Оформление земли под газопровод

Оформление земли под газопровод

Многоконтурные земельные участки

В соответствии с частью 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) определено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков (далее — особенности кадастрового учета) могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Письмом Минэкономразвития от 22 декабря 2009 года № 22409-ИМ / Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках» введено понятие многоконтурных земельных участков, позволяющих производить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под линейными объектами (газопроводами).

Под многоконтурными понимаются земельные участки, являющиеся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.

Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости) либо частью многоконтурного земельного участка. Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах указанного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок.

Каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (то есть контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).

Образование многоконтурных земельных участков осуществляется по общим правилам образования земельных участков, установленным Главой I. 1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), с учетом особенностей.

В отношении многоконтурных земельных участков применимы следующие способы образования земельных участков:

  • образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • образование из земельных участков в результате раздела, выдела и перераспределения.

Многоконтурный земельный участок не может быть образован в результате объединения обычных земельных участков (то есть земельных участков, не являющихся многоконтурными), поскольку в соответствии со статьей 11.6. Земельного кодекса объединение применяется только в отношении смежных земельных участков (земельных участков, имеющих общие границы (части границы)). В связи с чем многоконтурные земельные участки не могут быть образованы в результате объединения земельных участков, не имеющих общих границ (частей границ).

Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков. В данном случае многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть объединены с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии, что такие земельные участки по одному или более контурам их границ являются смежными.

В отношении многоконтурного земельного участка оформляется один межевой план независимо от количества кадастровых кварталов, в границах которых расположен такой многоконтурный земельный участок.

Каждый контур образуемого (или измененного) многоконтурного земельного участка должен быть обеспечен доступом от земель или земельных участков общего пользования. Такой доступ может быть обеспечен посредством:

  • установления зоны с особыми условиями использования территории (например, охранной зоны), если установление такой зоны предусмотрено в соответствии с действующим законодательством применительно к соответствующему земельному участку или объекту недвижимости, расположенному на таком земельном участке;
  • обеспечения доступа от земель или земельных участков общего пользования (в том числе посредством установления сервитута) к каждому контуру границы многоконтурного земельного участка.

Государственный кадастровый учет образуемого многоконтурного земельного участка осуществляется в кадастровом квартале, в котором указанный многоконтурный участок располагается целиком (в том числе в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе кадастрового района или соответствующего кадастрового округа).

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы). Соответственно проверка соблюдения требований, установленных в статье 11.9. Земельного кодекса к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков, осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

Согласно пункту 3 статьи 11.9. Земельного кодекса границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Установление земельных участков в охранных зонах газораспределительных сетей

Московский областной филиал ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» проводит комплекс землеустроительных работ, включающих в себя постановку на государственный кадастровый учет земельных участков (многоконтурных) под объектами газоснабжения и установление охранных зон для данных объектов.

• Техническая инвентаризация объектов капитального строительства (здания, сооружения, сети) и технический учет (паспорта БТИ, выдача технических заключений);
• Осуществление реальных разделов, определение порядка пользования;
• Проведение кадастровых и геодезических работ;
• Рыночная оценка различного имущества;
• Консультационные услуги, юридическое сопровождение;
• Судебная и внесудебная экспертиза;
• Проектирование;
• Энергоаудит.

Утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков — для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами — для существующих газораспределительных сетей.

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету.

Для проведения кадастровых работ организация-собственник газораспределительной сети или эксплуатационная организация направляет в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявку с приложением решения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об установлении охранных зон и материалов по межеванию границ этих зон.

По результатам кадастровых работ организации-собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону.

Установленные ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как оформить землю под газопровод

Содержание:

Как оформить землю под газопровод в личную собственность

Газопровод фактически принадлежит государству, но это не значит, что его невозможно оформить в собственность вместе с землей под ним. Естественно, что займет такое оформление много сил и времени, но при правильной последовательности действий и быстром сборе необходимых бумаг все же возможно.

Ответ на вопрос о том, как оформить землю под газопровод, достаточно прост – в большинстве случаев такого оформления и вовсе не требуется, что связано со следующей особенностью российского Гражданского законодательства. В законе имеется такое понятие, как движимое и недвижимое имущество. К движимому имуществу относят машины, предметы мебели, технику – все, что можно сдвинуть с места и перевести на новое, недвижимостью считаются земли и дома. Вот только термин газопровод закон отнести ни к одному из этих определений пока не смог, поэтому каждой местной администрации приходится самостоятельно решать, как проводить передачу его в собственность.

Занимаясь оформлением впервые, необходимо направить запрос в Учреждение юстиции, приложив к нему пакет документов, куда в обязательном порядке должны входить:

— правоустанавливающий документ на уже арендованную землю или же газопровод

— разрешение на начало строительных работ, если таковые требуются

— акт приемки газопровода в эксплуатацию

— разрешение на использование газопровода

— технический и кадастровый паспорта

— смета расходов на постройку

— справка об уплате государственной пошлины

Перечисленные документы будут подвергнуты правовому освидетельствованию, и только после этого будет вынесено соответствующее решение. Получив отказ, отчаиваться не стоит, поскольку всегда можно воспользоваться поддержкой опытных юристов и обратиться в суд.

Газопровод собственность

Телефонная консультация 8 800 505-92-65

184 ответa от юристов и адвокатов

Прохождение центрального газопровода через собственный участок

Уважаемые коллеги, хотелось бы услышать ваше мнение относительно следующей темы:

По участку проходит газопровод, который является препятствием постройки гаража в данном месте. какие действия могут быть предприняты в данном случае собственником участка?

Уважаемые коллеги, хотелось бы услышать ваше мнение относительно следующей темы:

По участку проходит газопровод, который является препятствием постройки гаража в данном месте. какие действия могут быть предприняты в данном случае собственником участка?

Построен газопровод. Что делать с земельным участком?

На земельном участке, находящемся в аренде у застройщика жилого микрорайона, а также на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, были возведены сети газопровода среднего давления.

В связи с тем что застройщик не имеет права эксплуатировать сети газопровода, относящиеся к объектам повышенной опасности, их планируется передать в собственность или на баланс облгаза. Для оформления данной процедуры необходимо урегулировать земельные отношения.

Просим ответить на следующие вопросы:

1 Каковы оптимальные варианты оформления земельного участка под сетями газопровода на нас с последующей передачей прав на землю облгазу, а именно: земельного участка под сетями газопровода в пределах территории микрорайона и земельного участка под сетями газопровода за пределами территории микрорайона на земле, находящейся в муниципальной собственности?

2 Что необходимо предпринять для оформления права собственности на сети газопровода с последующей передачей их в собственность облгазу?

Дело в том, что право на один из земельных участков, на которых застройщиком сооружена линия трубопровода, уже оформлено. Как следует из вашего вопроса, данный земельный участок предоставлен застройщику на праве аренды. По этой причине устанавливать специально право на ту часть земельного участка, которая непосредственно занята газопроводом, не надо. Во всяком случае, действующее законодательство не предусматривает таких обязанностей для собственников или владельцев газопроводов.

То же можно сказать и о необходимости оформления права собственности или аренды на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, на котором расположена часть линии трубопровода. Закон не обязывает собственников или пользователей линий газопровода в обязательном порядке сделать это. В таком же направлении складывается и судебная практика рассмотрения дел о возложении на ответчиков — собственников (владельцев) линий газопроводов обязанности заключить договор аренды с собственником земельного участка, на котором расположены данные линейные объекты.

Изменения, внесенные в ст. 28 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», предусматривают, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ). То есть Закон предусматривает такую возможность, но не устанавливает обязанности собственника газопровода приобрести на соответствующий земельный участок право собственности либо аренды.

Очевидно, это связано с тем, что линейные объекты, в том числе и линии газопроводов, хотя и относятся к недвижимому имуществу, но их наличие на земельном участке зачастую не лишает его собственника или владельца возможности использовать этот участок по назначению.

При таких обстоятельствах оптимальным вариантом регулирования земельных отношений между собственником (владельцем) линии газопровода и собственником (владельцем) соответствующего земельного участка является установление механизма публичного сервитута.

В данном случае речь может идти именно о публичном сервитуте. Согласно положениям ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

При этом публичный сервитут устанавливается, в частности, для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

То есть наиболее оптимальный вариант решения указанных проблем — установление публичного сервитута для обеспечения эксплуатации, ремонта, реконструкции и охраны линии газопровода, который может действовать в пределах части земельных участков.

Почему наиболее оптимальный? Во-первых, можно обойтись без межевания и установления границ сферы действия публичного сервитута. Во-вторых, целесообразность использования правового механизма публичного сервитута применительно именно к линии газопровода обусловлена тем, что прохождение данного линейного сооружения по территории участка не исключает возможность его использования в соответствии с основным целевым назначением и разрешенным использованием. В-третьих, отсутствует необходимость в принятии решения о переводе земельного участка в иную категорию и в многократной регистрации перехода прав.

Механизм реализации права ограниченного пользования частью земельного участка прост и понятен. Сотрудники соответствующей газораспределительной организации имеют право беспрепятственного доступа на данную территорию для обеспечения эксплуатации, ремонта, реконструкции и охраны указанной линии газопровода.

На вторую часть вашего вопроса можно ответить следующим образом. Вид права пользования земельными участками под линией газопровода, в данном случае публичный сервитут, в принципе уже установлен нормативным актом органа исполнительной власти РФ. А именно — п. 25 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей».

Однако целесообразнее все-таки будет добиться издания специального нормативного акта соответствующего органа местного самоуправления, в котором бы указывались сведения о земельном участке, его собственнике (владельце), а также лице, в пользу которого устанавливается сервитут. При этом соответствующие положения Земельного кодекса РФ, указанного выше Постановления Правительства РФ являются правовыми основаниями принятия такого решения органами местного самоуправления.

Весьма странным обстоятельством является тот факт, что положения Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не обязывают заявителя представлять в качестве документов, необходимых для регистрации сервитута, соответствующие решения государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно указанной норме регистрация сервитута возможна либо по заявлению лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у него соглашения об установлении сервитута, либо по заявлению собственника, чьи права на недвижимость ограничиваются.

При этом в отношении такого собственника не делается оговорки о наличии у него соглашения об установлении сервитута. Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, то к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.

Сервитут следует установить в пользу эксплуатационной организации газораспределительной сети. По определению, указанному в п. 3 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей», эксплуатационной является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация — собственник этой сети либо компания, заключившая с организацией-собственником договор на эксплуатацию сети.

В свою очередь под организацией — собственником газораспределительной сети согласно указанному выше Постановлению понимается организация, которая получила газораспределительную сеть в собственность в процессе приватизации либо создала или приобрела газораспределительную сеть на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Следовательно, организации застройщика совсем не обязательно передавать в собственность облгаза сооруженную линию газопровода.

Застройщик имеет все основания оформить право собственности на данное недвижимое имущество и в последующем заключить договор об эксплуатации линии газопровода с соответствующей специализированной организацией. При этом право собственности у организации застройщика на сооруженную линию газопровода возникнет на основании п. 1 ст. 218 ГК РФ как на новую вещь, созданную данным лицом в соответствии с действующим законодательством.

Порядок регистрации права собственности на линию газопровода определен Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно положениям ст. 25 этого Закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В данном случае таким документом будет акт приема в эксплуатацию линии газопровода, составленный в установленном Законом порядке. То есть если линия газопровода принята в эксплуатацию, то каких-либо документов, подтверждающих право на занимаемый линией земельный участок, не требуется.

В итоге можно сказать, что на первоначальном этапе вашей организации необходимо зарегистрировать право собственности на сооруженную линию газопровода, предварительно оформив ее ввод в эксплуатацию. Затем следует заключить договор об эксплуатации данной линии газопровода с соответствующей специализированной организацией. Затем необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об установлении публичного сервитута в пользу эксплуатирующей организации. После вынесения соответствующего решения органом местного самоуправления следует обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации данного сервитута. Для этого необходимо представить в регистрирующий орган соглашение между собственником земельного участка и эксплуатирующей организацией, а также схему расположения охранных зон данной линии газопровода.

Конференция ЮрКлуба

ЗЕМЛЕОТВОД ПОД ГАЗОПРОВОД

Мишелика 02 Июл 2007

JIS 04 Июл 2007

DeadBrain 05 Июл 2007

Via 05 Июл 2007

xantya 05 Июл 2007

Via 06 Июл 2007

Izverg 06 Июл 2007

Проектируем подземный газопровод,

«Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.
5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.»

Чем сервитут-то не подходит?
И если техусловия прокладки «ниже почвенного слоя», то газопровод

который будет проходить по земле местного муниципального объединения

пойдёт не по земле, а в недрах ;-). Определение земельного участка -на глубину почвенного слоя:-))

Via 08 Июл 2007

пойдёт не по земле, а в недрах

В этом-то и хохма — пользование недрами не является условием для предоставления сервитута (ст. 274, цитируемая) )) На недропользование нужно иметь учк в собственности (земли промышленности). Хотя мне кажется — какое тут недропользование.. Кроме того — сервитут сложновато предоставить, если это трасса газопровода, которая проходит через чертову уйму учков. Плюс — за все эти учки придется платить соразмерную плату.. а каково ее стоимостное выражение?)) то-то и оно)) И еще одно —

которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

То есть, любой собственник может упереться на предмет того, что, мол, вы свой газопровод пускайте в обход моего учка, ибо это технологически возможно, а ваши коммерческие потери меня не волнуют. Резюмирую (ц) — что сервитутом, что изъятием — все одно платить и упрашивать.. э-эх.. ))

Izverg 09 Июл 2007

Недра- написал со смайлом:-).
Недропользование, слава богам, к прокладке и эксплуатации линейных сооружений отношения, вроде как, пока не имеет:-).
А что забесплатно чужой участок разрыть сложно стало — так это, ИМХО, неплохо.

Устанавливайте себе жёсткие календарные сроки, принимайте меры к последующему восстановлению почвенного слоя.
Предусмотрите, наконец, газовый ввод (вот и план газификации- обеспечили возможность подключения местных сетей).
В суде, соответственно, просите установить эту цену. С зачётом стоимости газового ввода;-).

Мишелика 25 Сен 2007

Поднимаю тему.
Теперь ситуация прямо противоположная

По нашим землям сто лет назад в 1975 году был проложен нефтепровод. Сейчас его надо снабдить кабелем, т.е. разрыть наши поля(не одно и не два, а много полей). Вопрос вот в чем, можем ли проигнорировать это предложение? Мол, земли наши, рыть не дадим, до свиданья?? Но это самый плохой вариант, на конфликт всегда надо идти в крайнем случае.

Мы вроде как и не против, но хотим ясности. Не могу найти твердое обоснование, что мы ДОЛЖНЫ предоставить им земли для прокладки кабеля к нефтепроводу.
Что скажите?

esv709 26 Сен 2007

Поднимаю тему.
Теперь ситуация прямо противоположная biggrin.gif

По нашим землям сто лет назад в 1975 году был проложен нефтепровод. Сейчас его надо снабдить кабелем, т.е. разрыть наши поля(не одно и не два, а много полей). Вопрос вот в чем, можем ли проигнорировать это предложение? Мол, земли наши, рыть не дадим, до свиданья?? Но это самый плохой вариант, на конфликт всегда надо идти в крайнем случае.

Мы вроде как и не против, но хотим ясности. Не могу найти твердое обоснование, что мы ДОЛЖНЫ предоставить им земли для прокладки кабеля к нефтепроводу.
Что скажите?

Советую запросить приличную сумму за согласование прокладки кабеля по Вашим землям и приготовится к тому, что полоса земли, с шириной, соответствующей охранной зоне кабеля, будет собственностью инвестора, т.е. уже не Вашей.

Оформление земли под газопровод

Как, как. а никак! :crazy:

[/B][/COLOR][/SIZE]
Указание о том, что газопроводы относятся к недвижимым вещам, имеет место в следующих правовых актах:
Инструкция о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов . В пункте 2 этого документа в качестве цели его принятия указывается решение вопросов, связанных с проведением государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного субъекта РФ, а также сделок с указанными объектами недвижимого имущества. При этом в качестве упомянутых объектов недвижимого имущества в этом же пункте называются, в частности, газопроводы;
Указ Президента РФ от 5 мая 1999 г. N 544 «Об обеспечении надежного функционирования Единой системы газоснабжения при осуществлении ОАО «Газпром» мер по совершенствованию своей структуры» (п. 2). На Министерство юстиции РФ возлагается обязанность по обеспечению государственной регистрации права собственности ОАО «Газпром» на объекты недвижимости, входящие в Единую систему газоснабжения. В качестве указанных объектов недвижимости в этом же пункте называются, в частности, магистральные газопроводы;
Порядок составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения РФ, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО «Газпром» и его дочерним организациям . В качестве цели принятия данного документа в п. 1.2 предусматривается установление единообразия при технической инвентаризации и описании объектов недвижимости в целях государственной регистрации права собственности ОАО «Газпром» и его дочерних организаций на них. В качестве таких объектов недвижимости данный документ признает, в частности, газопроводы.
Важно отметить, что распространение силы указанных выше правовых актов в отношении газопроводов, находящихся на территории РФ и не принадлежащих на праве собственности ОАО «Газпром» и его дочерним организациям, носит спорный характер. Однако надо признать ненормальной ситуацию, когда государство, установившее признание газопроводов, принадлежащих ОАО «Газпром» и его дочерним организациям, недвижимым имуществом, допустит в гражданский оборот газопроводы, принадлежащие иным лицам, но признаваемые движимым имуществом.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Отдельные специалисты считают, что формулировка «в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения», используемая данной статьей ГК РФ, означает установление законом примерного перечня конкретных недвижимых вещей в составе группы объектов недвижимого имущества под названием «и все, что прочно связано с землей» . Иными словами, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения автоматически признаются недвижимыми вещами, т.е. в отношении вещей, отнесенных, например, к сооружениям, не надо выяснять, есть ли у них прочная связь с землей, отсутствует ли возможность их перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению. Эти вещи, поскольку они являются сооружениями, признаются недвижимыми. Следовательно, если газопровод относится к сооружению, он автоматически признается недвижимой вещью.
Следует отметить, что о таком толковании нормы права, предусмотренной ст. 130 ГК РФ, могут свидетельствовать формулировки «сооружение и иное недвижимое имущество», «объект недвижимого имущества (земельный участок, здание, сооружение, жилое или нежилое помещение)», предусмотренные в действующем законодательстве РФ.
О таком толковании может свидетельствовать отнесение ст. 130 ГК РФ к объектам, которые прочно связаны с землей, таких как леса и многолетние насаждения. Представляется, что для признания этих объектов недвижимым имуществом не надо выяснять, есть ли у них прочная связь с землей, отсутствует ли возможность их перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению. Эти вещи должны автоматически считаться недвижимыми.
Кроме того, указанное выше толкование нормы права, предусмотренной ст. 130 ГК РФ, имеет место в судебных актах .
Помимо ГК РФ определение понятия «недвижимое имущество (недвижимые вещи, недвижимость)» содержится в ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: «недвижимое имущество (недвижимость)- земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы». Интерес в этом определении представляет собой отнесение к объектам, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, таких объектов, как жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Считаю, что в отношении этих объектов также не надо выявлять прочную связь с землей, они автоматически являются недвижимым имуществом. У этих объектов (жилые и нежилые помещения , предприятия как имущественные комплексы) их «прочная связь с землей» имеет существенную особенность: она автоматически признается в отношении этих объектов.
Отдельные специалисты считают, что современный уровень развития науки и техники позволяет переместить без несоразмерного ущерба его назначению с одного места на другое практически любое здание и сооружение, и поэтому критерий «невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению» вообще неприменим в отношении таких объектов недвижимости, как здания и сооружения. Развитие строительной техники делает возможным перенесение с одного места на другое объектов, которые обычно считаются недвижимостью.
Действующее законодательство РФ не дает определения понятию «сооружения». Есть лишь попытки дать определение этому понятию в юридической литературе. Некоторые авторы понимают под сооружением любой искусственно возведенный на земельном участке или под ним (под землей) самостоятельный объект, который фундаментально связан с земельным участком, используется (или может быть использован) по целевому назначению и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
В качестве одного из способов отнесения конкретной вещи к статусу сооружения специалисты предлагают использовать Общероссийский классификатор основных фондов . Этот классификатор используется в РФ для указанной выше цели учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами . Данный документ относит газопровод к сооружениям.
Указанный документ призван обеспечить информационную поддержку решения следующих задач:
проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;
реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике;
осуществления международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов;
расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и др.;
расчета рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.
Несмотря на то, что этот нормативный документ имеет свою область регулирования, очевидно, что содержащиеся в нем положения не могут быть проигнорированы ни законодателем, ни правоприменителем, ни правовой наукой. В качестве базовых документов для этого классификатора выступили соответствующие международные классификаторы.
Общероссийский классификатор основных фондов не может претендовать на роль общероссийского классификатора зданий и сооружений в целях отнесения их к недвижимым вещам в полном объеме.
Безоговорочное использование Общероссийского классификатора основных фондов для целей определения, относится ли тот или иной конкретный объект к зданию и сооружению, может привести к тому, что передвижные домики производственного (мастерские, котельные, кухни, АТС и пр.) и непроизводственного назначения (жилые, бытовые, административные и пр.), которые согласно этому документу относятся к зданиям, будут признаваться недвижимым имуществом. Признание подобных объектов недвижимым имуществом, очевидно, не соответствует легальному определению понятия недвижимого имущества, предусмотренному действующим законодательством РФ.
Кроме того, указание о признании газопровода сооружением имеет место также в указанных выше Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов (п. 2), Порядке составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения РФ, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО «Газпром» и его дочерним организациям (п. 2.3). Данное обстоятельство подтверждается также судебной практикой .
Так, согласно мотивировочной части постановления ФАС Московского округа от 23 октября 2001 г. по делу N КГ-А40/5997-01 «довод заявителя о том, что асфальтовое покрытие и железобетонное ограждение не подпадают под понятие недвижимости, не может быть принято во внимание, т.к. согласно Общероссийскому классификатору основных фондов эти объекты относятся к сооружениям и в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ являются недвижимым имуществом.»
С позиции других специалистов, для определения правового статуса такого рода вещей необходимо выяснить, есть ли у них прочная связь с землей, а именно — установить наличие либо отсутствие возможности их перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению.
Они считают, что формулировка «в том числе. сооружения» в ст. 130 ГК РФ не означает, что сооружения автоматически признаются недвижимыми вещами, т.е. в отношении вещей, отнесенных к сооружениям, обязательно надо выявить наличие либо отсутствие прочной связи с землей.
Иными словами, если будет установлено, что существует возможность перемещения без несоразмерного причинения ущерба назначению, т.е. у этого имущества отсутствует прочная связь с землей, этот газопровод признается движимым имуществом, права на него и сделки с ним не подлежат государственной регистрации.
Следовательно, если будет установлено, что в отношении конкретного газопровода не существует возможности его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению, т.е. у этого имущества имеется прочная связь с землей, этот газопровод признается недвижимым имуществом, права на него и сделки с ним подлежат государственной регистрации.
Имеется правоприменительная практика, состоящая в том, что газопроводы признаются недвижимыми вещами, а права на них и сделки с ними подлежат государственной регистрации .
Правовая позиция об отнесении газопроводов к недвижимым вещам в правоприменительной практике не пользуется большой популярностью, поскольку влечет для заинтересованных участников гражданского оборота возникновение дополнительных затрат, а именно:
расходы на оформление технических паспортов в БТИ; землеустроительного дела; постановку земельных участков на кадастровый учет в кадастровой палате; государственной регистрации права собственности на газопровод в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственной регистрации права собственности на земельные участки, на которых находятся газопроводы, или договора аренды земельных участков;
расходы на государственную регистрацию обременений, ограничений, перехода в отношении газопроводов, сделок с ними;
расходы по уплате земельного налога либо арендной платы по договору аренды земельного участка, на котором располагается газопровод;
расходы на проведение внеочередных и очередных технических инвентаризаций в БТИ.

[LEFT] [SIZE=2][COLOR=#000080] Правовая позиция по отнесению газопроводов к движимым вещам [/LEFT]

[/COLOR][/SIZE]
В связи с тем, что действующее законодательство РФ не дает однозначного и четкого ответа по рассматриваемой проблеме, следует отметить, что подход по отнесению газопроводов к движимым вещам имеет право на свое существование.
Правовая позиция по отнесению газопроводов к движимому имуществу может быть основана на мнении некоторых специалистов по толкованию норм права, предусмотренных действующим законодательством РФ, и сложившегося отдельного направления судебной практики, состоящих в том, что для определения правового статуса такого рода вещей необходимо обязательно выяснять, есть ли у них прочная связь с землей, а именно — установить наличие либо отсутствие возможности их перемещения без несоразмерного причинения ущерба их назначению.
Для отнесения газопроводов к движимому имуществу необходимо получить доказательства того, что существует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению, у этого имущества отсутствует прочная связь с землей.
В связи с тем, что на сегодняшний день законодательство РФ не дает ответа на вопрос, кто и каким образом в отношении конкретного объекта (в частности газопровода) должен определять невозможность либо возможность перемещения без несоразмерного для него ущерба, т.е. представляет ли этот объект собой недвижимость либо движимость, возникает ситуация, когда заинтересованному лицу предоставляется свобода выбора в использовании любых доказательств в подтверждение позиции об отсутствии у данного объекта прочной связи с землей.
В связи с этим заинтересованным участникам гражданского оборота, придерживающимся данной правовой позиции, рекомендуется получить письменные доказательства того, что конкретный газопровод и аналогичные ему газопроводы к недвижимому имуществу не относятся, например:
переписку с учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения этого газопровода, в том числе надо получить отказ от государственной регистрации прав на данный газопровод и сделок с ним на основании того, что данный объект не является недвижимым имуществом, поскольку имеется возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению;
переписку с БТИ по месту нахождения этого газопровода, справки от этой организации, в том числе надо получить отказ от оформления технических паспортов на этот газопровод на основании того, что данный объект не является недвижимым имуществом, поскольку имеется возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению;
переписку с иными государственными органами (например, Министерством юстиции РФ или его территориальными органами, Госстроем России или его территориальными органами), справки, разъяснения от этих органов о наличии возможности перемещения этого газопровода без несоразмерного ущерба его назначению и отнесении его к движимому имуществу;
экспертные заключения от известных юридических, строительных и иных соответствующих организаций (в том числе институтов), в которых в качестве выводов будут содержаться положения, подтверждающие указанные выше обстоятельства;
судебные акты, в мотивировочной части которых содержатся положения, подтверждающие позицию по отнесению газопроводов к движимому имуществу (например, судебный акт, согласно которому будет отказано в обжаловании действий учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по отказу в государственной регистрации прав на газопровод и сделок с ним, на основании того, что данный объект не является недвижимым имуществом, поскольку имеется возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению).
Использование заинтересованными участниками гражданского оборота правовой позиции об отнесении газопроводов к движимым вещам может привести к следующим для компании негативным последствиям:
расходы на получение доказательств того, что существует возможность перемещения газопровода без несоразмерного причинения ущерба его назначению, у этого имущества отсутствует прочная связь с землей;
риски утраты прав на газопроводы;
риски по признанию сделок с газопроводами недействительными;
неопределенность в отношениях с собственником земельного участка, на котором находится газопровод; риск предъявления собственником этого земельного участка иска, состоящего в требовании об устранении нарушений со стороны компании, связанного с незаконным нахождением газопровода компании на этом земельном участке или иска о взыскании с компании неосновательного обогащения по тому же основанию.

На практике: по подземным газопроводам до сих пор никто не заморачивался — зарыли в землю, газопроводы хрен знает на чьем балансе были, теперь ГРО передаются по лизинговым схЭмам :crazy: , а землю колхозы исправно пашут, колхозники газопровод не трогают, газовики — землю. Все довольны.:crazy: По надземным магистральным газопроводам с соответствующей охранной зоной ака землеотводом — должны передаваться на балансы трансгазов, но, опять таки, во многих случаях до сих пор не переданы.

Теперь о вышеозвученной позиции Абакшина А. Н.: основная часть стоимости газопровода — труба, ГРП, ШРП и т. п. Фактические затраты на

ее (трубы) захоронение — мизер. Т. е. отнесение газопроводов именно к движимому имуществу ИМХО имеет право на жизнь. Однако, я пока не знаю таких случаев и, прежде всего, потому, что в этом случае ГРО не поимеет вожделенной «зеленки». А это уже идет вразрез с политикой партии: все газопроводы высокого и среднего давления, некогда построенные за счет государства или хозсубъектов, должны быть переданы на баланс дочек Газпрома по лизинговым схЭмам, а газопроводы низкого давления, построенные за счет населения, должны быть переданы на баланс дочек Газпрома вовсе задарма, но по тем же схЭмам. appl:

Еще по теме:

  • Военный комиссариат батыревского района Военный Комиссариат Батыревского и Шемуршинского Районов Чувашской Республики информация актуальна на 31.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников […]
  • Личные права человека и гражданина конституция рф Образовательный портал - все для студента юриста. V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. Личные права и свободы - это права и свободы, вытекающие из […]
  • Договор займа моральный вред Договор займа моральный вред Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зарубина В.Ю., судей Семерневой Е.С., рассмотрела в […]
  • Коап рф 2018 года ст 281 Кодекс Украины об административных нарушениях Статья 281. Протокол заседания коллегиального органа по делу об административном правонарушении При рассмотрении коллегиальным органом дела об […]
  • В каком году начали выдавать материнский капитал С какого года начали выплачивать материнский капитал? Интерисуюсь, положен ли мне материнский капитал, если второго родила после 30 лет в 2007 г? 1 ответ на вопрос от юристов […]
  • Беженцы и вынужденные переселенцы закон Вынужденные переселенцы Подборка наиболее важных документов по запросу Вынужденные переселенцы (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое […]