высот, этажности, назначения, с указанием необходимых

Брюки-граждане

Брюки-граждане «Именно в начале революции появилась мода на большие кюлоты — собственно брюки; до этого были кюлоты на подвязках и короткие», — вспоминает Луи Симон<60>. Производитель кисеи из герцогства Мэн, он, естественно, был удивлен этим феноменом: что это за «мода»,

Еще по теме:

  • Ст 72 2 тк рф с комментариями Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только […]
  • Закон об амнистии беларусь Адвокат Якушев Виталий Викторович +375 (29) 667-35-78 +375 (17) 327-79-75 Минск Список публикаций Закон об амнистии 2015 в Беларуси В настоящей статьей я расскажу об основных положениях […]
  • Саратов займ под залог недвижимости Саратов займ под залог недвижимости Займ под залог недвижимости (Саратов) Я - Зубов Вадим Васильевич - даю займ под залог недвижимости в Саратове и Энгельсе. Моя ставка самая низкая в […]
  • Гражданский кодекс рф увольнение Особенности увольнения работника по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ Автор: Олег Ознобихин Олег Ознобихин, специалист по трудовому праву, юридический центр «Практика» (г. […]
  • Куплю земельный участок в пермском крае Продажа земельных участков в регионе Пермский край Банк ФК Открытие предлагает приобрести земельный участок (S=67000 кв.м.) в Добрянском районе, рядом с д. Городище (между КП Пальники и КП […]
  • Ликвидация ооо комиссия Ликвидация ооо комиссия К сожалению, во время финансового кризиса все большее количество предприятий вынуждено закрываться. Ликвидация – достаточно хлопотная процедура, сопровождаемая […]