Отраслевые системы оплаты труда в образовании

Отраслевые системы оплаты труда в образовании

По данным Омскстата, по итогам I полугодия 2017 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных и муниципальных организаций составила 25 908,9 руб., в том числе:

— в организациях федеральной формы собственности – 33 850,0 руб.;

— в организациях, находящихся в собственности Омской области – 24 155,8 руб.;

— в муниципальных организациях – 21 937,9 руб.

Информация о ходе реализации «майских» указов Президента Российской Федерации за I полугодие 2017 года

По данным мониторинга федерального статистического наблюдения о численности и оплате труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки по Омской области, за январь – июнь 2017 года оценка показателя «среднемесячный доход от трудовой деятельности» составила 25 642,9 руб., среднемесячная заработная плата отдельных категорий работников:
1) педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – 22 354,3 руб.;
2) педагогических работников образовательных учреждений общего образования – 31 710,6 руб.;
3) педагогических работников учреждений дополнительного образования детей – 24 750,7 руб.;
4) педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 28 680,6 руб.;
5) преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – 30 903,1 руб.;
6) врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), – 39 539,3 руб.;
7) среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – 20 728,9 руб.;
8) младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – 13 334,7 руб.;
9) работников учреждений культуры – 19 030,8 руб.;
10) социальных работников – 16 424,6 руб.

Отраслевая система оплаты труда

В областных государственных образовательных организациях, подведомственных министерству образования Кировской области, с 01.01.2009 года введена отраслевая система оплаты труда, ориентированная на качество и результат труда. Основанием для разработки новой системы оплаты труда являются Указ Губернатора Кировской области от 08.10.2008 № 71 «Об отраслевых системах оплаты труда работников областных бюджетных учреждений», Закон Кировской области от 01.11.2008 № 296-ЗО «Об оплате труда работников областных государственных учреждений».

Приказом министерства образования Кировской области от 31.08.2015 № 5-427 утверждено примерное положение об оплате труда работников подведомственных областных государственных организаций. Примерным положением рекомендованы минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников, определенных по профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, рекомендованы размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Основные характеристики системы оплаты труда:

*Утвержденные примерные положения носят рекомендательный характер, ориентированы только на подведомственные органу исполнительной власти областные государственные организации и ими не устанавливается система оплаты труда в подведомственной организации. Система оплаты труда в организации устанавливается Положением об оплате труда работников данной организации.
*Поощрение работников к повышению результативности и качества труда осуществляется через выплаты стимулирующего характера.
*Выплаты компенсационного и стимулирующего характера не образуют новый оклад (должностной оклад), ставку заработной платы.
*Установление выплат стимулирующего характера руководителям подведомственных организаций осуществляется министерством образования.
*Установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы работников организаций в кратности от 1 до 5.
*Система оплаты труда основана на профессиональных квалификационных группах, в которых по квалификационным уровням распределены должности и профессии.
*Предусматривается индексация фонда оплаты труда. Заработная плата работников может увеличиваться по-разному, в зависимости от того, как будет оценен труд работника.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Нормативно-правовая база оплаты труда работников образовательных учреждений

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 5

Изменения законодательства в сфере образования и перераспределение компетенции в сфере управления образовательными учреждениями привели к формированию новой нормативно-правовой базы оплаты труда работников образовательных учреждений. Рассмотрим подробно произошедшие изменения и определим, в чем состоит ее специфика.

В отличие от существовавшего ранее порядка с 1 января 2005 г. отменена единая для всех работников государственных и муниципальных образовательных учреждений система оплаты труда. При этом в ст. 54 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании») ликвидированы нормы, касающиеся размеров минимальных ставок педагогических работников (не ниже средней заработной платы по стране), а федеральная Единая тарифная сетка по оплате труда сохранила свое действие лишь в отношении работников федеральных образовательных учреждений. Согласно ст. 143 ТК РФ тарифная система заработной платы работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством РФ, работников государственных учреждений субъектов РФ — органами государственной власти субъектов РФ, работников муниципальных учреждений — органами местного самоуправления.

Кроме того, ст. 53 Закона N 131-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов для решения вопросов местного значения. При этом в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда работников муниципальных учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта РФ.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С 1 января 2005 г. утратили силу многие нормативные акты, согласно которым предоставляются социальные льготы работникам образования. Так, например, отменен Закон РСФСР N 438-1 , которым, в частности, было установлено 25%-ное повышение заработной платы сельским педагогам.

Закон РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 «О социальном развитии села».

Таким образом, теперь каждый регион и муниципалитет должен принять собственные нормативные акты, регламентирующие систему оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений. В числе таких актов должны быть постановления, устанавливающие Единую тарифную сетку, порядок исчисления заработной платы. Впрочем, на уровне региона или муниципалитета может быть разработана иная система оплаты труда.

Однако, принимая решение ввести иную систему оплаты труда, отличную от Единой тарифной сетки, региональные и муниципальные власти должны учитывать нормы ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ .

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На практике подавляющее большинство регионов переписывает соответствующие нормативные акты федерального уровня и направляет их своим муниципалитетам. Органы местного самоуправления, за небольшим исключением, дублируют региональные нормативные акты.

С 2005 г. решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждены Рекомендации по системе оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов . Рекомендации сохраняют действовавшую в образовании систему оплаты труда и на 2006 г., хотя и в формулировках, отличающихся от прошлогодних Рекомендаций.

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, на 2006 г. (утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.11.2005, Протокол N 10).

При этом указывается, что в разрабатываемых нормативно-правовых актах органов местного самоуправления устанавливаются следующие размеры и условия оплаты труда:

  • тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений;
  • дифференциация в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений;
  • отнесение к разрядам оплаты труда тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений должностей и профессий работников указанных учреждений;
  • показатели и порядок отнесения муниципальных учреждений к группам по оплате труда руководителей;
  • установление повышенных тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников муниципальных учреждений, занятым в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности, и др.);
  • порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих муниципальных учреждений, занятых выполнением важных и ответственных работ;
  • порядок и условия применения компенсационных и стимулирующих выплат;
  • порядок финансирования оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Основные положения действующей системы оплаты труда в образовании

Основные положения рекомендуемой на федеральном уровне системы оплаты труда изложены в совместном Письме Министерства образования и науки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» (далее — Письмо N АФ-947/96).

Письмо Министерства образования и науки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 N АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».

Рекомендуемая в настоящее время на федеральном уровне и действующая в большинстве субъектов РФ и муниципальных образований система оплаты труда работников образовательных учреждений основывается на Единой тарифной сетке (ЕТС). Единая тарифная сетка обеспечивает реализацию общего для работников образования и всех остальных бюджетных отраслей эффективного механизма организации и периодической индексации заработной платы. ЕТС включает в себя 18 разрядов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. Дифференциация в оплате труда достигается законодательным установлением размера должностного оклада по 1-му разряду ЕТС и определением окладов по остальным разрядам путем умножения оклада по 1-му разряду на соответствующий тарифный коэффициент.

Максимальный тарифный коэффициент — по 18-му разряду — первоначально в 1992 г. был установлен в размере 10,07 . В настоящее время на федеральном уровне рекомендовано использовать тарифные коэффициенты, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» в 2001 г. Максимальный тарифный коэффициент (по 18-му разряду) составляет лишь 4,5. С 1 мая 2006 г. минимальный размер оплаты труда повысился до 1100 руб. (ст. 1 Федерального закона N 198-ФЗ ), предполагается повышение и ставки первого разряда ЕТС до 1100 руб. (на момент написания статьи соответствующие нормативные акты еще не были приняты).

Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».
Постановление Правительства РФ от 06.11.2001 N 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».
Федеральный закон от 29.12.2004 N 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации педагогическим работникам присваиваются 7 — 16 разряды. Руководителям учреждений устанавливаются более высокие разряды оплаты труда: 10 — 18, при их определении учитываются объемные и качественные показатели (уровень квалификации). К объемным относятся показатели, характеризующие масштабы руководства учреждением: численность работников, количество обучающихся или воспитанников, наличие дополнительных объектов, их сложность, сменность работы учреждения образования. Кроме того, руководитель может получать оплату проведенных занятий.

Месячная тарифная ставка учителя (норма часов) — 18 часов в неделю учителям средних и старших классов и 20 часов в неделю учителям начальных классов. При нагрузке учителя, превышающей нормативную, ему выплачивается увеличенная заработная плата, тем самым установлена прямая зависимость между числом проведенных уроков и размерами оплаты труда. Заработная плата, установленная при тарификации, выплачивается педагогам независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года. При этом для педагогических работников школ заработная плата определяется по следующей формуле:

Ставки оплаты по ЕТС повышаются, в частности, за работу в особых условиях (например, в интернатных учреждениях, с детьми с девиантным поведением, в сельской местности и др.).

В целях материального стимулирования работников образовательных учреждений могут применяться надбавки, доплаты, премии, материальная помощь. Конкретный перечень видов материального стимулирования, размеры и порядок применения определяются нормативными актами субъекта РФ, органов местного самоуправления и локальными актами образовательных учреждений.

Надбавки выплачиваются за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда и другие качественные показатели труда руководителя образовательного учреждения.

Доплаты устанавливаются за дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника. Доплаты в общеобразовательных учреждениях устанавливаются, в частности, за проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами.

Премии — дополнительная часть заработной платы, выплачиваемая за достижение плановых результатов труда городского образовательного комплекса в целом или возглавляемого руководителем образовательного учреждения. Премирование производится по достижению определенных результатов, а также по результатам работы за определенный период.

Материальная помощь выдается работникам образовательного учреждения для обеспечения социальных гарантий и, как правило, является компенсационной выплатой в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, материальная помощь может выплачиваться к отпуску, на лечение, приобретение путевок и в целях социальной защиты.

Все повышения, надбавки и доплаты компенсационного характера, предусмотренные действующими условиями оплаты труда, исчисляются в процентах к размеру тарифной ставки (оклада), установленному в соответствии с разрядом оплаты труда ЕТС. Кроме того, меры материального стимулирования могут производиться и в абсолютных выражениях.

Согласно ст. 32 Закона «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. Поэтому органы местного самоуправления по-прежнему могут принимать лишь Примерные положения о материальном стимулировании работников образовательных учреждений, определять минимальные размеры доплат и надбавок при выполнении определенных видов работ. Конкретный размер должен устанавливаться муниципальным учреждением в Положении о материальном стимулировании образовательного учреждения, которое разрабатывается и утверждается высшим органом управления учреждения самостоятельно.

Меры материального стимулирования работников образовательного учреждения устанавливаются приказом его руководителя. А вот по отношению к руководителю образовательного учреждения материальное стимулирование осуществляется приказами руководителя органа управления образованием, которому подведомственно учреждение.

Почасовая оплата

В некоторых случаях применяется почасовая оплата труда педагогических работников образовательных учреждений. Ее порядок был определен Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения N 94 (далее — Инструкция N 94), продублирован Письмом Минобразования России N 87-М и рекомендован для использования Письмом N АФ-947/96. Почасовая оплата труда устанавливается:

  • за часы, отработанные в порядке замещения отсутствующих учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, но не свыше двух месяцев;
  • за часы педагогической работы с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного учителям при тарификации;
  • при оплате педагогической работы специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;
  • при оплате преподавательской работы в объеме 240 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Приказ Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и Перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий».
Письмо Минобразования России от 29.12.1995 N 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях».

Размер оплаты одного часа указанной педагогической работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов для учителей определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году). Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования среднемесячное количество рабочих часов определяется путем деления месячной ставки заработной платы на 72 часа.

Рассмотрим расчет почасовой оплаты труда учителей на примерах.

Пример 1. Учитель математики общеобразовательной школы провел в течение апреля 10 уроков в порядке замещения заболевшего учителя. Учителю установлен по тарификации 13-й разряд (2496 руб.).

В 2006 г. при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными 248 рабочих дней, в том числе 4 предпраздничных (22 февраля, 7 марта, 6 мая и 3 ноября) и 117 выходных с учетом 3 дополнительных дней отдыха 6 и 9 января, 6 ноября в связи с совпадением праздничных нерабочих дней 1 и 7 января, 4 ноября с выходными.

В соответствии с действующим порядком норма рабочего времени на определенные периоды исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены). Продолжительность работы в предпраздничный день сокращается на один час в тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства РФ выходной день переносится на рабочий, при этом продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной. В связи с этим порядком из среднегодового числа часов вычитается 4 часа (в 2006 г.).

Разъяснение Минтруда России от 29.12.1992 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с переносом выходных дней, совпадающих с праздничными днями», утвержденное Постановлением Минтруда России от 29.12.1992 N 65.

Определим среднемесячное число часов по 5-дневной неделе:

(18 х 248 / 5 — 4) / 12 = 74,06 часа.

Оплата дополнительного труда учителя математики будет произведена в следующем размере:

2496 руб. / 74,06 час. х 10 = 337,02 руб.

Обратите внимание: количество рабочих дней в каждом году разное, поэтому и среднемесячное число часов будет тоже различным.

Пример 2. Преподаватель техникума провел в течение апреля в порядке замещения отсутствующего в связи с направлением на курсы повышения квалификации преподавателя 10 занятий. Преподавателю установлен по тарификации 13-й разряд (2496 руб.).

Оплата данных занятий будет произведена в следующем размере:

2496 руб. / 72 час. х 10 = 346,67 руб.

Как видим, правила исчисления почасовой оплаты для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования позволяют им получить немного более высокую оплату.

Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если оно длилось больше двух месяцев, должна производиться со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.

При проведении высококвалифицированными специалистами учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) (например, на непродолжительный срок для проведения отдельных занятий, курсов, лекций и т.д.) для расчета их почасовой оплаты труда можно использовать условия и коэффициенты ставок почасовой оплаты труда, установленные Постановлением Минтруда России N 7 (далее — Постановление N 7).

Постановление Минтруда России от 21.01.1993 N 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании».

Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда

Пример 3. В техникуме на условиях почасовой оплаты ведет занятия преподаватель вуза, не имеющий ученой степени.

Оплата его труда за 10 часов учебных занятий составила:

800 руб. х 0,1 х 10 = 800 руб.

Пример 4.

К проведению факультатива в школе привлечен на условиях почасовой оплаты доцент вуза (кандидат наук). Оплата его труда согласно Положению о материальном стимулировании, принятому в школе, произведена в соответствии с Постановлением N 7.

Сумма оплаты труда за 10 часов преподавания в апреле равна:

800 руб. х 0,15 х 10 = 1200 руб.

Как видим, почасовая оплата труда на условиях, определенных Постановлением N 7, наиболее выгодна для преподавателей.

Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера ставки первого разряда ЕТС, установленной Правительством РФ, и приведенных выше коэффициентов ставок почасовой оплаты. При этом указывается, что в расчет размеров таких часовых ставок заработной платы включена оплата отпуска. Действие последней нормы в связи с вступлением в силу ТК РФ представляется спорным. Если у работника есть право на отпуск, то средний дневной заработок для оплаты отпусков определяется согласно ст. 139 ТК РФ. Абзац 2 данной статьи устанавливает, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

Альтернативные системы оплаты труда

Сегодня много говорится об изменении системы оплаты труда в образовании. В качестве альтернативной системы в образовательных учреждениях Минобрнауки России предлагается отраслевая система оплаты труда.

Отраслевые особенности организации педагогического труда и его оплаты предлагается отражать посредством дифференциации ставок и окладов в зависимости от педагогического и научно-педагогического стажа и занимаемой должности. По каждому типу образовательных учреждений устанавливается пять стажевых групп. Внутриотраслевая дифференциация ставок заработной платы и окладов педагогических работников образовательных учреждений осуществляется в зависимости от сложности труда по типам и видам образовательных учреждений, последовательно реализующих образовательные программы: дошкольное образование, начальное общее, среднее (полное) общее образование, начальное, среднее, высшее профессиональное образование.

В последних рекомендациях Минобрнауки России предлагается установить в качестве базового размера ставки заработной платы величину прожиточного минимума (2690 руб.) и рассчитывать затем базовые размеры ставок заработной платы с повышающими коэффициентами в зависимости от уровня образования (максимальный коэффициент — 1,5 — для работников, имеющих высшее образование).

Письмо от 01.12.2005 N МООН-П-1684 Правительству РФ «Об оплате труда педагогов в школьных учреждениях и переходе к нормативному финансированию общеобразовательных учреждений. Поручения Правительства РФ от 15.09.2005 N МФ-П13-4627, п. 10 и от 22.09.2005 протокол N 37, раздел 2, п. 3».

Затем вводятся стажевые группы и межстажевые коэффициенты: до 2 лет — 1,0; от 2 до 5 лет — 1,2; от 5 до 10 лет — 1,17; от 10 до 15 лет — 1,15; от 15 лет и более — 1,14. Каждый коэффициент берется с учетом предыдущих, поэтому в результате заработная плата работников со стажем более 15 лет будет выше в 1,84 раза зарплаты начинающих педагогов.

Предлагаемые в рамках отраслевой системы оплаты труда доплаты и надбавки, увеличения ставок заработной платы в основном дублируют существующие (за проверку тетрадей, классное руководство и т.д.). Таким образом, какие-либо принципиальные различия между отраслевой системой оплаты труда, предлагаемой Минобрнауки России, и действующей системой на основе ЕТС, отсутствуют. Порядок исчисления заработной платы (в зависимости от числа проведенных уроков) не меняется. По-другому лишь определяется ставка оплаты труда (вместо тарифных коэффициентов — коэффициенты уровня образования и межстажевые коэффициенты).

Более того, если сравнить предлагаемые ставки и схему оплаты учителей с размерами ставок и должностных окладов педагогических работников школ, содержащихся в Инструкции N 94, то можно сделать вывод, что отраслевая система оплаты труда — это фактически несколько переработанная старая инструкция.

Другая предлагаемая система оплаты труда — штатно-окладная — отличается от действующей более кардинально. Здесь предлагается отойти от прямой зависимости между количеством проведенных уроков и размерами заработной платы педагога. Нагрузка учителя на штатном окладе (ставке) может варьироваться от 14 до 22 часов без изменения зарплаты, ибо в любом случае труд учителя оплачивается из расчета штатного оклада. При этом администрация обязана обеспечить учителя, которому установлено меньшее количество уроков, примерно пропорциональной занятостью во внеурочных сферах деятельности школы (кружки, занятия с отстающими, выезды на экскурсии, работа с родителями и т.д.).

Концепция штатно-окладной системы оплаты труда учителей. М., 2004.

У учителя, имеющего в определенной четверти (году, полугодии, триместре) относительно большую урочную нагрузку, администрация пропорционально снимает внеурочные виды работы. Тем самым реализуется идея балансирования общей нагрузки учителя между урочными и внеурочными видами деятельности в целях приведения суммарной педагогической (урочной и внеурочной) учебной нагрузки к объему 900 — 950 часов в год (при пересчете на учебные недели — 25 часов в неделю) аналогично тому, как это делается в вузах. В ряде случаев администрация школы вправе мотивированно снижать суммарную учебную нагрузку (например, для молодых учителей, руководителей методических объединений и др.). При этом, например, администрация может предоставить молодым учителям меньшую нагрузку, а опытным учителям, наоборот, уменьшить объем методической работы и учитывать и регулировать объемы рабочего времени учителей разных предметов на проверку тетрадей (например, у учителя русского языка и у учителя физкультуры) и т.д.

Еще одна альтернативная система оплаты труда, также названная отраслевой, не так давно начала вводиться в Тюменской области . Для оплаты труда учителей за основу принимается тарифная стоимость «педагогической услуги», измеряемая в руб/ученико-час и рассчитываемая по формуле:

где 365 — количество дней в году;

245 — количество дней в учебном году;

ФОТт — тарифная часть фонда оплаты труда педагогических работников;

а1 — количество учащихся в первых классах; а2 — количество учащихся во вторых классах; а3 — количество учащихся в третьих классах;. а11 — количество учащихся в одиннадцатых классах; в1 — годовое количество часов по базисному учебному плану в первом классе; в2 — годовое количество часов по базисному учебному плану во втором классе; в3 — годовое количество часов по базисному учебному плану в третьем классе;. в11 — годовое количество часов по базисному учебному плану в одиннадцатом классе.

Постановление администрации Тюменской области от 06.12.2004 N 164-ПК «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Тюменской области».

Таким образом, в случае уменьшения объема школьного и регионального компонентов в базисном учебном плане увеличивается стоимость 1 ученико-часа и, соответственно, увеличивается заработная плата педагогических работников.

Тарифная заработная плата педагогов по предметам рассчитывается по формуле:

ЗПп = Стп х Н х Бп х К х А,

где ЗПп — тарифная заработная плата педагога;

Стп — тарифная стоимость педагогической услуги (руб/ученико-час);

Н — количество обучающихся по предмету в каждом классе;

Бп — количество часов по предмету по базисному учебному плану в месяц в каждом классе;

К — повышающий коэффициент сложности по предмету:

1-я группа сложности: К = 1,15 (русский язык, литература, иностранный язык, математика, 1-й класс начальной школы);

2-я группа сложности: К = 1,10 (история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия, 2 — 4 классы начальной школы);

3-я группа сложности: К = 1,05 (право, экономика, технология);

4-я группа сложности: К = 1,0 (астрономия, физвоспитание, ИЗО, музыка, черчение, ОБЖ);

А — коэффициенты, учитывающие категории педагогов:

А = 1,05 — для педагогических работников, имеющих вторую категорию;

А = 1,1 — для педагогических работников, имеющих первую категорию;

А = 1,15 — для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

Если посмотреть на множители формулы, то становится ясно, что в основу расчета заработной платы учителя положен все тот же поурочный принцип — чем больше часов по учебному плану по предмету в каждом классе преподает учитель, тем выше будет его заработная плата. Однако она будет скорректирована на число учеников в классе (хотя по действующим санитарным нормам в классе не может быть больше 25 человек).

Оплату труда младшего обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала с целью экономии средств (но в нарушение действующего законодательства) предлагается осуществлять на основе договора подряда, заключаемого в том числе с физическими лицами.

По мнению автора, столь резкие изменения действующей системы оплаты труда противоречат законодательству, поскольку при принятии органами местного самоуправления своих нормативных актов должны учитываться приведенные в данной статье положения ст. 153 Закона N 122-ФЗ.

зав. кафедрой экономики образования

Нижегородского института развития образования

Отраслевые системы оплаты труда в образовании

ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Валова Юлия Алексеевна

студент 5 курса, специальности Экономика и бухгалтерский учет, КОГОБУ СПО «Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений», г. Слободской

Шихова Алевтина Леонидовна

научный руководитель, канд. пед. наук, зам. директора КОГОБУ СПО «Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений», г. Слободской

Князева Наталья Геннадьевна

научный руководитель, преподаватель высшей категории КОГОБУ СПО «Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений», г. Слободской

Центральное место в деятельности любой организации занимают труд и результаты труда, поскольку только с помощью рабочей силы осуществляется достижение конечного результата деятельности предприятия. Но без коллектива работников нет организации и, без необходимого количества людей определенных профессий и классификации ни одна организация не сможет достичь своей цели.

Акчурина Елена Владимировна дает определение заработной платы как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. А также источником существования людей является заработная плата [1].

В настоящее время на рынке труда присутствует конкурентоспособность, т. е. требуется качественный состав рабочей силы, её профессионализм, квалифицированность, высокий уровень профессиональной подготовки, а соответственно присутствует высокий уровень оплаты труда. А что касается сферы образования, то в этом случае от профессионализма зависит будущее всей страны.

В связи с этим, организация оплаты труда работников сферы образования является весьма важной, т. к. здесь непосредственно формируются профессиональные кадры для всех отраслей экономики, как с точки зрения его организации, так и уровня оплаты.

С точки зрения организации здесь выступают трудовые отношения.

Трудовые отношения всех наемных работников регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятым федеральным законом от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ [7].

Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем.

А.А. Белов считает, что особая роль в структуре доходов работника принадлежит заработной плате. Она является основным источником доходов для подавляющего числа работников [2].

В соответствии с Положением об оплате труда заработная плата работников образовательного учреждения состоит из оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера [5].

Заработная плата играет двоякую роль: с одной стороны является главным источником доходов работников и повышения их жизненного уровня, с другой — основным рычагом материального стимулирования и повышения эффективности производства.

Заработная плата выполняет несколько функций, так зарплата является формой оплаты за труд, играет мотивационную роль, которая заключается в улучшении результатов труда для увеличения размера получаемого вознаграждения [3].

Заработная плата работников бюджетной сферы — действенный механизм, стимулирующий эффективность труда. С 1 декабря 2008 года взамен 18 — разрядной единой тарифной сетки (ЕТС) введена в действие новая система оплаты труда работников бюджетной сферы (НСОТ) [3].

Целью введения новой системы оплаты труда является увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

Итак, заработная плата работников учреждения состоит из:

· оклада (должностного оклада);

· ставки заработной платы;

· выплат компенсационного и стимулирующего характера.

К компенсационным выплатам относятся:

· за тяжёлые работы и работы с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;

· за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

· при совмещении профессий;

· за расширение зон обслуживания;

· за увеличение объёма работы;

· за сверхурочную работу;

· за работу выходные и праздничные дни;

· за работу в ночное время.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

· за наличие квалификационной категории;

· за интенсивность и высокие результаты работы;

· за качество выполняемых работ;

· за стаж непрерывной работы;

· за наличие учёной степени и почётного звания;

· повышающий персональный коэффициент к окладу;

· премиальные выплаты [5].

Из всего этого можно сделать вывод, что именно стимулирующие выплаты, а также доплата за дополнительную работу в бюджетном учреждении «играют» на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Новая система оплаты труда является определённым стимулом для работников, призывающих их более качественно и ответственно выполнять обязанности.

Как уже было сказано ранее заработная плата работников бюджетной сферы по новой системе оплаты труда складывается из оклада, который составляет 30 %, а также компенсационных выплат за особые условия труда и стимулирующих выплат (премий), которые составляют 70 %. При этом размер оклада меняться не может [5].

Для того, чтобы подтвердитьтеорию сделаны расчеты, которые позволили сделать вывод, что заработная плата по НСОТ может значительно стимулировать деятельность работников, что отражается на размере его заработной платы, и этот факт также значим для работодателя [6].

Таблица 1.

Порядок расчета заработной платы с учетом районного коэффициента

Наименование выплаты

Размер, %

Размер на01.01.2012, руб.

1

2

3

Компенсационная выплаты за работу в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Компенсационная выплаты за работу в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями

Стимулирующая выплата за непрерывный стаж работы

Сумма заработной платы с учетом районного коэффициента

Для сравнения, можно сделать расчет заработной платы, которая была до введения НСОТ при тарифной системе оплаты (ТСО) 5822,53 рубля.

Персональный повышающий коэффициент к окладу устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности. Только руководитель учреждения принимает решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу) и его размерах персонально в отношении конкретного работника. Размер повышающего коэффициента — до 3,0 [6].

Также нужно отметить, что к особым условиям работы относятся те работы, которые связанны с видом образовательного учреждения, а именно «Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями здоровья VIIIвида» [6].

Изучив теорию и применив её на практике, можно сделать вывод, что заработная плата — это основной источник доходов, с помощью её осуществляется контроль над мерой труда и потребления, стимулирование труда, она используется как главный экономический рычаг управления экономикой. Заработная плата по основному месту деятельности должна быть главным источником дохода, иначе она не сможет выполнять ни воспроизводственную, ни стимулирующую функцию.

Регулирование вопросов оплаты труда каждого учреждения должно осуществляется в локальных нормативных актах, разрабатываемых на основе общеустановленных. Однако, условия оплаты труда, указанные в трудовом или коллективном договоре не могут быть хуже, чем в Трудовом кодексе Российской Федерации. Поэтому при переходе МКОУ Слободской школы-интерната на отраслевую систему оплаты труда, в ее положении было оговорено существенное условие — вновь установленная заработная плата не может быть ниже заработной платы, установленной на основе единой тарифной сетки [5].

Таким образом, заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты стимулирующего и компенсационного характера, что и является особенностью новой системы оплаты труда.

Список литературы:

  1. Акчурина Е.В. Бухгалтерский финансовый учет — М.: Экзамен, 2007. — 416 с.
  2. Белов А.А. Бухгалтерский учет. Теория и практика — М.: Книжный мир, 2009. — 748 с.
  3. Егоршин А. Оплата труда персонала: современная теория и практика // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2010. — № 8—9.
  4. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 Федеральный закон от 05.08.2000 года № 117-ФЗ.
  5. Постановление главы Администрации города Слободского от 22 июня 2009 г. № 44 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений по виду экономической деятельности «Образование».
  6. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
  7. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
  8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ.

Еще по теме:

  • Статья уголовного кодекса рф 2014 Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (внесены правки от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 […]
  • Закон о сми 4 статья Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 […]
  • Мировой суд автозаводского района Участки мировых судей Автозаводского района города Нижнего Новгорода C у дебный участок № 1 Автозаводского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области 603950, г. Нижний […]
  • Купить гараж гск 5 железнодорожный Продажа гаражей в Железнодорожном Стоимость: 450000 Р. 7966.01 $ € 6498.19 Общая площадь: 22 кв.м. Южное Кучино, Проектируемый проезд, ГПК-21. Кирпичный гаражный бокс площадью 22 кв.м. (4 […]
  • Ст 20 фз 208 Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 […]
  • Система образовательного права это Правовая система образовательного права Ведение……………………………………………………………………….. 31. Ситематизация правовых норм, регулирующих образовательные отношения……………………………………….81.1. Правовая система […]