Последствия развода для девочек

Влияние развода на детей. Как облегчить переживания?

Когда разрушается семья, страдают не только супруги, но и их дети, это известно всем. Развод родителей – это всегда психологическая травма для ребёнка, последствия которой могут проявляться спустя годы. Можно ли это предотвратить?

Да, безусловно, в какой-то мере родители могут облегчить своему сыну или дочери переживания в этот сложный период. И для начала нужно постараться понять, что происходит в душе ребёнка. Рассмотрим подробнее влияние развода на детей.

Влияние развода на детей. Психологические последствия развода.

Неблагоприятное воздействие на ребёнка начинается еще до окончательного разрыва. Если малыш или подросток постоянно наблюдает ссоры родителей, у него может возникнуть страх и желание спрятаться, замкнуться в себе.

Слыша, как родители обсуждают вопрос, кому остаются дети после развода, он понимает, что маме и папе нет до него дела, и чувствует себя лишним. В этом случае дети могут убегать из дома, они чаще других становятся жертвами дурных и опасных привычек.

После расторжения брака родителей в душе ребёнка возникает целая буря чувств. В зависимости от возраста развод родителей переживается по-разному. В возрасте 5-6 лет ребёнок очень привязан к родителям. Мальчики борются за внимание мамы. У девочек формируется привязанность к отцу. Уход его из семьи в это время часто расцениваться дочерью как предательство. Обида может проявиться и во взрослой жизни в виде негативной установки по отношению к другим мужчинам.

Когда ребёнку исполняется 9-10 лет, он начинает копировать поведение родителя одного с ним пола. В это время для мальчика очень важным становится общение отцом, а для девочки – с мамой. Разлука с кем-то из родителей в этом возрасте всегда переживается очень тяжело и бывает связана с чувством вины. Ребёнок может неосознанно считать себя виноватым в том, что родители развелись. До 12 лет практически все дети чувствуют себя «ущербными», не такими как все, если их родители разводятся.

Они становятся замкнутыми и агрессивными, избегают общения со сверстниками, могут прогуливать школу. Нарушение привычного уклада приводит к возникновению у ребёнка повышенной тревожности, страха перед будущим. Семья, которая ранее казалась ему нерушимым оплотом, разваливается. И теперь он не знает, как ему жить дальше. Такое влияние развода на детей возможно, если родители не попытаются подготовить ребёнка к предстоящему расторжению брака, а также не поддержат его после.

Пока взрослые решают свои проблемы, думают о том, как пережить развод, дети, как правило, оказываются брошенными. Они могут не понимать, что происходит, погружаются в собственные переживания и обиды. Чтобы этого не произошло, необходимо поговорить с ребёнком о том, что такое развод.

Подчеркните, что вы больше не будете вместе с его папой (мамой). Это необходимо, для того чтобы ребёнок принял сам факт происходящего. Если он отрицает, что в его жизни произошли перемены, делает вид, что все осталось по-прежнему, травма будет иметь последствия во взрослой жизни.

Объясните ему спокойно и просто, как он будет жить дальше. Останется ли он на прежнем месте или переедет? Как часто он будет видеться с папой (мамой)? Не запрещайте малышу выплёскивать гнев и плакать. Ему необходимо освободиться от негативных эмоций, и, чем скорее он сможет это сделать, тем лучше.

Ни в коем случае не настраивайте ребенка против ушедшего из семьи родителя. Это огромная ошибка, которая, чаще всего, ведет к тяжелым последствиям. Если подросток может уже самостоятельно оценить происходящее, то малыш 7-8 лет оказывается в растерянности, если выясняется, что папа, которого он так любит, на самом деле, плохой человек и предатель.

Возникшее в сознании несоответствие очень трудно преодолеть. Ребёнок может начать врать, он теряет доверие к родителям, становится неуправляемым. Чтобы этого не произошло, обязательно объясните ребёнку, что развод – это было ваше общее решение, постарайтесь убедить его в том, что никто в этом не виноват. Большое значение имеет реакция родителей на развод. Если мать или отец оказываются в депрессии, атмосфера в семье становится угнетающей, и это не может не оказать пагубного влияния на психику ребёнка.

Родителям необходимо учиться контролировать своё состояние, а для этого нужно его полностью осознать.

Если родители могут отстраниться от собственных переживаний, уделить внимание ребёнку, помочь ему преодолеть обиды и страхи, то новая жизнь после развода начнётся гораздо быстрее. Если дети чувствуют себя защищёнными и понимают, что могут сохранять хорошие отношения с обоими родителями, влияние развода на детей будет сведено к минимуму.

  • Материал подготовила: Чиркова Наталия, психолог-консультант (РГГУ, Москва)
  • Друзья! Тема следующей статьи «Как справиться с депрессией после развода? Советы психолога.» — категория: Сложности развода. Чтобы не пропустить её, вы можете подписаться на рассылку on line журнала по электронной почте.
  • Предлагаем вам ознакомиться с полным списком статей, на главной странице Познавательного журналаBeautyHuman.ru

Теги:дети и семейный развод

Я думаю все зависит от ребенка! И от того в каком он возрасте. Если ребенок взрослый то тут проще сложится ситуация! Ему всегда можно объяснить «почему так» вышло! Он поймет! Но самое важное не запрещать ребенку общаться с обеими родителями после развода, так как это может привести ребенка к ненависти.

К сожалению, чаще всего в разводе родителей дети винят себя. По-моему, важно не забывать про ребенка и все правильно ему объяснить, чтобы в будущем уже он смог строить крепкие отношения.

Разве можно уменьшить боль от разлуки с одним из родителей? Как ни готовить ребенка — травма все равно будет. Смягчить попытаться, конечно, можно, но не факт, что даже если правильные шаги и бережное отношение к ребенку продемонстрируют оба родителя, то ребенок сможет принять факт развода. Но я согласна, что если сохранить хорошее отношение к бывшей половине, то это может стать той единственной соломинкой, которая хоть как-то поможет ребенку выстоять в этой ситуации.

Последствия развода 427

Среди специалистов нет однозначного мнения о том, как сказывается развод на родителях и детях. Для кого-то развод превращается в серьезный жизненный кризис, вызывает тяжелый стресс, для других это освобождение, начало изменений к лучшему. Если муж — законченный пропойца, все тащит из дому и только развращает детей, то для женщины лучше развестись и попытаться построить жизнь еще раз.

Последствия развода для взрослых. Как бы то ни было, развод не проходит бесследно. Он сказывается и на эмоциональном благополучии человека, и на состоянии его здоровья; порождает серьезные юридические проблемы; осложняет экономическое положение разведенных; изменяет взаимоотношения с ближайшим социальным окружением; ставит острые проблемы, связанные с выполнением родительских ролей. Разведенным приходится одновременно адаптироваться к распаду брака и формировать новый стиль жизни.

Известно, что заболеваемость и смертность разведенных выше, чем состоящих в браке. Имеются данные, подтверждающие прямую связь между распространенностью разводов и частотой самоубийств. Среди тех, кто страдает психическими расстройствами всех типов, доля разведенных значительно превышает долю состоящих в браке.

Разного рода заболевания нередко следуют за наиболее стрессогенными событиями в процессе распада брака. Результаты американцев показывают, что разведенные больше подвержены алкоголизму, чем семейные. Напротив, данные, российских ученых свидетельствуют о противоположном влиянии развода на потребление алкоголя.

Финансовый статус разведенных хуже, чем состоящих в браке. В США и России, которые сравнивали авторы книги «Семья на пороге третьего тысячелетия» (М., 1995), развод сильнее сказывается на женщинах. Их экономическое благосостояние зависит от брачного статуса. Оно ухудшается в результате развода и улучшается, если женщина вступает в повторный брак.

Негативные последствия развода особенно болезненны для молодых матерей и пожилых женщин. Одинокие женщины с детьми чаще других попадают в группу бедных и работают полный рабочий день. У них выше уровень стресса, они чаще выражают беспокойство по поводу недостатка времени, денег и сил для ухода за детьми.

Пожилых женщин порой называют уволенными домохозяйками из-за их неспособности найти на рынке труда работу, обеспечивающую им необходимый прожиточный минимум. Многие из них вообще нигде не работают, другие заняты лишь частично. Разведенные женщины вынуждены менять лучшую квартиру на худшую, ужиматься в потребностях, продавать нажитое, устраиваться на непристижную работу, отказываться от привычного образа жизни, а иногда и от старых друзей (прежде всего друзей мужа). Резко сужается разнообразие форм проведения досуга, а многие коротают его в одиночестве. В исследованиях респонденты жаловались на то, что стесняются в одиночку появляться в театре, на выставке, в гостях.

Американские ученые установили, что распад брака прямо связан с бедностью: после развода доход 30% женщин упал настолько, что они попали в категорию бедных. Оказывается, они не в состоянии зарабатывать достаточно денег, чтобы компенсировать утрату заработка мужа, а также покрывать расходы на ребенка даже с учетом получения алиментов, которые выплачиваются нерегулярно и невелики по размерам. В России проблема осложняется необходимостью делить жилье, которого и так не хватает. В результате какое-то время после развода 70% бывших супругов вынуждены проживать в одной квартире. Но и после разъезда часто приходится менять благоустроенную 2—3-комнатную квартиру на однокомнатную квартиру или комнату в коммуналке. По данным И. Зариньша, 25% разведенных супругов не вступали в повторный брак из-за отсутствия отдельной квартиры*.

* Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 81—83.

Но и в Америке есть что делить. Самая дорогая часть имущества, дом, и в США, и в России остается у женщины с детьми. В одних случаях бывшая жена должна выплатить мужу причитающуюся ему часть стоимости дома, в других дом продается, а вырученные деньги делятся. Разделу подлежат также домашняя утварь и мебель, автомашины, акции и другие ценные бумаги и накопления. У мужей чаще, чем у жен, оказываются всевозможные накопления — пенсии, страховки, различные виды социального обеспечения. Они сохраняются за сильной половиной, которая, правда, должна расплатиться по семейным долгам.

Состояние психологической опустошенности, эмоционального стресса и панического страха, наступивших после развода, ученые называют«травмой развода». Сюда включаются и те нарушения в психике, поведении, ценностном мире родителей или детей, которые произошли после развода и были им спровоцированы. «Травма развода» усиливается с увеличением возраста разводящихся и стажа брака. Согласно данным, женщины сильнее переживают распад брака, чем мужчины. Но зато они и приходят в себя быстрее, легче переносят одиночество.

Восстановление психического равновесия и приспособление к новым социальным условиям называют адаптацией к послеразводной ситуации. У мужчин и женщин, молодых и старых, бедных и богатых, представителей разных культур она происходит неодинаково. В американской культуре крушение семьи рассматривается как серьезная неудача в личной жизни, а неудачники не вызывают сочувствия у окружающих. Прежде всего это относится к мужчинам. Они острее чувствуют свою долю отвественности и дольше выходят из кризиса.

Напротив, в России развод считается серьезной социальной и нравственной драмой, причины которой не всегда зависят от самих людей. Разведенным сочувствуют, они получают утешение и моральную поддержку.

Молодые люди быстрее обретают эмоциональное равновесие и привыкают к новому стилю жизни. У них лучше перспективы для вступления в повторный брак. Психическое самочувствие оказывается более тяжелым в тех случаях, когда предразводный период непродолжителен, когда инициатива развода принадлежит другому супругу; когда сохраняется любовь к партнеру. Последнее встречается достаточно часто. По данным Н.Я. Соловьева и Т.А. Гурко, немалая доля бывших мужей и жен сожалеют о разводе и желали бы вернуться в прежнюю семью*.

* Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 81.

Последствия развода для детей. Некоторые ученые полагают, что развод не привлекал бы к себе столь пристального внимания, если бы не затрагивал благополучия детей. Около 60% разводящихся пар в США и России имеют несовершеннолетних детей. Однако наличие детей не удерживает родителей от развода. Ежегодно 1 млн детей в США и более 500 тыс. в России остаются с одним родителем.

Мало кто из детей хочет, чтобы их родители развелись.

Дети страдают от развода родителей, но его воздействие на них ослабевает с течением времени и многие возвращаются к привычному образу жизни. В США разведенные отцы часто не принимают участия в жизни своих детей и значительное число не оказывает должной финансовой помощи. В СССР ситуация была схожей: отцы после развода порывали связи с детьми. Причем чем моложе ребенок, тем меньше вероятность того, что отец будет участвовать в его воспитании на постоянной основе.

Еще больше эта вероятность снижается в случае девочек. СССР — общество, познавшее феномен безотцовщины в двух поколениях (потери в двух мировых войнах), сейчас стоит перед опасностью сознательного отстранения отцов от воспитания детей в третьем поколении. Разводы — фактор морального и материального ущемления детей.

Известно, что личность человека формируется с ранних лет. И если в детстве ребенок был лишен тепла родительской любви, он может вырасти моральным уродом. Нередко эти люди бывают упорными и трудолюбивыми, но при этом — холодными и жесткими. Или просто несчастными. Незаконнорожденные и нелюбимые дети, к сожалению, частое явление в истории. Об этом свидетельствуют биографии знаменитых людей.

Сегодня среди ученых начинает преобладать точка зрения, чторазвод не отрицает института брака. Он отрицает определенный тип отношений в браке — отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет фундаментальную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашел счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это еще раз.

Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятия. То и другое равносильно закрепощению личности. Следует более осмысленно подходить к выбору партнера и, когда он произошел, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке. Брак крепок лишь тогда, когда каждый день люди работают над его укреплением. Здесь, как и в некоторых других важных сферах жизнедеятельности, огромную роль играет «труд души».

Последствия развода для детей

2. Последствия развода для детей

Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена действовали такие противоразводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В настоящее время, особенно в крупных городах, отношение общества к разводу меняется, двигаясь в противоположную сторону, и общественное мнение часто даже поддерживает тенденцию к разводу.

Общественное мнение рождает мифы о разводе, поддерживающие поведение, способствующее разводу. Здесь речь идет об утверждениях, которые выдаются за общественные истины, несмотря на то, что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:

· второй брак лучше, чем первый

· если брак не удался, то только развод может поправить положение

· для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей

· лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями

· после окончания периода развода все встанет на свои места и для детей

· если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям

Если один из партнеров находится под влиянием этих мифов, то их влияние может проявиться и на принимаемых решениях.

С. Кратохвил провел сравнительное исследование, охватывающее 118 детей из неполных (разведенных) семей. Результаты исследования утверждают, что дети из разведенных семей в среднем хуже адаптируются к новым условиям, чем дети из нормальных семей. Важными факторами снижения адаптивности являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелями которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Подобное настраивание прямо или косвенно влияет на ребенка и направленно, в первую очередь на то, что бы унизить в его глазах достоинство одного из родителей. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире. Наиболее действенным фактором, позволяющим снизить влияние неблагоприятных условий, является сильная эмоциональная связь между ребенком и некоторыми членами семьи, которая служит ребенку крепкой опорой.

Результату многих исследований показывают явное отрицательное влияние развода, но не дает однозначного ответа на вопрос: что лучше для развития ребенка развод или дальнейшая жизнь в семье с родителями, находящимися в постоянном и глубоком конфликте. Результаты свидетельствуют о том, что конфликтные отношения в семье оказывают большое отрицательное влияние на развитие детей, чем спокойная стабильная жизнь с одним из родителей, с которым у ребенка имеется положительная эмоциональная связь. С другой стороны некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери модель комплиментарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии.

Известно, что лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположного женскому и не воспринимают всего того, что пытается им привить мать. Выращенные без отцов мальчики оказываются менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.

Девочки, воспитанные без отцов, менее успешно формируют представление о мужественности, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Ввиду чего конфликтная, но полная семья может быть лучшим вариантом, нежели семья только с одним родителем. Решение этого весьма спорного вопроса, помимо всего прочего, по мнению С. Кратохвила, зависит от интенсивности и продолжительности семенного конфликта, от степени и характера патологии личности одного из родителей, а так же от настроенности ребенка против одного из родителей.

Итак, развод состоялся: нужно помнить о том, что семья для детей и взрослых значит совершенно разное. Взрослые создают семью сами, это их выбор их решение. Они стремятся к совместной жизни и начинают ее. Для ребенка все это – предыстория его существования, что-то, что было давно и не могло быть иначе. И если для взрослых развод – это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, то для ребенка расставание родителей — это разрушение среды обитания. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Дети же во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Так если мать воспринимает происходящее как страшную трагедию, скорее всего, аналогично будет чувствовать себя и ребенок. С этой точки зрения, по мнению психолога–консультанта Ю. Е. Алешина, родителям, по крайней мере, ради ребенка не следует фиксироваться на негативных аспектах переживаемой ситуации. Факты неумолимо свидетельствуют о том, что наибольший вред вашим детям наносит не сам развод, а последние несколько лет вашей неблагополучной семейной жизни.

Однако дети тоже полностью не свободны от воспоминаний. Они могут быть причиной старых обид; они часто принимают сторону того или иного родителя. Их верность разрушена. Часто они вынуждены жить не с тем родителем, чью сторону они занимали. Для детей переживания меняются от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.

Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше 2-3 лет) прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5-6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6-10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. В 10-11 лет у детей не редко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может вообще особенно не интересовать.

Важно чтобы дети поняли, что люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И точно так же сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношения.

Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей возможность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиваться взаимное доверие и любовь.

Если оба разведенных родителя окажутся зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми они могут вместе все продумать таким образом, чтобы их дети выиграли, а не проиграли. В многочисленных дискуссиях по этому поводу прошедших в последние годы на Западе обнаружилось, что равный вклад разведенных родителей в воспитание ребенка благоприятен для него.

Время, терпение и способность жить, утратив супружескую любовь, здесь крайне важны.

Другой важный вопрос, возникающий в послеразводный период регулирование встреч детей с родителями, в большинстве случаев с отцами. Оптимальным является добровольное с согласие родителей без суда; такие встречи надо предоставлять во всех случаях, когда отец может встретиться с ребенком (по договоренности с матерью) или когда ребенок этого захочет. Таким образом действительно создается ситуация близкая к условиям нормального функционирования семьи в отношении связи с детьми.

Очень важный вопрос о том, как должны строиться отношения с бывшим супругом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально благополучно. Если семейные дела вовлекают детей в денежные, имущественные и тому подобные проблемы, здесь важно достичь взаимных соглашений. Каким образом возможно включение/не включение бывшего супруга в новую жизнь? С этими вопросами связаны разнообразные проблемы по поводу посещения ребенка и алиментов. Решение этих проблем почти полностью зависит от того, в каких отношениях находятся после развода бывшие супруги. Если в них еще сохраняется напряжение, трудно принять правильное решение.

Когда между детьми и отцом существует много невыясненного, подобная ситуация порождает у ребенка комплекс неполноценности, всевозможные вопросы, ревность и т.д. Многие дети часто не общаются со своими отцами, женившимися повторно, потому что они и их новые семьи не готовы, да и не знают, как включить старших людей в семью. Прежней жене, к тому же, не легко пойти на то, чтобы дети посещали новую семью своего отца, ей не хочется делить их с другой женщиной.

Если прежний брак оказался неудачным, особенно для матери, она может воспринимать своих детей как символ боли и обиды. Многим родителям кажется, что, разводясь, они лишают ребенка будущего и переживание вины перед детьми, что часто усугубляет общее ощущение неуспеха и собственной обреченности связанное с разводом.

Каждый раз, когда у нее возникают неприятности с детьми, она вспоминает о прежних тяжелых временах и очень боится, как бы былые неприятности не оказали дурного влияния на ее отпрысков. Ситуация может очень осложниться особенно если матери покажется, что дети «отбились от рук».

Последствия развода для девочек

Влияние развода на развитие ребёнка

Развод, как считают психологи, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5 — 7-летние дети, и прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что

  • у 37,7% детей снижается успеваемость,
  • у 19,6% страдает дисциплина дома,
  • 17,4% требуют особого внимания,
  • 8,7% убегают из дома,
  • у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Вместе с тем некоторые психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не сам развод, а предшествующая ему обстановка в семье.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца. Это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. К тому же, когда молодая мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь нужный малышу процесс грудного вскармливания, так как от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко.

Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова не спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему в прямом контакте.

Но особенно тяжелая ситуация возникает тогда, когда мать по какой-то причине вынуждена, пусть даже временно, разлучиться с младенцем, отдать его в чужие руки.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей -это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Специалисты изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после развода. Их интересовали изменения поведения детей в игре, их отношений со сверстниками, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемых в семье конфликтов

Дети 2.5 — 3.5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними.

Дети 3.5 — 4.5 лет обнаруживали повышенную гневность, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм, для них было характерно проявление чувства вины за распад семьи.

У детей 5-6 лет также наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью, у детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки, но у наиболее уязвимых были нарушены сон и аппетит.

Согласно исследовательским данным наиболее, уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друга, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется.

Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка и его адаптация еще более осложняется, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу, а особенно, если идет настраивание ребенка одним родителем против другого.
Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье.

Осложняют процесс социальной адаптации детей настойчивые попытки родителя после развода устроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, у мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми.

Но отсутствие мужчины в окружении ребенка является важным фактором, но не определяющим. Воспитание ребенка в этой ситуации практически полностью ложится на материнские плечи. Поэтому отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития.

Развод для взрослых — это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, на которое они идут по собственной воле и из лучших побуждений.

Для ребенка расставание родителей — это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания. Поэтому переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия (своим поведением) с мнением и решением родителей. Взрослые же в добавление к этому, будучи не в состоянии контролировать собственные переживания, меняют свое отношение к ребенку, часто используют его в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций. А это естественно накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, так как дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых в столь кризисный для них период.

Виды неполных семей.
Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. Чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является ли семья полной или нет. Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только один родитель.

  1. Одни считают, что это всегда плохо,
  2. другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает,
  3. а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной, так как оставшийся родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи или ошибки на других членов семьи.

Несомненно, каждая из этих точек зрения в одинаковой степени может быть принята или опровергнута.

Хотя не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, все же наличие в ней обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают различные специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью.

Что же такое неполная семья? Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми оказывается возможным только по выходным дням, да и то несколько часов. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Примером может быть семья, в которой один из родителей занят бизнесом. Такие родители, как бы выключены из семейной группы, числятся в ней, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

Есть несколько причин, по которым образуется неполная семья:

  1. вследствие расторжения брака,
  2. внебрачного рождения ребенка,
  3. смерти одного из родителей или раздельного их проживания.

В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:

  1. Разведенная семья
  2. Осиротевшая семья
  3. Внебрачная семья

В зависимости от того, кто занимается воспитанием ребенка, выделяют следующие семьи:

С учетом того, что в условиях российской действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери и ребенка, т.е. является по сути материнской, мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка.

По количеству поколений в семье различают неполную простую — родитель и ребенок и неполную расширенную — родитель, ребенок и другие родственники.

Особенности каждого типа.
Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода отражаются на психике ребенка, обуславливая появление у него чувства неполноценности, стыда и страха. Поэтому естественны желание и надежда, особенно маленьких детей, на воссоединение отца и матери. Многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей, развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности.

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Характерным феноменом в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повешенной принципиальностью или дедушка. Следует учесть и то, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу.
Нередко дети, оставшиеся с матерью, становятся своеобразными козлами отпущения для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерным следствием такого поведения матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений. Такого же мнения придерживается детский психиатр М.И. Буянов. Самое страшное, по его словам то, что психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер. Тяжелых последствий при разводе родителей не бывает только в тех случаях, если он воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Осиротевшая семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы.

Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками со стороны умершего супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга. Даже после вступления в повторный брак такие отношения будит продолжаться, так как общество воспринимает брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребенка об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают о нем самое хорошее, возможно, даже несколько идеализируя. В этом случае все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет оставшийся родитель. Он теперь и отец, и мать. А это всегда не легко. Однако с точки зрения воспитания ребенка, здесь не должно возникнуть таких проблем, как в разведенной семье.

Внебрачная. Свои особенности имеет и такая разновидность семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, это не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Теперь обратимся к общим особенностям развития личности ребенка в неполной семье.
Каковы же перспективы воспитания детей в семье без отца? На этот счет существуют разные, часто противоречивые точки зрения, но почти все они сводятся к мысли от том, что отсутствие не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в
следующем:
Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встречались оба типа мышления: и мужской, и женский.

В ее основе — отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Согласно исследовательским данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.

Известно, что на развитие интеллекта влияют

  1. наследственность,
  2. социальное окружение,

• собственный опыт ребенка.

Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимым в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в этом случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Также наличие мужчины (отца) в семье влияет и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться.

Возможны и другие варианты, когда мнение отца относительно значимости академических успехов в дальнейшей жизни может стать определяющим и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. Особенно это касается девочек. В частности, причина их учебных неудач может быть связана с тем, что отец внушал дочери правила женского поведения в его наиболее традиционной форме: женщина слаба и пассивна, она требует от мужчины постоянной заботы и внимания, ее дело — дом и быт, всякие же науки, карьера и умственное развитие — прерогатива сильных мужчин . Результатом подобного мужского воздействия явилось то, что, точно определив свое место в жизни, девочка была совершенно удовлетворена собой, и постоянные тройки «с натяжкой» по геометрии и физике ее мало волновали.

Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием успешного, сильного и активного отца, а высокий уровень творческих способностей нередко отмечаются у детей, брошенных отцами. Есть также данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

Несформированность навыков поло-ролевого поведения.
Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми.

В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность . По мнению психологов, первые 5-7 лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5 — 7 лет, у девочек этот период более размыт (3-8 лет). Под влиянием социальных воздействий, которые в дошкольном детстве исходят главным образом от родителей, к 3-6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком.

У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны, и неуравновешенны, более робки.

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемами психосексуального развития личности .

  1. Затрудняется обучение детей навыкам общения с представителями противоположного пола;
  2. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери,поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Еще одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных,

  1. Живут только сегодняшним днем
  2. и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет.
  3. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь,
  4. они не желают строить планы на будущее.

Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество — единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят.

Что касается социальной зрелости и проявления социальной активности у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, в уменьшении роли отца в семье.

Дети не могут служить опорой
Помимо фактического отхода от ребенка живущего отдельно родителя, не менее тяжело отражается на ребенке и отход психологический, когда оставшийся с ним родитель настолько подавлен произошедшим, навалившимися проблемами и ответственностью или настолько занят нала­живанием совершенно новой для него жизни, что для ребенка не остается ни времени, ни душевных сил. И тут ребенок, особенно если он в подростковом возрасте, оказывается предоставленным самому себе или вынужден заботиться и о родителе, и о хозяйстве, и порой о братьях и сестрах. Часто мама делает дочь своей лучшей подружкой, что, несомненно, очень льстит ребенку, но только на первых порах. Поддерживать близкие, теплые отношения с ребенком очень важно и ждать от него сочувствия тоже вполне резонно. «Но родители всегда должны помнить, что, какова бы ни была ситуация, они в первую очередь и всегда — родители. Ребенок, а тем более в подростковом возрасте, должен иметь возможность опереться на родителя, а не наоборот», — советует известный психолог Л. Стейнберг.

Не так много исследований было проведено о долгосрочном эффекте развода, но из тех, что проводились, следуют выводы: многие разведенные родители в течение нескольких лет не могут справиться с эмоциональными проблемами и наладить нормальную жизнь (был взят десятилетний период после развода). В этих семьях дети преждевременно вынуждены оказывать не только родителю психологическую поддержку, но и, находясь под непосильным бременем ответственности за состояние родителя, брать на себя и все остальные проблемы. В подобных случаях под угрозой оказывается уже их собственное эмоциональное и психологическое состояние и развитие. Эти исследования выявили «затяжной» и так называемый «спящий эффект». Особенно у девочек. Что это значит? Что многие проблемы как бы оседают в подсознании. Когда наступает пора влюбленности, они чувствуют себя очень скованнонеизжитое чувство отверженности родителями в эти годы перерастает в интенсивное, неуправляемую боязнь предательства. Им трудно строить нормальные отношения и позжес мужчинами, с мужем.

Гипоопека — это безнадзорность
Матери-одиночки чувствуют на своих плечах столь тяжелый груз разнообразных обязанностей и ответственности, что не всегда его выдерживают и решают проблему так: пусть будет, как будет, пусть ребенок сам себя растит и воспитывает. Может, «свободное» воспитание — оно и к лучшему? Может, все само как-то образуется? Такие матери сводят общение с детьми к минимуму: накормить, как-то приодеть, вызвать врача, если что.

Подобная воспитательная политика называется гипоопекой — серьезным дефицитом внимания. И это другая крайность, таящая опасность и для совместных отношений, и для формирования характера ребенка. Даже из житейского опыта известно, что в группу риска больше всего детей попадает из неполных семей, где присутствие отцовской помощи и влияния никак не просматривается, а мать не обнаруживает желания одной тянуть лямку воспитательных трудов. Или, случается, хочет, да не умеет направлять поведение ребенка, входить в его проблемы, стать его старшим другом, опорой.

Гипоопека для ребенка не полнота свободы, а свидетельство равнодушия к нему, постоянно травмирующая его душу, ожесточающая ситуация. Нередко дети начинают совершать хулиганские поступки — в попытке (хоть и бессознательной) привлечь к себе внимание матери, надеются, что о его безобразиях услышит отец и явится для «разборки». Дети готовы перенести даже наказания — лишь бы при этом убедиться, что их судьба не совсем безразлична родителям, а значит, они им все-таки нужны.

Матери-одиночки сегодня не смущаются выстраиваться в очередь, чтобы сдать своего ребенка в «казенный дом», — пусть им занимаются тети, которые это умеют и зарплату за это получают. И не встречают особого общественного порицания.

Гиперопека — удушающая любовь

Неукротимое стремление держать под контролем каждую пядь лич­ного пространства ребенка, воспаленная любовь матери, вся жизнь кото­рой ужалась до ежесекундной заботы о любом его движении, действии, называется гиперопекой, а созданная ею общность, как бы не оставляющая «зазора» (ни охнуть, ни вздохнуть) — симбиотическим единством (сращи­ванием). «Делай, как мама говорит. Мама знает как лучше» — такова вос­питательная «речевка».

А он вдруг начал отдаляться, скрытничать, бросил все кружки и секции, а теперь еще и прогуливает школу, курит марихуану. Что же это творится?!
Когда мама приводит к психологу своего ребенка, ответившего на ее безумную любовь «черной неблагодарностью», — она бывает неприятно поражена, что, прежде всего, свою любознательность психолог переклю­чает именно на нее, и еще больше, когда выясняется, что психотерапев­тические занятия предлагаются не только сыну или дочке, но и ей самой

Возникает и зависимость: зависимость, которую ма­ма не просто оберегает — стережет. Все, что она делает, направлено на то, чтобы привязать его покрепче. Ребенок уже в старших классах, а разрешения и запрещения все те же, как чуть ли не в дошкольные времена. Личного прост­ранства у ребенка не остается. Ему не хватает воздуха, он задыхается, иногда в прямом смысле словавозникает астма.

Психологиче­ский тест обнаруживает глубинные чувства ребенка. Например, на ри­сунках «симбиотических детей» отражается интенсивная агрессия: невысказан­ный протест, затаенный гнев. И мама жалуется: иногда бывает немотивиро­ванно агрессивен, вроде бы ни с того ни с сего кого-то ударит, в том чис­ле ее. На самом деле ребенок пытается всего лишь защититься от страшного прессинга всеохватывающей опеки.

Для такой мамы — ошеломительное открытие, что ее попытка посто­янно услужить ребенку приносит ему вред.

В подростковом возра­сте, если ребенок не задавлен полностью — до полной пассивности, он пы­тается сбежать от удушающей его материнской заботы, приводя мать в от­чаяние. Девочкам и мальчикам из гиперопекающей семьи грозит стать подчиня­ющимися воле партнера существами. Они не способны настоять на своем, да­же если то, что они вынуждены делать по чужой воле, им не по душе. Это уже модель поведения: бывшие послушные, «хорошие» дети могут легко превратиться в «плохих». Они неинициативны и не умеют перестраивать свою жизнь, создавая более благоприятные для себя обстоятельства.

Им трудно согла­шаться с тем, что они имеют право и на свою собственную жизнь, как имеет это право и ребенок. Что общение должно объединять, но поле лич­ного пространства не должно быть оккупировано и любовь не должна па­рализовывать детскую волю

Защищая, как умеют, свое право хоть на ка­кую-то свободу, дети из гиперопекающей семьи хватаются и за наркоти­ки, и за бродячую жизнь, и за дружбу с сомнительными людьми».

Очень часто гиперопека начинает набирать силу после развода. После развода родителей ребенок испытывает тяжкие переживания, и матери особенно сильно хочется пожалеть и побаловать его. Но чрезмерные дозы ублажения могут принести трудно исправимый вред.

Ребенок воспри­нимает такое отношение (конечно, на бессознательном уровне) как неспособ­ность виноватой перед ним матери в чем-либо ему отказать или проявить твердость, наказывать даже за те проступки, которые наказания явно заслу­живают. Он начинает терять представления о твердых правилах, границах дозво­ленного и недозволенного—такой бунт может длиться месяцами и даже годами.
Самоконтроль ребенка ослабевает, и вдобавок неизбежны конфликты за по­рогом дома, где люди (в детском саду или школе) вовсе не склонны потакать при­тязаниям и эгоизму заласканного ребенка. Поэтому следует соблюдать меру — для пользы самого ребенка

Если мать постоянно руководит буквально каждым шагом ребенка, она как бы дает ему понять: «Ты сам для себя сде­лать ничего не способен. Я вынуждена все время надзирать за тобой, чтобы чего не случилось».

Ребенок принимает эти сигналы как недоверие к его си­лам и разумению. На самом деле девиз родителей (даже детей с ограниченны­ми возможностями) должен быть таков: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».

. Мать постоянно тискает и «лижет» ребенка, хотя он уже далеко не младенец, укладывает спать рядом с собой, оберегает от малейшего риска, обращается с ним, как с не­мощным.

Но чрезмерная опека — вид любви с нарушенными пропорциями взаимоотношений

Мать может очень стараться для своего ребенка — записывать в престижные спортзалы, хореографи­ческий кружок, на теннис, но на самом деле ею могут двигать главным образом стремления реализовать собственные несостоявшиеся амбиции и при этом она возлагает на ребенка ответственность за успешные результа­ты

Поэтому провал или неудачи на поприще, выбранном мамой для ре­бенка, он рассматривает как катастрофу

В конечном счете, дети гиперопекающей матери не вырастают в боготворя­щих свою родительницу взрослых людей. Нередко они винят ее в своих жизнен­ных неудачах, робости перед жизнью, укоренившейся привычкой зависеть от чу­жой сильной воли.

И что на это возразить? От чашки молока в день ребенок здоровеет, а вылей на него сразу бочку — захлебнется.

Еще по теме:

  • Исковое заявление на бездействие судебного пристава исполнителя образец Исковое заявление на бездействие судебного пристава исполнителя образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом […]
  • 119 статья упк рф Статья 119. Лица, имеющие право заявить ходатайство О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 части 4 статьи 56 и статьи 119 настоящего Кодекса учетом их нормативной взаимосвязи […]
  • Мировой суд оренбурга Мировой суд оренбурга Дзержинский районный суд города Оренбурга (Суд Дзержинского района города Оренбурга) Адрес: 460056, город Оренбург, Шарлыкское шоссе, 1. Телефон: +7 3532 36-43-88 […]
  • Гражданский кодекс рф ст 148 Главная | Семейный кодекс РФ | Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 1. Дети, находящиеся под […]
  • Коап ч3 ст 1216 В отношении меня составлен протокол по ст. 12.16 ч. 3 КОаП Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста - мой товарищ одолжил у меня машину на пару дней, через время и ее забрал в дворовом […]
  • Цены на земельный пай в днепропетровской области Эксперт назвал потенциальную стоимость гектара земли сельхозназначения В Украине действует мораторий на продажу земли такого типа. Гектар земли сельскохозяйственного назначения может […]