Понятие и правовая природа муниципального права

§ 1. Правовая природа муниципальной службы

Названная деятельность, именуемая службой, понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей . Служба в органах местного самоуправления именуется муниципальной службой. Муниципальная служба осуществляется в интересах жителей муниципального образования, для организации и предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных услуг и обеспечения охраны правопорядка. Она является институтом, который, опираясь на гражданскую культуру, профессиональные знания и квалификацию муниципальных служащих, обеспечивает эффективное управление делами муниципального образования.
———————————
См.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 97.

В соответствии со ст. 42 Закона от 6 октября 2003 г. правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Отправным в регулировании отношений муниципальной службы является Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — Закон от 8 января 1998 г.), положения которого детализируются в законодательстве субъектов РФ, муниципальных правовых актах.
Понятие муниципальной службы. В широком смысле термин «муниципальная служба» обозначает совокупность людей, находящихся на службе муниципальных образований (органов и учреждений — юридических лиц публичного права), в узком смысле — сотрудников аппарата органов местного самоуправления, наделенных соответствующим статусом. В законодательстве под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными (ч. 1 ст. 2 Закона от 8 января 1998 г.). Данное определение конкретизирует понятие муниципальной должности.
Муниципальная должность — предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ должность с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения и ответственностью за выполнение этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Муниципальные должности делятся на:
выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также на основании решений представительных или иных выборных органов местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Законодатель рассматривает как муниципальную службу только профессиональную деятельность на так называемых иных муниципальных должностях. Профессиональная деятельность главы муниципального образования, иных выборных лиц местного самоуправления, депутатов под понятие муниципальной службы не попадает. В ч. 2 ст. 2 Закона от 8 января 1998 г. указывается, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным Законом не устанавливается. Здесь должны действовать особые акты.
Подобный подход, по нашему мнению, вряд ли можно признать оптимальным. Выборный характер ряда муниципальных должностей предопределяет только особенности правоположения замещающих их лиц в рамках муниципальной службы. Тот же глава муниципального образования наделен законодательно закрепляемыми за ним властными полномочиями, но он же обладает правами, обязанностями по службе, носящими служебный характер (право на денежное содержание, на отпуск, на пенсионное обеспечение; обязанность представлять необходимые документы в кадровую службу соответствующих органов местного самоуправления и т.д.). Поэтому логично распространять на лиц, замещающих выборные муниципальные должности, общий статус муниципальных служащих с необходимыми из него изъятиями и его дополнением особыми служебными правами, обязанностями названных лиц. Последние же следует закреплять не в нормативных актах, посвященных вопросам муниципальной службы, а в актах о статусе депутатов, глав муниципальных образований. К особенностям прохождения службы главами муниципальных образований относится, например, то, что они вступают в должность на основании собственных актов и актов об их избрании, принимаемых соответствующими избирательными комиссиями, нераспространение на них квалификационных разрядов, отсутствие практики их аттестации, особый порядок их увольнения как выборных должностных лиц.
Муниципальный служащий. Помимо понятий «муниципальная служба», «муниципальная должность» законодатель вводит понятие «муниципальный служащий». Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. К числу муниципальных служащих относятся лица, замещающие иные муниципальные должности. Поэтому депутаты, главы муниципальных образований, лица, замещающие иные выборные муниципальные должности, в это число не входят. Не являются муниципальными служащими лица, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лица, исполняющие в органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.
Однако в обыденном сознании слово «служащий» ассоциируется со всеми работниками органа местного самоуправления (мэрии, администрации), которые находятся в административном здании, и т.д. Поэтому следует иметь в виду, что есть и другая категория работников, которая часто привлекается к аппаратной работе, однако не имеет статуса муниципальной службы.
Штатное расписание. Постоянный, профессиональный характер деятельности муниципальных служащих на муниципальных должностях означает включение упомянутых должностей в штатное расписание соответствующих органов местного самоуправления. Муниципальная должность — это всегда штатная должность. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается, как правило, главой муниципального образования в соответствии со структурой органов местного самоуправления, закрепленной в уставе муниципального образования. Субъекты РФ могут в форме закона утверждать реестры должностей муниципальной службы. Однако, как представляется, такой реестр должен давать муниципальным образованиям возможность в определенных пределах вводить должности, в нем отсутствующие. В реестре более важны не перечни конкретных должностей, а принципы разделения последних на отдельные категории, виды. Поэтому уместно, перефразируя известное выражение, сказать, что не муниципальные образования для реестра, а реестр для муниципальных образований.
В штатное расписание включаются не только должности, на которых осуществляется муниципальная служба, но и замещаемые на профессиональной постоянной основе выборные муниципальные должности. В целях технического обеспечения деятельности муниципальных органов в штатное расписание могут включаться должности, вообще не относящиеся к муниципальным должностям.
Каждый работник — муниципальный служащий должен быть занят выполнением определенных задач. В этом смысле «должность» — это рабочее место. Однако термин «должность» имеет и финансовое значение — это бюджетные расходы. Штаты служащих учитываются в бюджете муниципального образования.
Классификация муниципальных должностей устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ. Закон от 8 января 1998 г. нацеливает субъекты РФ на введение соотношения муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований (п. 2 ст. 8). Это обусловлено тем, что между государственной и муниципальной службой нет жесткой границы. Для муниципальных служащих переход на государственную службу часто означает профессиональный и кадровый рост, но такой переход не должен означать, что человек вынужден начинать все сначала, теряя, например, прежний стаж муниципальной службы. Этот стаж необходимо перевести в стаж государственной службы исходя из заранее введенных критериев.
Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.
Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий. С учетом вышеизложенного представляется уместным рассматривать эту категорию более широко, включая в нее выборных должностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.
Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц.

В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности.
Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий.
В Свердловской области, например, категории специалистов и обеспечивающих специалистов объединены в одну категорию. Должности этой категории (категория «В») делятся на пять видов: а) высшие должности (заместитель главы муниципального образования, управляющий делами (руководитель аппарата) администрации главы муниципального образования, представительного органа местного самоуправления муниципального образования, глава администрации района в городе); б) главные должности (начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, заместитель главы администрации района в городе, глава администрации поселка, сельсовета, поселения); в) ведущие должности (заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь, заместитель главы администрации поселка, сельсовета, поселения); г) старшие должности (помощник, главный специалист, ведущий специалист, заместитель начальника (заведующего) отдела в составе управления, комитета, заместитель начальника (заведующего) сектора в составе управления, комитета, отдела); д) младшие должности (специалисты I, II категории, просто специалисты).
Такая дробная классификация определяется необходимостью деятельностной специализации, мобильности в работе муниципального аппарата, его иерархичностью. Она также необходима для стимулирования профессионального роста муниципальных служащих и четкого задания его направленности и ступеней.
Квалификационные разряды. Сама по себе классификация должностей недостаточна для стимулирования профессионального роста муниципальных служащих, поскольку она основное внимание уделяет не исполнителю, не лицу, а самой организационной структуре с ее ячейками-должностями . Классификацию должностей необходимо подкреплять перечнем званий или квалификационных разрядов, обозначающих не само по себе место гражданина в должностной иерархии, а уровень его управленческого мастерства.
———————————
См.: Бельский К.С. О ранговом отборе государственных служащих // Проблемы становления государственной и муниципальной власти в России. Екатеринбург, 1995. С. 10.

Не случайно Закон от 8 января 1998 г. предусматривает помимо классификации муниципальных должностей муниципальной службы квалификационные разряды для муниципальных служащих. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на так называемые иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов РФ, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъектов РФ в соответствии с федеральными законами.
Здесь акцент делается на исполнителе, учитываются его образование, стаж работы, квалификация, личные заслуги. Имея определенный разряд (звание, чин, класс), исполнитель — муниципальный служащий может претендовать на определенную должность, и руководство обязано считаться с этими претензиями .
———————————
См.: там же.

Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Таким образом, занятие муниципальными служащими конкретных должностей предполагает в качестве одного из своих оснований наличие у названных служащих определенных квалификационных разрядов, а если последние в субъекте РФ не установлены, то соответствие муниципальных служащих нормативно установленным квалификационным требованиям.
В Законе Воронежской области «О муниципальной службе в Воронежской области» квалификационные требования к муниципальному служащему определены как показатели соответствия профессиональной подготовки кандидата на определенную муниципальную должность функциям и полномочиям, установленным для этой должности. Закон в рамках классификации должностей выделяет высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности (п. 1 ст. 7) и применительно к указанным группам формулирует отдельные классификационные требования:
по высшим муниципальным должностям — это наличие высшего профессионального образования по профилю деятельности органа или равноценного образования, а также стажа службы на главных должностях по профилю деятельности органа не менее трех лет;
по главным муниципальным должностям — наличие высшего профессионального образования по профилю деятельности органа или равноценного образования, а также стажа службы на ведущих должностях по профилю деятельности органа не менее двух лет;
по ведущим муниципальным должностям — наличие высшего профессионального образования по профилю деятельности органа или равноценного образования, а также стажа службы на старших административных должностях данного профиля не менее одного года;
по старшим муниципальным должностям — наличие высшего профессионального образования по профилю муниципальной должности или равноценного образования;
по младшим муниципальным должностям — наличие среднего профессионального образования по профилю муниципальной должности или равноценного образования при стаже работы на начальных должностях этого профиля не менее трех лет.
Решение о признании образования равноценным принимается представительным органом местного самоуправления.
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационный экзамен проводится по мере необходимости при присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда муниципальной службы по замещаемой должности, как правило, не реже одного раза в три года. При прекращении муниципальной службы в связи с выходом на пенсию муниципальный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд.
Результаты исполнения муниципальным служащим должностных инструкций и поручений руководителей органов местного самоуправления учитываются при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы или включении в кадровый резерв, оценке служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена или поощрении муниципального служащего.
Аттестация муниципального служащего. Аттестация проводится в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой им должности муниципальной службы (квалификационным требованиям по данной должности).
При проведении аттестации непосредственный руководитель муниципального служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении муниципальным служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период. При необходимости муниципальный служащий может представить пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя. Аттестации не подлежат муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы категории «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный контракт (договор).
Как правило, аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.
Квалификационные требования по должностям муниципальной службы устанавливаются к уровню профессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей, в соответствии с категориями и группами должностей муниципальной службы.
Аттестация муниципальных служащих производится аттестационной комиссией, создаваемой в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В случае признания аттестационной комиссией муниципального служащего не соответствующим занимаемой должности, он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо понижен в должности, а при отказе — уволен в соответствии с трудовым законодательством.

Юридическая природа муниципальных правовых актов

В Конституции Российской Федерации отсутствует правовая характеристика актов местного самоуправления. В ее статье 132 говорится о том, что органы местного самоуправления принимают решения. Какова природа этих решений, каковы их виды, Конституция не определяет. Если обратиться к ст. 12 Основного закона, которая содержит норму о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то, следуя формальной логике, надо сделать вывод: акты органов местного самоуправления, не являясь актами органов государственной власти, представляют собой какие-то особые акты, не обладающие свойствами правовых актов, т.е. качествами предписаний, обязательность исполнения которых гарантируется возможностью применения мер государственного принуждения.

Отсюда недалеко до признания актов муниципальных органов актами так называемого корпоративного права, т.е. актами сообществ, осуществление которых обеспечивается только мерами общественного воздействия. Такое признание явно противоречит реальности. Вряд ли продуктивна и попытка оправдать ситуацию с помощью юридической конструкции санкционирования государством муниципальных актов. Санкционирование — это либо утверждение актов после их принятия, либо предварительное определение перечня (не всех) актов, которые в силу их особой роли (прежде всего, по значимости содержания) приобретают правовое качество. Ни того, ни другого ни Конституция, ни федеральные законы от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ не предусматривали и не предусматривают. Можно, конечно, с определенной дозой условности признать санкционированными государством решения органов местного самоуправления, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми они в соответствии с Конституцией наделяются законом. Очевидно, что такое формальное санкционирование отсутствует при решении органами местного самоуправления вопросов местного значения, т.е. тех вопросов, которые определяют функциональное назначение местного самоуправления.

Вывод напрашивается один — свойство муниципальных актов как категории актов именно правовых присуще им изначально, оно не привносится «извне», не придается в порядке исключения или дополнительного условия издания некоторых из них. В этой связи нельзя считать реальной альтернативу: либо местное самоуправление, как это указано в ст. 12 Конституции РФ, не входит в систему органов государственной власти, и тогда нельзя говорить ни о каких правовых актах органов местного самоуправления, либо акты органов местного самоуправления суть правовые акты, и тогда органы местного самоуправления надо признавать органами государственной власти. Все обстоит сложнее.

Вопреки буквальному смыслу ст. 12 Конституции РФ, местное самоуправление не стоит рядом с системой органов государственной власти, никак ее не касаясь и во всем сохраняя свою неприкосновенность. Такое

Оснований для такого вывода Федеральный закон N 131-ФЗ дает больше, чем Федеральный закон N 154-ФЗ. Закон N 131-ФЗ определяет местное самоуправление как форму осуществления народной власти (ст. 1). Органы местного самоуправления — не органы государственной власти, они суть органы муниципальной власти как разновидности народной (публичной) власти. Как упоминалось выше, муниципальная власть по определению соединяет черты государственной и общественной власти. К числу черт государственной власти, характеризующих содержание муниципальной власти, следует отнести правовое качество актов, которые принимаются органами муниципальной власти. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Следовательно, государство «изначально» берет на себя принудительное обеспечение муниципальных правовых актов. Непосредственным субъектом юридических отношений выступают муниципальные органы, отличные от органов государственной власти, но через посредство последних в данных отношениях участвует и государство. Это ясно обнаруживается, когда за неисполнение предписаний муниципальных органов к гражданам или руководителям организаций, должностным лицам применяются, например, меры

Таким образом, муниципальные правовые акты входят в общую правовую систему Российского государства, занимая в ней в соответствии с принципами иерархии присущее им место. Федеральный закон N 131-ФЗ установил, что эти акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов Российской Федерации.

Не ограничиваясь общим определением места муниципальных правовых актов в правовой системе Российской Федерации, Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает правило: если орган местного самоуправления полагает, что нормативный правовой акт Российской Федерации или субъекта Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, другим федеральным нормативным актам, он не может принимать свои акты, противоречащие несоответствующему Конституции акту, пока его несоответствие не подтвердит суд. Цель этого правила — укрепить законность действий органов местного самоуправления, исключить практику необоснованного неисполнения ими федеральных и региональных правовых актов.

Значение Федерального закона N 131-ФЗ для муниципального правотворчества состоит не только в том, что он уточнил роль правовых актов местного самоуправления и его органов в общей системе правовых актов. Пожалуй, главная его новация заключается в нетрадиционном подходе к системе

До издания Федерального закона N 131-ФЗ система правовых актов местного самоуправления и его органов (включая их виды и наименования, а также порядок принятия и вступление в силу) определялась законами субъектов Федерации и в соответствии с ними уставами муниципальных образований. Теперь Федеральный закон непосредственно разграничивает виды муниципальных правовых актов, устанавливает, какие органы принимают эти акты, определяет порядок их подготовки, вступления в силу и отмены, закрепляет их соотношение. Тем самым преодолевается неоправданная разноголосица в регулировании региональным законодательством муниципальной правотворческой деятельности, создаются дополнительные гарантии нормативно-правовой самостоятельности местной власти.

Как и правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном уровне, муниципальные правовые акты подразделяются на акты нормативные и так называемые акты индивидуального применения.

Общепринято, что под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного органа и содержащий нормы права, т.е. правила, которые рассчитаны на регулирование заранее неопределенного числа случаев и действуют непрерывно.

В отличие от нормативных муниципальных правовых актов индивидуальные муниципальные правовые акты, основываясь на норме, имеют разовое значение, касаются индивидуально определенных лиц.

Особенность муниципальных правовых актов, отличающих их от правовых актов, принимаемых на федеральном или региональном уровне, состоит в том, что их действие ограничено территориальными рамками соответствующих муниципальных образований. К муниципальному праву как особой отрасли права относятся нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления по вопросам, составляющим предмет собственно муниципального права, о котором речь шла выше.

В систему муниципальных правовых актов входят:

устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Ставя Устав муниципального образования в один ряд с правовыми актами, принятыми на местном референдуме (сходе граждан), Закон наделяет их одинаковой высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов. При этом надо учитывать, что закон несколько преувеличивает юридическую силу устава. Виды актов, принимаемых разными субъектами правовой инициативы, не могут обладать одинаковой юридической силой, иначе нарушается иерархический принцип построения системы права, теряется

Приоритет прямого волеизъявления населения перед решением органа определенного уровня соответствует элементарным требованиям демократии и вытекает, в частности, из положений ст. 12 и 73 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Официальным аргументом в пользу этой точки зрения служит позиция Министерства юстиции РФ, которое в приказе от 26 августа 2005 г. N 147, утвердившем рекомендации по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований определило, что противоречащим Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству следует считать устав, если он содержит положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

Понятие и принципы муниципального права

Главная > Реферат >Государство и право

СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

по дисциплине по дисциплине Муниципальное право

на тему «Понятие и принципы муниципального права»

студентки 5 курса

№контакт. Тел. 89021956958

РУКОВОДИТЕЛЬ Сунгуров С.М.

Дата сдачи работы « 25 » марта 2010г.

Глава 1. Характеристика муниципального права:…………………………. 5

Понятие муниципального права…………………………………………5

Принципы муниципального права……………………………………. 7

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Поэтому Конституция выделяет отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности — местное самоуправление, определяя что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и ответственны перед своим населением.

Однако это не означает, что государство может полностью отстраниться от правового регулирования структуры, функций и полномочий местного самоуправления. Нельзя не учитывать, что это не только сфера самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти.

Суть местного самоуправления — в праве населения (местного сообщества), признаваемом и закрепляемом государством, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Муниципальное право регулирует отношения, возникающие в процессе реализации, во-первых, «собственных» полномочий местного самоуправления (т.е. тех, которые необходимы для решения вопросов местной жизни) и, во-вторых, — отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления. Первоочередная задача сегодняшнего дня — разграничение предметов ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти. Она тесно связана с другой не менее актуальной проблемой — разграничением государственной собственности на федеральную, собственность субъектов федерации и муниципальную. Местное самоуправление должно иметь материально-финансовую базу, соразмерную его функциям и полномочиям.

Развитие местного самоуправления, принятие нового законодательства о нем предполагает обращение к дореволюционному опыту земского и городского самоуправления, а также использование лучшего опыта зарубежного муниципализма, который, в частности, нашел свое правовое отражение в европейской Хартии местного самоуправления.

Формирование специальной отрасли и научной дисциплины муниципального права является одним из необходимых условий становления и развития в нашей стране эффективной системы местного самоуправления.

Глава 1. Характеристика муниципального права:

Понятие муниципального права

Муниципальное право представляет собой систему конституционных и обычных норм, творимых или санкционируемых государством, направленных на регулирование отношений в сфере местного самоуправления.

Наименование отрасли берет начало от лат. minicipium — самоуправляющаяся община.

В законодательстве о местном самоуправлении термины «муниципальный», «местный» и словосочетания с ними применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, связанных с осуществлением населением местного самоуправления, как равнозначные. Поэтому можно было бы именовать отрасль права, регулирующую отношения местного самоуправления, не муниципальным, а местным правом. Возможны и другие наименования — земское право, коммунальное право, право местного самоуправления.

Выбор термина «муниципальное право», видимо, во многом предопределен наименованием основной территориальной ячейки местного самоуправления — «муниципальное образование» и тем, что иноязычное слово «муниципальное» не обросло в русском языке множеством значений и смыслов, лишающих искомый термин однозначности. Вместе с тем оно способно охватить все аспекты правового регулирования местного самоуправления, в отличие, например, от коммунального права.

Можно дать следующее определение муниципального права.

Муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Признаки отрасли права.

Под отраслью права обычно понимают совокупность норм права, имеющую собственные предмет и режим (метод) регулирования, особую функциональную (целевую) специализацию, общие нормы и институты (общую часть).

Предмет правового регулирования — совокупность общественных отношений (деятельностных проявлений), упорядочиваемых правовыми нормами. Своеобразие тех или иных групп общественных отношений определяет своеобразие регулирующих их правовых норм и обособление последних в отдельные нормативные ассоциации (институты, отрасли права и т.д.).

Режим (способ или метод) правового регулирования — порядок регулирования общественных отношений, характеризующийся особым сочетанием взаимодействующих между собой дозволений, запретов, позитивных обязываний и создающий особую направленность регулирования. Выделяют, например, общедозволительные («дозволено все, кроме прямо запрещенного») и разрешительные («запрещено все, кроме прямо разрешенного») правовые режимы. Отмечается, что уголовному праву присущ преимущественно запретительный характер, административному праву — обязывающий, гражданскому праву — дозволительный. Применительно к способу задания самих правовых режимов выделяют методы императивного регулирования (одностороннее задание субъектом правотворчества правил поведения для участников общественных отношений) и диспозитивного регулирования (предоставление участникам общественных отношений возможности правового саморегулирования собственного поведения).

Функции отрасли права — основные направления регулирующего воздействия норм данной отрасли на общественные отношения. К числу функций разных отраслей права традиционно относят: закрепление господствующих общественных отношений (регулятивная статическая функция); обеспечение развития последних (регулятивная динамическая функция); охрану желательных отношений и вытеснение нежелательных (охранительная функция). К числу функций (целей) необходимо отнести и внутриправовые роли отдельных отраслей, заключающиеся в объединении разных групп норм, их специализации и т.п.

Общеотраслевые обобщения — совокупность правовых норм, направленных на объединение и согласование норм, непосредственно определяющих поведение индивидов, организаций, других субъектов. Правовые обобщения (нормы-цели, нормы-принципы, дефинитивные нормы и т.п.) обеспечивают единое согласованное воздействие на общественные отношения всей совокупности норм конкретных отраслей права.

Муниципальное право следует рассматривать как отрасль права при наличии перечисленных признаков.

Принципы муниципального права.

В основе местного самоуправления в Российской Федерации лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством:

1.Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. Конституция Российской Федерации (ст. 12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого волеизъявления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2.Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.

Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного ‘уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения. При этом решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Вместе с тем система местного самоуправления — это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел — тех пределах, которые устанавливает Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство.
3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится установление общих принципов организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Свои особенности имеют структура и формы осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и т.д. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально — финансовым ресурсам.

Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации передавать необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право — это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право — это комплексная отрасль права. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, а во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом связано и взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право тесно взаимосвязано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д.Карповича. — М., 2009.

Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Под ред. Ю.А. Тихомирова. — М.: НОРМА, 2007.

Краснов М.А. Введение в муниципальное право: Учебное пособие. — М.: ИГПАН, 2003.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2008.

Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. — М.; 1993.

Местное самоуправление. Современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. — М.: 2008.

Местное управление и самоуправление в России и за рубежом / Отв. ред. В.В. Маклаков, В.И. Фадеев. — М., 2005.

Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2001.

Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Дмитриева — М.: Профобразование, 2000.

Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.М. Никитина. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2006.

Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Постового. — М.: Новый юрист, 2009.

Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России. — М.: ИНИОН РАН, 2005.

Чеботарёв Г.Н., Черепанов М.А., Шишкин А.А. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007.

Еще по теме:

  • Геленджик воинская часть ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01256 ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01256 - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА Краткая справка Деятельность организации Реквизиты […]
  • Воинская часть адлер мвд Войсковая Часть 3662 информация актуальна на 31.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки […]
  • Андрей князев википедия адвокат Князев Андрей Геннадьевич Реестровый номер 77/6391 Юридический стаж с 1993 ( 25 лет) Стаж работы адвокатом с 1997 (21 год) Образование В 1997 году окончил юридический факультет […]
  • 18 Судебное разбирательство гражданских дел uristinfo.net Глава XVII. Судебное разбирательство гражданских дел Литература: Жилин Г.А. Гражданское дело в суде первой инстанции. М., 2000; Комментарий к Гражданскому процессуальному […]
  • Гпк 2003 Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Выпуск 46 (обзор за октябрь 2002 года) 26 октября 2002 года О работе Государственной Думы в октябре 2002 года О […]
  • Комитета по защите прав потребителей министерства национальной экономики республики казахстан Комитета по защите прав потребителей министерства национальной экономики республики казахстан В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для […]