Понятие предмет принципы и система экологического права

Экологическое право

ТЕМА 1. Понятие, предмет, метод и система экологического права.

1. Форма взаимодействия общества с природной средой.

2. Экологические функции государства и права.

3. Понятие и принципы экологического права.

4. Предмет и метод экологического права.

1.Формы взаимодействия общества с природной средой.

Окружающая природная среда служит условием и средством существования человека во всех формах его сущностных проявлений, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом власти государства, местом для размещения разного рода объектов, пищевым, сырьевым, энергетическим, эстетико-культурным и иными базисными условиями человеческой деятельности. В зависимости от целей и видов удовлетворяемых потребностей можно выделить следующие формы взаимодействия общества и природы.

Первая – потребление природных объектов человеком для удовлетворения телесных потребностей организма. Эту форму обычно называют экономической формой взаимодействия человека и природы.

Вторая – потребление и изменение существующих и создание новых объектов и комплексов для удовлетворения эстетических потребностей человека. Эту форму с большой степенью условности можно назвать эстетико-культурной.

Третья – духовное сосуществование и проникновение в сущность окружающей природной среды, ее преображение духом. Ее можно представить как духовную форму взаимодействия человека и природы.

Четвертая – охрана окружающей природной среды, главная цель которой – сохранение человека как вида и его естественной среды обитания. Эта форма получила название эколого-охранительного взаимодействия человека и природы.

Основными объектами экологии как науки объективно являются экономическая и эколого-охранительная формы взаимодействия общества и природы, как наиболее доступные для научного исследования, с одной стороны, и как наиболее тесно взаимосвязанные, с другой. Эколого-охранительная форма взаимодействия общества и природы сама по себе не имеет достаточных условий существования непосредственно в существе человека и его потребностях. Она является вторичной по происхождению и вызвана не столько характером и объемом телесных потребностей человеческого организма, сколько характером и объемом человеческих запросов, многократно превосходящих соответствующие потребности, а также уровнем культуры природопользования как составной частью экологической культуры и общей культуры человека вообще.

Впервые в научный оборот термин «экология» был введен немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году в монографии «Общая морфология организма». Экология определялась им как наука, изучающая взаимодействие биологических организмов с окружающей природной средой. Сам термин «экология» происходит от греческих корней «oikos» (дом, жилище, местопребывание) и «logos» (слово, смысл, в современной интерпретации – наука, знание). Энциклопедический словарь определяет экологию как науку об отношениях растительных и животных организмов (куда в полном соответствии с материалистической традицией включается и человек), их сообществ между собой и с окружающей средой. При этом объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. Такое определение представляется необоснованно узким, т.к. отражает лишь физиологический и теоретико-познавательный аспекты бытия биосферы. Оно не учитывает должным образом сложнейшую сферу психической реальности и опускает духовную сферу, выразителями которых является свободная человеческая воля. Именно свободно-волевой характер человеческой деятельности не позволяет свести экологию к понятию науки в чистом виде, т.е. к системе теоретических знаний, подтвержденных бесспорными доказательствами, а сближает ее с такими явлениями, как философия и религия.

В силу указанной особенности, а также в связи с обострением и глобализацией экологических проблем, из экологии выделился или под ее влиянием сформировался целый ряд отраслей знаний. К ним относятся социальная экология, прикладная экология, экологическая медицина, экологическая география, экологическая демография, биотехнологические науки и некоторые другие, среди которых центральное место заняла социальная экология, или экология человека.

Тема 1.Понятие, предмет, принципы и система экологического права

Изучение курса следует начать с вопроса о формах взаимодействия общества и природыи их развития на современном этапе. Для адекватного восприятия проблем правовой охраны окружающей среды студентам важно разобраться в понятиях «природа», «окружающая среда», «охрана природы», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность».

На основе знаний общей теории государства и права уясняется сущность экологической функции государства и роли права в регулировании природоохранительных отношений, предмета и методов правового регулирования экологического права.

Далее следует перейти к вопросу об источниках экологического права. Здесь также окажутся весьма полезными знания общей теории права относительно критериев классификации источников по юридической силе, предмету правового регулирования, уровням органов власти и управления, принимающих нормативные правовые акты и др. Особоевнимание следует уделить изучению конституционных основ охраны окружающей среды а условиях правового и социального государства. Обязательно знание истории развития экологического права в России.

При изучении данной темы важно иметь в виду, что на современном этапе экологическое право развивается путем:

а) создания собственно законодательства об охране окружающей среды;

б) экологизации природоресурсового законодательства;

в) экологизации гражданского, уголовного, хозяйственного, аграрного и иного законодательства.

Изучив вопросы данной темы, студенты смогут определить понятие экологического права как комплексную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения в сфере использования природныхресурсов и охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и охрану прав участников экологических отношений.

1. Земля и другие природные ресурсыкак объекты природы, пользования, охраны и собственности; как основа жизни и деятельности народа. Влияние этих факторов на правовой режим природопользования к охраны окружающей природной среды.

2. Социальная экология — научная и методологическая основа правового регулировании отношений природопользования и охраны окружающей природной среды. Понятия «охрана природы», «охрана окружающей природной среды», «охрана окружающей среды», «рациональное использование природных ресурсов» «природопользование» и их соотношение.

3. Российская экологическая доктрина. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития. Право граждан на благоприятную окружающую среду.

4. Роль права в обеспечении рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Соотношение правовой охраны природы с другими способами её охраны.

5. Экологическое право как комплексная отрасль права. Его становление и развитие. Проблемы интеграции и дифференциации в нём.

5. Предмет, задачи, принципы и методы экологического права.

7. Экологические нормы и правоотношения. Их классификация. Система экологического права.

8. Место экологического права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Предмет, метод и система экологического права

Одной из основных функций (направлений деятельности) со­временного демократического правового государства является эко­логическая функция, или функция по обеспечению эффективного и рационального природопользования и охраны окружающей сре­ды.

Таким образом, экологическая функция государства включает в себя деятельность соответствующих уполномоченных субъектов по рас­поряжению в интересах общества природными ресурсами, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального исполь­зования объектов природы с целью предупреждения их истощения, охрану окружающей среды от деградации, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц[34]. Данная функция осуществляется посредством принятия и реализации соответствующих правовых актов, содер­жащих различные нормы права. Предмет и метод правового регули­рования являются средствами разграничения одной отрасли права от другой, критериями их индивидуализации. Предмет правового регулирования является особым системообразующим фактором от­расли права и определяется как совокупность общественных отно­шений определенного вида (качественно однородные отношения общего свойства), на упорядочивание которых направлено правовое регулирование данной отрасли права.

Предмет экологического права — это совокупность урегулиро­ванных правовыми нормами общественных отношений, через кото­рые обеспечивается взаимосвязь общества и природы как целост­ной системы.

Общественные отношения, регулируемые экологическим правом, имеют волевой характер, поскольку их возникновение, изменение и прекращение связано с соответствующим волеизъявлением людей. Данные отношения не однородны по своей направленности и со­держанию, могут возникать в различных сферах жизни и деятельно­сти государства и общества, поскольку экологическое право выпол­няет две основные функции — регулирующую и охранительную.

Предмет экологического права образуют общественные отношения, возникающие в следующих сферах:

• обеспечения экологической безопасности (экологического благополучия) людей, экологических прав и интересов граж­данина и человека;

• сохранения, улучшения и оздоровления качества окружающей природной среды;

• государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды;

• собственности на природные ресурсы;

• реализации экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды (плата за пользование природ­ными ресурсами, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, порядок формирования и рас­ходования экологических фондов и средств экологического страхования и т.п.);

• использования природных ресурсов;

• восстановления (воспроизводства) природных ресурсов (земель, лесов, вод, объектов животного и растительного мира и др.);

• предотвращения возможного вредного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности (оценка воздействия на окру­жающую среду, проведение экологической экспертизы, эколо­гический аудит и т.п.);

• применения мер юридической ответственности в связи с со­вершением экологического правонарушения;

• создания и организации особо охраняемых природных терри­торий и объектов (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказни­ков, памятников природы и т.п.);

• международного сотрудничества в области природопользова­ния и охраны окружающей среды.

Значительную долю отношений, входящих в предмет экологиче­ского права, составляют регулируемые эколого-правовыми нормами отношения по охране окружающей среды: от физических воздейст­вий (шума, вибрации, электромагнитных полей и т.д.), от биологиче­ских воздействий (переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира, последствий применения биотехнологий, по­ступления в окружающую среду микроорганизмов, возникновения эпизоотий). Осуществляется это с целью сохранения или восста­новления благоприятного состояния окружающей среды.

Не все объекты окружающей среды могут быть объектами от­ношений, входящих в предмет экологического права. Для иденти­фикации тех или иных объектов как «экологических» теория эколо­гического права выделяет общие признаки отграничения их от «не­экологических» [35].

Общие признаки объектов, подпадающих под действие экологиче­ского права:

• естественное состояние природного объекта (компонента) как составной части экологической системы;

• социально-экономическая ценность объекта;

• географическая особенность расположения (размещения) при­родного объекта;

• взаимная связь материального объекта с окружающей средой.

Следующим элементом, характеризующим экологическое право

как самостоятельную отрасль права, является метод правового регу­лирования — совокупность приемов и способов нормативного упо­рядочивающего воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы правовых методов:

• императивные методы правового регулирования (основаны на отношениях власти-подчинения, публично-правовых началах);

• диспозитивные методы правового регулирования (основаны на отношениях равенства и свободы выбора).

Метод экологического права — это совокупность приемов право­вого воздействия на общественные отношения, являющиеся пред­метом экологического права.

Метод экологического права включает в себя следующие элементы:

• установление в действующей правовой системе государства правовых, организационных, экономических и иных основ эко­логической системы;

• закрепление в действующем законодательстве обязательных правил поведения, адресованных участникам экологических правоотношений;

• определение оснований и видов юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды[36].

Наибольшее применение в экологическом праве находят пуб­лично-правовые начала, которым свойственен императивный метод регулирования общественных отношений, входящих в предмет эко­логического права.

Императивный метод проявляется в установлении строго обяза­тельных повелений, предписаний, запретов при использовании при­родных ресурсов, а также мер юридической ответственности за со­вершенные экологические правонарушения.

Диспозитивный метод проявляется в установлении права и воз­можности выбора субъектов природопользования условий соверше­ния сделок, заключения договора, форм и способов хозяйствова­ния. Нередко диспозитивные методы сочетаются с применением публичных начал в отдельных сферах отношений, что связано с не­обходимостью государственного участия в решении вопросов охра­ны окружающей среды и обеспечения экологического благополучия (безопасности).

Система экологического права. Строение права имеет системную структуру, что предопределяет необходимость рассмотрения вопро­са о системе экологического права. Эколого-правовые нормы в за­висимости от круга регулируемых общественных отношений объе­динены в правовые институты, которые, в свою очередь, формиру­ют экологическое право в целом.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг однородных обществен­ных отношений, входящих в сферу государственного регулирования природопользованием и охраны окружающей среды. Институты эко­логического права, содержащие нормы различного содержания, формируют систему экологического права.

Система экологического права — это совокупность последова­тельно расположенных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов (правовых институтов), которые образуют его содержание, т.е. это Общая часть, Особенная часть и Специ­альная часть.

Общая часть экологического права содержит:

• общие положения (понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы, система и источники экологического права);

• право собственности физических и юридических лиц на при­родные ресурсы;

• управление природопользованием и охраной окружающей среды;

• правовой механизм природопользования и охраны окружаю­щей среды (экологическое управление и контроль, нормиро­вание качества окружающей среды, экологический монито­ринг и экологическая экспертиза);

• экономический механизм природопользования и охраны ок­ружающей среды (плата за природопользование, загрязнение, экологическое лицензирование, сертификация, страхование);

• юридическую ответственность за экологические правонару­шения.

Особенная часть экологического права включает в себя:

• правовые режимы использования и охраны каждого вида при­родных ресурсов (земель, недр, вод, объектов животного и расти­тельного мира);

• правовую охрану атмосферного воздуха и озонового слоя;

• правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных пар­ков и т.п.);

• правовой режим экологически неблагоприятных территорий;

• правовой режим обращения с опасными, радиоактивными веществами и отходами.

Специальная часть экологического права содержит:

• общие принципы международного сотрудничества в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды;

• международные экологические организации;

• международное эколого-правовое регулирование.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

ТЕМА №1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
1. Формы взаимодействия общества и природы.
2. Понятие, предмет и метод экологического права.
3. Принципы экологического права.
4. Система экологического права.
5. Соотношение экологического права со смежными отраслями права.
6. Экологические функции государства и права. Экологизация норм права.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Природа – естественная объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей.
Человек как часть природы является звеном в цепи её естественных связей. С одной стороны, человек в отношении к природе выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, потребляющий природные ресурсы. С другой стороны, он выступает как объект природы, испытывающий её воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей среды, нуждающийся в обеспечении экологической безопасности.

На основе данных фактов можно выделить следующие формы взаимодействия общества и природы:
1. Использование природных объектов и природных ресурсов – она выражает экономические интересы общества, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей (экономическая).
Отрицательное воздействие человека на окружающую среду при экономическом воздействии проявляется в форме: загрязнения, истощения и разрушения (уничтожения) природной среды.
2. Охрана окружающей среды – выражает экологические интересы общественного развития, связанные с сохранением качества и многообразия окружающей среды. Она включает в себя рациональное природопользование, экологическую безопасность, функции восстановительных мер (экологическая).
3. Эколого-экономическая (смешанная) – выражает рациональное, эффективное использование природы в сочетании с требованиями по охране окружающей среды. Она осуществляется по следующим направлениям:

Таким образом, отношения по взаимодействию общества и природы можно подразделить на 3 группы:
• Природопользование – использование человеком окружающей природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурных и иных интересов.
• Обеспечение экологической безопасности – система мер, направленных на защиту окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
• Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – система мер, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природной среды, которая включает рациональное природопользование, экологическую безопасность и систему восстановительных мер.

2.Исторически система правового регулирования взаимодействия общества и природы подразделяется на четыре этапа: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный, экологический. Хотя главную роль в системе регулирования «общество — природа» всегда выполняло земельное право, так как именно оно через свои регулятивные нормы выражало интересы общества в потреблении природных ресурсов.
Толчком для развития экологического права как самостоятельной отрасли права послужило первоначально выделение земельного права как самостоятельной отрасли из системы гражданского права. По мере вовлечения в эксплуатацию других природных ресурсов из земельного права стали выделяться другие отрасли права — лесное, водное, горное. Появляется Природоресурсовое право, цель которого состояла в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но постепенно, по мере роста отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду в требование рационального использования включается экологический элемент и образуется новая область права — природоохранительное право.
Таким образом, такой исторический процесс привел к созданию экологического права как совокупности природоохранительного и природноресурсового отраслей права.
экологическое право — специфическая самостоятельная отрасль права, которая включает общие нормы и шесть самостоятельных отраслей (земельное, водное, лесное, недр, или горное право, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха). Иногда в литературе формулируют также право особо охраняемых природных территорий.

Понятие «экологическое право» имеет три основных значения:
• отрасль науки,
• отрасли права,
• учебная дисциплина.

ЭП как отрасль науки – наука о правовой охране окружающей среды. Предметом науки ЭП являются: методы научных исследований, законодательство, правоприменительную и правотворческую практику, историю развития ЭП, источники ЭП, экологические правоотношения, управление, контроль и т.д.
ЭП как отрасль права – совокупность правовых норм (законодательство), регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Она включает общие нормы и самостоятельные отрасли права (земельное, горное (недр), водное, лесное, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха).

ЭП как учебная дисциплина — система знаний, которая охватывает лишь основные аспекты отрасли права и отрасли знаний, призванные обеспечить понимание теоретических основ и реализация на практике правовых норм.

Предмет экологического права – отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу использования, воспроизводства и охраны объектов природной среды.
К предмету ЭП относятся 4 группы отношений:
1. собственности на природные объекты и ресурсы
2. управления (деятельность государственных органов в данной области)
3. по природопользованию
4. охранительные отношения

Метод правового регулирования экологического права – способ правового воздействия на поведение участников экологических правоотношений.
В науке права существует два основных метода: административно-правовой и гражданско-правовой, но в системе белорусского права выделено более 10 отраслей права. Это значит, что большинство отраслей, в том числе и экологическое, не имеют собственного метода правового регулирования.

Специфика метода ЭП заключается в том, что он сочетает в себе черты двух основных методов права. В экологическом праве приоритетным методом является административно-правовой, так как природные ресурсы находятся преимущественно в собственности и ведении государства.
Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве данный метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.
Гражданско-правовой метод регулирования проявляется в порядке заключения договоров на природопользование, судебном разрешении возникающих споров, определения размера вреда, причинённого экологическими правонарушениями.

3.Принципы ЭП являются своеобразным базисом, на основе которого строятся и реализуются нормы и институты ЭП. Значение принципов ЭП заключается в том, что посредством их правового закрепления и соблюдения устраняется пробелы, существующие в ЭП. Они служат определённым регулятором до принятия специального НПА, регулирующего экологические отношения.
ЭП право основано как на общих принципах права (законности, гласности, равенства перед законом, ответственности за вину и т.д.), так и на принципах данной отрасли права. Отраслевые принципы выражены в экологическом законодательстве либо следуют из анализа правовых норм.

Принципы ЭП:
1. Соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;
2. Научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (рациональное использование природных ресурсов).
3. Охрана окружающей среды. Основой этого принципа является ст. 55 Конституции РБ, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам. Его содержание – не только обязанность каждого охранять природу, но и обязанность государства последовательно решать вопросы экологического воспитания и образования;
4. Государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
5. Платности специального природопользования, согласно которому любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах;
6. Независимости контроля в области охраны окружающей среды;
7. Обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан;
8. Приоритета сохранения естественных экологических систем
9. Обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
10. Сохранения биологического разнообразия;
11. Снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
12. Запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации природных объектов.
13. Ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
14. Организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры;
15. Международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

4.Систему ЭП как учебной или научной дисциплины образуют три части: общая, особенная и специальная.

Общая часть состоит из правовых институтов, содержащих общие положения, действия которых распространяются на все институты особенной части (институт собственности, владения, контроля, ответственности, источников правового регулирования и т.д.)

Особенная часть состоит из самостоятельных институтов, т.е. институты, затрагивающие отдельные природные объекты и ресурсы (правовой режим земель, недр, вод, лесов и растительного мира, животного мира, атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, охрана окружающей среды в городах и сельском хозяйстве).

Специальная часть содержит институты международно-правовой охраны окружающей среды и право окружающей среды в зарубежных странах.
Система ЭП как отрасли права состоит из общей части и семи самостоятельных отраслей права: земельное, водное, лесное, недр, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха и право особо охраняемых природных территорий.

5.В современном понимании экологическое право — новая, наиболее молодая и развивающаяся отрасль. Но в тоже время она находится во взаимосвязи с другими отраслями права, отличие между которыми состоит в предмете и методе правового регулирования.

1. Следует отметить особую связь экологического права с конституционным правом, которому принадлежит ведущая роль в системе нашего права и которое является основой существования всех отраслей права. В отдельных статьях Конституции закреплены основные начала и принципы экологического права.
Так ст. 34 гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
В статье 44 сказано что, государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Статья 46 гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. А охрана природной среды является долгом каждого (ст. 55).

2. Связь с административным правом проявляется в том, что часто административно-правовые акты являются основанием возникновения, изменения или прекращения экологических отношений. Например, вынесение решения о предоставлении земельного участка органом местной администрации служит основанием для приобретения права собственности на земельным участок, возникновения права пожизненного наследуемого владения или пользования участком земли.
Связь экологического и административного права выражается в первую очередь в применении одинаковых методов регулирования — императивных. Но различия между этими отраслями выражаются в предметах их правового регулирования.
Предмет административного права — организация системы исполнительных органов государственной власти, в том числе и в сфере рационального использования и охраны земель. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, определяет их компетенцию по выполнению соответствующих функций управления, а экологическое право в отличие от административного закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, осуществлению соответствующих управленческих функций.

3. Закрепление в гражданском законодательстве понятия «недвижимость» и вовлечение земель в гражданский оборот вызвали проблему разграничения сфер правового регулирования экологического законодательства и гражданского законодательства.
Общую сферу правового регулирования экологического и гражданского законодательства составляют вопросы права собственности на землю и другие природные объекты, иных вещных прав на земельные участки, оборотоспособности отдельных природных объектов, в незначительной степени договоров с природными объектами и гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.
В основе разграничения предметов правового регулирования этих двух отраслей права лежит следующий принцип. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования сделок с природными объектами, вопросы применения гражданско-правовой ответственности, а в экологическом — отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями отдельных природных объектов (порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями; специфические методики определения размера ущерба, причинённого природному объекту).

4. Экологическое право теснейшим образом связано с земельным правом. Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды.
Земельным правом регулируются отношения между исполнительными и распорядительными органами, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, с другой стороны, по поводу предоставления им во владение и пользование земельных участков. А земля в свою очередь является одним из природных объектов.

5. Связь норм экологического права с нормами природоресурсового права, (горное, водное, лесное, фаунистическое право), заключается в том, что экологическое право определяет общие основы правового регулирования использования всех природных объектов и проблемы, которые носят комплексный характер (проблема загрязнения окружающей среды, утилизации токсичных веществ, создание особо охраняемых природных территорий и др.), а природоресурсовое право — затрагивает вопросы, касающиеся отдельных природных объектов (флоры, фауны и т.д.).

6. В уголовном праве содержатся отдельные составы преступления против экологической безопасности и природной среды и конкретные меры ответственности, применяемые к нарушителям (умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов, нарушение требований экологической безопасности, прием в эксплуатацию экологически опасных объектов, непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства, сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды и др.).

6. Государство наряду с хозяйственными, культурными и социальными функциями выполнят и экологическую функцию, которая возникла недавно.
Экологическая функция – это основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы, выражающиеся в защите и сохранении природы, в её воспроизводстве и улучшении, а также в рациональном использовании природных ресурсов.
Экологическая функция государства подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя функция – это основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы на территории РБ. Она выражается в защите, сохранении природы, в её воспроизводстве и улучшении, в рациональном использовании.
Внешняя функция – предусматривает участие РБ в международной охране окружающей среды.
Усиление экологической функции государства приводит к расширению роли права в регулировании экологических отношений. Её основная задача – обеспечение качества окружающей среды в условиях хозяйственного комплекса.
Экологическая функция государства реализуется различными правовыми и организационными методами.
Правовые методы: принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность.
Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права.
Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.
Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
Организационным методам осуществления экологической функции государства является принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др.
Однако организационные методы опосредуются в ЭП и соответственно осуществляются в правовых рамках.
Экологизация норм права – это разработка и принятие нормативных правовых актов с учётом основных принципов ЭП. Экологизация норм права находит отражение в издании специальных нормативных правовых актов в данной области (З-н «Об охране окружающей среды» в ред. От 17 июля 2002 года, Закон в ред. От 23 мая 2000 года «Об особо охраняемых природных территориях»); создание системы органов специальной компетенции (Минприроды, Минлесхоз, Государственный комитет по имуществу); а также разработка конкретного механизма охраны окружающей среды (наличие мер ответственности).

Лекция 1 Понятие, предмет, принципы, источники экологического права

Цель лекции: рассмотреть понятие, предмет, принципы, источники экологического права

Вопросы к теме: 1.

Понятие экологического права 2.

Предмет и методы экологического права 3.

Принципы экологического права 4.

Источники экологического права 5.

Экологическое законодательство РК

Краткое содержание темы (тезисы)

Экологическое право — самостоятельная отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие между человеком, обществом, государством, с одной стороны, и окружающей природной средой – с другой, по поводу охраны, рационального использования окружающей природной среды и природных объектов, восстановления нарушенных экосистем в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Предметом экологического права являются общественные экологические отношения в области взаимодействия общества и природы.

Под методом экологического права понимается способ воздействия на поведение субъектов экологических отношений. Существует три основных метода экологического права: административно-правовой, гражданско-правовой и метод экологизации. В праве окружающей среды административно-правовой метод проявляется в форме установления нормативов качества окружающей среды, экспертизе, сертификации и стандартизации и т.д. Гражданско-правовой метод выражается в заключение соглашения между природопользователями и государством, выдачи лицензий на природопользование, заключении договоров или контрактов на природопользование и т.д. Метод экологизации проявляется в закреплении эколого-правовых норм в ином действующем законодательстве (например, гл.11 УК РК «Экологические преступления», гл. 19 КоАП «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов»).

Экологическое право является комплексной отраслью права, так как она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права — земельное, горное, лесное, водное, воздухоохранительное, фаунистическое. Рассматриваемая отрасль права сочетает в себе институты как базовых, так и специальных отраслей права.

Основные принципы охраны окружающей среды: —

приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека; —

сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем окружающей среды; —

обеспечение экологической безопасности и восстановления нарушенных естественных экологических систем на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой; —

рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, поэтапного введения платы за природопользование и внедрения экономического стимулирования охраны окружающей среды; —

обеспечения сохранения биологического разнообразия объектов окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение; —

государственного регулирования и государственного контроля, неотвратимости ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды; —

предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, оценки возможного воздействия на окружающую среду; —

активного и демократического участия населения, общественных объединений и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды; —

международного сотрудничества в области охраны окружающей среды на основе международного права.

Система экологического права — совокупность взаимосвязанных между собой элементов, частей этой отрасли: подотраслей, институтов, норм. Выделяют следующие части экологического права: общую и особенную. В общую часть входят следующие основные институты: понятие, предмет, метод, субъекты, объекты экологического права, право природопользования, государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за нарушение экологического законодательства и т.д. К особенной части относят эколого-правовой режим охраны и использования природных ресурсов и природных объектов: земель, вод, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и т.д.

Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области охраны и использования природных ресурсов и природных объектов.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительной и природоресурсной. Первую подсистему составляют Закон РК «Об охране окружающей среды», Закон РК «Об экологической экспертизе» и т.д. Природоресурсное законодательство представлено Земельным кодексом РК, Водным кодексом РК, Лесным кодексом и т.

Нормативный правовой акт отвечает следующим требованиям: —

нормативный правовой акт должен иметь объективно выраженную форму – в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом; —

должен приниматься специально уполномоченным на то органом; —

должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Виды источников экологического права:

а) По юридической силе нормативно-правовые акты экологического права подразделяются на законы – «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе» и т.д. и подзаконные акты – «Отдельные вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды». Постановление Правительства РК от 12 сентября 2001 года №1186 и т.д.;

б) По предмету правового регулирования источники права окружающей среды подразделяются на общие – Конституция РК, Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК и специальные – Водный кодекс РК, Лесной кодекс РК, Земельный кодекс и т.д.

в) По характеру правового регулирования — на материальные – Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», указ Президента РК, имеющий силу закона «О недрах и недропользовании» и процессуальные ГПК РК, УПК РК и т.д.;

г) По степени систематизации – кодифицированные — Водный кодекс РК, Лесной кодекс РК, Земельный кодекс и некодифицированные – Закон РК «О ветеринарии»; Закон РК «Об охране атмосферного воздуха» и т. д.

д) По степени значимости – основные — указ Президента РК, имеющий силу закона «О нефти», указ Президента РК, имеющий силу закона «О недрах и недропользовании» и производные – Положение о Комитете лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК и т. д.

Основным законом РК, регулирующим экологические правоотношения, является Конституция РК. Пункт 3 статьи 6 Конституции РК регулирует право собственности на природные ресурсы в Республике Казахстан. П. 1 ст. 29 Конституции РК закрепляет право граждан РК на охрану здоровья. Вместе с тем, на граждан возлагается обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38).

Вторым по степени значимости источником экологического права является Закон РК от 15 июля 1997 года № 160-1 «Об охране окружающей среды». Данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования. Закон РК «Об охране окружающей среды» является систематизированным нормативным актом, регулирующий отношения общества и природы. Главным недостатком рассматриваемого акта является отсутствие комментариев к нему, а также актов подзаконного характера о порядке лицензирования деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Разновидностью источников экологического права являются нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли. Компетенция Правительства РК в области природопользования и охраны окружающей среды регламентируется ст. 7 Закона «Об охране окружающей среды». Им приняты следующие постановления: —

Правила выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды от 6 сентября 2001 года№1154; —

Правила организации и проведения мониторинга окружающей среды и природных ресурсов от 27 июня 2001 года №885; —

Временное типовое положение о государственных заповедниках РК, утвержденное постановлением Кабинета Министров РК от 5 июля 1994 года №753.

Важную роль в качестве источников экологического права играют нормативные акты, принятые специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствующих сферах: службами госсанэпиднадзора РК – в области санитарной охраны окружающей среды; Госстандартом РК – в области экологической стандартизации и др.

Большую роль в регулировании экологических отношений имеют нормативно-правовые акты других отраслей права — Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК, где закреплены экологические нормы.

Международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед ее законами. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового экологического правопорядка и международной экологической безопасности.

Еще по теме:

  • Воинская часть в калиновке Экс-командира воинской части в Калиновке недавно судили за нарушения при закупке противопожарных материалов Командир воинской части, которой подчинен 48-й арсенал Минобороны, обвинялся в […]
  • Можно ли дарить кольца родителей Обручальные кольца приметы Существует огромная масса различных традиционных примет об обручальных кольцах. Некоторые утверждают, что обмен свадебными кольцами придумали греки, а у других […]
  • Статья 65 фз 273-фз Порядок выплаты родителям компенсации за присмотр и уход за детьми в детских садах могут скорректировать Разработаны меры, направленные на снижение финансовой нагрузки на родителей и […]
  • Обстоятельства отягчающие ответственность ук рф Отягчающие обстоятельства Содержание Под отягчающими обстоятельствами в современном законодательстве понимаются факты и события, наличие которых говорит об особой общественной опасности […]
  • Выселение приставами детей Выселение со скандалом В Липецке идет ожесточенная борьба за дом в центре города. Жильцы защищают крышу над головой, а риелторы сражаются за площадку под строительство новой […]
  • Что надо при разводе в загсе Как развестись через ЗАГС (документы для развода через ЗАГС, сроки)? Как развестись через ЗАГС, интересует многих граждан, принявших решение о расторжении брака. Чтобы осуществить эту […]