Понятие и система транспортного права

Рубрикатор

Понятие, предмет и содержание транспортного права. Методы и способы правового регулирования общественных отношений в области транспортной деятельности. Система транспортного права

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публикаций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право самостоятельной отраслью права. Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании.

Предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

Метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм, их действенность обеспечивается государственным принуждением. Императивный метод — это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами транспортного права (например — установление транспортным законодательством различного рода ограничений, запретов со стороны государства). Диспозитивный метод — способ регулирования отношений между участниками правоотношения, являющимися равноправными сторонами. Включает дозволение, предоставление определенных прав, предоставление возможности выбора своего поведения.

В системе транспортного права выделяются морское, внутреннее водное (речное), железнодорожное, автотранспортное и воздушное право.

С точки зрения принципов построения российской системы права транспортное право не является самостоятельной отраслью, как, например, административное, гражданское, трудовое, уголовное право. Это комплексная отрасль, поскольку в транспортном праве имеются нормы, которые по своей природе являются административными, гражданскими, трудовыми и т.д., что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных отношений. Нормы, входящие в транспортное право, не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они имеют прописку в основных отраслях.

Особенностью транспортного права является то, что оно сочетает в себе властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Однако такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль. Не может служить аргументом и наличие уставов и кодексов на транспорте, а также большое количество нормативного материала, регулирующего отношения на транспорте.

Система і зміст транспортного права

Транспортне право є однією з галузей права і може бути визначене як система юридичних норм, що регулюють суспільні відносини у сфері транспорту.

Дана система має відповідну побудову і внутрішню форму організації, яку ще прийнято називати структурою цієї галузі.

Структура — невід’ємна ознака всіх існуючих систем, яка являє собою певну сукупність елементів, що характеризуються єдністю взаємозв’язків між собою. До елементів транспортно-правової структури належать: правові норми та правові інститути.

Під правовим інститутом слід розуміти таку організацію транспортних правових норм, за якою вони складаються в певні групи, що регулюють якісно однорідні суспільні відносини.

Прикладом транспортного правового інституту можна вважати ту сукупність однорідних норм права, яка регулює суспільні відносини у сфері залізничного транспорту.

На сьогоднішній день існують такі інститути транспортного права:

• інститут залізничного транспортного права;

• інститут повітряного транспортного права;

• інститут автомобільного транспортного права;

• інститут водного транспортного права, який увібрав в себе такі дві групи норм, що складають відповідно морське й річкове транспортне право. Охопити дві групи норм в одному інституті права вважається можливим, оскільки морські та річкові відносини дуже схожі між собою. При здійсненні транспортування використовуються однакові транспортні засоби. Вони мають однотипну структуру забезпечення транспортного процесу та єдині центральні органи управління — Державний департамент морського та річкового транспорту України);

• інститут трубопровідного транспортного права.

Слід зазначити що процес формування інститутів транспортного права ще не завершений, він перебуває в певній динаміці й розвитку. Йому характерні відповідні кількісні та якісні показники. Наприклад, є певна кількість правових норм, що регулюють відносини, пов’язані з діяльністю міського електротранспорту (до нього входить і метрополітен). При якісній побудові цих норм — взаємоузгодженні, єдності та стійкості взаємних зв’язків між усіма елементами — можна говорити ще про один із транспортних правових інститутів, а саме — про інститут міського транспортного права.

Таким чином, системою транспортного права виступає певна структура, елементами якої є транспортні правові норми та інститути, розташовані і згруповані у відповідній послідовності.

У цьому зв’язку норми та інститути транспортного права поділяють на загальні й особливі.

Загальна частинатранспортного права об’єднує норми, що закріплюють його принципи, правове становище суб’єктів, організаційно-правові засади діяльності транспорту, форми й методи управління транспортом, юридичну відповідальність за правопорушення на транспорті. В загальній частині також розглядаються основні теоретичні аспекти транспортного права щодо його поняття, предмета й методу, системи функцій.

Особлива частина транспортного права містить норми, що регулюють діяльність:

Зміст загальної і особливої частин транспортного права є взаємозалежним і складається не тільки з окремих норм, а й, як зазначено вище, з транспортно-правових інститутів і груп норм (наприклад, планування й організація перевезення вантажів), що регулюють тісно пов’язані, однорідні суспільні відносини.

Отже, транспортне право регулює не якісь абстрактні категорії, а визначені обставини, що виникають в реальному житті в реальній області, а саме — у сфері транспорту. Відповідно до цього транспортні правові норми повинні мати своє зовнішнє закріплення у відповідній системі нормативно-правових актів — у системі транспортного законодавства, яка є засобом надання правовим нормам об’єктивності, визначеності, загальності.

Норми транспортного права містяться в різних нормативних актах, до яких належать: закони, укази, постанови, рішення і т. ін.

Якщо систему транспортного законодавства розглядати різнобічно, то в ній чітко простежуються дві характерні риси, які визначають внутрішню будову — структуру транспортного законодавства.

Одна з них відображає вертикальну (ієрархічну) структуру транспортного законодавства, відповідно до якої можна визначити модель побудови транспортних нормативно-правових актів. Друга — горизонтальну побудову транспортного законодавства, основною ідеєю якої є забезпечення й якісне взаємоузгодження норм права, зазначених в нормативно-правових актах органів однієї «горизонталі».

Підсумовуючи розгляд даного питання, можна зробити висновок, що транспортне право — це сукупність правових норм, яка є внутрішньою формою права, зміст котрого визначається тими особливостями суспільних відносин, що тісно пов’язані з його змістом.

Система транспортного права

Систему транспортного права составляют Общая и Особенная части. Общая часть включает следующие основные положения: понятие транспортного права, его принципы и источники, транспортные правоотношения, управление на транспорте, понятие перевозки, транспортные договоры, их виды, ответственность за нарушения обязательств но перевозке. Общая часть как системообразующий фактор является базой для создания и действия норм Особенной части транспортного права, которые регулируют специфику организации и осуществления перевозок соответствующими видами транспорта.

Наряду с выделением Общей и Особенной частей систему транспортного права представляют такие структурные элементы, как подотрасли права и правовые институты. При их определении следует руководствоваться общетеоретическими положениями о том, что каждый структурный элемент представляет объединение правовых норм в комплексы, группы, регулирующие однородные (однотипные) общественные отношения [1] .

При структурировании транспортного права также необходимо учитывать, что оно является комплексной отраслью права, группы норм которой регулируют неоднотипные общественные отношения, такие как имущественные (договорные), административно-правовые (управленческие), трудовые и процессуальные отношения в сфере транспортной деятельности.

Рассматривая подотрасли транспортного права, следует исходить из трактовки подотрасли как целостного образования норм, регулирующих специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли [2] , «наиболее крупные группировки норм, регулирующих однородные группы отношений и даже имеющих свои общие положения» [3] . Именно такой подход, учитывающий характер регулируемых системой норм общественных отношений и методов регулирования, позволяет выделить следующие подотрасли транспортного права: 1) договорные транспортные обязательства; 2) государственное управление в транспортной сфере; 3) труд на транспорте; 4) претензионно-процессуальное разрешение споров в связи с перевозкой.

Отличительные признаки подотрасли заключаются в видовой принадлежности их общественных отношений. Следовательно, каждая из перечисленных подотраслей транспортного права имеет свой специфический предмет и связанный с ним метод правового регулирования [4] .

Предмет договорных транспортных обязательств имущественного характера составляют отношения экономического оборота, которые опосредуют перемещения материальных благ. Нормы этой подотрасли регулируют договорные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов. Среди урегулированных ими договоров выделяются прежде всего такие, как договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа, договор перевозки груза, договоры фрахтования для перевозок пассажиров и грузов. Это также договор об организации перевозок. К ним примыкает значительная группа договоров, служащая обеспечению организации и осуществления перевозок. В зависимости от используемых видов транспорта подотрасль отражает особенности условий организации и осуществления перевозок автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом.

Кроме договорных обязательств по перевозкам, данная подотрасль регулирует также договорные обязательства, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, фрахтованием судна на время (тайм- чартером), фрахтованием судна без экипажа (бербоут-чартером), транспортно-экспедиционным обеспечением перевозок.

Подотрасль государственного управления в транспортной сфере, во-первых, содержит систему норм, регулирующих административноправовой статус федерального органа исполнительной власти в области транспорта (Минтранса России). Во-вторых, нормы данной подотрасли закрепляют формы управленческих действий, к которым относятся, в частности, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам управления в области транспортной деятельности, приказы Минтранса России, в том числе утверждающие правила перевозок пассажиров, багажа, грузов различными видами транспорта, и др [5] . В-третьих, к этой подотрасли относятся нормы, регулирующие надзорную и контрольную деятельность при осуществлении управления на транспорте. Это, в частности, государственный надзор за безопасностью железнодорожного движения, государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации, государственный портовый контроль и др. В-четвертых, к данной подотрасли относятся нормы, регулирующие правоотношения по поводу соблюдения правил административно-правовых режимов, например режима чрезвычайного положения [6] , вызванного вооруженным мятежом, действиями незаконных вооруженных формирований, национальным конфликтом, эпидемией и другими факторами. Административно-правовые режимы могут влиять на выполнение договорных условий по перевозкам, временно прекращая или приостанавливая их (ст. 29 УЖТ, ст. 101 КВВТ).

Труд на транспорте как подотрасль транспортного права характеризуется отражением в ее нормах особенностей трудовой деятельности работников транспорта [7] . Она включает специальные нормы, закрепленные в транспортных законах, которые устанавливают трудовые отношения на транспорте (ст. 28 КВВТ, ст. 57 КТМ) и определяют специфику условий труда транспортных работников. Кроме того, имеются нормы, возлагающие на работодателей (судовладельцев) обязанности по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, охрану здоровья, культурно-бытовое обслуживание. Подотрасль устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условия отдыха отдельных категорий работников транспорта (машинистов, водителей, пилотов), в ней регулируются вопросы порядка профессионального отбора работников транспорта, в том числе определения их психофизиологических качеств и профессиональной пригодности [8] .

Данная подотрасль транспортного права содержит систему норм, регулирующих состав экипажа транспортного средства в зависимости от его типа, последствия несоблюдения указанных норм (п. 1, 2 ст. 56 ВК), ограничения занятия определенных должностей только гражданами Российской Федерации (п. 3 ст. 27 КВВТ, п. 4 ст. 56 ВК). В транспортных законах определено, что трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются федеральным законодательством РФ о труде, транспортными кодексами (КВВТ, КТМ), уставами службы на транспорте, уставами о дисциплине, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами (п. 2 ст. 28 КВВТ, п. 1 ст. 57 КТМ).

Претензионно-процессуальное разрешение споров в связи с перевозками как подотрасль транспортного права содержит нормы, устанавливающие основания подачи претензий, лиц, правомочных реализовать установленный претензионный порядок, надлежащих ответчиков-перевозчиков, стадии претензионной процедуры, претензионные сроки. Эти нормы регулируют правовые последствия решения по претензии, а также условия обращения пассажира, грузоотправителя, грузополучателя с иском в судебную инстанцию.

Наряду с подотраслями транспортного права существуют его институты. В теории права правовой институт определяется как обособленный комплекс правовых норм, являющихся частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений [9] . В нашем случае институт транспортного права представляет собой систему правовых норм, регулирующих разновидность предметно связанных транспортных отношений в рамках соответствующей подотрасли.

Если рассматривать институты такой подотрасли, как договорные транспортные обязательства, то это прежде всего институты договорных перевозочных обязательств, ответственности в связи с организацией и осуществлением перевозок.

Однородность норм института права можно проиллюстрировать на примере такого института, как договорные обязательства по организации и осуществлению перевозок. Система сто норм регулирует отношения, касающиеся оказания услуг по организации и осуществлению доставки

объектов в пункт назначения, их объемов, выделения для перевозки необходимых транспортных средств, условий перевозок, порядка оплаты услуг.

Институты транспортного права в свою очередь подразделяются на подинституты [10] . В частности, в рамках того же института договорных перевозочных обязательств можно выделить в качестве подинститутов договорные обязательства по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов. Подинституты содержат системы норм меньших масштабов по сравнению с системами норм институтов, в состав которых они входят.

В целом же транспортное право достаточно четко организовано. Системная организация норм этой комплексной отрасли права имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во-первых, она облегчает работу правотворческих органов при принятии новых правовых источников и совершенствовании действующих, позволяет устранять пробелы в действующей системе транспортного права, а также исключать нормы, уже не отвечающие потребностям транспортной практики. Во-вторых, при надлежащей систематизации норм транспортного права значительно упрощается поиск и применение соответствующих норм к конкретным случаям.

  • [1] См.: Венгеров А. В. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов. М., 1998. С. 453–454; Российское гражданское право: учебник: в 2 т. Т. I: Общая часть / отв. ред. Е. А. Суханов. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2013. С. 79–80.
  • [2] См.: Общая теория права: учебник для юрид. вузов / под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 184; Теория государства и права: учебник / отв. ред. А. В. Малько. М., 2009. С. 171.
  • [3] Российское гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть / отв. ред. Е. А. Суханов. С. 79.
  • [4] См.: Гражданское право: учебник. Т. 1 / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстова. М., 2001. С. 30.
  • [5] См.: Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право: учебник. М.: Проспект; Велби, 2003. С. 211–212; Дмитриев Ю. А., Полянский И. Л., Трофимов Е. В. Административное право: учебник. М.: Эксмо, 2009. С. 700.
  • [6] См.: Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 430; Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право: учебник. М., 2009. С. 304–306.
  • [7] См.: Трудовое право России: учебник / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2003. С. 281.
  • [8] См.: подп. 5.2.43, 5.2.44 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395.
  • [9] См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов. С. 453; Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. 6-е изд. стер. М.: Омега-Л., 2012. С. 267.
  • [10] В гражданском праве некоторые авторы называют их субинститутами (см.: Гражданское право: учебник: в 3 т. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2001. С. 31). На наш взгляд, если исходить из общепринятых в праве понятий «отрасль права» и «подотрасль права», по аналогии более приемлемы термины «институт права» и «подинститут права».

Понятие транспортного права

В результате изучения главы 1 студент должен:

знать понятие системы права, ее основных элементов, а также предмет и метод транспортного права; понятие и виды источников права, название основных транспортных уставов и кодексов, а также других основных федеральных законов, регулирующих деятельность транспорта;

уметь разграничивать правовую систему и систему права, а также отрасли права между собой; классифицировать источники транспортного права по юридической силе;

владеть навыками отграничения отраслей права от отраслей законодательства; соотнесения норм гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов.

Роль и место транспортного права в системе российского права

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт – одна из крупнейших базовых отраслей хозяйства, значительная составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Как отмечается в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, транспортные коммуникации связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему. Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволяют сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона. Таким образом, транспорт можно отнести к числу приоритетных отраслей экономики.

Транспортные организации в настоящее время активно реализуют свои предложения на рынке транспортных услуг. Содержанием данной услуги является перемещение материальных объектов в пространстве. В результате оказания транспортной услуги не создается какой-либо новой вещи, как это бывает при выполнении работ. Полезные свойства услуги проявляются в перемещении пассажира или груза из одной точки пространства в другую. Хотя результат транспортной услуги не овеществлен, он представляет определенное материальное благо, по поводу которого между перевозчиком и его контрагентом складываются обязательственные отношения. К таковым можно отнести отношения по перевозке и тесно связанные с ними иные общественные отношения, направленные на нормальное обеспечение транспортного процесса. Совокупность правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений, в объективном смысле представляет собой транспортное право.

До настоящего момента не утихают споры между цивилистами, а также представителями иных направлений российской правовой науки по поводу того, какое место занимает транспортное право в системе российского права. Диапазон высказываемых предложений по этому поводу достаточно широк. Одни предлагают признать транспортное право самостоятельной правовой отраслью с выделением отдельных подотраслей, другие настаивают на существовании комплексных отраслей права, третьи считают, что в данном случае следует вести речь о комплексном законодательстве.

Самым крупным элементом системы права является отрасль права, которая характеризуется двумя основными критериями, позволяющими разграничить ее с другими правовыми отраслями: предметом и методом правового регулирования.

Как известно, предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения. Общественные отношения в рамках одной отрасли права должны обладать предметным единством, устойчивостью и повторяемостью. Они всегда объективны, и задача государства и общества состоит в придании им соответствующей правовой формы.

Нет оснований признавать транспортное право ни как самостоятельную, ни как комплексную отрасль права. К самостоятельным правовым отраслям транспортное право не может быть отнесено по той причине, что в данном случае нельзя однозначно определить ни предмет, ни метод правового регулирования. В различных сочетаниях предлагается включать в предмет транспортного права целый ряд разнородных по своей правовой природе общественных отношений, среди которых имущественные, властно-организационные, трудовые, финансовые, земельные отношения. Иногда делаются даже попытки выделить в транспортном праве подотрасли, исходя из деления транспорта на виды [1] . Следует отметить, что ни о какой однородности общественных отношений в транспортной сфере не может быть и речи. Можно ли считать однородными по своей природе отношения по лицензированию транспортной деятельности и по перевозке? Очевидно, что нет. Кроме того, каждому виду общественных отношений, охватываемых транспортным правом, соответствует свой метод правового регулирования, позволяющий определить:

• правовое положение участников регулируемых отношений;

• порядок возникновения субъективных прав и обязанностей;

• средства их обеспечения;

Различия в способах воздействия права на общественные отношения определяются характером взаимного положения участников правовых отношений. Так, например, властно-организационные отношения регулируются административным правом и подчинены воздействию метода власти и подчинения, властных предписаний (обязываний) и запретов. Данный метод применим для регулирования земельных, административных и финансовых отношений, которые включены в круг отношений, регулируемых транспортным правом. Поскольку рассматриваемый метод охватывает одновременно несколько публичных отраслей права, он носит разноотраслевой характер. Транспортное право охватывает также целый комплекс гражданско-правовых обязательственных отношений, которые оформляют переход материальных благ от одних лиц к другим и составляют львиную долю имущественных отношений. Имущественные отношения, являющиеся частью предмета гражданского права, предполагают метод юридического равенства сторон, который не допускает принудительной власти одного участника над другим. Здесь характерны дозволение и правонаделение, т.е. предоставление субъектам возможностей совершения инициативных юридических действий – самостоятельного использования правовых интересов для удовлетворения своих потребностей и интересов [2] . Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что транспортное право не является самостоятельной отраслью права, поскольку не имеет ни единого предмета, ни метода.

Наличие обширного материала, регулирующего различные отношения, хотя и в одной сфере человеческой деятельности, может свидетельствовать только о существовании комплексной отрасли законодательства. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды [3] .

Хотя отрасли права и отрасли законодательства в принципе должны совпадать, законодательство, в отличие от системы права, может быть систематизировано по усмотрению законодателя или других лиц и по иным признакам [4] . Иными словами, комплексные образования реально обособляются не столько потому, что существуют самостоятельные нормативные юридические акты, сколько потому, что при помощи этих актов произошло известное согласование норм, выработаны некоторые общие положения и приемы регулирования, нормативный материал объединен нормативными обобщениями.

Таким образом, следует признать, что транспортное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль законодательства, сочетающую в себе нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения.

  • [1]Мишина Н. В. Железнодорожное право как подотрасль транспортного права: Постановка проблемы // Транспортное право. 2008. № 2. С. 12.
  • [2] Подробнее об этом см.: Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. С. 64–69.
  • [3] См.: Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М., 2004.
  • [4] См.: Молодцов М. В. О системе советского права // Советское государство и право. 1984. № 1. С. 63.

1. Понятие транспортного права

1.1. Понятие нормы

Норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) — установленная, гласная и общепринятая мера в определенной области деятельности или знаний, имеющая конкретное выражение.

Понятие нормы не следует отождествлять исключительно с юридической практикой – это понятие гораздо шире.

По областям действия нормы подразделяют на: идеологические, моральные, этические, политические, правовые, экономические, математические, физические, технические, технологические, биологические, санитарные, экологические, транспортные и т. д.

Прогресс и развитие общества приводят к возникновению все новых и новых видов деятельности и соответствующих им норм.

Классификация норм по источнику их происхождения более лаконична (рис. 1):

Рисунок 1 – Источники норм

1.2. Значение правового регулирования деятельности транспорта

Во всяком обществе в процессе производства материальных благ люди вступают друг с другом в определенные общественные отношения. Участвуют в общественных отношениях и коллективные образования: предприятия, организации, объединения, общества и др. Для того чтобы указанные отношения осуществлялись нормально, необходимо их урегулировать, т. е. установить порядок, согласованность поведения людей и организаций. Это относится и к деятельности транспорта.

Одним из основных специфических условий работы транспорта является то, что его основная производственная деятельность невозможна без совместных действий всех участников транспортного процесса:

предприятий и организаций — грузоотправителей, обязанных подготовить груз к перевозке, обеспечить своевременную погрузку и сдать груз к перевозке транспортному предприятию или организации;

транспортных предприятий и организаций — перевозчиков, обязанных выделить транспортные средства для перевозки в соответствии с заявкой или договором, принять груз от отправителя, доставить груз получателю в сохранности, в установленные сроки и с минимальными затратами на перевозку;

предприятий и организаций — грузополучателей, обязанных своевременно принять прибывшие в их адрес грузы, разгрузить в определенные сроки подвижной состав, очистить его от остатков груза и сдать транспортному предприятию или организации.

Специфика деятельности транспорта требует четкого урегулирования деятельности, прав и обязанностей всех участников перевозочного процесса. Это достигается установлением государством специальных правил поведения, на основе которых осуществляется транспортная деятельность. Подобные правила поведения называются правовыми нормами. Совокупность норм права, регламентирующих перевозки грузов, деятельность и взаимоотношения транспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей, составляет транспортное право. Знание транспортного права — необходимое условие эффективной организации транспортной деятельности.

1.3. Правовая норма и правовое регулирование

Всякая правовая норма — прежде всего определенное правило поведения в обществе, в социальных, т.е. в общественных отношениях. Она либо требует от гражданина или организации определенного поведения (т.е. выполнения тех или иных действий, а иногда воздержания от них), либо разрешает им совершение действий по собственному усмотрению.

Правовая норма — обычно такое правило поведения, которое установлено государством в лице его компетентных органов власти и управления. Следовательно правовые нормы носят государственно-властный характер, т.е. они как предписания государства обязательны для граждан, должностных лиц, предприятий и организаций, органов управления, других юридических и физических лиц, на которые они рассчитаны.

Правовая норма содержит предписания общего характера. Это значит, что она рассчитана не на какое-либо конкретное лицо, а на всех тех лиц и во всех тех случаях, которые подпадают под ее действие. Например, если в правовой норме указано, что грузоотправители обязаны осуществлять погрузку транспортных средств в установленные сроки, значит, такая обязанность лежит вообще на всех грузоотправителях, пользующихся транспортом. Этим признаком правовая норма отличается от других обязательных юридических актов, которые адресованы конкретному лицу и распространяются только на него (например, указание вышестоящей организации, данное конкретному транспортному предприятию).

Поскольку правовая норма содержит предписания общего характера, она всегда рассчитана на длительное или многократное применение.

Посредством правовой нормы определенным образом направляется поведение участников общественных отношений, обеспечивается нормальное развитие последних, осуществление прав и исполнение обязанностей граждан и организаций. Поэтому правовая норма является регулятором общественных отношений. Так, посредством правовых норм регулируются отношения транспортных предприятий и организаций данного вида транспорта друг с другом, с предприятиями и организациями других видов транспорта, с грузоотправителями. грузополучателями и пассажирами.

Важнейшей особенностью правовой нормы является то, что ее предписания охраняются государством от нарушений. В абсолютном большинстве правовые нормы исполняются точно и добросовестно. Однако имеются случаи неисполнения, ненадлежащего исполнения либо иного нарушения предписаний правовых норм. Тогда государство в лице своих органов власти, управления и иных органов принимает меры, направленные на понуждение к исполнению правовой нормы, в том числе возложение ответственности на нарушителя.

Таким образом, можно дать следующее определение правовых норм. Правовые нормы — это правила поведения, установленные государством, содержащие государственно-властные предписания общего характера, которые регулируют общественные отношения и охраняются от нарушений силой государственного принуждения.

1. 4. Структура правовой нормы

Каждая правовая норма имеет гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза — часть правовой нормы, в которой указывается, при каких обстоятельствах она применяется. Диспозиция содержит указание на то поведение, которое предписывается (запрещается) или дозволяется. Санкция — указание на те неблагоприятные последствия, которые наступают в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения действий (воздержания от действий), предписанных в диспозиции.

Например, согласно действующим правилам, пассажир при проезде в автобусе обязан оплатить стоимость проезда и приобрести билет; если же он едет без билета, с него взыскивается штраф. Гипотезой здесь будет указание на те обстоятельства, при которых появляется обязанность пассажира оплатить проезд и приобрести билет — при проезде в автобусе; диспозиция — указание на соответствующую обязанность пассажира; санкция — установление правовой нормой меры взыскания, применяемой к пассажиру, не оплатившему проезд (штраф за безбилетный проезд).

1.5. Виды правовых норм

В зависимости от характера предписаний различают императивные и диспозитивные правовые нормы. Императивными признаются нормы, содержащие предписания, которые в категорической форме обязывают к чему-либо или воспрещают что-либо. Какие-либо отступления от императивной нормы, в том числе по соглашению сторон не допускаются.

Диспозитивная норма, наоборот, предоставляет возможность установления по соглашению сторон каких-либо иных, отличающихся от предписанных ею, условий своих отношений. Если же стороны не воспользуются такой возможностью, то действует правило поведения, изложенное в правовой норме. Действующее законодательство, например, предусматривает, что погрузка и выгрузка автомобилей осуществляется силами и средствами грузоотправителей и грузополучателей соответственно, если иное не предусмотрено договором автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем (грузополучателем). Следовательно, по общему правилу автотранспортное предприятие или организация освобождаются от обязанностей выполнения погрузочно-разгрузочных работ (операций), пока стороны не согласуют иного.

1.6. Нормы права и правоотношения

Правовые нормы регулируют различные общественные отношения лиц, в которые они вступают в процессе своей деятельности, Подобные общественные отношения, урегулированные нормами права, называются правоотношениями. Правоотношения являются той юридической формой, в которой существуют и развиваются фактические общественные отношения.

Различают такие понятия как субъекты, содержание и объекты правоотношений.

Субъекты правоотношений — граждане или организации, которые выступают в качестве участников правоотношений.

Все участники транспортных правоотношений обладают определенными правами и несут обязанности, предусмотренные соответствующими правовыми нормами. Совокупность указанных прав и обязанностей и составляет содержание правоотношений.

Права и обязанности участников правоотношения взаимосвязаны. Праву одной стороны соответствует юридическая обязанность другой.

Под объектами правоотношений понимают вещи (имущество), услуги и т.д., по поводу которых складываются урегулированные правовыми нормами общественные отношения. В транспортных правоотношениях объектом выступает транспортная услуга.

Непосредственно из нормы права правоотношение не возникает. Для его формирования необходимо, чтобы наступили определенные обстоятельства, предусмотренные в правовой норме. Такие обстоятельства (факты), с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений, называются юридическими фактами.

Юридические факты имеют большое значение. На их основе реализуются правовые нормы, возникают правоотношения. На основе юридических фактов правоотношения не только возникают, но могут также изменяться либо прекращаться. Например, при сдаче груза к перевозке начинаются правоотношения по договору перевозки; при выдаче груза получателю такие правоотношения заканчиваются.

1.7. Транспортные правоотношения и право

Правоотношения, в которые вступают транспортные предприятия и организации, носят самый разнообразный характер (хозяйственные, трудовые и др.).

Из общей массы таких отношений выделяется особая их группа. Это правоотношения, связанные с выполнением транспортными предприятиями транспортных функций. Ими являются отношения по организации транспортного процесса и по непосредственному его осуществлению.

Транспортные правоотношения имеют особенности по субъектам, содержанию и объектам.

Одна из сторон транспортных правоотношений — всегда транспортное предприятие или организация, выполняющие перевозку, транспортно-экспедиционные операции и иные транспортные услуги. Другая сторона — грузоотправители, грузополучатели, пассажиры, предприятия связи, организации другого вида транспорта. Могут быть также транспортные правоотношения, в которых обеими сторонами являются организации одного вида транспорта (например, в случае предоставления автохозяйствами автомобилей грузовым автостанциям).

Содержание транспортных правоотношений составляет совокупность прав и обязанностей сторон, связанных с оказанием транспортных услуг.

Транспортные правоотношения могут быть направлены либо на организацию транспортного процесса (например, прием заявок на перевозки, прием груза к перевозке), либо на непосредственное осуществление перевозок (например, отношения по перевозке конкретного груза).

В общей системе гражданского права выделяется особая совокупность правовых норм, регулирующих отношения, в которые вступают транспортные предприятия и организации в процессе транспортной деятельности. Они и составляют транспортное право.

1. Понятие, предмет и структура транспортного права Украины

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют транспортные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их потребителями, которые пользуются транспортными средствами, а также между самыми транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта.

С точки зрения принципов строения украинской системы права транспортное право не является самостоятельной отраслью, как, например, гражданское, хозяйственное, уголовное, административное, трудовое. Это комплексная отрасль, поскольку в транспортном праве содержатся нормы, которые по своей природе являются административными, гражданскими, хозяйственными и т.п., что объясняется спецификой общественных отношений, которые регулируются транспортным правом.

Предметом транспортного права являются имущественные и управленческие отношения.

Имущественные отношения — это общественные отношения, которые возникают между транспортными предприятиями и потребителями в связи с предоставлением услуг по использованию транспортных средств для осуществления процесса перевозки (например: договор перевозки грузов; договор перевозки пассажиров и т.п.)

При регулировании имущественных отношений преимущественно применяется метод частного права (гражданско- правовой) — метод автономных решений, который основывается на равенстве сторон.

Управленческие отношения определяют организацию транспорта как единой системы, которая охватывает все виды транспорта — государственного, коллективного и частного. Эти отношения возникают между транспортными организациями и органами государственной власти.

При регулировании управленческих отношений применяется метод публичного права (метод властных предписаний), который основывается на принципе неровности сторон.

Таким образом предметом правового регулирования транспортного права Украины выступают общественные отношения, которые возникают между транспортными предприятиями и клиентами в связи с использованием путей сообщения и транспортных средств, а также отношения между транспортными предприятиями при осуществлении процесса перевозок.

Под системой транспортного права понимают определенную структуру, элементами которой есть транспортные правовые нормы и институты, расположенные и сгруппированные в соответствующей последовательности.

В этой связи нормы и институты транспортного права разделяют на общие и особенные.

В общей части рассматриваются теоретические основы транспортного права, понятие и структура транспортной системы, организационно-правовые начала управления транспортом, правовые начала хозяйственной деятельности предприятий транспорта, юридическая ответственность за правонарушение на транспорте, порядок заключения и выполнения транспортных договоров.

Особенная часть транспортного права содержит нормы, которые регулируют деятельность:

Еще по теме:

  • Суд мед экспертиза уфа Судебно-медицинская экспертиза Военно-врачебная коллегия Уфа, 450000, Российская Военно-врачебная коллегия Уфа, 450000, Российская, 98/2, ост. Горсовет, 2 этаж Адвокатское партнерство Уфа, […]
  • 159 ст ч1 Что мне грозит по ст. 159 ч.1? Поскольку данное преступление согласно ст. 15 Уголовного кодекса РФ( 2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за […]
  • Погашение долга за квартплату Как погасить долг по квартплате? Вы оказались в непростой жизненной ситуации? Стали меньше зарабатывать, или вовсе потеряли работу. Перенесли серьезное заболевание, травму. Потеряли […]
  • Как делится квартира по ипотеке при разводе Как делится ипотечная квартира при разводе в разных ситуациях Квартирный вопрос остается актуальным во все времена, особенно если дело касается семейного гнездышка. Но вот когда семья […]
  • Развод и кредиты в браке Как разделить кредит при разводе супругов? Время чтения: 7 минут Подавляющий процент вновь созданных молодых семей сразу после того как отшумят свадебные торжества приступают к […]
  • Как задать вопрос по-английски где ты живешь № 7: Спрашиваем: Where are you from? Всем привет! США — это страна огромных человеческих возможностей и безграничных предложений. Поэтому ежегодно миллионы иностранцев посещают Америку с […]