Порядок пересмотра дел по коап

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр вынесенных постановлений и последующих решений по делам об административных правонарушениях является альтернативной стадией производства, поскольку соответствующие процессуальные нормы применяются лишь в том случае, если обжалуется или опротестовывается постановление по делу, а затем решение и постановление по рассмотрению жалоб на постановление.

По сути, КоАП РФ предусматривает апелляционный порядок рассмотрения вышестоящими судьями жалоб на постановления судей, а также апелляционный и кассационный порядок рассмотрения судьями жалоб на постановления несудебных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, имея в виду не вступившие в законную силу постановления. Кроме того, Кодекс предусматривает возможность подачи надзорных жалоб на вступившие в законную силу постановления.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено заинтересованным в исходе дела участникам производства, указанным в ст. 25.1– 25.5.1 КоАП РФ.

В ст. 30.1 Кодекса установлен следующий инстанционный порядок обжалования постановлений, не вступивших в законную силу:

• вынесенных судьей – в вышестоящий суд;

• вынесенных коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

• вынесенных должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

• вынесенных иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба на постановление по делу поступила как в суд, так и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то ее рассматривает суд.

Постановление по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, которое значительно отличается от процессуальных норм КоАП РФ (см. ст. 207– 211 АПК РФ).

В 2011 г. в ст. 30.1 КоАП РФ включена норма, которая предусматривает право должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, обжаловать вынесенное судьей постановление по делу в вышестоящий суд. При буквальном толковании нормы ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП можно сделать вывод, что она касается постановлений, вынесенных мировыми, районными и гарнизонными военными судьями, поскольку арбитражные судьи выносят решения по делу. В АПК РФ такого рода изменения пока не внесены. На наш взгляд, данное решение законодателя не соответствует принципам судопроизводства в сфере публичных правоотношений и конституционному принципу независимости судебной власти. С практической точки зрения такая ситуация значительно увеличивает нагрузку судей судов общей юрисдикции.

Отметим также, что решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу может быть обжаловано данным лицом в вышестоящий суд (см. ч. 5 ст. 30.9 и ч. 4 ст. 30.12 КоАП).

Нужно учитывать, что в КоАП РФ проведено разделение процессуального порядка рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление и жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.12–30.19).

Жалоба на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении подается, как правило, через судью, орган, должностное лицо, которые его вынесли и которые обязаны направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу в течение трех суток со дня ее поступления. В случае подачи жалобы на постановление судьи о назначении административного ареста или на постановление об административном приостановлении деятельности жалоба подлежит направлению в вышестоящий суд в день ее получения. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым она подана, то жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ст. 30.2 КоАП РФ).

Срок подачи жалобы определен в системной связи норм ст. 31.1 КоАП РФ о вступлении постановления по делу в законную силу и об обязательном исполнении такого постановления всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (ст. 31.2). В Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2003 г., утвержденном постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 03.12.2003 и 24.12.2003, и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, рассмотрены ситуации, связанные со вступлением в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Срок обжалования не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении по общему правилу составляет 10 суток со дня его вручения или получения копии. В случае пропуска указанного срока он по ходатайству подающего жалобу лица может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Решение об отклонении данного ходатайства выносится в виде определения (ст. 30.3 КоАП РФ).

Следует отметить, что Конституционный Суд РФ указал на законность установления в ст. 30.3 КоАП РФ срока подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, подчеркнув, что установление сроков обращения граждан с жалобами обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. В Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 № 749-0-0 указано, что заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению [1] .

КоАП РФ (ст. 30.3) предусматривает общие и специальные (сокращенные) сроки рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении, постановление по которому не вступило в законную силу. По общему правилу жалоба подлежит рассмотрению органом или должностным лицом в течение 10 дней со дня ее поступления. Жалоба на постановление, поступившая в суд, рассматривается в течение двух месяцев. Однако жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в вышестоящем суде в течение суток с момента ее подачи, если привлеченное к ответственности лицо отбывает административный арест, а жалоба на постановление об административном приостановлении деятельности и на постановление об административном правонарушении законодательства о выборах и референдуме – в пятидневный срок.

Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении рассматривают судья, должностное лицо единолично, причем они не связаны ее доводами, а проверяют дело в полном объеме. Процедура рассмотрения жалобы (ст. 30.6 КоАП РФ), по сути, идентична порядку рассмотрения дела (ст. 29.7 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению жалобы судья, должностное лицо в соответствии со ст. 30.4 КоАП РФ выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность ее рассмотрения данным субъектом, а также производство по делу; разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы; направляют жалобу на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к их компетенции.

Судья вышестоящего суда, вышестоящее должностное лицо принимают по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении одно из следующих решений :

• об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

• об изменении постановления, если при этом не ужесточается наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено;

• об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ);

• об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение субъекту, правомочному рассмотреть дело, а также в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административной ответственности, предусматривающего назначение более строгого наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного наказания;

• об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если оно было вынесено неправомочным субъектом.

Решение по жалобе должно содержать сведения, предусмотренные в ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Если будет установлено, что рассмотрение жалобы не относится к компетенции рассмотревшего ее судьи, должностного лица, то выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности.

Согласно ст. 30.8 КоАП РФ оглашение решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении осуществляется немедленно после его вынесения.

Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу либо законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено постановление, а также потерпевшему (в случае подачи им жалобы) или прокурору по его просьбе. Кроме того, решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих наказание, а также до сведения лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего – в день его вынесения.

В судебной практике рассмотрения жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях возникает немало вопросов. Часть таких вопросов нашла отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (по вопросу об определении территориальной подсудности дел по жалобам см. п. 30; о восстановлении срока обжалования и порядке рассмотрения ходатайств – п. 31 постановления).

К сожалению, имеют место факты, когда судьи арбитражных судов принимают к производству жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях, непосредственно не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных лиц. Если компетенция судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел по первой инстанции разграничена в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, то применительно к рассмотрению жалоб четкие нормы в КоАП РФ и АПК РФ отсутствуют. В связи с этим необходимо учитывать разъяснения высших судебных инстанций по данному вопросу. Следует, например, обратить внимание на позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженные в п. 12–14, 23 постановления от 02.06.2004 № 10.

Четкое разграничение подведомственности жалоб по отдельным статьям КоАП РФ дано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г. (ответы на вопросы № 10 и № 11), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.

В судебной практике возник вопрос, вправе ли судья (по-видимому, и другой орган административной юрисдикции) принять отказ от жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркивается, что при отказе лица от жалобы судье следует обсудить данное ходатайство и в случае его удовлетворения вынести определение о прекращении производства по жалобе.

Статья 30.10 КоАП РФ предусматривает порядок принесения прокурором протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения путем отсылки к правилам, установленным ст. 30.1–30.3 Кодекса. Протест прокурора рассматривается в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4–30.8. В связи с этим представляется необходимым, чтобы протесты вносились прокурорами в 10-дневный срок со дня вынесения или вручения соответствующего постановления, а в случае пропуска срока рассматривалось ходатайство прокурора о восстановлении этого срока. При рассмотрении протеста прокурора судья, орган, должностное лицо должны учитывать требования ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ о порядке рассмотрения жалобы и принятия по ней решения. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу направляется прокурору, принесшему протест, и участникам производства по делу, указанным в ст. 25.1–25.5.1 КоАП РФ.

Статьи 30.12–30.19 КоАП РФ определили порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Такой пересмотр является надзорным производством, отличающимся от апелляционного и кассационного производства, которое по сути имеет место при пересмотре постановлений, не вступивших в законную силу.

Согласно ст. 30.12 КоАП РФ вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, перечисленными в ст. 25.1– 25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано Генеральным прокурором РФ либо его заместителями, прокурором субъекта РФ и его заместителями, прокурором военного округа, флота, главным военным прокурором и его заместителями (по делам об административных правонарушениях военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы).

Жалобы и протесты подаются в суды субъектов РФ и рассматриваются председателями этих судов либо их заместителями, а после их рассмотрения в указанных судах могут быть поданы в Верховный Суд РФ и рассматриваются его председателем, либо заместителем председателя, либо судьей Верховного Суда РФ по поручению Председателя Верховного Суда или его заместителей (ст. 30.13 КоАП РФ).

Требования к содержанию жалобы и протеста в порядке надзора установлены в ст. 30.14 КоАП РФ. Жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

О принятии жалобы, протеста к рассмотрению соответствующий судья выносит определение. При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу, а также потерпевший уведомляются о подаче жалобы, принесении протеста в целях ознакомления с этими документами и подачи возражений на них.

В ст. 30.16 КоАП РФ определены пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста. По общему правилу, судья проверяет материалы дела исходя из доводов, содержащихся в жалобе, протесте. Однако в интересах обеспечения законности судья вправе проверить дело в полном объеме.

Решение по жалобе, протесту выносится в форме постановления. Согласно ст. 30.17 КоАП РФ может быть вынесено постановление:

• об оставлении жалобы, протеста без удовлетворения;

• об изменении постановления по делу, если допущенные нарушения закона могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не ужесточается административное наказание;

• об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенных нарушений процессуальных требований, затруднивших его объективное рассмотрение;

• об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.

Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы или протеста прокуpopa, определено в ст. 30.18 КоАП РФ. В частности, в постановлении наряду с кратким содержанием жалобы должны быть приведены доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте; мотивы и основания принимаемого постановления со ссылкой на конкретные статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Постановление по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления их в суд. Если принято решение об истребовании дела, то оно должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня поступления его в суд. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Повторная подача в суд жалоб, протестов в порядке надзора по тем же основаниям и если они этим судом были ранее рассмотрены, не допускается.

По вопросам рассмотрения судьями жалоб и протестов прокуроров в порядке надзора следует иметь в виду разъяснения, содержащиеся в п. 32 и 34 постановления Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5.

Статья 4.8 КоАП РФ предусматривает порядок исчисления процессуальных сроков. Установлено, в частности, что течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определяется начало срока. Например, срок, исчисляемый днями, истекает на следующий день установленного срока. Если окончание срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Данный порядок исчисления сроков применяется, если другими статьями не предусмотрен иной порядок их исчисления. Это в первую очередь касается установления в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

В производстве по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах пересмотр принятых ими решений осуществляется путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 206 и гл. 34 АПК РФ). Причем решение, принятое арбитражным судом первой инстанции, вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Статьи 266 и 267 АПК РФ определяют порядок и сроки рассмотрения апелляционной жалобы. Отметим, что жалоба рассматривается коллегиальным составом судей.

Если решение арбитражного суда первой инстанции не изменено или не отменено апелляционной инстанцией, то оно вступает в силу со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда.

Вступившие в законную силу решения и постановления арбитражных судов могут быть обжалованы в порядке надзора (см. гл. 36 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (речь идет о постановлениях, принятых должностными лицами уполномоченных органов, по делам об административных правонарушениях согласно гл. 25 КоАП РФ) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, предусмотрен ст. 207–212 АПК РФ.

Производство по таким делам возбуждается на основании заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей об оспаривании решений административных органов о привлечении к ответственности до истечения 10 дней со дня получения оспариваемого постановления. Дело рассматривается в арбитражном суде субъекта РФ единолично судьей в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в суд. О дне и месте рассмотрения дела извещаются лица, участвующие в деле, и другие заинтересованные лица. При этом судья вправе признать обязательной явку данных лиц и представителя административного органа, принявшего оспариваемое постановление, и истребовать дополнительные доказательства.

Порядок принятия решения судьей арбитражного суда определяется ст. 211 АПК РФ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке.

По ходатайству заявителя арбитражный суд вправе приостановить исполнение оспариваемого решения.

  • [1] Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 №749-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голифастова Геннадия Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Вопрос 6. Пересмотр постановлений или решений по делам об административных правонарушениях.

Рассматриваемая стадия производства по делам об административных правонарушениях обеспечивает гарантии законности и обоснованности вынесения решения по делу об административном правонарушении.

Под пересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен контролъ за законностью постановлений по делам об административных правонарушениях, или повторное рассмотрение дел органом, принявшим постановление, либо рассмотрение дела по

подведомственности иным органом, если оно было рассмотрено

некомпетентным субъектом административной юрисдикции .

Пересмотр — это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление без

Рассмотрим более подробно этапы стадии пересмотра постановлений и решений по делу об административном правонарушении.

Первым этапом является подача жалобы на постановление по делу или решение по жалобе.

Так, физическое, должностное или юридическое лицо, будучи привлеченным к административной ответственности, может самостоятельно выбрать в качестве инстанции обжалования либо судебную инстанцию, либо вышестоящий орган, либо вышестоящее должностное лицо. [110] [111]

Согласно ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения, а так же при назначении административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Таким образом, впервые КоАП РФ вводит принцип опосредованного принесения жалобы. Такая система позволяет преодолеть целый ряд сложностей, с которыми может столкнуться субъект, подающий жалобы, в процессе обжалования постановления.

Следующий этап — подготовка к рассмотрению жалобы.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица (31.4 КоАП РФ).

Особого внимания заслуживает вопрос определения процессуальных сроков обжалования. Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Моментом для исчисления процессуального срока обжалования является не момент вынесения постановления, а момент его получения субъектом или вручения ему. Таким образом, процессуальное течение сроков обжалования оказывается независимым от обстоятельств доставления субъекту

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Жалоба на постановлении по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копии постановлений.

Предметом обжалования выступает также определение об отказе в возбуждение дела об административном правонарушении.

Следующий этап — рассмотрение жалобы.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей согласно внесенных в 2010 году ФЗ №69 изменений в ст. 30.5 КоАП в двухмесячный срок. Рассмотрение жалобы осуществляется как судьей, так и должностным лицом единолично.

Жалоба на постановление по делам об административных правонарушениях, предусмотренная ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, и жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежат рассмотрению в 5-дневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Здесь следует обратить внимание на момент передачи адресату обжалования материалов дела. Как свидетельствует правоприменительная практика, очень часто юрисдикционные органы сталкиваются с вопросом, что понимать под материалами дела и в каком объеме они должны быть предоставлены рассматривающему жалобу органу.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении повторяются по сути все процессуальные действия, предусмотренные ст. 29,7 КоАП РФ:

1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия.

9) В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления органа исполнительной власти о привлечении к административной ответственности возможно лишь в сторону его смягчения.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать (ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ) сведения:

-о должности, фамилии и имени судьи, должностного лица, наименовании и составе коллегиального органа, вынесших постановление;

-о дате и месте рассмотрения дела;

-о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

-об обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела;

-о статье КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основаниях прекращения производства по делу;

-о мотивированности решения по делу;

— о сроках и порядке обжалования постановления.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данного судьи или должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Согласно ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем — в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 30.2—30.8 КоАП РФ, т.е. правила подачи и рассмотрения жалобы с соблюдением сроков подачи, повторное рассмотрение материалов дела и вынесение решения по жалобе. Копия решения направляется физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему, в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Часть 2 ст. 30.9 КоАП РФ устанавливает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Применительно к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав жалоба подается — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; а вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Часть 3 ст. 30.9 КоАП РФ определяет процедуру пересмотра решений. Исходя из содержания рассматриваемой статьи, следует, что, если деликвент обжаловал первоначальное постановление (например, в суд) и получил по жалобе решение, не удовлетворившее его, ему следует вернуться к процедуре обжалования, предусмотренной ст. 30.2—30.8 КоАП РФ. Однако здесь оказывается непонятным, будет ли такой возврат означать возобновление первоначального обжалования постановления по делу либо будет расцениваться как новая процедура пересмотра. В первом случае если процесс пересмотра будет сведен к процедуре первоначального обжалования именно постановления, а не решения по жалобе, то тогда суду пришлось бы выносить решение по делу, уже рассмотренному судом, что недопустимо с точки зрения процессуального законодательства. Если же данную процедуру следует рассматривать как отдельную от первоначальной, то, следовательно, будет весьма нелогичным применять к ней те же правила, что и к процедуре первоначального обжалования.

Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения осуществляется на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 — 30.3 КоАП РФ т.е. 10 суток, 5 суток.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4 — 30.8 КоАП РФ.

Копию решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и потерпевшему в трехдневный срок после вынесения решения.

Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Г енеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.

В соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 113-О, часть 3 ст. 30.11 КоАП РФ предполагает обязанность суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

административном правонарушении, о факте подачи надзорной жалобы потерпевшим (если только жалоба не возвращается заявителю), а также предоставить возможность ознакомиться с жалобой и привести свои

возражения на нее.

Вступившие в законную силу постановление по делу об

административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и СанктПетербурга, судов автономной области и автономных округов и их

заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители.

Вступившие в законную силу постановление по делу об

административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

На основе вышеизложенного можно подвести итог, заключающийся в том, что процедура пересмотра решения представляет собой совершенно обособленный этап административного процесса, так же как и процесс первоначального обжалования. Каждый из них несет свою особую процессуальную нагрузку. Процесс обжалования, прежде всего, основан на первоначальном юрисдикционном акте и преследует цель его преобразования.

Процесс же пересмотра решения по жалобе является уже вторичным и основывается на последующих решениях компетентных органов. Таким образом, два данных процесса имеют не только различные основания для инициирования, но и преследуют различные цели. Поэтому, как нам представляется, было бы неправильным рассматривать их как единое целое или подменять одно другим. На сегодняшний день существует единственный способ преодоления данной ситуации: несмотря на то, что в указанной норме КоАП отсутствуют ссылки на ГПК и АПК, при осуществлении процесса пересмотра постановлений следует исходить из установлений норм гражданского и арбитражного процессов в соответствии с выбором соответствующей инстанции производства.

1. Необходимо отметить, что возбуждение дела об административном правонарушении — это стадия, содержанием которой, является комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного административного правонарушения, их процессуальную фиксацию и подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу. От качества выполнения процессуальных действий на этой стадии зависит законность и обоснованность выносимых по делам об административных правонарушениях решений.

2. Рассмотрение дела — наиболее важная стадия производства по делу об административном правонарушении, так как ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения.

Законодатель придает большое значение объективности и беспристрастности рассмотрения дела, поэтому при наличии оснований, указывающих на заинтересованность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в исходе дела, указанные лица не допускаются к процессу.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения, а в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего это расследование. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

3. Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является факультативной. Она может быть инициирована отдельной категорией участников производства по делу об административного правонарушении. В их числе субъекты, полномочные обжаловать постановление по делу об административном правонарушении (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; их законные представители физического лица, законные представители юридического лица; защитник и представитель), а также прокурор, обладающий правом опротестования решения.

Решения должностных лиц органов внутренних дел могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд. Право выбора, куда адресуется жалоба, принадлежит ее автору. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подается в арбитражный суд.

4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, поскольку лишь определенное, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.

Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает меры, установленные законом, по устранению нарушений законности. Практика показывает, что 17-18 % лиц, подвергнутых мерам административного наказания, считают вынесенное постановление неправомерным. Около 60 % жалоб на постановления должностных лиц органов внутренних дел по делам об административных правонарушениях удовлетворяются судебными органами.

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ. Оно представляет собой одну из форм участия граждан РФ в государственном управлении и служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.

В соответствии с законодательством обжалованию подлежат постановления любого органа административной юрисдикции.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается гражданином лишь в письменной форме и может затрагивать любые вопросы, связанные с производством по административному правонарушению. Правом подачи жалобы преимущественно пользуются лица, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания, потерпевшие. В то же время данное право может быть реализовано и другими участниками производства, а именно: законными представителями (родители, усыновители, опекуны, попечители и т.п.), защитником и представителем.

Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.1 КоАП РФ. В соответствии с ней данное постановление обжалуется следующим образом:

— постановление, вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

— вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;

— вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

— вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если постановление обжалует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то жалоба подается в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько способов обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Первый – судебный, второй – альтернативный, когда постановление может быть обжаловано и в вышестоящий орган, и в суд. Сочетание административного (ведомственного) и судебного порядка обжалования гарантирует квалифицированное рассмотрение жалобы и обеспечивает соблюдение законности в производстве по делу. При этом следует отметить, что рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом исполнительной власти не является препятствием для обращения в суд. Если жалоба поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган, то жалобу рассматривает суд.

В соответствии с законодательством жалоба подается в орган, вынесший постановление. В течение трех суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить ее по существу.

Для обеспечения оперативного рассмотрения дел об административном правонарушении законодательством установлен 10-дневный срок разрешения жалобы по существу с момента ее поступления (ст. 30.5 КоАП РФ). Отсчет 10-дневного срока начинается со дня регистрации жалобы в органе, правомочном ее рассматривать. Окончанием срока рассмотрения жалобы считается момент принятия по ней соответствующего решения.

Жалоба на постановление об административном аресте должна быть рассмотрена в течение суток с момента её подачи.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления. При этом подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления до ее рассмотрения компетентным органом (должностным лицом). Исключение составляют постановления о назначении таких видов административного наказания, как штраф, наложенный на месте совершения административного проступка, предупреждение и административный арест.

Несвоевременная подача жалобы гражданином не влечет приостановления исполнения постановления по делу, а сама жалоба не рассматривается до выяснения причин пропуска срока.

Соблюдение заявителем установленного срока подачи жалобы может быть подтверждено почтовой квитанцией или почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационного журнала, расписками лиц, принявших жалобу, и другими способами. Срок подачи жалобы заканчивается по истечении рабочего времени десятого дня из предоставленных для обжалования постановлений. Если окончание срока обжалования приходится на выходной (праздничный) день, то жалоба может быть принята к рассмотрению в первый следующий за ним рабочий день.

Помимо жалобы основанием для пересмотра дела об административном правонарушении является протест прокурора в порядке общего надзора. Основанием для принесения протеста является издание органами (должностными лицами) противоречащих законодательству постановлений по делам об административных правонарушениях. Протест на постановление приносится как по собственной инициативе прокурора при выявлении им нарушений законности, так и по жалобе гражданина и адресуется в орган (должностному лицу), вынесший постановление, или в вышестоящий орган.

Протест прокурора приостанавливает исполнение постановления по делу, но не отменяет его. Протест подлежит обязательному рассмотрению в срок не позднее 10 дней с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

При рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо), разрешающий дело во второй инстанции, обязан проверить следующие обстоятельства: 1) имел ли место факт административного правонарушения; 2) виновно ли лицо, совершившее правонарушение; 3) подлежит ли оно административной ответственности; 4) противоправно ли совершенное лицом деяние; 5) был ли нанесен имущественный ущерб, его размер и другие факты.

После рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ принимает одно из следующих решений: 1)

оставляет постановление без изменения, а жалобу, протест без удовлетворения; 2)

отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение.

Дело направляется на новое рассмотрение в том случае, если постановление вынесено без достаточных оснований и без учета всех обстоятельств.

Основаниями для отмены постановления могут служить различные факты: привлечение к административной ответственности ненадлежащего лица, несоответствие выводов постановления фактическим обстоятельствам дела и др.; 3)

отменяет постановление и прекращает дело.

Отмена постановления и прекращение дела осуществляется органом (должностным лицом) и при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ);

4) изменяет меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение. При этом, как правило, решается вопрос об изменении суммы налагаемого на правонарушителя штрафа или сокращении срока лишения специального права. При наличии альтернативных санкций за то или иное правонарушение может быть решен вопрос о замене административного наказания (наложение предупреждения вместо штрафа).

Орган, рассматривающий жалобу, не вправе при пересмотре дела усиливать административное наказание.

Если постановление по делу об административном правонарушении вынесено органом (должностным лицом), не правомочным решать данное дело, то постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Орган (должностное лицо), рассмотревший дело по жалобе гражданина или по протесту прокурора, обязан сообщить заинтересованным лицам о принятом им решении. В этих целях копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается заявителю.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено постановление, и потерпевшего в день вынесения решения.

Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в судебном порядке либо опротестовано прокурором.

В случае если жалоба признана обоснованной, а постановление об административном наказании уже исполнено, гражданину возмещается ущерб, причиненный незаконным назначением наказания.

Еще по теме:

  • Зайцевы судебный пристав Сестры Зайцевы - Судебный пристав Сестры Зайцевы - Судебный пристав смотри на Rutube http://rutube.ru/video/643548dcb96eaba3a3b08f443aa5f891?utm_medium=video_descr&utm_campaign=comedy […]
  • Ст 30 11 коап рф Статья 30.11 КоАП РФ. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов Новая редакция Ст. […]
  • Адвокат доренский новокузнецк отзывы Адвокат доренский новокузнецк отзывы Подписаться на рассылку E-mail рассылка и электронный маркетинг. UniSender — это веб-сервис для организации массовой персонализированной рассылки для […]
  • Жалоба по делу об административном правонарушении подается Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном […]
  • Обвинение по ст 158 ч 1 ук рф Дело № 1-12-14 «Именем Российской Федерации» (Вступил в законную сиду) г. Прокопьевск 8 апреля 2014 г. Мировой судья судебного участка № 1 Рудничного района г. Прокопьевска Кемеровской […]
  • Комментарий 305 гк рф Статья 305 ГК РФ. Защита прав владельца, не являющегося собственником Новая редакция Ст. 305 ГК РФ Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, […]